ДЖУЛЬЕТТА:
Я тоже, милый.Но страсть моей любви тебя б убила.Грусть расставанья – сладкая игра!Готова расставаться до утра109…(ДЖУЛЬЕТТА уходит)
РОМЕО:
Пусть мир и сон твою покоят грудь!О, как бы я хотел с тобой уснуть!Пора мне в скит духовника стремитьсяМолить помочь и счастьем поделиться.(Уходит)
Сцена III
Скит БРАТА ЛОРЕНЦО.
Входит БРАТ ЛОРЕНЦО с корзиной.
БРАТ ЛОРЕНЦО:
Смурную110 ночь улыбкой сероокойВстречает утро в облаках востока.И темнота, как пьяница, кружитсяИз-под колёс Титана111 колесницы.Пока лик солнца огненной угрозойНи высушил росы ночные слёзы,Набить корзину должен я травойИ ядовито-мёртвой, и живой.Земля – могила матери-природы,Она же – лоно, терпящее роды.Её мы дети, и любой из насПлоды находит в недрах про запас.Одни достоинств множество имеют,Другие нет, но всем своё нужнее.Обилье – вот земная благодать!И лист, и камень могут благо дать.Каким бы гадким ни был плод земной,Он для неё полезный и родной.А то, что было добрым от рожденья,Теряет прелесть злоупотребленьем.Так в правом деле прячется порок,Но и проступок добрый даст урок.Вон тот цветок таит в себе коварство:Живут в нём яд и сильное лекарство.Его понюхав, люди оживают,А пожевав, тотчас же умирают.Во всём противоборство двух начал —В цветке и в человеке – правит бал.И там где худший побеждает враг,Того съедает вечно жадный рак.Входит РОМЕО.
РОМЕО:
День добрый, отче!БРАТ ЛОРЕНЦО:
Господи помилуй!Кто в рань такую нежно мне поёт?Сын мой, видать, ты с головой не друженКоль ею столь не вовремя разбужен.Забота старцев очи сторожит,А от заботы сон любой бежит.Но где юнец с пустою головойПриляжет спать, царит там сон златой.В итоге неурочный твой приход —Свидетельство бодрящих нас хлопот.И если вывод мой поторопился,То наш Ромео вовсе не ложился.РОМЕО:
Провёл я лучше время, угадали.БРАТ ЛОРЕНЦО:
Вы с Розалиной ночку коротали?!РОМЕО:
С кем, с Розалиной! Нет же, мой отец!Той грустной песне подошёл конец.БРАТ ЛОРЕНЦО:
Похвально, сын мой! Ну так где ж ты был?РОМЕО:
Скажу, пока второй раз ни спросил.Я пировал среди врагов моих,И в сердце ранен был одним из них,Но сдачи дал. Теперь наше лекарствоВ твоих руках и в области знахарства.Зла не держу, святой отец, не скрою,Хочу лишь заступиться за обоих.БРАТ ЛОРЕНЦО:
Сын мой, начни признанье по порядку,Не превращая исповедь в загадку.РОМЕО:
Так знай: отныне больше всех на светеЛюблю я дочь богатых Капулетти.Сердцами мы успели породниться,Теперь же помоги нам пожениться.О том, когда и где мы повстречались,И как священной клятвой обменялись,Я расскажу потом, ну а сейчасМолю женой и мужем сделать нас.БРАТ ЛОРЕНЦО:
Святой Франциск! Вот это перемена!А как же Розалина? ВдохновенноЕё любил ты… Мальчиков любовь,Не сердцем, а глазами входит в кровь.Святая дева! Вспомни слёз потокиПо Розалине лившие на щёки!Зачем впустую тратить столько соли,Чтоб ковырнуть лишь кушанье, не боле?Не разогнало солнце вздохов тучи112,В моих ушах стоит твой стон могучий,А на щеке ещё заметен следСлезы от той любви, которой нет.Когда б ты был собой, то и в поминеНе разочаровался б в Розалине.Ты изменился? Повтори-ка, ну же:Жена слаба, коль нету силы в муже.РОМЕО:
Но и за Розалину ты ругал…БРАТ ЛОРЕНЦО:
За то, что не любил, а обожал.РОМЕО:
Советовал любовь похоронить…БРАТ ЛОРЕНЦО:
Но так, чтобы другую не отрыть113.РОМЕО:
Прошу не надо, больше не злословь.Теперь со мной ответная любовь.Не то, что раньше…БРАТ ЛОРЕНЦО:
Просто раньше таУзнала, что любовь твоя пуста.Ну ладно, флюгер114, подведём итог.Причина есть, чтоб я тебе помог,Ведь ваш союз удачным может бытьИ гнев отцов любовью усмирить115.РОМЕО:
Так поспешим же! Мне совсем неймётся!БРАТ ЛОРЕНЦО:
Терпенье! Кто спешит, тот и споткнётся.(Уходят)
Сцена IV
Улица
Входят БЕНВОЛИО и МЕРКУЦИО.
МЕРКУЦИО:
Куда запропастился наш Ромео?Он дома этой ночью так и не был?БЕНВОЛИО:
Не у отца. Я расспросил слугу.МЕРКУЦИО:
Похоже, бессердечье РозалиныЕго изводит просто до безумья.БЕНВОЛИО:
Тибальт, родня седого Капулетти,Ему письмо прислал в отцовский дом.МЕРКУЦИО:
То вызов!БЕНВОЛИО:
И Ромео даст ответ.МЕРКУЦИО:
Любой ответит, кто писать умеет.БЕНВОЛИО:
Нет, он ответит хозяину письма, как тот, кому был брошен вызов.
МЕРКУЦИО:
Увы, Ромео бедный, он уже мертвец, пронзённый чёрным взглядом бледной девки, застрелен в ухо песней о любви, пронзён стрелой слепого Купидона в самое сердце. Разве тот он человек, кто может противостоять Тибальту?
БЕНВОЛИО:
А что такое этот твой Тибальт?
МЕРКУЦИО:
О, больше, чем Принц Кошек116, уверяю. Отважный мастер всяких церемоний. Он бьется так, как ты поёшь, по нотам – следя за тактом, расстояньем и размером. Короткий сбой, раз-два, а три уж точно в сердце! Любую пуговицу по заказу срежет. Он дуэлист! И дом117 его первейший. Сторонник он обоих оснований118. Бессмертное пассадо119! Пунто реверсо120! Хай121!
БЕНВОЛИО:
Чего?
МЕРКУЦИО:
Чума на это шутовство, на эти шепеляво-вычурные кретинизмы, на этих модулянтов слов пустых. «О Боже, достойнейший клинок! Какой высокий дух! Он сука тот ещё!». Ну разве это не прискорбно, старина, что мы страдать должны от этих мушек иноземных, от этих модников, пардонщиков122, так высоко витающих, что сесть не могут на старую скамью? Кругом одни бубоны123!
Входит РОМЕО.
БЕНВОЛИО:
А вот и наш Ромео! Вот и наш Ромео!
МЕРКУЦИО:
В нём не осталось и икринки, как в вяленой селёдке. О, эта плоть, что приняли за рыбу! Зато теперь он весь в стихах, что лились из Петрарки. Лаура124 по сравненью с его дамой – кухарка (хотя её любовник сочинять умел получше), Дидона – та неряха, Клеопатра – цыганка125, Елена и Геро – никчёмные потаскухи, Фисба была как будто сероглаза, но бесполезна. Синьор126 Ромео, бон жур! Твои приветствую французские штаны. Неплохо ты вчера, похоже, нализался.
РОМЕО:
Всех с добрым утром. Нализался? Я?
МЕРКУЦИО:
Да улизнул же, улизнул! Не понял шутки?
РОМЕО:
Пардон, Меркуцио, дружище. Но дело было крайне важным. В подобном случае любой раздвинул бы границы этикета.
МЕРКУЦИО:
Ну, в твоём случае любой поджал бы ляжки.
РОМЕО:
В смысле, в реверансе?
МЕРКУЦИО:
Ты угодил в десятку.
РОМЕО:
Наилюбезнейшее описанье.
МЕРКУЦИО:
Я – сам цвет любезности.
РОМЕО:
Цвет как «цветочек»?
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Традиционное для русского читателя написание Шекспир (Shakspeare) соответствует фамилии безграмотного ростовщика из Стратфорда-на-Эйвоне. Авторы же литературного проекта подписывали свои произведения Шейкспир (Shakespeare, с «e» в середине), а иногда даже Shake-speare. Кроме того, небезынтересно отметить, что на первых изданиях имя «автора» писалось полностью заглавными буквами – SHAKESPEARE – что является правилом написания имён не частных, а юридических лиц или корпораций. Сегодня эта практика умышленно внедрена почти в весь документооборот и потому уже не привлекает внимания. Наконец, если внимательно посмотреть на репродукцию 1-го издания «Комедий, историй и трагедий», бросается в глаза что фамилия автора стоит не в форме родительного падежа – Shakespeare’s – а в форме множественного числа – Shakespeares. Конечно, можно сказать, что такова была традиция или что у наборщиков в типографии не нашлось лишней закорючки, но выглядит весьма подозрительно, как будто издатель хотел сказать, что Шейкспиров было несколько…
2
Примечательно, что правителя Вероны никто из персонажей не называет по имени. Тем не менее, автор трагедии дал ему говорящее имя – Escalus, что созвучно английскому слову scales (весы) и, вероятно, должно подчёркивать взвешенность решений этого третейского судьи. Кстати, считается, что в основу описываемых далее событий легло происшествие, действительно имевшее место в Вероне, когда ею руководил Бартоломмео делла Скала, умерший в 1303 году.
3
Вероятный намёк на Париса из гомеровской «Илиады», описывающей события Троянской войны, виновником которой Парис, собственно, и был.
4
Имя Меркуцио означает «относящийся к Меркурию, подвижный». Кстати, «говорящие имена» были свойственны одному из знаменитых драматургов того времени, Бену Джонсону, которого часто называют «настоящим Шекспиром».
5
Имя Бенволио означает «добрый малый, миротворец».
6
Имя Тибальт означает «кот, задира», и автор в дальнейшем на этом сыграет.
7
Автор, видимо, любит имя Бальтазар. Персонаж под этим именем фигурирует в «Комедии ошибок» и в «Венецианском купце». Известно оно и по Новому завету, где Бальтазаром (или Вальтазаром) зовут одного из волхвов, пришедших к новорожденному Иисусу.
8
Имя Джульетта означает «рождённая в июле», что соответствует описываемым далее событиям.
9
Интересно заметить, что в первом издании произведений «Шекспира», названном впоследствии «первое фолио» (1623), пролог отсутствовал.
10
В оригинале Верона названа fair, что может переводиться и как «красивая», и как «честная». Второй смысл весьма важен, поскольку правитель города отличается тем, что вершит честный суд. В предлагаемом варианте перевода слово «честнОй» также может восприниматься как «почтенная» («честной народ») и как «честная».
11
Два часа – обычная продолжительность спектакля в то время, если принимать во внимание, что большей части зрителей приходилось всё время стоять. На это же намекают и две последующие строки о терпении. С другой стороны, сегодня, если вы посмотрите афиши как английских, так и русских спектаклей, то убедитесь, что постановка «Ромео и Джульетты» занимает в среднем от двух с половиной до трёх часов. Пока литературоведы спорят о том, могли ли актёры в те елизаветинские времена говорить быстрее, чем сегодня, скажу вам по секрету, что да: английский язык того времени отличался от нынешнего не только грамматикой, но и произношением. Сегодня считается что ОП (оригинальное произношение) английским актёрам удалось восстановить. Действительно, на нём реплики получаются гораздо динамичнее.
12
Ремарки в скобках – последующие нововведения английских редакторов, отсутствующие в ранних изданиях.
13
Уважаемый читатель, приготовьтесь к сцене, полной вульгарщины и пошлости. Литературоведы склонны относить это на юность и неопытность автора, который ещё не выработал той строгости и серьёзности, которая присуща более поздним и зрелым пьесам вроде «Гамлета». Хотя, возможно, дело лишь в том, что изначально трагедия мыслилась как трагикомедия, более подходящая для тогдашней сцены. Да и для сегодняшней, пожалуй…
14
Автор иногда использует приём «внутренней рифмы» (в данном случае: «рудокопы – окопы») даже в прозаических фрагментах.
15
Очевидно, что «стоять» здесь используется как в прямом, так и в переносном, «пошлом» смысле, которым проникнуты последующие реплики.
16
Как и в современных поединках смешанных стилей, положение «прижатым к стенке» и тогда считалось слабейшим.
17
Сегодня речь бы шла о том, чтобы в качестве обидного знака показать поднятый вверх средний палец. В елизаветинские времена в Англии считалось вызывающим «кусать большой палец» (в оригинале сказано I will bite my thumb), что уж совершенно непонятно современному русскому читателю. Поэтому в переводе использован более универсальный знак – кукиш (или фига).
18
Определённо, речь идёт о некоем специальном приёме фехтованья, названном по-английски washing blow. Английские шекспироведы считают, что автор позаимствовал это название из 5252 строки современного ему перевода на английский язык «Метаморфоз» Овидия (1567), выполненного Голдингом.
19
Одна из редких оригинальных ремарок автора.
20
В оригинале – these heartless hinds, т.е. буквально «эти бессердечные деревенщины». Однако здесь мы снова встречаем игру слов, возможную только в английском, поскольку hind – это ещё и «самка оленя», heart звучит со сцены так же как hart (самец оленя), иначе говоря, «бессердечные деревенщины» превращаются в «самок без самца». В переводе остались уничижительность и связь к животным, а под «безголовостью» понимается отсутствие головы, т.е. вожака.
21
Имеется в виду длинный двуручный меч. Попытка старого и немощного Капулетти взяться именно за него должна выглядеть особенно комично.
22
В оригинале profaners, т.е. те, кто не знают, как обращаться (в данном случае, с оружием).
23
Сознательное повторения числа «три» в данном случае является типичным риторическим приёмом.
24
Под «посмертными регалиями» (в оригинале grave beseeming ornaments) понимаются украшения, которые некоторые старики имеют обыкновение надевать по торжественным случаям.
25
«Заржавленные в мире», т.е. без употребления, тогда как «разъеденные злобой» означает тоже «ржавые» (в оригинале cankered), но уже от крови.
26
В некоторых переводах это название вы можете встретить в варианте Вилла-Франка или Виллафранка, хотя в оригинале стоит Free-town. Дело в том, что именно так – Villefranche назвал это место Артур Брук в своей поэме, которую, собственно, и переделал на свой лад автор «Ромео и Джульетты».
27
Обратите внимание на «вздохи» возлюбленного, которые собираются в туман или тучи. Этот образ скоро появится вновь и будет возникать в дальнейшем неоднократно.
28
Обратите внимание на это время. Оно появится позже, в сцене ночного свидания Ромео и Джульетты
29
То есть, разумеется, любви. С представлением о времени, как о понятии весьма относительном, мы встретимся на этих страницах ещё не раз.
30
Три «вне» подряд. Обыгрывается наречная частица out оригинала.
31
Здесь мы впервые встречаемся с восприятием персонажами двоякости мира, где любовь уживается с ненавистью. В устах Ромео это пока лишь голые эмоции, однако, позднее понимание того, что «добро – это зло, а зло – добро» поднимется на более осмысленный житейский уровень. В английском шекспироведении это принято называть «парадоксами».
32
Вот опять эти вздохи! Вероятно, Ромео, набрался подобных образов у отца, который первым об этом упомянул чуть выше.
33
Имеется в виду легендарная Диана-охотница.
34
Если вдруг кто забыл, так звали маленького бога любви, более известного под именем Амур.
35
Как вы поняли, юный Ромео сердится на свою нынешнюю возлюбленную за недоступность, полагая (как нынче призывают с экранов телевизоров), что надо жить на полную катушку («Возьми от жизни всё»). Правда, в отличие от современных ромео и джульетт, герой осознаёт, что если от жизни взять всё – это значит банально «умереть».
36
Обратите внимание, как автор здесь (и впредь) заканчивает важные диалоги чёткой рифмой. С одной стороны, это, вероятно, должно служить некой «моралью», а с другой – банально сигналить работникам сцены о необходимости менять декорации.
37
Из чего мы делаем вывод, что Джульетте 13 лет, как и пушкинской Татьяне.
38
15 лет, по мнению отца Джульетты, самый лучший возраст для свадьбы дочери.
39
То есть, Джульетта осталась единственным его ребёнком, остальные умерли и похоронены.
40
В оригинале эта строка почему-то остаётся без рифмы.
41
Несмотря на то, что по обычаю невест и женихов в аристократических семействах исконно подыскивали родители, Капулетти в принципе готов согласиться с выбором дочери.
42
Несколько вычурная строка, подразумевающая, что на вечеринке будет целый выводок молоденьких «звёздочек», которые, в отличие от настоящих, смотрят не сверху вниз, на землю, а наоборот – на небо.
43
Здесь и далее автор использует прозаическую речь простолюдинов для разрядки действия.
44
Хрустальные весы = глаза.
45
Няня, простая душа, все вещи называет своими именами.
46
Шотландский праздник урожая, приходившийся на 1 августа. Его связь с Италией оставим на совести автора…
47
Речь идёт о родной дочери няни, Сузанне, которая была ровесницей Джульетты, но умерла в детстве.
48
Единственное зафиксированное землетрясение в Вероне произошло в 1117 году. В таком случае, действие пьесы разворачиваются в 1128. Если же перенестись на английскую землю, что самое сильное было там зафиксировано в 1580 году. Исследователи делают из этого вывод, что и пьеса могла быть написана через 11 лет, т.е. в 1591 году.
49
Полынь использовалась как лекарственное средство, болеутоляющее и дезинфицирующее.
50
Таким образом, «старой» матери Джульетты никак не больше 26 лет.
51
Вероятно, няня предвидела, что выдающихся людей в наше время будут отливать в воске и выставлять на всеобщее обозрение, как в музеях восковых фигур мадам Тюссо.
52
Вероятно, татарский лук противопоставляется здесь традиционному английскому как более компактный, позволяющий стрелять с лошади или в полёте.
53
А вы думали, полы в то время были паркетными? Нет, камыш – это уже хорошо.
54
Очевидно, Ромео имеет в виду старую английскую поговорку A good candle-holder proves a good gamester, означающую, что тот, кто держит свечку – хороший игрок, потому что только наблюдает и никогда не проигрывает.
55
«Пять разумов» – это пять друзей Ромео, тогда как «пять чувств» – это арсенал одного человека (обонянье, осязанье, зрение, слух и вкус).
56
Стоит вместо queen написать quean (произносятся одинаково), и вот уже перед нами не «королева», а «проститутка».
57
Считается, что это – первое упоминание в английской литературе имени этой феи из ирландского фольклора.
58
Под «атомами» в то время подразумевались любые мелкие существа. При этом автор оригинала всё равно называет их «мелкими» (little atomies).
59
Считалось, что если девушка ленится, то под ногтями у неё заводится разная гадость.
60
То есть, свиньи, которую глупые прихожане отдавали церкви с десятины.
61
В смысле, что когда солдат молится в таком состоянии, со стороны может показаться, что он ругается, сквернословит.
62
Колтун – воспаление сальных желёз на голове.
63
Неожиданные предчувствия беды будут посещать чуть ли не всех персонажей трагедии.
64
Тема «кормчего», стоящего у штурвала «корабля» (т.е. судьбы Ромео) повторится ещё дважды: в сцене первого свидания с Джульеттой и в сцене на её могиле.
65
Английская поговорка the longer liver take all означает, что нужно радоваться, пока жив. Здесь снова явная игра слов: все должны уходить, а кто уйдёт последним (longer leaver) будет вынужден забирать всё, что останется.
66
В силу их молодости, вероятно.
67
В смысле «был несовершеннолетним».
68
Иногда в английских постановках это место вырезается или реплика отдаётся кому-нибудь из друзей Ромео, поскольку трудно поверить в то, что слуга не знает родной дочери хозяина.
69
Старик Капулетти даёт тем самым понять, что воспринимает Ромео, прежде всего, как человека, а не как представителя враждебного семейства, чего Тибальт просто не понимает.
70
Здесь и в некоторых других местах перевода допущены определённые сложности восприятия за счёт неожиданного порядка слов: «… ко мне из уваженья смотри приветливо» должно, разумеется, пониматься как «смотри приветливо из уваженья ко мне». Подобные допущения преследуют две цели: во-первых, это всё-таки не проза, а поэтическая речь и, во-вторых, слог автора во многом непонятен и странен для английского читателя именно за счёт свободы расстановки слов, которая в современном английском языке сделалась гораздо более жёсткой.
71
Либо Капулетти прозорлив, предрекая Тибальту гибель, либо он имеет в виду, что за неповиновение может лишить его наследства.
72
Как только речь заходит об истинной любви, проза и белый стих уступают место не просто рифме, а сразу же сонету как высшей форме любовной лирики.
73
Оригинальная рифма despair (отчаяние) и prayer (молитва) здесь заменены парой «лобызанье – наказанье». Обе пары имеют внутренний смысл, так как первое, приводить ко второму.
74
В смысле «ваши прихожане»
75
Единственная простота при переводе с английского языка елизаветинского века, пожалуй, заключается в том, что существование разницы между местоимениями ты (thou) и вы (you) позволяет чётко понимать, как персонажи обращаются друг к другу. Так в данном случае Ромео начал на вы, но быстро перешёл на ты, тогда как Джульетта, конечно, такую вольность позволить себе не могла.
76
Оригинальное You kiss by the book интерпретируется английскими литературоведами двояко: либо Джульетта имеет в виду, что поцелуй получился слишком сухим, «книжным», либо, наоборот, именно таким приятным, как об этом пишут в женских романах.
77
Похоже, Джульетта заприметила Ромео ещё до того, как начались танцы.
78
Лишнее подтверждение того, как важно прислушиваться к интуиции.
79
Называя Купидона ещё и Адамом, Меркуцио, по одной версии, имеет в виду, что бог любви, на самом деле, самый старший из богов, поскольку любовь существовала ещё раньше них, т.е. старый, как Адам (примечательно, что в ранних версиях оригинала Купидон назывался Авраамом). С другой стороны, Купидона всегда изображают карапузом. Вероятно, Меркуцио намекает, что то чувство, которое Ромео кажется таким новым и свежим, на самом деле – старое и всем хорошо известное. По другой версии, здесь автор намекает на знаменитого в его время лучника – Адама Белла.
80
Речь идёт об известной в те времена балладе о короле Кофетуа, избегавшем женщин, но в итоге влюбившемся в нищенку.
81
Есть версия, что Меркуцио подразумевает фокус с ручной обезьянкой, которая по знаку хозяина претворяется мёртвой и тем веселит зрителей.
82
Всё объяснение, разумеется, построено на двусмысленности: кружок, стоять, дух, поднять…
83
Мушмула (в оригинале medlar tree) считалась похожей на женские прелести и потому часто использовалась в многозначных натюрмортах, где художник рядом с ней располагал символизирующее мужское достоинство грушу. Кроме того, со сцены medlar звучит как meddle, т.е. «совать свой нос, куда не следует», «заниматься сексом».