Все стали ждать очередного раздела апельсинов, а когда он начался, то проводился под пристальным вниманием всех участников. За каждой долей, получаемой каждым десятком, внимательно наблюдали делильщики из других десятков, а за каждой долькой соседи по своему десятку. Всё было сделало с самым внимательным контролем, но после раздела долек у все оказалось столько же, сколько и всегда. Тут появилась Умеющая Считать до Бесконечности, и сказала:
– Ну что, довольны? Получили? Так вам и надо!
И при слове «получили» все почему-то вспомнили, как у них болят побитые в недавнем бою головы, и ни о чём уже думать не хотели. Они держались за болезные, и отвечали:
– Отстань от нас, не до тебя сейчас! Давай как-нибудь потом, а сейчас нам надо отдохнуть.
Так в демократическом обществе закончилась гражданская война и желания повторять её у большинства больше не возникало. И так все поняли, что настоящая демократия должна быт построена на мире, и все решения вопросов надо искать в рамках более цивилизованных средств.
Глава 6. Как общество ходило на демонстрации
С тех пор, как в обществе Справедливости и Равенства появились неравенство и несправедливость, одни постепенно смирились со своей участью, а другие продолжали неустанно бороться с этим. Первые заявляли, что всё равно ничего не изменишь, и что лучше подумать о других делах, но вторые настаивали, что способ решения проблем должен быть, просто надо его найти. И не зная, чем себя занять, первые садились в лужу, пускали пузыри, и хлопали их руками, а вторые ходили, постоянно кому-то что-то доказывая и от кого-то чего требуя. Так демократическое общество разбилось на активных и пассивных.
Активные постоянно заявляли, что в обществе творится несправедливость и неравенство, и что просто так оставлять это нельзя. В этом им никто не препятствовал, ведь общество было демократическое, а в демократическом обществе каждый имеет право выражать своё мнение. Но только что порядки общества почему-то оказались так сложившимися, что прямые диалоги между умеющими считать до трёх и Умеющей Считать до Ста были невозможными. И потому разговаривать на политические темы простым участникам приходилось в основном друг с другом. Таким образом, со временем среди них появилось мнение, что они недополучают своих апельсинов потому, что Умеющая Считать до Ста просто не знает об их проблемах.
Появились убеждающие, что нужно просто ей об этом сообщить, и тогда всё сразу изменится. Только вот сообщить ей всё никак не получалось – она сидела высоко, и докричаться к ней было издалека трудно, а ближе её помощники не подпускали. И тогда одна из сторонниц этой версии нашла новаторское решение вопроса обращения наверх: она написала на большом плакате надпись: «Я недополучаю свои апельсины!!!», и встала с ним в том месте, в котором её издалека было видно.
Простояв достаточно долго, но так не добившись ожидаемой реакции сверху, демонстрантка пошла восвояси, озадаченная с вопросом, что же она сделала не так.
– Ты неправильно написала текст! – сказала ей одна умеющая считать до трёх, но Считающая Себя Очень Умной обезьяна, – Надо было писать так: «Главная разделяющая, учись считать лучше!»
– И чем же это правильнее? – спросила демонстрантка.
– Ну тем, что «Я не получаю свои апельсины» не даёт понять главной разделяющей, что виновата именно она, а вот «Главная разделяющая, учись считать лучше!» сразу это объясняет! – с умным видом пояснила Считающая Себя Очень Умной обезьяна.
– Разве «Я не получаю свои апельсины» не означает то же самое?
– Не-е-е, – с видом очень много знающей ответила та, – Совсем не то!
– С чего ты так уверена? – спросила демонстрантка.
– Да тебе любой это скажет! – ответила считающая себя очень умной, и уверенно задрала голову.
Любительница митинговать пошла спрашивать у других.
– Как написать было правильно: «Я не получаю свои апельсины!», или «Главная разделяющая, учись считать лучше!»? – спросила она у другой умеющей считать до трёх обезьяны заинтересованным тоном.
– Конечно, «Главная разделяющая, учись считать лучше!», – ответила та.
Демонстрантка заволновалась и пошла спрашивать дальше.
– Как написать было правильно? – спросила она у третьей.
– Конечно, «Главная разделяющая, учись считать лучше!», – ответила та, и тогда демонстрантка присела, схватилась руками за голову, и сидела в таком положении некоторое время.
– Вот видишь – я же тебе говорила! – сказала ей умеющая считать только до трёх, но Считающая Себя Очень Умной, – Столько обезьян не могут ошибаться!
Демонстрантка встала, согласно кивнула головой, и пошла решительными шагами править лозунг. Зачеркнув старую надпись, она написала «Главная разделяющая, учись считать лучше!», и отправилась митинговать с новой версией. Но тут ей встретилась другая обезьяна, шедшая тоже митинговать с надписью: «Я не получаю свои апельсины!!!»
– Ты неправильно написала! – сказала новой демонстрантке старая с умным видом, – Надо вот как: – и с этим словами показала ей свой новый лозунг.
– А с чего ты решила? – изобразила недоверие та.
– Да тебе любой это скажет! – ответила эта и самодовольно задрала подбородок.
– Да тебе любой скажет, что правильно «Я не получаю свои апельсины !!!», – ответила новая.
Разгорелся спор, в результате которого участники не смогли друг друга ни в чём убедить, и потому отправили друг друга спрашивать у тех обезьян, на мнение которых они ссылались.
Получив по несколько подтверждающих ответов каждая от своих респондентов, они вернулись друг к другу и стали спорить, у кого подтверждающих больше. Но поскольку в цифрах они путались, то пытались пронять друг друга на веру, а когда и это не удалось, им ничего не оставалось, кроме как позвать своих подтверждальщиков, чтобы можно было воочию их личным присутствием удостовериться, у кого их больше.
Когда все персоны были собраны, оказалось, что посчитать всё равно ничего не получается, т.к. дальше трёх у спорящих начинались разногласия. К спорам на тему, у кого больше подтверждальщиков, добавились споры, как правильно считать, и ситуация зашла в ещё больший тупик. И тогда они позвали Умеющую Считать до Бесконечности, чтобы она их посчитала.
– Ваши методы убеждения ничего не доказывают. Доказывать нужно по-другому. – дала она им свой совет.
– Ну и как же надо доказывать? – спросили обезьяны.
– Нужно привести такие доводы, которые нельзя ни опровергнуть, ни поставить под сомнение.
– И какие же это доводы?
– Расчёты, конечно.
– Это всё слишком сложно и никому не нужно! – отмахнулись обезьяны, – Зачем эти все премудрствования, когда есть верный способ – подтверждение твоих слов всеми остальными?
– Ну вот из-за таких подходов вы и сидите без апельсинов! – ответила Умеющая Считать до Бесконечности.
– Мы сидим без апельсинов из-за того, что ты не хочешь нам помочь!
– И чем же вы можете подкрепить свои утверждения? – засмеялась Умеющая Считать до Бесконечности.
– Да это тебе любой скажет! – ответила одна обезьяна, и все остальные уверенно закивали головами.
– Не убедили! – сказала Умеющая Считать до Бесконечности, – Вот видите, не работают ваши доводы…
– Не работают твои доводы! – закричали обезьяны. – Потому, что если бы они работали, ты бы уже давно всех убедила, а раз не можешь убедить никого, значит, твои доводы неубедительны!
Волна криков «Да! Да!» превратилась в сплошной галдёж, и не дожидаясь его окончания, Умеющая Считать до Бесконечности махнула рукой и ушла. Остальные же вернулись к своим вопросам и продолжили решать дела насущные.
Именно тогда одной самой активной обезьяне пришла в голову новаторская идея: написать лозунги «Я не получаю свои апельсины – лозунг не годится; правильный: Главная разделяющая, учись считать лучше!», и идти целой группой единомышленников с ними по всему обществу мимо всех активных и неравнодушных, чтобы все сразу видели, сколько обезьян думают так. Так в обществе состоялась первая демократическая демонстрация.
Увидев ораву обезьян с лозунгами, многие активные и не равнодушные захотели к ней присоединиться. Так толпа демонстрантов начинала расти, и чем больше она росла, тем больше желающих присоединиться к ней было. И так были сформированы самые настоящие демократические методы убеждения, а заодно доказано, что они работают. Единственная только проблема была в том, что пока эта толпа демонстрантов со своими лозунгами собирала себе сторонников в одной части общества, другая толпа с лозунгами «Главная разделяющая, учись считать лучше – лозунг неправильный; правильный – я не получаю свои апельсины!» работала в другой. И когда демонстрации встретились, оказалось, что в рядах обоих столько участников, что посчитать им свой электорат, а тем более без разногласий, не хотелось даже и пытаться. Поэтому толпы разошлись, и стали думать, что им в такой ситуации делать.
Именно тогда одной очень активной обезьяне пришла в голову новаторская идея: подождать, когда толпа противников разбредётся, и тогда сделать променад по местам их обитания всей своей толпой с лозунгами в руках у каждой «Ваши лозунги неправильны – правильны наши!».
Манёвр дал свой результат: некоторые самые нерешительные из лагеря противников, неожиданно обнаружив перед собой целую толпу обезьян с чужими лозунгами, и не видя вокруг себя достаточного количества поддерживающих среди своих, начали примыкать к рядам митингующим. Так первая фракция получила некоторый перевес, и развивая стратегический успех, снова прошла по рядам противников второй, а потом и третий круг, и с каждым заходом набирала себе всё больше новых участников. В конечном итоге они получили такое превосходство, что стало воочию видно уже невооружённым глазом их перевес. Так в рядах второй остались только самые упёртые, которые спешно стали придумывать, что им делать, чтобы переломить ситуацию.
Тут одной активной обезьяне пришла в голову новаторская идея: пройтись по рядам пассивных, и убедить их вступить в ряды активных. Пройдя с плакатами «Только дурак может думать, что ничего изменить нельзя!», они стали набирать новых участников. Когда они прошли несколько кругов, то набрали такое пополнение, что стало воочию невооружённым глазом стало видно их превосходство. А потом уже проверенными методами стали переманивать противников на свою сторону. Так постепенно наметился отток убежденцев из противоположной фракции, и вскоре в рядах их противников остались одни лишь самые упёртые участники.
Выяснив при помощи демократии, какая надпись является правильной, они сначала прошли с ним победоносным маршем круг по ареалу общества с лозунгами «Бороться за свои права надо не силой, а лозунгами!», «Демократические методы работают!», и «Столько обезьян не могут ошибаться!», а потом достали правильный лозунг, и пошли абсолютным большинством митинговать перед Умеющей Считать до Ста. Однако, простояв там до вечера, они так и не получили от неё ожидаемой реакции, и озадаченные вопросом, что же они не учли в этот раз, возвращались обратно. Тут им снова встретилась Умеющая Считать до Бесконечности.
– Ну что, убедились теперь, что ваши методы не работают? – спросила она.
– Наши методы не могу не работать, так как мы убедились в этом уже неоднократно лично это проверяли! Ошибки быть не может, так что дело всего лишь в том, что мы ещё не нашли правильную надпись.
– Правильная надпись тут может быть только одна: «Демонстранты, учитесь считать, потому, что из-за вас я недополучаю свои апельсины!».
– Иди ты куда подальше! – закричали демонстранты, – пока не покажешь, что твои методы убеждения работают, мы тебя вообще слушать не хотим!
Умеющая Считать до Бесконечности попыталась что-то ответить, но была заглушена галдежом, после чего вся толпа демонстрантов отправилась спорить между собой о том, какую надпись написать в следующий раз.
Так в обществе Справедливости Равенства появилась традиция регулярно проводить демонстрации с выражением позиции участников, и это средство стало основным демократическим методом решения самых важных демократических вопросов для большинства участников общества. Потому, что, как было выяснено ими, это средство работает, а в демократическом обществе абсолютное большинство ошибаться не может.
Глава 7. Как обществе появилась оппозиция
Однажды, одна из уполномоченных разделять десяток заявила: «Сначала мне мои пятьдесят апельсинов на мой десяток, а потом, делите, как хотите!» Красноречиво изложив эту программу своему десятку, она быстро заручилась его полной поддержкой. Так же ещё с ней, в принципе, была согласна её коллега из соседнего десятка, но только с одной небольшой оговоркой: первые пятьдесят должны были достаться её десятку, а вторые уже, конечно же, десятку партнёра. Ещё к ним примкнула третья коллега, и тоже с небольшими уточнениями, но в целом, в рамках общей программы.
Поскольку лидеры были согласны в главном, но расходились в деталях, программа требовала уточнения по выведению консенсуса. В связи с чем было назначено специальное совещание, на котором решено было проработать все вопросы. Что же касалось простых умеющих считать только до трёх обезьян, то им вообще было всё равно, что и как должно быть в цифрах, а главное, чтобы им начали выдавать, наконец, полагающиеся по закону пять апельсинов. За это они готовы были оказать поддержку любому, кто им это пообещает.
На вопрос Умеющей Считать до Бесконечности, чем это отличается от предыдущих движений, ответ был прост и убедителен (по крайней мере, для абсолютного большинства):
– Раньше ничего не получалось, потому, что вопрос решали умеющие считать только до трёх обезьяны, а теперь за дело берутся умеющие считать до десяти. Такая сила теперь точно не может ошибаться!
После очень долгих и жарких дебатов по формированию единой позиции, наконец, была достигнута договорённость в рамках общей программы, сформулированная в девизе: «Когда начинают делить не с нас, это неправильно!». Так что сначала было решено добиться того, чтобы деление начиналось с участников движения, а потом уже утрясти всё остальное. С такого лозунга и началось новое движение, которое в последствии получило название «Оппозиция».
Сначала Оппозицию поддерживали только обезьяны из десятков его основателей. Но потом к ним стали присоединяться ещё и другие, и таким образом Оппозиция начала расти, пока наконец не переросла в самое настоящее большинство.
Умеющая Считать до Ста отнеслась к Оппозиции на удивление спокойно. Она сказала, что общество у них демократическое, а в свободном демократическом обществе всегда может быть Оппозиция, ибо каждый имеет право на своё мнение. Главное только, чтобы все было по Закону. И если оппозиционеры предоставят лучшую программу деления, чем есть, то её долг, как сознательного руководителя, предоставить им соответствующие полномочия.
Поскольку ни одно нормальное политическое движение просто так не движется, то лидеры Оппозиции стали собирать средства на борьбу. Средствами, естественно, были апельсиновые дольки, потому, что скидываться целыми апельсинами простые участники не могли, а умеющие считать до десяти должны были не скидываться, а работать. И в рамках работы они отправили своих помощников агитировать всех вступать в Оппозицию.
– Почему ты не хочешь скидываться на борьбу? – спросили её активисты от Оппозиции Умеющую Считать до Бесконечности, – Ты же всегда была против обмана? Вот мы собираемся с ним бороться, тогда почему же ты к нам не присоединяешься?
– Потому, что я никогда не имею дел с теми, кто не учится ни считать, ни жизни.
– Значит, пока мы не начнём учиться считать, ты нас не поддержишь?
– А какой смысл?
Активисты ушли, однако через некоторое время вернулись, и сказали:
– Хорошо, мы согласны включить твоё условие в общую программу действий – теперь у тебя остались ещё какие-то причины нас не поддерживать?
С этими словами активисты достали список своей программы и демонстративно стали записывать в него пункт «Научиться считать».
– Ну, получается, что никаких, вроде, – пожала плечами Умеющей Считать до Бесконечности, после чего ей пришлось внести своё пожертвование, чтобы не прослыть безответственной, но после этого она добавила:
– А теперь, коли вы уж внесли такой пункт, давайте приступим…
– Потом, потом, всему своё время – сначала пожертвования, иначе всё вообще встанет! – махнули рукой активисты, и побежали дальше собирать средства на борьбу.
Когда же пожертвования со всех желающих присоединиться к движению были собраны, активисты отнесли их к лидерам, а спустя некоторое время другие активисты были отправлены собирать по новому кругу. Когда очередь опять дошла до Умеющей Считать до Бесконечности, она спросила:
– Так что там у нас с пунктом обучения считать?
– Не знаем, – ответили активисты – А что за пункт такой?
– Ну мы же заключили с вашим движением соглашение. Где же ваша ответственность?
– Не знаем… – ответили новые активисты, – надо у начальства спрашивать – оно за всё отвечает.
– Ну так идите и спрашивайте.
– А может, сначала пожертвования, а потом мы на у них спросим?
– Нет уж, сначала ваши обязательства, а потом новые пожертвования.
– Ладно, – сказали активисты, – мы это обязательно решим, но позже, а сейчас нам очень важно собрать как можно больше средств!
С этими словами активисты побежали собирать дальше, а потом вдруг все участники Оппозиции пришли к Умеющей Считать до Бесконечности, и сказали:
– Вот они мы. Вот видишь – мы пришли выполнять свои обязательства. А ты нам не верила!
– Очень хорошо, – ободрилась Умеющая Считать до Бесконечности, – Давайте же приступим…
– Подожди! – закричали они, – сначала пожертвования!
– Ладно, – согласилась она, и внесла ещё одно пожертвование.
После чего Умеющая Считать до Бесконечности набрала в грудь воздуха, чтобы начать говорить. Тут одна из обезьян подняла вверх указательный палец и сказала: «Я на секунду – начинайте пока без меня» и куда-то отошла. За ней вторая сказала: «Я сейчас не могу, вы без меня послушайте, а потом обязательно расскажите, что было!», и тоже удалилась. За ней третья заявила «А я вспомнила: у меня срочные дела – я тоже не могу никак!». Вслед за ними последовало сразу ещё несколько, а потом вся остальная толпа, посмотрев на них, как по команде, сказала хором, что им тоже надо отойти по делу, и ринулась за ними следом.
У каждой обезьяны оказались какие-то срочные дела, которые никак не могли подождать ради такого дела, как обучение счёту. Причём дела были настолько важными, что, погрузившись в них, никто так и не смог вернуться, и лекцию читать оказалось не для кого. Однако это не означало, что борьба за правое дело на этом закончилась, ибо все те важные дела были не чем иным, как продолжением той самой борьбы, и невыполнение списка было всего лишь по одному пункту, касающегося условия Умеющей Считать до Бесконечности; все же остальные пункты были по-прежнему в деле и выполнялись согласно программе.
О продолжении борьбы явственно говорил тот факт, что через некоторое время вернулись новые активисты, и попросили новые пожертвования. На этот раз Умеющая Считать до Бесконечности горько усмехнулась:
– А что там с обучением счёту?
– Не знаем, – ответили активисты – А что за обучение такое?
– Ну вот когда будете знать, тогда и приходите.
– Не хочешь – не надо, и без тебя добьёмся правды! – ответили ей активисты и пошли дальше.
Когда было собрано всё, что можно было собрать со всех не жалеющих средств на борьбу, лидеры Оппозиции вместе со всем электоратом и пошли предстали перед Умеющей Считать до Ста.
– Давай вноси поправки в Закон! – потребовали они.
– Какие именно поправки надо внести? – спросила та с очень серьёзным выражением лица.
– Поправки, что начинать делить надо с нас!
– А с кого конкретно из вас надо начинать?
– Ну это мы потом разберёмся, а сейчас давай вноси это!
– Нет, извините, пока вы этого не уточните, я ничего вносить не буду! Я присягала соблюдать Закон, а Закон защищает права участников Общества, которые окажутся под угрозой, если не будет чёткого порядка действий! Поэтому сначала все уточнения, а потом поправки!
Оппозиционеры стали предлагать различные законопроекты, где каждый предлагающий хотел начинать делить с себя. Однако каждая программа встречала возражение среди соратников:
– Предлагаемый вами закон незаконный, потому, что, начиная делить с вас, мы недополучим апельсинов! Так что ваш законопроект ничем не лучше того, что действует сейчас. Поэтому начинать делить не с вас, а с нас!
Но в ответ на это сразу же звучало:
– А если начинать делить с вас, то апельсинов недополучим мы. А раз мы недополучим, значит, ваш закон незаконный. А раз ваш закон незаконный, значит, законный – наш!
Поскольку задачу никак не удавалось решить, дебаты продолжались. А поскольку задача была очень ответственная, разбирательства решили продолжать до тех пор, пока не выяснят всё до конца. Но поскольку нескончаемое выяснение становилось для многих неинтересным, дальнейший поток поступающих пожертвований оказался под угрозой иссечения. А поскольку, как известно, без финансирования никакая демократическая борьба вестись не может, то, чтобы спасти дело, для решения проблемы приходилось работать в усиленном режиме.
