Первый ведущий:
<…>А я, без маяка, в скорлупе сыройСквозь шторм, который для меня не внове,Плыву по жизни, правя наугад.Да оборвется здесь на полусловеЛюбовный стих! Певец устал, и лираНастроена на самый скорбный лад.Второй ведущий:Мне каждый день длинней тысячелетийБез той, кого на землю не вернуть.Но и в скорбные дни чувство к Лауре продолжало вдохновлять поэта на создание шедевров. Петрарка тщательно выбирал перо и, осторожно обмакнув его во флакон с черной, приготовленной из чернильных орешков краской, начинал писать. На желтый лист ложились ровные, круглые, с едва заметным наклоном вправо буквы. Он писал, будто произносил слова молитвы, вознося хвалу Всевышнему за то, что послал ему средь тысяч женщин одну-единственную, ставшую его вечной возлюбленной.
Благословен день, месяц, лето, час!И миг, когда мой взор те очи встретил!Благословен тот край и дол тот светел,Где пленником я стал прекрасных глаз!(Звучит музыка Вила-Лобоса: ария из бразильского бахиана)
Первый ведущий:
Вот уже на протяжении нескольких веков Шекспир остается для нас загадкой. Жизнь его известна мало. Нет ничего удивительного в том, что не сохранилось точных сведений о героине его сонетов – Смуглой леди. Биографы не раз пытались выяснить, кто она, но в большинстве случаев исходили из догадок. Возможно, это Мери Фиттон – придворная дама, фрейлина Елизаветы, а может быть, это Эмилия Ланье – жена придворного музыканта? Дама сердца Шекспира – дама от поэтической традиции: она вероломна, безжалостна в своей красе, порочна. Посвященные ей сонеты обжигают огнем живого чувства, и нет сомнения, что они – следствие личной драмы, поэтическая исповедь о неразделенной любви.
На выбор учителя: учащиеся читают 2–3 сонета из предложенных ниже.
Второй чтец:
Любовь слепа и нас лишает глаз.Не вижу я того, что вижу ясно.Я видел красоту, но каждый разПонять не мог, что дурно, что прекрасно.И если взгляды сердце завелиИ якорь бросили в такие воды,Где многие проходят корабли, —Зачем ему ты не даешь свободы?Как сердцу моему проезжий дворКазаться мог усадьбою счастливой?Но все, что видел, отрицал мой взор,Подкрашивая правдой облик лживый.Правдивый свет мне заменила тьмаИ ложь меня объяла, как чума.Третий чтец:
Мои глаза в тебя не влюблены —Они твои пороки видят ясно.А сердце ни одной твоей виныНе видит и с глазами не согласно.Мой слух твоя не услаждает речьТвой голос, взор и рук твоих касаньеПрельщая, не могли меня увлечьНа праздник слуха, зренья, осязанья.И все же внешним чувствам не даноНи всем пяти, ни каждому отдельно —Уверить сердце бедное одно,Что это рабство для него смертельно,В своем несчастье одному я рад,Что ты – мой грех и ты – мой вечный ад.Четвертый чтец:
Любовь – недуг. Моя душа больнаТомительной, неутомимой жаждой.Того же яда требует она,Который отравил ее однажды.Мой разум – врач любовь мою лечилОна отвергла травы и коренья,И бедный лекарь выбился из силИ нас покинул, потеряв терпенье.Отныне мой недуг неизлечим.Душа ни в чем покоя не находит.Покинутые разумом моим,И чувства, и слова на воле бродят,И долго мне, лишенному ума,Казался раем ад, а светом – тьма!Пятый чтец:
Ее глаза на звезды не похожи,Нельзя уста кораллами назвать,Не белоснежна плеч открытых кожа,И черной проволокой вьется прядь.С дамасской розой, алой или белой,Нельзя сравнить оттенок этих щек.А тело пахнет так, как пахнет тело,Не как фиалки нежный лепесток.Ты не найдешь в ней совершенных линий,Особенного света на челе.Не знаю я, как шествуют богини,Но милая ступает по земле.И все ж она уступит тем едва ли,Кого в сравненьях пышных оболгали.Второй ведущий:
Тайна сонетов Шекспира заключается в их необыкновенной наполненности человеческими чувствами. В этих 14 строчках перед нами предстает всего одна душа, переживающая радость и горе, добро и зло, жизнь и смерть, любовь и измену…
В образе героини шекспировских сонетов нет ни капли лжи. Она, как и сама жизнь, пусть не столь прекрасная, но желанная. В этом, вероятно, и заключена тайна сонета.
Эта женщина принесла поэту столько страданий, но, несмотря на это, оставалась обожаемой, страстно любимой, пленительной. Поэт, словно завороженный, готов был поклясться, что в целом свете нет никого прекрасней. Вслушайтесь, какое благородство, умение прощать звучит в его стихах.
На выбор учителя: учащиеся читают 1–2 сонета из предложенных ниже.
Шестой чтец:
Блистательный мне был обещан день,И без плаща я свой покинул домНо облаков меня догнала тень,Настигла буря с градом и дождем.Пусть потом, пробившись из-за туч,Коснулся нежно моего чела,Избитого дождем, твой кроткий луч, —Ты исцелить мне раны не могла.Меня не радует твоя печаль,Раскаянье твое не веселит.Сочувствие обидчика едва льЗалечит язвы жгучие обиды.Но слез твоих, жемчужных слез ручьи,Как ливень, смыли все грехи твои.Седьмой чтец:
Ты погрусти, когда умрет поэт,
Покуда звон ближайший из церквейНе возвестит, что этот низкий светЯ променял на низкий мир червей.И если перечтешь ты мой сонет,Ты о руке остывшей не жалей.Я не хочу туманить нежный цветОчей любимых памятью своей.Я не хочу, чтоб эхо этих строкМеня напоминало вновь и вновь.Пускай замрут в один и тот же срокМое дыханье и твоя любовь….Я не хочу, чтобы своей тоскойТы предала себя молве людской.Восьмой чтец:
Скажи, что я уплатой пренебрегЗа все добро, каким тебе обязан,Что я забыл заветный твой порог,С которым всеми узами я связан,Что я не знал цены твоим часам,Безжалостно чужим их отдавая,Что позволял безвестным парусамСебя нести от милого мне края.Все преступления вольности моейТы положи с моей любовью рядом,Представь на строгий суд твоих очей,Но не казни меня смертельным взглядом.Я виноват. Но вся моя винаПокажет, как любовь твоя верна.Девятый чтец:
Мешать соединенью двух сердецЯ не намерен. Может ли изменаЛюбви безмерной положить конец?Любовь не знает убыли и тлена.Любовь – над бурей поднятый маяк,Немеркнущий во мраке и тумане,Любовь – звезда, которою морякОпределяет место в океане.Любовь – не кукла жалкая в рукахУ времени, стирающего розыНа пламенных устах и на щеках,И не страшны ей времени угрозы.А если я не прав и лжет мой стих —То нет любви и нет стихов моих!(Звучит сонет № 90 «Уж если ты разлюбишь…» – на английском языке)
Первый ведущий:
Перенеся огромное духовное потрясение, научившись жить с незаживающей раной в сердце, поэт находил силы смеяться над собой:
<…>Вода потока стала горячей.Она лечила многие недуги.И я ходил купаться в тот ручейЧтоб излечиться от любви к подруге.Любовь нагрела воду – но водаЛюбви не охлаждала никогда.Второй ведущий:
Любовь и дружба, жизнь и смерть, добро и зло, истина и красота – все эти вечные темы нашли отражение в сонетах Шекспира, и в этом сам поэт видел залог бессмертия своих стихов.
На выбор учителя: учащиеся читают 1 сонет из предложенных ниже либо выдержки из них.
Десятый чтец:
Не соревнуюсь я с творцами од,Которые раскрашенным богинямВ подарок преподносят небосводСо всей землей и океаном синим.Пускай они для украшенья строфТвердят в стихах, между собою споря,О звездах неба, о венках цветов.О драгоценностях земли и моря.В любви и в славе – правда мой закон,И я пишу, что милая прекрасна,Как все, кто смертной матерью рожден,А не как солнце или месяц ясный.Я не хочу хвалить любовь мою, —Я никому ее не продаю!Одиннадцатый чтец:
Прекрасное прекрасней во сто крат,Увенчанное правдой драгоценной.Мы в нежных розах ценим аромат,В их пурпуре живущий сокровенно.Пусть у цветов, где свил гнездо порок,И стебель, и шипы, и листья те же,И так же пурпур лепестков глубок,И тот же венчик, что у розы свежей,Они цветут, не радуя сердца,И вянут, отравляя нам дыханье.А у душистых роз иной конец.Их душу перельют в благоуханье.Когда погаснет блеск очей твоих,Вся прелесть правды перельется в стих!Двенадцатый чтец:
Замшелый мрамор царственных могилИсчезнет раньше этих веских слов,В которых я твой образ сохранил.К ним не пристанет пыль и грязь веков.Пусть опрокинет статуи война,Мятеж развеет каменщиков труд,Но врезанные в память письмена,Бегущие столетья не сотрут.Ни смерть не увлечет тебя на дно,Ни темного забвения вражда.Тебе с потомством дальним суждено,Мир износив, увидеть день суда.Итак, до пробуждения живиВ стихах, в сердцах, исполненных любви!Тринадцатый чтец:
Когда меня отправят под арестБез выкупа, залога и отсрочки,Не глыба камня, не могильный крест, —Мне памятником будут эту строчки.Ты вновь и вновь найдешь в моих стихахВсе, что во мне тебе принадлежало.Пускай земле достанется мой прах,Ты, потеряв меня, утратишь мало.С тобою будет лучшее во мне.А смерть возьмет от жизни быстротечнойОсадок, остающийся на дне,То, что похитить мог бродяга встречный.Ей – черепки разбитого ковша,Тебе – мое вино, моя душа.Первый ведущий:
Так щедро дарит поэт читателям свою душу, и она живет в чудесных строчках, в наших сердцах, «исполненных любви», заставляя их биться сильнее, превращая Шекспира в «современника всех поколений».
Четырнадцатый чтец (стихотворение К. Бальмонта «Шекспир»):
Средь инструментов всех волшебней лира:В пьянящий звон схватив текучий дым,В столетьях мы мгновенья закрепимИ зеркало даем в стихе для мира.И лучший час в живом веселье пира —Когда поет певец, мечтой гоним, —И есть такой, что вот мы вечно – с ним,Пленяясь звучным именем Шекспира.Нагромоздив создания свои,Как глыбы построений исполина,Он взнес гнездо, которое орлино,И показал все тайники змеи.Гигант, чей дух – плавучая картина,Ты – наш, чрез то, что здесь мы все – твои.Второй ведущий:
Думается, тайна магии сонета состоит и в том, что его глубокий смысл человек может почувствовать только сердцем и душой. Возможно, проникнув в мир сонета, <…> читатель найдет ответы на многие вопросы и поймет, наконец, смысл этой суетной жизни.
Тайна сонета заключается не в умении слагать строчки, а в душе поэта. Автор страдает, горюет, радуется и восторгается, и обо всех его переживаниях нам рассказывает сонет. <…>
Сонет – это утешение для души. Когда мир окрашивается для тебя в темные краски, а в душе воцаряется печаль, тогда на помощь приходит сонет. Он играет колыбельную на струнах души, и печаль уступает место любви и свету.
Для поэта сонет – надежный друг, которому можно поведать о своих чувствах и мечтах, не боясь быть непонятым. <…>
Сонет воспевает самое высокое человеческое чувство – любовь. У Данте это любовь к божественной и недосягаемой Беатриче, а у Шекспира – к вполне земной женщине. Тайна сонетов о любви заключается в самой любви и в тайне возлюбленной. <…> Образ Возлюбленной не бывает полностью ясен: что-то в нем должно дорисовать воображение. <…>. Она – вечная загадка, и какой она должна быть, знает лишь поэт, создавший ее для себя.
Сонеты могут быть посвящены и дружбе, дружбе благородной, чистой и верной. Наверное, поэтому сонеты способен понять всякий читатель – и старый, и молодой, и мудрый, и не очень. 14 строк – вот что делает сонет звонкой «песней птицы». Будь он короче, песня не получилась бы, будь длиннее – птица не поднялась бы в воздух.
«<…>Сонет – как жемчужное ожерелье, в котором каждая жемчужина имеет свое значение, это единая цепь, в которой без недостающего звена все рухнет. Каждая строчка сонета уносит нас в мир грез, мечтаний, любви, огорчений, надежд, разочарований – туда, где нет границ чувствам».
Первый ведущий (стихотворение К. Бальмонта «Хвала сонету»):
Люблю тебя, законченность сонета,С надменною твоею красотой,Как правильную четкость силуэтаКрасавицы изысканно-простой.А современник К. Бальмонта В. Брюсов видел в сонете «образы изменчивых фантазий, бегущие, как в небе облака», которые, «окаменев, живут потом века в отточенной и завершенной фразе». Может быть, именно в этой гармонии высокого чувства и совершенной формы и есть главная тайна сонета, секрет его прелести. Написанный много столетий назад, он точно так же волнует сердца и современных читателей.
3. «Если душа родилась крылатой…»
(8 класс)
Цели ПРОВЕДЕНИЯ:1) знакомство учащихся с представлениями поэтов XX в. о поэте, его мире, его предназначении на земле;
2) развитие у детей понимания того, что судьба истинного поэта схожа во все времена, в любую эпоху;
3) воспитание умения читать стихи, любви к родному слову.
ОФОРМЛЕНИЕ ВЕЧЕРАЗа двумя столами располагаются учащиеся, представляющие поэтов начала и конца XX в. Стол поэтов серебряного века оформляется в стиле той эпохи (лампа с абажуром, свечи в подсвечниках, рядом на стене – их портреты). Около стола современных авторов стоит гитара, на стене – плакаты групп «Август», «Крематорий», портреты В. Высоцкого, известных бардов). Между ними находятся ведущие.
Для большей заинтересованности и придания вечеру элементов театрализации учитель может предложить ученикам в качестве самостоятельной работы наделить своего героя-поэта присущими ему узнаваемыми чертами (например, челка и шаль у А. Ахматовой, рубаха с широким воротом у С. Есенина и т. п.), постараться воспроизвести манеру чтения собственных стихов автором.
Роль ведущих в данном случае должна быть сведена к минимуму, они становятся связующим звеном между двумя эпохами.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:1) первый ведущий;
2) второй ведущий;
3) М. Цветаева
4) Н. Гумилев
5) А. Ахматова
6) И. Анненский
7) С. Есенин
8) О. Мандельштам
9) В. Хлебников
10) И. Северянин
11) В. Высоцкий
12) А. Башлачев
13) К. Кинчев
14) В. Трегубов
15) С. Рыженко
16) В. Шахрин
ХОД ВЕЧЕРАО, знал бы я, что так бывает,Когда пускался на дебют,Что строчки с кровью – убивают,Нахлынут горлом и убьют!Б. Пастернак(эпиграф пишется на доске или на отдельном плакате)
Первый ведущий:
Строки Б. Пастернака – эпиграф к нашему сегодняшнему разговору – разговору о поэте. Поэт… Кто он? Чем он живет? Каков его мир? О чем его боль?..
М. Цветаева (стихотворение «Поэт»):
Поэт – издалека заводит речь.Поэта – далеко заводит речь.Планетами, приметами… окольныхПритч рытвинами. Между «да» и «нет»Он – даже размахнувшись с колокольни —Крюк выморочит… Ибо путь комет —Поэтов путь. Развеянные звеньяПричинности – вот связь его! Кверх лбом —Отчаятесь! Поэтовы затменьяНе предугаданы календарем.Он тот, кто смешивает карты,Обманывает вес и счет,Он тот, кто спрашивает с парты,Кто Канта наголову бьет.Кто в каменном гробу Бастилий —Как дерево в своей красе.Тот, чьи следы – всегда простыли,Тот поезд, на который всеОпаздывают:Ибо путь комет —Поэтов путь: жгя, а не согревая,Рвя, а не взращивая – взрыв и взлом, —Твоя стезя, гривастая кривая,Не предугадана календарем!Н. Гумилев (стихотворение «Кредо»):
Откуда я пришел, не знаю…Не знаю я, куда уйду,Когда победой отблистаюВ моем сверкающем саду.<…>Мне все открыто в этом мире —И ночи тень, и солнца свет,И в торжествующем эфиреМерцанье ласковых планетЯ не ищу больного знанья,Зачем, откуда я иду;Я знаю, было там сверканьеЗвезды, лобзающей звезду.<…>Всегда живет, всегда могучий,Влюбленный в чары красоты.И вспыхнет радуга созвучийНад царством вечной пустоты.Второй ведущий:
«Поэзия – это жертвоприношение словом…» – писал литературовед Ю. А. Шилов. Можно сомневаться в том, что это так. Можно думать, что стихи – это красноречие, общие места и закругленные срифмованные фразы. Но…
(стихотворение Б. Пастернака «О, знал бы я, что так бывает…»):
