Книга Правовое регулирование иностранных инвестиций в нефтяной и газовой промышленности. Учебное пособие - читать онлайн бесплатно, автор Рашад Афатович Курбанов. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Правовое регулирование иностранных инвестиций в нефтяной и газовой промышленности. Учебное пособие
Правовое регулирование иностранных инвестиций в нефтяной и газовой промышленности. Учебное пособие
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Правовое регулирование иностранных инвестиций в нефтяной и газовой промышленности. Учебное пособие

Однако концессии, предоставленные иностранным компаниям и явившиеся одной из правовых форм существования отношений в сфере нефтедобычи, за редким исключением были ликвидированы в 1930 г. «Стандарт Ойл», имевшая концессию в районе Батуми, сохранила ее до 1935 г., а японские фирмы сохранили концессии на Сахалине вплоть до 1944 г.

После произведенной ликвидации иностранных нефтяных концессий нефтяная промышленность СССР всецело вошла в плановую советскую экономику. Ни о каком привлечении иностранного капитала тогда не могло быть и речи. Развитие экономики СССР, в том числе и нефтяной промышленности, осуществлялось исключительно за счет внутреннего финансирования. Отношение к иностранным инвестициям было сугубо отрицательным. Привлечение иностранных инвестиций в нефтяную промышленность было возобновлено лишь с переходом страны к рыночной экономике.

В 80-х гг. стала очевидной необходимость проведения в стране экономической реформы, в ходе которой произошло существенное изменение и расширение конкретных форм сотрудничества с зарубежными партнерами. Большое значение стала приобретать такая правовая форма иностранного инвестиционного сотрудничества, как совместные предприятия. Создание совместных предприятий – важнейшее звено проводимой в стране работы по радикальной экономической реформе, укреплению экономики страны, повышению ее международного авторитета, выходу на современный уровень техники, технологии и организации производства[34].

Следует отметить, что совместные предприятия получили распространение практически во всех странах мира. В развитых странах такие предприятия являются давно известной формой организации совместной хозяйственной деятельности с участием иностранного партнера, позволяющей более полно использовать свой и зарубежный опыт, научный потенциал, производственные мощности, добиваться ряда таможенных, налоговых льгот.

В экономической и юридической литературе высказывались разные точки зрения относительно понятия и сущности совместных предприятий[35]. Несомненным остается тот факт, что совместные предприятия относятся к прогрессивным формам сотрудничества, при котором учитываются взаимные интересы сторон, что требует компромиссов, взаимных уступок, большого доверия и большой ответственности. Деятельность в рамках этого сотрудничества приводит к созданию на территории какого-либо государства предприятия с участием как национального, так и иностранного капитала[36].

До 1986 г. в СССР практически отсутствовали предпосылки для учреждения и деятельности совместных предприятий. В качестве единственного имевшегося акта можно назвать Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1983 г. «О порядке осуществления деятельности на территории СССР совместных хозяйственных организаций СССР и других стран-членов СЭВ». Данным Указом были предусмотрены возможности создания соответствующих совместных хозяйственных организаций с социалистическими странами, определен их общий правовой режим[37].


Актами, ознаменовавшими начало перестройки в рассматриваемой сфере, явились решения августовского 1986 г. и июньского 1987 г. пленумов ЦК КПСС, выработавших программу экономической реформы.

Первым документом, принципиально решившим вопрос о допущении иностранного капитала на территорию СССР, стал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1987 г. «О вопросах, связанных с созданием на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций с участием советских и иностранных организаций, фирм и органов управления»[38]. В развитие данного Указа принимаются Постановление Совета Министров СССР 48 «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран-членов СЭВ»[39] и Постановление Совета Министров СССР 49 «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран»[40]. Этими постановлениями были определены основные цели создания совместных предприятий, круг участников, их права, состав имущества и др. В частности, в Постановлении 49 был установлен разрешительный порядок создания совместных предприятий на территории СССР, говорилось, что к совместным предприятиям применяется национальное законодательство страны их учреждения. Вместе с тем, давая общую характеристику указанному Постановлению, хотелось бы сослаться на мнение, высказанное в докладе секретаря ЮНКТАД «О путях и средствах содействия развитию торговли и экономической кооперации между странами разных социально-экономических систем», где сказано, что серьезным сдерживающим моментом для создания совместных предприятий, по мнению западных стран, является «неясность и расплывчатость формулировок положений январского Постановления 49»[41]. Позднее в развитие Постановления был принят ряд дополнительных инструкций[42].


Хотелось бы также отметить, что принятие двух постановлений, предусмотревших различные условия для капиталистических партнеров и партнеров из социалистических стран, вызвало критику как со стороны зарубежных, так и советских юристов.

Важную роль в развитии правового регулирования в рассматриваемой сфере сыграл Закон СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)»[43], в котором предусматривалось, что основными формами развития внешнеторговых связей являются производственная и научно-техническая кооперация, а также совместные предприятия. Совместные предприятия были определены как один из видов внешнеэкономической деятельности, как одна из форм хозяйственного сотрудничества. В целом следует сказать, что совместные предприятия в тот период имели более широкие права, не будучи включенными в плановую систему подобно государственным предприятиям.

Предоставление совместным предприятиям прав более широких, чем другим субъектам, сыграло, на наш взгляд, существенную роль в ускорении процессов принятия актов, предусматривающих дальнейшую демократизацию внешнеэкономической сферы. Развитие правового регулирования привело к принятию 17 сентября 1987 г. Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР 1074 «О дополнительных мерах по совершенствованию внешнеэкономической деятельности в новых условиях хозяйствования», которое внесло существенные изменения в Постановление 49, направленные на дальнейшее развитие сотрудничества с фирмами капиталистических и развивающихся стран. Этим актом была устранена обязательность посредничества внешнеэкономических организаций, создана возможность прямых контактов для совместных предприятий с иностранными контрагентами. Упрощая действующий порядок принятия решений о создании совместных предприятий, Постановление 1074 предусмотрело ряд мер, направленных на повышение эффективности сотрудничества, разрешая предприятиям и объединениям использовать в хозяйственном взаимодействии с иностранными партнерами различные эффективные формы совместной хозяйственной деятельности, включая создание акционерных обществ, товариществ, и другие формы инвестиционно-коммерческой деятельности.

Большое значение имело принятое 2 декабря 1988 г. Постановление Совета Министров СССР 1405 «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций»[44], получившее положительные оценки западных экспертов. В связи с этим можно привести мнение западного юриста С. Кэрри: «В общем, как развитие зако нодательства, так и его применение отражают высокий уровень гибкости и большой заинтересованности советской стороны в успехе совместных предприятий»[45]. Постановление 1405 предусматривало дальнейшую либерализацию всей системы деятельности совместных предприятий. Было принято важное новшество: снято ограничение 49 % иностранного участия в капиталах совместных предприятий. Советское законодательство предоставило иностранным инвесторам ряд льгот: освобождение или снижение налогов, разрешение использования работниками оплаты жилья и других услуг в советских рублях и др. Постановлением 1405 был впервые установлен дифференцированный подход к совместным предприятиям. Так, создаваемые в Дальневосточном экономическом регионе совместные предприятия освобождались от уплаты налогов на прибыль в течение первых трех лет, а все остальные – в течение двух лет с момента получения объявленной прибыли. Налог на их прибыль уменьшался на 10 %; Министерству финансов СССР предоставлялось право не облагать налогом на определенный срок часть прибыли, принадлежащей иностранному участнику совместного предприятия, или понижать размеры этого налога.

В целях упорядочения режима деятельности совместных предприятий 7 марта 1989 г. было принято Постановление Совета Министров СССР 205 «О мерах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности», которое представляло в известной мере отход от линии либерализации[46]. Оно закрепило, в частности, за анализируемыми организациями право экспорта только производимой ими продукции (работ, услуг) и соответственно импорта продукции только для собственных нужд. Для проведения посреднических операций было необходимо получение разрешения от Министерства внешних экономических связей.

Дальнейшее развитие правового регулирования характеризовалось тем, что оно шло уже не по пути регламентации деятельности совместных предприятий, а по пути расширения сферы применения законодательства. Следует отметить, что расширение сферы регулирования было скорее декларативным и носило в значительной степени формальный характер[47]. Речь идет об Указе Президента СССР от 26 октября 1990 г., согласно которому иностранные инвесторы (юридические лица и граждане) могли осуществлять инвестиции путем долевого участия в предприятиях, организуемых совместно с советскими юридическими лицами и гражданами; приобретения имущества, акций и других ценных бу маг; приобретения самостоятельно или с участием советских юридических лиц и граждан прав пользования землей и других имущественных прав, включая приобретение прав на долгосрочную аренду. Основным нововведением Указа было декларирование возможности учреждения не только предприятий с иностранными инвестициями, но и предприятий, в которых иностранные инвестиции составляют 100 % имущества. Однако вследствие декларативности формулировки нововведения его практическая реализация была весьма затруднительна, вплоть до принятия российского закона об иностранных инвестициях.

Совершенствование правового регулирования деятельности иностранных инвесторов привело к разработке и принятию 5 июля 1991 г. Основ законодательства об иностранных инвестициях в СССР[48]. Однако последовавший вскоре распад СССР привел к тому, что законодательное обеспечение деятельности иностранных инвесторов стало осуществляться российскими нормативными правовыми актами.

Такова краткая характеристика становления современного законодательства об иностранном инвестиционном сотрудничестве в СССР. Дальнейшее свое развитие оно получило в 90-х гг. прошлого века.

§ 3. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России с 1991 по 1999 г.

Переход России на рыночные условия хозяйствования предопределил необходимость формирования законодательства об иностранных инвестициях. И такое законодательство постепенно стало складываться.

Его отправной точкой можно считать Закон РСФСР от 4 июля 1991 г. 1545-I «Об иностранных инвестициях в РСФСР»[49] (далее – Закон об иностранных инвестициях 1991 г.). Данный Закон определил правовые и экономические основы осуществления иностранных инвестиций на территории РСФСР. Он был направлен на привлечение и эффективное использование в народном хозяйстве РСФСР иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой зарубежной техники и технологий, управленческого опыта.


Положения Закона об иностранных инвестициях 1991 г. действовали на территории РСФСР применительно ко всем иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями.

Следует отметить, что анализируемый Закон урегулировал принципиальные положения в сфере иностранной инвестиционной деятельности. Многие из разработанных в нем конструкций восприняты впоследствии новым инвестиционным законодательством, и применяются в настоящее время.

Говоря о существенных положениях Закона об иностранных инвестициях 1991 г., в первую очередь следует отметить, что им был определен круг лиц, которых российское законодательство признало иностранными инвесторами.

В свете Закона иностранными инвесторами в РСФСР признавались:

– иностранные юридические лица, включая, в частности, любые компании, фирмы, предприятия, организации или ассоциации, созданные и правомочные осуществлять инвестиции в соответствии с законодательством страны своего местонахождения;

– иностранные граждане, лица без гражданства, советские граждане, имеющие постоянное местожительство за границей, при условии, что они зарегистрированы для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства или постоянного местожительства;

– иностранные государства;

– международные организации.

Забегая вперед, можно отметить, что действующий в настоящее время Федеральный закон от 9 июля 1999 г. 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»[50], пришедший на смену Закону об иностранных инвестициях 1991 г., в целом сохранил преемственность по вопросу определения круга иностранных инвесторов, внеся в него незначительные поправки. В частности, к потенциальным иностранным инвесторам Федеральным законом от 9 июля 1999 года 160-ФЗ отнесены иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами. В свою очередь из круга возможных иностранных инвесторов были исключены граждане РФ (по Закону об иностранных инвестициях 1991 г. – советские граждане), постоянно проживающие за пределами РФ (СССР)[51].

Закон об иностранных инвестициях 1991 г. определил правовые формы осуществления иностранной инвестиционной деятельности на территории РСФСР. В соответствии с данным актом иностранные инвесторы получили право осуществлять инвестирование на территории РСФСР путем:

– долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими лицами и гражданами РСФСР и других союзных республик;

– создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных юридических лиц;

– приобретения предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участия в предприятиях, паев, акций, облигаций и других ценных бумаг, а также иного имущества, которое в соответствии с действующим на территории РСФСР законодательством может принадлежать иностранным инвесторам;

– приобретения прав пользования землей и иными природными ресурсами;

– приобретения иных имущественных прав;

– иной деятельности по осуществлению инвестиций, не запрещенной действующим на территории РСФСР законодательством, включая предоставление займов, кредитов, имущества и имущественных прав.

Определяя само понятие иностранной инвестиции, Закон об иностранных инвестициях 1991 г. признал, что ими могут быть все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода). Анализ этого определения показывает, что понятие иностранной инвестиции сформулировано достаточно широко. Вместе с тем в поле зрения Закона попали не все объекты гражданских прав. К примеру, в настоящее время в качестве иностранных инвестиций может выступать не только имущество, объекты интеллектуальной собственности, но и такие объекты гражданских прав, как услуги и информация[52].

Однако, если не затрагивать круг потенциальных вложений, то по сути определение иностранной инвестиции по Закону об иностранных инвестициях 1991 г. представляется более точным, нежели в Федеральном законе от 9 июля 1999 г. 160-ФЗ. Поскольку данный вопрос подробно освещен в параграфе 1 главы 4 работы, здесь мы не будем подробно на нем останавливаться. Лишь заметим, что определение иностранных инвестиций в качестве объектов вложений, а не в качестве процесса вложения материальных и нематериальных благ соответствует правовой природе данного понятия.

Круг объектов иностранных инвестиций Законом об иностранных инвестициях 1991 г. был определен весьма широко. Устанавливалось, что иностранные инвестиции на территории РСФСР могут вкладываться в любые объекты, не запрещенные для таких инвестиций законодательством. Они могут включать в себя:

– вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства;

– ценные бумаги;

– целевые денежные вклады;

– научно-техническую продукцию;

– права на интеллектуальные ценности;

– имущественные права.

Следует отметить, что по пути, обозначенному в 1991 г., идет и современное законодательство об иностранных инвестициях в части определения объектов инвестирования.

Таким образом, в 1991 г. на законодательном уровне было закреплено право иностранных инвесторов осуществлять инвестиции в нефтегазовую промышленность.

Определенное внимание Закон об иностранных инвестициях 1991 г. уделил правовому режиму деятельности иностранных инвесторов, в частности, предоставляемым им гарантиям и льготам.

В нем было определено, что иностранные инвестиции на территории РСФСР пользуются полной и безусловной правовой защитой, которая обеспечивается этим Законом, другими законодательными актами и международными договорами, действующими на территории РСФСР. Правовой режим иностранных инвестиций, а также деятельности иностранных инвесторов по их осуществлению не может быть менее благоприятным, чем режим для имущества, имущественных прав и инвестиционной деятельности юридических лиц и граждан РСФСР, за изъятиями, предусмотренными настоящим Законом (ст. 6).

Современное законодательство об иностранных инвестициях в целом аналогично определяет правовой режим деятельности иностранных инвесторов, также указывая, что он не может быть менее благоприятным. Это в свою очередь привело к дискуссии относительно определения вида правового режима, предоставленного иностранным инвесторам: квалификации его в качестве национального либо режима наибольшего благоприятствования. Данная дискуссия продолжается и в настоящее время.

Следует обратить внимание на тот факт, что ст. 6 Закона об иностранных инвестициях 1991 г. предусматривала возможность установления изъятий из определенного для иностранных инвесторов правового режима лишь нормами этого Закона. Однако анализ других его положений показывает, что в них дается отсылка к иному законодательству, в котором и установлены соответствующие ограничения.

Например, в силу ст. 37 Закона об иностранных инвестициях 1991 г. иностранные инвесторы могли участвовать в приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также объектов незавершенного капитального строительства на территории РСФСР. Условия их участия в конкурсах и аукционах по приватизации государственных и муниципальных предприятий определялись действующим на территории РСФСР законодательством. В соответствии со ст. 38 Закона об иностранных инвестициях 1991 г. предоставление иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями прав пользования землей, включая ее аренду, и иными природными ресурсами регулировалось Земельным кодексом РСФСР и другими законодательными актами, действующими на территории РСФСР.

Сдача имущества в аренду иностранным инвесторам, предприятиям с иностранными инвестициями осуществляется арендодателями на основании договоров аренды в соответствии с действующим на территории РСФСР законодательством (ст. 39).

Таким образом, фактически изъятия из установленного Законом об иностранных инвестициях 1991 г. для иностранных инвесторов правового режима определялись не нормами самого Закона, а иным действующим в различных сферах предпринимательской деятельности законодательством РСФСР.

Указом Президента РФ от 27 сентября 1993 г. 1466 «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями»[53] был уточнен уровень нормативных правовых актов, которыми могут вводиться ограничения установленного Законом правового режима деятельности инвесторов. Было определено, что ограничения в деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации могут быть установлены только законами Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации. Все нормативные акты Совета Министров – Правительства Российской Федерации, государственных комитетов, министерств и ведомств Российской Федерации, органов государственного управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, устанавливающие дополнительные, не предусмотренные законами Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации ограничения в деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации, недействительны и не подлежат применению.

Указом Президента РФ от 27 сентября 1993 г. 1466, таким образом, вносились коррективы в порядок применения норм Закона об иностранных инвестициях 1991 г. Заметим, что на тот момент Президент РФ еще не обладал законодательными полномочиями, которые были им себе переданы чуть позже – Указом Президента РФ от 7 октября 1993 г. 1598 «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации»[54].

Забегая вперед, отметим, что и в Федеральном законе от 9 июля 1999 г. 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» правовой режим деятельности иностранных инвесторов устанавливается аналогично тому, как он был определен Законом об иностранных инвестициях 1991 г. При этом уточнен уровень нормативных правовых актов, в которых могут устанавливаться такие ограничения. В силу ст. 4 Федерального закона от 9 июля 1999 г. 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ», правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами. Таким образом, федеральными подзаконными нормативными актами, а также законодательством субъектов РФ ограничения из установленного Федеральным законом от 9 июля 1999 г. 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» правового режима деятельности иностранных инвесторов вводиться не могут[55].

Что касается гарантий, закрепленных для иностранных инвесторов Законом об иностранных инвестициях 1991 г., то говорить о наличии системы таких гарантий не приходится. Фрагментарно в Законе были закреплены лишь отдельные гарантии.

В частности, ст. 7 Закона об иностранных инвестициях 1991 г. предусматривала гарантии от принудительных изъятий, а также незаконных действий государственных органов и их должностных лиц. Было установлено, что иностранные инвестиции в РСФСР не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции или конфискации, кроме как в исключительных, предусмотренных законодательными актами случаях, когда эти меры принимаются в общественных интересах. В случаях национализации или реквизиции иностранному инвестору выплачивается быстрая, адекватная и эффективная компенсация…

Иностранные инвесторы имеют право на возмещение убытков, включая упущенную выгоду, причиненных им в результате выполнения противоречащих действующему на территории РСФСР законодательству указаний государственных органов РСФСР либо их должностных лиц, а также вследствие ненадлежащего осуществления такими органами или их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к иностранному инвестору или предприятию с иностранными инвестициями.

Были определены также гарантия разрешения споров (ст. 9), гарантия перевода платежей в связи с иностранными инвестициями (ст. 10), гарантия использования платежей в валюте СССР на территории РСФСР (ст. 11).

Примечателен тот факт, что Закон об иностранных инвестициях 1991 г. в числе гарантий не ввел гарантию от неблагоприятного для иностранного инвестора изменения законодательства («дедушкину оговорку»). Она появилась позднее в уже упоминавшемся Указе Президента РФ от 27 сентября 1993 г. 1466 «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями». Им было установлено, что вновь издаваемые нормативные акты, регулирующие условия функционирования на территории Российской Федерации иностранных и совместных предприятий, не действуют в течение 3 лет в отношении предприятий, существующих на момент вступления в силу этих актов. Данное положение не распространяется на нормативные акты, обеспечивающие более льготные условия функционирования на территории Российской Федерации иностранных и совместных предприятий.

В настоящее время гарантия от неблагоприятного изменения законодательства нашла свое место непосредственно в Федеральном законе от 9 июля 1999 г. 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ», претерпев весьма существенные коррективы в сравнении с приведенной выше нормой[56].