Драккар – быстроходное судно викингов (реконструкция)
Нетрудно представить, что корабли викингов потрясли индейцев своим видом. (Правда, те уже могли видеть иных бледнолицых – ирландских монахов, очевидно пришедших из Хвиттерманналанда – Страны Белых Людей.) У судов викингов была высокая заостренная носовая часть, борта покрыты металлическими щитами, блестевшими на солнце, огромный парус колыхался по ветру – все это делало их похожими на сказочных существ. Может быть, именно поэтому Ульман вошел в мексиканскую историю как Кецалькоатль – пернатый змей?
Французский исследователь Жан де Майю исколесил в составе небольшой экспедиции несколько стран Южной Америки в поисках следов викингов. И нашел их! В перуанских Андах живет народность гуайяков. Именно она заинтересовала ученых. Дело в том, что антропологически гуайяки заметно отличаются от окружающих индейских племен. Более светлая кожа, удлиненный череп и некоторые другие черты указывают на возможное их родство с европеоидами.
Экспедиция де Майю нашла фрагмент глиняной посуды, украшенной снаружи сложным геометрическим рисунком и десятью знаками, причем девятый был явно руническим.
Однажды начальник лагеря принес три маленьких глиняных черепка, на двух из которых были какие-то надписи. Он нам объяснил, что эти фрагменты найдены на краю деревни, где гуайяки выкорчевывали участок леса под посевы кукурузы. Выяснилось, что фрагменты сосудов, украшенных насечками, которые представляют собой ряды рунических знаков, были общими для гуайяков и других индейцев района. Но только этого района! На севере Парагвая индейцы никогда не делали ничего подобного.
Напомним, что рунами называют род письма, которое германские народы использовали с III в. до н. э. вплоть до XIII в. и даже позже.
Предположительно, норманны прибыли в Америку около 967 г., то есть в эпоху, когда древние руны начали смешиваться с новым футарком. Вещественный материал доказывает, что викинги могли обосноваться в Южной Америке в XI в. и пребывание было ограничено 1290 г. А антропологическое изучение гуайяков в свою очередь позволяет экспедиции высказать предположение, что эти «белые индейцы» были на самом деле «опустившимися» и быстро смешавшимися с индейцами европейцами нордической расы, которые прежде долго прожили на Андском нагорье. На востоке Парагвая, в 20 км от городка Вильяррика, находится Сьерра-Ивитирузу, небольшой горный массив крестообразной формы. В центре одного из возвышений имеется большая скала 30 м в высоту, именуемая Сьерра-Полилья. Это самая высокая точка в цепи холмов.
Сьерра-Полилья – поселение викингов. Нигде больше не было столько следов их пребывания, сколько нашли тут. В гроте имелся отчетливый рисунок стилизованного гонца, бегущего со всех ног, подобно тому, как это делали инки. Рисунок скорее германский, чем скандинавский. Германцы составляли часть викингов, прибывших в Америку в X в.
На одной из настенных картин видны четыре корабля, начертанные черными чернилами, причем безукоризненно, второй из них имеет только силуэт. Первый и третий – явно рунические. Слово из трех букв, которое фигурирует вверху третьего корабля, легко транслитерируется и означает у норманнов «богатство». Может быть, выходцы из Северной Европы заготовили здесь много серебра и готовились вывезти его на родину?
И последнее открытие: в 14 км от гуайякской деревни Сьерра-Мороти, на камнях под аркой моста, найдена надпись, сделанная старыми рунами, на которой можно ясно различить число 1457. Интересная деталь: семерка имеет архаическую форму, идущую из X в., то есть из эпохи отъезда Ульмана из Европы…
Загадка «валлийских индейцев»
В 1621 г. английский географ Джон Смит в книге «Генеральная история виргинской Новой Англии и островов вечного лета» впервые упомянул о «валлийских индейцах». Это стало как бы увертюрой к теме. С прибытием в XVII в. в Новый Свет выходцев из Ирландии, Шотландии и Уэльса свидетельства о встречах с этими людьми участились.
В английских архивах и Британском музее сохранилось несколько писем XVIII–XIX вв., авторам которых, пожалуй, не откажешь в беспристрастности. Вот строчки из письма Джона Крокэна, английского чиновника, датированного 1753 г.: «Французские поселенцы, жившие на западных берегах озера Эри, часто видели людей типа индейцев, но непохожих на них. Их около трехсот».
В 1805 г. майор Амос Стодцарт, автор «Очерков о Луизиане», рассказывал о племени, люди которого имели светлую кожу, бороды и красные волосы. Некто Роберте утверждал, что в 1801 г. встретил в Вашингтоне индейского вождя, который говорил по-валлийски так бегло, будто сам был родом из Уэльса. Он объяснил Робертсу, что это язык его народа, который живет почти в 1500 км к северо-западу от Филадельфии. Вождь ничего не слышал об Уэльсе, родине валлийцев, но сказал, что у них есть предание, согласно которому предки его племени пришли из далекой страны на востоке, что лежит за Большой Водой. Потом Роберте спросил вождя, как им удалось сохранить язык, и тот ответил, что у племени есть закон, запрещающий детям учить любой другой язык, кроме родного.
Индейцы из племени манданов
Шотландский лорд Монбоддо, живший в XVII в., отмечал, что до него дошли слухи о том, что на кельтских языках говорили даже во Флориде: он знал одного человека – шотландца, жившего среди диких племен во Флориде и говорившего с ними на родном языке, и индейцы понимали его. «Примечательно, – писал Монбоддо, – что их военные песни содержат не только отдельные слова, но и целые строфы из величественных стихов наших предков о войнах прошлых веков…»
Керамика индейцев манданов, хранящаяся в музее Цинциннати, также очень похожа на раннюю керамику кельтов. Изготовляли индейцы и прекрасные голубые четки. Примечательно, что именно такие четки делали древние жители Британских островов.
Нельзя не сказать о родстве валлийского языка с языками некоторых североамериканских племен. В конце XVIII в. Джон Герти собирал слова манданов в надежде создать словарь их языка. До нас дошел удивительный список, состоящий из 350 сходных слов и даже фраз.
Несомненно, в языках этих больше различий, чем совпадений, однако сейчас некоторые специалисты уже колеблются – можно ли объяснить все сходства лишь случайными совпадениями?..
Непрочитанная страница кельтской истории
Есть в истории человечества страницы, прочитать которые науке пока до конца не удается. Что подвигло на длинные, полные опасностей странствия по планете первых мигрантов эпохи палеолита и неолита? Что заставило передвигаться по Европе и Азии целые группы племен в начале нашей эры? Каковы были мотивы обширных миграций африканских народов банту по средневековой Африке? На эти и многие другие вопросы мы только-только начинаем отвечать.
Но если картина основных перемещений крупных этнических групп хотя бы схематично, но все же начинает проясняться, то «мелкие» миграции остаются по-прежнему в тени. А именно их значение между тем очень велико для последующей истории того или иного народа.
Поводом для обращения к этой теме послужила небольшая заметка, появившаяся несколько лет назад на страницах английской газеты «Дейли телеграф».
«…Согласно новым данным, полученным при изучении таинственных надписей на камнях в Новой Англии, первым человеком, ступившим на землю Америки за тысячу лет до Колумба, был кельт – шотландец или ирландец». На заседании Эпиграфического общества Кембриджа, штат Массачусетс, обсуждался вопрос о пребывании кельтов в Нью-Хэмпшире и Вермонте. Самые важные свидетельства были найдены при археологических раскопках в местечке Мистери-Хилл в Северном Салэме, штат Нью-Хэмпшир, – надписи на языке огам, распространенном у кельтов.
Факт открытия кельтских письмен на территории США не новость для специалистов. Как и у всякой гипотезы, у нее есть своя история. Ее сторонники утверждают, что кельты плавали в Америку до Колумба и оказали влияние на этническую среду и физический тип североамериканских индейцев.