Когда строку диктует чувство,Оно на сцену шлет раба,И тут кончается искусствоИ дышат почва и судьба.А. Ахматова (стихотворение «Нам свежесть слов и чувства простоту»):
Нам свежесть слов и чувства простотуТерять не то ль, что живописцу зренье,Или актеру – голос и движенье,А женщине прекрасной – красоту?Но не пытайся для себя хранитьТебе дарованное небесами:Осуждены – и это знаем сами —Мы расточать, а не копить.И. Анненский (стихотворение «Третий мучительный сонет»):
Нет, им не суждены краса и просветленье;Я повторяю их на память в полусне,Они – минуты праздного томленья,Перегоревшие на медленном огне.<…>Кто знает, сколько раз без этого запоя,Труда кошмарного над грудою листов,Я духом пасть, увы! Я плакать был готов,Среди неравного изнемогая боя;Но я люблю стихи – и чувства нет святей:Так любит только мать, и лишь больных детей.А. Ахматова (стихотворение «Муза»):
Как и жить мне с этой обузой,А еще называют Музой,Говорят: «Ты с ней на лугу…»Говорят: «Божественный лепет…»Жестче, чем лихорадка, оттреплет,И опять весь год ни гугу.(Звучит музыка. М. Дунаевский. Увертюра)
Первый ведущий:
Анна Ахматова, Б. Пастернак, И. Анненский, А. Блок… Удивительно единодушны эти разные, совсем разные поэты в своем ощущении творческого процесса. Рождение стихотворения всегда мучительно, всегда сопряжено с болью. Иначе, наверное, и быть не может: ведь в своем творчестве поэт обнажает душу. Он не может быть неискренним – в первую очередь от своей неискренности задохнется он сам.
С. Есенин (стихотворение «Быть поэтом – это значит то же…»):
Быть поэтом – это значит то же,Если правды жизни не нарушить,Рубцевать себя по нежной коже,Кровью чувств ласкать чужие души.Быть поэтом – значит петь раздолье,Чтобы было для тебя известней,Соловей поет – ему не больно,У него одна и та же песня.Канарейка с голоса чужого —Жалкая, смешная побрякушка.Миру нужно песенное словоПеть по-свойски, даже как лягушка.<…>(Звучит романс С. Беляева на стихи С. Есенина «Мне осталась одна забава…» в исполнении А. Малинина.)
Второй ведущий:
«Если черти в душе гнездились, значит, ангелы жили в ней», – эта поэтическая формула противоречива лишь с точки зрения привычной логики. Мир поэта алогичен, это мир чувств – сильных, смелых, открытых, часто неприглаженных, и этой своей неприглаженностью противоречащих привычным представлениям и нормам. Наверное, поэтому, в стихах, даже если они не откровенно оппозиционны, порой слышится вызов обывательской морали, обывательскому суду, который обычно не медлит с приговором.
О. Мандельштам (стихотворение «Это какая улица?»):
Это какая улица?Улица Мандельштама,Что за фамилия чертова?Как ее ни вывертывай —Криво звучит, а не прямо.Мало в нем было линейного,Нрава он был нелилейного,И потому эта улица,Или, верней, эта яма,Так и зовется по имениЭтого Мандельштама.Первый ведущий:
Поэт – это не только иное мироощущение, это – крест: все видеть и все чувствовать. Это невозможность солгать, невозможность закрыть глаза и сказать себе: «Все хорошо»; поэт – это судьба, исключающая компромисс с фальшью.
В. Высоцкий (стихотворение «Мне судьба»):
Мне судьба – до последней черты, до креста,Спорить до хрипоты, а за ней – немота,Убеждать и доказывать с пеной у рта,Что не то это вовсе, и не тот, и не та.Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу!Может, кто-то когда-то поставит свечуМне за голый мой нерв, на котором кричу,И веселый манер, на котором шучу…<…>(На выбор учителя: звучит песня В. Высоцкого «Натянутый канат» или «Мой микрофон»)
Второй ведущий:
Во все времена в творчестве разных поэтов мы находим тревожное, а подчас и трагическое мироощущение. Казалось бы, наделенный даром Божиим равен Богу. На деле же… Поэт чувствует себя пасынком в этом мире, чужим, а порой и ненужным, лишним. Мир не приемлет поэтов.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги