Юрий Супруненко
Большая Москва. От Троицка до Сколкова
© Супруненко Ю. П., 2014
© Бурыгин С. М., автор идеи и проекта, 2014
© ООО «Издательский дом «Вече», 2014
* * *От редакции
С 1 июля 2012 г. к Москве было присоединено 148 тыс. га, площадь мегаполиса выросла более чем в два раза. В результате расширения столицы в юго-западном направлении она вышла на границу с Калужской областью; к ней присоединили 21 муниципальное образование Подмосковья, входившие в Ленинский, Подольский, Наро-Фоминский, а также частично в Одинцовский и Красногорский районы. Новое административное деление стало включать 2 городских округа – Троицк и Щербинка – и 19 городских и сельских поселений.
Немало копий сломано в споре о целесообразности такого масштабного расширения Москвы. Скептики и шутники усматривают в скором будущем проблемы аналогичных гигантских мегаполисов Большого Токио, Большого Нью-Йорка или Большого Лондона. Дескать, Москва и так переполнена жителями в целом малонаселенной стране, а тут еще новые площади для бесконтрольного роста… Но город нельзя законсервировать в историческом развитии, оппонируют им несогласные.
Транспортные и экологические проблемы столицы требуют выхода из напряженной ситуации за счет оптимизации градостроительных проектов, а также расширения территории, в частности использования международного опыта полицентрического развития. Москва уже не ограничивается МКАД и в отдельных местах выходит за ее пределы. Реальный город – это те 20 миллионов населения, которые сегодня живут в столице и примыкающем Подмосковье. И если не контролировать совместное проживание, досуг и рекреационное времяпровождение жителей на границе мегаполиса, то по периметру городской черты будут одни спальные районы без коммуникаций и рабочих мест. Собственно, Новую Москву и присоединяют, чтобы эту территорию застроить по-человечески, а не так, как это делается во многих районах Подмосковья. Инвесторам разрешение на застройку дается после того, как они подписывают юридические обязательства в обеспечении рабочих мест. В одном только Румянцеве сейчас возводится 30–40 тыс. кв. м офисов; в перспективе там смогут трудиться до 150 тысяч человек. В целом же в Новой Москве будет от одного до полутора миллионов рабочих мест.
Карта Москвы и присоединенных территорий
Вовлечение новых территорий в столичное развитие приводит и к расширению туристической деятельности – экскурсионной, музейно-выставочной, паломнической, а также оздоровительно-лечебной рекреации и появлению различных видов отдыха и спорта на природе.
В Новой Москве расположены 25 памятников регионального значения и более 10 объектов федерального уровня, множество старинных усадеб, храмовых комплексов (всего 54, из которых 27 – федерального и регионального значения), музеев, военных мемориалов и монументов. Многие из них, к сожалению, находятся в разрушенном и плачевном состоянии. Привлечение внимания к ним, в том числе и за счет путеводительной литературы, вернет им былую популярность и тем самым увеличит туристические потоки. В деле восстановления и реставрации архитектурных и исторических памятников помогут частные инвесторы, но их нужно обеспечить полноценной информацией и предоставить льготную аренду. К сожалению, большинство некогда блистательных усадеб находятся в глухих уголках, в стороне от наезженных транспортных потоков. Популяризация и массовая информатизация населения и гостей будут способствовать их известности и привлечению внимания к ним.
На присоединенных территориях располагаются два административных округа – Троицкий и Новомосковский (ТиНАО). Говорят, между ними существует конкуренция: кого ставить на первое место – Троицкий или Новомосковский? В Троицке, понятно, считают ТиНАО, в Московском – наоборот, – НиТАО. Но это так, между прочим. Места эти имеют богатейшую историю и представляют большой интерес для любителей древностей, археологов, историков, да и просто любознательных экскурсантов, а также поклонников экологического туризма, экстремальных прогулок и поисков по Интернету – геокешингу. Культурное наследие новомосковских земель можно разделить на несколько категорий: парки, усадьбы, храмы, монументы, музеи; это и находит отражение на страницах путеводителя. Чтобы полнее ввести все эти достопримечательности в экскурсионно-туристический оборот, сделать их рекреационно востребованными, необходимо отражение общедоступных сведений на книжных страницах и в интернет-порталах.
С образованием новых округов началось активное превращение Новой Москвы в городскую среду обитания. Ремонтируются старые и прокладываются новые дороги, осуществляются проекты жилищной, культурно-массовой и инфраструктурной застройки. Планируется прокладка метро и путей для скоростного трамвая. А пока что это милая сельская местность, и все достоинства природно-парковой среды нужно сохранить для нынешних и будущих жителей. Краеведческие познания будут только способствовать желанию сохранять эти живописные уголки. Здесь есть места на любой вкус, есть, что посмотреть, где оздоровиться, а то и пройти курс санаторно-курортного лечения, отдохнуть от городской суеты, прикоснуться к славным страницам истории нашей Родины.
Автор проекта «Исторический путеводитель» СМ. Бурыгин и автор книги Ю. П. Супруненко
Поскольку территория, освещаемая в данном путеводителе, всегда являлась самой малонаселенной из всего Подмосковья, о ней крайне редко сообщалось на страницах печати. Только в последнее время стали мелькать заголовки: «Новые округа», «Присоединенные территории», «Новая Москва», «Новомосковия…» Но в основном это относится к электронным средствам массовой информации. Доступных проспектов, брошюр, карманных путеводителей, не говоря уже о полновесных изданиях, посвященных данной теме, просто не существует.
Отчасти книга, которую вы держите в руках, представляет собой авторский путеводитель, отражающий видение местности автором-краеведом, журналистом и видным писателем. Достоверность информации обеспечена серьезным статусом автора – кандидата географических наук, члена Союза писателей России. Авторство настоящего путеводителя принадлежит известному писателю-географу Ю. П. Супруненко, который собрал богатейший материал по этому району (как по архивным и литературным источникам, так и в процессе экскурсионных поездок) и готов поделиться им с читателем.
С. М. Бурыгин, И. В. ОсановМосква переходит все границы
Разрывая кольцо
Со времен Юрия Долгорукого, владимиро-суздальского князя, Москва развивалась в одном направлении – радиально-кольцевом. На месте усадьбы легендарного боярина Кучки была выстроена деревянная крепость, вокруг которой, как древесные кольца (или круги по воде), расходились все новые градостроительные окружности: Кремлевский треугольник, а далее концентрические окружности – Белого города, Земляного вала, Бульварного и Садового колец… Антиглобалисты дали бы такому процессу сравнение не с кольцами на пеньковом срубе, а с раковой опухолью, которая поглощает все новые жизненные пространства. Им вторит конструктивистский архитектор Ле Корбюзье, который в 1930-е годы занимался переустройством советской столицы: «В Москве, кроме нескольких драгоценных памятников былой архитектуры, нет твердых основ; она вся нагромождена в беспорядке и без определенной цели». Но закольцовывание продолжалось – Генеральный план 1935 года предусматривал застройку до нынешнего Третьего транспортного кольца; далее пошла кольцевая линия метрополитена и Московская кольцевая…
Москва в пределах современного Садового кольца. Карта XVII в.
Москва, как пожирающий Молох, проглатывает деревни и вбирает в себя население из ближнего и дальнего окружения. В первой половине XX столетия пришло понимание, что такой урбанистический рост не может продолжаться бесконечно. Концентрическое наращивание требует новых развязок, парковок, разъездов, чтобы облегчить жизнь «жилмассивных» монстров. А дальше – транспортные тромбы, непреодолимые проблемы, градостроительная депрессия. И вот наконец порочный круг прорван. Решение создавать Новую Москву в юго-западном направлении предлагает развитие столицы в качественно ином направлении. Вырвавшийся протуберанец Троицкого и Новомосковского административных округов, как луч света, дает надежду на выход из цепких объятий кольцевой планировки. И при необходимости точечного развития присоединенных территорий.
Но это не первая попытка гигантского расширения Москвы в одну сторону. Еще в 1930 г. во время сталинских преобразований был выдвинут смелый план архитектора-мечтателя Николая Ладовского. Он предложил не ограничивать более столицу тесными обручами, а продолжить ее в виде параболы. Исторический центр он видел ядром кометы, а хвост – вытянутым на северо-запад. Осью развития должны были стать промзоны, вокруг которых сформируется пригородное фермерство, а между ними – жилые районы. В конце концов столица должна дотянуться до Ленинграда, а Тверская – влиться в Невский проспект.
Это было фантастично, но даже более реально, чем развитие в предлагаемом юго-западном направлении. Ладовский выбрал вектор с большим потенциалом урбанистического развития – московская агломерация в эту сторону развивалась наиболее интенсивно. Чего не скажешь про новую карту столицы. Прирезанный участок – один из самых незаселенных и неосвоенных в Подмосковье с проживанием около 200 тысяч новых москвичей. Но как раз это и стало решающим доводом в выборе точки роста. Не равномерное расширение столичного пузыря до бесконечности, а создание альтернативных центров притяжения – кластеров в современной терминологии.
Децентрализация Большой Москвы, считают градостроители, должна пойти по пути европейских столиц. «Большой Париж» связан с сердцем французской столицы не только автострадами, но и комфортабельными городскими электричками, составляющими единую транспортную сеть с метро. Метростроевцы появятся в Коммунарке к 2017 году, а еще раньше они освоят Сколково и Румянцево; ведутся разговоры о скоростном трамвае – тоже с успехом освоенного в Европе; на станциях Щербинка и Лесной Городок обещают выстроить новые вокзалы, а между ними проложить железнодорожную ветку через город Московский и Внуково. Но станут ли новые москвичи заядлыми и нервными автомобилистами, проводящими полдня в дороге, или предпочтут более экологичный образ жизни преимущественно в таунхаусах, а не в безликих железобетонных коробках, покажет будущее. Как бы там ни было, у Москвы появился реальный шанс вырваться из многовекового кольца. Но хотелось бы, чтоб сохранялась тенденция: чем дальше от центра, тем ниже этажность; а то ведь сейчас уже преодолена боязнь 9-го этажа в Новой Москве, и высотные жилмассивы (как те же Новые Ватутинки, или, как их называют придорожные рекламные стенды, «Вау-Тутинки») шагнули в глубь присоединенных территорий…
Ле Корбюзье
«Московское время – без двадцати восемь», – шутят географы при взгляде на карту присоединенных к столице территорий. Но авторы Новой Москвы были не первыми, кто предложил мегаполису двигаться в этом направлении. Художник Юрий Пименов, будто фоторепортер, выхватил сценку из транспортного потока на Охотном Ряду и назвал картину «Новая Москва». То было вдохновение, порожденное сталинским Генпланом 1935 года. Но не только живописное. Известно, что, согласно этому градостроительному плану, юго-западное направление стало единственным разрывом в прежней радиально-кольцевой структуре.
Факторы были те же, что и сейчас, – неосвоенность и незастроенность территории. За счет этих пустующих земель предлагалось облегчить перенаселенные районы столицы. Вначале пошли по пути помпезного градостроительства; от Дворца Советов (впрочем, он так и не был построен) по плану шла парадная магистраль Комсомольского проспекта. Юго-западное направление продолжало осваиваться и после смерти вождя, а проектировщики – руководствоваться довоенными установками. От экспериментов массового строительства в Черемушках до Олимпийской деревни и комплекса зданий биоорганической химии, которые их архитектор, Юрий Платонов, уподобил двойной спирали молекулы ДНК.
В ту же сторону Москва готовится к прыжку и сейчас…
Деление на кластеры
Как же будет организована Новая Москва? Как она вольется в старые границы – транспортно, административно, функционально? Какие задачи на нее лягут прежде всего? Вопросы, вопросы… Сейчас их больше, чем ответов. Но кое-что уже проясняется, пусть пока еще и в зыбкой перспективе. Но так ведь всегда: вначале строятся планы, а в процессе их исполнения они корректируются. Только чтоб не очень расходились первоначальные установки с наступающей действительностью.
Столичные урбанисты в рамках новосозданного Департамента новых территорий уже приняли определенные решения. Речь о кластерах – узлах развития территории. Вот лишь сухие выкладки.
В районе поселения Румянцеве) уже создается административно-деловой центр, застройщик и инвестор – «Ростелеком». Рядом с офисными зданиями строятся мало этажные жилые микрорайоны. Новые рабочие места появятся в технопарках «Румянцево» и «Мосрентген» (торгово-административный кластер), а также в инновационном центре «Сколково» и международном финансовом комплексе «Рублево-Архангельское».
Неподалеку, в районе усадьбы Остафьево, будет разбит парк исторических реконструкций. Вокруг него тоже развиваются объекты жилого назначения и места приложения труда. Остафьево с его небольшим аэропортом входит в административный и производственно-логистический технопарк «Рязаново».
Другой точкой роста станет Внуково. Здесь планируется крупный аэрополис площадью 1,5 миллиона квадратных метров. Он выполняет логистические функции и служит центром притяжения всей прилегающей территории. Кроме офисных зданий во Внукове уже строятся выставочный центр и гоночная трасса.
Троицк с высоты птичьего полета
«Старинная» карусель. Парк исторических реконструкций близ села Воскресенское
В районе Коммунарки планируется размещать административные органы управления – федеральные и столичные, а также другие государственные учреждения. А кроме того, здесь предполагается организовать медицинский и образовательный кластеры.
Троицк – это инновационно-научный центр, там в скором времени появится образовательный и кластер здравоохранения. Здесь же рядом логистический кластер Ярцево-Михайловское (Шишкин Лес), аграрно-логистический кластер Щапово. Это пояс низкой урбанизации с целым рядом объектов отдыха и культуры.
Прочие обширные территории будут представлять собой рекреационную зону для москвичей с обилием, как оказывается, исторических достопримечательностей – усадеб, храмов и обителей, старинных парков, мемориальных комплексов и музеев, центров ремесел и промыслов, санаториев и курортов, гостиниц.
Большая территория требует большой мобильности. Поэтому предполагается дополнительно к стационарным больницам и поликлиникам организовать мобильные медицинские лечебно-диагностические комплексы.
Появилось и такое понятие, как зеленые кластеры, – экологически благоприятные места для отдыха и проживания. Дальние поселения Троицкого административного округа входят в рекреационную зону с малоэтажной застройкой. Это Киевский транспортно-логистический кластер, культурно-развлекательный центр Вороново, агрорайон Рогово, аграрно-производственный кластер Кленово.
Щербинка и окрестности
Щербинка
Город Московской области, Подольского района; после образования Новой Москвы это второй город (после Троицка) на присоединенных к Москве территориях (городской округ Щербинка – в Новомосковском административном округе). Поэтому к нему такое внимание в свете новых градостроительных и инфраструктурных планов. До 1 июля 2012 г. это был город обла стного подчинения Московской области.
Поселение имеет давнюю историю и ведет свое начало аж с XIV века, позже упоминается как Щербинино, Щербинки; вероятно, топоним является производным от личного имени Щербина, но почему он обрел уменьшительную форму, остается загадкой. Ясно одно: имя это некалендарное, то есть древнерусское, ведущее свое начало со времен дохристианской Руси. Христианские личные имена входили в обиход постепенно, поэтому древнерусские традиционные прозвища долго использовались в повседневной жизни. Но от кого конкретно пошло название, остается невыясненным. В писцовых книгах XV века упоминается дьяк Иван Щербина, но подобных имен было немало.
Народная молва знакомит и с такой легендой, объясняющей топонимику. Еще в самом начале XIX в. на месте нынешней Щербинки находилось богатое имение помещика Щербы, который заложил для своих крестьян сельцо. Это были мужики Щербины. С тех пор так и повелось. В 1812 г. при нашествии Наполеона бежал Щерба из своего поместья, зарыв где-то у прудов все свои ценности. После изгнания французов возвращаться помещик отказался, и вокруг его клада до сих пор ведутся споры среди местных краеведов. Поместье неоднократно перепродавалось. Последним владельцем земель являлся Сушкин. Его доходное хозяйство кроме угодий включало жилые дома со службами, дачи, парк, пруд, купальни, баню, фруктовый сад, приносивший немалый урожай. Парадно был оформлен въезд: усадьбу украшали ворота, открывающие дорогу на тополевую аллею, ведущую к господскому дому. У ворот же располагалась новинка – солнечные часы; все было рассчитано на частые приемы богатых гостей. Щербинские дачи сдавались летом московским дачникам, среди которых завсегдатаями были французы.
В материалах Генерального межевания упоминается село Щербинино, этот топоним утвердился с 1766 г., в последующих источниках указано сельцо, а затем и деревня Щербинки. Отсюда можно заключить, что статус поселения за время его существования менялся. И только в 1895 году железнодорожная станция получила устойчивое название Щербинка, что и определило окончательно название места. В годы первых пятилеток Щербинка становится рабочим пристанционным поселком, с 1975 г. – городом, а с 1992 г. – городом областного подчинения. В 2004 г. в состав города был включен поселок гарнизона «Остафьево», граничащий с усадьбой Вяземских, где бывал Пушкин. Так что места культурно-заповедные. С 2005 г. образован одноименный городской округ, в состав которого, правда, вошел всего лишь один населенный пункт, а именно город Щербинка.
Спальный район Щербинки
Современными градостроительными предприятиями являются: штамповочно-механический (в народе его называют «Штамповка) и лифтостроительный заводы, а также электроплавленных огнеупоров, металлоконструкций, авиационного технологического оборудования, защитных покрытий, Щербинское экспериментальное Кольцо – железнодорожный полигон по испытанию техники. Вокруг этого производственного стержня и сложилась современная Щербинка. Эти же атрибуты отразились и на гербе города: рельс и кольцо символизируют железнодорожное экспериментальное кольцо, НИИ железнодорожного транспорта; кирпичная арка – завод электроплавленных огнеупоров, шестерня – лифтостроительный завод; лучи символизируют жизнь и молодость, лазурь указывает на аэропорт «Остафьево». Если судить по этому геральдическому рисунку, то складывается впечатление, что место представляет собой промзону с кучей дымящих труб и кольцевым железнодорожным полигоном. В определенном смысле так и является. На особом счету – завод художественных промыслов и сувениров, а также «Государыня» – музейная коллекция фарфоровых персон.
Иронически настроенные и озабоченные экологией жители не избегают сарказма. Они предлагают присвоить городу почетную букву «У», дабы впредь именовать его «Ущербинка». Это, настаивают они, не противоречило бы его антиэкологической сути. Город и так задыхается в объятиях промышленных монстров, а в последнее время к его границам подступают свалки технических и бытовых отходов.
Вроде бы до последнего времени легкими города считались Бутовские поля, расположенные на севере. Но еще когда город принадлежал Московской области, здесь уже планировались «грязные» предприятия: асфальтобетонный завод, мусоросжигательный объект, канализационно-насосная станция, завод железобетонных конструкций. Кое-чему удается противостоять. Так, экологически обеспокоенные щербинцы отстояли землю от масштабного асфальтобетонного производства; но с властями не так-то просто было бороться, не мытьем, так катаньем они начали монтировать установку того же профиля, и вновь без экологической экспертизы. Местная администрация подкупает население подачками в виде земли под гаражи, городской инфраструктурой. Но экология за последние годы неизменно ухудшается, растет число заболеваний – онкологических и аллергических. По многим показателям Щербинка уже превысила ПДК, предельно допустимые концентрации того же свинца в городской среде увеличились более чем в 5 раз. Пожалуй, это самые загрязненные территории изо всей Новой Москвы.
Детская площадка в Щербинке
Ну а так город как город, без ярко выраженного лица. С набором улиц шаблонного названия (Почтовая, Высотная…). В центральном городском сквере – освежающий фонтан и скамейки на бетонных несдвигаемых основаниях. Детская площадка «Колобок» с деревянными разукрашенными скульптурами – игривыми медведями, обнимающими стойки навеса, гномом, будто стоящим на страже покоя граждан, сказочным персонажем со щукой.
Церковь Святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Федоровны в лесах и за строительным забором, со щитом-обращением к гражданам: «Соберем всем миром средства на строительство храма во имя покровительницы нашего города». Не лишняя информация о том, под чьей защитой находятся гости и жители города.
И почти незаметный рельс, врытый в землю. Вначале воспринимаешь его как остатки какого-то недостроя. Может, так и есть… Но потом, просматривая цифровые фотографии, догадываешься, что это очень похоже на памятный знак. Даже если он таким и не является, то очень подходит под объект малой скульптуры, городской ориентир, приметный оригинальный памятник.
В заключение заметки о Щербинке отметим, что связь с Большой Москвой неплохая. Есть железнодорожная станция, по которой электрички доходят до Курского вокзала, имеется автобусное сообщение и до метро не очень далеко – «Бунинские аллеи» или «Царицыно».
Для всех увлекающихся историей представляет интерес Щербинский музей фарфоровых кукол «Государыня», располагающийся в помещении местного дома культуры. За стеклами массивных витрин обилие исторических деятелей: Сталин с Черчиллем, Петр I, Екатерина II, Денис Давыдов… Таких музеев в мире с постоянной экспозицией можно по пальцам перечесть, куклы из фарфора удается увидеть разве что на временных выставках или в торговых галереях.
Музей – детище семьи Иванниковых. Детали выверены в соответствии с историческими реалиями: и костюмы, и карты дислокации войск, и мебель. И главное, все сделано вручную, начиная с пуговиц на камзолах и кончая оружием.
– Мы очень трепетно относимся к истории, – делится своими воспоминаниями родоначальница музея Ольга Иванникова. – Перед производством куклы изучаем все имеющиеся источники, ездим по выставкам.
Все члены семьи с техническим образованием, но это же и помогает в производственном процессе. Вначале рисуется эскиз, потом делается болванка, и она же обжигается. Затем ее расписывают, шьют платье, вышивают и плетут, обрамляют бисером и укладывают прически. И куклы, одетые в достоверно выполненный исторический костюм, объехали уже полмира. Но это были изделия из папье-маше. Из того времени почти ничего не осталось, что-то осело у чиновников, ездивших на международные выставки, какие-то изделия попали в частные коллекции.
Место отдыха горожан