– Предраг, как объяснить тот факт, что о Тито до сих пор выходит множество статей и книг. Причём многие из них выглядят совсем уж конспирологически, хотя, казалось бы, о такой персоне, как глава целого государства, давно всё должно быть известно.
– У людей просто не укладывается в голове, что человек с несколькими классами образования смог самостоятельно освоить знания и манеры, которыми могли похвастаться не многие представители высшего света. Во время его визита в Англию у Тито была аудиенция у принцессы Елизаветы – будущей королевы. Они повальсировали, побеседовали, после чего та сказала приближённым: «Если он из рабочей среды, то я не из королевской». Тем не менее факт остаётся фактом – Тито действительно был простым рабочим. В Первую мировую он дезертировал из австрийской армии, попал в Россию, воевал на стороне красных и затем два десятка лет был тайным агентом Коминтерна, ликвидируя его врагов. Позже Тито отличился во время гражданской войны в Испании при разгроме троцкистской Компартии. Там он действовал под кличкой Вальтер, взятой по марке своего пистолета. Потом обзавёлся новым оружием и сменил кличку на ТТ. Позже партийные идеологи преобразовали её в Тито, придумав легенду. Дескать, на совещаниях он раздавал указания: ты сделаешь то, ты – то, а ты – то.
Вторую мировую Тито встретил руководителем не очень популярной югославской Компартии, а закончил её партизанским маршалом и легендарным героем. Красная армия помогла ему не только изгнать немцев, но и ликвидировать формирования монархистов, националистов и прочих конкурентов за власть. Кстати, Сталин очень уважал Тито. Может быть, потому, что тот сам действовал по-сталински?
– Однако потом Тито превратился во врага Советского Союза. Почему не поладили многолетние друзья-товарищи?
– Потому, что Тито не хотел быть марионеткой Сталина, а сам решил стать вторым Сталиным. После войны партизаны пели песню: мол, Тито порешил, что все Балканы и кусок Европы будут его! Песни, как и легенды, не появляются на пустом месте – Тито и правда замышлял создать балканскую федерацию. А со Сталиным он рассорился из-за помощи греческим коммунистам-партизанам в Греции, против которой тот возражал. Тогда Сталин якобы заявил: дескать, стоит ему пошевелить мизинцем – и Тито не станет. Было организовано несколько покушений, однако после очередного Тито отправил в Москву письмо: «Мы задержали нескольких ваших ликвидаторов. Учтите: если мы пошлём одного, то второго посылать уже не придётся». После этого покушений больше не было.
Кстати, со Сталиным Тито не прекратил воевать и после смерти и развенчания «великого вождя». В Югославии было немало тех, кто симпатизировал Сталину. Против них начался откровенный террор. Была создана спецслужба из фанатиков, готовых по приказу Тито убить даже родную мать. Первыми ликвидировали всех представителей бывшего Коминтерна. Репрессиям подвергался каждый, кто доброжелательно отзывался о Сталине или просто хранил его фотографию. Причём самым лучшим вариантом для них было попасть в концлагерь, превосходивший по жестокости ГУЛАГ. Портрет Тито висел в каждом школьном классе и в каждой группе детского сада, вообще во всех учреждениях. Строгость была такая, что даже за добродушную шутку о маршале человек неизбежно оказывался в тюрьме. Но Тито при этом оставался гибким политиком. Так, он забраковал идею сделать гимном страны песню о нём. В 1968 году в Белграде начались массовые выступления студентов. В стране, где даже индивидуальный протест был невозможен, это стало шоком для элиты. Жёсткие действия полиции и службы безопасности успеха не принесли, в связи с чем соратники Тито предложили использовать армию. Но маршал заявил: «Студенты правы!» В итоге он не только прекратил протест, а и провёл очередную выгодную для себя «зачистку».
– Обо всех этих ужасах стало известно намного позже, а в те времена жизнью в Югославии восхищались многие граждане СССР. Она казалась упрёком и противовесом нашему «казарменному социализму». Удивление вызывали изобилие качественных товаров на полках и открытые границы.
