Книга Энциклопедический словарь терминов по менеджменту, маркетингу, экономике, предпринимательству. Том II - читать онлайн бесплатно, автор Александр Иванович Шамардин. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Энциклопедический словарь терминов по менеджменту, маркетингу, экономике, предпринимательству. Том II
Энциклопедический словарь терминов по менеджменту, маркетингу, экономике, предпринимательству. Том II
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Энциклопедический словарь терминов по менеджменту, маркетингу, экономике, предпринимательству. Том II

МАРКЕТОЛОГ (англ. marketing specialist) – специалист, выполняющий или организующий выполнение одной или нескольких функций маркетинга (сбыт, продвижение, маркетинговые исследования, ценообразование, разработка планов маркетинга и др.). М. – специалист по анализу, изучению рынка.

МАРКЕТОЛОГИЯ (от англ. market – рынок + гр. logos – слово, учение) – научное направление, изучающее маркетинг.

МАРКИРОВКА (от фр. marquer – отмечать) – идентификационные условные обозначения, наносимые на упаковку каждого грузового места (ящика, клетки, мешка и т. п.), содержащие данные, необходимые для надлежащей перевозки и сдачи груза получателю. Отсутствие надлежащей маркировки может лишить страхователя права получателя страхового возмещения.

МАРКИРОВКА ОТПРАВИТЕЛЬСКАЯ – данные на упаковке груза, указывающие пункты отправления и назначения, наименование отправителя и получателя, общее число мест, масса брутто и нетто.

МАРКИРОВКА ПРОДУКТА (англ. product marking) – отнесение к какому-либо продукту сообщений, которые идентифицируют его содержание и использование.

МАРКИРОВКА СПЕЦИАЛЬНАЯ – предупредительные знаки и надписи на упаковке товара, предписывающие способ обращения с товаром при его хранении, перегрузке и перевозке или использовании.

МАРКИРОВКА ТОВАРНАЯ – данные на упаковке груза, включающие: наименование груза, заводскую марку, сорт, время выпуска.

МАРКИРОВКА ТРАНСПОРТНАЯ – данные на упаковке грузового места, которые указывают число мест в партии, перевозимой по одному транспортному документу, и порядковый номер грузового места в партии. Например, для оборудования номер места проставляется дробью, в которой числитель – порядковый номер места, знаменатель – общее число мест, в которых указана комплектная единица оборудования. М. т. наносится перевозчиком или его агентом.

МАРКСИЗМ – учение, теория, метод анализа и способ действий, разработанные К. Марксом, Ф. Энгельсом и их последователями. Марксистская экономическая теория представляет собой ядро исторического материализма, сущность концепции, применяемой Марксом и Энгельсом для объяснения возникновения, развития и прекращения существования экономических систем. В соответствии с историческим материализмом развитие человечества протекает на основе взаимодействия экономического базиса и различных аспектов надстройки – социального, психологического и идеологического; оно обусловлено противоречием между быстро растущими производительными силами и более инертными производственными отношениями, которое проявляется в классовой борьбе – движущей силе истории. Экономические законы при этом не отличаются незыблемостью: они представляют собой лишь формулировки, в которых выражена динамика развития противоречий между производительными силами и производственными отношениями. Достигнув определенного предела, это противоречие влечет за собой ломку существующих общественных структур; тем самым вводятся в действие иные экономические законы. Как последователи трудовой теории стоимости, сторонниками которой были А. Смит и многие его предшественники, основоположники марксизма доказывали, что единственной мерой стоимости выступает труд. Точнее, стоимость товара может быть выражена в количестве рабочего времени, общественно необходимого для производства данного товара. Марксисты рассматривали рабочую силу как специфический вид товара. Отличительная черта товара «рабочая сила» – способность производить стоимость сверх той, которая необходима для его содержания. Так возникла категория «прибавочная стоимость». Наличие собственников средств производства, которые присваивают результат труда – прибавочную стоимость, есть основа капиталистической системы. Присвоение прибавочной стоимости является основой возникновения антагонизма между капиталистами и трудящимися и движущей силой классовой борьбы. Оперируя разработанным Марксом законом тенденции нормы прибыли к понижению, марксисты делают вывод об исторической ограниченности капитализма и о последствиях его общего кризиса – перехода к социализму (коммунизму).

МАРОДЕР (фр. maraudeur от mareu-der – совершать кражи) – 1) солдат, грабящий убитых и раненых на поле боя, а также мирных жителей во время войны; 2) в мирное время человек, пользующийся бедственной ситуацией для личного обогащения.

МАРШРУТ (нем. Marschrute) – 1) заранее намеченный или установленный путь следования, направление, порядок пути; 2) товарный поезд, идущий без изменения состава и груза до места назначения.

МАССА (от лат. massa – ком, кусок) – 1) совокупность чего-либо, сосредоточенное в одном месте; 2) характеристика материи, определяющая ее гравитационные и инертные свойства, так как масса не зависит от внешней среды, многие фирмы стали указывать на упаковке товара не вес, а массу товара; 3) количество товара (товарная масса), денег (денежная масса).

МАССА-БРУТТО (от лат. massa – ком, кусок + ит. brutto) – общий вес груза.

МАССА ДЕНЕЖНАЯ – совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в народном хозяйстве, которыми располагают частные лица, институциональные собственники (предприятия, объединения, организации) и государство. В международной статистике (ООН) в объеме М. д., кроме наличных денег, учитываются также деньги депозитные. МВФ рассчитывает общий для всех стран показатель Ml (наличные деньги и все виды чековых вкладов) и более широкий показатель «квазиденьги» (срочные и сберегательные банковские счета и наиболее ликвидные финансовые инструменты, обращающиеся на рынке). В США и Италии выделяются по четыре основных показателя М. д.; в Англии – пять показателей; в Швейцарии и Германии – по три; во Франции – десять.

МАССА КОНКУРСНАЯ – все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, на которое может быть обращено взыскание в процессе конкурсного производства. Из имущества должника, составляющего конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на разрешении (лицензии) на осуществление определенных видов деятельности. В целях правильного ведения учета имущества должника, составляющего конкурсную массу, конкурсный управляющий вправе привлекать бухгалтеров, аудиторов и иных специалистов. При наличии в составе имущества должника имущества, изъятого из оборота, конкурсный управляющий уведомляет собственника изъятого из оборота имущества. Собственник изъятого из оборота имущества обязан принять от конкурсного управляющего это имущество или закрепить его за другими лицами в месячный срок с момента получения уведомления от конкурсного управляющего. В случае неисполнения собственником имущества, изъятого из оборота, обязанности по истечении одного месяца с момента получения уведомления от конкурсного управляющего все расходы по содержанию имущества, изъятого из оборота, возлагаются на собственника указанного имущества. Жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона, подлежат передаче соответствующему муниципальному образованию в лице уполномоченных органов местного самоуправления в предусмотренном порядке. Обязанность по содержанию и обеспечению функционирования указанных объектов в соответствии с их целевым назначением возлагается на уполномоченные органы местного самоуправления по истечении одного месяца с момента получения уведомления от конкурсного управляющего.

МАССА КРИТИЧЕСКАЯ – в маркетинге это обязательный набор новшеств, необходимый для того, чтобы товар считался современным; своего рода квинтэссенция важнейших на данный момент составляющих качества.

МАССА ПРИБАВОЧНОЙ СТОИМОСТИ (англ. mass surplus value) – в экономической теории К. Маркса абсолютная величина прибавочной стоимости равна стоимости авансированного переменного капитала, умноженной на норму прибавочной стоимости.

МАССА ПРИБЫЛИ – общая величина прибыли, получаемая предприятием за определенный период времени по результатам хозяйственной деятельности в целом либо по результатам отдельной сделки.

МАССИВ ДАННЫХ – упорядоченная совокупность однородных по структуре и способу получения показателей.

МАСС-МЕДИА (англ. mass-media) – средства массовой информации (пресса, радио, телевидение и т. д.).

МАСТЕР – 1) руководитель участка в цехе, отвечающий за производственную деятельность группы работников; 2) специалист своего дела.

МАСТЕРКАРД (англ. «MasterCard») – международная система кредитных карточек, принадлежащая группе банков разных стран.

МАСШТАБ (нем. Mafistab) – 1) размах, охват, значение; 2) отношение длины ли- линий на карте, чертеже к действительной длине.

МАСШТАБ ЦЕН (англ. scale price) – 1) количество золота или серебра, принятое в стране за денежную единицу и ее кратные части; 2) техническая функция; средство выражения стоимости в денежных единицах.

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОЖИДАНИЕ – для ряда возможных исходов – сумма значений каждого возможного исхода, умноженного на вероятность каждого из них.

МАТЕРИАЛ – любые ингредиенты, сырье, составные элементы, части и т. п., используемые для изготовления продукта.

МАТЕРИАЛОЕМКОСТЬ (англ. per unit consumption of materials) – один из важнейших показателей, характеризующий эффективность использования материальных ресурсов в общественном производстве. М. измеряется двояко: 1) как абсолютная величина удельных затрат средств производства (перенесенной стоимости) на изготовление единицы продукта; 2) как доля фонда возмещения потребленных средств производства в полной стоимости данного продукта. Существует определение М. продукции двумя способами: или по об-щему объему фонда возмещения, включая амортизацию, или (чаще всего) только по ве-личине потребленных предметов труда, по затратам на сырье, материалы, топливо, энергию и т. п. Снижение М. посредством эффективного использования материальных ресурсов повышает темпы роста и абсолютные объемы национального дохода. Причем экономия на материальных затратах не только увеличивает национальный доход, но и сберегает его, сокращая потребности в производственном накоплении. Во-первых, при относительно меньшем объеме перерабатываемого сырья, материалов и т. п. требуется меньше и основных производственных фондов для их производства. Во-вторых, экономия на материальных затратах понижает не только материалоемкость, но и фондоемкость производимой продукции. Эффективность использования определенных видов материальных ресурсов в расчете на единицу продукции отражается в таких частных показателях М., как металлоемкость, энергоемкость, электроемкость, цементоемкость и др., что обусловлено многими факторами: технологическими особенностями применения материальных ресурсов в процессе производства данного вида продукции, структурными факторами, уровнем интенсификации производства структуры и ассортимента выпускаемой продукции, цен на сырье и т. д. В различных отраслях народного хозяйства уровень М. различен. Основными факторами снижения М. являются: 1) широкое применение безотходных технологий, обеспечивающее рост коэффициента использования сырья, материалов, энергии; 2) использование прогрессивных конструкций; 3) применение новых экономичных материалов; 4) эффективная организация труда и производства и др. Решающим фактором снижения М. является повышение материальной заинтересованности в результате труда, а на этой основе обеспечение творческих начал в деятельности каждого работника. В условиях осуществления экономической реформы в нашей стране проблема снижения М. приобретает исключительные актуальность и остроту, поскольку в конкурентной борьбе выживет и добьется успеха то предприятие, которое обеспечит достаточно низкий уровень М.

МАТЕРИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ (лат. stimulus – погонялка) – система экономических форм и методов побуждения людей к труду, повышения их трудовой активности и заинтересованности в улучшении конечных результатов труда.

МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗАПАСЫ (англ. inventories, stocks) – часть оборотного капитала, материальные активы, предназначенные для продажи и производственного потребления внутри предприятия и для изготовления продукции. В соответствии с общепринятыми стандартами учета в составе М. – п. з. в отчетности должны быть отражены: готовая продукция, незавершенное производство, материалы и комплектующие изделия. Рост М. – п. з. приводит к убыткам в деятельности компании, ибо увеличивает финансовые затраты по хранению этих запасов, а также усиливает опасность обесценения этих товаров и их потребительских свойств.

МАТЕРИАЛЬНЫЙ ПОТОК ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ЦЕПИ (англ. material flow of logistic chain; нем. die Materiellflut der Logis-tikkette) – поток закупок, производства, сбыта, хранения и доставки как единое целое. М. п. л. ц. включает следующие основные звенья: а) поставщики материалов, сырья, полуфабрикатов, энергии (энергоносителей); б) склады для хранения ресурсов; в) производство товаров; г) распределение товаров, включая их вывоз со склада готовой продукции; д) потребители готовой продукции. Исходным в планировании М. п. л. ц. является учет изменения спроса на продукцию. Организационная структура М. п. л. ц. зависит от размеров предприятия, характера технологического процесса, материалоемкости продукции.

МАТЕРИАЛЫ – собирательный термин, обозначающий разнообразные вещественные элементы производства, используемые главным образом в качестве предметов труда, – сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, энергия, покупные изделия и полуфабрикаты, спецодежда, запасные части для ремонта, инструменты и малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.

МАТЕРИАЛЫ В ПУТИ – материалы, по которым получатель акцептовал платежные документы, но которые на склад еще не поступили.

МАТЕРИАЛЫ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ – предметы труда, которые не входят в своей вещественной форме в готовый продукт, а используются в процессе производства для осуществления технологического процесса обеспечения работы оборудования и т. п. целей.

МАТЕРИАЛЫ ЗАКРЫТЫЕ – документы и другие материальные носители информации, предназначенные для ограниченного круга лиц. М. з. имеют степень секретности или ограничительный гриф.

МАТЕРИАЛЫ ОСНОВНЫЕ – вещественные элементы производства, составляющие значительную часть предметов труда, используемых предприятиями для изготовления продукции и составляющих ее основу. М. о. участвуют в производстве в течение одного производственного цикла, стоимость их полностью переносится на стоимость изготовленной продукции.

МАТЕРИАЛЫ СЕКРЕТНЫЕ – 1) документы государственных органов, техническая документация, исследовательские труды и другие материалы, на которых проставлен гриф секретности; 2) сведения, в результате несанкционированного разглашения которых можно ожидать нанесения ущерба безопасности государства.

МАТЕРИАЛЬНОСТЬ (от лат. materialis – вещественный) – 1) понятие в учете и аудите, используемое для оценки уровня достоверности отчетности. В финансовом учете и внешнем аудите ошибка или пропуски отчетности считаются материальными, то есть существенными, важными, если в результате этого пользователь данной отчетностью будет дезориентирован в принятии своего решения или понесет убытки. Различают три уровня материальности: а) ошибки и пропуски, суммы которых так незначительны, что никак не могут повлиять на решения; б) ошибки и пропуски, влияющие на принятие пользователем тех или иных решений, хотя отчетность и признается полезной; в) ошибки и пропуски в учете и отчетности, которые ставят под вопрос достоверность и объективность всей отчетной информации в целом; 2) существенность, ощутимость; 3) вещественность.

МАТЕРИАЛЬНЫЙ (фр. materiel) – 1) имущественный, денежный; 2) относящийся к материалу, материалам.

МАФИОЗИ – представитель мафии; член мафиозной организации.

МАФИЯ (от итал. maf(f)ia; англ. mafia) – 1) возникшая в Сицилии в конце XVIII в. и поныне существующая в Италии тайная преступная организация, использующая методы насилия, шантажа и террора, имеющая разветвленную структуру и связи с полицией, судебными чиновниками, определенными правительственными кругами; в XX в. так стали называться подобные преступные (гангстерские) организации в США и других странах; 2) организованная преступность. Важный элемент функционирования М. – операции по «отмыванию» денег, извлеченных в результате преступного промысла. М. – вид организованной преступности, отличающийся высокой степенью взаимосвязи с коррумпированными слоями государственных структур.

МАХИНАЦИЯ (от лат. machinatio – искусное устройство; уловка, хитрость) – нечестная проделка, жульничество.

МАШИНА КОНТРОЛЬНО-КАССОВАЯ (ККМ) – машины, применяемые в розничной торговле для учета кассовых операций с покупателем. Для ККМ характерно: наличие механизма контрольной ленты; с 1997 г. – наличие оперативно-программного блока фискальной памяти, способной хранить информацию до 6 лет, а также соответствующей маркировки; обеспечение надежной защиты информации о денежной выручке, накаливающейся на счетчике ККМ; существование механизма блокирования при обрыве или отсутствии второй ленты (ленты копии); русификация клавиатуры.

МАШИНОГРАММЫ (фр. machine от лат. machine – механизм, устройство + gramma – линия, буквы) – результаты распечатки учетной информации после компьютерной обработки; являются регистрами синтетического и аналитического учета.

МЕГАПОЛИС (от гр. megas – большой + polis – город-государство) – самая крупная форма городского расселения, образующаяся в результате интеграции большого числа соседних городских агломераций.

МЕДВЕДЬ (англ. bear) – участник торгов, считающий, что цены будут понижаться; спекулянт, играющий на понижение цен.

МЕДВЕЖИЙ РЫНОК (англ. bear market) – рынок, на котором курсы падают.

МЕДВЕЖИЙ СПРЕД (англ. bear spread) – в большинстве случаев продажа контракта на ближайший месяц и покупка контракта на отсроченный месяц с целью извлечения прибыли на разнице в ценах.

МЕДИА-МАРКЕТИНГ (англ. media-marketing от market – рынок, сбыт) – маркетинг, основанный на использовании средств массовой информации.

МЕДИКЕЙТ (англ. Medicate) – федеральная программа США по медицинскому обслуживанию отдельных категорий населения, на которых распространяется действие двух других программ: дополнительной программы социального страхования и программы помощи неполным семьям, имеющим детей.

МЕДИКЭР (англ. Medicare) – федеральная программа США, предусматривающая обязательное страхование престарелых на случай необходимости стационарного лечения. Программа финансируется за счет налога на заработную плату и обеспечивает престарелым людям компенсацию расходов на оплату амбулаторного лечения.

МЕДИО (лат. medio – среднее значение) – середина месяца, периода. Согласно законодательству или правилам ведения банковской деятельности, в некоторых странах срок исполнения отдельных банковских операций определен серединой месяца, то есть он должен быть учтен в соответствующих договорах. М. – дата ликвидации контракта; устанавливается на середину определенного месяца; применяется в сделках на срок на товарных и фондовых биржах.

МЕДЯКИ – медные монеты.

МЕЖБАНКОВСКИЙ ДЕПОЗИТ (англ. М-bank deposit) – депозит одного банка в другом банке.

МЕЖБИРЖЕВОЙ СПРЕД (англ. intermarket spread) – продажа фьючерсного контракта на определенный месяц поставки на одной бирже с одновременной покупкой такого же фьючерсного контракта на тот же месяц поставки на другой бирже.

МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ (МАКБ) – ассоциация коммерческих банков открытого типа. Учредителями ассоциации являются 23 коммерческих банка нашей страны, Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Польши и Румынии. Вступительный взнос установлен в 1 тыс. долларов, наши банки могут вносить рублевый взнос. Предусмотрен и ежегодный взнос под текущие расходы. Причины создания МАКБ: 1) ликвидация старых структур типа СЭВ не сопровождалась одновременным формированием действенного рыночного механизма, в результате чего нарушались хозяйственные связи между странами, входящими в СЭВ; 2) переход на рыночные отношения между этими странами затруднен отсутствием свободно конвертируемой валюты и у нас, и у наших партнеров – бывших стран – участниц СЭВ. Главная задача МАКБ – восстановление резко сократившегося товарооборота между странами – участницами данной ассоциации. Международные расчеты между ними будут основаны на рыночном установлении курсового соотношения валют. Наряду с расчетами в свободно конвертируемой валюте, предполагается осуществление расчетов и в национальной валюте. Такая договоренность достигнута между нашей страной и бывшей Чехословакией. Определен следующий порядок. Для осуществления расчетов с бывшей Чехословакией в ее национальной валюте наши предприятия вначале должны выйти на ее рынок со своим товаром и продать его за кроны, исходя из фактической ситуации на рынке. На вырученную валюту можно купить товары, необходимые нашим предприятиям. Подобная система расчетов выдвигает потребность в глубоком изучении положения дел на рынке. С этой целью в рамках МАКБ предполагается создание товарно-фондовой биржи.

МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ (ИПPА) – всемирная профессиональная организация в области образования, этики, практики ПР, создана в Лондоне 1 мая 1955 г. Членом ИПРА (только в личном качестве) может быть тот, кто по меньшей мере пять лет занимается деятельностью в области ПР и имеет высокую профессиональную компетентность. В настоящее время членами ИПРА являются более 800 представителей 65 стран, в том числе и Россия. Всемирный конгресс ИПРА проходит каждые три года, по итогам его публикуются так называемые «Золотые доклады» по конкретной теме: «Золотой доклад № 4» – «Модель системы образования в области ПР для практического воплощения»; «Золотой доклад № 5» – «Информационное общество»; «Золотой доклад № 6» – «ПР и пропаганда – сравнение ценностей». ИПРА получила официальное признание со стороны ООН В 1964 г. и со стороны ЮНЕСКО. Штаб-квартира ИПРА находится в Швейцарии (Женева).

МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА (МОТ) – международная организация, созданная в 1919 году, штаб-квартира расположена в Женеве. Представляет специализированное подразделение ООН (с 1946 г.), занимается проблемами улучшения условий труда и социального обеспечения населения разных стран, выработкой рекомендаций по трудовому законодательству. В МОТ представлены три стороны: представители страны – члена этой организации, представители профсоюзов и организаций предпринимателей страны.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПЕРЕДАЧА ТЕХНОЛОГИИ (англ. international technology transfers. Internationale Technologieubergabe) – совокупность экономических отношений между фирмами различных стран в области использования зарубежных научно-технических достижений. Международные документы трактуют понятие «технология» широко: оно включает собственно технологию, понимаемую как набор методов и процессов производства товаров и услуг, материализованную технологию, включающую непосредственные носители технологии, машины, оборудование, производственные системы. Передача технологии может осуществляться на некоммерческой и коммерческой основе. Коммерческая передача технологии как таковой осуществляется в первую очередь в виде лицензионной торговли. Кроме того, она опосредуется международной торговлей товарами и услугами, а также процессами вывоза капитала.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВАЯ ПАЛАТА (МТП) (англ. International Chamber of Commierce) – организация, основанная в 1919 г. и объединяющая торгово-промышленные палаты и предпринимательские организации более чем ста стран мира. Торгово-промышленные палаты – это способ организации цивилизованного предпринимательства. В развитой рыночной экономике существуют определенные правила поведения. Частный собственник может поступать так, как он считает нужным, но в пределах, не наносящих ущерба другим. Но такие правила, говоря иными словами, кодекс культуры бизнеса, не складываются в одночасье. С 1 января 1993 г. Торгово-промышленная палата РФ (ТПП РФ) стала полноправным членом Международной торговой палаты (МТП). Согласно статусу «члена национального уровня» Россия, как член МТП, может участвовать в работе международных технических комиссий (по вопросам налогов, международных инвестиций, маркетинга, банковского дела, торговли, менеджмента, окружающей среды, интеллектуальной собственности и ряду других проблем), получать на льготных условиях большую часть публикаций, издаваемых МТП, принимать участие в конгрессах, конференциях и других мероприятиях, организуемых под ее эгидой. Штаб-квартира МТП расположена в Париже.