Но умели ли плавать по морю кельты? Вспомним описание морской битвы римлян с одним из кельтских племен, оставленное Цезарем: «Их суда были более плоскими, чем римские, нос поднят высоко, а корма приспособлена для ударов волн. Их суда целиком из дуба, а якоря снабжены железными цепями, паруса же – из крепких тонких волокон. Наши суда никак не могли повредить их корабли даже при помощи острых клювов, так велика была их сила…» Тут можно возразить, что это описание действительно только для рубежа нашей эры, но мощные корабли кельтов, недоступные для римлян, не могли возникнуть на пустом месте.
Пути для древних кораблей в Атлантике достаточно четко определены течениями и ветрами. Плавали в основном на галерах – под парусами или на веслах. Этот вид судна был более плавуч и быстр, чем каравеллы Колумба и большинство кораблей первых послеколумбовых десятилетий. Галера, как полагают ученые, родилась в Черном море и азиатских водах задолго до того, как попала в Средиземноморье и Западную Европу. Одним из центров ее распространения была Колхида, и первые галеры выходили в Атлантику еще в 3-м тыс., при древних египтянах…
Древние народы Западной и Северо-Западной Европы в определенной мере владели навыками астрономических наблюдений. В дальних плаваниях применялся компас из куска магнитного железняка, обычно метеоритного происхождения, вставленного в деревянную или тростниковую щепку, плавающую в свою очередь в чаше с водой. Древние норманны обнаружили, что кристалл кордерита имеет свойство менять цвет, будучи направленным в сторону солнца, независимо от того, видно оно или закрыто тучами. Такой прибор кельты могли взять у норманнов.
В своих странствиях кельты впитали множество культурных элементов, усвоили несколько систем письма. Огам был одной из разновидностей пунического письма, бывшего в употреблении у рыбаков и других прибрежных жителей Западной Европы. И вот надпись на огам обнаружена в Северной Америке, на противоположном берегу Атлантики…
Плавание Мадока, принца Уэльского
Старые рукописи уэльских аббатств сохранили легенды о Мадоке, одном из известных представителей знати Уэльса середины XII впопавшем в немилость, а потому решившем покинуть родные земли и создать колонию для своих единомышленников где-нибудь вдали от тирании правителей. Тщательный анализ различных источников привел ученых к предположению, что корабли Мадока пересекли Атлантический океан и дошли до устья Огайо; беглецы мирно жили на побережье до тех пор, пока не начались стычки с местными индейскими племенами. Большинство валлийцев были уведены в отдаленные северные районы, а некоторые из них убиты на одном песчаном островке посреди реки.
Согласно легендам индейцев, победившей стороной были краснокожие, побежденной – белые люди. В этом же районе археологи обнаружили щиты с изображениями русалки и арфы – атрибуты валлийских воинов. Там же найден надгробный камень, один из его фрагментов датирован 1186 г.
Однако многие не верят в подлинность Мадока. Но заглянем в старые книги. Первой опубликованной работой, где утверждалась истинность открытия Америки Мадоком, было вышедшее в 1583 г. «Правдивое описание» Джорджа Пекэма. «Мадок покинул страну, – говорилось там, – подготовил несколько судов с людьми и провиантом и отправился в путь. Он отплыл от берегов Ирландии на запад… Рассказав об обширных и плодородных землях, он подготовил новые корабли и позвал с собой всех, кто хотел бы жить в спокойствии. Так что можно утверждать, что они были там задолго до испанцев…»
Лодки индейцев из племени майданов, по мнению исследователей, очень напоминают валлийские
Известный английский путешественник и писатель Ричард Хаклюйт (его именем названо общество, издававшее литературу о путешественниках) писал в пятом томе своих «Путешествий представителей английской нации»: «Самое древнее открытие Западных Индий совершено Мадоком Овеном Гвинделом, принцем Северного Уэльса, в 1170 году».
Современные колумбоведы высказывают предположение, что Колумб знал о плаваниях Мадока, и эти сведения помогли ему найти верный курс в Новый Свет.
Но где тогда мог высадиться принц Уэльский?
В Алабаме, Джорджии и Теннесси археологи знают несколько фортов доколумбовых времен. До сих пор их происхождение не выяснено.
Из района Де Сото уэльсцы, видимо, теснимые местным населением, двинулись на северо-восток, в Джорджию. Здесь также встречаются аналогичные укрепления. Джон Хейвуд, историк XIX в. из Теннесси, утверждал, что сохранилось пять фортов в Сатта-нуге, построенных, по местным преданиям, белыми людьми. Можно предположить, что суда Мадока пришли во Флориду и именно отсюда в конце XII в. валлийцы начали свое путешествие по территории Северной Америки.
По следам святого Брендана
Конец V в. н. э. был суровым временем для Европы – войны, нашествия, междоусобицы заставляли людей искать пристанища в забытых Богом уголках Ойкумены. Одним из таких краев обетованных и стала Ирландия, лежавшая в стороне от бурных европейских событий.
Но остров был небольшой и всех страждущих вместить не мог. Перенаселение стало причиной того, что многие – и вновь прибывшие, и коренные жители – вынуждены были покидать остров. Впрочем, находились отшельники, которых увлекала сама идея путешествия по волнам неведомого моря. Таким и был монах по имени Брендан. Как гласят хроники и легенды, он родился в 484 г. в Ирландии в графстве Керри, хорошо учился, овладел основами астрономии, математики и навигации, много ездил по стране. В поездках Брендан собрал группу единомышленников. Они построили судно – курак – и вышли на нем в море.
Плавание было долгим и тяжелым. Первой землей на горизонте стал маленький остров с «потоками воды, низвергающимися с обрывов». Здесь странники нашли жилье и пищу. К этому описанию подходит остров Св. Килды из числа Гебридских островов. (Кстати, известно, что там было древнее ирландское монашеское поселение.)
Памятник святому Брендану в графстве Корк
Оттуда путешественники поплыли к другим островам: на одном были «стада белоснежных овец и реки, полные рыбы», на другом – «трава и белые птицы». По мнению исследователей, эти детали дают основание полагать, что Брендан и его спутники достигли островов Стреме и Воте из Фарерских островов.
Сильные штормы увлекли курак Брендана на север, где он увидел «море как скисшее молоко» и «огромный кристалл». По-видимому, путешественникам повстречались битый лед и айсберг. Вскоре судно подошло к горам, «извергающим пламя к красным скалам», «воздух там дышал дымами». По всей вероятности, то была Исландия. Шторм занес мореплавателей на пустынное побережье, где они жили некоторое время «в чреве кита», то есть укрывшись за толстыми ребрами китового скелета. Специалисты полагают, что пустынным побережьем скорее всего была Гренландия. После сильной бури и длительного плавания отважные путешественники оказались в «стране с солнцем, лесами и большой рекой, уходившей в глубь страны». Может быть, это было побережье полуострова Лабрадор и река Св. Лаврентия? Итак, если верить легенде, в IV в. состоялось плавание ирландцев в сторону Северной Америки. Но дошли ли они до нее?
Многие элементы ирландского эпоса позволяют предположить, что ко времени его появления уже были известны некоторые особенности Восточного побережья Америки.
Правда, часть ученых считает Брендана лишь собирательным образом – вроде Одиссея или Синдбада Морехода. Но легенды сохранили память и о других ирландских путешественниках.
Тайны Востока
«Звездные войны» 5 тыс. лет назад?
Летающие машины, будто бы существовавшие в далекой древности, упоминаются в мифах многих народов. Но наибольшую известность получили описанные в индийских эпосах «Махабхарата» и «Рамаяна» летающие аппараты – виманы. Они будто бы летали не только в пределах земной атмосферы, но и устремлялись в космос и даже на другие планеты. Могли ли в действительности существовать такие аппараты?
В последние годы ряд исследователей древностей Индии серьезно занимались поиском, сбором и расшифровкой манускриптов, рассказывающих о виманах. Один из этих исследователей, писатель и специалист по санскриту Субраманьям Иер, расшифровал записи на пальмовых листьях, сделанные 800 лет назад и найденные в местности Карнатака в Южной Индии. В период с 1975 по 1978 г. Иер обнаружил старинные тексты с описанием технологии изготовления виманов. Надеясь использовать эти сведения в современной авиационной и космической технике, Иер обратился к директору индийского правительственного департамента Прабху.
Как оказалось, Прабху тоже изучал тексты на пальмовых листьях и позаимствовал из них описания составов определенных сплавов, из которых будто бы изготавливались фюзеляжи виманов. Более того, он сумел к 1991 г. воспроизвести эти сплавы и провел их испытания. Испытания сплавов проводились не только в Индии, но и в других странах, в частности в США, в Калифорнии, где в университете города Сан-Хосе испытывались сплавы «Тамогарбха Лоха» (свинцовый сплав, поглощающий 85 % энергии, излучаемой рубиновым лазером): «Панча Лоха» (сплав меди, свинца и цинка, обладающий хорошей ковкостью и исключительным сопротивлением коррозии), «Араара Тамра» (хрупкий и очень легкий антикоррозийный сплав) и «Чапала Грахака» (высококачественный керамический материал, который после незначительной модификации позволяет получить очень мягкое и кислотоупорное стекло).
По сей день расшифрованы составы еще 14 материалов, в том числе «Бхандхира Лоха» (звукоизолирующий сплав) и «Видьют Дарпана» (стекло, нейтрализующее свет). По словам Прабху, расшифрованные тексты указывают на определенные районы месторождений минералов и разъясняют методы их извлечения и очистки.
В свете изложенного исследователем Прабху обретает реальные черты описание в «Махабхарате» сражения между Аржуной (героем эпоса) и демонами.
Рама и Сита на вимане. Деталь барельефа индуистского храма
Вполне уместно здесь упомянуть не подтвержденный надежно факт полета «современной виманы», испытанной в Бомбее в 1895 г. доктором Тальпаде, профессором Школы искусств. Он будто бы построил с помощью своей жены, инженера по профессии, и друга-архитектора виману «Марун Сака» («Друг ветров»). При этом доктор консультировался с мудрецом Анекалем Субхарайя Шастри в Бангалоре относительно двигательной установки, действующей на солнечной энергии и принудительной прокачке ртути. Мудрец Шастри упомянул детали этой исторической встречи в своей автобиографии: «Доктор Тальпаде просил меня помочь ему в своей работе. Я дал доктору введение к трактату Махариши Бхарадвайи “Виманика Шаастра”» («Наука об аэронавтике»). Согласно немногим имеющимся документам, вимана «Марут Сака» («Друг ветров») на глазах изумленной толпы в несколько сот человек поднялась с побережья Кхомпати-Бич в Бомбее вертикально вверх! Аппарат достиг высоты 450 м и опустился на то же место! Покрыта мраком и дальнейшая судьба виманы «Марут Сака». По словам доктора Кумара Канджилала, автора книги «Виманы древней Индии», наследники Талпаде, вероятно, продали аппарат и все его чертежи и расчеты английской фирме «Ралли Броз». Следы этой фирмы, увы, тоже затерялись.
Военные действия с применением ядерного оружия?
В начале XII в. н. э. в Индии жил математик и астроном Бхасхара Ачарья. В одном из его трудов, «Сиддханта-широмани» («Венец учения»), среди прочих единиц измерения времени фигурирует «трутти», составляющая 0,3375 с. Специалисты, изучающие труды древнеиндийских ученых, теряются в догадках: для каких целей нужна была в те времена такая единица и чем ее измеряли?
Однако в еще более раннем санскритском тексте, «Брихатх Сакатха», фигурирует «кашта», промежуток времени, равный… 1/300 000 000 секунды! Как древние индусы пользовались долями микросекунды? Ведь «кашта» может иметь смысл только при условии, что в ней есть практическая надобность и существуют средства для измерения времени с такой точностью. Между тем современным физикам известно, что время существования некоторых элементарных частиц – гиперонов и мезонов – близко как раз к одной трехсотмиллиардной части секунды.
А еще один текст, «Вараха-мира», датируемый 550 г. до н. э., содержит математические величины, соизмеримые с размерами атома водорода. Опять необъяснимая загадка?
Побывавший в 1966 г. в индийском городе Мадрасе американский писатель Томас Эндрюс услышал там от йога Пандида Каниаха такое любопытное признание: «Ученые-брамины с незапамятных времен были обязаны хранить немало сведений, смысла которых сами не понимали. Еще их далекие предки знали, что материя состоит из бесчисленных атомов, что большая часть пространства в самих атомах не заполнена материей, и что в этой пустоте существуют обширные миры». Эти слова Эндрюс приводит в своей книге «Мы – не первые».
Издревле существовало предание, что ангелы, вступавшие в брак с земными женщинами, научили их искусству обращать «простые» металлы в золото, о чем рассказано в библейских Книге Бытия и Книге пророка Еноха. Возможно, истоки этого библейского предания уходят гораздо дальше «во тьму веков», восходят к тем временам, когда на Земле обитали разумные существа, которые умели направленно воздействовать на внутриатомные структуры химических элементов таким образом, что один элемент превращался в другой. (Кстати, этого уровня развития достигла и современная ядерная физика.)
Более того, есть основания предполагать, что упомянутые разумные существа не только превращали одни элементы в другие, но и создавали (и применяли) ядерное оружие. И не только ядерное.
Ядерный взрыв
В древнеиндийском эпосе «Махабхарата» описываются военные действия, происходившие много тысяч лет тому назад. Среди обычных для тех времен эпизодов древних сражений встречаются сцены, в которых нетрудно распознать применение… артиллерии, ракет, боевых самолетов, а также ядерного оружия! Характерная деталь: в текстах говорится, что те, кто находился в зоне воздействия взрывов, могут спастись, если удалят с поверхности тела все металлические предметы и, погрузившись в воды реки, тщательно омоют свои тела. Точно так же люди должны поступить и со своими домашними животными, если хотят их спасти. То есть описывается тот самый процесс дезактивации, который в подобных случаях применяется и в наши дни.
Необходимое послесловиеВ одной из книг «Махабхараты», «Карна Парва», даже приводятся размеры невиданного смертоносного оружия: «Убийственная Стрела – как палица смерти. Размер ее три локтя и шесть футов. Ее мощь – как у тысячи молний Индры, и она уничтожает все живое вокруг».
Известно, что для использования ядерного оружия необходимо иметь средства его доставки к целям, намеченным для уничтожения. Судя по текстам «Махабхараты», с этим у древних обитателей Индостана тоже все было в порядке. В книге «Самарангана Сутхатхра» сравниваются между собой различные типы самолетов, упоминаются преимущества и недостатки каждого из них, приводятся взлетные и полетные характеристики, способы приземления. Особое внимание уделено характеристикам материалов – конструкционных, таких, как дерево, легкие металлы и их сплавы, а также материалов, используемых для создания движущей силы. К числу последних, как это ни странно, относится и ртуть.
В «Рамаяне» рассказывается, что видели сверху бог Рама и его жена Сита во время полета из Шри-Ланки в Индию. При этом описание изобилует такими подробностями, которые автор мог привести только в том случае, если видел их сверху своими глазами.
В книге «Бадха Парва» рассказано об экологических последствиях применения атомных бомб: «Внезапно возникло вещество, похожее на огонь, и даже теперь покрывшиеся пузырями пригорки, реки и деревья, а также всякие растения и травы обращаются в пепел».
И, наконец, в «Мусала Парва» есть стих о пробудившемся сознании того, что ядерное оружие представляет собой угрозу всему миру. Там упоминается случай добровольного отказа от ядерных боеголовок и об их уничтожении: «После тягостных раздумий Правитель приказал уничтожить Железную Молнию, разбить ее на куски и размолоть в порошок. Позвали людей… чтобы они выбросили этот порошок в море…»
Скорее всего предполагаемая атомная война произошла не между «продвинутыми» пришельцами из Космоса и земными дикарями, а между землянами, достигшими примерно нашего нынешнего уровня развития, по крайней мере в военно-технической сфере. И разразилась эта трагедия не только на полуострове Индостан – она охватила весь земной шар. Современным землянам пока удается избежать ядерного кошмара, а им, тогдашним, не удалось.