Братья Нобель стали выписывать опытных мастеров из мест, где бурение уже производилось ранее. Появились бурильщики из Галиции и Пенсильвании, которые стали пробовать практикуемые ими способы. И хотя ни один из них не оказался подходящим, местные техники имели возможность воочию увидеть различные приборы и способы работы. Присматриваясь к работе австрийцев и американцев, братья Нобель скомбинировали свою систему бурения. В итоге канатное бурение, применяемое в Пенсильвании, водяное и свободно падающим буром, практикуемые в Галиции, сочетавшись на бакинской территории со штанговым способом, вылились в своеобразную, с успехом применяемую в дальнейшем систему бурения, приспособленную к местным условиям. Выработка данной системы предопределила вложение огромных средств. Было время, когда расходы по буровым расходам достигли 400 тыс. рублей – и все-таки ни одной капли нефти не появилось. Столь дорогой урок достался совершенно даром отечественным нефтепромышленникам. Осмеивая затеи братьев Нобель, они, тем не менее, очень внимательно следили за ходом опытов, чтобы при первом же успехе воспользоваться результатами.
В последующие годы Товарищество первым применило к буровым работам паровые машины, которые стали широко использоваться на промысле. Применение при буровых работах и тартании нефти электрической энергии (тоже впервые) оказалось очень важным в отношении пожарной безопасности.
Инвестиции в разведку нефти. Товарищество финансировало пробные бурения в разных пунктах Апшеронского полуострова, на островах Челекен, Святом и в других местах. Даже неудачи при этом были важны для прочих промышленников, избавляя их от излишних и ненужных затрат. Найденные же Товариществом запасы нефти имели в будущем большое значение для развития всей нефтяной промышленности.
Инвестиции в устройство нефтехранилищ. В прежние времена у буровых скважин редко хранились большие запасы добытой нефти, потому что почти ни у кого не было для этого соответствующих резервуаров. Около скважин находились обычно деревянные чаны емкостью 100–200 пудов, а несколько дальше – земляные амбары на 40–70 тыс. пудов. Сооружение земляных амбаров обходилось очень дорого, и они далеко не соответствовали целям, ибо нефть просачивалась в землю и испарялась в большом количестве. Товарищество приняло решение инвестировать средства в постройку надземных резервуаров, постепенно заменив в них кирпич и камень более прочным материалом – железом. В наземных резервуарах цилиндрической формы гораздо легче было вести учет имеющихся запасов.
Нововведения в деле хранения нефти оказали огромную услугу нефтяной промышленности в целом, так как обеспечили возможность располагать обширными запасами сырой нефти. Это было очень важно, поскольку при отсутствии или недостаточности запасов в нефтяной промышленности наблюдались поистине беспримерные колебания цен.
Инвестирование в строительство нефтепроводов. Первоначально нефть перевозилась на арбах, исключительно в небольших кожаных бурдюках, затем – в бочках вместимостью около 20 пудов. Перевозка этого груза на короткое расстояние обходилась от 7 до 10 коп. за пуд и нередко стоила в 10 раз дороже самого материала.
Помимо дороговизны, такой способ доставки нефти тормозил количественный рост промышленности, так как Апшеронский полуостров ввиду безводья и плохой растительности был малопригоден для содержания больших гуртов рабочего скота. Перевозка зависела и от климатических условий: при непогоде доставка нефти прекращалась.
В июле 1876 г. в записке под заглавием «Взгляд на бакинскую нефтяную промышленность и ее будущность» Людвиг Нобель указывал, что и в Америке первоначально нефть перевозилась в повозках, затем – в барках по мелководным речкам, наконец остановились на доставке ее по трубам при помощи насосов. Так как этот способ оказался наиболее выгодным, ясно, что он должен быть применен и на Апшеронском полуострове. Людвиг Нобель обратился к крупным бакинским нефтепромышленникам с предложением сообща соорудить нефтепровод от промыслов к заводам и перекачивать нефть с помощью паровых насосов. По первоначальным расчетам это сооружение должно было обойтись не более 150 000 рублей. Однако тогдашние нефтяные деятели не поняли предложенной идеи и даже встретили ее со всеобщим недоверием, видя в ней коварное намерение захватить всех производителей и всю нефть в свои руки.
Вследствие такого непонимания «Товарищество братьев Нобель» самостоятельно изыскало средства для финансирования проекта и на собственный риск принялось его реализовывать. Помимо финансовых, Товарищество столкнулось и с иными сложностями. Необходимо было выхлопотать право на проложение труб по сельскообщественным землям, достать необходимое число специалистов, преодолеть враждебность местных жителей, которые теряли заработок от перевозки нефти в результате устройства трубопровода.
Первым шагом стало устройство станции для собирания нефти на промыслах и в заводском районе и их соединение нефтепроводом. Уже и при этом улучшении стоимость доставки понизилась до 2 копеек. Дальнейшим улучшением явилось проведение труб от каждого промысла отдельно до центральной станции, а также в заводском районе – проведение труб на сами заводы.
Таким образом, в 1878 г. проект был осуществлен, хотя с большими жертвами и затратами. В сутки перекачивалось 35 000 пудов нефти; при стоимости в 100 000 рублей нефтепровод окупился за один год. Цена доставки нефти от промыслов к заводу упала до 1 коп. за пуд, вследствие чего стоимость производства керосина удешевилась до 25 коп. за пуд.
Смех и недоброжелательность отечественных нефтепромышленников стали заменяться любопытством и удивлением. Не успел нефтепровод Товарищества войти в свою обычную колею, как сначала Бакинское нефтяное общество, а затем Мирзоев, Лианозов и другие промышленники стали каждый в отдельности устраивать нефтепроводы. Последующим предпринимателям сооружение обходилось уже гораздо дешевле, потому оно стало быстро развиваться. Впоследствии появились даже самостоятельные предприятия – со специальной целью перекачки нефти за известную плату от промыслов к заводам, каковым является «Бакинский нефтепровод».
Людвиг Нобель закончил строить нефтепровод в 1878 г., через год их было 3, затем число значительно увеличилось. Стоимость доставки нефти по магистральным трубопроводам стала составлять полкопейки за пуд против 6–10 копеек при прежнем способе доставки.
Инвестирование в строительство наливных судов. Производившийся в Баку керосин разливался для отсылки в большие 20-пудовые бочки. При благоприятных условиях бочка стоила 30 коп. на пуд керосина, при неблагоприятных – доходила до 60 коп. Перевозка к устьям Волги производилась на парусных судах. Нефтепромышленники находились в тяжелой зависимости от судовладельцев и состояния погоды. Помимо затрат на тару и фрахт, они несли громадные потери в виде утечки. При таких условиях становится понятным, что бакинских нефтепромышленников тяготила конкуренция с американским керосином. Следует отметить, что американцы также транспортировали свою нефтяную продукцию в бочках на парусных судах.
Уверенный в полной осуществимости наливного флота и не желая дробить свои силы и средства на множество разнородных мероприятий, Нобель предложил обществу «Кавказ и Меркурий» переделать несколько судов по его проекту на наливные, обязуясь 10-летним контрактом предоставлять ему груз по весьма значительной ставке (15 коп. от Баку до Царицына), дабы окупить все произведенные расходы. Однако ни «Кавказ и Меркурий», ни другие пароходные общества, к которым обращался Людвиг Нобель, не согласились принять такое предложение.
Несмотря на то что каждый наливной пароход стоил до 300 тыс. рублей (наливной флот обошелся впоследствии Товариществу около 4 млн рублей), Людвиг Нобель приступил к осуществлению плана за собственный счет и на свой риск. Первый наливной пароход, построенный в 1877 г. в Швеции по проекту и чертежам Людвига Нобеля, был назван именем «Зороастра». Вслед за ним появились более усовершенствованные другие наливные пароходы, названные именами основателей религий и великих деятелей: «Будда», «Магомет», «Моисей», «Спиноза», «Дарвин», «Линней», «Норденшильд» и др. Из Астрахани пароходы возвращались в Баку с водой вместо балласта, так как пресной воды в Баку было мало.