– Качество жизни в Югославии и впрямь было достаточно высоким. Бесплатные образование и медицина, доступное жильё и автомобили, практически полное отсутствие криминала. Однако успех этой модели обеспечивался американскими деньгами, полученными Тито за оказанную им неоценимую услугу. Дело в том, что после краха колониальной системы освободившиеся страны неизбежно потянулись к соцлагерю. Действительно, не к вчерашним же поработителям им было бежать. Это всерьёз испугало Запад, боявшийся усиления роли СССР на мировой арене. Положение спас Тито, создав так называемое Движение неприсоединения. Мол, экономически мы сотрудничать будем со всеми, но в блоки ни к капиталистам, ни к коммунистам не пойдём. Создаём независимую «третью силу» и станем общаться с ними на равных. Это сработало. Естественно, сговор Тито с ЦРУ держался в строгом секрете – официальная пропаганда клеймила американский империализм.
– Тем не менее люди вспоминают те времена с ностальгией…
– Да, а заодно упрекают молодёжь. Мол, мы такую страну построили, а вы бездельники. Не вспоминают только о жертвах. И об американских 40 млрд долларов. Конечно, Тито – выдающийся политический деятель. Но и ошибки он делал выдающиеся. Сербия являлась основой югославской государственности, а он проводил убийственную политику под лозунгом «Слабая Сербия – сильная Югославия». Под предлогом опасности возможной войны перевёл предприятия в другие республики. Основной удар антисталинского террора также пришёлся по сербам, которые традиционно любят русских и видели в Сталина русского царя. В Сербии – единственной из всех республик – были образованы провинции. Одной из них стало Косово с фактическим подчинением напрямую федеральному центру. Также были созданы новые национальности – македонец и мусульманин, причём последняя писалась с большой буквы. Когда лидера боснийских мусульман Изетбеговича упрекали, что в 50-е указывал в анкете свою национальность как серб, он смеялся: «Я ждал, пока смогу писать «мусульманин» с большой буквы».
В паранойе собственного культа Тито не захотел подготовить сильного преемника. Да и не мог. Как рядом с живым богом может находиться кто-то ещё? Хотя сам он, судя по всему, всё понимал. Однажды известный югославский актёр после солидной порции виски решился спросить у Тито, сколько у него в кармане денег. «А зачем они мне?» – удивился тот. – «Ну как зачем – в кабачок сходить, друзей угостить». «Не могу, я же раб», – ответил Тито. Диктаторы – заложники собственных режимов, и режимы эти умирают вместе с ними.
II. ПОСТРОИТЬ, ОБУСТРОИТЬ, НАСТРОИТЬ
1. Меньше народа – больше кислорода
Практически все мы ищем проблемы будущего в прошлом. Лондонцы и ньюйоркцы в XIX веке боялись, что будут погребены под конским навозом. Но появился автомобиль, и проблема исчезла. В ХХ веке нас пугали, что автомобили своими выхлопами отравят весь воздух. Но тут появился электромобиль, и скоро, как нам обещают, машины на бензине исчезнут вовсе.
Вообще, чем только нас не пугали. Наступлением страшного похолодания. Убийственной жарой и связанными с ней природными катаклизмами. Таянием арктических льдов. Исчезновением сибирских и амазонских лесов. И вроде бы каждый раз не без причины. Например, если кто не знает, то техническая документация пассажирского самолёта, по объему сравнима с пятиэтажкой. Сколько денег было собрано общественниками на спасение лесов, сколько карьер и капиталов построено на экологической истерике. Но появились электронные носители информации и средства проектирования, перешли в онлайн газеты – и использование бумаги сократились в разы.
Не окажется ли в будущем придуманной и проблема демографической катастрофы? Сейчас нас запугивают старением населения. Дескать, пенсионеров будет всё больше, а людей трудоспособного возраста всё меньше. Но само понятие «трудоспособный возраст» меняется. Если в XIX веке до пенсии доживали лишь 5% населения, то сегодня и в 70 многие так или иначе заняты делом. Во-первых, труд становится интеллектуальным и желающих заниматься им всё больше. Во-вторых, сказывается развитие медицины и вообще меняется отношение к жизни.
Кроме того, некоторые страны уже сейчас задыхаются от переизбытка населения. В Иране в середине 80-х на одну женщину приходилось по шесть-семь детей, которых подчас невозможно было вырастить, выучить и трудоустроить. Потому государство специально принимало меры, чтобы женщины рожали по два ребёнка. Другой пример – Китай, где рождаемость десятилетиями ограничивали строгими законами. И не боялись, что нация в будущем постареет. Наоборот, думали о ныне живущих – чтобы им хватало всего.
Сейчас о перенаселённости с тревогой говорят в Израиле, чьё население к 2050 году грозит вырасти вдвое. Уже звучат предложения сокращать рождаемость и стимулировать эмиграцию. Почему там не боятся, что страна обезлюдеет? Да потому что в Израиле знают: к ним всё равно будут мечтать переехать тысячи людей. И в США об этом знают, и в других богатых странах. Поэтому стоит ли вкладывать гигантские средства в увеличение рождаемости, которые дают к тому же ограниченный эффект. Не лучше ли потратиться на инфраструктуру и улучшение качества образования и жизни ныне живущих? Как говорится, лучше меньше, да лучше.
2. Вирус-ревизор
Парнишка в Томске проник в красную зону ковидного госпиталя, где обнаружил свою бабушку в моче и кале без всякого ухода. Попадья разместила в соцсети обращение к прихожанам своего храма молиться за своих отца и мать – другой надежды нет. Лежат в госпитале, где нет врачей, одни медсёстры. Как же так?
Притом и по количеству медработников, и по числу больничных коек Россия занимает в мире далеко не последнее место. Но на нуле управление, организация, способность маневрировать техникой и людьми. Благодаря пандемии мы увидели дно. Оказалось, что в департаментах и министерствах умеют только брать
под козырёк и писать справные отчёты наверх. Достаточно посмотреть видео заседаний штабов по коронавирусу в местных администрациях. Это же саморазоблачение. Занудные отчёты без оценок и выводов, предложений и просчёта вариантов. Чуть что – разводят руками: «а что мы можем поделать?» Между тем поделать можно всё.
Недавно известный учёный сообщил, что среди тяжёлых больных у 80% были фальшивые сертификаты о вакцинации. То есть не будь их – больницы не оказались бы перегружены. Но проблема с продажей сертификатов не решается. Почему мы не видим строгого наказания для фальсификаторов? Правоохранители заняты более важными делами. Проверяют, что сказал Моргенштерн.
Зато власть очень обеспокоена обеспечением права граждан не вакцинироваться и разносить смертельную заразу. Даже глава Конституционного суда Зорькин, к которому годами безуспешно ломятся правозащитники, по собственной инициативе высказался о недопустимости принудительных прививок. А вот в Израиле граждан «незаконно» отслеживали по системе для поимки террористов. Ведь жизнь – приоритет номер один. И для её спасения в критических ситуациях чем-то необходимо пренебречь. Но выбирать приоритеты у нас, похоже, не научились.
Система управления показала, что полностью разбалансирована, а страна не готова к мобилизации при опасностях. Ревизор-вирус наказывает за это тысячами жизней. Протоколы лечения можно проверить. А протоколов управления, как оказалось, у нас нет. Есть только старые принципы – «что хочу, то и ворочу», «как бы чего не вышло» и «моя хата с краю – ничего не знаю». До боли знакомо. До очень сильной, непереносимой боли.
3. Демократическое неравенство
Нужно ли всем поголовно учить язык национальных республик? Как быть, если уклад жизни и обычаи регионов входят в противоречие с федеральным законом? Возможны ли разные модели местного самоуправления? Эти вопросы звучат в последнее время в России всё громче.
«Погода для снайперов идеальная». Сержант подмигнул и скрылся в люке БТР. Он сопровождал старенький автобус, который остался единственным транспортным средством между Осетией и Ингушетией. Ехал в нём исключительно чиновный люд, занятый урегулированием конфликта. Из-за медленно идущего впереди БТР несколько десятков километров по выжженному Пригородному району показались вечностью. Ни души.
Шляпу сними!
Всё это произошло много лет назад. В Назрани первый президент Ингушетии Руслана Аушева. в камуфляже со звездой Героя Советского Союза на груди. На вопрос почему между двумя вчерашними советскими народами нынче идёт война ответил: «Это всё Горбачёв со своей демократией. Решил на всех шляпу нацепить. А ведь кто-то хочет в папахе ходить, а кто-то – в тюбетейке».
