Функции этого механизма заключаются не только в одном лишь техничном исполнении работы системы, но и идеологической, которая, по сути, является фактором направляющим. Именно идеология направляет действие. Поэтому в храмах потребления, потребители всегда ищут то, что не могут найти снаружи, а именно успокаивающее чувство принадлежности – утешающее ощущение того, что ты являешься частью сообщества.
Суть этой идеологической системы общности, идеи сказочной страны счастья, предполагает отсутствие различия, отсутствие индивидуальности, но взамен этому предоставляет чувство схожести, типа «мы все похожи», «у нас одна и та же точка зрения». То есть, человек индивидуальный превращается в существо социальное. Говоря конкретно, превращение мыслящих людей в стадо баранов, объединённых под крышами этих торговых городов, общей идеей потребительства. Отсюда и вырабатывается известная в мире идеология о единстве, нации, и присущей ей духовности. Единство здесь предполагает единение под общей идеей потребительства, всех стран и народов, и присущей потребительской духовности. В масонстве это «свобода, равенство, братство».11 Предполагается равенство всех наций под идеей общей схожести, а братство под покровом общей идеи потребительства, что в свою очередь подразумевает некую свободу, заключающуюся в рынке. Ведь, весь мир построен по одному и тому же рыночному закону, в рамках которого находится свобода потребителей. Это всего лишь свобода выбора между товарами рынка, и свободное перемещение в пределах рынка, как сознанием, так и телом. Зигмунт Бауман писал:
«В потребительском обществе всеобщая потребительская зависимость – универсальная зависимость от покупок – это обязательное условие всей индивидуальной свободы; главным образом свободы отличаться, „иметь идентичность“».12
Т. е., человек должен мыслить в пределах рынка, и заниматься деятельностью в пределах рынка, делать то, что выгодно рынку. Ведь формирование счастливого потребительского сознания, происходит в среде рынка, через продукцию, несущую информацию, а значит определённого рода идею. В среде молодёжи это выражается в однообразной установке: «Будь проще, делай как все», что предполагает всякое отсутствие мысли, и проявления индивидуальности, что ставит человека в один ряд послушных двуногих, которые только работают и развлекаются. Мыслить можно только в пределах потребительского сознания, в пределах рынка, в пределах быта. Человеческие чувства и отношения теперь неотделимы от рынка и зависят от него. Общение людей друг с другом сводится к примитивному минимуму. В чём они вращаются, то и воспроизводят в своём сознании.
Это создаёт настоящее сообщество верующих и подобно безумным фанатикам рьяно защищающих свой потребительский мир, и оправдывающихся за своё невежество. Бауман называл это кратчайшим путём к духовному единению, которое предполагает единение полного сходства, типа «мы все одинаковы»; единение, безпроблемное, не призывающее ни к приложению усилий, ни к проявлению бдительности; единение, которое не нужно «искать», а которое «дано», и дано задолго до того, как предприняты какие-либо усилия, чтобы вызвать его.13
Потребительская рыночная система была дана человечеству, с самых древних времён с образованием первых государств, как единственная возможная система организации жизни. И то, что было дано, нужно было просто принять, не задавая лишних вопросов о её появлении. Ведь заданный вопрос, относительно устройства общества, подразумевает мышление, а значит действие, а это уже ведёт к началу сбоя системы. Поэтому мышление – это всегда нонсенс, подрывающий механизмы действия. И поэтому никому не нужно мышление, выходящее за рамки потребительства и рынка. «Жизнь ничего не означает, пока нет мыслящего человека, который мог бы истолковать её явления» (Карл Густав Юнг).
Действительно, кому нужны думающие и ищущие индивидуальности, которые уже сами по себе являются проблемой общности. Поэтому, – как подмечал Бауман, — «идея общественной солидарности заключается в том, чтобы люди не имели дел друг с другом, оставаясь при этом толпой, с одинаковыми взглядами и действиями. Миф общественной солидарности дал возможность людям стать трусами и скрываться друг от друга. Образ сообщества очищен от всего, что может выразить чувство различия, не говоря уже о конфликте в том, кто есть „мы“. В данном отношении миф об общественной солидарности — это ритуал очищения».14
Таким образом, вполне уместно назвать сегодняшний образ жизни потребителей, состоящий из покупок-продаж – ритуалом очищения, очищения от того, что предполагает чувство различия, отпадая от чувства стадности. А различие проявляется тогда, когда человек осознаёт себя индивидуальностью, которая обязательно будет являться помехой для устройства этого общества. Поэтому для человечества создали образ жизни, похожий на чудесную страну счастья, и подобно рогу изобилия, предоставляющую различные товары и услуги, символизирующие собой счастье.
Таким образом, рынок обещает счастье, тогда как на самом деле способен предложить только товары и услуги и преподносить их так, как будто это и есть счастье. Если это так, – замечает Бауман, – то, «кто бы ни спроектировал и кто бы ни контролировал „храмы потребления“, кто бы ни управлял ими, они, несомненно, являются фальсификаторами или ловкими обманщиками. Они создают впечатление — и больше ничего: нет нужды задавать дальнейшие вопросы, и они останутся без ответа, даже если будут заданы».15 Поэтому, наиболее значимой проблемой, блокирующей пробуждение индивидуальности, для дальнейшего развития человечества, является созданная модель образа жизни, по типу: «я беру со склада как можно больше, потому что это моё счастье». Это проблема предполагаемой свободы, заключающейся в выборе между товарами рынка, но никак не относящаяся к свободе своего духа.
Суть, конечно, этой системы бессмысленна, никакого развития она не даёт, но, несомненно, это куда-то ведёт человечество. Но куда, об этом не задумывается никто. И как справедливо замечал Бауман, эту систему кто-то контролирует, и водит за нос всё человечество. «И многие открывали лавочку, обманывая глупую толпу, и, если кто-нибудь оказывался знатоком их обманов, они его наказывали» (Леонардо да Винчи).
Ну а рядовой потребитель в течение всей своей сознательной жизни по-прежнему тратил много, обеспечивая тем самым непрерывный экономический рост. Только вот экономический рост кого? Того, кто согласно Леонардо да Винчи, открывал лавочку, обманывая глупую толпу. Это касается как глобальных, так и локальных институтов, иерархически подчиняющимся глобальным управленческим механизмам – «невидимой руке рынка» Адама Смита.
Теперь, чтобы понять мотив такого образа жизни, нужно понять, что представляет собой человек, и что представляет собой механизм системы, и как они взаимодействуют.
Действие системы
Казалось бы, это логичный процесс производства-потребления товаров, необходимых для жизни человека. Механизм функционирования рынка напрямую связан с идеологической системой, которая бы поддерживала работоспособность самой рыночной системы. Почему так происходит? Надо понять, что такое человек как индивидуальность и что такое человек в обществе. На сегодняшний день человек в обществе, это всего лишь баран в стаде. Да, вот так категорично. Который просто движется в общей массе, не зная куда, и не зная зачем. Цели для движения определяет система, где существует заданный стандарт, заданная траектория движения. Детский сад, школа, институт, работа. В процессе перехода от одной стадии подготовки к другой, формируется рыночное мировоззрение на базе конкуренции. С таким мировоззрением и входит человек в общество себе подобных, где все друг с другом конкурируют, чтоб урвать свой кусок. А где человек индивидуальный? Человек индивидуальный – это, прежде всего постигаемая самого себя личность, не зависящая от условностей общества. Человек индивидуальный умеет ставить вопросы относительно устройства этого мира, он всегда в поиске, всегда в познании, он отличается глобальностью своего мышления, он всегда в размышлении, в поисках ответов на свои вопросы. Ведь, единственное достойное занятие для человека, – как говорил Максим Карпенко, – это узнавать правду о мире и о своём месте в нём. Находиться всегда в познании, отделять зёрна от плевел, познавать, что такое добро, а что зло, и уметь различать их – вот настоящая свобода выбора и действий. Но общество под свободой выбора подразумевает не умение различать, что для него добро, а что зло, что в свою очередь направляет человека на правильный выбор, а наоборот, оно понимает под свободой выбора свои желания, формируемые рынком. Одним словом, свобода выбирать между товарами рынка. Мотив – «хочу», а поведение – «дай». Авторы Проекта Россия, в таком случае, очень верно дали характеристику сегодняшней потребительской цивилизации:
«Новый закон потребительской цивилизации – Хочу. Хочу, и всё тут. На остальное наплевать, и думать дальше своего хотения я не буду и осмысливать само хотение не желаю. Я просто хочу и направляю все свои усилия на реализацию своего „хочу“. При такой установке человек неизбежно превращается в животное, в педераста и извращенца, в маньяка, удовлетворяющего своё „хочу“, не задумываясь даже о способе удовлетворения».16
И то, даже эта предполагаемая свобода является мнимой, так как истинная свобода подразумевает информированность о выбираемых объектах. Но у человека нет никакой информированности, так как он живёт не в соответствии со своим личным интересом, интересом познания, а в соответствии с жизнью общества, в котором он вращается. Рабская психология сразу даёт о себе знать: «все так делают, и я так делаю». Все пьют пиво, и я пью пиво. Выбор даже заключается не в том, пить или не пить, а в выборе между марками пива. О том, чтоб не пить пиво, потому что оно генетически уничтожает население, и речи нет. Раз его все пьют, значит и я буду. Поэтому, неспроста мир построен на животном начале человека, которого объединили в стадо, под красивыми словами свободы, равенства и братства. И научили, что это на самом деле и есть свобода, и другой просто не может быть.
Вы кажетесь свободными в выборе потому, что в большинстве случаев вы не осведомлены о выбираемом объекте. И именно ограниченность информации предполагает свободу продвижения товаров на рынке потребителю, который ничем не интересуется. Люди выбирают, не задумываясь, что выбирают. Вот девушка, пошла, купила пиво, села и пьёт. У кого тут, какие ассоциации возникнут со свободой? Это её личный выбор? Конечно, в условиях этого выбора, можно стоять горой за своё мнение.
Хорошо, вы свободны в выборе? Да. В чём заключается свобода выбора? В том, что я могу выбирать то, что мне нравится, что мне хочется, пить то, что хочется и есть то, что хочется, носить то, что хочется, смотреть и слушать то, что нравится. И никто не вправе указывать, как мне жить, что выбирать и как себя вести. Это основная упёртая позиция всех подростков, считающих себя взрослыми и свободными. Это именно тот возраст, в котором закладывается основная идеология демократии, и именно в подростковом возрасте формируется будущая личность. Вот именно этот процесс формирования различными методами влияния рынка, я называю дрессированием послушного потребителя. В результате, все одеваются по американской моде, покупают исключительно Айфоны, и едят в Мак-Дональдсе. Вот вам яркий пример «свободы выбора». Вот и думайте, чем вы отличаетесь от остальных, в общем потоке биомассы. Как писал Зигмунт Бауман:
«Степень, в которой свобода, основанная на потребительском выборе, особенно свобода самоидентификации потребителя путём использования массово производимых и продаваемых товаров, истинна или мнима, всегда спорный вопрос. Такая свобода не может существовать без поставляемых рынков товаров и веществ».17
В большинстве своём наше поведение формируется под влиянием наших впечатлений, от каких-либо образов рынка. И наше поведение, которое формируется различными установками и убеждениями могут формировать сам окружающий мир, в котором мы живём. То есть, как уже известно, из практики рынка, рекламы, системы образования, мы подобны мусорному ведру, в которое можно закидывать различную информацию и таким образом формировать определённые взгляды и поведение. И это вольно-невольно переходит на всё общество, таким образом, заражая, подобно вирусу, всё общество одной болезнью. И под этими заражёнными взглядами и формируется наш окружающий мир. Войны, потребление, смерти, тупость, тусовки, конкуренция и т. д. В основном из этого состоит человеческое сознание. Что в нас сеют, то из нас и вырастает, и из этого состоит мир. Такой мир походит на глобальное стадо пасущихся овец, которые ходят строем по заранее заданной траектории. В данном случае – траектории, заданной свободным рынком под идеей потребительства.
Но раз есть стадо, толпы людей, объединённые общей идеей потребительства, значит должен быть и пастух, управляющий этим стадом. Но для каких целей пастуху стадо? Зачем он его пасёт? Чтобы потом состричь с него шерсть. Поэтому, чтобы собрать доход, стадо должно работать на пастуха. И главное, иного мировоззрения, кроме рабского, не должно существовать. И человек думает, что он рождён для того, чтобы работать. Точнее, он даже совсем не задумывается об этом, так как это происходит само собой, в коллективном сознании общества. Потому что человек видит, что все работают. Следовательно, думает, что так и должно быть.
Необходимо понять, что общество само по себе не формируется как единый коллективный разум, способный создать цивилизацию, ибо стадо без пастуха не пасётся. На протяжении всех исторических обществ, человеком всегда управляли. Система организации жизни обществ, с древности до наших дней, была построена по принципу рабов и правящих. Чтобы заставить стадо попасть в загон, нужно его погнать. Чтобы управлять человеком, нужно сделать его управляемым. Тут уже начинается формирование общественного сознания, так называемое воспитание человеческого стада в духе послушных овец. Чтобы стадо заставить работать на пастуха, нужно сделать так, чтобы оно само нуждалось в работе и думало какому пастуху продаться подороже. А чтобы заставить стадо нуждаться в работе, нужно отобрать права на жизнь, и сделать зависимым от пастуха. Поэтому, нынешнее общество находится не в состоянии познания и развития, а в состоянии выживания. Оно всегда будет думать, как бы выжить, а это в свою очередь заставит постоянно нуждаться в работе и поиске себе хозяина. Здесь уже человек теряет собственную индивидуальность, пытаясь подражать внешнему миру, который создал для него пастух, и совсем не обращаться к внутреннему. Ибо чтобы суметь обратиться к внутреннему миру, если таковой ещё остался и не был сотворённым общественностью продуктом, нужно для начала открыть доступ в его недра. А внутренний мир человека, т. е. человеческая сущность, никак не зависит от внешнего окружающего мира, если не иметь в виду рынок. Ибо индивидуальность и личность, в таком случае понятия разные. Личность формируется рынком, а индивидуальность (т. е. божественность) – это внутреннее состояние, не зависящее от рынка, а значит противоположность, дающая сбой в системе.
Здесь необходимо отличать, что есть правда, а что истина. Для обывателя правдой является весь наш окружающий мир, который он воспринимает пятью органами чувств, и который сам же воспроизводит в своих привычках, мышлении и поведении. Если спросить: что есть истина? Ответа не будет. Потому что это понятие выше потребительского миропонимания. Это понятие лежит за пределами рынка, вне системы.
Если разобрать гностические учения, то их основная идея в том, что внутренний мир человека – это мир Бога, т. е. созидающий, внешний – мир дьявола, т. е. разрушающий. Добрый Бог говорит: смотрите внутрь себя. Злой Бог говорит: смотрите вне себя. Если человеческое сознание будет воспитываться во внешнем социуме, а не во внутренней индивидуальности, то и внутренняя индивидуальность постепенно сольётся с социумом и придёт в упадок. Так разрушается последнее, что осталось от человека – его душа, а равно с ней и понятия нравственности и морали, на которых строится понятие любви. Поэтому человечество и объединяют в стадо, чтобы закрыть путь к собственной индивидуальности. И каждый человек становится лишь болтиком в едином управляемом механизме. И кроме этого механизма, человек ничего не в состоянии увидеть. Ему приходится только работать.
