Всем девочкам в семействе Нелюдовых были присвоены цветочные имена, что страшно не нравилось бабе Жене. Она считала это вычурной фантазией их странной матери. Много раз бабушка предлагала сыну переименовать Розу в Иру, но, как ни странно, отца мало волновали имена дочерей. Главное, он выбрал достойные имена для сыновей, ведь они его главная отрада и продолжение честного рода.
– Оставь их имена в покое, все равно ничего путного из девочек не выйдет, а замуж возьмут и с такими именами, – злился отец и требовал закрыть эту тему.
Имя для младшей дочери он мог выбрать любое, но назвал Виолетту так, как попросила жена. Она словно предчувствовала приближение своей смерти. До родов женщина спешила завершить незаконченные дела – посадить цветы в клумбе перед домом, дошить платье для старшей дочери и подготовить вещи для младенца, который вот-вот появится на свет. Также мать стремилась проводить как можно больше времени с детьми. Она даже повздорила с мужем из-за того, что забирала детей из детского сада и вела на озеро, чтобы побыть всем вместе.
– Из-за твоих полоумных идей дети пропускают занятия, а значит, не научатся чему-то дельному! – кричал отец на мать. А она молча слушала, но продолжала поступать по-своему.
Длилось это недолго, потому что уже через пару недель настало время родов. Виолетта решила явиться в этот мир ночью. В процессе родов жена вдруг срочно попросила позвать мужа. В перерывах между схватками она вцепилась в его руку и резко подтянула к себе. Впившись пальцами в отца, она сказала:
– Не смей бить дочь! Даже цветы могут мстить!
– Что ты несешь? Совсем из ума выжила?! – разозлился отец, резко вырвав свою руку и покосившись на удивленную акушерку, наблюдавшую эту сцену.
– Назови ее Виолетта, как фиалочку – это последнее, что я успела вырастить в этой жизни.
После этого снова начались схватки, и женщина закричала от боли. Мужчину попросили выйти, и все сосредоточились на родах.
После смерти матери, отец смог выполнить лишь одну ее просьбу. Не бить детей он не мог, ведь был уверен – это единственный эффективный способ воспитания.
***
Ремень вздымался вверх и наносил болезненные удары по спине, ягодицам и ногам Розы. От каждого удара она громко вскрикивала. Лицо девушки покраснело от боли, напряжения и стыда, но отец даже не думал останавливаться.
– Так-то тебе, чертовке… – приговаривала баба Женя, со стула наблюдая эту картину.
– Какая дрянь! Родного отца надумала посадить в тюрьму! – в гневе кричал отец и с каждым ударом бил сильнее.
Мальчишки смотрели на происходящее с вялым равнодушием, периодически тихонько разговаривая между собой. Баба Женя внимательно следила за поркой, будто боясь упустить малейший штрих. А Виолетта забилась в угол и старалась не смотреть на эту ужасающую картину и не слушать отчаянные крики сестры. Совсем юную девочку поражал этот акт насилия. «Вот ты бы сейчас зашел социальный работник, чтобы увидеть все происходящее», – думала она про себя. Но нет, работники социальных служб придут днем, когда отца не будет дома, а баба Женя велит всем молчать и выполнять ее поручения. Со стороны сложится впечатление, что это нормальная семья с обычными бытовыми проблемами. Все разойдутся, так и не узнав, что происходит в этом доме по вечерам, когда отец возвращается с работы.
Наконец-то отец выпустил весь скопившийся гнев, успокоился и отпустил Розу. Вся в слезах, девушка захромала в свой угол.
– Пора спать! – с некоторой торжественностью объявила баба Женя, – завтра рано вставать в школу.
Все разошлись по своим кроватям, улеглись и моментально заснули. Словно не произошло ничего ужасного, словно закончился обычный день в обычной семье. Ни в ком произошедшее не вызвало сомнений – Роза сама виновата в случившемся, пусть слушается взрослых, и все у нее будет хорошо.
По дому разносился громкий размеренный храп отца и бабы Жени. Чуть тише посапывали мальчишки. Едва слышно плакала Роза. И только Виолетта лежала с открытыми глазами и смотрела в потолок. Вечерняя сцена произвела на нее слишком сильное впечатление, хоть девочка и пыталась не смотреть и не слушать. Своим детским умом она отчетливо понимала – это ненормально, так не должно быть. Виолетта боялась, что однажды отец забьет сестру до смерти, ведь абсолютно очевидно – Роза не изменит свое поведение. Всеми силами младшая сестра уповала на помощь психиатра. Взрослые видели проблему просто – если Роза не будет слушаться – будем бить. Но на самом деле было наоборот – Роза не станет слушаться, пока ее будут продолжать бить.
Глава 3
Казалось, отец стал спокойнее и даже веселее. По вечерам он приходил домой позже обычного и подолгу беседовал с бабой Женей на кухне. При всей его неразговорчивости у него стали появляться темы для рассуждений и даже проскакивали шутки.
Братья до полуночи готовились к предстоящим школьным экзаменам. Ивану и Сергею тяжело давалось обучение, они не разбирались во многих предметах, но прилежности им было не занимать. Старательно ребята выполняли все задания, которые могли выполнить. Более сложные задачи по алгебре и геометрии за них выполняла Виолетта. Девочка была младше братьев, но ей приходилось осваивать программу наперед, ведь больше в семье никто не мог решать сложные задачи со звездочками.
– Мне все равно, насколько это сложно! – кричал отец, – вы должны сдать все экзамены и закончить школу в этом году!
– Задания по алгебре очень сложные, мало кто в классе их осиливает…
Глаза отца моментально темнели, огромная рука сжималась в кулак и с силой ударяла им по стене. Все сразу замолкали и понимали, что приказ не подлежит обсуждению.
Братья вынуждены были заучивать информацию, при этом, совершенно не понимая ее. Понятно, что такой способ обучения не даст нужного эффекта, ведь все заученное после экзаменов моментально выветрится из головы. Но кого это волновало, закончишь школу – молодец, пойдешь работать. Не закончишь – отец спустит три шкуры. Выбора не было.
– Виолетта! Помоги решить! – в приказном тоне просили братья, которые уже привыкли к помощи младшей сестры.
То, что Виолетта умна не по годам, уже ни в ком из семейства Нелюдовых не вызывало удивления. Помимо домашнего хозяйства, девочке приходилось выполнять сложные задания для старших классов, писать подсказки и шпаргалки для братьев, а еще два раза в неделю навещать Розу в психиатрической клинике. Такие посещения были обязательными, но никто из семьи не хотел видеться с «ненормальной» Розой. Несмотря на плотный график Виолетты, который создали ей бабушка и братья, она чувствовала себя обязанной навещать сестру. Ведь отчасти виновницей определения Розы в психлечебницу стала Виолетта.
***
Накануне определения Розы в больницу, семейство Нелюдовых переживало сложный период. Проблема со старшей дочерью оказалась намного глубже, чем предполагалось. Как и предписывалось, после случая в столовой и открытия дела, семью ежедневно посещал социальный работник. Это была женщина среднего возраста, постоянно опаздывающая, суетящаяся и торопящаяся. Ее внешний вид был немного неаккуратным: волосы небрежно собраны в хвост, на ресницы наспех нанесена тушь с комочками, помада местами накрашена мимо контура губ. Очевидно, что занимаемая должность не приходилась ей по душе, а потому все как-то не клеилось. Замученная работница социальной службы подходила к дому примерно в обед. С порога ее встречала баба Женя и, в несвойственной ей манере, улыбалась и дружелюбно приглашала войти внутрь. В первую очередь социальная работница ставила на пол огромную сумку с торчащими из нее документами и выдыхала. Потом снимала обувь и тоже испытывала облегчение. Ее ноги всегда были немного опухшими, видимо, из-за того, что ей приходилось много и подолгу ходить. Затем, она проходила в дом, где все сверкало чистотой благодаря стараниям Виолетты. Девочка вымывала все до блеска, как требовала баба Женя. А если что-то было вовремя не убрано, не выстирано или не вычищено, следовали удары лозиной по ягодицам, спине и ногам. Если бабушка обнаруживала халтуру – удары наносились по рукам. Если Виолетта забывала что-то сделать или не успевала, то количество ударов увеличивалось в три раза.
Далее социальная работница подходила к столу, за которым занималась Роза. Девушка старательно что-то писала в тетради. Женщина задавала ей несколько вопросов общего плана, например, как прошел день, что она ела на завтрак, справляется ли со школьной программой и тому подобное. Очень вежливо Роза отвечала, что все прошло хорошо, ей нравится школа и все понятно по программе обучения. Затем, девушка обязательно добавляла, что она чувствует себя хорошо, любит отца, бабушку, братьев, сестру и сожалеет, что поставила их в неудобное положение и выставила в не лучшем свете. Эту речь придумывала баба Женя и даже репетировала ее с Розой до прихода работницы социальной службы.
Примерно тоже самое представитель социальной службы спрашивала у братьев и сестры. Их ответы она записывала на лист бумаги, который потом убирала в одну из папок, торчащих из большой сумки. Каждый отвечал то, что велела говорить баба Женя.
Осмотрев все вокруг и убедившись, что обстановка нормальная, социальная работница не торопилась уходить, зная, что ее должны угостить. Баба Женя тут же звала ее на кухню, где уже был заварен чай и нажарены блины. Женщина даже не догадывалась, что за пару часов до ее прихода Роза стояла у плиты и под контролем бабы Жени их жарила. Если блин подгорал – бабушка била внучку лозиной по ягодицам. Если рвался при переворачивании – удар лозиной приходился по рукам.
Бабушка звала всех детей к столу и наигранно-дружной компанией они пили чай с блинами. Одному ребенку разрешалось съесть не больше двух блинов, но это не должно было броситься в глаза работнице социальной службы. А сама работница была настолько замученной и уставшей, что не стремилась замечать какие-то нюансы. Визиты она сделала, все пункты анкеты заполнила, отчет написала – на этом все. Поэтому, спустя десять дней ежедневных визитов, она сдала руководству полный отчет – в семье все в порядке, интересы несовершеннолетних соблюдены.
Подошло время посещений психолога. Отец и баба Женя строго-настрого запретили Розе рассказывать хоть что-то про наказания.
– Если отца посадят в тюрьму, кто будет всех нас кормить?– строго говорила баба Женя, – хочешь, чтобы на твоей совести были не только наши испорченные нервы, но и наши голодные смерти?
Роза ничего не отвечала. Казалось, про себя она еще не приняла решение, как вести себя на встречах у психолога.
– Бери пример с сестры, все выполняй и помалкивай, тогда и проблем не будет, – продолжала баба Женя. – А если отца посадят, я сама ночью задушу тебя подушкой. Поняла?!
Роза кивнула.
– Вот так бы всегда себя вела – делала, что велят и соглашалась! – заключила баба Женя.
***
В отличии от социальной работницы, психолог к своей работе относилась ответственно и с энтузиазмом. На первый сеанс Роза пришла без особого желания. Девушке не хотелось тратить время на бесполезные походы к специалисту, который ничем не сможет ей помочь.
Роза считала, что ее единственным спасением может стать отсутствие личного контакта с отцом, например, по причине его тюремного заключения или смерти. Тогда с бабушкой она бы могла справиться. И вообще, баба Женя не представляла особой угрозы без отца. Но кто тогда будет содержать их семью? Еще Роза могла бы сбежать из дома, чтобы освободиться от семейного гнета, но баба Женя забрала у нее все документы и спрятала. Роза уже пыталась их отыскать, но не смогла найти. Получался замкнутый круг, и девушка чувствовала себя заложницей ситуации.
На первую встречу с психологом Роза пришла без настроения. Она села на стул и приготовилась к «полосканию мозгов». По просьбе специалиста девушка очень кратко описала свою семью и отношения в ней. Как велела баба Женя, Роза рассказывала только хорошее, то есть только неправду. На любые вопросы отвечала односложно, либо «да», либо «нет», а когда затруднялась дать правильный ответ, она пожимала плечами.
Баба Женя заранее предупредила внучку, что вопросы будут каверзными, чтобы понять общую картину происходящего в их семье, и отвечать на них нужно обдуманно. А еще лучше не отвечать или уходить от ответов. Когда психолог попросила девушку показать ноги, Роза растерялась и застыла в недоумении, не зная как правильно поступить. Она боялась, что увидев синяки и ссадины, которые еще не прошли после последнего наказания, отца обвинят и посадят. Роза вспомнила слова бабы Жени: «Если отца посадят, я сама ночью задушу тебя подушкой».
– Нет, не хочу раздеваться, – выпалила Роза, схватившись за джинсы.
Психолог не настаивала. Она быстро загладила возникший конфуз и снова попыталась втереться в доверие к девушке. Но баба Женя предупреждала о возможности и такого поведения специалиста, и заранее настроила внучку, что психолог – это враг, а не друг, и попытки «подружиться» – это всего лишь ее работа, чтобы залезть в голову к Розе.
Наконец-то сеанс окончился, и Роза смогла уйти из этого ужасного кабинета с бледно-желтыми стенами и неприятной, чересчур аккуратной обстановкой. От сильного напряжения и зажатости у девушки даже заболела голова.
***
Вечером отец снова бил Розу. Ненавистный кожаный ремень сильно ударял по телу, попадая на незажившие синяки и ссадины. Причиной его агрессии стала просьба психолога поговорить с отцом.
– Что ты ей рассказала? – кричал отец, замахиваясь ремнем.
– Ничего не рассказывала! Честное слово! – в слезах оправдывалась Роза.
– Врешь! Что-то наговорила этой мозгоправке! Почему она меня вызывает?
– Не знаю. Я ничего не говорила и не показывала свои синяки….Хватит…
– Чтобы пойти к ней завтра на бесполезную беседу, придется пропустить работу, значит, мне меньше заплатят. Если она захочет еще раз потрепаться о всякой ерунде, я снова пропущу работу. А много пропусков грозят увольнением! Понимаешь, что ты устроила?!
– Я не виновата! – рыдала Роза.
Но любые оправдания были бесполезны. Отец никогда не останавливался, пока не остывала его ярость. Выплеснув ее сполна, он отпустил девушку и пошел на кухню пить чай. Заплаканная Роза легла на свою кровать и с ужасом стала рассматривать покрасневшие ноги, изуродованные синяками и ссадинами. Ей было обидно нести такое суровое наказание ни за что, но она понимала – это изъяны подорванного доверия. Никто в семье не верил, что в глубине души она любила своих братьев и сестру и жертвовала собой, чтобы не причинить им вред.
Роза мечтала, что однажды уедет прочь из родительского дома в большой город и заработает деньги, чтобы забрать своих родных из этой ужасной обреченной обстановки. Всхлипывая после побоев, она представляла, как увозит с собой в лучшую жизнь всех, кроме отца и бабы Жени – их она хотела оставить здесь гнить до конца жизни. Эти мысли грели ее изнутри и давали надежду на лучшее. Вместе с тем, увеличивались и масштабы ненависти к отцу и бабушке. Розе хотелось, чтобы однажды все узнали настоящую историю ее взаимоотношений с отцом и бабой Женей, которые в тандеме создавали невыносимые условия жизни для всех, а особенно для нее. Она пыталась визуализировать, как проходит суд, их признают виновными и назначают пожизненное заключение. Вот только надо заработать деньги, чтобы хватило на жизнь четверых людей: ее, Виолетты, Ивана и Сергея. А как их заработать она понятия не имела, но от этого надежда не умирала. Довольно необычные мысли для девушки-подростка формировали ее боевой характер и нежелание подчиняться воле ненавистных ей родственников.
***
– Роза всегда была проблемным ребенком. С детства она непослушная и своенравная, – рассказывал отец, скромно сидя на диване в кабинете психолога.
Всем своим видом он показывал обеспокоенность и расстройство из-за сложившейся ситуации.
– Замечали ли вы обострения в ее поведении? – продолжала задавать подготовленные вопросы психолог.
– Да. Ситуация ухудшилась после смерти ее матери.
– Кто сейчас присматривает за Розой и остальными детьми в семье?
– Моя мать.
– Получается ли у нее справляться с детьми в таком возрасте?
– А разве есть выход?
– Поясните.
– Я работаю с утра до позднего вечера, чтобы заработать деньги для покупки продуктов, одежды, канцтоваров и других самых необходимых вещей. Если я не буду работать, мы просто обнищаем. Я благодарен моей матери за любую помощь по присмотру за детьми.
Психолог внимательно посмотрела на мужчину. Весь его внешний вид говорил об усталости физической и моральной. По изношенной одежде, большим рукам в мозолях и глубоким морщинам было понятно, что он зарабатывает тяжелым физическим трудом. А такие люди, как правило, отличаются простотой и говорят правду из-за отсутствия природной хитрости, коварства, а иногда и фантазии.
– Вы любите свою дочь? – спросила психолог.
– Конечно! Что за вопросы?! – удивился отец. – Я люблю всех своих детей! Они моя семья, я живу и работаю ради них!
– Вы когда-то били Розу?
– Нет, – абсолютно спокойно ответил отец.
Психолог внимательно посмотрела на его лицо, на котором не дернулась ни одна мышца. Казалось, этот человек просто неспособен обманывать.
– На сегодня достаточно. Завтра мне нужно будет поговорить с бабушкой Розы.
– Хорошо, – ответил отец, – я ей передам.
Психолог уже собиралась подняться со своего места, но отец захотел продолжить разговор.
– Что вы можете сказать о поведении Розы? Почему она так себя ведет? – взволнованно спросил он.
Психолог про себя одобрила такое поведение мужчины. Ведь это означало, что ситуация с ребенком его тревожит и он хочет ее исправить.
– Несомненно, у Розы есть психологические проблемы, она очень замкнута в себе и не хочет идти на контакт. Негативно реагирует на любые попытки сблизиться и наотрез отказывается рассказать что-то о себе. У нас пока состоялась только первая встреча, но я уже продумываю разные варианты подхода к ней. Для понимания ее проблемы нужно, чтобы она открылась мне.
Они дружелюбно попрощались и разошлись.
Этим вечером в доме было спокойно. Впервые за долгое время кожаный ремень лежал на своем месте, а Роза не плакала. Отец и баба Женя заперлись на кухне и долгое время что-то обсуждали. Несколько раз отец ударял по столу, отчего столешница подпрыгивала, а потом с грохотом падала обратно.
***
– Если бы только мы знали, почему она так себя ведет?! – говорила баба Женя. – Да, понятно, девочка потеряла мать, но ведь у нее осталась остальная семья! Мы ее любим и заботимся… – с этими словами бабушка попыталась придать своему сморщенному лицу несчастный вид.
– Пожалуйста, возьмите себя в руки, – равнодушно ответила психолог, как будто не веря в искренность старушки.
Она встала, подошла к кулеру с водой и, набрав стакан, протянула его бабушке. Баба Женя сделала несколько глотков и наигранно выдохнула.
– Какая у Розы успеваемость в школе? – поинтересовалась психолог.
– Нормальная, – быстро ответила баба Женя. – Не скажу, что она хорошо учится, но удовлетворительно, «хвостов» нет.
– Кто помогает ей по учебе?
– Помогают все. Что-то объясняю я, что-то подсказывают старшие братья… – врала бабушка.
Единственным человеком, который мог помочь в учебе, была Виолетта. Несмотря на самый юный возраст в их семье, девочка отличалась изрядной смышленостью. Она сама была отличницей и «тянула» старших братьев и сестру. Разумеется, Виолетта делала это не по своей воле, а потому что ее обязала баба Женя под угрозой пожаловаться отцу. А как с непослушными детьми разбирался отец, все знали. Никто этого не замечал, но постепенно на Виолетту возложили и обязанности следить за успеваемостью братьев и сестры. Так получилось, что девочка была занята с утра и до позднего вечера. Сначала она находилась в школе, потом вместе с Розой готовила еду на всех, после окончания обеда помогла бабе Жене вымыть посуду, иногда чередуясь с сестрой. Завершив дела на кухне, бабушка отлучалась на обеденный сон, а Виолетта должна была помогать братьям и сестре с выполнением домашних заданий. Затем, она делала свои уроки. Потом следовало приготовление ужина, разные занятия по дому, снова уборка и сон. Конечно, Роза могла бы взять на себя половину обязанностей по дому, но ее трудно было заставить что-то делать. После наказаний старшей сестре приходилось выполнять больше поручений, но она все делала из-под палки, выполняла поручения безалаберно, за ней приходилось доделывать и переделывать, а бабушка этого не любила. Поручать задания Виолетте было куда проще, она любую работу делала прилежно и хорошо, тем самым, освобождая бабу Женю от лишних хлопот.
Иван и Сергей плохо разбирались во всех предметах. Абсолютно очевидно, что их предназначением было работать руками, а не головой. Отец велел младшей дочери помогать им разбираться в предметах, но они не хотели и не могли воспринимать любую информацию. Младшая сестра изо всех сил старалась доходчиво объяснить им логику решения задач, но когда поднимала голову и видела их пустые глаза, девочка понимала бессмысленность этой затеи. Братьям словно от рождения не хватало способности смотреть на вещи с разных сторон. Их мышление было слишком простым, в любой ситуации они видели только одно решение – самое очевидное. Если оно оказывалось неподходящим – мальчишки заходили в тупик, потому что увидеть альтернативный вариант они просто не могли.
С Розой было легче. Она довольно быстро схватывала информацию, когда хотела. Проблема заключалась в том, что старшая сестра видела мир по-своему и не желала вникать в суть некоторых вещей. Она словно ограничивала саму себя от ненужной ей информации и отказывалась мыслить, если ее заставляли.
– Выбить бы из твоей головы это своенравие! Оно заведет тебя и всех нас в могилу! – часто ругалась баба Женя, лупя Розу лозиной.
В глубине души Виолетта тоже считала, что излишняя своенравность только вредит Розе, а упрямство вынуждает нести все новые и новые наказания. В этом плане Роза была похожа на старших братьев, которые не умели находить другие пути. Когда Роза плакала после очередных побоев, младшей сестре хотелось подойти к ней, дать оплеуху и сказать: «Ну почему ты так глупа? Тебе не надо идти напролом, просто выбери другую дорогу. Будь хитрее, обойди препятствие!». Но Виолетта никогда бы не произнесла это вслух. Во-первых, ей запрещалось высказывать свое мнение и даже просто его иметь, ведь девочку не спрашивали, значит, ее рот должен был быть закрыт. Во-вторых, узнай отец о том, что Виолетта раздает какие-то советы, да еще призывает к хитрости и обману, он бы ее отлупил. Поэтому Виолетта молчала, а ситуация не менялась.
Со многими заданиями по школьной программе Роза успешно справлялась сама. Но иногда она просто не хотела этого делать, потому что ее мысли были заняты другим. Все чаще она сидела на своей кровати, что-то чертила и судорожно записывала. Очевидно, что старшую сестру переполняли идеи, но она ни с кем ими не делилась. Поэтому, когда нужно было делать домашнее задание, а Роза занималась своими делами, она просто просила Виолетту выполнить задание за нее. Младшая сестра не хотела этого делать, но из-за отказа в помощи между сестрами возник бы конфликт и словесная перепалка, а баба Женя не стала бы разбираться кто прав, а кто виноват, порцию лозиной получили бы обе. Поэтому, не говоря ни слова, Виолетта выполняла задания, а потом шла заниматься другой работой по дому.
У бабы Жени не столько болели ноги, сколько она на них жаловалась. Всю свою жизнь бабушка напрочь была лишена такого качества, как человечность. Ее саму воспитывали в строгости и сплошных ограничениях, так же она воспитала своих сыновей и теперь сыновья так же воспитывали своих детей. В их роду этот способ воспитания передавался из поколения в поколение. Поэтому, когда ее сын порол своих детей, она не испытывала никаких негативных эмоций, ведь бабушка так поступала сама, и ей это казалось нормой. Кода у внуков умерла мать, баба Женя решила помочь с воспитанием не из благих помыслов, а потому что боялась остаться одна на старости лет. Ее дом, который находился недалеко от нынешнего места жительства, был в ветхом состоянии и требовал капитального ремонта. Так сложилось, что в нормальных отношениях она состояла только со старшим сыном, а младшего не хотела больше знать. Старший теперь остался один с четырьмя детьми и был вынужден работать с утра до позднего вечера каждый день, поэтому времени на ремонт дома матери у него просто не было. Баба Женя решила переехать к нему в дом, чтобы сын ее содержал, а она получила крышу над головой и, заодно, присматривала за внуками. Это решение оказалось правильным, так как вскоре после ее переезда крыша старого дома рухнула. Быстро сориентировавшись в ситуации, бабушка взяла бразды правления семьей в свои руки. Дети стали выполнять всю работу по дому, дав бабе Жене возможность немного отдохнуть на старости лет. Мальчишки занимались огородом и понемногу ремонтировали дом. Сестры выполняли традиционные, по мнению бабы Жени, дела для девочек, то есть готовили, убирали, наводили порядок, обслуживали мужскую часть семьи.