Подводя итоги краткому анализу существующих угроз конфиденциальной информации, можно выделить два направления воздействия угроз, снижающих безопасность информации.
Первое, традиционно сложившееся в рамках защиты конфиденциальных сведений, представляет собой воздействия, способствующие несанкционированному доступу к этим сведениям. Второе, сложившееся в рамках широкого понимания проблем ИБ, связано с использованием современных технических и организационных систем, а также с участием людей, коллективов людей и общества в целом и их подверженностью внешним, негативным информационным воздействиям.
Так, теоретически доказано, а практикой многократно подтверждено то, что психика и мышление человека подвержены внешним информационным воздействиям и при их надлежащей организации возникает возможность программирования поведения человека. Более того, в последнее время ведутся разработки методов и средств компьютерного проникновения в подсознание, для того чтобы оказывать на него глубокое воздействие. Поэтому актуальной является проблема не только защиты информации, но и защиты от разрушающего воздействия информации, приобретающей международный масштаб и стратегический характер. В силу изменения концепции развития стратегических вооружений, определяющей, что вооруженное решение мировых проблем становится невозможным, все более прочно входит в обиход понятие информационной войны. Сейчас эффективность наступательных средств информационной войны, информационного оружия превосходит эффективность систем защиты информации.
Представляют интерес угрозы утраты охраняемых сведений в ходе информационных процессов, участники которых представляют противоположные интересы. Анализ этих угроз позволил выявить ряд их характерных признаков. В большинстве случаев активные действия сторон вполне осознанны и целенаправленны. К таким действиям относятся:
– разглашение конфиденциальной информации ее обладателем;
– утечка информации по различным, главным образом техническим, каналам;
– несанкционированный доступ к конфиденциальной информации различными способами.
Разглашение информации – это умышленные или неосторожные действия должностных лиц и граждан, которым в установленном порядке были доверены соответствующие сведения по работе, приведшие к оглашению охраняемых сведений, а также передача таких сведений по открытым техническим каналам. Разглашение выражается в сообщении, передаче, предоставлении, пересылке, опубликовании, при обсуждении, утере и оглашении любыми иными способами конфиденциальной информации лицам и организациям, не имеющим права доступа к охраняемым секретам. Разглашение информации может происходить по многим каналам, в том числе через почтовые отправления, радио, телевидение, печать и т. п. Разглашение возможно в ходе деловых встреч, бесед, при обсуждении совместных работ, в договорах, в письмах и документах, деловых встречах и др. В ходе таких мероприятий партнеры ведут интенсивный обмен информацией. Именно при общении между ними устанавливаются "доверительные" отношения, приводящие к оглашению коммерческих секретов.
Как правило, факторами, способствующими разглашению конфиденциальной информации, являются:
– слабое знание (или незнание) требований по защите конфиденциальной информации;
– ошибочность действий персонала из-за низкой производственной квалификации;
– отсутствие системы контроля за оформлением документов, подготовкой выступлений, рекламы и публикаций;
– злостное, преднамеренное невыполнение требований по защите коммерческой тайны.
Разглашение конфиденциальной информации неизбежно приводит к материальному и моральному ущербу.
Утечку информации в общем виде можно рассматривать как бесконтрольный и неправомерный выход конфиденциальной информации за пределы организации или круга лиц, которым эта информация была доверена. При этом природа утечки охраняемой информации характеризуется как обстоятельствами происхождения, так и причинами, условиями возникновения утечки.
Неправомерному овладению конфиденциальной информацией вследствие неудовлетворительного управления персоналом со стороны должностных лиц, организаций и ведомств способствует наличие следующих обстоятельств:
– склонность сотрудников организации к излишней разговорчивости – 32 %;
– стремление сотрудников зарабатывать деньги любыми способами и любой ценой – 24 %;
– отсутствие в фирме службы безопасности – 14 %; – привычка сотрудников делится друг с другом информацией о своей служебной деятельности – 12 %;
– бесконтрольное использование в фирме информационных систем – 10 %;
– предпосылки возникновения конфликтных ситуаций в коллективе вследствие отсутствия психологической совместимости сотрудников, случайного подбора кадров, отсутствия работы руководителя по сплочению коллектива и др. – 8 %.
Также утечка охраняемой информации обусловлена наличием соответствующих условий, связанных:
– c появлением конкурента (злоумышленника), который такой информацией интересуется и затрачивает определенные силы и средства для ее приобретения;
– несовершенством норм по сохранению коммерческих секретов, а также нарушением этих норм, отступлением от правил обращения с соответствующими документами, техническими средствами, образцами продукции и другими материалами, содержащими конфиденциальную информацию;
– разными факторами и обстоятельствами, которые складываются в процессе научной, производственной, рекламной, издательской, информационной и иной деятельности организации и создают предпосылки для утечки сведений, составляющих различные виды тайн.
К таким факторам и обстоятельствам могут, например, относиться:
– недостаточное знание работниками правил защиты соответствующего вида тайны и непонимание необходимости их тщательного соблюдения;
– утрата удостоверений, пропусков, ключей от режимных помещений, хранилищ, сейфов (металлических шкафов), личных печатей – 12 %;
– пронос без разрешения работников службы безопасности (СБ) на территорию организации кино-, звуко-, фото– и видеозаписывающей, радиопередающей, принимающей и множительно-копировальной аппаратуры личного пользования; недонесение о фактах возможной утечки секретных сведений руководству подразделения и СБ; вынос с предприятия секретных документов и изделий без разрешения руководителя организации или начальника СБ – 4 %;
– неправильное определение грифа секретности документа (изделия) – 3 %;
– несвоевременное направление документов для приобщения к делу с отметками об исполнении и с резолюцией начальника подразделения; оставление открытыми и неопечатанными после окончания работы помещений (спецхранилищ) – 3 %;
– оставление секретных документов на рабочих столах при выходе из помещения, нарушение установленного порядка ознакомления прикомандированных лиц с секретными документами и изделиями, перевозка секретных документов и изделий личным и общественным транспортом и перемещение с ними в места, не связанные с выполнением заданий, – 2 %;
– неправильное оформление секретных документов в печать; несоблюдение порядка отчетности перед СБ за числящиеся за исполнителем документы и изделия при увольнении, перед уходом в отпуск, выездом в командировки; несвоевременное сообщение в кадровую службу об изменениях анкетных и автобиографических данных; ведение переговоров по секретным вопросам по незащищенным линиям связи; выполнение секретных работ на дому; снятие копий с секретных документов или производство выписок из них без письменного разрешения начальника СБ; передача и взятие без расписки секретных документов и изделий – 1 % по каждому случаю.
Причинами неправомерного овладения конфиденциальной информацией могу быть следующие обстоятельства:
– использование не аттестованных технических средств обработки конфиденциальной информации
– слабый контроль за соблюдением правил защиты информации правовыми организационными и инженерно-техническими мерами
– текучесть кадров, в том числе владеющих сведениями, составляющими коммерческую тайну;
– нарушения, не попадающие в поле зрения администрации и СБ, – это могут быть:
• ознакомление лиц с конфиденциальными документами, изделиями, работами, не входящими в круг их служебных обязанностей;
• направление адресатам конфиденциальных документов, к которым они не имеют отношения;
• подготовка конфиденциальных документов на неучтенных носителях;
• нарушение порядка работы с конфиденциальными документами, изделиями, который не допускает обзор их посторонними лицами;
• несвоевременное сообщение в СБ данных о внеслужебных связях с родственниками, проживающими за границей, с родственниками, выезжающими за границу на постоянное место жительства;
• посещение без разрешения руководства организации посольств, консульств, иностранных частных компаний и фирм;
• установление радиосвязи с радиолюбителями иностранных государств;
• использование конфиденциальных сведений в несекретной служебной переписке, технических заданиях, статьях, докладах и выступлениях;
• преждевременная публикация научных и других работ, которые могут расцениваться на уровне изобретений или открытий или опубликование которых запрещено в установленном порядке;
• сообщение устно или письменно кому бы то ни было, в том числе родственникам, конфиденциальных сведений, если это не вызвано служебной необходимостью;
• сообщение каких-либо сведений о проводимых конфиденциальных работах при обращении по личным вопросам с жалобами, просьбами и предложениями в федеральные государственные органы власти, органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.
