Для Щербинского музея специально выполнены куклы из фарфора. На каждый образец уходило до полугода. Ездили по музеям и собирали детали одеяний буквально по крупицам. Много значили и выражения лиц, они тоже соответствуют личности персонажа. «Логика и вдохновение» – семейное кредо Иванниковых. Ювелирно выполняются вышивка и украшениенаряда. Так, миниатюрные шинели полководцев до последней нитки повторяют форму, которую носили Суворов и Жуков при жизни. Имеет значение и создание антуража. Та же газета в руках фарфорового Жукова соответствует фронтовому времени. Так что «игра в солдатики» происходит со знанием дела, достоверно воспроизводя исторические события.
В семейном арсенале пять коллекций, какие-то уже закончены, что-то продолжает пополняться. Одна посвящена допетровской Руси, вторая – российским императорам, третья рассказывает об истории моды. Есть собрание, объединенное образами защитников Отечества разных времен. «Великие русские писатели и герои их произведений» еще в работе. Всего клан кукольников уже создал более сотни экспонатов. В будущем мастера планируют обратиться и к веку XXI. Пока же самый современный костюм в их музее родом из 60-х годов.
Остафьево – «Русский парнас»
Поселение названо так по имени одного из владельцев, но сильна и поэтическая энергетика легенд. Народу так хочется связывать любой жизненный поворот с «нашим все и вся», что он при каждом удобном случае поминает А. С. Пушкина.
Будто бы Русским Парнасом назвал первым эту усадьбу неоднократно гостивший здесь поэт. Более того, исконный топоним предание тоже связывает с высоким гостем. Якобы тогдашний наследник и хозяин Петр Андреевич Вяземский (1792–1878) ждал как-то Пушкина и надумал назвать свое владение первым словом, которое произнесет знаменитость. Когда экипаж остановился у дворца, лакей поинтересовался, что делать с саквояжем. «Оставь его», – последовал ответ поэта. Так и пошло – Остафьево. На самом деле название происходит от календарного личного имени Евстафий (разговорное Остафий).
Впрочем, документы упоминают о сельце Астафьево, а уже Вяземские, окающие на волжский манер, вводят новое употребление. Первым известным ныне владельцем был герой Смутного времени Ляпунов, свергавший с русского престола царя Василия Шуйского и возглавлявший ополчение против поляков. В XVIII в. село вместе с крестьянами и суконной мануфактурой переходило от одного хозяина к другому. Пока его не купил в 1792 г. генерал-поручик А. И. Вяземский. Это был образованнейший человек своего времени, аристократ, бравирующий своей независимостью, англоман, масон; в своей усадьбе он привечал видных людей того времени. Его зять, историк Н. М. Карамзин, прожил здесь 12 лет, работая над своей «Историей государства Российского» – первый рассчитанный на широкого читателя исторический труд в стране. Считается, что именно с него фактически и началась российская общественная жизнь, давшая простор дискуссиям и свободным политическим спорам.
Усадьба Остафьево
Усадьба с прудом, парком, классическим колоннадным домом и хозяйственными службами была одним из многих дворянских гнезд в этих местах. Если бы не Вяземские и их видные гости. Пожалуй, все общественно заметные личности перебывали здесь – Жуковский, Денис Давыдов, Батюшков, Грибоедов, Гоголь, Тургенев, Мицкевич, Кюхельбекер… На берегу пруда хорошо сохранилось «сердце усадьбы» – главный дом с ротондой-бельведером. С 1860-х годов имение фактически было мемориальным – с перерывом на половину XX столетия. Сейчас здесь снова дом-музей с интересными экскурсиями и действующими выставками, но главный «экспонат» здесь – сама атмосфера творческого вдохновения и душевного благолепия. Открыты для посещения музей, парковый ансамбль, церковь Живоначальной Троицы, памятники А. С. Пушкину, П. А. Вяземскому, Н. М. Карамзину, В. А. Жуковскому.
В 20-е годы XIX в. семья Вяземских живет здесь неотлучно, под особым надзором полиции. За фрондерство последовала государственная опала. Впрочем, это не мешало собираться литераторам и читать свои произведения, не всегда выражающие лояльные к власти взгляды. В 1898 г. усадьба переходит к родственникам Вяземских – Шереметевым. Музейный комплекс продолжает тщательно сохраняться.
Пруд возле усадьбы
После национализации поместья его бывший владелец, а теперь член Всероссийского союза писателей Павел Сергеевич
Шереметев становится первым директором музея. Вроде как бы соблюден баланс интересов, как принято сейчас выражаться. Исход гуманный, но … ненадолго. В 1929 г. семью выселяют из родового гнезда, усадьбу отдают под советские учреждения, а после войны размещают дом отдыха Совета министров СССР. Далекое от музеефикации использование приводит к обветшанию здания, зарастанию парка, захламлению пруда. Но главное, что уникальные коллекции, произведения искусства, архивы – все вывозится, частично распродается, частью убирается на хранение в другие места. Возрождение «гения места» берет отсчет только с 1989 г., в дальнейшем музей-усадьба обретает свой полноправный статус и становится объектом исторического и культурного наследия федерального значения. Таких в Новой Москве немного – Остафьево и Вороново.
Памятник Н. М. Карамзину
Бросается в глаза ухоженность усадебных построек, парковых аллей и малой скульптуры на федеральных объектах по сравнению с запущенностью не менее уникальных имений, но уже рангом ниже – региональных.
Храм Троицы Живоначальной (Свято-Троицкая церковь) в Остафьеве, построенный в конце 1770-х годов, является интересным объектом раннего классицизма с элементами барокко. Храм не устоял против воинствующего атеизма и был закрыт в 1935–1937 гг. и даже разорен. Впоследствии восстановлен и реставрирован, в 1991 г. возобновлено богослужение.
Троица (лат. Trinitas: бог-отец, сын божий, святой дух) – устойчивое представление в теологии. Это один из основных догматов христианства, впрочем, не избежавший многочисленных еретических толкований. На землях новоприсоединенных территорий пользуется широкой популярностью благодаря топонимическому воплощению (села и деревни Троицкие, город Троицк, ТРИНИТИ – Троицкий институт инновационных и термоядерных исследований, Троицкий административный округ). В христианстве это понятие достигло своего высокого смысла через иконографическое отражение (седовласый старец, отрок или взрослый муж по правую руку от Бога-отца и ангел, явившийся в виде голубя в момент крещения Иисуса Христа) и посвящения церквей этой знаменательной и глубокой сущности; на территории Новой Москвы таких церквей немало: храмы Троицы Живоначальной в Ознобишине, поселке Мосрентген, Васюнине, Троицкая церковь Князь-Владимирского женского монастыря в селе Филимонки.
Иконы с изображением подобного сюжета, несмотря на некоторые запрещения, были широко распространены на русской почве в последние века допетровской культуры. Впрочем, Троица долго не была предметом изображения в искусстве, считалось, что Бог изобразим только в облике Христа, ибо только в нем сделал себя зримым и явленным. Ветхозаветная Троица доведена до совершенства Андреем Рублевым. В дальнейшем триединство становится более широким обобщением, что и доходит до нашего времени: три способности души (память, мысль, любовь), тройное деление времени (прошедшее, настоящее, будущее).
Впоследствии Троица стала великим христианским праздником, знамением сошествия Святого Духа на апостолов – учеников Христа, первых проповедников. День Троицы – день рождения Церкви. На Руси Троица слилась со славянским традиционным праздником Семиком, отмечавшим приход лета.
На картине неизвестного художника (1840-е годы) изображен Троицын день в Красном селе близ Москвы (теперь вошедшем в столичный регион). Народные Троицкие гуляния включают веселые пляски в кругу зрителей; художник тщательно выписывает перспективу улицы и стоящие в одну линию избы…
В понятие Троицы входит главный христианский догмат о Боге. Троичанам с научно заостренным мировосприятием близок символ с присущими ему направленностью и осмысленностью. Математики видят в нем самый обычный вектор с его тремя ортогональными составляющими. Академик Борис Раушенбах, не раз бывавший в Троицке и выделявший гражданскую и научную общественность города, видел в Троице математический символ с присущими ему шестью свойствами – триединость, единосущность, нераздельность, соприсущность, специфичность и взаимодействие.
Церковь Троицы Живоначальной возле усадьбы Остафьево
Летописные источники сообщают, что на Руси первый храм в честь Святой Троицы построен в 1342 году. Троицкие обители в Московии традиционно связаны с именами Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Стефана Яворского, Амвросия Оптинского, святителя Феофана (Говорова), Евфимия Болховитинова. Троице-Сергиева лавра – вот уже несколько столетий чтимый верующими и просвещенными миллионами центр духовности, благости (или добротолюбия), гуманизма.
Остафьево входит в Рязановское сельское поселение, и это настолько значительное место для всей округи, что характеризующие его черты попали на герб поселения. Перо и корона говорят о том, что здесь Карамзин писал свою «Историю государства Российского». Символ арки многозначен – это аллегория гостеприимства, чем славились хозяева усадьбы и где побывало немало известных людей; но эта же конструкция и образное отражение каменоломен, где добывали известняк. Арка напоминает очертаниями монумент защитникам Отечества – атрибут, также указывающий на усадьбу Остафьево. Зеленая полоса символизирует природу и оздоровительный санаторий «Ерино».
Ерино
Санаторий «Ерино» представляет собой оздоровительное заведение по лечению болезней желудочно-кишечного тракта (имеется природный источник), сопутствующих отклонениям сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, нарушений обмена веществ. Здесь открыт передовой в курортно-санаторном деле профиль по лечению урологии и пульмонологии; имеются крытый 25-метровый бассейн, детская комната, бильярд, сауна, русская баня, дискотека; имеются прокат спортивного и туристского инвентаря, кафе, бар, кинозал на 230 мест, танцевальный зал, библиотека, шашлычная с мангалами.
Санаторий «Ерино» имеет мощную лечебную и диагностическую базу; это один из немногих санаториев Подмосковья, имеющих бювет с минеральной водой. Прием минеральной воды входит в комплекс лечебных мероприятий.
Каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Ерине впервые упомянута в 1628 г. Существующий белокаменный храм, вероятно, был построен в первой половине XVIII в. Постройка относится к уникальной группе белокаменных храмов XVII–XVIII вв. Колокольню возвели в 1790-е годы; в конце 1920-х годов ярусы колокольни были снесены, в 1937 г. храм закрыт и разорен, богослужения возобновились в 1993 г.; церковь отреставрирована, воссозданы верх колокольни, ограда с воротами.
Наукоград и окрестности
Академгородок Троицк
Долгое время первое упоминание о «пустоши Троицкой» датировалось 1627 годом. Недавняя расшифровка троичанина Е. Н. Горбатова текста писцовой книги (РГАДА, ф. 1209, оп. 1, д. 9807, л. 355–358) позволяет утверждать, что «село Бутаково с пустошью Троицкой было пожаловано Ивану Салтыкову государем в 7125 (1617) году». Так что уже очень скоро будет отмечаться четырехсотлетний юбилей края. Другие даты и узловые события не определяются столь строго. Основание Троицкой фабрики относят или к 1751 году, или к 1797 г., а кто – и к середине XIX века.
Теперь еще об одном узловом событии – о двухдневном пребывании Наполеона в 1812 году в усадьбе Троицкое. Некоторые считают, что это произошло в доме помещицы Е. Н. Левшиной (урожденной Дурново или Евреиновой), другие полагают, что он мог воспользоваться гостеприимством иных владельцев. Пролить свет может расшифровка подлинников писем императора, написанных им в Троицком; пока что в руках краеведов есть лишь плохая фотокопия письма от 28.09.1812, текст которого не совпадает с документом, опубликованным в Correspondance de Napoleon I. Поиск продолжается…
Можно считать началом формирования Троицка как научного центра лето 1938 года. Тогда на 40-м км Калужского шоссе стала строиться геофизическая обсерватория. Помешала война. В 1944 году в недостроенные помещения приехали сотрудники НИИ земного магнетизма (до войны базировавшегося под Ленинградом) во главе с директором Н. В. Пушковым. Так что этот выдающийся физик и талантливый организатор науки с полным правом может быть назван в числе тех, кто стоял у основания наукограда; в 1997 году ему заслуженно присудили звание почетного гражданина города, а улица Академическая в 1981 г., в год кончины Николая Васильевича, была переименована в улицу Пушковых (сын ученого, пошедший по стопам отца, безвременно погиб в экспедиции). Коллектив Ленинградского института стал первым десантом, определявшим развитие города как наукограда.
Торговый центр, носящий имя города
Часть площади в главном здании института использовалась как жилая и была заселена основными научными работниками. Воду возили в бочках, в комнатах устанавливались буржуйки, которые растапливали немецким порохом, оставшимся от военных, квартировавших здесь во время войны. Ввиду отсутствия рабочей силы все бытовые заботы ложились на плечи научного коллектива – заготовка дров, ведение подсобного хозяйства, ремонтные работы.
Перевод института в Пахру полностью себя оправдал. Это научное учреждение как единственное в магнитной картографии завоевывало свои позиции в ионосферной службе. В 1949 году был сдан первый двухэтажный дом, правда, без всяких удобств. Это позволило освободить главное здание института; часть сотрудников вынуждена была снимать комнаты в близлежащих деревнях.
К 1964 году поселок ИЗМИРАН (Института земного магнетизма и распространения радиоволн) вырос в Академгородок, где развернулось строительство Института высоких давлений, Института спектроскопии, Магнитной лаборатории Института атомной энергии им. Курчатова (ФИАЭ им. Курчатова, в дальнейшем «Магнитки», позже ТРИНИТИ). В соответствии с распоряжением президиума АН СССР был создан совет директоров; с 1966 г. объединение научных институтов стало именоваться Научным центром АН СССР в Красной Пахре.
В Пахре собрались те, кого Москва не приняла на жительство. Что же собой представляло поселение? Самым красивым зданием был ИЗМИРАН, «Магнитка» (Курчатовский институт) пряталась за забором и была окружена тайной. Пятиэтажное каменное жилье можно было пересчитать по пальцам, много было финских домиков, сараев, а вокруг прямо-таки «зеленое море тайги». Старожилы говорят, что лучше помнят лес того времени, чем сам поселок. И при этом замечают, что грибы собирали, едва выйдя из подъезда.
Современный жилой дом, прозванный троичанами «Титаник»
Огромную роль в жизни играл служебный автобус. Рейсовый до Черемушек ходил редко, а ехал долго. В автобусе была своя жизнь – там читали, дописывали научные статьи, вязали, обсуждали новости и ругали шепотом советскую власть; то есть разговоры на кухнях продолжались в утреннем автобусе, а вечером шло обсуждение прожитого дня, да и не забывалось и то, как жмут, – но не сапоги, а власти… Одна сотрудница похвасталась, что в дорогах связала столько свитеров, что этой шерстяной нитью можно опутать экватор в несколько витков.
Ученые шутят
Этой категории интеллектуальных работников присуще повышенное чувство юмора. Общеизвестно, что спасительный юмор расслабляет, оживляет, исцеляет, сдерживает, помогает, воспитывает. Ирония, шутка сопутствуют успеху в работе, здоровой атмосфере в трудовом коллективе. Юмором пронизана, перенасыщена вся наша жизнь. Но так уж повелось, что в определенных местах он проявляется чаще, ощутимее. Видимо, как существуют гео активные зоны (патогенные или, наоборот, благоприятные), так фиксируются и населенные пункты с повышенной юморной энергетикой или богатым наследием по этой теме.
Книжные магазины уже не один год представляют широкий набор сборников на определенную тему: «Химики шутят», «Математики шутят», «Геологи шутят» и т. д. Особой популярностью среди них пользуются книги «Физики шутят». Спрос на них такой, что издательство выпустило дополненное второе издание. Большой успех книг отмечен именно в Троицке.
Академик Л. В. Лесков в своем интересном последнем труде «Примет ли нас XXI век?» счел нужным заметить, что среди ученых есть и оптимисты, и пессимисты, но двигают науку вперед оптимисты. При проведении экспериментов и опытов не всегда получаются ожидаемые результаты. Нужно иметь оптимистический настрой, чтобы воспринять неожиданность и отрицательность результатов исследования, преодолеть разочарование, скрасить огорчение шуткой, иронией.
В Троицке умеют ценить остроумное слово издавна. Здесь до сих пор помнят проводимые знаменитые Дни физика, на которых в шутливой форме зачитывались доклады на научные и околонаучные темы, подготовленные кандидатами, докторами наук, членами-корреспондентами, – все в духе Игнобелевской (Шнобелевской) премии. Непревзойденным ведущим популярного у горожан и гостей Дня физиков был эрудированный академик А. М. Дыхне (1933–2005). До сих пор в ходу его виртуозные экспромты и остроумные каламбуры («торжественное нагромождение победителей призами и дипломами»). А в обычной жизни он был серьезным физиком, сотрудником ТРИНИТИ, крупнейшим специалистом по низкотемпературной плазме и электроразрядным лазерам, лауреатом Государственной премии СССР (1986). Недавно ему установлена мемориальная доска на улице Центральной.
Академик А. М. Дыхне
Научные семинары и заседания нередко продолжались и дома, на кухнях, – в гости друг к другу ходили запросто и по бытовой нужде, и для выяснения деловых вопросов.
Из Москвы в городок приезжали заметные личности – физиков уважали за их независимость и гражданскую позицию. Так, известная писательница Н. М. Соротокина («Гардемарины, вперед!»), проживающая до сих пор в Троицке, вспоминает, как в гости к Велиховым приезжал полузапрещенный, но от этого еще более знаменитый бард А. Галич. Он был в черном, очень красивый, несколько надменный, в сопровождении свиты. Это было уже после 68-го года, после чешских событий, и Галич пел: «Граждане, отечество в опасности: наши танки на чужой земле!» Кому еще из компактно проживающей общественности в столице позволялось такое вольнодумство? Троичане до сих пор гордятся тем, что в некотором смысле отстояли лицо города в прошлые застойные времена.
Особенно «диссидентствующий дух» распространялся через Дом ученых. Впрочем, троичане ни с кем не боролись, они просто позволяли себе вольнодумство. На Высоцкого собирался весь город, яблоку было негде упасть. У сцены люди с магнитофонами, с серьезными лицами, как при отправлении церковного культа; тогда еще, в 1970-х, православие не проникло так глубоко в общественную жизнь, и его заменяла другая идеология… Впрочем, зря такое сравнение, подобные концерты были свежим глотком свободы в затхлой атмосфере всеобщей лжи и подхалимажа. То же самое было на вечерах Окуджавы, правда, публика была не такая пестрая, более интеллектуальная, что ли, – поэт в последние годы больше любил поговорить о своей прозе, чем петь. Жванецкий выступал не только в Доме ученых, но и по институтам; он очень любил приезжать в Троицк и ценил вдумчивую публику.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги