10. Закон взаимосвязи количества и качества.
11. Закон неполного отрицания отрицания.
12. Закон сложный, или суммарный закон второй большой ступени шара содержания природы.
Теперь об этих законах более-менее подробно.
Сначала я хочу сказать следующее: так как все всеобщие законы неразрывны между собой и очень взаимосвязанны по своим содержаниям, то иногда, объясняя какой-нибудь один из этих законов, мне приходится (как Вы уже видели в предыдущем тексте) и повторяться, и забегая вперёд, называть и другие всеобщие законы, объяснение которых я предложу лишь позже. Конечно, весь этот материал можно было бы изложить и более упорядоченно, но я сделал только то, что мог, и поэтому приношу читателям свои искренние извинения.
Далее, о первых четырёх всеобщих законах из приведённого выше их перечня я уже говорил. Могу лишь чуть добавить о первом законе (о законе центральной точки), сказав, что из всех законов природы он является, естественно, самым основным по всем возможным способам их оценки.
Теперь о законе пятом.
Самым начальным видом движения абстрактной и конкретной материи, лежащим в основе всех других, более высоких и сложных его видов, является, повторяю, её простое механическое перемещение. Ему присущи такие простейшие исходные характеристики среди прочих как направление, скорость, масса, количество, инерционное постоянство и неизбежные изменения этих характеристик, преобладание большей силы над меньшей, плюс движение по пути наименьшего сопротивления.
Каждое материальное образование представляет собой какой-то определённый тип движения материи, который, с одной стороны, инерционно (ведь в его основе всегда лежит простое механическое перемещение) всегда стремится к безграничному во времени и пространстве сохранению всех своих характеристик и распространению их влияния среди всех других, взаимодействующих с ним тел через преобладание большей силы над меньшей; но который, с другой стороны, под воздействием всех своих внутренних и внешних причин всегда и неизбежно изменяется и переходит в другой тип движения (простой наглядный пример – движение и взаимодействие шаров на бильярдном столе). То есть эти постоянный (инерционный) и переменный моменты начального движения материи проявляются у всех материальных образований: с одной стороны, как закономерное и постоянное стремление каждого отдельного из них к безграничному существованию во времени и пространстве путём сохранения своего типа движения материи, или сохранения всей своей организации и распространения влияния её характеристик (свойств и качеств) среди других, взаимодействующих с ним тел через своё возможное преобладание над ними в силе тех любых своих характеристик, которые участвуют в этих взаимодействиях, то есть через свою власть над другими телами в общих с ними характеристиках; и с другой стороны, это проявляется как неизбежная ограниченность их существования и бесконечный переход одних тел в другие в результате их неизбежных и постоянных изменений, происходящих по всем их внутренним и внешним причинам.
Здесь хочу сразу же сказать о власти как всеобщем явлении природы: я считаю, что функциональная суть, или философский смысл власти состоит в том, что она есть общеприродное средство каждого тела, или его инструмент распространения влияния своего типа движения и всей своей организации материи среди других тел через преобладание над ними в силе любых общих с ними свойств – для возможно большего сохранения и увеличения своего существования.
Итак, закон всеобщего стремления к безграничному существованию и неизбежной его ограниченности происходит главным образом из следующих всё более глубоких законов и поэтому включает их в себя:
закон неразрывного единства постоянного (инерционного) и переменного моментов перемещения материи (абстрактной и конкретной);
закон перемещения материи как самого исходного и простого вида её движения, лежащего в основе всех производных и всё более сложных его видов, то есть лежащего в основе содержания всего существующего в природе движения;
закон существования материи только в движении, происходящем из вечной «игры» двух основных противоположных и неразрывных сил её бытия – её стремления к сжатию и стремления пространства к её растяжению;
и наконец, закон существования абстрактной материальной субстанции как неразрывного единства абстрактных вещества и его энергии, или закон центральной точки шарообразной схемы содержания природы.
Я считаю, что эти постоянный и переменный моменты начального движения абстрактной и конкретной материи и происходящий отсюда всеобщий закон стремления к безграничному существованию и неизбежной его ограниченности лежат в основе всех законов сохранения себя и распространения своего влияния среди других тел через свою власть над ними в любых общих с ними свойствах (что я объединённо называю утверждением себя среди других), лежат в основе всех законов развития и деградации, и значит охватывают собой все взаимодействия, всё движение, всё бытие всего вообще конкретно существующего как его суть. И поэтому этот всеобщий закон является, по-моему, самым главным, самым основным и определяющим из всех отдельных всеобщих законов второй большой ступени, и поэтому же его содержание представляет собой самое краткое и сутевое содержание сложного полного, или суммарного закона этой ступени.
Этот закон является, по-моему, общей сутью содержания бытия всей конкретной природы, всех материальных образований на всех уровнях развития материи. Специфика же проявления действия этого закона на различных основных уровнях, или основных ступенях развития материи, или на всех средних ступенях третьей ступени большой состоит лишь в особенностях его осуществления на этих ступенях. Так, говоря о специфике стремления к существованию наиболее обобщённо, можно сказать, что если неживые материальные образования могут использовать только те возможности, которые у них имеются и проявляются сами собой в каких-то определённых условиях, то есть они могут только как бы «ждать» условий для проявления всех своих внутренних и внешних возможностей осуществления этого своего основного стремления, то живые существа могут ещё и искать, и даже создавать такие условия. Последнее, как наиболее сложное, в наибольшей мере (но не исключительно) относится, конечно, лишь к человеку. К этой специфике относится также и то, что о разных телах можно с разной степенью условности говорить, что они «стремятся» к существованию. Это слово более подходит для живых тел и менее для неживых. Но самым точным словом, подходящим ко всему существующему, является слово «стремимы» (законами природы).
Это моё положение о всеобщем инерционном стремлении к безграничному существованию во времени и пространстве путём утверждения себя через сохранение своей формы движения материи, то есть своей организации, и через распространение влияния её характеристик среди других тел – вполне согласуется с положениями диамата и физики о механическом перемещении тел как низшей формы их движения, которое я уже приводил, и также с законами инерции и различными законами сохранения и взаимного влияния характеристик движения и всей организации тел при их взаимодействиях, так как происходит из них.
Я считаю, что этот основной закон бытия природы является эгоистическим по своей сути, так как он говорит о всеобщем стремлении к утверждению именно себя для увеличения существования именно своего. Но применительно к обществу можно сказать, что полная моральная оценка этого стремления к утверждению себя людьми зависит от того, какие средства они выбирают для осуществления этого своего основного стремления и от того, каким является результат всей любой их деятельности по утверждению себя: если и то, и другое служит общественному благу, то всё это и становится благим, или моральным; а нет, – значит нет.
Хочу сказать несколько слов о терминах «пространство и время». Сначала покажу, что об этом говорит диамат.
«Протяжённость материальных образований и соотношение каждого из них с другими, окружающими его материальными образованиями, называется пространством.»…
«Длительность существования материальных образований и соотношение каждого из них с предшествующими и последующими материальными образованиями называется временем.»…
«Согласно диалектическому материализму, пространство и время являются необходимыми объективными свойствами любого материального образования, объективно реальными формами существования материи. Протяжённостью и длительностью существования обладают не только звёзды, планеты, вещи, одним словом, макротела, но и микротела – «элементарные» частицы. «В мире, – писал Ленин, – нет ничего, кроме движущейся материи, и движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени.» (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 181.)
Из этих положений диамата, говорящих, что пространство и время присущи каждому материальному образованию, следует: во-первых, вывод о неразрывности пространства и времени как двух основных форм протяжённости и длительности бытия всего существующего, которые я объединённо называю формами продолжительности бытия; и во-вторых, вывод о несколько большей важности пространства, или первичности пространства и вторичности времени. То есть хотя эти две основные формы продолжительности бытия и неразрывны, но именно существование в пространстве является исходной основой для существования во времени, а не наоборот.
Какую роль играют неразрывность пространства и времени и первичность пространства во всеобщем стремлении к безграничному существованию? – Все материальные образования стремятся одинаково безгранично существовать в обеих этих основных формах продолжительности бытия, но их существование во времени достигается ими только путём их существования в пространстве. И поэтому чем больше оно в пространстве (то есть, чем больше любое тело сохраняет себя, свой тип организации и распространяет его влияние среди других тел через свою власть над ними), тем больше оно и во времени, тем больше оно и вообще, и значит тем больше оно соответствует основному инерционному стремлению каждого отдельного тела к безграничному существованию.
Результатом всё более высокого и сложного (начиная с механического инерционного) стремления каждого тела к распространению влияния характеристик своего типа движения материи на тип движения материи каждого другого тела при их взаимодействии, и значит результатом влияния своего типа организации материи на тип организации материи другого тела, является внесение одними телами больших или меньших изменений в другие тела, наложение ими определённого своеобразного, своетипного отпечатка на организацию, развитие и через это на всё существование других, то есть проникновение собой в других, и значит косвенное существование в других. Это косвенное существование, достижимое в большей или меньшей мере для каждого отдельного материального образования, увеличивает, продляет его существование (распространяет и сохраняет его тип движения материи, его тип организации) в пространстве и во времени как при его непосредственном существовании, так и после его гибели, являясь неотъемлемой частью его существования вообще, или его существования полного, которым я считаю сумму непосредственного и косвенного существований.
Это распространение своего и восприятие чужого влияния также вполне согласуется с диалектико-материалистической теорией отражения, которая, по-моему, совершенно правильно говорит следующее:
«… материя существует через отдельные конечные в пространстве и времени материальные образования, которые не просто сосуществуют, а воздействуют друг на друга. Взаимодействуя, они вносят друг в друга соответствующие изменения. Эти изменения определяются, с одной стороны, природой материального образования, в котором они возникают, с другой – особенностями воздействующего на него тела. Особенности воздействующего тела накладывают отпечаток на эти изменения и так или иначе в них выражаются. В этом и состоит суть свойства отражения, присущего всем материальным образованиям.
Отражение как всеобщее свойство материи, таким образом, представляет собой способность материального образования в соответствующих изменениях тех или иных своих свойств или состояний воспроизводить особенности других, воздействующих на него тел.» (А. П. Шептулин. Там же, стр. 78–79.)
Итак, всё существование каждого отдельного материального образования я делю на существования непосредственное и косвенное. Непосредственное существование тела – это такое его существование, которое находится только в самом этом теле, в его собственной организации, во всех его собственных пространстве и времени. А косвенное существование тела – это такое его существование, которое находится в других телах в виде результатов его влияния на них, в их собственных организациях, во всех их собственных пространстве и времени. У всех живых существ, кроме того, косвенное существование достигается ещё и продолжением себя в своём потомстве. Сумму непосредственного и косвенного существований каждого отдельного материального образования я называю его существованием полным.
Непосредственное существование, естественно, является исходной основой и необходимым условием и средством для достижения существования косвенного. Но какое из этих существований является более ценным и важным и при каких условиях? Сначала скажу следующее.
Все стремления к существованию всех вообще материальных образований природы я делю на стремления: идеальные механические (для неживых и живых тел), идеальные инстинктивные (естественно, только для живых тел) и реальные (также только для живых тел). Слово «идеальные» я употребляю здесь, конечно же, только в самом материалистическом смысле. То есть первые идеальные стремления – механические – я понимаю как «чистые» проявления одной только инерции движения конкретной и абстрактной материи, не смешанные ещё ни с какими другими моментами бытия, как стремления основные, исходные и по своей собственной инерционной природе совершенно безграничные. Об этой безграничности инерции говорит, например, первый закон Ньютона: «Всякое тело продолжает удерживаться в своём состоянии покоя или равномерного и прямолинейного движения, пока и поскольку оно не понуждается приложенными силами изменить это состояние».
Только в таком беспредельном виде эти основные идеальные стремления и могут всегда направлять движение всех материальных образований природы в одну сторону, ко всеобщей единой «цели» – ко всё большему, или безграничному полному существованию, а значит и ко всеобщим природным средствам достижения этой цели – к сохранению своего непосредственного существования, плюс к развитию, усилению, объединению в единства с себеподобными телами (это есть объединение с «попутным» типом движения материи, как более лёгкий путь, или путь наименьшего сопротивления для утверждения себя) и достижению в этих единствах всё более выдающегося, значительного, высокого, властвующего иерархического положения, и таким образом к распространению своего влияния и достижению существования косвенного.
Эти идеальные механические стремления присущи всему существующему живому и неживому. Причём у всего живого они проявляются не только как стремления механические, но ещё и как стремления инстинктивные. То есть общие основные инстинктивные идеальные стремления всего живого к безграничному существованию являются, как я считаю, специфическими проявлениями в его бытие этих самых исходных всеобщих основных механических идеальных стремлений, так как они (общие инстинктивные идеальные стремления всего живого) происходят в результате преломления именно этих самых исходных и всеобщих механических идеальных стремлений, присущих, конечно, и каждому отдельному живому существу, через все моменты его живой организации.
Оба эти исходные основные идеальные механические и инстинктивные стремления ничему и никогда не ставят никаких преград ни в уровне развития и совершенства, ни в величине сохранения и распространения себя в пространстве и во времени, не делают вообще никаких ограничений на пути к определяемым ими беспредельным целям. Эти преграды и ограничения строятся только собственным комплексом качеств каждого отдельного тела, комплексами качеств других, противодействующих ему тел, и другими законами природы, или всеми другими различными противодействующими внутренними и внешними условиями бытия каждого тела. Оба эти идеальные стремления являются основными, постоянными, вечными, неизменными и одинаково безграничными у всех тел (у неживых тел, естественно, – только стремление первое, а у живых тел – оба). Они существуют и одинаково действуют всегда, в каком бы положении любое тело ни находилось – на пороге ли своей гибели или на вершине своей силы и власти. Они есть всеобщие и вечные «стимулы» бытия.
Безграничность этих – всеобщего идеального механического инерционного и общего для всего живого идеального инстинктивного – стремлений к существованию такова, что если под мифическим богом понимается нечто якобы всемогущее, всевластное, всеобъемлющее и бессмертное, то можно сказать, что всё существующее «стремится» (стремимо законами инерции движения и развития материи) обладать именно такими характеристиками своего бытия. В связи с этим здесь можно сказать, что созданный в древнейшие времена наивным человеческим сознанием бог является идеальным выражением этих двух идеальных стремлений к безграничному существованию. То есть человек действительно создал бога по своему образу и подобию, причём в основном – по подобию именно внутреннему.
«Одним из достоинств Фейербаха является то, что он решительно выступил против религии и дал обстоятельную критику её. Он показал, что бог не представляет собой ничего сверхъестественного, а создан людьми по своему образу и подобию. Люди, обладая абстрактным мышлением и воображением, по мнению Фейербаха, отделили от себя свою собственную сущность и стали её мыслить и представлять в виде особого самостоятельного сверхъестественного существа – бога.
Показывая, что все черты, которыми характеризуется бог, человечны, принадлежат отдельным людям или человеческому роду в целом, Фейербах раскрыл земные корни религии, опустил бога с небес на землю.» (А. П. Шептулин. Там же, стр 41.)
Из этих же идеальных стремлений, естественно, происходят и другие, столь же наивные фантазии детства человечества – о вечной загробной жизни, о бессмертии и переселении душ, об энергетических околоземных «ноосферах», где якобы обитают души умерших людей и тому подобное.
Реальные же стремления присущи только всему живому. Они являются, как я считаю, специфическими проявлениями в его бытие его общих основных инстинктивных идеальных стремлений, так как они (реальные стремления) происходят в результате преломления этих инстинктивных идеальных стремлений каждого отдельного живого существа через его тоже инстинктивную способность оценивать все реальные внутренние и внешние условия своего бытия как возможности для выполнения этих инстинктивных стремлений к сохранению и распространению себя, или к утверждению себя в пространстве и во времени, а конкретно – к утверждению себя в иерархии своего единства, а также оценивать и результаты этого утверждения, то есть оценивать иерархическое положение своё и всех других слагаемых своего единства. Эта способность оценки в наибольшей мере присуща, конечно же, лишь человеку, так как у него она определяется не только инстинктом, как у низших живых существ, но ещё и сознанием, гораздо большим, чем у всех известных нам живых существ высших. Однако наука говорит, что даже микробы каким-то образом «чувствуют» к какому конфликту им можно стремиться, а какого следует избегать. Реальные стремления определяют цели реальные, конкретные, а также возможные, приблизительные, временные и переменные в направлении и уровне развития и величине утверждения себя. Эти цели могут меняться, могут всё более повышаться и расширяться или всё более понижаться и сужаться в зависимости от возможностей их реального достижения в каждых данных конкретных условиях бытия всех живых существ, в том числе и на различных уровнях иерархий их групп, объединений, или единств.
То есть все стремления всего живого – идеальные и реальные – совмещают в себе стремления к непосредственному и двум косвенным существованиям, и все эти стремления и приведённые выше принципиальные средства их осуществления имеют, естественно, единую механическую инерционную природную основу.
Итак, механические идеальные стремления есть самые основные, исходные и движущие, вечные, постояные и неизменные стремления всего существующего ко всё большему, или безграничному полному существованию;
• инстинктивные идеальные стремления есть производные от механических идеальных вечные, постоянные и неизменные стремления всего живого ко всё большему, или безграничному полному существованию;
• и инстинктивные реальные стремления есть стремления производные от инстинктивных идеальных; они также являются вечными как таковые. Но: во-первых, они являются стремлениями уже не к безграничному, а лишь к возможно большему существованию в каждом из всех трёх его принципиальных слагаемых; и во-вторых, эти стремления являются уже сравнимыми и переменными по их силе из-за разной реальной постоянной и переменной относительной величины и ценности этих трёх слагаемых полного существования в разных условиях бытия, из которых наиболее влиятельными переменными условиями бытия являются, в среднем, перемещения живых существ по ступеням иерархий их единств.
Далее я покажу пять групп (или типов) разновысоких оценок трёх слагаемых полного существования (по их разной относительной величине и доле в полном существовании) и соответствующих по силе реальных стремлений к ним: один тип – оценки и стремления первичные (исходные и постоянные по их разной высоте и силе на всех уровнях иерархий живых существ), и четыре другие типа – оценки и стремления вторичные (производные и разные по их высоте и силе на разных уровнях иерархий живых существ).
Все эти три принципиальные слагаемые полного существования живых существ и их стремления к ним находятся в иерархии между собой также и по степени своей важности для содержания их бытия, где низшие ступени более важны как всеобщие исходные условия бытия, а высшие ступени более важны как специфика и главная часть всего содержания бытия живого мира.
Все эти три слагаемые полного существования живых существ и их реальные стремления к ним, несмотря ни на какие свои внутренние иерархии, являются исходно (но, повторяю, не производно) моментами равноценными, как моменты неразрывные и составляющие вместе одно целое и основное – полное существование и стремление к нему всего живого вообще.
Здесь я хочу напомнить, что косвенное существование живых существ делится на два типа. Первый тип является всеобщим, самым исходным и основным. Он присущ всему существующему живому и неживому и представляет собой такое косвенное существование, которое достигается через взаимные действия и влияния, особенно через властвующее влияние в любой иерархии своего единства, то есть в принципе – через преобладание большей силы над меньшей любого взаимодействующего качества. А второй тип является общим только для всего живого и представляет собой такое косвенное существование, которое достигается через продление себя в своём потомстве. Поэтому полное существование живых существ складывается фактически не из двух его принципиальных слагаемых, как у неживых тел (непосредственное и косвенное существования), а из трёх: непосредственное существование, косвенное существование первого, или всеобщего типа (через свою власть и влияние) и косвенное существование второго типа (через своё потомство).
Возвращаюсь теперь к предыдущему вопросу: какое же существование – непосредственное или косвенное – является главным для всего существующего и при каких условиях?
По механическим идеальным стремлениям всего существующего и по инстинктивным идеальным оценкам и стремлениям всех живых существ величина, важность и ценность их как непосредственного, так и косвенного существований являются бесконечными, и поэтому сравнить их невозможно, ведь бесконечности несравнимы.
Никакие вообще способы сравнительной оценки не могут быть применимы к непосредственному и косвенному существованиям всего живого и неживого по их идеальным стремлениям, так как эти стремления никогда не предполагают выбора более важного слагаемого полного существования. Идеальные стремления несовместимы с этим выбором, как с ограничением, иначе они не есть стремления идеальные, которые представляют собой стремления к безграничной величине только каждого из всех слагаемых существования полного.
Сравнительные оценки непосредственного и косвенного существований применимы к ним и применяются, инстинктивно производятся, естественно, только живыми существами и только лишь под необходимым и более-менее ограничивающим влиянием всей их реальности, или всех внутренних (собственный комплекс качеств) и внешних (комплексы качеств других слагаемых единства и все иерархические отношения) условий их бытия, которые никогда не бывают идеальными как обеспечивающими бесконечность любого отдельного полного существования. Реальность давит, заставляет, вынуждает живые существа делать эти оценки и выбирать одно из принципиальных слагаемых своего полного существования как наибольшее и главное для себя. То есть реальные оценки трёх слагаемых их полного существования зависят от величины доли этих слагаемых в их сумме, в существовании полном.