Кроме того, утечке информации способствуют стихийные бедствия, катастрофы, неисправности, отказы, аварии технических средств и оборудования.
Способы несанкционированного доступа (НСД) как проблему утечки конфиденциальной информации предлагается рассматривать со следующих позиций. Вопрос обеспечения защиты от НСД связан с проблемой сохранности не только информации как вида интеллектуальной собственности, но физических и юридических лиц, их имущественной собственности и личной безопасности. Известно, что такая деятельность тесно связана с получением, накоплением, хранением, обработкой и использованием разнообразных информационных потоков. Как только информация представляет определенную цену, факт ее получения злоумышленником приносит ему определенный доход, ослабляя тем самым возможности конкурента. Отсюда главная цель противоправных действий – получение информации о составе, состоянии и деятельности объекта конфиденциальной информации для удовлетворения своих информационных потребностей в корыстных целях и внесение изменений в состав информации. Такое действие может привести к дезинформации в определенных сферах деятельности и отражаться, в частности, на учетных данных, результатах решения управленческих задач.
Более опасной угрозой является уничтожение накопленных информационных массивов в документальной или магнитной форме и программных продуктов в среде автоматизированной системы обработки данных. Уничтожение – это противоправное действие, направленное на нанесение материального и информационного ущерба конкуренту со стороны злоумышленника.
Таким образом, рассмотренные угрозы в отношении информации, за исключением последней, как правило, нацелены и ведут к получению злоумышленником конфиденциальной информации. Анализ традиционных приемов и методов получения конфиденциальной информации позволил выделить наиболее характерные источники и методы ее получения, которые в общем виде описывают действия субъектов правовых отношений в сфере обеспечения ИБ:
– сбор информации, содержащейся в средствах массовой информации, включая официальные документы;
– использование сведений, распространяемых служащими конкурирующих организаций;
– документы, отчеты консультантов, финансовые отчеты и документы, выставочные экспонаты и проспекты и др.;
– изучение продукции конкурирующих и других организаций, представляющих интерес для соответствующих видов разведки, использование данных, полученных во время бесед с обслуживающим персоналом;
– замаскированные опросы и "выуживание" информации у служащих организации на научно-технических конгрессах;
– непосредственное наблюдение, осуществляемое скрытно;
– беседы о найме на работу (без намерений приема их на работу);
– наем на работу служащего конкурирующей фирмы или организации для получения требуемой информации;
– подкуп служащего; – подслушивание переговоров, ведущихся в служебных и иных помещениях, перехват телеграфных сообщений, подслушивание телефонных разговоров;
– кража чертежей, документов и т. д.
– шантаж и вымогательство и др.
Рассмотренные источники и методы не является исчерпывающими, однако они позволяют сгруппировать все вероятные источники утечки информации следующим образом:
– персонал, имеющий доступ к конфиденциальной информации;
– документы, содержащие эту информацию; – технические средства и системы обработки информации, в том числе линии связи, по которым она передается.
Анализ зарубежных публикаций по источникам утечки информации в коммерческих фирмах позволил выявить, что, несмотря на высокий процент каналов, связанных с использованием для добывания сведений технических средств разведки и различных технологических приемов, персонал остается одним из главных причин и одним из источников утечки конфиденциальной информации, что подтверждается примерными следующих процентных соотношений по каналам утечки информации:
– подкуп, шантаж, переманивание служащих, внедрение агентов – 43;
– подслушивание телефонных переговоров – 5;
– кража документов – 10;
– проникновение в ПЭВМ – 18;
– съем информации с каналов "в темную» – 24.
