Об этом я подробно написала ниже в главе «Внимание: Гости!». Поэтому, пока опустим здесь этот вопрос, предположим, что вы разобрались. Мы говорим о тайминге.
Для того, чтобы в результате получился богатый выбор фото-материалов, и материалов, из которых можно сделать классный видеофильм, время на прогулку закладывайте не менее 2х часов. Имеется ввиду чистое время для съемок. По факту, с дорогой и сессией, уходит 3 – 3,5 часа.
С другой стороны, например, ваши гости уже могут отправиться в ресторан. Также нужно продумать: на чем они поедут, во сколько будут на месте, и что будет их ждать в ресторане, на вашей банкетной площадке.
Добавляем эти данные в таблицу тайминга.
Мы забежали в таблице слегка вперед. Немножечко ремарок, на что следует обязательно обратить внимание.
Лайфхаки
Арендовать транспорт для гостей можно от точки (дом
или отель), где вы собираете часть гостей, которые едут
в ЗАГС вместе с вами. Просто потому, что минимальное
время аренды минивенов и микроавтобусов составляет 4+2
часа (подробности в соответствующей главе о транспорте),
и только по-знакомству или с хорошим агентством, вы не
переплатите за получасовую дорогу от ЗАГСа до ресторана.
Расчет посадочных мест максимальный, с учетом и тех
гостей, которые приглашены непосредственно в ЗАГС и сядут
в автобус там. То есть, если от дома едут 8 человек, а в ЗАГСе
добавится еще 10, то мы берем микроавтобус на 20 мест.
Не рекомендуем от ЗАГСа заказывать такси, так как они приедут в разное время, и только при большой удаче мы не потеряем гостей в пути до ресторана. Хотелось бы, чтобы гости приехали вовремя. Также в этом случае может быть неразбериха, когда или гости сами себе заказывают такси, или кто-то из ваших родных бегает, суетится, рассаживая гостей по автомобилям. Правда, если вы кому-то из своих родных хотите тем самым испортить настроение – тогда пожалуйста, дайте ему эту «общественную нагрузку»!
Планируйте расположение всех важных точек таким образом, чтобы парк для фотосессии был рядом с рестораном, а дорога от ЗАГСа до ресторана занимала больше времени. Чтобы гости ехали дольше, а вы после фотосессии быстрее добрались до банкетного места.
Про то, чем занять гостей, пока они ожидают вас в ресторане, я подробно написала в главе «Внимание: Гости!».
А мы добиваем таблицу…
Обязательно пропишите в своем плане, когда и кто из подрядчиков у вас заканчивает работать! Это поможет вам грамотно рассчитать время на все и не допустить промашек.
Стандартная, физиологическая и эмоциональная, способность у человека выдержать свадебное торжество с банкетом – 5—6 часов. Больше гуляют, по нашему опыту, только на армянских свадьбах!
Какие позиции мы с вами укажем ниже пункта Банкет в тайминге, что нужно учесть еще?
Выступление артистов, подача блюд рестораном, торт, обряды, первый танец молодых, фейерверк или другая финальная точка (аккорд) вашего праздника.
Хороший ведущий с удовольствием поможет вам в этом. Вы также можете прислушаться ко мне. Подробнее, что и почему, мы расскажем в главах, где описывается та или иная составляющая банкета, а пока примите за данность следующую информацию. Банкетные приемы пищи в нашей стране делятся на такие части:
Холодные закуски – то, что стоит уже на столах, когда гости рассаживаются по местам, – нарезки, рулетики, валованы, икра, соленья и т. п.
Горячие закуски – выносятся примерно через час после начала банкета, чаще всего – жульены.
Горячие блюда – порционные или ассорти – жареные, тушеные, гриль мясо, рыба, овощи, гарниры. Подаются через 1,5 часа после горячих закусок.
Банкетные блюда – (не обязательно заказывать) – фаршированные в цельном виде, красиво украшенные – рыбы, поросята, птица. Выносится как отдельный элемент шоу-программы от ресторана, помпезно и с шиком. Происходит вынос или до или во время подачи горячих блюд.
Торт – выносится за 1—1, 5 часа до финала программы.
Добавляем в таблицу пункты из развлекательно-обрядового наполнения. Для примера я взяла шоу мыльных пузырей, светодиодное шоу и фейерверк. Также из свадебных фишек: первый танец, зажжение очага, бросание букета и подвязки.
Дорогие мои, внимание, сейчас будет важное замечание! Правило!
Насколько важно придерживаться тайминга до банкета, настолько же он становится слабо-принципиален во время оного!
Мероприятие – это живой организм! Предугадать на 100% как пойдет, даже я не берусь! Поэтому, по каждому временному пункту мы принимаем люфт 10 -15 минут в ту или иную сторону! Но не больше!
Поздравляю, наш тайминг готов!
Конечно, в зависимости от ваших желаний, от места проведения свадьбы, от того, что вы захотите устроить, – он будет меняться. Но основной принцип, надеюсь, вы поняли?
МЕЧТЫ И РЕАЛИИ
Покажите мне хоть одну девушку, которая не мечтала бы о свадебном платье! Покажите мне хоть одну невесту, которой было бы все равно, как пройдет ее свадьба!
В радужных фантазиях вы видите себя и своего любимого в идеальной обстановке, как сквозь фильтр размытого объектива. Когда начинаете подготовку, вообще не понятно, с чего начать, куда сначала бежать, за что нужно платить сейчас, а за что потом! Если под рукой нет специалиста, ваш мозг начнет взрываться от первого же шага! Но вы со мной, значит, вы уже облегчили себе подготовку к свадьбе минимум на 50%! И, что немаловажно, сэкономили бюджет!
Посмотрите свадебные ролики в сети, представьте себе картинку вашей свадьбы. Какая цветовая гамма вам нравится? Что в этих роликах вас особенно зацепило? Что бы вы хотели использовать в своей свадьбе, а что категорически нет!
На последнее «нет» я могу ответить за вас. Ни я, ни мои коллеги по цеху ни разу не встречали пару, которая бы хотела грустную свадьбу, с пошлым и пьяным ведущим, с пьяными гостями, с «кислотной» клубной музыкой, и, боже упаси, дракой!
И тем не менее, очень часто коллеги рестораторы делятся со мной такими историями:
«У нас всего 10 (15, 20) человек гостей, нам не нужен ведущий или ди- джей»
«На нашей свадьбе будут интеллигентные люди, поэтому нам не нужен ди-джей, танцевать мы будем под симфонический квартет»
«У нас никто не любит сладкое, поэтому торт заказывать не будем» «Оформления нам не надо, зал и так красивый»
«У нас гости пьют все разный алкоголь, поэтому у нас будет: водка, виски, коньяк, шампанское, вино, текила, мартини…»
«У нас будет 100 человек, чтобы гостям не было скучно, нам нужно много артистических номеров!»
«Наши гости любят играть в бильярд (курить кальян), поэтому комната для этого должна быть доступна весь вечер»
И это не весь список тем.
Прислушайтесь к специалистам! Не просто так выработаны уже негласные правила, что и как должно быть!
Аргументы таким пожеланиям:
– Пусть на вашей свадьбе всего 10 человек, но и им должно быть весело. Хотя бы говорящего ди-джея, но стоит заказать. А на 20 человек уже и ведущего, пусть не на 5—6 часов, а на 3—4 часа. Проверено!
– Танцевать под симфонический оркестр сможете только вы с женихом, поверьте, ваши гости будут «не в теме»! И ди-джей все равно будет необходим! Проверено!
– Даже если вы на 100% уверены, что все ваши гости терпеть не могут сладкое, можно заказать символичный торт. Просто, когда на свадьбе нет торта, то ощущается некая незавершенность. Он не только сладкое угощение, это и ритуал, это и оформление, это и возможность выстроить немного программы вокруг него. Проверено!
– Даже в самом красивом зале, без флористического оформления не будет духа Свадьбы! Будет просто обед в красивом банкетном зале! Проверено!
– Алкоголя на банкете не должно быть, как в ассортименте алко- маркета! Достаточно 1—2 вида крепкого алкоголя, шампанское и вино (красное и белое). Иначе пьяные гости вам обеспечены! Люди сами не заметят, как начнут смешивать напитки! Проверено!
– Во время свадьбы гостям нужно и пообщаться, и покушать, и покурить, да и поздравить молодоженов! Адекватно использовать 1—2 артистических номера. Не превращайте свадьбу в концерт! Иначе артисты могут так и не дождаться времени своего выхода и уедут на следующую площадку! Проверено!
– Если ваши гости любят кальян или бильярд – порадуйте их этим во время Welcome части, до вашего появления на площадке. Иначе во время свадьбы, какой бы интересной она ни была, половина гостей уйдет заниматься своим любимым делом! Они просто забудут про вас и причину, по которой их пригласили! Проверено!
У каждого направления свадебных подрядчиков свои секреты и условия работы. Поэтому, высказав собственное видение, прислушайтесь, реально ли воплотить, то, что вы хотите. А опытный организатор подскажет, насколько возможно все пожелания объединить в тайминге! Хватит ли на все времени и внимания у вас и ваших гостей!
МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Самый трудоемкий процесс – выбор ваших подрядчиков. Агентству хорошо – у них уже база проверенных людей, за качество которых они отвечают! А что делать вам, решившимся на геройский поступок – организовать самостоятельно свою свадьбу?
Любой выбор в сети вы начинаете с маркетингового исследования. Но если товар можно выбрать по картинке, а потом еще и оплатить лишь при доставке, убедившись, что вы получили именно то, что заказывали, то как быть с тем огромным списком услуг, которые вам необходимы?
Вот, этот минимально необходимый список для свадьбы:
– Ведущий и ди-джей
– Декораторы-флористы
– Фотограф
– Видеограф (видеооператор)
– Производство полиграфии (дизайнер и типография)
– Производство аксессуаров и декора
– Стилисты (парикмахеры-визажисты)
– Церемониймейстер (для выездной регистрации)
– Транспорт для вас и гостей
– Артисты/музыканты
– Торт
– Распорядитель
Конечно, его можно уменьшить до 9 или 10, но редко когда это происходит.
И выбор каждой позиции в целом опирается на несколько условий, но не всегда они являются гарантом того, что вас Услышат, что для вас сделают все так, как вы это представляете. Контролировать нужно каждого!
Итак, представьте, что вам уже нужно искать, скажем, ведущего, на что вы будете ориентироваться в первую очередь?
На фотографии? На видео? На активность в соцсетях? Пойдете советоваться с подругами или читать отзывы в сети? На цену?
Расскажу вам о подводных камнях каждого из этих условий выбора.
Как выбрать ведущего?
Фотографии. Симпатичный ведущий – еще не гарантия того, что он профессионал! Смотрите те фотографии, где ведущий с гостями. Что делают гости на заднем плане? Скучают? Смеются? Смотрят с интересом, открыв рот? Какая их реакция?
Видео. Очень многое зависит от таланта оператора и монтажера! Что они сняли и как смонтировали! Поверьте, иногда можно «испортить» и хорошего ведущего плохим видео. И еще один секрет! Видео-ролик равен реальности лишь в случаях с тамадой: то, что в кадре – так же будет и у вас. Современные ведущие работают с базисом, а остальное – хорошая импровизация, построенная на интерактивном общении с гостями. Список гостей на свадьбах повторяется лишь в анекдотах :)) То есть, по видео вы можете понять лишь тембр голоса и пластику ведущего. И лишь предположить, КАК все будет у вас на свадьбе.
Соцсети. Если ведущий выкладывает много постов рассуждений – это говорит лишь о том, что ему, как человеку, есть что сказать. Многие ведущие дают советы по организации свадьбы, многие рассказывают истории смешные и не очень. Изучив странички такого ведущего, вы поймете его ценности, что он за личность. В принципе, такой вариант подходит, но занимает много времени.
Советы подруг, коллег, родственников… Уфф, давно подмечено: у всех вкусы разные, и то, что было в кайф вашей подруге, не факт, что понравится вам! Вы можете далее посмотреть и фото, и видео, и странички в соцсетях, ну и, конечно же, встретиться. Так же отзывы лишь говорят, что данным молодоженам ведущий понравился. Где гарантии, что он также подойдет и вам?
Цена. Если вы ориентируетесь на цену, ищете кого подешевле, сразу предупрежу: вы играете в лотерею, причем, в казино! Шансы, что вам попадется хороший и недорогой ведущий – близки к нулю! Кто обычно дает низкую цену: тамады, начинающие ведущие, неуверенные в себе ведущие. И все это ведет к тому, что результат в 99% случаев вас разочарует, даже если: вам понравится фото, вам понравится видео, вам понравятся посты, он понравится вам на встрече (особенно скрашивать острые углы вашего восприятия будет его низкая цена!)
Далее, в разделах я подробно расскажу, как подойти к выбору того или иного подрядчика, в том числе не продешевить и не переплатить. Потому как, и завышенные цены, за счет завышенного самомнения – совсем не редкость на свадебном рынке! Грубо говоря: «понты – наше все»! :)
На мой взгляд, только в свадебной сфере услуг может быть такое пренебрежение клиентами, которые приходят напрямую. Так как здесь редко может быть повторное обращение.
Вы спросите: так что же делать??? Читайте дальше – узнаете!
ВЫГОДНАЯ СВАДЬБА
И вот мы подошли к самому главное, наверное, пункту для многих молодоженов, которые делают свадьбу своими руками. Как «сделать» свадьбу недорого и здорово!?
И опять мои лайфхаки.
Существуют устоявшиеся условия, которые могут уменьшить бюджет вашей свадьбы, не повлияв на ее качество. Это:
Выгодные сезоны и дни: ноябрь, январь-март, май и с понедельника по четверг.
Количество гостей: от 35 до 40 человек. Аренда загородного коттеджа или дачи.
Расшифруем значения в таблице.
Вы спросите, почему так странно указаны месяцы и дни недели. Дело в том, что декабрь – месяц корпоративов, и цены на услуги иногда выше, чем июльские. В апреле – чаще всего Красная горка. Вы, в принципе, можете найти недорогой зал в апреле, главное, чтобы день свадьбы не совпадал Красной горкой, датой, которая зависит от дня Пасхи. В мае – до сих пор не принято играть свадьбы из-за поверья, что жениться в мае – маяться. Но, как говорит моя мама: кто примечает, тот и отвечает. Если вы не суеверны – май прекрасное время для свадеб. И мой опыт говорит, что не стоит винить май, если что!
Банкетный зал
Начало ноября, конец января, начало февраля и конец марта – вот самые топовые календарные периоды для того, чтобы словить низкую стоимость банкета! Тем не менее, не все заведения питания следуют этому, так что все равно надо разговаривать и отслеживать.
Из дней недели. Не всегда в воскресенье дают хорошую скидку, чаще всего речь идет о скидках за аренду банкетного зала или шатра, но это не касается ресторанов и кафе.
Если вы думаете сэкономить на питании за счет небольшого количества гостей, то вы потеряете в другом – в атмосфере праздника! Конечно же, компании бывают разные! Но, чем меньше людей, тем быстрее они «эмоционально устают». Это проверенный психологический факт! Также в случае принятия такого решения (ну, нет у вас больше 15 человек ни близких, ни родных!), рекомендуем искать или небольшой закрытый зал в ресторане или маленькое уютное кафе, чтобы вы были там одни и вас никто не тревожил! У нас есть «сценарии» и такого камерного торжества. О нем позже, в главе «Режиссура».
При проведении свадьбы в коттедже или на даче, скорее всего вам понадобятся услуги кейтеринга. Не рекомендуем брать просто повара, так как вам нужны будут: и текстиль, и красивая одинаковая посуда, а также посудомойка, хотя бы два официанта, и куча еще разной обязательной мелочи, о которой вы не подозреваете! Самостоятельно все покупать – выйдет дороже.
Услуги кейтеринга обойдутся не дешевле, чем ресторан. И, для Подмосковья, чем дальше ваш коттедж от МКАДа – тем дороже (транспортные расходы).
Ведущий
Ни месяц, ни количество гостей обычно не влияют на стоимость хорошего ведущего. Просто, например, в четверг в ноябре, у вас больше шансов застать такого ведущего не занятым и пригласить провести ваш праздник! Многие ведущие пойдут вам на встречу и сделают скидки и за счет месяца и за счет дня недели. Тут зависит от того, насколько вы ему понравитесь :). Да-да! Ведущие тоже люди! И намного приятнее вести мероприятие у пары душевной, любящей, которая «не выносит мозг» :)) Пары, которая адекватно подошла к обсуждению свадебной программы. Уж простите, за мою прямоту!
Выезд ведущего и ди-джея за МКАД (информация для москвичей) увеличивает стоимость, чем дальше – тем дороже, от 1000 до 3000 за дорогу.
Оформление
Услуги любого флориста-декоратора включают несколько позиций: стоимость материала и декора (цветы и вазы и сопутствующие флористические аксессуары), стоимость работы (декорирование), арендное оборудование (декорации), транспортные расходы, монтаж и демонтаж. Иногда некоторые позиции уже заложены в стоимость композиций и не выносятся отдельной строкой.
Вы обязательно столкнетесь с понятием «сезонные и несезонные цветы». И только сезонные цветы дадут вам сравнительно недорогую стоимость оформления. У каждого флориста-декоратора есть свои секреты, как удешевить стоимость оформления. Поэтому, прежде, чем нафантазировать декор, посоветуйтесь со специалистом! Покажите ему (ей) то, что вам нравится, обозначьте свои пожелания, и советуйтесь. Сэкономите не только деньги, но и время, и нервы, и не разочаруетесь: «Вот хотела так – а дорого!»
Стоимость услуг флориста совсем не зависит от дня недели, от месяца. Но вот может вырасти транспортная составляющая, если сезон «неожиданных» снегопадов и гололедиц! Или же, при большом количестве гостей (столов, стульев), оформления дополнительного пространства, при выездной церемонии, к вам поедут не один, а два – три декоратора, чтобы успеть все оформить до прихода гостей. То есть, если у вас до 30 гостей и нет выездной церемонии, один декоратор управится быстро и это может удешевить стоимость оформления. Если же проект крупный, на большое количество гостей, то оформление начинается за день, силами большой команды декораторов.
Также, как и в предыдущих случаях, при оформлении свадьбы за МКАДом, учитывайте стоимость транспортных услуг.
Транспорт
Ну, вы уже догадались, что ни седан, ни автобус не поедут за город без доплат. Обычно за километр идет доплата около 50 руб. Но все транспортные компании считают по-разному.
В указанные дни и месяцы свадебный транспорт стоит дешевле, чем летом в субботу. Иногда существенно! Но в данном случае, опять же из-за ситуаций на дорогах, придется учитывать увеличение времени аренды! Иначе встанет вопрос доплаты, где-нибудь на полпути к площадке!
По городу – дешевле всего аренда авто в будни: понедельник-четверг. Отличается и общее время аренды и стоимость за час. К примеру, стоимость крайслера в понедельник будет 2500 /час, обязательное время аренды составит 3+1 (3 часа использования и час на подачу), а в субботу – цена может быть 3500, и время 6+1. Колоссальная разница. Автобусы же на подачу добавляют 2 часа.
Стилист
Специалисту по прическе и макияжу все равно, сколько у вас гостей и в какой день недели у вас свадьба. Важно только ваше местонахождение. И если вы ждете его/ее на даче в Пушкино, будьте добры, оплатите дорогу из Москвы. Или ищите мастера по-соседству.
Фотограф и видеооператор
Эта творческая братия живет по своим законам. Причем, у каждого свое видение. Поэтому, конечно же, вам могут сделать скидку в любой сезон, в любой день недели, если вы – понравитесь! И внешне и внутренне! И если вы сами красивая пара, если планируете красивый декор, выездную церемонию, и готовы оплатить 10 часов работы – то скидку вам обязаны сделать! Просто ради хорошего портфолио! Но опять же, не все.
Где может быть удорожание. Если речь идет о серой и сырой погоде, вам скорее всего предложат сессию провести в красивой студии. Не отказывайтесь! Вы не пожалеете!
Артисты (шоу-номера, кавер-группы)
Им также безразличны все условия, кроме удаленности от Москвы или от вашего города.
Вышеописанные параметры помогут вам изначально сэкономить около 50 000.
Что еще может вам помочь сэкономить свадебный бюджет:
– Расстановка приоритетов.
– Грамотный тайминг.
– Глубочайший маркетинговый анализ свадебного рынка.
– Коммуникативные навыки.
– Знания и опыт, которые изложены в этой книге!
РЕЖИССУРА СВАДЬБЫ
Сейчас на свадебном рынке все больше звучит тема о необходимости режиссуры свадьбы. И это понятно, чем выше запросы у молодоженов, чем выше уровень исполнителей, чем интереснее и необычнее поступают запросы на реализацию самых «безумных» идей. Чем сложнее становятся концепции, тем выше необходимость в появлении подобных специалистов – режиссеров мероприятий. Свадебных режиссеров.
Чтобы разобраться в этом вопросе, я расспросила одного такого специалиста, Олега Кузина (режиссер событий, ведущий, продюсер).
Зачем и когда нужен режиссер?
– Все зависит от уровня свадьбы и желания самой пары. Есть традиционно ведущие, организаторы, которые объединяют в себе все функции: и режиссера (но, как правило, ведущие действуют по одной и той же схеме, по привычному сценарию), и креативщика, и декоратора. Но, когда речь идет о каком-то большом, интересном, серьезном проекте, то, конечно же, требуется разделение функций, иначе один человек просто физически не справится, не в состоянии один человек контролировать сразу все моменты. Также режиссер нужен в том случае, когда требуется сделать нестандартную свадьбу, отходящую от традиций (современных в том числе).
Ведущие, как правило, работают в своем формате, организаторы подтягивают каких-то своих подрядчиков. А может быть такое, что для мероприятия понадобиться сразу несколько ведущих: один на welcome, другой на церемонию регистрации, третий на банкетную часть и т. д. В этом случае, режиссер становится независимым человеком, он работает на результат, чтобы получить очень яркое, качественное мероприятие. Он делает все, чтобы творческая идея, которую он обговорил и утвердил с клиентами, была реализована наилучшим образом, разными подрядчиками. У режиссера, в силу его профессии и большего кругозора, есть больше возможностей вариативности, что позволяет предложить разные варианты воплощения. Режиссер также понимает, что бюджеты не безграничны и подстраивает свои идеи под возможности заказчика, не ухудшая при этом качества мероприятия. Ведь с режиссером также согласовывают оформительскую часть, и он увидит, где можно не тратиться на оформление, а, например, использовать артистов. Иногда от оформления также зависит и Действие. То есть режиссер – это человек, который находится над проектом, который придумывает проект, который помогает создавать ту сказку, ради которой очень часто затевается свадьба.
С режиссером минимизируется риск неудач и непредвиденных событий, потому что режиссер, как, кстати, и опытный организатор, видит наперед развитие ситуации и может предотвратить ее до того, как на это обратили внимание гости или молодые. Ну, например, делали мы мероприятие на крыше. За три часа до начала мероприятия налетел ураган с дождем, и все пришлось спасать: высушивать намокшие скатерти фенами, пылесосами собирать лужи, спасать потекшие картины… Но тем не менее, успели, мероприятие состоялось великолепное, и о «подставе» от стихии никто из гостей не узнал.