Постепенно совершенствуя устройство наливных пароходов, Людвиг Нобель добился, что они вполне удовлетворяли все предъявляемые к ним требования. Нобель собственноручно составлял инструкции для капитанов и служащих, проводил их обучение. Теоретическая мысль была воплощена в дело, стоившее инициатору громадной затраты энергии и денежных средств.
Уже первые наливные пароходы дали такую громадную экономию, что о конкуренции тарной перевозки с наливной не могло быть и речи. Поняв истинное значение нововведения, остальные нефтепромышленники стали заказывать и для себя паровые наливные суда, причем им они обходились намного дешевле. Затем и транспортные общества расширили свои перевозочные средства наливными пароходами и баржами, что довольно скоро сделало наливной способ перевозки преобладающим.
Этим открытием воспользовались и иностранцы: англичане, американцы, немцы стали строить наливные суда для перевозки керосина из Америки в Европу.
В результате усовершенствований способа перевозки цена на керосин в России быстро падала: в 1877 г. пуд керосина в Царицыне стоил в среднем 1 р. 85 коп; в 1878 г. – 1 р. 15 коп.; в 1879 г. – только 65 коп.; в 1882 г. цена упала уже до 50 коп.; позже опустилась до 15–20 коп. Отечественный керосин стал конкурентоспособным на мировом рынке нефтепродуктов.
Таким образом, проинвестированное Нобелями введение наливной перевозки оказало огромное влияние не только на развитие нефтяной промышленности, но и на развитие флота.
Инвестирование в производство вагонов-цистерн. Людвиг Нобель решил удешевить перевозку нефтяных продуктов по железным дорогам, затрудняемую дорогостоящей и крайне неудобной бочечной тарой. В этом уже имелся прецедент Америки, где практиковалась перевозка нефти в особых вагонах-цистернах. Нобель обратился с предложением обзавестись такими вагонами к правлению Грязе-Царицынской железной дороги, обязываясь обеспечить дорогу необходимым грузом. Но правление не нашло тогда выгодным это предложение. Обращение к другим железным дорогам также оказалось напрасным.
Тогда Товарищество приняло решение вложить средства в производство 100 вагонов-цистерн собственной конструкции. Эти вагоны были поставлены на Грязе-Царицынскую железную дорогу. Предварительно Товарищество вошло в конвенцию с железными дорогами относительно условий перевозки.
Убедившись в целесообразности такой перевозки, Товарищество впоследствии довело количество вагонов до 1500, распределив по всей сети железных дорог. Цистерны строились преимущественно на петербургском машиностроительном заводе Нобеля и в цехах Товарищества. Затем там были организованы свои железнодорожные команды, мастерские для ремонта и свой железнодорожный контроль.
Пример снова подействовал заразительно: не только частные предприниматели, но и правления железных дорог стали обзаводиться собственными вагонами-цистернами. Введение железнодорожной наливной перевозки привело к тому, что цены на керосин начали быстро падать и американский керосин постепенно был вытеснен русским продуктом.
Инвестирование в организацию складочной системы. Для дальнейшего развития нефтяного дела и расширения сбыта продуктов необходимы были коренные перемены в самой организации торговли. Надлежало устранить многочисленных торговых посредников, учредить торговые конторы, устроить на важнейших потребительских рынках и узловых станциях железнодорожной сети сборные склады. Нобель решил инвестировать средства в организацию складочной системы, что потребовало немалых затрат. В частности, для складов необходимо было приобретать земельные участки и оборудовать их необходимой инфраструктурой. При складах были устроены громадные железные резервуары, пришедшие на смену деревянным бочкам.
Как быстро Товарищество создавало свои склады, показывают следующие данные: в 1879 г. были устроены первые 11 резервуаров в Царицыне; в 1881 г. – в Москве, Туле и Харькове; в 1882 г. – в Бердичеве, Варшаве, Двинске, Киеве, Калуге, Минске, Нижнем Новгороде, Полоцке, Ростове-на-Дону, Смоленске, Саратове и др. Так возникла обширная сеть складов, развитая впоследствии Товариществом по всей Европейской России и Сибири – от Варшавы до Владивостока и от Баку до Петербурга и финляндских городов. Благодаря организации такой сети очень скоро удалось вытеснить американский керосин из С.-Петербурга, Риги, Ревеля, Варшавы и всего Севера и Юго-Запада России.