Для раскрытия характеристик правонарушений, совершаемых в информационной сфере, существенное значение имеют характеристики вероятных каналов утечки информации, которые определяются наличием соответствующих источников конфиденциальной информации. Такую классификацию целесообразно рассматривать с учетом того, что обработка конфиденциальной информации осуществляется в организациях, представляющих собой сложные системы организационно-технического типа, функционирующие в условиях внешних воздействий и внутренних изменений состояния. При этом независимо от рассматриваемых воздействий на конфиденциальную информации и систему ее обработки возникающие каналы утечки информации проявляются через такие правонарушения. Эти каналы можно сгруппировать в рамках рассмотренных трех основных групп вероятных источников утечки информации. Так, первая группа – персонал, имеющий доступ к конфиденциальной информации, – представляет собой людские потоки и является важнейшей группой возможных каналов утечки информации. По распространенности возможные каналы утечки информации этой группы характеризуются следующими примерными показателями:
– приема и увольнения работников предприятия – 32 %;
– посещения предприятия командированными лицами – 28 %;
– проведения совещаний по секретным вопросам – 15 %;
– ведения секретных работ в рабочих помещениях – 15 %;
– допуска, доступа и обращения с секретной (конфиденциальной) информацией – 14 %;
– выезда специалистов за границу – 10 %;
– организации пропускного и внутриобъектового режима – 8 %;
– прохождения практики студентами – 7 %;
– посещения международных выставок – 7 %;
– обучения на курсах повышения квалификации – 5 %;
– подготовки постановлений и решений, приказов и других документов – 4 %.
Типовые нарушения при приеме и увольнении персонала:
– прием на работу лиц без оформления допуска в установленном порядке;
– доступ персонала к конфиденциальной информации в нарушение установленных требований;
– несвоевременное и неполное ознакомление персонала с требованиями нормативных правовых актов по обеспечению ИБ;
– неудовлетворительные знания нормативных правовых актов;
– увольнение персонала, являющегося носителем конфиденциальной информации.
Характерные нарушения при посещении предприятий командированными лицами:
– допуск командированных лиц с ведома руководителей подразделений к конфиденциальным работам и документам без соответствующего оформления разрешения;
– невыполнение требований инструкций для внутренних объектов по сопровождению прибывших в подразделения командированных лиц;
– отсутствие в предписаниях отметок о действительно выданной информации представителям других предприятий;
– прием командированных лиц с предписаниями, в которых отсутствуют основания командирования (номер и дата хозяйственного договора, ТЗ совместного плана НИОКР и др.);
– не определена степень конфиденциальности материалов, к которым допускается командированное лицо.
Нарушения, связанные с проведением служебных совещаний:
– проведение совещаний без соответствующего разрешения руководителя предприятия или его заместителей;
– допуск на совещание лиц, не имеющих отношения к обсуждаемым вопросам и участие которых не вызывается служебной необходимостью;
– несоблюдение очередности рассмотрения вопросов конфиденциального характера;
– несоблюдение требований режима внутреннего объекта при проведении совещаний;
– фотографирование, демонстрация конфиденциальных изделий, фильмов без согласования с СБ;
– звукозапись выступлений участников совещания на носителе, не учтенном в СБ;
– направление тетрадей (записей) секретного характера в учреждения, которых эти сведения непосредственно не касаются;
– недостаточное знание работниками, участвующими в приеме командированных лиц, требований инструкции о порядке приема командированных лиц (об этом заявили около 45 % опрошенных лиц).
Нарушения при ведении конфиденциальных работ в рабочих помещениях заключаются в отсутствии обеспечения:
– специальных средств защиты конфиденциальной информации, связи, звукозаписи, звукоусиления, переговорных и телевизионных устройств;
– средств изготовления и размножения документов;
– средств пожарной и охранной сигнализации;
– систем электронной часофикации, электрооборудования и других дополнительных технических средств защиты, исключающих утечку информации за счет побочных электромагнитных излучений и наводок.
Такие каналы утечки, как доступ и обращение с конфиденциальной информацией, образуются за счет расширения круга лиц, имеющих допуск к документам, изделиям, техническим заданиям.
Нарушения в организации пропускного и внутриобъектового режима включают:
– утрату удостоверений, пропусков, ключей от режимных помещений, хранилищ, сейфов (шкафов), личных печатей – 12 %;
– пронос без разрешения СБ на территорию предприятия кино– и фотоаппаратуры, радиопередающей и принимающей, а также множительно-копировальной аппаратуры личного пользования;
– вынос из предприятия секретных документов и изделий без разрешения;
– оставление незакрытыми и не опечатанными после работы помещений (хранилищ).
Каналы утечки конфиденциальных сведений за счет неправильной организации прохождения технологической и преддипломной практики студентов проявляются в следующем: студенты и учащиеся вузов и средних специальных учебных заведений после прохождения практики не зачисляются на постоянную работу, где они проходили практику и познакомились со сведениями, составляющими государственную или коммерческую тайну, и другие причины.
Характерные нарушения при решении задач отраслевого и межотраслевого характера:
– включение конфиденциальных сведений в открытые документы с целью упрощения порядка доставки и согласования документов;
– ведение секретных записей в личных блокнотах, записных книжках;
– ознакомление с конфиденциальными работами и сведениями лиц, в круг служебных обязанностей которых они не входят;
– направление адресатам конфиденциальных документов, к которым они не имеют отношения.
Таким образом, проведенный анализ угроз информации позволяет уточнить ее свойства, подлежащие правовой защите. При этом содержание этих свойств будет рассматриваться с учетом положений действующих нормативных актов.
Лекция 2
Основные направления обеспечения безопасности информационных ресурсов
Учебные вопросы:
1. Информационные ресурсы и конфиденциальность информации.
2. Угрозы конфиденциальной информации организации.
3. Система защиты конфиденциальной информации.
Вопрос 1. Информационные ресурсы и конфиденциальность информации
В соответствии с действующим Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» информационные ресурсы предприятия, организации, учреждения, банка, компании и других государственных и негосударственных предпринимательских структур (далее по тексту – фирмы) включают в себя отдельные документы и отдельные массивы документов (дела), документы и комплексы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных компьютеров и других информационных системах) на любых носителях, в том числе обеспечивающих работу вычислительной и организационной техники.
Информационные ресурсы (информация) являются объектами отношений физических и юридических лиц между собой и с государством. В совокупности они составляют информационные ресурсы России и защищаются законом наряду с другими видами ресурсов. Документирование информации (создание официального документа) является обязательным условием включения информации в информационные ресурсы. Следует учитывать, что документ может быть не только и даже не столько управленческим (деловым), имеющим в большинстве случаев текстовую, табличную или анкетную форму. Значительно большие объемы наиболее ценных документов представлены в изобразительной форме:
1) конструкторские документы,
2) картографические документы,
3) научно-технические документы,
4) документы на фотографических, магнитных и иных носителях.
По принадлежности к тому или иному виду собственности информационные ресурсы могут быть государственными или негосударственными и как элемент состава имущества находиться в собственности граждан, органов государственной власти, исполнительных органов, органов местного самоуправления, государственных учреждений, организаций и предприятий, общественных объединений, предпринимательских структур.
В соответствии с интересами обеспечения национальной безопасности и степенью ценности для государства, а также правовыми, экономическими и другими интересами предпринимательских структур информационные ресурсы могут быть: а) открытыми, т. е. общедоступными, используемыми в работе без специального разрешения, публикуемыми в средствах массовой информации, оглашаемыми на конференциях, в выступлениях и интервью; б) ограниченного доступа и использования, т. е. содержащими сведения, составляющие тот или иной вид тайны и подлежащие защите, охране, наблюдению и контролю.
Запрещается относить к информации ограниченного доступа:
• законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, исполнительных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
• документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;
• документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти, исполнительных органов и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, относящихся к государственной тайне;
• документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, исполнительных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.