В усиленном режиме, для ускорения решения вопроса приводимые доводы приходилось подкреплять словами, которые должны были помочь оппонентам быстрее соображать. Слова подбирались самые веские и крепкие, которыми можно было только наградить оппонентов, своей неграмотностью и заботой о сиюминутной политической выгоде саботирующих борьбу за правое дело. И поскольку такой формат дискуссии оказался для слуха простых участников Общества гораздо привычнее (а самое главное, гораздо понятнее), интерес к мероприятию снова стал возрастать.
Чем креативнее лидеры Оппозиции награждали друг друга эпитетами, тем больше интереса к действию проявляли остальные участники. Однако, как бы не был велик и могуч демократический язык, все выразительные слова рано или поздно оказались использованы во всех комбинациях, и через некоторое время и этот режим разбирательства стал простым обезьянам наскучивать.
Спасение дела требовало ещё более решительных действий, и лидеры Оппозиции нашли новые методы. Таковыми оказались физические меры воздействия на оппонентов, которые пошли в ход после того, как все словесные аргументы закончились. И чем эффективнее лейбористы отвешивали друг другу оплеухи, тем больший поток пожертвований шёл на мероприятие.
Лицезрящие действие сопереживали процессу всей душой и украшали его своими комментариями.
– Давай, давай! – кричали они, – так её! Ещё, А-а-атлично! От-так ей, от-так! Пинка ей теперь, правильно, а теперь мордой ей в грязь. От-так, пусть покушает!
В этот момент мимо проходила Умеющая Считать до Бесконечности.
– Вот видишь, а ты жалела потраченных корок! – сказали ей радостные обезьяны.
– Вы, кажется, что-то собирались уточнять Умеющей Считать до Ста, – заметила она.
– Да, кстати, – вспомнили они, и повернувшись к дерущимся, проорали – Не забудьте ещё и про уточнения для Умеющей Считать до Ста!
Лейбористы встали, отряхнулись, и, поправив галстуки, вернулись к дебатам. Диалог очень быстро перешёл на повышенные тона, а затем и в ругань. Когда же ругань сменилась на драку, зазвучали комментарии «Давай, давай!».
Так Оппозиция сумела получить оглушительный успех вопреки всем пессимистичным прогнозам Умеющей Считать до Бесконечности, и стала неотъемлемой частью демократической культуры общества. Успех мероприятия был столь сильным, что к нему стали возвращаться снова и снова, отдохнувши и собравшись с силами для новой борьбы. В таком режиме разбирательства продолжаются до сих пор, периодически затихая и снова разгораясь, в меру того, насколько серьёзно идёт финансирование. Ибо без нормального финансирования ни одна серьёзная борьба в политике не возможна, а возможны только кухонные разбирательства простых обезьян, не умеющих считать далее, чем до трёх, которые всё же готовы бесплатно на одном лишь чистом энтузиазме друг другу доказывать, что оппонентам надо перестать поддерживать своего лидера и начать поддерживать ихнего. И в таком режиме преданные своему делу обезьяны продолжают разбирать, чей законопроект незаконный.
Глава 8. Как в обществе формировался демократический язык
По мере того, как в обществе окончательно устоялось разделение на классы, имеющее разное отношение к распределению апельсинов, в нём как-то сами собой появились слова, эти классы обозначающие. Умеющие считать до трёх обезьяны назывались барамуками, до тридцати – разделюками, а Умеющая Считать до Ста называлась просто: Верховная.
Верховная получила своё название потому, что придумала его сама, и спорить с ней по этому вопросу никто почему-то не стал. Что касается разделюков, то такое название придумали они себе не сами, а были названы так Верховной за то, что, как она сказала, разделяют с ней ответственность за делёж апельсинов, а с барамуками беззаботность жизни простых участников Общества. Впрочем, барамуки значение этого слова поняли по-своему: разделюки те потому, что разделяют между ними апельсины, чтобы было для них гораздо важнее, чем разделение каких-то тягот. Что касается барамуков, то так их назвали и разделюки и Верховная сразу, причём совершенно не сговариваясь между собой, и в унисон стали их так называть, никак не объясняя, почему они решили использовать именно это слово.