Специально не останавливаясь на всех этих понятиях, опишем некоторые наиболее существенные из них в направлении интересующего нас предмета социальных смыслов системного подхода. Под системой в общем научном смысле понимается устойчивая совокупность частей какого-либо целого. В этом смысле принципиальным является именно понятие устойчивой совокупности. Системой является лишь то явление или процесс, которое способно себя сохранять в меняющихся условиях. В наибольшей степени под это определение попадают именно социальные системы, основой которых выступает человек как субъект, носитель разума, деятельности и творчества.
Видение мира как устойчивой в своих внутренних связях и отношениях динамичной системы – центральный образ системного подхода. Другими его ключевыми образами выступают открытые и закрытые системы. Открытыми являются системы, существование которых основано на активных взаимообратных связях с внешней средой. К ним, прежде всего, относятся социальные системы (индивид, семья, социальная группа, общество в целом). Наоборот закрытыми называются системы, приоритетом существования которых является опора на собственные ресурсы и собственные силы, недооценивающие в своем развитии роли внешней среды. И хотя в чистом виде открытых и закрытых систем не существуют (все системы, в том числе социальные, в той или иной степени, в том или ином отношении являются открытыми и закрытыми), тем не менее, говоря о доминирующих тенденциях открытости и закрытости в жизни той или иной системы, в социальной науке и принято употреблять эти понятия.
Особую роль в поддержании и развитии социальной системы имеют обратные связи. Человек как разумное существо не способен к развитию как личность без социализирующего воздействия разумно организованной социальной среды, но и без возвращения в эту среду в качестве творческих актов самореализации своей разумно организованной энергии. Иными словами, человек как полноценное социальное существо способен существовать лишь посредством обратных связей. Получая от общества культурные и цивилизационные ценности, он в дальнейшем стремится к самореализации накопленного и переработанного в нем личностного потенциала.
Широкое распространение в социальной науке получило понятие целостности, функции и дисфункции социальной системы. Система является целостной, если все ее внутренние части соединены друг с другом таким образом, что дополняют существование друг друга выполняемыми ими функциями. Иными словами, целостная система – это внутренне тесно взаимосвязанная система. В том случае, если какая либо функция, какой-либо части системы дает сбой, испытывает отклонение или не в полной мере реализует себя, то эта дисфункция сказывается на жизнедеятельности всех прочих частей и функций и, в конечном счете, на жизнедеятельности системы в целом. Взаимосвязь целого и частей впервые в научной форме была рассмотрена в теориях органицизма английских философов и социологов Т.Гоббса, а затем Г.Спенсера.
Социальные смыслы этих и других понятий системного подхода особую значимость приобретают при их использовании в ходе исследования и понимания социальных проблем. Как правило, всякая социальная проблема рождается в ситуации разрушения обратных связей человека с окружающей социальной средой и, как правило, при утрате этим человеком своего места и роли в этой среде (через выполнение определенных общественно признаваемых функций), с точки зрения его самореализации как личности.
Весьма существенные возможности в понимании и врачевании социальных проблем несет с собой в социальной деятельности синергетический подход (И.Пригожин, В.И. Аршинов, Д.С. Чернавский, Н.Н. Моисеев, Г.Г. Малинецкий, В.С.Степин и др.). Синергетика как теория самоорганизации систем различной природы, в том числе социальных, своими главными понятиями имеет (с учетом уже рассмотренных в рамках системного подхода) понятия системы, открытых и закрытых систем, самоорганизации, бифуркации, саморазвития, соуправления, малой флуктуации и др. Ключевыми, отражающими дух синергетики, выступают понятия самоорганизации и саморазвития.
Самоорганизация рассматривается как процесс повышения уровня организации системы (т.е. снижение степени статистической вероятности в функционировании системы), например социальной системы (отдельной личности и др.) за счет использования ею внешней и внутренней энергии и информации на самостоятельной основе. Самоорганизация характеризует способность систем достигать в неблагоприятной среде существования нового порядка (новой формы организованности), нового гомеостаза (равновесия) с ней за счет способности к внутренним изменениям (приобретение новых свойств, функций, элементов), позволяющих ей прийти к новой форме гомеостаза со средой. Как правило, процесс этот является переходом системы из одного стабильного состояния (порядка) к другому стабильному состоянию (порядку), через состояние нестабильности, повышенной чувствительности к внешним и внутренним воздействиям и флуктуациям, через состояние хаоса, высшая точка которого – бифуркация.
Саморазвитие – характеристика способности систем различной природы к развитию, т.е. качественному изменению, в меняющихся условиях внешней среды существования. Саморазвитие свойственно, прежде всего, системам биологической и социальной природы, в основе существования которых находится способность к внутренней самоорганизации, т.е. к внутренним изменениям в сторону сохранения гомеостаза (равновесия) с внешней средой, в условиях, когда эта среда непрерывно меняется или сохраняется, но выступает в качестве вызова для сохранения системой своего стабильного положения (статуса) в этой среде.
Итак, саморазвитие – это способность систем не просто к сохранению и восстановлению (самодостраивание) имеющихся состояний по какому-либо образцу (генетическому, социальному и т.д.), но это способность их к созданию новых элементов, связей и отношений, характеризующих эти системы как способные к принципиальным внутренним изменениям в направлении большей сложности, а тем самым к адекватному ответу на вызовы среды. Обретая себя в форме более высокого уровня сложности своей структуры (единство элементов и их связей), эти ответы обретают себя в форме движения испытывающей вызов среды системы в сторону нового, более сложного качества (формы) своего существования, характеризуя систему как способную к прогрессивному развитию.
Другим важным понятием синергетики выступает аттрактор, под которым понимается «точка роста», «точка притяжения», «скрытое генеральное направление развития» системы. По образному выражению, аттрактор – это точка притяжения путей развития системы, временящая пространство ее пребывания, т.е. это точка, задающая структурность, направленность процессов развития этой системы в этом пространстве. В социальном смысле, это, например, организовавшая общество или личность программа действий, являющаяся основой их устойчивости и развития.
Важные социальные смыслы несет в себе и понятие бифуркации, обозначающее состояние системы, вблизи которой (в рамках которой) перестает действовать закон больших чисел, где небольшая флуктуация (малое отклонение, малое воздействие) может послужить началом эволюции системы в совершенно ином направлении, чем ранее. Бифуркация – состояние принципиальной неопределенности путей дальнейшего развития системы, представленное точкой ветвления (расхождения) ее дальнейшей эволюции. Бифуркация – это необходимый этап в развитии всякой открытой системы и в то же время закон развития всякой открытой системы. Бифуркации соответствует этап развития системы, когда в ней в принципиально неустойчивом равновесии сформировались и противостоят друг другу две или более борющихся подсистем и тенденций развития. Состояние бифуркации наиболее удачно с точки зрения управления системой, когда незначительные по силе воздействия способны привести к решающим (глобальным) изменениям на макро – и мегауровнях ее существования. Эти воздействия принято называть акупунктурными, то есть точечными воздействиями, направленными в соответствии с определенной целью и пониманием, расчетом планируемых последствий.
Владение этими и другими понятиями синергетики в ее социальном измерении способно стать важным условием адекватной профессиональной деятельности как в вопросах понимания сути проблем, так и их причин и путей социального врачевания, в том числе конфликтогенных ситуаций и процессов. Одним из наиболее существенных здесь, как уже отмечалось, является понятие самоорганизации, с которым связан важнейший принцип успешной социальной деятельности.
Опираться на внутренние, присущие жизненные силы клиента как личности, содействуя их возбуждению и укреплению на путях борьбы с социальным недугом, то есть на путях социальной самоорганизации клиента – таков главный из принципов и главная из задач адекватной, научно осмысленной социальной деятельности.
С этим связано и понятие социальной работы как самоорганизующейся, творческой деятельности.
Во-первых, социальная работа может пониматься как важнейший фактор социальной самоорганизации общества в целом, направленной на врачевание социальных болезней, угрожающих психофизическому, моральному, экономическому и т.д. здоровью членов общества.
Во-вторых, социальная работа как особый вид профессиональной деятельности, не может не совершенствоваться и не стремиться к творческому саморазвитию в своих подходах, методах, в достижении возложенных на нее социально значимых целей и задач. А значит, она не может не быть самоорганизующейся системой, способной на быстрое и адекватное реагирование на любые изменения социальной среды и ее кризисных объектов.
В-третьих, социальная работа не может не стремиться быть самоорганизующейся и творческой системой, будучи особым социальным институтом общества. Как социальный институт, представленный единством научных, учебных, профессиональных форм деятельности, социальная работа не может не быть саморазвивающейся системой во всех секторах своей деятельности. Развитие одного из этих секторов с неизбежностью влияет на развитие других и, наоборот, стагнация, консервация в развитии одного из этих секторов неизбежно негативно влияет на все прочие, а значит и на общую ситуацию с реализацией стоящих перед социальной работой общественно значимых целей.
В-четвертых, социальная работа не может не учитывать самоорганизующуюся природу своих клиентов как социальных субъектов, способных к творческому саморазвитию на основе вложенной в них от рождения разумной природы.
В любом случае, как мы видим, феномен самоорганизации может быть рассмотрен как ключевой принцип социальной работы и конфликтологии социальной работы с точки зрения ее целей и задач, и с точки зрения ее места и роли в обществе. В этом смысле представляется правомочным говорить о системных и синергетических практиках в социальной работе, в том числе и в области проблематики конфликта, понимая под этим привлечение всего потенциала синергетического и системного знания в области понимания сущности, причин, тенденций, форм и путей преодоления социальных болезней как предмета социальной деятельности.
Список литературы1. Шалаев В.П. Актуальная синергетика: человек и общество в эпоху глобальных трансформаций. – Йошкар-Ола: ПГТУ, 2013. – 184 с.
Конфликт по вопросу репатриации сирийских черкесов на российский Кавказ: информационный аспект
Баранов А.В.Кубанский государственный университет, г. КраснодарАктуальность темы в том, что по мере эскалации военно-политического конфликта в Сирии проблема репатриации черкесов (потомков адыгов, выселенных или добровольно эмигрировавших с Кавказа во второй половине XIX в.) становится одной из важнейших тем информационного противоборства в республиках Северо-Западного Кавказа. Этнополитические организации региона и адыгской диаспоры все более настойчиво требуют от органов государственной власти Российской Федерации обеспечить репатриацию сирийских черкесов. Цель работы – выяснить способы аргументации и стратегии активности в информационном пространстве акторов конфликта: органов государственной власти и оппозиционных движений.
Требование репатриации выдвигается этнополитическими организациями с 1989 г. Называются завышенные цифры черкесской диаспоры – от 3 до 7 млн. чел [1]. Из них в Сирии проживали 32-150 тыс. черкесов. Контраст оценок связан с тем, что черкесами называют потомков всех выходцев с Кавказа [2]. Желание вернуться на Северный Кавказ лидеры черкесских объединений Сирии высказывали и до конфликта, но только гражданская война 2011-2013 гг. поставила вопрос репатриации в практическую плоскость, стимулировала скоординированные акции в республиках Северного Кавказа и за рубежом. В начале декабря 2011 г. отмечены первые обращения сирийских черкесов и общественных организаций Адыгеи, КарачаевоЧеркесии и Кабардино-Балкарии к Президенту Российской Федерации о репатриации [3]. В январе 2012 г. делегация черкесской диаспоры Сирии обратилась к президентам республик Северо-Западного Кавказа с просьбой оказать содействие в репатриации [2].
Данные обращения получили осторожную поддержку президентов и законодательных органов республик Северного Кавказа. Позиция региональных органов власти – в подчеркивании мотивов спасения жертв военно-политического конфликта, оказания медицинской и экономической поддержки. Считается, что репатриация черкесских семей возможна на основе их личных заявлений и в рамках квот приема переселенцев, установленных федеральным законодательством [4]. Обращения к Президенту РФ, Председателю Государственной Думы РФ, Председателю Совета Федерации РФ о содействии добровольному переселению сирийских адыгов приняты законодательными органами республик Адыгея, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия. Правовой базой репатриации назван федеральный закон № 179-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом». К категории «соотечественник» относятся «лица, проживающие за пределами территории РФ и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории РФ, а также лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории РФ, сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с РФ» [5]. В основу принадлежности положен принцип самоидентификации, подкрепленный общественной, профессиональной деятельностью «либо иными свидетельствами свободного выбора» в пользу России.
Федеральные органы власти России активизировали диалог с диаспорой в Сирии, элитами республик Северо-Западного Кавказа и общественностью. В республиках созданы комиссии по координации работы по поддержке соотечественников. Созданы адаптационные центры для репатриантов. Они занимаются вопросами правовой поддержки, помощью в трудоустройстве и бесплатном изучении русского языка [6]. Так, весной 2012 г. делегация Совета Федерации РФ под руководством сенатора от Кабардино-Балкарии А. Кажарова посетила Сирию для изучения положения черкесской общины [7]. По сведениям Председателя Комитета РА по делам национальностей, связям с соотечественниками и СМИ А. Шхалахова, на 14 декабря 2012 г. в Адыгее находятся 263 репатрианта, а также 55 студентов – сирийских черкесов. Обратились за разрешением на временное проживание 242 репатрианта (на 16 ноября 2012 г.). За 2012 г. в Адыгее зарегистрировано с правом временного проживания без визы 1179 чел., прибывших из Сирии. Часть из них уже переехала в другие регионы страны [4]. Репатриантам оказывается благотворительная помощь общественными фондами и гражданами.
Вместе с тем, репатриация сталкивается с многочисленными трудностями. Так, директор центра адаптации репатриантов РА А. Гучетль отметил в интервью агенству «Кавказский узел», что лишь 25 % репатриантов к декабрю 2012 г. трудоустроены. 36,5 % репатриантов имеют временную регистрацию, а без нее трудоустроиться невозможно. Большинство обратившихся в центр адаптации за помощью имеет высшее образование, желая работать преподавателями английского языка или переводчиками, но таких вакансий нет. Из-за незнания русского языка устроить репатриантов на работу трудно. Поэтому чаще всего репатриантам предлагают рабочие специальности. Большинство репатриантов (83 %) желает поселиться в г. Майкопе, рассчитывает на высокие доходы, чего добиться в короткие сроки невозможно [8]. Т.е., даже небольшой поток переселенцев не может рассчитывать на сохранение статуса. Ресурсы региональных государственных и общественных структур по оказанию помощи ограниченны.
Рассмотрим аргументацию позиций этнополитических движений в республиках Северо-Западного Кавказа. Прежде всего, отметим идеологизированность и эмоциональность оценок. Оппозиционные организации призывают к немедленному возвращению черкесов в массовом порядке, жестко увязывают прием репатриантов с «покаянием» России за Кавказскую войну и неприятием Олимпиады [9]. Так, лидер Адыгейского республиканского общественного движения «Черкесский конгресс» М. Берзегов, эмигрировавший в США, еще весной 2009 г. увязывал «реализацию права черкесов на историческую территорию» с созданием условий массовой репатриации [10].
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
1
У. Шекспир считается автором двадцати трех драм; А. Ахматова в стихотворении «Лондонцам» (1940) писала, что время «бесстрастной рукой» пишет «двадцать четвертую драму Шекспира».
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги