3) качество экономического блага определяется требованиями заинтересованных сторон экономического субъекта и его способностью выполнить соответствующие требования;
4) уровень качества экономического блага, и, соответственно, удовлетворенность заинтересованных в благе сторон зависит от степени выполнения экономическим субъектом двух групп требований к качеству:
– требований, обязательных к соблюдению – их устанавливают субъекты из числа заинтересованных сторон, регулирующие деятельность экономического субъекта;
– потребностей и ожиданий заинтересованных сторон экономического субъекта, включая непосредственных потребителей блага;
– способности экономического субъекта обеспечить необходимый и достаточный уровень качества поставляемого блага (рис. 2).
Таким образом, понятие «качество» в своей эволюции прошло путь от примитивной дифференциации предметов на «хороший-плохой» через философский подход тождественной с бытием определенности, когда нечто перестает быть тем, что оно есть, если теряет свое качество, до концепции достижения устойчивого успеха организации на основе менеджмента качества, согласно которой качество понимается как средство удовлетворения потребностей и ожиданий заинтересованных сторон.
Качество как юридическая категория. Юридическая концепция качества заслуживает внимания прежде всего потому, что экономические отношения между экономическими субъектами по поводу приобретения, производства и продажи средств и предметов труда подлежат регулированию нормами гражданского права. Без соответствующих правовых норм невозможно обеспечить качество продукции (работ, услуг).
Рис. 2. Основополагающие понятия, составляющие содержание категории качества в системе взаимоотношений «экономический субъект – заинтересованные стороны»
В Большом юридическом словаре термин «качество» определен как «совокупность свойств (технико-экономических и эстетических), обусловливающих способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением вещи, продукции, товара. Это одно из существенных условий многих гражданско-правовых договоров. Качество продукции охватывает не только потребительские, но и технологические ее свойства, конструкторско-художественные особенности, надежность и т. п. Качество товара в договорах, заключаемых в пределах одной страны, обычно определяется принятыми стандартами. В других случаях к контракту прилагается спецификация, определяющая качества товара» [50, с. 248]. Аналогичные по содержанию определения приводятся в Толковом юридическом словаре [40, с. 199] и Словаре гражданского права [62, с. 92]. В энциклопедическом словаре Габлера по экономике и праву термин «качество» определен как «набор характеристик продукции (материальной или бытовой услуги), определяющий пригодность для пользователя. Под качеством понимают общее впечатление, складывающееся из отдельных компонентов качества (например, функциональное качество, долгосрочное качество, интегральное качество, экологическое качество). Термин «качество» можно интерпретировать субъективно и объективно. Различают концептуальное качество и качество исполнения. На качество можно влиять с помощью технических и политико-маркетинговых мер (политика качества)» [125, с. 78]. В словаре Буйи по торговому праву приводится термин «основное качество» (qalite substentielle) – качество товара, услуги или даже лица, являющегося объектом контракта; это качество было определяющим при принятии сторонами решения о заключении контракта. Заблуждение относительно основного качества объекта договора может быть причиной признания контракта недействительным [51]. В юридической энциклопедии качество определяется как «качество вещи (продукции, товаров) или работ – совокупность полезных свойств, позволяющих удовлетворять определенные материальные или духовные потребности. Характеризуется показателями надежности, долговечности, экономичности, художественно-эстетическими и др.» [114, с. 122].
Приведенные определения демонстрируют наиболее характерные черты понятия «качество» с юридической точки зрения. Такими его отличительными характеристиками является:
● качество является существенным условием гражданско-правовых договоров;
● качество предмета гражданско-правового договора должно соответствовать условиям его заключения.
В статьях 469–477 ГК РФ излагаются нормы, посвященные качеству товара как одному из наиболее важных показателей характеристики предмета договора купли-продажи. Так, согласно п. 1 ст. 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. В соответствии с указанными нормами, критериями качества товара следует считать:
● соответствие условиям договора купли-продажи;
● пригодность целям, для которых товар обычно используется;
● пригодность целям использования, конкретно оговоренным при заключении договора;
● соответствие образцу или описанию;
● соответствие обязательным требованиям к товару, предусмотренным законом;
● соответствие повышенным, по сравнению с обязательными требованиями, требованиям, согласованным между продавцом и покупателем.
Юридическая концепция качества предмета договора купли-продажи, оговоренная в указанных статьях ГК РФ, является суммированным выражением двух взаимосвязанных между собой понятий – материального и торгового. Под материальным понимается наличие в предмете договора купли-продажи (вещи и ином имуществе) необходимых физических и других материально-сущностных свойств, определяющих общее направление его функционального использования в сфере удовлетворения потребностей отдельных граждан, организаций и общества и целом. Под торговым – возможность соответствующей вещи и иного имущества выступать в качестве товара в торговом обороте, в данном случае, в возмездных отношениях по купле-продаже. Приведенные понятия распространяются на вещи и иное имущество, созданные человеком и данные самой природой. С незначительными коррективами они могут также применяться и в отношении утилизированных вещей, идущих на переработку, которые выступают в качестве предмета договора купли-продажи [99]. Таким образом, качество, с точки зрения гражданских правоотношений, подразумевает обладание предметом договора материальных свойств и способность его участия в торговом обороте.
Объект нашего исследования (аудит как профессиональная услуга[3]) неосязаем. Услуга не существует до ее предоставления, что затрудняет определение и измерение качества услуг и делает невозможным сравнение и оценку услуги до ее получения. Гражданский кодекс РФ уделяет услугам как самостоятельному объекту гражданского права значительное место. Возмездным началам оказания услуг посвящена гл. 39 Гражданского Кодекса РФ. Правовое регулирование возмездного оказания услуг осуществляется также общими нормами кодекса о подряде, бытовом подряде, если это не противоречит нормам названной главы или положениям договора об услуге (ст. 783 ГК РФ).
Но качество услуги по договору о возмездном оказании ГК РФ специально не регулируется по причине ее (услуги) неовеществленного содержания. По мнению законодателя (ст. 702, 730, 783 ГК РФ), качество оказываемой потребителю услуги должно регулироваться в соответствии с Законом о защите прав потребителей и иными правовыми актами, принятыми в соответствии с ним[4]. Преамбула этого Закона определяет два вида нарушения требований к качеству товаров, работ, услуг: недостаток товара, работы, услуги и существенный недостаток товара, работы, услуги. Недостаток товара (работы, услуги) есть несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом, либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию. Существенным недостатком товара (работы, услуги) считается неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки. Практика обычно относит к существенным такие недостатки, при которых товар (работа, услуга) не может быть использован по назначению. В обоих случаях качество считается ненадлежащим. Ненадлежащее качество также выражается в виде явных и скрытых недостатков. Первый может быть обнаружен потребителем при обычном способе приемки товаров, результатов работ, т. е. при внешнем осмотре, изучении потребительских свойств товара (результатов работы). Скрытый же недостаток обычно проявляется через некоторое время после передачи потребителю товара (результата работы). Для его обнаружения в момент получения потребителем товара (результата работы) нужны специальные знания, а также применение специальных средств и методов приемки. Данная классификация имеет первостепенное значение в отношениях по выполнению работ и оказанию услуг (п. 3 ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей») (рис. 3).
Действующая в России Государственная система стандартизации предусматривает возможность определения требований к качеству услуг в государственных стандартах. Однако эти требования, имеющие различную юридическую силу, относятся главным образом к оказанию услуг населению, но не организациям. Качество некоторых услуг определяется и такими понятиями как «категория», «класс», «разряд» и т. п., отражающими категорию обслуживания. Другие нормы качества услуг содержат в основном потребительские показатели и носят рекомендательный характер.
Таким образом, качество услуги с юридической точки зрения специально не регулируется, однако установлены критерии, соответствие которым определяет необходимый уровень качества товаров, работ и услуг.
Рассмотренные концепции качества (философская, экономическая и юридическая) позволили определить составляющие категории качества:
1. Свойства – характеристики или признаки, присущие труду, товарам, продукции, услугам, работам. Указанные свойства не зависят от желания потребителя и отражают объективную сторону качества.
Рис. 3. Качество товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о защите прав потребителей
2. Способность удовлетворения потребностей и ожиданий – обусловливается совокупностью свойств продукции (услуги).
3. Потребности – запросы людей, определяющие потребительную стоимость продукции (услуги). При этом потребности могут быть установленными и подразумеваемыми. Установленные потребности – это потребности, оговоренные в контрактах, договорах и т. д. В определенных случаях под ними понимаются требования к качеству. Подразумеваемые или предполагаемые потребности выражают ожидания потребителей.
4. Ожидания – представления потребителей и фирм о том, что произойдет или какие условия сложатся в будущем [83, с. 392].
5. Мера соответствия. Качество определяется мерой соответствия назначению и предъявляемым требованиям. Соответствие назначению означает пригодность для использования по назначению потребителями или соответствие запросам потребителей. Соответствие предъявляемым требованиям – это соответствие условиям, требованиям стандартов, договоров, контрактов. Первое определение соответствует концепции качества исполнения. Второе – концепции качества соответствия.
6. Показатели, определяющие потребительную стоимость – показатели, обусловливающие свойства, характеристики, признаки продукции (работ, услуг).
7. Процесс взаимодействия изготовителя и потребителя. Помимо свойств, присущих продукции (услуги) качество определяется и процессом взаимодействия изготовителя и потребителя. Вследствие того, что данный процесс растянут во времени, существует возможность определения качества не только в момент перехода продукции (услуги) от изготовителя (поставщика) к потребителю, но и после этого.
8. Полезность. По отношению к потребностям человека качество вещи выступает как потенциальная полезность. Потенциальная полезность заключена в качестве продукции (услуги) и реализуется в процессе взаимодействия изготовителя продукции (поставщика услуг) и потребителя. Реализованная полезность является формой проявления качества. Определяется полезность как свойство потребителя, отражающее степень его удовлетворенности продукцией или услугой. Таким образом, потребности и ожидания потребителя представляют субъективную сторону качества.
Приведенные понятия составляют современное понимание категории качества в его широком смысле и без их анализа невозможно определить качество тех явлений, которые являются объектом настоящего исследования Взаимосвязь и взаимоопределенность между ними можно представить в виде следующей схемы (рис. 4).
Рис. 4. Взаимосвязь базовых категорий качества
Наиболее значимыми, с точки зрения соответствия запросам потребителя, составляющими категории качества выступают свойства объекта, потребности и ожидания потребителей, а также способность удовлетворения потребностей и ожиданий потребителей. Определение качества с точки зрения способности и потребности раскрывает две стороны качества, что имеет важное методологическое значение. Из приведенной на схеме связи следует, что именно потребности и ожидания людей определяют способность объекта удовлетворять указанные потребности с помощью совокупности свойств, которыми обладает данный объект. Таким образом, объективная сторона качества взаимообусловлена ее субъективной стороной.
Взаимосвязи, установленные между базовыми составляющими категории качества, позволяют установить важнейшие аспекты качества в аудиторской деятельности, в частности, определить совокупность свойств аудиторской услуги и критерии ее качества, соответствие которым обусловливает ее способность удовлетворять потребности заинтересованных сторон. При этом предпочтение будет отдано потребительской оценке, изучению характера потребностей и ожиданий заинтересованных сторон и установлению показателей качества, имеющих первостепенное значение для тех, кто использует конечный продукт производства. Такой подход единственно правильный, поскольку качество связано с удовлетворением конкретных потребностей и ожиданий и производством для этого потребительных стоимостей.
1.2. Качество в бухгалтерском учете и отчетности
Содержание категории качества в аудите невозможно раскрыть без рассмотрения объекта аудита – бухгалтерской финансовой отчетности. Ее качество является предметом рассмотрения независимого аудитора в интересах заинтересованных сторон[5] экономического субъекта; а критерии качества раскрываемой в ней бухгалтерской финансовой информации – проверяемыми предпосылками или целями аудита.
В современных научных публикациях в области бухгалтерского учета понятия «качество бухгалтерского учета» и «качество бухгалтерской отчетности» по существу не исследуются, хотя специалистами периодически поднимаются вопросы о том, что составляет качество в работе профессионального бухгалтера. Существующие концепции качества дают возможность поставить те вопросы, ответы на которые позволят определить, в чем заключается качество в бухгалтерском учете, что представляет собой качество бухгалтерской (финансовой) информации, и какую отчетность считать качественной. Суть этих вопросов состоит в следующем: «Кто является потребителем информации, формируемой в системе бухгалтерского учета? В чем заключаются их требования относительно качества бухгалтерской финансовой информации? Каковы возможности экономического субъекта обеспечить качество бухгалтерской финансовой информации?» Поиск ответов на эти вопросы в условиях выбора экстенсивного метода развития бухгалтерского учета и аудита имеет практический смысл, т. к. «сложившаяся система бухгалтерского учета и отчетности не обеспечивает в полной мере надлежащее качество и надежность формируемой в ней информации, а также существенно ограничивает возможности полезного использования этой информации» [20]. В связи с этим основным направлением развития бухгалтерского учета и отчетности является повышение качества информации, формируемой в системе бухгалтерского учета, а также усиление независимого контроля качества бухгалтерской отчетности.
Роль бухгалтерской финансовой информации в системе взаимоотношений «экономический субъект – заинтересованные стороны». Качество бухгалтерской информации, равно как и качество любого другого продукта, определяется требованиями конечных потребителей, а также возможностями производителя, иначе говоря, производитель выпускает тот продукт, на который есть спрос и который он способен произвести. Но экономический субъект не создается ради «производства» бухгалтерской информации, она не является основным продуктом его финансово-хозяйственной деятельности. «Любая организация производит ценности трех видов: предназначенные для потребителей, инвесторов и держателей акций, для общества» [70, с. 273]. Это, соответственно, товары и услуги, прибыль и социальные продукты. Успех деятельности экономического субъекта зависит от степени удовлетворенности перечисленных субъектов в поставляемых им ценностях. В первую очередь, экономический субъект стремится соответствовать потребностям и ожиданиям потребителей результатами его основных видов деятельности – товарами, услугами и т. д. В ходе осуществления основной деятельности экономический субъект с целью привлечения дополнительных источников финансирования гарантирует инвесторам и держателям акций, заимодавцам получение прибыли на вложенный капитал или заемные средства. От результатов деятельности экономического субъекта зависят уверенность местного населения, занятого в его деятельности, в стабильности доходов, а также ожидания местного сообщества в наполняемости местного бюджета за счет налоговых поступлений, и в содействии реализации социальных проектов. Реализация таких взаимоотношений в системе «экономический субъект – потребитель – заинтересованные стороны» возможна только на основе информационной составляющей деятельности экономического субъекта.
В информационной системе экономического субъекта формируется производственная и другая оперативная информация для руководства и ключевых специалистов, для потребителей – маркетинговая информация, для инвесторов и кредиторов – финансовая, для общества – социально-экономическая. В одних случаях предоставление информации заинтересованным сторонам является необходимостью для экономического субъекта, в других – его обязанностью. Таким образом, «предприятие учреждается и функционирует для того, чтобы реализовывать преимущественно финансовые цели его «участников», которые однако руководствуются различными интересами» [34]. И в том и другом случае информация о деятельности экономического субъекта дает возможность заинтересованным сторонам реализовать свои потребности и ожидания по решению текущих и стратегических задач взаимодействия с данным экономическим субъектом, своевременно корректируя взаимоотношения с ним.
Наиболее востребованной в системе взаимоотношений «экономический субъект – заинтересованные стороны» является бухгалтерская финансовая информация, особенно в случае, если деятельность экономического субъекта носит общественно значимый характер, т. е. его права собственности в виде ценных бумаг реализуются на организованных рынках ценных бумаг, фондовых биржах; его деятельность носит стратегический характер для развития местных территорий и оказывает существенное влияние на занятость и благосостояние населения соответствующей экономической территории. Необходимость такого вида информации в связи с интенсивным развитием финансовых и фондовых рынков возрастает как в государственном, так и частном секторах экономики, а надлежащая информированность участников экономических отношений является необходимым условием стабильности функционирования рынков. Это повышает значение погрешностей и допущений в бухгалтерской финансовой отчетности. Ответственность общественно значимого экономического субъекта по отчету за результаты осуществления финансово-хозяйственной деятельности перед заинтересованными сторонами составляет основу современной «концепции отчитывающейся организации»[6] в соответствии с Концептуальными принципами финансовой отчетности (2010).
Назначение бухгалтерской финансовой отчетности. Несмотря на разнообразие видов «производимой» экономическим субъектом информации, основным способом ее «производства» как для внутреннего, так и для внешнего потребления является бухгалтерский учет.
Бухгалтерский учет, в широком смысле, есть система подготовки и представления бухгалтерской финансовой отчетности как неотъемлемая часть системы внутреннего контроля экономического субъекта[7]; в более узком значении – учетный процесс, который начинается с квалификации факта хозяйственной деятельности и завершается систематизированным представлением данных бухгалтерского учета в бухгалтерской финансовой отчетности. И в том и другом понимании в основе бухгалтерского учета лежит совокупность последовательных и взаимосвязанных этапов формирования бухгалтерской информации и ее раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Можно выделить три основных этапа учетного процесса:
1. Формирование документированной и систематизированной информации об объектах бухгалтерского учета, включая:
1.1. Оформление фактов хозяйственной деятельности первичными учетными документами и их регистрацию на счетах бухгалтерского учета.
1.2. Накопление и систематизацию первичных учетных данных в регистрах бухгалтерского учета.
2. Раскрытие бухгалтерской (финансовой) информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
3. Представление бухгалтерской финансовой информации, т. е. доведение ее экономическим субъектом до всех его заинтересованных сторон (участников, в т. ч. акционеров, регулирующих государственных органов и др.) в виде бухгалтерской финансовой отчетности путем ее публикации в средствах массовой информации, размещения в информационных системах, либо обеспечения ее доступности иными способами.
Условно-схематичное отражение учетного процесса представлено на рис. 5.
Учетному процессу по российским стандартам соответствует процесс признания статей (объектов) по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Суть его состоит в квалификации, оценке и раскрытии статей (объектов) в финансовой отчетности. Это предполагает включение в отчет сообщения о финансовой позиции и отчет о финансовых результатах объекта (статьи), который, одновременно, соответствует:
1. Определению одного из элементов финансовой отчетности.
2. Критериям признания, таким как:
2.1. Вероятность получения или оттока будущих экономических выгод, связанных с объектом, описание которого соответствует определению одного из элементов финансовой отчетности.
2.2. Наличие у объекта стоимости, которая может быть надежно оценена.
Результатом учетного процесса или продуктом системы подготовки и представления бухгалтерской финансовой отчетности является бухгалтерская (финансовая) информация, раскрываемая в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основе данных бухгалтерского учета.
Рис. 5. Процесс формирования и раскрытия бухгалтерской финансовой информации
Бухгалтерская финансовая отчетность есть форма представления в систематизированном (упорядоченном) виде информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности экономического субъекта его заинтересованным сторонам [142, с. 7]. Структура бухгалтерской финансовой отчетности позволяет идентифицировать следующие типы бухгалтерской финансовой информации отчитывающегося экономического субъекта [160]:
1) Информация о характере и величине экономических ресурсов и требованиях (бухгалтерский баланс или отчет о финансовой позиции).
2) Информация об изменениях в состоянии экономических ресурсов и требований, произошедших в результате прошлых операций и событий, в том числе:
2.1) Изменениях, связанных с финансовыми результатами, а именно:
2.1.1) Финансовыми результатами, отражаемыми по принципу начисления (отчет о финансовых результатах или отчет о совокупном доходе);
2.1.2) Финансовыми результатами, отражаемыми прошлыми потоками денежных средств (отчет о движении денежных средств);
2.2) Изменениях, не связанных с финансовыми результатами (в результате других операций и событий, например, выпуск долевых или долговых финансовых инструментов, отчет об изменении собственного капитала).