Книга Загадка Алатырь-камня - читать онлайн бесплатно, автор Александр Михайлович Черницкий. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Загадка Алатырь-камня
Загадка Алатырь-камня
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Загадка Алатырь-камня

Более всего подобный порядок в силу здорового гормонального избытка не устраивало Мельцетову жену – подростка Бендзею. Всякий отъезд мужа на рыбную ловлю или звериный промысел использовала кавалерист-девица для прелюбодеяния в надежде, что очередной парень преуспеет в доставлении ей положенного природой наслаждения. Но увы: весь «процесс» длился около трех минут, после чего мужчина буйно содрогался, да и затихал в очередной релаксации.

Лишь раз случайный парнишка случайно принялся стимулировать Бендзее именно то, что нужно. О всемогущий Тенгри! Среди докрасна раскаленных скал поднялась фиолетовая волна, пронзаемая ослепительными молниями, и скуластая красавица завопила во весь голос от неведомого наслаждения. Скалы величественно рушились, а на их месте в голове Бендзеи вырастали новые скалы, расчерченные белыми стрелами.

Когда вернулся с работы конопатый Мельцет, юная хуннская жена показала супругу, для чего природа наградила его средним пальцем. Перед мысленным взором Бендзеи бешено понеслись желтые шары, которые сталкивались, взрывались, и другие – новые – шары из эпицентров летели в бесконечность, вспарывая темно-синие сгустки сознания. Содрогнувшись в последний раз, она замерла, и слезы радости текли по ее щекам. Мельцет был потрясен.

– Тебе больно? – только и выдавил из себя сей древний болван.

Женский плач наслаждения потрясает неопытного мужчину. Вообще сильному полу обычно кажется, будто женщины плачут по тем же причинам, что и сами мужчины. Но женские слезы не всегда являются реакцией на физическую или душевную боль: зачастую это способ выражения чувств.

– Мне изумительно хорошо, – рассмеялась сквозь слезы очаровательная Бендзея. – Спасибо тебе, любимый!

Разумеется, не едиными утехами на меховых циновках жили гости-хунну с хозяевами-уграми. В свободное от сельхозработ, охоты и рыбалки время все дружно валили лес, обрубали ветки и волокли бревна в деревню – скорей, скорей, скорей! Везде по Долине Ручьев стучали топоры и звенели пилы: молодые семьи бешено строились, чтобы как можно скорее освободить место в отчих домах, да и зажить наконец самостоятельно. Срубы росли, словно грибы после летнего дождя, а внутри ночами напролет творилась большая, очень большая Любовь.

Спустя год июль вновь бесцеремонно ввалился в август: из ночей ушло тепло. Когда у первой молодой пары, Латкая и Джохи, родился мальчик, поначалу никто не понял, что стал свидетелем высокой и загадочной воли небес. Даже мудрые шаньюй с каназором и своими шаманами ничего не почувствовали. И уж тем более никто не догадывался, что на Землю пришел первый гунн, которого назвали по-эрзянски Тумаем. Он был черноволос, скуласт, а узкие его глаза скоро стали из желтых отцовских карими-прекарими – материнскими.

Кстати, хунну нисколько не возражали, с легкостью перенимая имена народов, среди которых жили. Так, в имени хуннского вождя Юйчугяня отчетливо слышна китайская основа. Столь толерантное отношение к наречению потомства с годами станет характерным и для стремительно расплодившихся гуннов.

Следом счастливым папашей стал и Мельцет, затем детский смех зазвенел из соседнего сруба, после диким плачем отметил собственное рождение еще один человечек. В общем, что тут говорить? Отныне производство маленьких скуластых, кареглазых и темноволосых гуннов встало на широкую ногу. В мире лучин и свечей, без электрического света, радиоприемников и телевизоров, смартфонов и Интернета многие зачатия происходили просто так: от безделья и скуки.

Только Гарму одолевали мучительные сомнения. Уж взаправду любит ли ее Оянушка, если до сих пор не позвал замуж? В то же время Оян вволю налюбовался светловолосыми эрзянскими красавицами. Порой, сжимая в объятиях свою Гарму, парень воображал, что под ним задыхается от счастья какая-нибудь местная девушка.

Гарма ощущала это тем самым удивительным чутьем, каким природа в большой компании с богами одаривает всякую женщину. На глаза наворачивались слезы, но они нисколько не походили на те слезы наслаждения, которыми счастливая Бендзея каждодневно одаривала своего Мельцета.

И нисколько постельная бездарность Ояна не зависела от чистоты неба. Гарма засыпала неудовлетворенной и в дождь, и в град, и в снег, и жаркой летней ночью.

Глава 6. Позор юнократии

Слава о творящейся в Долине Ручьев – будущем Атяшеве – невообразимой и безграничной любви быстро раскатилась по окрестным мокшанским да эрзянским поселениям, что аккуратно расположились между реками Сурой и Мокшей, Белой и Волгой. Размеренная и тихая жизнь получила пробоину, о последствиях которой не мог знать никто.

Оттуда и отсюда на вечеринки в Долину Ручьев стали съезжаться финно-угры, которых русский язык спустя века объединит названием «мордва». По сей день мокшане называют себя (в том числе при переписях населения) мокшанами, эрзяне – эрзянами, но русские тех и других, вместе взятых, упорно зовут мордвинами.

Действительно, мокшане и эрзяне близки друг другу и внешностью, и общей историей, и местами расселения, и языками, и финно-угорской кровью, но, как ни крути, а народы это по сей день все равно разные. Другое дело – глубокая древность, когда мордвины еще не разделились на две этнические группы, а русских и вовсе не существовало.

Впрочем, к блистательной истории гуннов сей факт вряд ли имеет отношение. Светлокожие угорские хлопцы с энтузиазмом женились на плечистых кривоногих дивчинах племени хунну, а бронзоволицые парни-хунну брали в жены стройных блондинок – угорских девиц; это смешение желтой и белой рас стар и млад с обеих сторон воспринимал одобрительно, в качестве чудесной экзотики.

И никто в будущем Атяшеве не обратил внимания на местных мальчишек, которые о чем-то шептались по всей деревне и день, и другой, и третий. Между тем глазенки шептунов пылали предчувствием близких подвигов. Однажды, когда темнота полностью вступила в свои права, начала сбываться известная констатация одного современного ученого: «Изнывающие от скуки пацаны – враги человечества».

Едва деревня уснула мертвецким сном, над ручьями разнесся чей-то пронзительный короткий свист. То был сигнал к действию!

Дневную усталость пополам с сонливостью словно добрый волшебник унял, и пацанва принялась выбираться из тесных родительских срубов. Если вдруг кто-то из взрослых просыпался и спрашивал о цели поздней прогулки, отвечали все одинаково – точно так, как загодя условились: «До ветру приспичило». Труппками по пять-шесть человек лопающиеся от гормонов эрзянские пубертаты общим числом этак в сотню направились к стойбищу хунну.

Вооружены пацаны были будь здоров: уворованными у отцов луками, мечами, дротиками да вилами. Как-никак, по Долине Ручьев давно гулял слушок, будто степняки привезли в обозе несметные сокровища, награбленные у китайцев и племен неведомого Приаралья, а также в какой-то загадочной Сибири.

С точки зрения выпендривающихся друг перед другом несмышленышей это было, разумеется, несправедливо: экспроприаторов следовало незамедлительно экспроприировать. Правда, даже зачинщики заговора не могли внятно растолковать, как потом распорядиться сокровищами: главное, мол, – сделаем дело, а там посмотрим.

Собравшись единой стаей, похитители крадучись двинулись за околицу. Без дневного света приближающееся всхрапывание лошадей и перетаптывание верблюдов на бескрайней хуннской стоянке звучало зловеще. Но хуже всего стало тогда, когда приближение чужаков обнаружили хриплым лаем собаки. Правда, сорванцы не подкачали и принялись швырять псам куски мясных отходов, по большей части поросячьих кишок да копыт.

Тут-то и пришел конец всей затее. Кругом выросли молчаливые большие фигуры, и засвистели арканы. Хунну из боевого охранения видели в темноте, словно волки, и скоро надежно повязаны были все, абсолютно все горе-предприниматели: уйти из пубертатов не удалось никому. Так и пришлось им проваляться на холодной земле до утра в ожидании своего позора, связанными по рукам и ногам.

Ранним утром Юйчугянь отправил гонца к своему родичу (дочка шаньюя была замужем за племянником каназора, а их сыну, первому на свете гунну Тумаю оба правителя приходились дедушками) Арсяну с соответствующим устным донесением. Тем временем к домику Арсяна потянулись и родители исчезнувших в начале ночи бедолаг.

Излишне говорить, что и у эрзи, и у хунну тут же были заброшены все хозяйственные дела – лишь женщины на скорую руку поили и кормили скотину. От мала до велика все разглядывали эту невидаль – связанных попарно недоумков. Каназор Арсян сквозь землю готов был провалиться со стыда и повторял, словно заведенный расхаживая перед «лежачим строем»:

– Как вы додумались ограбить гостей, с которыми нас связывают родственные узы? Как только додумались до подобной гадости? Все зачинщики будут найдены и примерно наказаны. Впрочем, каждый из вас получит свою долю позора и боли. Так и запомните: все до единого, мерзавцы! Все!

Наругавшись вволю, каназор поплелся приносить извинения шаньюю Юйчугяню. Тот сидел на циновке в окружении целой свиты и приветствовал Арсяна как ни в чем ни бывало, в чем можно было усмотреть весьма тонкую иронию:

– Хорошо ли спалось, хозяин? Надеюсь, комары не сумели вырвать тебя из крепких объятий сна?

– Вот эти комары?! – крикнул чиряз Арсян, указывая плетью на кучки жмущихся друг к другу незадачливых воришек. – Они дорого заплатят за наш общий позор. Я принял трудное решение: зачинщики, придумавшие напасть на гостей, будут казнены. Мы принесем их в жертву, словно лошадей, – на камне, посвященном великому Нишке. Всех до единого!

Толмачи Нуят и Парамза старательно переводили с эрзянского на язык хунну.

Суровый вождь страшных кочевников ужаснулся:

– Даже если бы мальчики преуспели и стащили по куску золота, бесполезного в практической деятельности металла, это не повод лишать их жизни. Просто юных балбесов надо растить в строгости и дисциплине, ведь это будущие воины, им предстоит беспрекословно исполнять приказы командиров!

Мальчики дрожали от холода и страха, но от страха дрожь была гораздо сильнее. Вообразив на поляне перед шатром Юйчугяня телеведущего Владимира Соловьева, мы бы услышали, как он цитирует самого себя: «Если представить на мгновение, что все существующие политики исчезли и власть перешла в руки шестнадцатилетних, то можно с уверенностью сказать, что через три дня будет кровавая бойня. Яркий пример – Гайдар, который командовал полком и прославился феноменальными зверствами».

Шаньюй принялся со всей силой своего скудного степняцкого красноречия отговаривать Арсяна от его ужасной затеи. Демонстративно упираясь, каназор продолжал обрушивать на пацанов громы и молнии. Правда, при этом он не забыл послать крепких парней в ближайший лесок за березовыми розгами, а из разделочного «цеха», где под растянутым меж сосен навесом били поросят, к жертвеннику великого Нишке доставили длинные полосы свиных шкур.

В общем, пороли злодеев так, что мало никому не показалось; да и орали пацаны соответственно – искренне, от сильнейшей боли. Две недели потом ни один не мог ни присесть, ни уснуть на спине. И «погоняла» прилипли к воришкам на долгие годы: «золотоискатели». Так эрзяне оперативно спрофилактировали появление шпаны, которая очень скоро терроризировала бы весь народ.

Не можем удержаться здесь от отступления. Сравните-ка, читатель, угорское воспитание II века новой эры с современным. По всему белу свету прохожие пугливо жмутся ближе к освещенным местам и полицейским мундирам, а изнывающие пацаны так и норовят оскорбить, ударить, обокрасть, поджечь, сломать. Неслучайно в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии телесные наказания в школах (главным образом порка гибкой тростью, кожаной лентой, удары снятой легкой обувью) были постепенно отменены лишь на протяжении 1987–2003 годов.

Переход от традиционного типа общества к современному (низкая смертность, низкая рождаемость) начался в конце XVIII века в наиболее «продвинутых» странах Западной Европы и к середине XX века охватил всю грамотную часть человечества. Исключением стали самые отсталые регионы Азии, Африки, Латинской Америки.

Причин тому как минимум четыре: распространение эффективной контрацепции, продляющее жизнь развитие медицины, интеллектуальное секулярное просвещение (основные религии запрещают ограничивать рождаемость) и… повсеместное распространение электроприборов.

Насмотришься телевизора, накалякаешься до одури в соцсетях – и баюшки. Господи, какой секс, какие там еще дети?

Впрочем, имеется и в Европе пример поразительной отсталости – западная, галицийская Украина. Индустрии и научных центров там практически нет, работы, соответственно, тоже нет, зато полно мифов о былом величии, взять хотя бы батальон «Нахтигаль» и дивизию СС «Галичина», а заодно героизацию гитлеровских пособников Бандеры и Шухевича. В 2013–14 годах именно «западенская», мающаяся бездельем часть украинской молодежи влилась в ряды нацистского «Правого сектора», став пушечным мясом и карательным органом государственного переворота в Киеве.

Вот уж кого следовало примерно пороть еще в отрочестве.

Невзирая на погоду за окнами.

Глава 7. Соединение разных кровей

Откуда взялось это название – гунны? Наука не предлагает ни одной вразумительной версии. На наш взгляд, финно-уграм сложно было выговаривать «хунну», совершенно чуждое по звучанию мокшанскому, эрзянскому и прочим угорским наречиям: попросту языки во ртах не «поворачивались» нужным образом. Да не суть-то принципиально название. Главное – в другом.

Первыми заметили отличия, как и положено было, мамки да бабки, причем как хунну, так и угрянки. Появившиеся в шатрах и срубах полукровки явно отличались от младенцев из числа чистых хунну и чистых мокшан или эрзян. Новорожденные гунны оказались заметно крупнее, прожорливее, выносливее, находчивее, ловчее, физически сильнее и смекалистей своих «чистопородных» сверстников.

А самое важное – маленькие гунны почти ничем не болели, в то время как в эпоху отсутствия педиатрии всевозможные болезни буквально выкашивали «чистопородную» малышню, что отнюдь не считалось чем-то уникальным. Да и что в младенческой смертности могло быть уникального, если даже в начале XX века православные батюшки сплошь да рядом указывали в приходских книгах в качестве причины смерти ребенка: «От кашля». Иными словами, еще каких-нибудь сто лет назад общедоступные здравоохранение, просвещение, гигиена были настолько убогими, что нельзя было ни уберечь ребенка от инфекции, ни вылечить его.

И еще важный момент. Мудрые православные батюшки недаром требовали, чтобы парни брали в жены девок из удаленных сел: так снижалась вероятность рождения неполноценных детей. Но в орде, которая порой веками практически не контактирует с другими племенами, от инбридинга удержаться очень сложно. То же касается и деревень, разбросанных друг от друга на огромных расстояниях, да к тому же в отсутствие приличных дорог.

Во II веке в затерянной среди чащоб Долине Ручьев произошло массовое соединение абсолютно разных кровей. Брачные узы объединяли, с одной стороны, людей, веками ведущих оседлый образ жизни в лесах, а, с другой стороны, кочевников, веками занимавшихся скотоводством в бескрайних степях да в предгорьях. Поэтому стали появляться на свет люди, очень мало похожие на своих старших «чистопородных» братьев и сестер. Вот только никому и в голову не приходило, что, невообразимо размножившись, новому крепкому народу сужден могучий пассионарный взрыв.

Но вернемся в конец далекого от нас II века новой эры. Другое наблюдение, сделанное женщинами, касалось интересов новоявленных гуннов: и мальчиков, и девочек неудержимо тянуло к оружию и лошадям, абсолютно к любым лошадям и к любому оружию. Когда метисы подрастали настолько, что взрослые позволяли им помахать настоящим мечом, пометать настоящие заершенные дротики, побросать настоящие арканы и пострелять из настоящих луков да арбалетов, эти дни запоминались как сплошное счастье.

«Наследные», потомственные кавалеристы – в седле с трех лет – сила неимоверно грозная, сравните ее хотя бы с казачеством, которое служило подлинной иммунной системой самодержавия. Пехотный пример аналогичного сравнения – янычары, с первых лет жизни воспитывавшиеся исключительно для войны.

