Теперь о Ягнобе. Единственное достаточно точное описание этого района – записки исследователя Средней Азии М. Андреева, сделанные в 1927–1928 гг. «Из материалов по этнографии Ягноба». Ягноб – небольшая замкнутая высокогорная страна в Западном Таджикистане. Точных доказательств того, что царь побывал здесь, нет. Однако известно другое. Ягнобцы – прямые потомки согдийцев, жителей Согдианы, покоренной армией Александра. «Можно предположить, – пишет в своих материалах М. Андреев, что ягнобцы были в свое время оттеснены, загнаны в их теперешние места обитания, на которые не было претендентов, и где они могли сохраниться, постепенно тая в числе…» И добавил: «…охранив свой загадочный язык, не похожий на язык ни одной из окружающих этнических групп».
Наконец, о нуристанцах. «Происхождение 60 тысяч нуристанцев остается неразгаданным» – так записано практически во всех крупных исследованиях по истории Передней Азии. У многих калашей светлые волосы, голубые глаза. Это типичные индоевропейцы.
Самая распространенная версия о происхождении калашей основывается на их собственных легендах. По одной, они действительно потомки воинов Александра, укрывшихся в горах Гиндукуша и оставшихся здесь навсегда. По другой – остатки разведывательного отряда, посланного в Бажур, но взбунтовавшегося и не пожелавшего возвращаться домой.
Насколько велик был греко-македонский, так сказать, генетический вклад в этническую среду этих районов?
Александр предполагал «объединение многих народов в один, перемещение людей из Азии в Европу и обратно, чтобы соединены были два великих континента браками и союзами и чтобы жили они в согласии, дружбе и родстве».
Македонский царь не верил в прочность своих завоеваний, боялся бунтов и искал средства, чтобы укрепить непрочную империю.
Что же получилось? Вместо «переноса счастья из Азии в Грецию», к чему призывал Александр, завоевания македонянами и греками Востока привели к усилению эмиграции греческого населения в завоеванные районы, это подтверждено документально. По мнению ряда ученых, часть эллинов растворилась среди жителей некоторых районов и дала жизнь качественно новым этническим группам. Возможно, появятся иные направления исследований, и другие народности или племена получат основание считаться «потомками воинов Александра Македонского».
Где могила Александра Великого?
К имени Александра Македонского неизменно добавляли – «Великий». Так называли его современники и те, кто родился позже. Он был полководцем, который в сражениях разгромил могущественных противников, настолько превзойдя их в стратегии и тактике, что военные историки ставили его выше Цезаря, Густава Адольфа, принца Евгения Савойского, Фридриха II Прусского и Наполеона.
Он всегда сражался в первых рядах и носил на своем теле столько шрамов, что на реке Гифасис смог крикнуть ветеранам: «Перед вами стоит тот, кто никогда не подвергал вас опасности, не посмотрев сначала ей в лицо. Не оставляйте меня!..»
Он был способен реформировать армию и вести дискуссии о Гомере, создавать единую денежную систему огромной империи и ставить драмы Еврипида, основывать города и вести переписку с Аристотелем.
Александр долгое время носился с мыслью о том, чтобы в устье Нила основать город как опорный пункт на границе между Египтом и средиземноморскими соседями, а также для развития торговли и наук. В начале 331 г. до н. э. он проплыл по Нилу на роскошной ладье и нашел место для строительства.
Так возникла Александрия, превратившаяся в один из самых процветающих городов древности.
Царь хотел, как сказал об этом хронист Арриан, больше узнать о самом себе. Действительно ли всеми своими одержанными до сих пор победами он был обязан богам, будучи их любимцем? Станут ли боги помогать ему и в дальнейшем, когда он начнет осуществлять свою идею мирового господства?
Александр был принят египетскими жрецами, и ему единственному было разрешено, не переодевшись, войти в святилище. Верховный жрец встретил его словами: «Благословен будь сын Амона!»
Лишь один вопрос Александра (и ответ на него) нам точно известен. Когда на пути в Азию Александр хотел выйти под парусами из дельты Инда в море, он сказал:
«Теперь я принесу жертву тем богам, которые подтвердили в Сиве мое происхождение от Амона». После его смерти империя утонула в крови, пепле и слезах. Сподвижники Александра – диадохи боролись не только за трон, но и за право владения телом Александра: два года оно пролежало там, где он умер, – в спальных покоях дворца, набальзамированное жрецами, выписанными из Египта.
Последняя воля царя гласила: он должен быть погребен в оазисе Сива, где жрецы некогда приветствовали его как сына Зевса-Амона.
В Дамаске Птолемей принял колесницу с драгоценным телом. Но он не отвез саркофаг в Сиву, а доставил его в свои владения в Мемфисе (321 г. до н. э.), а позднее в Александрию, где умерший царь и нашел свое пристанище в подземной усыпальнице.
Септимий Север (193–211 гг. н. э.), солдатский император, повелел замуровать священную усыпальницу, и с тех пор неизвестно, где она находится.
Интуиция греческого археолога Лианы Сувалидис подсказала ей, что за этим что-то есть. С 1989 г. в течение пяти лет она вела поиски в Египте близ пустынного оазиса в Сива-Амона. В 1990 г. греческие археологи поняли, что ведут раскопки царственного захоронения. Оно предстало перед ними в виде целого комплекса. В самой гробнице (30 м длиной и 7 м шириной) обнаружили небольшие камеры, закрытые мощными гранитными плитами. Такого крупного комплекса не находили ни в Греции, ни в Македонии, ни в Египте. По заключению экспертов, постройки и росписи комплекса не характерны для древней египетской культуры, но имеют много общего с оформлением македонских гробниц.
Археологи нашли в гробнице Сива обломки саркофага из алебастра, изготовленного за пределами Египта. Греческими археологами были найдены барельеф с 8-конечной звездой – личным символом Александра. Но греческим археологам не дали продолжить раскопки. Египетские чиновники выразили непонятное недовольство и разорвали контракт.
С одной стороны, гробница Александра находилась в Александрии в 30 г. до н. э., что подтверждает Светоний, а с другой стороны, главная стела в оазисе Сива (290 г. до н. э.) однозначно говорит о том, что Птолемей выполнил распоряжение царя о захоронении его останков в Сиве. Как можно совместить эти две версии?
Мы позволим себе сделать следующее предположение. С одной стороны, из политических соображений гробница нужна была в Александрии, а с другой стороны, Птолемей не мог нарушить клятву, данную царю о захоронении его останков в оазисе Сива. Мы предполагаем, что за 30 лет была сделана копия гроба Александра и туда помещен муляж мумии царя. Эта копия была оставлена в Александрии. А оригинал гроба вместе с останками Александра был привезен в Сиву и там захоронен в соответствии с посмертным приказом царя. Сохранились ли там останки Александра? Мы полагаем, что мумии Александра уже нет.
Выдвинем третью версию того, где находится могила царя. Возможно, уже позже, в правление потомков Птолемея Лага, в связи с возросшей угрозой захвата Египта римлянами, гроб с останками Александра был перенесен из Египта в Македонию и там тайно захоронен.
Ванга говорила: «Этот саркофаг спрятан в нашей земле людьми, пришедшими из Египта. Было так: шел караван верблюдов, его сопровождали воины и высшие их командиры, кроме того, с ними следовало множество рабов. Дойдя до наших краев, они остановились на долгий отдых, и однажды ночью рабы стали рыть глубокую яму. В яму был опущен таинственный груз – саркофаг, и яму быстро засыпали землей. Те, кто выполнял работу, были убиты, все до одного. Тайну эту окропили потоки невинной крови, тайна дожидается своего часа, чтобы быть раскрытой, разгаданной людьми».
Напомним, что Ванга жила в Рулите около Петрича, находящегося всего в 100 км от Пеллы, древней столицы Македонии.
По материалам К. Бутусова
Куда ушел флот Неарха?
Неарх (?—323? г. до н. э.), древнегреческий мореплаватель и флотоводец. Уроженец о. Крит. С 334 г. до н. э. правитель Ликии и Памфилии. Участник похода в Индию. Начальник флота Александра Македонского. Совершил плавание из Индии в Месопотамию, исследовал Персидский залив, Аравийское море, побережье Аравии и Персии. Летом 323 г. до н. э. вышел в море во главе флота в 2 тыс. кораблей. Дальнейшая судьба его флота и его самого неизвестна.
Есть свидетельства, что, начиная с 330 г. до н. э., Александр намеренно поставил свои походы на службу географическим открытиям и для этой цели содержал при себе большой штат ученых.
Как мало знали греки до походов Александра Македонского (да и знали ли вообще?) о горах Армении, о Гиндукуше, Сырдарье и Амударье, о вершинах Гималаев и долине Инда… Все это открылось взорам изумленных греков только во времена Александра.
Мореходы его флотоводца Неарха первыми из греков увидели мангровые леса на берегах тропических морей… «Значит, это еще не край света? Но где же он тогда? Если правильны выводы моих географов, что океан омывает весь населенный нами мир, то, наверное, можно достигнуть края света на кораблях, переплыв океан?» Вероятно, так мог размышлять Александр Македонский.
У стен Вавилона Александр построил огромный флот. Командовал флотом Неарх – уроженец Крита, друг юности Александра и один из его ближайших сподвижников, человек редкой твердости и смелости.
Конечно же, в основе всех этих предприятий Александра лежала не жажда исследований, а вполне практические, хозяйственные и политические мотивы: морское сообщение между Вавилоном – новой столицей огромной империи – и Египтом имело ценность во многих отношениях; к тому же новые морские пути пролегали через районы, богатые пряностями и другими ценными товарами.
Летом 323 г. до н. э. Неарх собирался продолжить разведывательные плавания в океане. Но судьба решила иначе. 10 июня Александр неожиданно умер. Согласно сообщениям, дошедшим до нас, на прощальном пире, устроенном в честь Неарха и его спутников, царь заразился какой-то таинственной смертельной болезнью. А через несколько дней его огромный флот исчез.
Куда повел его Неарх?
…Стоял июнь – пора муссонов. На западе – против ветра – лежала сухая и жаркая Аравия. На востоке – земли, которые предстояло колонизировать. И флот Неарха взял курс на восток.
Так начинают свои логические построения американские археологи Гарольд Глэдвин и Констанс Ирвин.
Флот же дошел до Нового Света, и команды высадились на тихоокеанском побережье Центральной или Южной Америки…
Люди, ступившие на берег Нового Света, надели в предвидении боя боевые шлемы. На рисунках пирамид индейцев мочика изображены точно такие же шлемы. Позднее они переняли этот тип боевого снаряжения, и дальнейшие исследователи Америки отмечают, что у индейцев имелись прочные плетеные головные уборы с загнутым гребнем – копии греческих шлемов времен Александра Македонского.
Когда Глэдвин выдвигал свою гипотезу плавания греческого флота в Америку, ему не были еще знакомы результаты археологических исследований в Австралии.
«Нет никакого сомнения, – пишет директор Музея естественной истории Маунт-Йорка Р. Гилрой, – что древние египтяне плавали в Австралию и по Тихому океану. При этом они использовали океанические течения, которые относили их суда из Красного моря в Индию, Юго-Восточную Азию и Яву». У некоторых племен северо-западного Кимберли отмечены лингвистические и антропологические признаки, которые роднят их с представителями древнего средиземноморского мира.
В статье, опубликованной в одном из журналов Квинсленда, Гилрой сообщает об открытии в центральных районах штата серии иероглифов архаического средиземноморского стиля, предшествовавшего, видимо, временам классической греческой культуры.
В музее, где работал Гилрой, хранится плотницкий топор с древнеегипетского судна. Он найден в дикой пустынной местности, в пяти милях от Сиднея. В Центральной Австралии, отмечает Гилрой, некоторые племена используют в своей речи слова древнеегипетского языка. Эти люди хранят легенду о том, что однажды из-за моря пришли чужеземцы и захотели жить вместе с ними… Они принесли свою религию и обычаи.
Примечателен также тот факт, что в Северной Австралии и на островах Торресова пролива жители, как и египтяне, используют для похоронных обрядов лодку, сохраняя при этом до мелочей все элементы древнеегипетской обрядности. И в Индонезии, и в Австралии недавно были найдены изображения галеры с берегов Нила, а при обследовании мумий в Британском музее обнаружили эвкалиптовое масло, входившее в состав бальзамов. Но ведь известно, что во времена фараонов эвкалипт рос только в Австралии и на ближайших островах…
Так ли уж фантастично выглядит гипотеза Глэдвина и Ирвин о плавании греческого флота под началом адмирала Неарха через два океана? Отличные мореходные качества древних судов из Средиземноморья давно подтверждены современными исследователями. Ясно и то, что суда шли через два океана долго, может, десятилетия. Команды пополнялись новыми членами из числа местных жителей. В конечном счете нельзя сбрасывать со счетов фантастическую гипотезу о походе греческого флота в Новый Свет.
Сокровища храма Соломона
Из многих тысяч легенд о древних кладах, пожалуй, самой загадочной и таинственной является легенда о сокровищах храма Соломона, исчезнувших около 2 тыс. лет назад.
Не прошло и 40 лет после распятия Иисуса Христа, как в Иудее вспыхнуло восстание против Рима. В ходе последовавшей за ним Иудейской войны Иерусалим, в котором находился храм с несметными сокровищами и священными реликвиями иудеев, был осажден римскими легионами под командованием будущего императора Веспасиана.
После пяти месяцев упорной осады город пал. Римляне вывезли из храма тонны золота, серебра и драгоценных камней. Три с половиной века сокровища Иерусалимского храма хранились в императорской казне вместе с добычей из других завоеванных римлянами стран.
В 410 г. н. э. Рим был осажден и взят вестготами. Разграбив Вечный город, варвары двинулись дальше на запад и осели в Испании и на юго-западе Франции. Столицей вестготского королевства стала Тулуза.
В 501 г. вестготы были вытеснены из этих краев франками, а еще полвека спустя королевство вестготов было разгромлено византийцами.
Через полстолетия в увлекательной истории поисков сокровищ храма Соломона начинается новая кровавая глава. В начале 1118 г. французские крестоносцы основали в Иерусалиме орден бедных рыцарей Христа и Соломонова храма, в который вступали представители богатейших феодальных родов Франции.
Храм Соломона в Иерусалиме. Рисунок из средневековой хроники, XV век
В середине XIII в. королева Кастилии и регентша Франции Бланш, опасаясь растущей силы французских баронов и графов, вывезла из Парижа большую часть королевской казны и спрятала все это в окрестностях деревни Ренн-ле-Шато.
В начале XIX в. молодой пастух, отправившийся искать пропавшего барана, обнаружил в окрестностях деревни Ренн-ле-Шато заросший кустами вход в пещеру. В ней несколько десятков скелетов охраняли сундук, наполненный золотыми монетами. Несмотря на испуг, пастух побыстрее набил карманы золотом и вернулся домой. В деревне он рассказал крестьянам о кладе, скрыв только местоположение пещеры. Завистливые жители Ренн-ле-Шато решили, что он соврал, обвинили его в воровстве и казнили.
То, что на юго-западе Франции будут найдены огромные античные сокровища, предсказывал еще в XVI в. знаменитый астролог Мишель Нострадамус.
Вскоре после Первой мировой войны в Ренн-ле-Шато приехал Отто Ран, всю жизнь мечтавший найти сокровища Иерусалимского храма и катаров. Ран был уверен, что среди храмовых сокровищ, помимо золота и драгоценных камней, находятся и знаменитый Святой Грааль (чаша, в которую якобы собрали кровь погибшего на кресте Иисуса Христа), и Ковчег (сундук, где хранились десять заповедей, полученных Моисеем от Бога).
Вернувшись в Германию, Ран написал о своих раскопках в Пиренеях книгу, сразу ставшую очень популярной среди бонз Третьего рейха.
Конечно, Гитлера и Гиммлера не могло не заинтересовать предложение Рана найти Святой Грааль и Ковчег Завета.
В 1991 г. в Америке вышла книга «Изумрудная чаша – Золотой Ковчег». Ее автор, Говард Бюхнер, утверждает, что в конце войны нацисты нашли по крайней мере часть сокровищ, спрятанных в Ренн-ле-Шато.
В целях сохранения исторических памятников в Пиренеях французские власти недавно запретили поиски кладов в Ренн-ле-Шато.
По материалам М. Степанова
Копи царя Соломона
Если верить Библии, а не результатам обычных методов археологических исследований, то царь Соломон был, несомненно, баснословно богат. В Третьей книге Царств говорится, что «в золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых…».
Описания различных драгоценных металлов и камней, а также других предметов роскоши и экзотических вещей явно указывают на то, что Соломон их вывозил, причем, очевидно, из дальних стран. На египетском барельефе изображены несметные сокровища, награбленные из храма и дворца Соломона преемником царицы Савской, египетским фараоном Тутмосом III.
Местоположение мифических копей все еще окутано пеленой тайн и разногласий. Библия предлагает соблазнительные, но крайне тонкие путеводные нити. В ней называется два места – Офир и Фарсис. Офир был землей, откуда шло золото, а Фарсис был связан с отправлявшимся за ним кораблем.
Библия не дает подсказки, где был Офир, в ней лишь утверждается, что он существовал. Указывается, что у Соломона был на море «…Фарсисский корабль с кораблем Хирамовым; в три года раз приходил Фарсисский корабль, привозивший золото и серебро, и слоновую кость и обезьян и павлинов».
Но где был Фарсис? Иезекииль писал, что финикийцы вели там торговлю серебром, железом, древесиной и свинцом.
Царь Соломон. Изображение на средневековой восточной миниатюре
Значение слова Фарсис не ясно, возможно, речь шла о нескольких местах, а не об одном. Раскопки в Махд-ад-Дхабаде в Саудовской Аравии обнаружили гигантский золотой прииск, действовавший во времена Соломона. Возможно, это был Офир, куда последний плавал с царем Хирамом (по Библии, цари сами туда не отправлялись, а посылали своих подданных).
Что же касается экзотических товаров, то царство Тартесс могло быть отправным пунктом для более рискованных морских путешествий вокруг Африки и, предположительно, Америки. Рассказ древнегреческого историка Геродота о том, как финикийцы, выйдя из Красного моря примерно в 600 г. до н. э. в южном направлении, смогли совершить плавание вокруг Африки и вернуться назад по Средиземному морю возле северных берегов Египта, не вызывал ни малейшего недоверия у древних историков. Их путь лежал через Гибралтарский пролив, в непосредственной близости от Тартесса. Подобные путешествия могли предприниматься и во времена Соломона, в ходе которых корабли брали на борт обезьян, слоновую кость, павлинов и негров, вместе с серебром из самого Тартесса, давшего название всем таким путешествиям в целом и типу кораблей, участвовавших в них.
Финикийцы могли открыть… Австралию
Чего только не приписывают этим древним жителям Ливана и Палестины! И создание первого в истории человечества алфавита, и изобретение пурпурной краски, а некоторые называют их первыми купцами.
Но историкам этого показалось мало. Они выдвинули довольно любопытную теорию, что финикийцы побывали у берегов Нового Света на 3 тыс. лет раньше Колумба, а заодно приписали им пальму первенства в открытии Бразилии с Индией и завоз из Южной Америки в Египет табака и кокаина. В доказательство теории открытия финикийцами Южной Америки ее сторонники приводят встречающихся в лесах Амазонки бледнокожих голубоглазых индейцев, якобы являющихся потомками финикийцев.
Только Австралия все еще оставалась неизвестной финикийцам. Это упущение исправил археолог-любитель из Брисбейна – Вал Осборн. Он считает, что финикийцы не только побывали на Зеленом континенте, но даже основали в районе Брисбейна (штат Квисленд) торговую факторию со своим кладбищем, храмом, обнесенным каменными стенами портом и скульптурами.
Осборн утверждает, что австралийское правительство более 40 лет знает об этом, но из опасения испортить и без того напряженные отношения с аборигенами держит информацию в тайне.
Как это ни странно, но хуже всего теорию Осборна встретили не где-нибудь, а на родине древних финикийцев – в Ливане.
Самыми удаленными пунктами плаваний этих предприимчивых торговцев историки считают английский полуостров Корнуолл, где финикийцы покупали олово, и Атлантическое побережье Марокко, где ими была основана торговая колония в Могадоре.
Рельеф с изображением финикийского корабля
В основе многих теорий традиционной истории лежит утверждение, что наши далекие предки не могли совершать длительных плаваний по открытым морям и океанам. Однако в 1947 г. норвежский путешественник Тур Хейердал вышел на сделанной из тростника лодке из Перу и, преодолев почти 7 тыс. км за 101 день, добрался до Полинезии.
В 1970 г. тот же Хейердал построил из египетского папируса новую лодку и отправился на ней через Атлантический океан. Он вышел из марокканского порта, кстати, неподалеку от финикийской колонии Могадор, и через 57 дней подошел к Барбадосу, отмерив 6 тыс. 100 км.
Если Хейердал сумел переплыть Атлантику, то почему этого не могли сделать финикийцы?
Около 600 г. до н. э. фараон Нехо приказал финикийцам выйти в Красное море и вернуться в Средиземное. Плавание длилось 3 года. Каждую осень отважные мореходы приставали к берегу, пахали землю, сеяли зерно, а весной собирали урожай, после чего вновь отправлялись в путь.
Известный американский геолог Марк Макменамин, утверждает, что финикийцы тоже знали о существовании земли по другую сторону Атлантики и Индии. В том, что Макменамин, ученый с мировым именем, недавно открывший в Мексике самые древние в истории человечества ископаемые останки, не шутит, сомневаться не приходится.
Это удивительное открытие Макменамин сделал, изучая золотые монеты, отлитые в Карфагене, крупнейшей финикийской колонии, между 350 и 320 гг. до н. э. Сосканировав монеты и разглядывая их на экране монитора, он обратил внимание, что находящиеся в нижней части монет случайные на первый взгляд узоры из царапин и точек удивительным образом совпадают с картами известного в античном мире греческого географа Птолемея. Единственное отличие – на монетах имеются изображения Америки, которых на карте древнего грека нет.
После открытия Марка Макменамина совсем по-другому можно понять слова Диодора Сицилийского, написавшего около 100 г. до н. э., что «далеко от Африки находится остров значительных размеров, который финикийцы случайно открыли во время плавания вокруг этого материка».
Баальбек, чудо инженерной мысли
Город Баальбек, античный Гелиополис, лежал на одном из важнейших торговых путей Древнего мира – между Дамаском и Тиру сом в Восточном Ливане. Из всех археологических сокровищ Баальбека выделяются постройки, сооружение которых было решительно невозможно без строительной техники, которой тогда не существовало.
Его каменные террасы поражают своими колоссальными размерами. Название его происходит, по-видимому, от имени божества по имени Ваал и указывает на плодородие почвы в долине. Когда римляне начали строить здесь гигантский храм Юпитера, каменные террасы уже были кем-то сложены.
Многотонные монолитные каменные блоки с величайшей точностью уложены друг на друга. Они плотно пригнаны и держатся без связующего состава.
В стену террасы с северо-западной стороны встроены три самых больших в мире обработанных монолита. Это так называемый Трилитон – Чудо трех камней. Каменные блоки имеют длину 29 м, высоту 4 м и толщину 3,6 м. Вес каждого из трех гигантов составляет от 800 до 1000 т.
В Баальбеке нет никакой реки, а местность между каменоломней и террасами всхолмленная и каменистая. Там нет покрытой песками равнины, по которой можно было волоком тащить каменные глыбы. Невозможно себе представить, каким образом привезен на строительную площадку такой неподъемный груз. А ведь многотонные блоки не только доставлены из каменоломни, но и подняты на высоту примерно 7 м (2-этажный дом!).
Храм Вакха в Баальбеке. Высота его колонн в три раза выше, чем в Парфеноне