Инвестирование в усовершенствование техники производства. До начала деятельности Товарищества единственным продуктом, который получали на бакинских заводах, был керосин и такого плохого качества, что на русских рынках его именовали не иначе, как «бакинская бурда».
Товарищество наладило строгий технический контроль за производством керосина, подвергая его 10 различным испытаниям. Был введен собственный стандарт, строже правительственного, установленного лишь в марте 1895 г. Введение стандарта позволило придать однообразный характер выпускаемым товарам, создать их тип. Это было особенно важно для упорядочения и распространения сбыта. Далее была выработана совершенно новая, не известная дотоле ни в Америке, ни в Европе система непрерывной перегонки в последовательно сообщающихся кубах. В результате этого нововведения появлялись: возможность ведения работ в течение всего года; громадная экономия в рабочем труде; возможность благодаря последовательности перегонного процесса собирать отдельно любые фракции погонов; большой выход и высокое качество последних; полная утилизация сырого материала (нефти)[28]; интенсивная производительность; безопасность в пожарном отношении и в конечном счете – удешевление производства вследствие экономии капитала, труда и времени.
К заслугам Товарищества следует отнести и организацию производства бензина, что стало возможным благодаря усовершенствованию производства. Людвиг Нобель построил обширный бензиновый завод и организовал сбыт этого продукта на русском рынке, главным образом на резиновых и костеобжигательных заводах, прежде употреблявших заграничный бензин. Так, если в 1885 г. бензина в Россию было ввезено 69 877 пудов на 187 281 рублей, то в 1890 г. – только 6 982 пуда на 28 557 рублей.
Были также организованы некоторые побочные производства, например, ангидридный завод.
Инвестирование в развитие производства смазочных масел. Приступив к переработке мазута в смазочные масла, Товарищество первоначально ограничилось изготовлением полуфабрикатов. Затем перешло к очистке масел серной кислотой и содой и приступило к высылке смазочных масел на заграничные рынки в готовом виде. Перевозка была начата в больших размерах с применением специальных наливных перевозочных средств для экспорта. Впоследствии Товарищество организовало сбыт масел и на внутренних рынках. Масляный завод Товарищества был самым крупным заводом такого рода в мире.
Инвестирование в организацию экспорта русских нефтяных продуктов. Поскольку Закавказская железная дорога еще строилась, Людвиг Нобель обратил внимание на вывоз продукции через западную границу и Балтийское море. Делая затраты в этом направлении, он указывал, что для России гораздо выгоднее продавать свой керосин через западную границу и Балтийское море за 70–80 коп. и дороже, чем сдавать его в Батуми на иностранные пароходы за 40 коп. Нобель организовал сбыт керосина и нефтяных продуктов и поставил на Балтийское море наливной пароход (правление Товарищества после смерти Нобеля назвало пароход его именем). Затем Товарищество обратило внимание на организацию функционирования Закавказской железной дороги[29]. Так, с 1888 г., когда частным лицам разрешили использовать собственные вагоны на дорогу, Товарищество поставило 465 вагонов, затратив на это около 1 млн рублей.
Для организации сбыта русских нефтепродуктов за границей Товарищество учреждало акционерные общества. Так, для сбыта керосина в Германии было создано акционерное общество Deutsch-Russische Napha-Import-Gesellschaft, с основным капиталом первоначально 1,5 млн марок, а затем 3, 5, и 7,5 млн марок, причем в дело вступили соучастниками и другие бакинские фирмы, экспортирующие керосин. Названное общество организовало склады и агентуры в Гамбурге, Любеке, Берлине, Данциге, Амстердаме, Мангейме, Дюссельдорфе, Дортмунде, Кенигсберге, Бреславле и др.
Для организации сбыта керосина в Австрии Товарищество учредило в Вене акционерное общество Oesterreichische Napha-Import-Gesellschaft, владевшее собственными разливными складами и собственным парком вагонов-цистерн.
Представительство Товарищества по продаже керосина в Англии поручено было в 1888 г. фирме Bessler, Waechter and Co. в Лондоне, которая в следующем же году открыла импорт русского керосина в Великобританию. Дальнейшим шагом развития экспорта русского керосина в Англию явилось учреждение в 1900 г. общества Consolidated Petroleum Company Lim., объединившего интересы всех русских нефтепромышленных обществ, вывозящих керосин в Англию. Эта компа ния, основанная «Товариществом братьев Нобель», Каспийско-Черноморским обществом и фирмой Bessler, Waechter and Co., включила в себя общество Anglo-Caucasian Petroleum Company и фирму Bessler, Waechter and Co. со всеми их агентурами. Склады компании размещались в Лондоне, Манчестере, Ливерпуле, Белфасте и прочих городах.
Главнейшим после керосина экспортным продуктом Товарищества были смазочные масла. В 1900 г. состоялось объединение всего сбыта русских смазочных масел на заграничных рынках в фирму Societe anonyme d'armement, d'industrie et de commerce с капиталом 12,5 млн франков. В общество вошли пайщиками, кроме «Товарищества братьев Нобель», Каспийско-Черноморское общество, «Товарищество Шибаева» и некоторые другие.
Инвестирование в развитие нефтяного отопления. В сфере развития нефтяного отопления следует отметить несколько направлений деятельности Товарищества. Во-первых, им осуществлялось финансирование расходов на изобретения и рационализаторские предложения. Результатом стало создание оригинальных печей и паровых котлов по системе Людвига Нобеля, которые демонстрировались на Всероссийской выставке в Москве в 1882 г. Использовавшееся нефтяное топливо (которое получалось из нефтяных остатков) имело огромные преимущества и быстро получило распространение на железнодорожном транспорте, морском, речном флоте, в промышленности. В деле развития потребления нефтяных остатков в качестве топлива Товарищество имело немалые заслуги, осуществляя организацию складов мазута, устройство нефтяных хранилищ, отопительного оборудования, пропагандируя нефтяное топливо среди промышленников.
Инвестирование в социальную инфраструктуру. В Баку Товариществом были построены дома для рабочих. Для старших служащих за чертой города был возведен особый поселок, получивший название Вилла Петролеа. Рабочие Товарищества были одними из самых высокооплачиваемых в Бакинском районе, для них существовала сберегательная касса, для медицинского обслуживания были организованы превосходно обставленные приемные покои с постоянным фельдшером и доктором, который посещал эти покои или являлся на квартиру к больным по их желанию.
Можно с уверенностью сказать, что, являясь самой крупной нефтяной корпорацией страны, «Товарищество братьев Нобель» оказало существенное влияние на создание в России мощной нефтяной инфраструктуры.
Подводя итоги экскурса в историю нефтяной промышленности дореволюционной России, нужно сделать некоторые выводы. Факты неопровержимо свидетельствуют о ведущей роли иностранного капитала в становлении и развитии российского нефтяного дела. К 1920 г. 70 % капиталовложений в нефтяную промышленность принадлежали иностранному капиталу – английскому, французскому, американскому, шведскому и немецкому.
Иностранные инвестиции позволяли совершенствовать нефтедобычу, нефтепереработку и в целом всю инфраструктуру, так или иначе связанную с нефтяным делом.
Российское законодательство не предусматривало каких-либо льгот и дополнительных гарантий для иностранных инвесторов, предоставляя им национальный правовой режим. Вместе с тем российское правительство не вводило ограничений деятельности для иностранных юридических лиц. Такая политика, построенная на принципе свободы предпринимательства и невмешательства во внутренние дела нефтепромышленников, позволила им достичь больших успехов в развитии своего бизнеса и принести огромную пользу как экономике России в целом, так и отечественным производителям.
Уроки истории свидетельствуют о возможности достижения баланса частных и публичных интересов при осуществлении деятельности иностранных инвесторов в нефтегазовой промышленности.
§ 2. Иностранные инвестиции в нефтегазовую промышленность в годы социалистического хозяйственного строительства
Революция 1917 г. привнесла кардинальные изменения в сферу нефтяной промышленности России. Иностранные инвестиции в развитие нефтегазовой промышленности в первые периоды социалистического хозяйственного строительства было значительно сокращены, а впоследствии – сведены на нет.
Период Гражданской войны и интервенции в нефтяных районах стал катастрофическим для нефтяной промышленности России. Особенно сильно пострадали нефтяные промыслы и заводы в Бакинском и Грозненском районах. Из 3950 эксплуатационных скважин России после Гражданской войны нефть давали только 1071. Добыча нефти в 1921 г. была на уровне 36 % от уровня 1913 г.[30]
Еще накануне Великой Октябрьской социалистической революции – в сентябре 1917 г. – В. И. Ленин требовал объявить войну «нефтяным королям» и отмечал: «Национализация нефтяной промышленности возможна сразу и обязательна для революционно-демократического государства, особенно когда оно переживает величайший кризис, когда надо во что бы то ни стало сберегать народный труд и увеличивать производство топлива»[31].
Нефтепромысловое хозяйство было разрушено, и представители иностранного капитала утверждали, что большевикам нефтяную промышленность не поднять. Они настоятельно рекомендовали сдать нефтяные районы им в концессию.
Однако революционное правительство пошло по другому пути. В 1918 г. на основе Декрета Второго съезда Советов от 25 октября 1917 г. специальным Декретом Совнаркома РСФСР от 20 июня 1918 г.[32] была осуществлена национализация нефтяной промышленности России. В данном акте, в частности, говорилось:
«П. 1. Объявляются государственной собственностью предприятия нефтедобывающие, нефтеперерабатывающие, нефтеторговые, подсобные по бурению и транспортные (цистерны, нефтепроводы, нефтяные склады, доки, пристанские сооружения и проч.) со всем их движимым и недвижимым имуществом, где бы оно не находилось и в чем бы оно не заключалось.
П. 12. Настоящий Декрет вступает в силу немедленно по опубликованию».
Чуть ранее, 2 июня 1918 г., Декретом Бакинского Совнаркома была объявлена народным достоянием бакинская нефтяная промышленность.
В конце 1918 г. с помощью германских и турецких властей произошло временное падение советской власти в Азербайджане, ей на смену пришло Мусаватское правительство. Нефтяные промыслы и заводы были возвращены бывшим владельцам, в том числе и иностранным инвесторам. Однако Гражданская война, нестабильность, сопротивление большевикам на Кавказе (в годы существования с 1918 по 1920 г. Азербайджанской демократической республики, поддерживаемой белой армией Деникина), трудности политического и социально-экономического характера явились причиной резкого падения добычи нефти и производства нефтепродуктов.
24 мая 1919 г. Азербайджанский Революционный Комитет принял Декрет о безвозмездной национализации нефтяной промышленности Баку[33]. Были объявлены собственностью государства все нефтедобывающие, нефтеперерабатывающие, нефтеторговые и подсобные предприятия, ликвидированы 272 частные нефтепромышленные компании.
Для управления всеми нефтяными бакинскими предприятиями был создан Азербайджанский нефтяной комитет. В целом по России руководство нефтяной промышленностью осуществлял Главный нефтяной комитет при отделе топлива ВСНХ, созданный на основе подписанного В. И. Лениным Декрета Совнаркома.
Во время советской власти возникли нефтяные тресты Азнефть, Грознефть и Эмбанефть, которые создали синдикат по продаже советской нефти. Постепенно восстанавливалась нефтяная промышленность, обновлялись оборудование и технологии.
Роль иностранного капитала в восстановлении нефтяной промышленности в период с 1921 по 1930 г. была очень значительной. В период НЭПа западные нефтяные компании «Бритиш Петролеум», «Стандарт Ойл», американская «Брансдал», а также итало-бельгийские, японские, германские и некоторые другие получили нефтяные концессии на добычу и экспорт советской нефти. Они сыграли решающую роль в увеличении производства нефти и к 1930 г., впервые после наиболее продуктивного 1901 г., добыча нефти достигла 10,2 млн тонн.