Накопители информационных ресурсов называются источниками (обладателями) информации. Они представляют собой пассивные концентраторы этой информации и включают в себя:
• публикации о фирме и ее разработках;
• рекламные издания, выставочные материалы, документацию;
• персонал фирмы и окружающих фирму людей;
• физические поля, волны, излучения, сопровождающие работу вычислительной и другой офисной техники, различных приборов и средств связи.
Источники содержат информацию как открытого, так и ограниченного доступа. Причем информация того и другого рода находится в едином информационном пространстве и разделить ее без тщательного содержательного анализа часто не представляется возможным. Например, систематизированная совокупность открытой информации может в комплексе содержать сведения ограниченного доступа.
Документация как источник информации ограниченного доступа включает:
• документацию, содержащую ценные сведения, ноу-хау;
• комплексы обычной деловой и научно-технической документации, содержащей общеизвестные сведения, организационно-правовые и распорядительные документы;
• рабочие записи сотрудников, их служебные дневники, личные рабочие планы, переписку по производственным вопросам;
• личные архивы сотрудников фирмы. В каждой из указанных групп могут быть:
• документы на традиционных бумажных носителях (листах бумаги, ватмане, фотобумаге и т. п.);
• документы на технических носителях (магнитных, фотопленочных и т. п.);
• электронные документы, банки электронных документов, изображения документов на экране дисплея (видеограммы).
При выполнении управленческих и производственных действий любая информация источника всегда распространяется во внешней среде. Тем самым увеличивается число опасных источников разглашения или утечки информации ограниченного доступа, источников, подлежащих учету и контролю.
Каналы распространения информации носят объективный характер, отличаются активностью и включают в себя:
• деловые, управленческие, торговые, научные и другие коммуникативные регламентированные связи;
• информационные сети;
• естественные технические каналы излучения, создания фона. Канал распространения информации представляет собой путь перемещения сведений из одного источника в другой в санкционированном (разрешенном, законном) режиме или в силу объективных закономерностей. Например: обсуждение важного вопроса на закрытом совещании, запись на бумаге содержания изобретения, переговоры с потенциальным партнером, работа на ЭВМ и т. д.
Следовательно, информационные ресурсы фирмы представляют собой динамичную категорию, что проявляется прежде всего в процессе документирования информации, объективном возникновении и расширении состава источников и каналов ее распространения.
Документированные информационные ресурсы, которые используются предпринимателем в бизнесе и управлении фирмой, являются его собственной или частной информацией, представляющей для него значительную ценность. Эта информация составляет интеллектуальную собственность предпринимателя.
Ценность информации может быть стоимостной категорией и характеризовать конкретный размер прибыли при ее использовании или размер убытков при ее утрате. Информация часто становится ценной ввиду ее правового значения для фирмы или развития бизнеса, например: учредительные документы, программы и планы, договоры с партнерами и посредниками и т. д. Ценность может проявляться в ее перспективном научном, техническом или технологическом значении.
Обычно выделяется два вида информации, интеллектуально ценной для предпринимателя:
техническая, технологическая: методы изготовления продукции, программное обеспечение, производственные показатели, химические формулы, рецептуры, результаты испытаний опытных образцов, данные контроля качества и т. п.;
деловая: стоимостные показатели, результаты исследования рынка, списки клиентов, экономические прогнозы, стратегия действий на рынке и т. п.
Ценная информация охраняется нормами права (патентного, авторского, смежных прав и др.), товарным знаком или защищается включением ее в категорию информации, составляющей тайну фирмы.
Процесс выявления и регламентации реального состава ценной информации, составляющей тайну фирмы, является основополагающей частью системы защиты информации. Состав этих сведений фиксируется в специальном перечне, закрепляющем факт отнесения их к защищаемой информации и определяющем период (срок) конфиденциальности (т. е. недоступности для всех) этих сведений, уровень (гриф) их конфиденциальности, список сотрудников фирмы, которым дано право использовать эти сведения в работе. В основе перечня лежит типовой состав защищаемых сведений фирм данного профиля. Перечень является постоянным /рабочим материалом руководства фирмы, служб безопасности и конфиденциальной документации. Он представляет собой классифицированный список типовой и конкретной ценной информации о проводимых работах, производимой продукции, научных и деловых идеях, технологических новшествах. В перечень включаются действительно Ценные сведения («изюминки») о каждой работе фирмы.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги