«Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, И Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: О грехе, что не веруют в Меня; О суде же, что князь мира сего осужден. Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же придет Он, Дух Истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Ев. от Иоанна).
В тонкоматериальном развитии сознания человека открывается чакра Анахата. Она отвечает за способность отдавать и принимать любовь. Это чакра обмена энергией, чакра энергетического равновесия. Она уравновешивает две стороны человека – материальную и духовную. Это чакра Любви. Сознание получает информацию о развитии духовности, нравственности, понимания необходимости учета интересов других. Отношения с окружающим миром начинает строиться на принципах нравственности и «Любви к ближнему». Сознание человечества поднимается до уровня осознания себя как целостного существа. У человека сформированы семь основных чакр, каждая из которых «звучит на своей ноте» и имеет свой цвет. Человек – это радуга, музыка, своим строением он предназначен стремиться звучать гармонично и сиять ярким чистым светом (23,с.40). Открытие всех чакр способствуют росту его самосознания и самосознания всего человечества в целом.
«И сказал Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душою живою, которая с вами, в роды навсегда:
Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею. (Библия, Бытие)».
Представим схему строения человека 3 этапа развития сознания:
Рисунок 5
Человек – это радуга, музыка, своим строением он предназначен стремиться звучать гармонично и сиять ярким чистым светом. Открытие чакр способствует росту самосознания, приобретению опыта тонкоматериальных ощущений для вступления на более высокую ступень развития и способу существования согласно Божественному замыслу.
Вступление на 3 этап – этап полного освоения новой экологической ниши ознаменовало включение в Сознание человечества уровень Божественного Сознания. Развитие чувственного познания, отработка методик духовного восхождения к Богу Мировыми религиями позволило сформировать нормы морали – форму общественного сознания, которая получает выражение в фиксированных представлениях – заповедях, принципах, догмах(4,с.270). В Тонком мире общественная мораль действует разрушающе на несвободного человека, т. е. моральные нормы, принятые в обществе диктуют одно поведение, а языческое общественное сознание, образованное на идеях материального благополучия программируют на другое. Человек испытывает при осуществлении тех или иных поступков, идущих в разрез с моральными нормами душевные муки, постоянное чувство вины. Чувство вины действует разрушающе на Душу Человека и способствует образованию реального энергоинформационного события – Греха, Кармы. Матрица Души меняет своё значение, т. е. становится отличной от Божественного значения. Эти изменения с одной стороны приводят к тому, что человек теряет смысловые ключи, которые позволяют ему понимать закономерности существования того или иного порядка, а с другой способствуют изменению его личного материального и духовного существования в негативную сторону. Негативные события в жизни человека неслучайны, они связаны с Душой человека. Получение прощения, отработка кармы означает исчезновение этого события, которое происходит путем эмоционального выплеска, душевного страдания. При этом матричное число изменяется на соответствующее Божественное. Душа очищается. Роль личности в любой из областей деятельности с точки зрения тонкоматериальных связей определяется степенью личной свободы и степенью негативных изменений Души этого человека.
В историческом аспекте на этом этапе продолжается смена общественно-экономических формаций, меняются классы, происходят войны, революции и т. д. Начинается этап взаимодействия социума и Божественной истины. Возникает много философских учений, религиозных ответвлений. Божественная информация о Божественной сущности человека приводит к противоречиям материального и духовного, даёт мощный импульс развитию культуры – литературы, искусства, философии. Происходит разделение на научное (рациональное) познание и чувственное (иррациональное) познание. Ускоряются процессы развития науки. В Сознании Человечества формируется общественный идеал стремления людей к всеобщему благополучию, полному социальному равенству, свободному всестороннему развитию личности человека – Коммунизм. Возникают Моральные Нравственные Идеалы, формируются общечеловеческие ценности. Происходит Рост Самосознания Человека с одной стороны и снижение степени объективной свободы с другой. Рост и укрупнение Общественного Сознания оказывает всё более негативное влияние на личность человека, он «задыхается в созданной социумом паутине». Происходит социальный процесс, в котором результаты деятельности человека превращаются в самостоятельную господствующую над ним враждебную силу. Феномен отчуждения на современном этапе проявляется в наиболее резких формах, что свидетельствует о наступившем переломном этапе в развитии человечества. Глобализационные процессы, ускоренный научно-технический прогресс, как и глобальные проблемы, возникшие перед человечеством, свидетельствуют о том, что изменился ритм структурообразования человеческого общества. Это свидетельствует о смене качественной определенности функционирующей системы. Этап общественного развития подходит к своей завершающей стадии, так как тормозит индивидуальное развитие личности человека, рост его Самосознания. Человек стал заложником общественного образа жизни, в социальном плане низведен до уровня вещи или исполнителя вещных функций (Фетишизм) и превращен в объект для манипуляции. Субъективно человек ощущает одиночество, апатию, равнодушие, у него атрофируются высокие моральные ценности (4,с.328). Возникает противоречие между двумя слоями Сознания Человечества – уровнем Язычества (Общественным Сознанием, Коллективным Бессознательным) и уровнем Мировых Религий (уровнем Индивидуального Самосознания), который выражается падением нравственных принципов, моральных норм. Теория К. Маркса – это теория рационального экономического развития общества, которая вскрывает законы смены общественно-экономических формаций и приводит к выводу о переходе к качественно новому обществу – обществу свободных людей путем революционного изменения. Культурно-историческая концепция рассматривает исторический процесс как путь эволюционного развития Сознания Человечества – от низкого самосознания человека через путь общественного сознания к высокому самосознанию. Это путь осознанного стремления к свободе. В начале своей истории человек, обладая низким самосознанием, был не в состоянии проникнуть в тайны природы и субъективно осознавал себя несвободным, в то время как объективно был по настоящему свободен. Вступление на путь общественного развития способствовал росту субъективной сознательной свободы и уменьшению объективной свободы. Таким образом, история человечества представляется как субъективный осознанный путь к свободе с одной стороны и путь от объективной неосознанной свободы к объективной осознанной свободе с другой. Объективная Свобода – это реальная зависимость человека от общественного сознания. Субъективная свобода – это сознательное самоопределение человеком своего личного отношения к миру и самому себе, своего понимания объективной действительности. Выход в новую экологическую нишу – нишу свободного общества ознаменует осознанная человеком необходимость объективной свободы или равенство субъективной и объективной свободы. Это приведёт к сознательному принятию объективного мира, как субъективной реальности Бога и к выводу, что субъективная жизнь человека зависит от него самого, от его личного совершенствования и раскрытия своих истинных Божественных задач. На современном этапе выраженный социальный процесс – отчуждение свидетельствует об обострившемся конфликте между субъективной и объективной свободой человека и означает, что в обществе обнаружился прогресс в Сознании Свободы. Но путь революционных изменений – это насильственный, языческий путь создания новой формы общественного сознания и как следствие, путь к уменьшению объективной свободы. Возможен единственный, прогрессивный выход из создавшейся ситуации – изменение Духовной реальности путем индивидуального совершенствование каждого человека через освобождение от реальных энергоинформационных связей со структурами Общественного Сознания (Язычества), которые препятствуют его высокому самопознанию себя как единицы мирозданья. Человечество за 2000 лет существования Мировых религий так и не освободилось от Язычества. Весь исторический опыт свидетельствует о том, что истинную свободу невозможно достичь путем революционных или экономических преобразований, силовыми методами. Экономика будет следствием наметившегося прогресса в сознании свободы. Свобода – это особая форма состояния сознания человека, имеющая реальную энергоинформационную структуру, которую можно достичь лишь индивидуальным развитием своего самосознания, развитием тонкоматериальных ощущений и приобретением чувственного опыта. Это позволит человеку произвести самооценку своей личности, скорректировать свои действия, поведение, поступки и жить в соответствии с задачами и интересами собственной сущности. Поверить в себя как человека, которого сотворил Бог по образу своему, в свои собственные силы изменять существующую реальность. Человек – это личность, индивидуальность, свободная единица мирозданья, имеющая ту же самую природу, что и Бог. Он создаёт смысл в процессе познания, свой Собственный Смысл созвучный Сознанию Бога. Приобретение свободы – это первый достаточно сложный шаг в сознании человека, опутанного социумом, привыкшего жить в несвободе. Это шаг в новую экологическую нишу.
«Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Ев. от Матфея).
Какие же процессы будут происходить при переходе человека в новую экологическую нишу? Человек, освободившись от влияния общественного сознания, сможет напрямую взаимодействовать с Сознанием Бога. Продвижение человека по пути Созидания и Утверждения в Вере (в рационализме построение социализма) приведет к полному освоению новой экологической ниши, когда Сознание Человечества и Сознание Бога отождествятся. Наступит Царство Божие на Земле (в рационализме-коммунизм).
Историю человечества можно представить как путь к освобождению или путь от объективной неосознанной свободы к объективной осознанной свободе.
Схематично можно выразить так:
Схематично эволюционные изменения мира можно представить следующим образом:
Этапы индивидуального развития человека и общества должны пройти следующие этапы:
Этап зрелость, мудрость будет означать, что человек полностью освоил новую экологическую нишу и готов преодолеть барьер человеческого тела, т. е. обрести абсолютную свободу. Приобретение абсолютной свободы будет означать переход в новую экологическую нишу – нишу Царства Божия на Земле. Историческое развитие 3 этапов будет означать осознанное стремление человека к свободе от относительной свободы к абсолютной свободе.
Построение общества свободных людей невозможно без развития человеческой личности как индивидуальности, её самосовершенствования и личного продвижения по пути ЛЮБВИ и СОЗИДАНИЯ, к ЦАРСТВУ БОЖИЮ НА ЗЕМЛЕ.
3. Теория познания и мышления
Теория познания исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнения) к постижению их сущности (чистого знания), а в связи с этим рассматривает вопрос о достижения истины, о её критериях(1,с.257). Философия мышления рассматривает сам процесс мышления как таковой, раскладывает его на составные части. Основополагающим принципом теории познания является понятие отражения объективной реальности. Философы еще в древности разделились по этому вопросу на материалистов и идеалистов. Демокрит рассматривал познание как отражение, восприятия отторгающихся от вещей образов (эйдосов). Платон снимал идею отражения, сводя познание к воспоминаниям душой её прежних впечатлений, когда она пребывала в царстве чистой мысли и красоты. Диамат соединил эти представления и дал своё истолкование теории познания. К.Маркс и Ф.Энгельс писали: «Все идеи извлечены из опыта, они отражение действительности, верные или искаженные»(1,с.257–258).
Культурно-историческая концепция непротиворечия научных и религиозных истин выводит теорию познания на принципиально новый уровень, использует весь накопленный опыт развития философской мысли. Напомним, те положения, которые мы рассмотрели в теориях развития и миропостроения.
Наш мир – это одна огромная информационная структура, являющаяся носителем одного гигантского сознания – Бога. Мы, наше сознание, соединены с ним бесконечным количеством частей общих процессов, протекающих через нас и делающих человека частью общего Сознания Вселенной.
Развитие происходит от хаоса – все к новым и новым уровням порядка, т. е. упорядоченность усложняется.
Мир, который одновременно есть Бог, развивается и усложняет своё Сознание, создавая все новое богатство вариантов и смыслов. Он – это мир познающий сам себя. Бог познаёт нечто, создавая в себе всю сложность нашего мира. Мысли Бога – это совокупность всех процессов, идущих в мире.
В ходе этого процесса появился человек. Человек имеет ту же природу, что и Бог, – он разрушает простые упорядоченности, создавая более сложные. Он создаёт смысл в процессе своего познания.
То, что познаёт человек, является упорядоченностью, созданной в сознании Бога. То есть субъективная реальность Бога является объективной реальностью человека. Человек сам по себе является частью Мира, а стало быть, Бога.
Мышление человека постоянно движется от незнания к знанию, от поверхностного к всё более глубокому, сущностному и всестороннему знанию, т. е. от низших порядков знания к более высоким или от хаоса в знании к порядку. Что такое порядок? Порядок – эта такая последовательность событий, для которой можно вывести единую закономерность. Самый простой порядок – это своего рода монотонность. Точнее, это одна монотонность на фоне другой, потому что любой порядок состоит как минимум из двух элементов. Одинаковые кирпичи – первый монотонный элемент, одинаковая их кладка – второй монотонный элемент. Существуют порядки более высокого уровня, т. е. из большего числа элементов. Например, мы можем разложить карточки, на которых написаны числительные и прилагательные один за другим (Ч, П. Ч, П. и т. д.), а также в разные кучи, в одну – числительные, в другую – прилагательные. В этом порядке уже как минимум три элемента. Другими словами, материальный порядок можно обнаружить при помощи практики, т. е. чрез целенаправленную деятельность человека. Но есть еще порядок более высокого уровня смысловой. Если подступаться к нему с физическими мерками, его не обнаружить. Например, невозможно невооруженным глазом обнаружить порядка в последовательности букв в алфавите или в какой-либо математической формуле. Это порядок более высокого порядка, смысловой порядок. Следовательно, порядок бывает материальным и смысловым. Отсюда следует более точное определение порядка. Порядок – это такая последовательность событий, для которой может быть выведена единая закономерность относительно определенной системы ключей. Система ключей – это определенная система закономерностей, как, например, закономерности языка. Значит, нужно иметь определенный доступ к ключам, то есть понимать закономерности существования того или иного порядка, чтобы определить саму закономерность, по которой устроен этот порядок(13,с.15–16). Забегая немного вперед, хочется отметить, что этот доступ к ключам даёт Душа человека. Вспомним определение хаоса. Хаос – это такая последовательность событий, для которой закономерность вывести нельзя. Это случайное сочетание бесконечного количества вариантов в чистом виде. Но существует ли абсолютный хаос, в котором не скрыто никакой закономерности? Хотя бы один уровень упорядоченности сохраняется в любой последовательности. Хаос– это такая последовательность событий, для которой не может быть выведена единая закономерность относительно данной системы ключей. Для абсолютного хаоса единой системы ключей создано быть не может ни на каком уровне (13,с.18–21). И так, процесс познания представляет собой постижение мира от простого к сложному. Постигая мир, человек создаёт в своем сознании смысловые структуры, его описывающие. Правильней сказать, открывает эти смысловые структуры, т. е. в сознание начинает обладать все большим количеством ключей. Процесс постижения смыслов идет параллельно с практикой, т. е. целенаправленной деятельностью человека. Иначе, невозможно. Человек является неотъемлемой и органичной частью глубинных механизмов нашего мира. Одним из основных понятий теории познания является понятие энтропия. Энтропия – это процесс увеличения беспорядоченности в мире. Наш мир устроен так, что упорядоченности в нем непрерывно разрушаются, поэтому в нашем мире возрастает энтропия. Есть физическая теория Тепловой смерти Вселенной. Уильям Томсон эксраполировал принцип возрастания энтропии на крупномасштабные процессы, протекающие в природе. Клаузиус распространил этот принцип на Вселенную в целом, что привело его к гипотезе о тепловой смерти Вселенной(6,с.193). Она утверждает, что в далеком будущем, когда все температуры во Вселенной уравняются, и воцарится единая температура – тогда не будет источников энергии и мир замрет в неподвижности. Только пока есть различия в уровнях энергии – возможно освобождение энергии. Упорядоченность поддерживается определенным уровнем энергии и если её не возобновлять, то энергия иссякает. Когда из порядка уходит энергия – порядок разрушается. Если ничего не делать, энергия будет уходить, что приводит к разрушению (это, кстати, касается самого человека, человек без активного действия, без практической деятельности разрушает сам себя). Там где есть упорядоченность, – есть сила, энергия. А раз там есть энергия, то её можно оттуда извлечь. Так и в мире – возрастает энтропия, значит конец неизбежен: энергия иссякает и когда – нибудь иссякнет окончательно. Но все же этот процесс разрушения идет очень медленно(13,с.24). Почему? Большой вклад в развитие проблемы будущего развития вселенной внес Больцман, применивший к замкнутой вселенной понятие флуктуации. Под флуктуацией физической величины понимается отклонение истинного значения величины от её среднего значения, обусловленное хаотическим тепловым движением частиц системы. При формулировании флуктуационной гипотезы Больцман исходил из допущения, что бесконечная вселенная уже достигла состояния термодинамического равновесия. Но вследствии статистического характера принципа возрастания энтропии для небольших областей этой бесконечной вселенной возможны макроскопические отклонения от состояния равновесия – флуктуации. «Имеется выбор между представлениями, пишет Больцман. – Можно предположить, что вся Вселенная сейчас находится в некотором весьма невероятном состоянии. Но можно мыслить зоны – промежутки времени, по истечении которых снова наступают невероятные события, – такими же крошечными по сравнению с продолжительностью существования вселенной, как расстояние от земли до Сириуса ничтожно по сравнению с её размерами. Тогда во вселенной (которая в противном случае повсюду находилась бы в тепловом равновесии, т. е. была бы мертвой) имеются относительно небольшие участки (мы будем называть их отдельными мирами), которые в течение относительно небольших по сравнению с эоном промежутков времени значительно отклоняются от теплового равновесия, а именно: среди этих миров одинаково часто встречаются состояния, вероятности которых возрастают и уменьшаются. Таким образом, для вселенной в целом два направления времени являются неразличимыми, так как в пространстве нет верха и низа. Но точно так же, как мы в некотором определенном месте земной поверхности называем «низом» направление к центру Земли, так и живое существо, которое находится в определенной временной фазе одного из таких отдельных миров, назовет направление времени, ведущее к более невероятным состояниям, по-другому, чем противоположное (первое – как направление к «прошлому», к началу, последнее – к «будущему» к концу), и вследствие этого названия будет обнаруживать «начало» для этих малых областей, выделенных из вселенной, всегда в некотором невероятном состоянии(6,с.195–196). Развивающаяся высокими темпами синергетика подтверждает предположения высказанные Больцманом и доказывает, что в равновесных открытых системах возможно не возрастание энтропии к состоянию равновесного хаоса, а «самопроизвольное» возникновение упорядоченных структур, рождение порядка из хаоса(6,198).
