Книга К развитию реалистического мировоззрения - читать онлайн бесплатно, автор Юрий Леонидович Гродецкий. Cтраница 14
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
К развитию реалистического мировоззрения
К развитию реалистического мировоззрения
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

К развитию реалистического мировоззрения

Огромная роль закона всеобщей иерархичности бытия состоит в том, что определяемое им иерархическое построение слагаемых каждого сложного единства и движение этих слагаемых по ступеням этой их иерархии есть общеприродный принципиальный способ, или аппарат власти и подчинения, аппарат посильного осуществления каждым материальным образованием природы своего основного стремления ко всё большему существованию путём развития и утверждения себя в своём единстве через самосохранение и власть.

Этот закон происходит, складываясь как сумма из действия всех, или почти всех, простых и сложных всеобщих законов, и поэтому включает их в себя. Но основными моментами, определяющими этот всеобщий производный суммарный закон являются, по-моему, следующие всеобщие законы исходные простые:

• закон инерционного стремления к безграничному существованию и неизбежной его ограниченности;

• закон движения материи по пути наименьшего сопротивления. Этот закон определяет тенденцию всех материальных образований к их объединению в группы, или в единства по принципу и степени их типового подобия, так как эти единства для каждого их слагаемого являются именно этим путём наименьшего сопротивления для утверждения себя и увеличения своего существования как среда тел ему подобных, или как подобный ему, «попутный» тип движения материи;

• закон преобладания большей силы над меньшей. Этот закон выстраивает слагаемые всех сложных единств в их иерархии по принципу и степени их различия внутри их единств по силе их взаимодействующих качеств.

Но построение слагаемых любого единства в их полную (охватывающую всё это единство) сложную (многоступенную) иерархию происходит только при наличии достаточных для этого различий этих слагаемых по их силам. Можно сказать так: всеобщий принцип иерархичности бытия проявляется всё более полно в единствах тел на всех основных уровнях развития материи только при наличии всё большего разнообразия по степеням различия (то есть по относительным величинам различия) сил слагаемых этих единств. (Всё более разнообразное единство по степеням различия сил его слагаемых я считаю единством всё более сложным, а всё менее разнообразное – всё более простым.) Поэтому, например, атомы любого одного и того же типа не имеют сложной иерархии между собой в любом своём единстве, так как степени различия их сил минимальны и недостаточны для такого построения. Все однотипные атомы находятся на одной и той же ступени и любой отдельной иерархии (иерархии атомарных слагаемых любого отдельного тела), и единой полной сложной иерархии, которую составляют все существующие в природе типы атомов, или все типовые слагаемые атомарного уровня развития материи. Также и среди людей: при минимальном различии какого-то количества людей по относительной силе любого их качества все они находятся на одной и той же ступени полной сложной многоступенной иерархии их единства, построенной между ними через силу в этом качестве.

Однако, подчёркиваю, это положение справедливо только лишь для довольно грубого и приблизительного сравнения сил слагаемых любого единства. Но если проводить это сравнение очень строго, то тогда нужно будет сказать:

• что по закону всеобщих подобия (по всё более общим и всеобщим моментам содержания) и различия (по всё более частным и специфическим моментам содержания) в природе не существует любых двух тел, совершенно одинаковых, или равных по всем их силам (по всем абсолютным, а значит и относительным величинам любых их сил) и другим характеристикам, даже любых двух однотипных и практически неотличимых друг от друга атомов или элементарных частиц;

• что различия в силах и других характеристиках любых тел, пусть сколько угодно малые, или даже исчезающе малые, существуют необходимо всегда и везде;

• и что поэтому так же необходимо, так же всегда и везде и в такой же мере существуют между ними и проявления закона всеобщей иерархичности бытия.

Закон всеобщей иерархичности бытия относится ко всем ступеням содержания природы, ко всем всеобщим и всем отдельным её содержаниям. Он включает в себя все всеобщие законы, в том числе и называемые диаматом три основных, так как все они являются моментами, сторонами, или слагаемыми иерархического бытия. То есть принцип иерархичности охватывает собой всё бытие всех материальных образований природы: от мельчайших и простейших (иерархии слагаемых атомов и молекул) до всё более крупных (иерархии слагаемых звёздно-планетарных систем, галактик, Вселенных, всё более крупных единств этих Вселенных и так далее) и до всё более сложных и высокоразвитых (иерархии иерархий человеческого общества, а также, естественно, и других разумных существ, живущих в других мирах). И поэтому этот самый широкий, сложный, производный, или суммарный закон, вместе с законом стремления всех тел к безграничному существованию, как с самой глубокой, исходной, простой и общей сутью содержания второй большой ступени, и с законом преобладания большей силы над меньшей составляют главную часть содержания сложного полного закона этой ступени, который я предложу ниже.

Какой по форме, показывающей относительную ширину, или массовость уровней (количество слагаемых – для тел, и количество действия – для законов), должна быть схема общеприродного принципиального иерархического построения слагаемых любых сложных единств на всех ступенях развития материи и вообще на всех ступенях содержания природы, включая его первую и вторую большие ступени (но только на любых более-менее ограниченных участках безграничного материального мира, иначе массовость нескольких общеприродных ступеней – элементарных частиц, атомов, молекул и всеобщих законов – будет безграничной и значит несравнимой)?

Начну с иерархии человеческого общества, построенной через силу (то есть через количество и степень организации) любого одного человеческого качества. Эта иерархия необходимо должна быть наиболее полным, высокоразвитым и специфическим проявлением всеобщего принципа построения иерархий, так как человечество представляет собой наиболее сложный и высокоразвитый тип живых существ на нашей планете, и так как никакое отдельное тело и явление его бытия, любой высоты развития и степени специфичности, не существует иначе как в той связи, которая ведёт их ко всё более общим и всеобщим содержаниям.

Сначала я хочу сказать несколько слов об одной известной теории распределения силы интеллектуальных способностей людей в обществе. Её авторы – американцы Р. Гернштейн и Ч. Мюррей. Эта их теория называется «Колоколообразная кривая» потому, что предлагаемая ими схема распределения этих способностей выглядит как профиль колокола.

Я думаю, что эту их схему вполне можно понимать как боковую сторону иерархии, расположенной в данном случае горизонтально.

Авторы этой «колоколообразной» схемы объясняют её приблизительно так:

• первое, вся высота общественной иерархии делится на пять равных частей, или больших ступеней, или основных её уровней по природному неравенству людей в силе их интеллектуальных способностей – низшие, низкие, средние, высокие и высшие;

• и второе, наиболее массовым (широким) уровнем иерархии является средний, а массовость всё более высоких и всё более низких её уровней постепенно и симметрично уменьшается от её середины к вершине и основанию. И именно поэтому линии этой схемы, показывающие различную массовость основных уровней иерархии, образуют профиль колокола.

Я не согласен с этой «колоколообразной» схемой. Почему? —

• Первое, я, по примеру этих авторов, также разделяю всю высоту общественной иерархии на такие же пять уровней. Но схематически всю эту высоту я делю не на пять, а на четыре равных отрезка, как (условно) равных по широте своего развития основных уровня иерархии, и так как низкий и низший её уровни, в соответствии со схемой фрактала, сливаются в один уровень – нижний;

• и второе, я тоже считаю, что наиболее массовым уровнем естественных иерархий действительно является средний, это очень ясно видно на схеме фрактала (схемы 1 и 3), но я не могу допустить того, что уменьшение массовости всё более высоких и всё более низких уровней иерархий происходит симметрично, как на колоколообразной схеме. Такого просто не может быть, чтобы людей высоких по силе любого своего качества было бы в обществе столько же, сколько и низких, а высших столько же, сколько и низших. Разве людей выдающихся в любой области человеческой деятельности существует столько же, сколько и людей в этой же области почти или совершенно незаметных? Нет, нет, такой симметрии, конечно же, не существует ни в иерархиях человеческого общества, ни в иерархиях любых других живых существ, ни в иерархиях неживых тел.

Правильной по схематической форме любой естественной общественной иерархией, соответствующей её общеприродному принципу, является, по-моему, только иерархия каплеобразная. В такой иерархии, повторяю, самым массовым её уровнем является уровень средний, вторым по массовости идёт её уровень низкий, и за ним по убывающей массовости идут её уровни высокий, низший и высший.

Искусственные же, или служебные общественные иерархии, построенные по различиям в чине, звании, ранге и должности, в отличие от иерархий естественных, имеют форму пирамиды или конуса. Самым массовым их уровнем является низший, или их основание. Самые большие из таких общественных иерархий – это иерархии служащих армии и государства, политических, партийных и религиозных организаций.

Мне кажется, что подтвердить каплеобразность общеприродного принципа распределения сил способностей среди слагаемых единств и соответствующего построения их естественных иерархий может также и периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева. Каким образом? – Я думаю, что если взять из этой таблицы только те элементы, или типы атомов, которые естественно и устойчиво существуют в обычных условиях нашей планеты (таких элементов только 92 – от водорода до урана), поставить их в иерархию между собой по их атомным номеру и весу, то есть по количеству материи, находящейся в каждом из них (сравнивая это с количеством силы любых свойств или способностей любых тел вообще), затем разделить эту их иерархию на четыре уровня (1–23, 24–46, 47–69, 70–92) и проставить около каждого элемента те проценты, которые этот каждый элемент занимает во всей массе нашей планеты, то я думаю, что эта иерархия элементов по своей форме составила бы очень близкую копию каплеобразной и иерархической формы фрактала. Почему? – Потому, что:

• самым широким местом этой иерархии элементов, как и на схеме фрактала, наверняка являются именно те её ступени, которые находятся рядом с точкой (ступень № 23 – ванадий), показывающей одну четвёртую снизу часть всей высоты этой иерархии, ведь именно на этих соседних с этой точкой ступенях этой иерархии находятся следующие элементы:

• ниже этого самого широкого уровня этой иерархии элементов (это есть её нижний уровень, или первая снизу четверть её высоты) находятся такие всё менее массовые элементы, как титан, скандий, кальций, калий, аргон, хлор, сера, фосфор, кварц, алюминий и др., которые во всей своей сумме составят, возможно, около 39 % всей массы нашей планеты, как и площадь этой части фрактала;

• а выше этого самого широкого уровня этой иерархии элементов (это есть её средний уровень, или вторая снизу четверть её высоты) находятся такие более значительные по своей массе элементы, как хром, марганец, железо, кобальт, никель, медь, цинк и др., которые во всей своей сумме составят, возможно, около 45 % всей массы нашей планеты, как и площадь этой части фрактала;

• ещё выше (это есть высокий уровень этой иерархии элементов, или третья снизу четверть её высоты) находятся такие всё более редкие элементы, которые во всей своей сумме составят, возможно, только около 14 % всей массы нашей планеты, как и площадь этой части фрактала;

• и наконец, на высшем уровне этой иерархии элементов (это есть четвёртая четверть её высоты) находятся такие наиболее редкие элементы, которые во всей своей сумме составят, возможно, лишь около 2 % всей массы нашей планеты, как и площадь этой части фрактала.

То есть я думаю, что форма иерархии химических элементов должна очень близко соответствовать каплеобразной иерархической форме фрактала;

• причём разные уровни каплеобразных иерархий химических элементов, а также и человеческого общества есть:

• для иерархии элементов – это уровни разного количества массы материи в каждом отдельном атоме всех элементов и уровни разной процентной доли общего суммарного количества массы материи всех атомов каждого отдельного элемента на нашей планете во всей её полной массе;

• и для иерархии людей в обществе – это уровни разной величины любых сил в каждом отдельном человеке и уровни разной массовости, разной процентной доли общего количества людей разных уровней их сил во всём их обществе.


Итак, я считаю правильным только принцип каплеобразного распределения способностей:

• по величине их сил и по их количественному распределению среди слагаемых всех сложных единств, а значит и такой же принцип каплеобразного построения их иерархий (схемы 1 и 3); а принцип колоколообразного распределения сил способностей слагаемых сложных единств и такого же построения их иерархий я считаю неправильным, как противоестественный;

• добавлю к этому, что такое каплеобразное и фракталоподобное построение иерархий сложных единств я считаю правильным и для простых иерархий, то есть построенных через силу только в каком-либо одном качестве, и для иерархий сложных, то есть построенных из нескольких разных иерархий простых. – Это положение мне нужно будет, когда во Второй части книги я предложу своё разделение всего комплекса основных качеств человека на четыре качества и соответственно всего общества на четыре основных иерархических общественных слоя, и когда развитием этой сложной иерархии четырёх разных простых иерархий я буду объяснять всё историческое развитие человеческого общества.

Главное в этих правильных схемах – это принципиальная каплеобразная форма их построения, а высота и ширина этих схем могут быть более-менее произвольными. Это зависит от того, какую меру высоты иерархии мы примем для обозначения одной какой-то единицы силы её слагаемых и от того, какую меру ширины иерархии мы примем для обозначения одной какой-то единицы массовости её ступеней.

Общеприродный принцип каплеобразности формы сложных естественных иерархий является также одним из двух принципов, определяющих форму сложных пропорций сил согласия и противоречия во взаимоотношениях слагаемых этих иерархий (это есть второе содержание схемы 3), о чём говорить я буду ниже.