Этот разговор после вспомнился вовремя печально известного новогоднего штурма Грозного. Тогда генерал Наумов признался: ещё до входа в Чечню их танковую колонну пожгли ингуши. Вот так за право «ходить без шляпы» воевала одна республика, но к событиям в ней далеко не нейтрально отнеслись соседи. Впрочем, не зря то время назвали парадом суверенитетов. А не возникнуть он не мог.
Как говорит поговорка, обычай крушит закон. Коммунистическая унификация лишь загнала нравы и обычаи в подполье, откуда они при первой возможности мгновенно выскочили, часто в диком и несуразном виде. Попытка их снова придавить привела к страшным жертвам и исламизации большого региона.
Поневоле приходится вспоминать опыт Российской империи, где Польша и Финляндия имели конституции, а Бухарское ханство передало центру лишь вопросы внешней политики. И определялась эта разница в подходе не просто разными религиями и национальностями. В той же центральной Руси люди веками были крепостными, в то время как на огромных территориях не знали этого бремени. В Сибири не было земств, зато в казачьих землях действовало выборное атаманское правление. Житьё на особицу декретом не убьёшь – оно в крови. Но возможно ли оно в XXI веке? Вполне.
Еврейская дискриминация
Яркий пример тому – Израиль, созданный выходцами из Российской империи и по её лекалам, что до сих пор заметно в разных сферах жизни. Арабские граждане не служат в армии, что позволяет им сразу после школы заполнять университетские аудитории. Национальные общины самоуправляются. Бедуин может иметь четыре жены, а для развода достаточно три раза произнести «талак», чтобы женщина в чём стояла, в том и ушла. Дети старше шести лет остаются с отцом, и никакой суд и прокурор не может это изменить. Впрочем, мусульмане могут вместо шариатского пойти в обычный гражданский суд. Но там разбирательств приходится ждать годами.
В деревне Кфар-Кама живут адыги, бежавшие когда-то от войны на Кавказе. Без разрешения мэра ни один госчиновник, включая полицейского, сюда не войдёт. Есть свои компактные поселения у друзов и чеченцев. В Палестинской автономии получается целый слоёный пирог из христиан, мусульман, родов и семей. И тут принцип простой: делайте что хотите, но не занимайтесь террором. За это вам ещё и премия будет в виде стадиона или клуба.
Самое интересное, что и еврейская община неоднородна. Религиозные ортодоксы живут по Торе, получая от государства (а точнее, от светских соплеменников) миллиардные дотации. В районах компактного проживания строго соблюдаются шабат, кашрут и прочие заповеданные стариной прелести. Но и эта община неоднородна, колеблясь от религиозных сионистов до ненавистников государства Израиль. И вся эта каша варится на крошечном пятачке, который почти в 3 раза меньше Краснодарского края. А если ещё учесть, что он на две трети состоит из пустыни…
По уму и по сердцу
На взгляд туриста, картина в Израиле просто идиллическая. Но вглядеться попристальнее – она не от хорошей жизни, а от суровой необходимости. Конструкция из демократии и исторических традиций постоянно искрит на стыках. Мелкий, но показательный факт: русские девочки-репатриантки из небогатых и не всегда благополучных семей влюбляются в бедуинских юношей. А потом оказывается, что жена ты не единственная и у тебя есть одни обязанности и нет прав. Более того, из семьи ты можешь уйти только по воле мужа, а не по своей. Итог – несчастные дети, обезумевшие мамы, пожимающие плечами полицейские.
Те же бедуины ставят не только свои шатры, но и дома, где им заблагорассудится, без всяких землеотводов. Нацменьшинства очень нерегулярно в сравнении с евреями платят налоги, на что, как и на другие их шалости, местная Фемида взирает широко закрытыми глазами. За что на неё косо поглядывают с двух сторон. В арабском городке пошли нападения на таксистов. Полиция не реагировала – сами разбирайтесь. Итогом стал штурм и поджог полицейского участка.
Но, как ни странно, дальше глухого недовольства дело не идёт. Левые даже проводят демонстрации не против арабов, а в их поддержку. А вот между светскими и религиозными евреями разворачивается настоящая война. Религиозные партии и в парламенте, и в муниципалитетах играют роль кингмейкеров: кого они поддержат, тот и у власти. Это позволяет им выдвигать непомерные требования. Например, и транспорт, и магазины по субботам не должны работать совсем! Заодно в парламент внесён проект закона, по которому изучение Торы (а оно идёт всю сознательную жизнь) освобождает от исполнения всех остальных обязанностей гражданина, включая службу в армии.
А арабская фракция в ответ на закон о признании еврейского характера Израиля предложила свой закон. Суть его проста: демократия – это ведь равенство, так? Значит, тогда никакой еврейской символики в государственных символах, и дальше по списку. И что возразишь?
Те же проблемы неизбежно возникают сегодня и в мусульманской Чечне. Спросите у мусульманина, что важнее – законы государства или положения Корана? Наверняка он удивится. Как и еврей, живущий по Торе и другим священным книгам.
От этого уже никуда не деться. И из двух зол выбрать лучшее невозможно. Придётся качать между ними политический маятник, опираясь на здравый смысл и чувства людей. Только не с такой резкой амплитудой, как предшественники: от обещания полной независимости до принудительной унификации. От русификации до дерусификации. От «берите суверенитета сколько хотите» до «восстановления конституционного строя» с сотнями тысяч убитых и искалеченных.
Да, задача очень нелёгкая. Современники спорили о том, правильно ли Александр I дал конституцию Польше. Нынешние историки продолжают этот спор. У элит, которые либо истошно кричат о соблюдении Конституции, либо требуют полного самоуправления для регионов, должно хватить терпения, чтобы найти золотую середину.
4. Либерал-швондеры
Ушедшая было традиция выдавать программы и манифесты, похоже, вновь вернулась. Недавно в этом жанре выступили известный режиссёр Константин Богомолов и лидер партии «Яблоко» Григорий Явлинский. Публикации всколыхнули интерес, но полемику вызвало отнюдь не их содержание, а авторы и их мотивы.
Во-первых, нельзя не отметить несвоевременность выступлений – дескать, не стоит критиковать Навального, когда он сидит в тюрьме. Что сразу привело к отказу некоторых аналитиков обсуждать суть текстов. Хотя непонятно, кто кроме самих авторов вправе решать вопрос, можно им выступать в данный момент или нет. Кроме того, и Богомолова, и Явлинского дружно обвинили в корысти. Последний, мол, добывает преференции для своей партии – впереди выборы в Думу и нужна поддержка. Пытается заполучить от власти деньги и сидящий на бюджете Богомолов. Причём утверждается это не в виде предположения или догадки, а как само собой разумеющееся, очевидное и стопроцентно доказанное.
Впрочем, это ещё не вишенка на торте. Либеральные – и, стало быть, толерантные по определению – полемисты упрекают не только за несвоевременные мысли, но и за невысказанные! Так, актрису Ренату Литвинову упрекнули за то, что в такую минуту она в телеинтервью выкручивала запястья и говорила о собственном фильме, тогда как ей, надо полагать, следовало выкручивать запястья омоновцев и кричать о преступном режиме. Вообще впору вывешивать плакат времён гражданской войны со строгим указующим перстом. Только вместо фразы «Ты записался добровольцем?» надо поставить «Ты вписался за Лёху?».
А ведь как красиво всё начиналось. Кто только не цитировал фразу: я не разделяю его убеждений, но готов умереть за то, чтобы он мог их высказать. Как поносили коммунистов за переход на личности и поношение оппонентов. И вот всё вернулось на круги своя. Только к коммуно-швондерам добавились либерал-швондеры. Хочется напомнить им профессора Преображенского, который на требование объяснить, почему он не хочет помогать детям Германии, ответил коротко и просто: «Не хочу». Ведь и правда, человек вправе сам решать, что и когда ему писать и говорить. Иначе в споре будет рождаться не истина, а очередной спор о своевременности и мотивах высказываний. А вместо постоянно обещаемой нам прекрасной России будущего мы будем иметь только прекрасную Россию прошлого. То ли с хрустом французской булки, то ли с пионерлагерем «Артек». Что тоже, впрочем, дело вкуса, о правильности которого мы так же яростно и постоянно спорим.
5. Постправда? Постфейк!
Президент Трамп реализовал тайную мечту любого политика и открыто обвинил ведущие американские СМИ в производстве фейков. Безумству храбрых! Но чья бы корова мычала.
Две авторитетные организации провели исследование «на честность» израильских политиков. Оказалось, что 70% их заявлений в СМИ действительности не соответствовали. При этом 75% заявлений представителей правящей коалиции оказались «полностью ошибочными». 11% – частично. И только 14% – абсолютно верными. У оппозиции последний показатель – 21%. Критиковать проще. Но тоже без вранья никак. Его, конечно, можно обозначать и словами «полностью ошибочное». Если бы не так выгоден был умысел. Согласно тому же исследованию опровержение ошибочного заявления достигает меньше половины аудитории фейка. Народ русский заметил эту закономерность гораздо раньше: ври, ври, что-нибудь да останется.
Такова ситуация в демократичном и совсем прозрачном из-за размеров Израиле. Что происходит в более мощных и хуже исследованных политических машинах, можно только гадать. Добавим сюда случаи совместной «дойки» фейков журналистами и политиками. Первым нужен рост аудитории, вторым – её отвлечение от реальных проблем.
Но если бы речь шла только о политике. Десятилетиями людей травили комбижирами, убеждая во вреде сливочного масла. Сегодня на нас обрушивают ворох диет. Не ешь мяса! Только мясо и никаких углеводов! Только смузи из зелени и морковка как лакомство! Раньше от этого разнообразия спасало ограниченное число профессио-нальных производителей информации. Сегодня рынок заполонили дилетанты. Они и формируют его, имея иногда больше потребителей, чем традиционные источники. Фейк всегда аппетитнее, ибо не ограничивает фантазию и набор «усилителей вкуса».
Опять же бесплатность освобождает от всякой ответственности. Претензии допустимы в ресторане. В отношении бесплатной похлёбки они невозможны. Эта же похлёбка формирует нетребовательного потребителя. Он не знает другого. К тому же в большинстве своём не приучен читать и, следовательно, мыслить логически. Восприятие клиповое. Он не может отличить мёд от дёгтя. Да и будь он искушён или даже соответственно обучен – найти жемчужное зерно в навозной куче не получится. А без кучи сегодня никак. Ещё недавно интернет называли помойкой. Но посмотрим на популярные сетевые издания, чьи представители были ещё вчера столь брезгливы и щепетильны. На их главных страницах – невообразимая каша из политики, секса, криминала, роликов и клипов отовсюду обо всём с заманушными заголовками. Потребитель диктует. И на него валятся смачные, негативные послания, формирующие ещё большую кашу в голове и тревогу в душе. Тут его и можно брать голыми руками. Только крикнуть громче других: «Давай сюда!»
Проблему пытаются решить продажей качественной информации по подписке. Но число покупателей ничтожно.
Вполне возможно появление профессии информационного диетолога, который за приличное вознаграждение будет снабжать богатых клиентов ценными сведениями, оберегая их психику от информационного шума.
Но как об органических продуктах с учётом загрязнения окружающей среды можно говорить лишь условно, так и информация всё больше будет изначально деформироваться и скрываться пиаром, рекламой, политкорректностью, избыточностью предложения и несовершенством потребления. Фейк – это подделка чего-то натурального, настоящего. Есть ли оно, возможно ли его получить даже при наличии? Ответ на этот вопрос становится всё более определённым. Исследователи называют текущий момент эпохой постправды. Впору говорить о постфейке.
6. Отвергнутое поколение
Найдите в Сети видео, снятые молодыми людьми, и посмотрите их без звука. В большинстве случаев вы вряд ли догадаетесь, в какой стране проходила съёмка. Все одинаково одеты, подстрижены, татуированы. Впрочем, даже если включить звук, вы услышите одни и те же мелодии. В России, в Европе, в Азии, в США у молодёжи одни и те же идолы. Есть, конечно, и местные звёздочки, но все они и внешне, и по манерам поведения и исполнения являются более или менее успешной калькой со звёзд мировых. Глобализм!