Именно мышцам народившихся в финно-угорских лесах полукровок суждено было перекроить политическую карту Европы, изменить ход истории, исказить до неузнаваемости генотипы европейских народов.

Конечно, было бы заблуждением представлять жизнь эрзян, мокшан и примкнувшей к ним массы хунну идиллией беззаботных людей. В длинном переходе из Приаралья пали от усталости и бескормицы большинство овец и коз, которых гнали с собой хунну в качестве основного провианта. Добывать грибы, ягоды и лесную дичь степняки толком не умели, и это было основной причиной нелегких раздумий шаньюя Юйчугяня: чем кормить людей?

Каназор Арсян прекрасно понимал, что имеющегося поросячьего стада для внезапно выросшего народа явно не хватит. Тем более, что массу провианта поглощали свадебные столы: с обеих сторон подрастали девочки и тут же выскакивали замуж. Оставался единственный вариант: уграм предстояло обучить хунну оседлым способам пропитания.

Шаньюй и каназор провели на эту тему серию длительных разговоров тет-а-тет, если не считать толмачей – вихрастого Парамзу или кое-как подстриженного Нуята. Кстати, ежели надеть на него костюм с галстуком и очками, получится вылитый офисный планктон из современной Финляндии. Никаких широченных скул, иссиня-черных шевелюр и узких карих глаз – предки современных финнов практически не пересекались с хунну.

В конце концов предводители договорились об исправлении ситуации. И тут такое началось! С раннего утра и дотемна эрзяне учили дорогих сродников-гостей собирать чернику, крыжовник и землянику, желуди, мед и лещину, вишню, груши и яблоки, а также бортничеству и огородничеству. Хунну осваивали подсечно-огневое земледелие, учились сеять да убирать морковь и свеклу, ячмень и просо, горох и бобы, репу и брюкву, лук и чеснок. Арбалеты пошли в дело для добычи косуль и оленей, лосей и кабанов, глухарей и куропаток, лебедей и аистов.

Соответственно пришлось степным странникам перенять и меню угров. С маслом или молоком ели толстенные блины, мясо измельчали на начинку для пирогов, пили бражку да ритуальную пуре (не путать с пюре!) из смеси ячменя, меда и хмеля, которой сбрызгивали священные камни, дабы умилостивить богов. Непросто далась такая резкая перемена пищевой традиции кочевникам, которые веками ели почти одно лишь жареное на вертелах мясо: увы и ах…

Готовя пищу детям и мужьям, женщины-хунну не забывали о поросятах, изготавливая толкушками в корытах кормовые смеси. Одновременно степные женщины и мужчины учились пасти, благо были всеядны; по мере взросления обучали этому нехитрому занятию и ребятишек, чтобы высвободить старших членов семьи для более трудных дел. К тому же следовало приглядывать за курами, утками, гусями. А рыбная ловля? Уж этим-то мастерством хунну сызмальства не владели, даже о нем не слыхивали.

В общем, с одной стороны, эрзяне стали пользоваться для охоты мощным оружием хунну, а некоторые даже перебирались из деревянных домов в шатры: как правило, муж-хунну ставил шатер для своих угорских жен. С другой стороны, подрастающие гунны и взрослые хунну вели жизнь земледельцев, охотников, рыбаков и собирателей. А заодно заготавливали на полянах сено для лошадей и верблюдов, которые самостоятельно не умеют прокормиться в заснеженном лесу. Даже приготовление медовухи и кваса освоили степные пришельцы, пельмени научились лепить да запасать на зиму.

Неудивительно, что седую голову шаньюя Юйчугяня то и дело одолевали назойливые мысли. Отказ от привычного кочевого образа жизни представлялся ему слишком высокой платой за выживание с помощью тяжкого каждодневного труда. Степняки привыкли, мягко говоря, к несколько иным отношениям со временем.

Поэтому при первой же возможности шаньюй брал с собой пару десятков отборных воинов, Нуята или Парамзу в качестве толмача и наведывался то в одну, то в другую угорскую деревню.

Там Юйчугянь собирал стариков и беседовал с ними о… географии.

На цвет неба старый предводитель хунну не обращал при том никакого внимания.

Глава 8. Отречение от разума

В угорских поселениях предводителя хунну интересовало все, что находится на севере, востоке и западе. О юге шаньюй знал сам не понаслышке. ВI веке новой эры хунну обрели, казалось, новую родину – близ Аральского моря (ныне юг Казахстана), за 4000 километров от Ордоса – родной степи, образованной грандиозной излучиной Желтой реки, Хуанхэ. Там-то, в одном из стойбищ на берегу Аму-Дарьи, и поселилась пришедшая из Забайкалья семья будущего вождя Юйчугяня. Но даже отсюда хунну грабили Великий Шелковый путь, чем сильно мешали китайцам.

Увы, вскоре ряд сокрушительных поражений от хэшоу, как с легкой руки основателя китайской империи Цинь Ши хуанди стали называть самих себя китайцы («хэшоу» по-китайски «черноголовые»), вынудил основную массу кочевников свернуть шатры: рассерженные черноголовые вторично лишили хунну родины. Правда, часть хунну признала власть китайского императора и обязалась охранять Китай подобно тому, как «варварские» племена стерегли границы Римской империи. Однако основная масса народа двинулась краем пустыни к Каспийскому морю, но в итоге достигла владений мокши и эрзи.

К востоку, по дружному утверждению угорских стариков, высились страшные горы – Урал, грозящий холодом и бескормицей. На севере хотя и не было гор, царила – и чем дальше, тем сильнее, – ледяная тайга, также гарантировавшая отсутствие корма для лошадей, верблюдов и баранов.

Оставался юго-запад, куда то и дело старый Юйчугянь обращал свой взор: там раскинулась Великая степь. Правда, по Великой степи кочевали многочисленные орды прочих кипчаков, но шаньюй не сомневался, что в бою с хунну они будут разгромлены без труда. Как-никак, перенятым у китайцев вооружением похвастать было больше некому. Однако затевать сейчас поход в Великую степь также было не с кем, поскольку из каждого шатра неслись младенческие писк и лепет. Мало того, все женщины – и хунну, и эрзянки – постоянно ходили беременными. Рецепт существовал один-единственный: набраться терпения и ждать, когда вырастут гунны.

Зато шаньюй позаботился о том, чтобы у будущего великого воинства было вдосталь оружия. В Долине Ручьев старик открыл огромную оружейную мастерскую, а чиряз Арсян позаботился о поставках сырья, – в основном железных чурок и крепчайшей пеньки для арканов. Ремонтировать же табуны время еще не пришло, поскольку дальние походы предстояли в неопределенном будущем.

«Может, и не доживу, – печалился про себя шаньюй Юйчугянь. – Скорее всего, не доживу…»

Но как же там чувствуют себя наши друзья – юная семья эрзянина Латкая и хунну Джохи? Кое-как выучились они общаться на смеси эрзянского и хуннского языков, сами не предполагая, что вместе с другими смешанными угро-хуннскими парами вносят существенную лепту в становление абсолютно нового для человечества – гуннского! – языка.

Впрочем, лингвистические штудии занимали Латкая менее всего на свете. Более всего желал он при первой же возможности сближения со своей хорошенькой скуластой женой, которая терпеливо поправляла его неумелые ласки. Бедный парень даже понятия не имел, где расположен орган главного женского наслаждения, зато уж себя-то, любимого, ублажал на славу Однако и юная Джоха в своей скудной супружеской постели получала удовольствие, хотя и с некоторыми «но».

Если конопатый Латкай, лежа с женой на циновке, не слезал с седьмого неба, конвульсируя от счастья, то Джохе мечталось несколько иное будущее. Она вовсе не желала всю жизнь провести в срубном домике, рожая детей и готовя корма животным. Молодой женщине грезился ажурный дворец и царский сын – принц! – в качестве законного супруга.

Так или иначе, но Долина Ручьев – будущее Атяшево – благодаря визиту хунну превратилась в подлинный оазис любви.

Независимо от погоды.

Глава 9. На пороге адюльтера

Со смешанным чувством гордости и тоски шаньюй Юйчугянь посматривал на игровые ристалища подрастающих гуннов. Ему, опытному военачальнику, было очевидно, что из них вырастут великолепные воины. Но даже если Юйчугянь доживет до этого счастливого времени, то будет слишком стар, чтобы лично возглавить поход на юго-запад – в Великую степь.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.