Книга Культурно-историческая концепция непротиворечия научных и религиозных истин - читать онлайн бесплатно, автор Наталья Викторовна Рассадина. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Культурно-историческая концепция непротиворечия научных и религиозных истин
Культурно-историческая концепция непротиворечия научных и религиозных истин
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Культурно-историческая концепция непротиворечия научных и религиозных истин

1) Антропопсихизм (Декарт) – психика присуща только человеку;

2) Панпсихизм (французские материалисты) – всеобщая одухотворенность природы, т. е. всей природе, всему миру присуща психика (и камню в том числе);

3) Биопсихизм – психика – это свойство живой природы (присуща и растениям);

4) Нейропсихизм (Ч. Дарвин) – психика свойственна только организмам, которые имеют нервную систему;

5) Мозгопсихизм (К.К.Платонов) – психика только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг (при таком подходе у насекомых психики нет, так как у них узелковая нервная система, без выраженного головного мозга) (9,с.20).

Все эти подходы являются в сущности истинными. В полном смысле слова достаточно развитой психикой или сознанием обладает лишь человек. Из строения мира, из взаимообусловленности существования Вселенной вытекает понимание об одухотворенности всей природы, весь мир является информационной структурой. Но в полной мере психика-сознание начинает развиваться лишь с появлением живой природы. Наиболее выраженные зачатки психики-сознания имеют организмы с трубчатой нервной системой, имеющие головной мозг. Таким образом, наличие психики обусловлено эволюционным развитием мира и сама психика (душа) является информационной составляющей, которая развивалась одновременно с эволюционным развитием мира.

«Критерием появления зачатков психики, как сознания у живых организмов является наличие чувствительности (А.Н. Леонтьев) – способность реагировать на жизненно не значимые раздражители среды (звук, запах и т. п.), которые являются сигналами жизненно важных раздражителей (пища, опасность) благодаря их объективной связи» (9,с.20). Т. е. критерием появления зачатка сознания– психики является ощущение. Критерием чувствительности (ощущения) является способность образовывать условные рефлексы – закономерные связи внешнего или внутреннего раздражителя посредством нервной системы. Высшая форма психики-сознания развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и существовать, т. е. усваивать необходимую информацию. «Развитие психики-сознания у животных проходит ряд этапов. На стадии элементарной чувствительности животное (от амеб до насекомых, рыб, земноводных) реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т. д.). Инстинктивное поведение специфично для каждого данного вида; структура и цели каждой его формы закреплены генетически. На стадии предметного восприятия отражение действительности осуществляется в виде целостностых образов предметов и животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения. На третьей стадии развития психики животных – стадии интеллектуального поведения – возникает способность животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, изобретать новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительно подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации. Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных» (9, с. 21–22). Психика человека, его Душа является подобием 7 уровня реальности, вмещает в себя информацию обо всем мире. Строение человека представляет собой микрокосм, включающий все уровни реальности.

Структура мира, которую представляет теория физического вакуума, соответствует религиозным воззрениям и принципам. «Первый религиозный принцип состоит в исповедании личного, духовного, совершенного Начала, являющегося личностью, первопричиной всего существующего, в том числе и человека» (14,с.14) Священное писание передаёт глас Бога: «Я есмь Альфа и Омега, первый и последний…». «Вторым важнейшим элементом, присущим религии является убеждение в том, что человек способен к общению с Богом и вечным с Ним союзом. Именно категория вечности сопряжена с продолжением жизни после биологической смерти тела, переход в другую форму бытия» (14,с.15). С появлением человеческого существа, с появлением сознания на Земле возникает религия, а вместе с ней и информация о бессмертии человеческой Души, являющейся частицей Бога. История свидетельствует, что еще неандертальцы и кроманьонцы, жившие от 75000 до 25000 лет назад, верили, что мертвые продолжают жить в каком-то таинственном мире. Захоронения у них делались с особой заботой о возможных нуждах умерших в загробной жизни. Следовательно, с возникновением человека или живого существа из плоти и крови, обладающего сознанием появляется Вера в бессмертие Души. Это обусловлено информацией, которая начала поступать к человеку, обладающему сознанием. Следует отметить, что религиозные догматы не позволяющие изменять Божественное писание истины, так как в них заложена достоверная информация о мире.

Различные философские концепции рассматривают Душу человека, как главную составляющую человеческого существа. Определение Души, данное в философской энциклопедии следующее: «Душа – термин, употребляемый иногда в качестве синонима термина психика. Этим понятием в истории философии выражалось воззрение на внутренний мир человека, отождествляемый в идеализме с особой нематериальной субстанцией. В представлениях первобытных людей Душа рассматривалась как нечто материальное (кровь, дыхание и т. п.). В религии под Душой понимается некая бестелесная, бессмертная нематериальная сила, имеющая самостоятельное, независимое от тела существование в потустороннем мире. В идеалистической философии Душа отождествляется с тем или иным элементом сознания. У Платона это вечная идея, У Гегеля – низшее, чувственное проявление духа в его связи с материей (чувствующая и деятельная душа). В дуалистических учениях Душа понимается как нечто изначальное и существующее наряду с телом (Декарт, Спенсер и т. д.) В домарксовом материализме Душа понималась как производное, вторичное, зависимое от тела, но при этом Душа, психическая деятельность сводилась к механическим или физико-химическим процессам. Философы материалисты допускали всеобщую одушевленность мира, в идеализме эта идея выражалась как «мировая душа». ….».(4,с.131) Теория физического вакуума путем научного обоснования приводит к выводу об истинности религиозных и идеалистических воззрений о Душе. Многие великие ученые, обладающие способностью воспринимать Божественную Истину, открывая закономерности взаимодействия объективной реальности, приходили к мысли о существовании Творца. Математик Рене Декарт в произведении «Рассуждение о методе»(Декарт,1950,с. 283, 303) писал: «…. Я есть субстанция, вся сущность или природа которой состоит только в мышлении и которая, чтобы существовать, не нуждается ни в каком месте и не зависит ни от какой материальной вещи. Так, что моё Я есть душа, благодаря которой я есмь то, что я есмь, совершенно отлична от тела и более легко познаваема, чем тело, и если бы тела даже вовсе не было, душа не перестала бы быть всем тем, что она есть. …. Она (душа) вложена в меня существом воистину более совершенным, чем я сам, существом, которому присущи все мыслимые мною совершенства, то есть Богом. … Наша душа имеет природу, совершенно не зависящую от тела, и, следовательно, не подвержена смерти вместе с ним; а так как других причин, которые бы её разрушали, не видно, то естественно, склоняешься к мысли о бессмертии». Известный математик и философ Готфрид Лейбниц в своем произведении «Монадология» пишет, что монада представляет собой принцип, связывающий физическую и психологическую сферы. Благодаря монадам вся материя является живой и одушевленной, она отличается по количеству сознания или ясности восприятия. В организме имеется центральная монада, или душа, которая воплощает в себе руководящий принцип для остальных монад (16, с. 28–29). В книге «Новые опыты о человеческом разумении автора предустановленной гармонии» Лейбниц пишет: «…. Душа есть некий микрокосм, в котором отчетливые идеи являются представлением Бога, а неотчетливые – представлением Вселенной. Надо признать, что наша склонность признавать идею Божества, заложена в человеческой природе»(17,с.62). Известный физик Роберт Гук писал: «Теперь, несмотря на мои прежние выступления, я хотел бы показать, что Душа с помощью излучаемой энергии обладает более чем обычной управляющей властью над всеми идеями, находящимися в мировом хранилище; и не нужно понимать, что я ограничиваю сферу излучения душевной энергии; надо полагать, что Душа может иметь значительно большее пространство своей власти, то есть расширять его не только до влияния на каждую клетку живого тела и при этом предохранять их, но, возможно, и испытывать влияние со стороны. На этот счет я мог бы привести множество результатов научных наблюдений и рассуждений, чтобы доказать возможность существования подобного влияния, и почти с уверенностью утверждать как это, так и восприятие человеком других идей»(17,с.27). Чарльз Дарвин, вскрывший сущность эволюционного развития живой природы, на склоне своих лет пришел к выводу о том, что организмы не могут образоваться сами собой, что у них должен быть Творец. В книге «О человеке, о его смертности и бессмертие» А.Н. Радищев пишет, что нельзя «… усомняться более, чтобы душа в человеке не была существо само по себе, от телесности отличное… Она такова и есть в самом деле: проста, непротяженна, неразделима среди всех чувствований и мыслей..». Не будь такого единства, «.. человек сего мгновения не будет ведать, тот ли он, что был за одно мгновение. Он не будет ныне то, что был вчера». Он не мог бы «… ни вспоминать, ни сравнивать, ни рассуждать..» (2,с.7). Далее Радищев делает вывод о бессмертии Души. «Он рассуждает следующим образом. Цель жизни заключается в стремлении к совершенству и блаженству. Всемилосердный господь не сотворил нас для того, чтобы мы считали эту цель напрасной мечтой. Поэтому разумно полагать: 1) после смерти одной плоти человек приобретает другую, более совершенную, в соответствии с достигнутой им ступенью развития; 2) человек непрерывно продолжает свое совершенствование» (2,с.8).

Из научного представления о строении мира вытекает следующий основополагающий, парадоксальный вывод – вся информация истина. Возникновение информации обусловлено 6 уровнем реальности – Сознанием Бога. Различие в принятии информации зависит от «количества сознания» или ясности восприятия, которое напрямую взаимосвязано с тем или иным состоянием Души человека. Следовательно, благодаря Душе человек может воспринимать ту или иную информацию. Душа (чистая Душа) по своему строению является 7 уровнем реальности или информационной матрицей. Академик Г.И. Шипов пишет: «Когда вы внутренне честны, чисты в своей работе, то вам действительно могут открыться некие, если хотите, космические каналы. То есть вам открывается канал, который ваше сознание связывает с Банком данных. Я имею виду тонкоматериальный мир, первичное поле, где хранится информация буквально обо всем. И это – некий Божественный план, или, как часто нынче утверждается, информационное поле… В силу тех или иных причин человеческое сознание, преодолевая барьеры, прорывается к Банку данных и – напрямую – получает знания, информацию, важнейшие для человеческого бытия сведения»(7,с.4). Человеческая Душа представляет собой матрицу, она является голографической структурой (18,с.18). Сознания Душа не имеет. На ней голографически отпечатывается слепок нашего сознания, которым обладает человек в данной точке пространства(18,с.51). Душа – это то, что не умирает после физической смерти и она способна к повторному возрождению в физическом мире. Применение диалектического закона – единства и борьбы противоположностей приводит к выводу о наличии двух информационных составляющих приводящих к возникновению человеческой жизни. Это Душа – матрица, по которой строится психический, тонкий мир человека и молекулы ДНК, несущие информацию о физической грубоматериальной наследственности. Таким образом, говоря языком физики, Душа – это информационная матрица – вакуум, имеющий определенную структуру даже тогда, когда ничего нет. Следовательно, в человеке имеется структура, которая является частью Бога – это его Душа.

Человек имеет в себе частицу Бога – это его Душа. Он поистине Сын Божий. Он является частью Мира, Бога. Человек является творцом субъективной реальности Бога Отца, он участвует в смысловом создании мира и способен взаимодействовать с Сознанием Бога, воздействуя на Мир напрямую и при помощи Мысли, которая является частью сознания Бога.

Наш мир – это одна огромная информационная структура, являющаяся носителем одного гигантского сознания Бога. Человек, его сознание, соединены с ним бесконечным количеством нитей общих интересов, протекающих через нас и делающих человека частью общего сознания Вселенной. «Интеллект характеризуется получением информации извне, ее запоминанием, логическими операциями, интуитивным получением новой информации, свободной игрой воображения и в конечном итоге рассматривается как свойство синтеза информации» (Академик РАН Казначеев,84,с.9) 6 —ой уровень реальности – уровень первичных полей – Сознание Бога. Человек познаёт то, что является упорядоченностью, созданной в сознании Бога, т. е. субъективная реальность Бога является объективной реальностью человека.

Дадим общую схему построения человека:

Рисунок 2



Как видим, схема строения (рисунок 2) представляет собой зеркальное отображение схемы миропостроения (рисунок 1). Античные философы рассматривали человека как часть космоса, как некий микрокосм, теперь можно с уверенностью констатировать факт истинности их философских воззрений и повторить след за Сократом: «Познай самого себя». Познавая самого себя человек познаёт мир.

