Книга Энциклопедический словарь терминов по менеджменту, маркетингу, экономике, предпринимательству. Том II - читать онлайн бесплатно, автор Александр Иванович Шамардин. Cтраница 7
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Энциклопедический словарь терминов по менеджменту, маркетингу, экономике, предпринимательству. Том II
Энциклопедический словарь терминов по менеджменту, маркетингу, экономике, предпринимательству. Том II
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Энциклопедический словарь терминов по менеджменту, маркетингу, экономике, предпринимательству. Том II

МИКРОМАРКЕТИНГ (гр. mikros – малый + маркетинг; англ. micromarketing) – подсистема управления внутри предприятия, функционирование которой обеспечивает связь между производителем и потребителем. М. – осуществление деятельности, которая направлена на достижение целей компании путем предвидения потребностей потребителя или клиента и направления потока товаров и услуг, удовлетворяющих эти потребности, от производителя к потребителю или клиенту. Понятие «М.» лучше всего подходит к характеристике деятельности отдельной компании. Определяя роль эффективного маркетинга в предпринимательской деятельности, следует иметь ввиду содержание понятия «М.». С этих позиций одной из главных задач маркетинга является выявление главных факторов – внешних и внутренних, способствующих успешному и эффективному завоеванию предпринимателем рынка. К внешним (их еще называют неконтролируемыми) факторам маркетинга относятся: состояние и перспективы развития экономики, культура, технология, демографическая ситуация и ее прогноз, спрос на товары народного потребления и услуги, законодательство, конкуренция и т. д. К внутренним факторам маркетинга относится комплекс различных новых форм, методов и рычагов деятельности, применяемых давно существующими производственными корпорациями и фирмами в целях реорганизации своей работы в духе времени.

МИКРОРЕШЕНИЕ – решение, принимаемое отдельным хозяйствующим субъектом и касающееся лично его интересующих экономических величин (извлечение прибыли, ее использование, распределение ресурсов).

МИКРОСРЕДА (англ. microenvironment) – совокупность элементов, имеющих отношение к фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры: поставщиков, клиентов, конкурентов и контактной аудитории групп, которые проявляют реальный или потенциальный интерес к фирме или оказывают влияние на ее способность достигать поставленных целей.

МИКРОФИШИРОВАНИЕ (от англ. microfiche) – вывод данных на микрофиш – плоскую фотопленку с матрицей кадров текстовой информации.

МИКРОЭКОНОМИКА (от греч. mikros – малый + oikonymike – искусство ведения хозяйства, домоводство) – 1) метод экономического анализа, базирующийся на оценках и исследованиях поведения индивидуальных единиц хозяйственного процесса – предпринимателей (предприятий) и потребителей; при том, что всякая индивидуальная единица (хозяйственная ячейка) принимается за свободную и изолированную. Микроэкономический анализ как ветвь экономической науки был фундаментально разработан экономистами классической школы, однако зачастую воспринимался ими как самодостаточный для характеристики всей экономической жизни в целом. В дальнейшем, наряду с макроэкономическим анализом, исследования в области микроэкономики составили единое целое экономической науки; 2) раздел экономической науки, связанный с изучением относительно маломасштабных экономических процессов, субъектов, явлений (предприятий, фирм, предпринимателей, их хозяйственной деятельности, экономических отношений между ними).

МИКРОЭЛЕМЕНТНОЕ НОРМИРОВАНИЕ – разработка составных долей норм времени, построенных с учетом данных хронологических исследований затрат труда на операцию (изделие). М. н. чаще всего применяется в точном машиностроении с высоким уровнем механизации и автоматизации производства.

МИКС-ФОНД (англ. mix-fond) – одна из форм инвестирования, при которой предусматривается смешанный вариант одновременного размещения капитальных вложений в движимое и недвижимое имущество.

МИЛИТАРИЗМ (от лат. militaris – военный) – политика наращивания военной мощи; подчинение военным целям экономики, науки, воспитания.

МИЛИЦИЯ (от лат. militia – войско) – система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность и интересы общества и государства от пресступных и иных противоправных посягательств и наделенная правом применения мер принуждения. В составе милиции имеются отделы: уголовный розыск, охраны общественного порядка, госавтоинспекции (ГАИ, в настоящее время ГИБДД).

МИЛЛИМ (от фр. millieme – тысячная доля) – разменная денежная единица Туниса.

МИЛЛИОНЕР – обладатель состояния, оцениваемого в миллион или несколько миллионов каких-либо денежных единиц.

МИЛЛИОНЕР ПОДПОЛЬНЫЙ – владелец большого состояния, которое скрывается от налоговых органов, обычно оно сформировано в теневом или преступном бизнесе. МИЛОСЕРДИЕ – высшее проявление человеческого сострадания, объединяющие жалость, сопереживание с активной деятельной любовью к ближнему. Оно связано с отношением личности к трудной ситуации, физическим или умственным недостаткам и слабостям другого человека, готовностью ему помочь.

МИЛЬРЕЙС (порт. milreis – буквально тысяча рейсов) – денежная единица и монета Бразилии (до 1942 г.) и Португалии (до 1911 г.), равная 1000 рейсов.

МИНА (от греч. тiпа; лат. mind) – весовая и счетно-денежная единица Древнего Востока, а затем античной Греции. Монеты в М. не чеканились; применялись главным образом в качестве единицы укрупненного счета денежных сумм. В разных местностях и в разные периоды М. имела различный вес. Например, финикийская М. содержала 364 г серебра и равнялась 60 драхмам; позднее она получила широкое распространение в Коринфе и Пелопоннесе. Эвбейская М. весила 436,6 г, равнялась 1/60 таланта и 100 драхмам; аттическая М. до реформы Солона (594 г. до н. э.) весила 599 г; Солон принял эвбейскую М. В Египте времен Птоломеев использовалась М. в 364 г, которая делилась также на 100 драхм.

МИНИМАЛЬНОЕ КОЛЕБАНИЕ КУРСА (англ. minimum price fluctuation) – минимально допустимое изменение курса при осуществлении купли-продажи конкретного контракта; определяется правилами биржи.

МИНИМАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ – установленные нормативы и нормы, обеспечивающие определенный уровень удовлетворения важнейших потребностей населения. М. с. с., имеющие приоритетное значение, устанавливаются в законодательном порядке. М. с. с. находят выражение в системе минимально-допустимых показателей, удовлетворяющих основные потребности населения: обеспеченность жильем, состояние здоровья, организация образования, культура, условия и охрана труда, окружающая среда. М. с. с. разрабатываются на федеральном и региональном уровнях. В субъектах Федерации М. с. с. могут корректироваться только в сторону увеличения. М. с. с. охватывают все отрасли социальной сферы. М. с. с. рекомендованы для использования в работе по финансированию развития социальной сферы бюджетными средствами органам исполнительной власти на всех уровнях управления. Формирование системы М. с. с. направлено на удовлетворение важнейших потребностей человека в услугах, выравнивание условий доступности их потребления различными социально-демографическими группами населения и по регионам; повышение обоснованности бюджетов, концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях политики, сохранение и развитие сферы услуг.

МИНИМИЗАЦИЯ – уменьшение, сведение к минимуму.

МИНИМИЗАЦИЯ ИЗДЕРЖЕК – предпосылка теории поведения, состоящая в том, что любое лицо или фирма будет стремиться при прочих равных условиях приобрести определенное количество товаров или вводимых в производство ресурсов с наименьшими расходами.

МИНИМУМ (лат. minimum – наименьшее) – 1) наименьшее значение, наименьшая величина; 2) совокупность специальных знаний, необходимых для работы в какой-либо области.

МИНИМУМ ГАРАНТИРОВАННЫЙ – уровень потребления, утвержденный в соответствии с финансовыми возможностями гаранта (государство, региональные органы власти, предприятие и т. д.), обеспечивающий удовлетворение минимально-необходимых потребностей человека. К М. г. относятся минимальная заработная плата, минимальная пенсия (стипендия), минимально-гарантированный доход, гарантированное предоставление медицинских услуг в рамках медицинского страхования и т. д.

МИНИМУМ ДВОЙНОЙ – используемый в анализе состояния рынка график изменения курса каких-либо ценных бумаг, показывающий, что курс дважды опускается до своего минимального уровня и вновь поднимается. Это означает, что при данном минимальмальном уровне существует спрос на эти ценные бумаги и что курс ценных бумаг в этих условиях не упадет ниже этого минимума.

МИНИМУМ ЗАТРАТ – часто применяемый в экономико-математических моделях критерий оптимальности, означающий, что в условиях задачи фиксируется определенный объем продукции, а расчет ведется таким образом, чтобы получить заданный объем при наименьших полных приведенных затратах. Таким методом, например, решается большинство отраслевых задач оптимального планирования размещения и развития производства.

МИНИМУМ НЕОБЛАГАЕМЫЙ – величина объекта налогообложения, ниже которой объект налогом не облагается.

МИНИМУМ ПРОЖИТОЧНЫЙ – уровень доходов, обеспечивающий приобретение набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека при определенном уровне социально-экономического развития страны и сложившихся потребностей населения; рассчитывается на душу населения и различается в зависимости от пола и возраста. Жизненно необходимый уровень потребления включает только расходы на питание, самые необходимые предметы санитарии и гигиены, коммунальные услуги; основные разделы микроэкономики: теория потребителя; теория фирмы и рыночной структуры; проблемы монополии и конкуренции; проблемы взаимодействия государства и частного сектора; анализ рынка труда; вопросы распределения доходов.

МИНИСТР (фр. ministre от лат. minister regis – помощник, слуга царя) – высшее должностное лицо, входящее в состав правительства, стоящее, как правило, во главе министерства.

МИНИСТЕРСТВО (фр. ministere от лат. ministerium – служба, должность) – центральный орган государственного управления, ведающий отдельной отраслью хозяйства или управления.

МИНОРАТ (от лат. minor – младший; фр. mi-norat) – наследственное право младшего в роде (ранее было развито преимущественно в крестьянских хозяйствах), а также само имущество, подлежащее миноратному наследованию.

МИССИЯ (лат. missio от mittere – посылать) – ответственное задание, поручение.

МИССИЯ КОРПОРАТИВНАЯ – элемент стратегии, отражающий существующую на рынке возможность удовлетворять конкретный вид потребностей, поставляя данный вид продукции для данной категории потребителей в условиях конкурентной борьбы с определенной группой постащиков-соперников.

МНЕНИЕ – суждение, выражающее личную оценку.

МНЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ – состояние массового сознания, в котором отражается отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям и фактам реальности, вызывающим общественный интерес, возможность дискуссии и т. д.

МНЕНИЕ ОСОБОЕ – мнение члена коллегиального органа не согласного с решением, принятым большинством членов по делу в целом или по отдельным вопросам, которые должны быть разрешены этим коллегиальным органом при вынесении решения, приговора, определения, постановления.

МНОЖЕСТВО – 1) совокупность элементов, объединенных по какому-либо признаку; 2) очень большое количество чего-либо.

МНОЖИТЕЛЬ ДИСКОНТИРУЮЩИЙ – показатель, позволяющий определить так называемую современную стоимость, то есть узнать, сколько денег следует внести, вложить сегодня, чтобы через определенное число лет при известной норме доходности получить нужную сумму. М. д. рассчитывается по правилу сложных процентов. Дисконтирующий множитель применяется при расчетах, оценках долгосрочных финансовых операций, инвестиций, в том числе банковских и страховых.

МОБИЛИЗАЦИЯ (фр. mobilisation от лат. mobilis – подвижный) – проведение необходимых мероприятий по концентрации средств и ресурсов для достижения поставленной цели.

МОБИЛИЗАЦИЯ В РФ – комплекс мероприятий по переводу экономики РФ, экономики субъектов РФ и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени. Мобилизация в РФ может быть общей или частичной.

МОБИЛЬНОСТЬ – 1) способность к быстрому передвижению, перемещению; подвижность; 2) способность быстро ориентироваться в обстановке, находить нужные формы деятельности.

МОБИЛЬНОСТЬ РАБОЧЕЙ СИЛЫ – степень готовности работников переезжать из одного региона страны в другой (географическая мобильность), менять один вид занятий на другой (межпрофессиональная мобильность).

МОБИЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ – переходы людей из одних социальных групп в другие, их перемещение в группы с более высоким доходом, престижем и властью (социальное восхождение) или в более низкие иерархические группы (социальное нисхождение, деградация), а также в группы с аналогичным уровнем дохода, престижа и власти (горизонтальная мобильность).

МОДА (фр. mode от лат. modus – мера, образ, способ, правило, предписание) – наиболее популярный или распространенный стиль в данный отрезок времени в данной сфере деятельности.

МОДЕЛИРОВАНИЕ – исследование каких-либо явлений, процессов или систем путем построения и изучения их моделей; использование моделей для определения поведения и характеристик реальных систем.

МОДЕЛЬ (от лат. modulus – мера, образец) – копия или аналог изучаемого процесса, предмета или явления, отображающая существенные свойства моделируемого объекта, с точки зрения цели исследования.

МОДЕЛЬ ИМИТАЦИОННАЯ – в теории управления это модель, воспроизводящая поведение системы во времени, сохраняющая внутреннюю связь между элементами системы и отображающая зависимость выходов системы от входов. М. и. дает возможность получить сведения о состоянии процессов в определенные моменты времени и оценить характеристики системы.

МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННАЯ – схема потоков информации, используемой в процессе управления, отображающая различные процедуры выполнения функций управления организацией (предприятием) и показывающая по каждой задаче связь входных и выходных документов и показателей.

МОДЕЛЬ КОНКУРЕНЦИИ – модель состояния экономической системы в условиях рыночной конкуренции, отражающая соотношение между спросом, предложением и ценами на товары.

МОДЕЛЬ МАТРИЧНАЯ – экономико-математическая модель, отображающая наиболее специфические количественные и качественные характеристики исследуемых экономических процессов и явлений. Зависимости в этой модели представлены в виде упорядоченных таблиц, состоящих из m строк и n столбцов чисел. Кроме того, М. м. могут быть представлены также в виде уравнений (линейных и нелинейных). М. м. применяют для анализа и планирования производства и распределения продукции на разных уровнях – от отдельных предприятий до народного хозяйства в целом.

МОДЕЛЬ НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННАЯ – модель, отражающая состояние и развитие народного хозяйства как единого целого или как совокупности взаимодействующих его частей.

МОДЕЛЬ НЕРАВНОВЕСНАЯ – экономико-математическая модель, описывающая (в отличие от моделей равновесия) экономическую систему, в которой не соблюдается равновесие; прежде всего, нет цен, уравновешивающих спрос и предложение ресурсов.

МОДЕЛЬ ПЕНСИОННАЯ НАКОПИТЕЛЬНАЯ – система, при которой свою будущую пенсию работник должен накапливать самостоятельно на собственном индивидуально-персонифицированном счете в специализированной пенсионной страховой компании. При этом участие государства сводится к контролю за деятельностью страховой компании и обеспечению правовых гарантий при осуществлении пенсионных накоплений.

МОДЕЛЬ ПЕНСИОННАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ – система, при которой пенсии из общегосударственного пенсионного фонда, формируемого из текущих отчислений из доходов наемных работников, независимо от их возраста, и их работодателей, распределяются определенным образом среди лиц, достигших пенсионного возраста. Модель носит социально-уравнительный характер, требует тотального государственного контроля. Пенсионные средства не участвуют в рыночном инвестиционном процессе. Будущие и настоящие пенсионеры отстранены от самостоятельного управления личными пенсионными средствами, что дает государству «излишнюю свободу» в распоряжении средствами общегосударственного пенсионного фонда, в то же время уровень социальных гарантий при этой модели значительно шире (но не выше).

МОДЕЛЬ «УСРЕДНЕННОГО ИЗБИРАТЕЛЯ» – наличие тенденции в рамках прямой демократии к соответствию принятых решений интересам избирателей, чьи собственные чаяния лежат в середине «шкалы интересов» данного сообщества.

МОДЕЛЬ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ – модель, отражающая механизм формирования цен.

МОДЕЛЬ ЭКОНОМЕТРИЧЕСКАЯ – экономико-математическая модель, служащая для анализа и прогнозирования экономических процессов на разных уровнях. Представляет собой систему регрессионных уравнений с зависимыми и независимыми переменными.

МОДЕЛЬ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ – описание экономических объектов, закономерностей, связей и процессов посредством математических знаков и связывающей их совокупности математических соотношений.

МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ – система взаимосвязей экономических явлений, выраженных в количественных характеристиках и представленная в системе уравнений. М. э. позволяет на основе известных или выборочно задаваемых значений переменных (экзогенных) получить с помощью решения системы уравнений значения остальных переменных (эндогенных). Экономические модели подразделяются на макро- и микроэкономические, а также (в зависимости от цели) на прогностические, имитационные (позволяющие оценить последствия каких-либо действий) и оптимизационные (с целью поиска лучших вариантов для достижения одной или нескольких целей).

МОДЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ – местный орган службы занятости, который обеспечивает оказание гражданам и работодателям полного перечня услуг в области содействия занятости, использование эффективных технологий взаимодействия с гражданами, ищущими работу, а также осуществляет деятельность по унификации и стандартизации оснащенности центров занятости, мониторинг учебных курсов и методических материалов, отработку новых технологий для подготовки кадров центров занятости.

МОДЕРНИЗАЦИЯ (фр. moderniser от moderne – современный) – ввод усовершенствований, отвечающих современным требованиям.

МОДИФИКАЦИЯ (фр. modification от лат. modificatio – изменение) – изменение в продукции компании, включающее создание новой модели, стиля, цвета, улучшение товара и новую торговую марку.

МОДИФИКАЦИЯ В УЧЕТЕ – движение ценностей, изменяющее итог баланса. Различают компенсационные и результатные модификации.

МОДИФИКАЦИЯ ИЗДЕЛИЯ – разновидность продукции, создаваемой на основе базового изделия, с целью расширения или специализации сферы его использования.

МОДУС (от лат. modus – мера, образ, способ) – разновидность, проявление, норма, способ чего-либо.

МОДУС ВИВЕНДИ (лат. modus vivendi – образ жизни) – 1) временное или предварительное соглашение по какому-либо международному вопросу, заключенное сторонами в расчете на его окончательное урегулирование в последующем. Документ, устанавливающий М. в., может представлять собой обычное соглашение, подписанное обеими сторонами; чаще всего М. в. устанавливается в форме обмена нотами; 2) фактическое состояние отношений, признаваемое заинтересованными сторонами.

МОДУС ПРОСЕДЕНДИ (лат. modus procedendi – способ действия) – дипломатический термин, применяемый для обозначения соглашения, устанавливающего, каким образом и в каком порядке должно быть выполнено какое-либо обязательство или действие.

МОЕ СЛОВО – МОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО – основополагающий этический принцип в бизнесе.

МОЛОДЕЖЬ – социально-демографическая группа периода становления и адаптации к миру взрослых. В России к М. относятся лица в возрасте от 14 до 30 лет. Государственная молодежная политика в России направлена на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, развития молодежных объединений, движений и инициатив. В целях создания экономических, правовых и организационных условий и гарантий для социального становления действует федеральная программа «Молодежь России», которой предусмотрены следующие направления: 1) создание системы информационного обеспечения М.; 2) пути решения жилищной проблемы М.; 3) поддержка молодой семьи; 4) поддержка молодежного предпринимательства; 5) решение вопросов занятости М.; 6) развитие гражданственности и патриотизма российской М.; 7) поддержка талантливой М.; 8) развитие художественного творчества М.; 9) развитие массового спорта среди детей и М.; 10) формирование и развитие системы социальных служб для М.; 11) развитие системы детского, молодежного и семейного отдыха; 12) международное молодежное сотрудничество; 13) система подготовки и переподготовки государственных служащих и специалистов по работе с М.; 14) государственная поддержка деятельности детских и молодежных объединений.

МОМЕНТ (от лат. momentum – мгновение) – 1) конкретная, дискретная точка времени; очень короткий промежуток (интервал) времени; 2) отдельная сторона какого- либо явления.

МОМЕНТ ВВОЗА – дата принятия таможенным органом таможенной декларации в отношении груза.

МОМЕНТ ПЕРЕХОДА ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ – это условие перевозок товаров, при котором учет экспорта и импорта ведется по моменту перехода их через Государственную границу.

МОМЕНТ ПОСТАВКИ – дата сдачи продукции перевозчику или органу связи, обозначенная штемпелем на перевозочном документе или документе органа связи, дата приемосдаточного акта или расписка в получении продукции.

МОМЕНТ ПРОДАЖИ – поступление средств на счета в банках за товары, работы или услуги, а при расчетах наличными деньгами – день поступления выручки в кассу.

МОМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ – момент, в который товары, отгруженные или отпущенные покупателю, считаются проданными. С точки зрения бухгалтерского учета, момент реализации – это время, когда следует кредитовать счет «Реализация продукции (работ, услуг)», то есть отразить увеличение объема реализации (товарооборота). Моментом реализации считается отгрузка товаров и предъявление покупателям (заказчикам) расчетных документов.

МОДЕЛЬ ПОЛЕЗНАЯ (англ. useful model) – вид промышленной собственности, иногда рассматриваемый как «малый патент». М. п. менее значительна, чем изобретение, и исключительные права на нее предоставляются обычно на более короткий срок. М. п. признается в качестве объекта защиты не всеми странами.

МОДЕЛЬ РОСТА СОЛОУ (англ. Solow growth model) – модель, выявляющая механизм воздействия сбережений, роста населения и научно-технического прогресса на уровень жизни и его динамику.

МОДЕЛЬ УРАВНОВЕШИВАНИЯ РЫНКА – (англ. market-clearing model) – экономическая модель, исходящая из предположения о том, что цены свободно изменяются, уравновешивая спрос и предложение.

МОНАРХИЯ (от гр. monarchia – единовластие) – форма государственного правления, при которой верховная власть в государстве сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха; государство с такой формой правления.

МОНЕТА (лат. moneta) – денежный знак, изготовленный из металла (золота, серебра или медных сплавов; в настоящее время – из различных сплавов меди, никеля, алюминия). Первый монетный двор в Риме был учрежден в Древнем Риме при храме ЮноныМонеты, отсюда и термин «монета». Первоначально металлические деньги имели форму слитков различной формы (прямоугольную, овальную и др.), что затрудняло их обращение. Постепенно перешли к чеканке монеты круглой формы, как наиболее удобной для обращения, которая и стала господствующей. В М. различают лицевую (аверс) и обратную (реверс) стороны и обрез (гурт). На каждой М. имеется изображение (герб, имя, титул, изображение правителя) и легенда, содержащая название государства (города), год чеканки, наименование М. М. появляются с развитием товарно-денежных отношений и торговли. Основы монетного дела определяются монетной системой, принятой в государстве: законодательно определяются вес М. при чеканке (законное отклонение от принятого веса (ремедиум); металл, из которого чеканятся М.; относительная стоимость монетных металлов по отношению друг к другу (рацио) и др. С появлением бумажных денег роль М. как основного платежного средства сходит на нет. Важное значение как сокровища сохраняют М. из драгоценных металлов (золота и серебра). В ХХ в. М. повсеместно является разменным денежным знаком с условным, по отношению к бумажным денежным знакам, курсом. М. из золота и серебра выпускаются редко и не имеют серьезного экономического значения. В большинстве случаев это памятные (или юбилейные) М. Монопольное право государства чеканить монету носит название монетной регалии.