В заключение этой главы хочу сказать, что ещё одним всеобщим сложным производным законом, входящим в состав всех простых и сложных всеобщих законов иерархического бытия, очень важным законом внутреннего развития любых простых и сложных иерархий является закон постепенного и поочерёдного установления всё более справедливого соотношения между естественным неравенством слагаемых единств и их неравенством иерархическим.

Основными моментами, определяющими этот закон бытия сложных единств, кроме законов уже названных, являются следующие всеобщие законы:

• закон возможности достижения власти над властителем только через то качество, которое является или его главным властвующим качеством, или его качеством более низким, но никак не через более высокое качество. Или короче, это есть закон невозможности достижения власти над властителем через более высокое качество, чем его главное властвующее качество. Этот закон определяет, что для того, чтобы какое-то новое, более высокое, более совершенное качество стало властвующим в иерархии какого-то единства, носители этого качества, которое является главным для них, должны сначала преодолеть главное качество властителя, которое для них является более низким и второстепенным;

• закон более быстрого развития низких, более простых качеств, и значит болеее раннего усиления и достижения власти слагаемыми единств через эти качества; и наоборот, – более медленного развития высоких качеств и более позднего усиления и достижения власти через них. Этот закон определяет постепенность и поочерёдность достижения власти слагаемыми единств через их всё более высокие качества.

Этот сложный закон наиболее широко проявляется, конечно же, лишь в человеческом обществе, так как самая сложная иерархия из всех нам известных – общественная иерархия иерархий – строится и развивается на основе не одного или двух, а, как я считаю, четырёх основных качеств человека. Действие этого закона я покажу дальше при моей систематизации процесса общественного развития.

Глава 8

Закон взаимных отношений слагаемых всех единств. Закон двух общеприродных констант и закон всемирной гармонии

Говоря более конкретно, это есть закон единства противоположностей и их взаимных отношений согласия и противоречия. Так я определяю предлагаемый диаматом закон единства и «борьбы» противоположностей, учитывая свои исправления и дополнения к нему.

Объясняя этот закон, я частично повторю сказанное ранее.

Этот закон происходит из следующих всеобщих законов, кроме уже названных ранее законов простых исходных, и поэтому включает их в себя:

• закон необходимого наличия неразрывных противоположных моментов в любых содержаниях; это есть закон противоречивости бытия;

• закон исходных неразрывных противоположных состояний совпадения и несовпадения форм организации и характеристик движения материальных образований для выполнения ими совместных функций их бытия; и законы происходящих отсюда взаимных зависимости и независимости их существования и их взаимных отношений групп согласия и противоречия как одних из самых основных исходных и простых форм взаимосвязи всего существующего;

• закон, определяющий любые слагаемые любых единств как различной степени противоположности из-за постоянного большего или меньшего присутствия в их бытие состояний несовпадения их материальной организации и характеристик движения, взаимой независимости их существования и взаимных отношений их противоречия и исключения.

Состояния взаимных зависимости и независимости существования всего существующего представляют собой две основные, производные (из указанных моментов совпадения и несовпадения), принципиальные, простые, диалектически противоположные и неразрывные формы всеобщей взаимосвязи явлений природы.

Взаимозависимость существования всех материальных образований выражается в их взаимообусловливании, которое состоит не только в том, что разные тела в разной мере обусловливают непосредственное существование друг друга, но ещё и в том, что они также в разной мере обусловливают и косвенное существование друг друга, так как оно есть результат взаимовлияния всех тел. Всё зависит от всего, как от среды и средства для утверждения себя.

Взаимонезависимость же существования всех материальных образований выражается в их взаимоисключении, причина которого состоит не только в большем или меньшем несовпадении их организации и движения, но ещё и в том, что все они имеют одну и ту же основную, принципиальную, механическую инерционную, а живые существа ещё и инстинктивную «цель» – достижение всё большего, безграничного существования путём утверждения себя, своих типов организации и движения материи среди других. И двигаясь к этой цели, каждое тело «стремится» не только сохранять себя (в себе), но ещё распространять и сохранять себя (в виде своего влияния) в каждом другом, над другим, за счёт другого. Побеждая соперника в борьбе за более высокое место, за власть и поднимаясь над ним в иерархии своего единства, победитель освобождается от своей зависимости от него, подчиняет его своему влиянию, использует его как среду и средство для утверждения себя.

Это моё положение о естественном стремлении всех тел к утверждению себя в другом, над другим, за счёт другого – вполне, по-моему, согласуется с физическим законом природы, открытым русским учёным М. В. Ломоносовым (1711–1765). Диамат говорит об этом открытии следующее: «Ломоносов впервые естественнонаучным путём обосновал вечность и неуничтожимость материи и движения, открыв закон сохранения материи и движения, суть которого им была определена так: «… все изменения, совершающиеся в природе, происходят таким образом, что сколько к чему прибавилось, столько же отнимается от другого… Этот закон природы является настолько всеобщим, что простирается и на правила движения». (М. В. Ломоносов. Избр. философ. произв., М., 1950, стр. 160.)» (А. П. Шептулин. Там же, стр. 34–35.)

Из взаимозависимости существования всех тел происходят их отношения группы согласия, то есть взаимные дополнение, содействие друг другу, стремление к сближению и образованию своих объединений, или единств, стремление к установлению и сохранению их упорядоченных и мирных взаимоотношений внутри этих единств. Отношения группы согласия в человеческом обществе включают в себя также любовь, дружбу, уважение, взаимную помощь, проявления сочувствия в радости и горе, доброту, помощь слабому, соблюдение общественных законов и морали, нравственность, порядочность, проявления чувств долга и совести, понимание необходимости преобладания общественных интересов над личными для существования общества, альтруизм (безкорыстное служение другим людям, обществу), жертвенность собой в трудных для общества обстоятельствах и тому подобное. Отсюда же происходят и такие понятия, как «мы и наше».

Из взаимонезависимости существования всех тел происходят их отношения группы противоречия, то есть взаимные большее или меньшее исключение, уничтожение, противодействие друг другу, стремление к отталкиванию и борьбе, стремление к изменению упорядоченных иерархических отношений в свою пользу. Отношения группы противоречия в человеческом обществе включают в себя также ненависть, вражду, неуважение, причинение вреда другим, проявления зависти и злорадства, злобу, жестокость, жадность, эгоизм (себялюбие, забота только о себе, о своей выгоде), отсутствие чувств долга и совести, подлость, безнравственность, презрение к людям, презрение к законам и морали, интересам общества и тому подобное. Отсюда же происходят и такие понятия, как «я и моё».

И из неразрывного сочетания этих основных взаимных состояний и отношений всего существующего, причём только такого их сочетания, где первые состояние и отношения в среднем более или менее преобладают над вторыми, происходит всё бытие всех существующих единств природы: вечного неразрывного единства слагаемых всеобщего (абстрактного) содержания и всех единств конкретных – разрывных и неразрывных, существующих лишь более или менее временно. И если в бытие любых этих конкретных единств начинают преобладать вторые состояния и отношения их слагаемых, то такие единства быстро распадаются и исчезают.

Но всё это не значит, конечно, что первые взаимные состояния бытия и отношения тел только способствуют их прогрессивному развитию, утверждению себя и существованию, и поэтому являются для них общеприродным «добром» в любом своём проявлении, или абсолютно. И точно также это не значит, что вторые взаимные состояния бытия и отношения тел только мешают их прогрессивному развитию, утверждению себя и существованию, и поэтому являются для них общеприродным «злом» в любом своём проявлении, или абсолютно. Таких общеприродных и абсолютных «добра и зла» не существует вообще. Они могут быть только относительными. Более подробно об этом я буду говорить ниже.

Обе эти основные исходные противоположные состояния бытия и формы взаимосвязи (совпадение и взаимная зависимость; несовпадение и взаимная независимость) всех тел и оба эти происходящие из них основные исходные противоположные типа взаимоотношений (группы взаимных отношений согласия и противоречия) всех тел являются принципиально необходимыми для их прогрессивного развития, утверждения себя и существования, но это также не делает все эти моменты бытия ни абсолютным, ни принципиальным «добром». Ведь в конкретных ситуациях они способствуют этим основным стремлениям всех тел и их единств и являются для них «добром» не всегда, но, как я думаю, только тогда, когда взаимные состояния зависимости и отношения группы согласия слагаемых единств более или менее гармонически в среднем преобладают над их взаимными состояниями и отношениями противоположными. Дисгармонические же в среднем пропорции этих основных противоположных состояний и отношений составляют уже «зло» для бытия слагаемых и их единств.

Теперь скажу подробнее.

Отношения группы противоречия делятся на два главных типа: антагонистические (жёсткие, выражающие, как говорит диамат, противоположные интересы слагаемых единств); и неантагонистические (мягкие, выражающие такие интересы слагаемых, которые находятся в рамках общих интересов их единства).

Неантагонистические противоречия представляют собой такую мягкую борьбу слагаемых единств, которая легко и устойчиво входит в гармоническую пропорцию с преобладающими отношениями группы согласия, образует вместе с ними общее состояние «мира» слагаемых, и которую поэтому можно назвать борьбой мирной.