Так, в книге Тейяра де Шардена «Феномен человека» даётся своеобразный ответ на вечный вопрос о смысле и цели человеческого существования, который сводится к следующему: человек как «ось и вершина эволюции» ярко раскрывает то, что изначально, хотя бы в возможности, присуще всей материи, т. е. человек есть сложный, развернувшийся микрокосмос, содержащий в себе все потенции космоса. … Человек – скачок в эволюции земной жизни, венец беспрестанного эволюционного движения и вместе с тем некое начало направленной эволюции, стремящейся к точке Омега – планетарному сознанию, духовному «яйцу мира». Вселенная эволюция идет не в пространственном, а в психическом направлении, она осуществляется не в космической экспансии человека, а в пределах нашей планеты. Тейяр де Шарден обращает внимание на такой парадоксальный факт, человек до сих пор не нашел подобающего ему места в структуре мира, которую представляет современная наука (6,с.409). Культурно-историческая концепция непротиворечия научных и религиозных истин на основе последних достижений физики доказывает, что человеческое существование является необходимым этапом эволюционного развития мира, показывает его уникальное место в структуре вселенной и пути дальнейшего эволюционного развития человеческого существа и мира.

Из всего вышеизложенного вытекает одно из основных положений концепции, а именно, Душа человека бессмертна, а значит, со смертью физической не заканчивается дальнейшее существование человека. От поведения человека в данном месте и в данное время зависит его дальнейшее посмертное существование и его бессмертие. Сознательное принятие этого положения позволит человеку переосмыслить свое поведение, сознательно встать на путь нравственных принципов лежащих в основах всех мировых религий, заглянуть внутрь себя, в свой мир, который является микрокосмосом, и начать изучать и изменять самого себя. Только посредством духовного совершенствования возможно изменение своего существования и существования мира в позитивную сторону. Храм Божий внутри нас – это наша Душа. Несовершенный полуразрушенный, но Храм, который можно восстановить лишь путем духовного совершенствования, применяя духовные религиозные и новейшие психологические методики восхождения к Богу, непротиворечащие учению Иисуса Христа.

ЧЕЛОВЕК – ЭТО ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЕДИНИЦА, ВОЗНИКШАЯ ПО ЗАМЫСЛУ БОЖЬЕМУ, ПУТЕМ ЭВОЛЮЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ГРУБОМАТЕРИАЛЬНОГО МИРА, ПРИРОДА КОТОРОГО ДВОЯКА – ЭТО ГРУБОМАТЕРИАЛЬНОЕ ТЕЛО, НАДЕЛЕННОЕ СОЗНАНИЕМ И ИМЕЮЩЕЕ В СЕБЕ ЧАСТИЦУ БОГА – ДУШУ.

2. Теория развития

Теория развития основана на диалектических принципах, которые были впервые сформулированы Гегелем, а в дальнейшем использованы в диалектическом материализме.

Идея развития и принцип историзма

Принцип всеобщей связи и закон единства и борьбы противоположностей.

Жизнь мира – огромной функциональной системы, определяется взаимодействием различных её составляющих, в их связях. Связи – общее выражение зависимости между явлениями, отражение взаимообусловленности их существования и развития. Взаимодействия отражают процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояние, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Современное естествознание показало, что всякое взаимодействие связано с полями и сопровождается переносом материи, движения и информации. Без изучения взаимодействия в его общем и конкретном проявлении нельзя понять ни свойств, ни структуры, ни законов действительности. Поэтому любая теория есть раскрытие форм взаимодействия в их закономерном выражении. Взаимодействие противоположностей – противоречие, которое является самым глубоким источником, основой и конечной причиной возникновения, самодвижения и развития объектов. Развитие мира есть необратимое, определенное направленное и закономерное изменение материальных и идеальных объектов, приводящее к возникновению нового качества. В основе развития мира лежат не случайные, но те проистекающие из самой сути объекта и из типа его взаимодействия с окружающим миром события (1). Мир представляет собой огромную информационную структуру, которая является носителем одного гигантского сознания Бога. Весь материальный мир соединен с ним бесконечным количеством отношений и связей, которые являются отражением взаимообусловленности их существования и развития. Взаимодействие различных уровней реальностей отражают процессы воздействия различных объектов друг на друга, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие противоположностей заложено в самом строении мира – материальном и идеальном. Это противоречие является самым глубоким источником, основой и конечной причиной возникновения, самодвижения и развития Мира. Культурно-историческая концепция непротиворечия научных и религиозных истин рассматривает человека во взаимосвязи с объективной реальностью и показывает, что человек является частью мира. Основное противоречие – противоречие противоположностей имеется в самом строении человека – это 4 уровня реальности (грубая материя) и три уровня реальности тонкого мира. Это противоречие является решающим в развитии, как самого человека, так и общества в целом. Это снимает основное противоречие о первичности духовного и материального и показывает, что человек дуалистичен. Развитие мира привело к возникновению сознания в грубой материальной оболочке, к возникновению человека, носителя сознания в материальном теле.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

Системы развиваются ритмически, и каждый удар «часов мира» отмечает рождение нового, представляя собой процесс взаимопревращения количественных и качественных изменений. Любое количественное изменение ведет к появлению нового качества. Появление нового качества – это, по существу, появление нового предмета с новыми закономерностями жизни, с новой мерой, в которой заложена уже иная количественная характеристика(1,с.238).

Отрицание как закономерный момент развития.

Во всем существующем происходит борьба взаимоисключающих сторон и тенденций. В итоге она приводит к отрицанию старого и возникновению нового. Появившееся новое явление содержит в себе свои противоречия. Борьба противоположностей завязывается на новой основе и в результате приводит к необходимости нового отрицания, то есть отрицания отрицания. Но развитие – это не прямая линия и не движение по замкнутому кругу, а спираль с бесконечным количеством витков (1,с.251).

Каким же путем идет развитие мира? С чего все началось? Сначала был хаос, который имел самую простую упорядоченность – наличие двух элементов (по Гегелю ничто и нечто), зародыш – точка, мировое яйцо – нечто, в чем прибывала вся материя. С точки зрения современной космологии наиболее вероятным из сценариев эволюции вселенной является сценарий, включающий инфляционную стадию. «Основная идея инфляционной теории состоит в том, что расширение вселенной и весь последующий ход эволюции рассматривается из состояния, когда вся материя была представлена только физическим вакуумом. Инфляция означает «вздутие». Инфляционная стадия предполагает процесс вздутия вселенной. При этом вакуум той эпохи вселенной – «ложный» вакуум. Он отличается от истинного вакуума (истинный– это состояние вакуума с наинизшей энергией) тем, что обладает огромной энергией. Квантовая природа наделяет «ложный» вакуум стремлением к гравитационному отталкиванию, обеспечивающему его раздувание. Этот ложный вакуум представляет собой симметричное, но энергетически невыгодное, нестабильное состояние, что на языке физике означает стремление к распаду. Эволюция вселенной предстаёт в контексте инфляционной теории как синергетический самоорганизующий процесс» (6,с.238). Если рассматривать вселенную как замкнутую систему, то процессы самоорганизации в ней могут представляются взаимодействием двух открытых подсистем – физического вакуума и всевозможных микрочастиц и квантов полей, т. е. взаимодействием тонкой материи (7–6 уровней реальности) и материей более грубой (4 уровней реальности). Согласно этой теории, процессы расширения из вакуумного суперсимметричного состояния вселенной привели к тому, что вселенная разогрелась до состояния Большого Взрыва(6,с.238). Возникает хаос, который представляет собой наивысочайший уровень порядка – мир. Дадим определения хаоса и порядка. Порядок – это такая последовательность событий, для которой может быть выведена единая закономерность относительно определенной системы ключей (системы закономерностей). Хаос – это такая последовательность событий, для которой закономерность вывести нельзя (13,с. 14, 17). Но существует ли абсолютный хаос? Такой, в котором не скрыто никакой закономерности? Абсолютного хаоса нет. Есть вторжение одного уровня порядка в последовательность порядка другого уровня(13,с.

23). Абсолютный хаос – это хаос, который возник благодаря Большому взрыву – высочайший уровень порядка. Развитие происходит по закону постижения уровней абсолютного хаоса (от простого к сложному, от простого уровня порядка к более сложному уровню порядка). Другими словами, от хаоса – все к новым и новым уровням порядка. Хотя парадокс состоит в том, что хаос – это и есть высочайший уровень порядка. «Начиная с 70-х годов нашего века бурно развивается направление, называемое «синергетикой», в фокусе внимания которого оказываются сложные системы с самоорганизующимися процессами, системы, в которых эволюция протекает от хаоса к порядку, от симметрии ко все возрастающей сложности. Синергетика в переводе с греческого языка означает «содружество, коллективное поведение». Термин этот впервые был введен Хакеном. Как новационное направление в науке, синергетика возникла, в первую очередь, благодаря выдающимся достижениям И. Пригожина в области неравновесной термодинамики. Им было показано, что в неравновесных открытых системах возможны эффекты, приводящие не к возрастанию энтропии и стремлению термодинамических систем к состоянию равновесного хаоса, а к «самопроизвольному» возникновению упорядоченных структур, к рождению порядка из хаоса. Процессы, протекающие в различных явлениях природы, следует разделять на два класса. К первому относятся процессы, протекающие в замкнутых системах. Они развиваются в направлении возрастания энтропии и приводят к установлению равновесного состояния в системах. Ко второму классу относятся процессы, протекающие в открытых системах. В соответствующие моменты – моменты неустойчивости – в них могут возникать малые возмущения, флуктуации, способные разрастаться в макроструктуры. Таким образом, хаос и случайности в нем могут выступать в качестве активного начала, приводящего к развитию новых самоорганизаций (6,с.197–198).

Теория строения мира, основанная на последних достижениях физики приводит к следующему пониманию картины построения мира: 7 уровень реальности – Абсолютное Ничто, Бог, некая информационная Матрица; 6 уровень реальности – уровень первичных торсионных полей – Сознание Бога, замысел Божий или распределение обстоятельств вокруг человечества, смысл эволюционного развития; 5 уровень реальности – уровень физического вакуума – Коллективное Бессознательное человечества или Сознание Человечества. Этот уровень появляется в ходе эволюционного развития человека, это реальность антропогенного происхождения – ноосфера. Основными составляющими физического вакуума, ноосферы являются два уровня энергоинформационных составляющих – это план создания торсионных полей – уровень первичного вакуума и уровень вакуумный – план построения грубой материи под воздействием торсионных полей. Весь наш мир развивается по закону постижения уровней более высокого порядка, т. е. накопив определенные количественные изменения, переходя на качественно новые уровни развития. Развитие происходит по закону постижения уровней абсолютного хаоса, от простого порядка к более сложному уровню порядка. В мире всё конечно, в бесчисленной смене нарождающихся и отмирающих форм возникают и исчезают виды растений, животных, сменяются поколения людей и т. д., т. е. в мире разрушается уровень старого порядка. Без отрицания старого невозможно рождение и созревание более высокого и полного сил нового, т. е. рождение уровня нового порядка. Во всем существующем происходит борьба взаимоисключающих сторон и тенденций. В итоге она приводит к отрицанию старого и возникновению нового. При разрушении более грубых уровней порядка извлекается энергия для созидания нового более сложного порядка. Развитие мира идет именно этим путем. Оно обусловлено основным противоречием разрушения (Зла) и созидания (Добра), причем вектор прогрессивного развития направлен к созиданию порядка более высокого уровня, чем тот, который был разрушен. Наш мир развивается от простого к сложному. Движение происходит по спирали. Но в мире действует и закон энтропии – разрушение мира, если в него постоянно не вкладывается энергия. Когда не создаётся уровень более высокого порядка, развитие приобретает регрессивное направление. Становление структуры во времени, то есть процесс ее формирования и функционирования является одной из важнейших сущностных характеристик процесса развития. Структурообразование подчиняется определенным периодическим или циклическим закономерностям, которые носят название ритмичности процесса развития. Ритмичность как проявление периодичности выражает стабильное в динамичном. Изменение ритма процесса говорит о смене качественной определенности функционирующей системы (1,с.182). Ускорение научно-технического прогресса в последние 100 лет, прогрессивное количественное (наука, экономика, политика, быт, культура и т. д.) изменение жизни человека (человек в начале века по уровню жизни заметно отличается от современного), свидетельствует о том, что изменился ритм изменений процесса развития общества и наступает время качественного изменения.