Таким образом, кроме процессов возрастания энтропии и, следовательно, уменьшения порядка, в мире идут и другие процессы, прямо противоположные, т. е. процессы увеличения порядка. Отсюда следует, что увеличение порядка требует энергии. Но эта энергия появляется тогда, когда она течет от одного объекта к другому, в результате чего уменьшается различие между этими объектами, а, следовательно, уменьшается и степень упорядоченности. Это означает, что процессы нашего мира идут одновременно в обе стороны (13,с.26). Если рассматривать процесс познания, то вырисовывается следующая картина. Парадигма – это порядок, в котором смысловые ключи соответствуют уровню практического применения. Но практика подразумевает увеличение энтропии, т. е. посредством её накапливаются определенные опытные данные, которые невозможно осмыслить при помощи имеющихся смысловых ключей. Таким образом, происходит разрушение упорядоченности, возрастает энтропия или происходит вторжение уровня более высокого порядка в уровень более низкого порядка. Энергия, полученная от разрушения уровня более низкого порядка, используется для создания упорядоченности более высокого порядка. Возникает новая парадигма, которая имеет большее количество смысловых ключей, которые объясняют новый порядок.
ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ПРОЦЕСС ПЕРЕВОДА ОДНОГО СМЫСЛОВОГО УРОВНЯ В ПОРЯДОК БОЛЕЕ ВЫСОКОГО СМЫСЛОВОГО УРОВНЯ.
Теория – это перевод порядка одного уровня – порядка практической деятельности в порядок более тонкий, порядок сознания и порядок смыслов.
Процесс познания мира человеком, представляет собой усложнение сознания человека на основе практической деятельности и одновременным созданием в мире новой смысловой упорядоченности. Вспомним, что объективная реальность Бога является субъективной реальностью человека, и дадим следующее определение процессу познания.
ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ МИРА ЧЕЛОВЕКОМ, СУБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ БОГА, КОТОРАЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ ЧЕЛОВЕКА, ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ УСЛОЖНЕНИЕ СОЗНАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЗДАНИЕ В МИРЕ НОВЫХ СМЫСЛОВЫХ УПОРЯДОЧЕННОСТЕЙ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ РАЗВИВАЮЩЕМУСЯ И УСЛОЖНЯЮЩЕМУСЯ СОЗНАНИЮ БОГА.
Это общее определение процесса познания, теперь перейдем к индивидуальному познанию мира человеком.
Введем понятие информации. Сознание человека – это информационная структура, благодаря которой он познаёт мир, открывает его новые стороны и преобразует его. Сознание пользуется в своей работе внешней упорядоченностью, извлекая из неё смысл – информацию. Например, человек читая книгу, состоящую из определенной последовательности знаков, понимает её, т. е. пользуется содержащейся в книге информацией. Но есть ли в книге информация? Как бы парадоксально это не звучало – в книге информации нет. Если бы в книге была информация, то, на каком бы языке она не была написана, любой человек её бы понял. Все зависит от системы ключей, которой обладает человек. Если знает язык, на котором написана книга, сможет понять её, если нет, то нет. Следовательно, в книге нет информации, а дело лишь в системе ключей, которыми располагает человек, вступающий во взаимодействие с книгой. Разные люди, личности знающие один и тот же язык и прочитавшие одну и ту же книгу, извлекут из неё информацию, соответствующую набору ключей, который имеется именно у этой индивидуальной личности(13,с.29).
СМЫСЛОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ НАХОДИТСЯ ВНУТРИ ЧЕЛОВЕКА И СООТВЕТСТВУЕТ ЕГО НАБОРУ КЛЮЧЕЙ.
Таким образом, чтение книги – это оживление спящих смыслов уже живущих внутри нас. От чего зависит то или иное восприятие написанного мы более подробно рассмотрим в теории развития личности человека. Так, что же такое книга, текст?