Поскольку этот мир сложная система цивилизованного рабства, основанная на выкачке огромной прибыли с захвата природных ресурсов, каждый человек в этой системе является своеобразным источником дохода. Поэтому деньги, которые он зарабатывает потом и кровью, подрывая своё здоровье, возвращаются к хозяину через покупки по большому счёту ненужных вещей. А чтобы приобретать вещи, на них должен быть спрос, который искусственно формируется различными акциями, кредитами и другими всевозможными маркетинговыми стратегиями. Кроме того, деньги возвращаются к хозяину через систему всевозможных платежей и налогов.
Этот процесс бессмысленный, никакого развития человечеству он не даёт. То, что мы видим, будто наша цивилизация самая развитая в истории человечества, потому что у нас есть автомобили, компьютеры, самолёты, ракеты и мобильные телефоны, это не прибавляет нам человеческого ума, так как вся наша развитость цивилизации, является всего лишь сдерживающим фактором на пути истинного человеческого развития. Мир просто построен на круговороте вещей. И жизнь каждого человека, рождённого в индустриальное время, должна быть частью глобального механизма. И все человеческие цели в индустриальной цивилизации, всего лишь являются порождением самой системы. Поэтому они зачастую не высокие, не мудрые, не человеческие, а основаны на животном начале, низменные, бытовые, связанные с накоплением различных дорогих вещичек и удовлетворении животных потребностей.
Эти сформированные желания и цели, выгодны самой системе, потому что чем больше человек покупает, тем больше с него собирают прибыль. Он уже вовлечён в этот процесс. И для него всегда будут создаваться разные новинки, акции, призы. Старые вещи, купленные вчера выйдут из моды, а новые войдут. И он опять втянется в этот процесс. Будет работать, и тратить деньги на вещи. Человек, не имеющий своих собственных целей, работает на реализацию целей других. И реализация целей других, становится его собственной целью. Здесь и становится понятно, почему людей объединяют в стадо, с одинаковым мышлением, что мешает пробуждению собственной индивидуальности. Никому из вышестоящей элиты не нужно индивидуальное мышление, ставящее под сомнение устройство сегодняшнего общества. От сегодняшнего человека требуется только одно – чтобы он, молча, работал, хорошо подчинялся, и утешался за свою работу купленными вещами с рынка. Ведь старый принцип, глубоко установившийся в обществе, гласит: «подчинённый не может быть умнее начальника». «Ученик не выше учителя, и раб не выше господина своего» (Матф. 10, 24).
Работа сегодня это просто обслуживание системы, ради больших выручек. Потому что, чем больше цифры, тем больше у вас шанса не умереть с голоду. Жизнь зависит от этого. Так что, ваши собственные цели это всего лишь реализация целей других людей. Люди работают не потому что им нравится, а потому что надо, потому что это социальная необходимость. Многие с умным видом говорят, что мир – это джунгли, если я не съем – меня съедят. Следовательно, конкуренция и устранение конкурентов – неизбежны. Убивать одних, чтобы выжить самим не есть цель и достоинство человечества. Но, как человек может изменить себя, когда его с самого сотворения пасли в страхе и подчинении, основанных на социал-дарвинистских принципах, на почве которых формировалась идея животного начала человека, а не божественного? А если человек животное, то и вести он должен себя соответствующим образом. На идее животного и построена животная цивилизация. Неудивительно, что столько людей, как животные, объединившись в стадо, делают одно и то же, мыслят одинаково, и живут однообразной жизнью, уготованной для них в виде социальной системы купли-продажи вещей и связанным с ними планированием.
«Такова, правда жизни», – вздыхая, и затягивая сигарету, с умным видом повторяют обыватели. Работа предполагает подчинение, а труд творческое развитие, которое предполагает развитие своей индивидуальности, т. е. выявление истины. Таким образом, развитие самого себя прямо противостоит работе. Потому что развитие предполагает свободу от работы, полную свободу для проявления сознания. В то время как работа, это всего лишь обслуживание сложившейся системы, ради выживания. Поэтому работать должны все, без исключения, чтобы поддерживать работоспособность самой системы. И профессии в этой системе к творчеству и индивидуальному развитию никакого отношения не имеют. Достаточно посмотреть вокруг и понять, какие рабы нужны, для обслуживания системы.
Большинство родителей, зарывая творческие таланты своих детей, направляют их учиться на экономистов, бухгалтеров, менеджеров, маркетологов, рекламщиков, банкиров и т. д., под причиной большого дохода. То есть те профессии, которые угодны системе, с помощью которых можно подогнать общество под свою рамку, т.е. приспособить, сформировать определённое мышление. Кто ж не хочет жить хорошо, поэтому им и внушают с самого детства, что сегодняшнее божество в мире – это деньги, и, что люди без денег пропадут, а значит, все действия человека должны быть направлены на зарабатывание денег, чтобы «зажить хорошо». В понимании потребительского сознания «жить хорошо» это обладать покупательной способностью, которая предоставляет человеку свободу передвижения в рыночной среде, т.е. способность покупать товары и услуги. Поэтому, отводя человека от его внутреннего мира, мир рынка вгоняет его в свой мир бесконечного потребления, формируя потребительские цели и идеалы через свою продукцию.
Человек проходит период от высоконравственных убеждений, исходящих от сердца, стремлении к познанию самого человека и окружающего мира, до примитивных целей всеобщего поглощения вещей, ради которых он и работает. Потому что в этом, по его убеждению, и заключается жизнь. Человек становится социальным животным, который поглощает всё, что только возможно, даже если это откровенное извращение, и находится в состоянии постоянной войны с подобными себе окружающими социальными животными. Яркий, некогда индивидуальный внутренний мир, перестаёт существовать, и цели человека сужаются до банального приобретения различных вещей. Поэтому в узком обывательском понимании, человек работает, чтобы позволять себе вещи.
Любой менеджер и экономист перечислит вам, какие профессии пользуются спросом для поддержания рынка в работоспособном состоянии. Интернет портал rabota.ru провёл на эту тему исследование и составил прогноз на основе мнений опрошенных менеджеров, ведущих консультантов и директоров, о том, какие профессии будут востребованы наиболее всего. Каждый делал прогнозы в пользу тех профессий, которые он сам представлял. Борис Аникеев, начальник отдела подбора персонала ГК «Связной», выразился так:
«Профессии сфер торговли и услуг традиционно пользуются большим спросом – от того, насколько хорошо работают менеджеры по продажам, логисты, бухгалтеры, продавцы, зависит прибыль любой компании».18
Элла Михайлова, ведущий консультант рекрутингового агентства Penny Lane Personnel:
«В фаворитах у работодателей будут менеджеры по продажам, главные бухгалтеры, финансовые директора, категорийные менеджеры, программисты, системные администраторы».19
Поэтому, следуя этой идеологической логике, большинство абитуриентов, при выборе специальности, отдают предпочтение именно экономическим специальностям. Сами ли или по велению родителей. Ну а тут уж как человека к этому готовят и формируют рыночное мировоззрение, я описывал выше, и буду описывать дальше. Человек начинает отражать в себе все законы рынка и направляет свои действия на поддержание рынка. Т. е. он работает, составляет бизнес-планы, стратегии, управляет персоналом, анализирует рынок, формирует потребности, и в тоже время является таким же потребителем, который ходит по магазинам и покупает вещи.
Сам обслуживающий персонал, который подчиняется тому самому менеджеру, является таким же продуктом рынка, как и сам менеджер, только на ступень ниже. Рабы низшей категории обслуживают организацию, в которой работают. Они расставляют товар, принимают поставки, развешивают рекламные постеры, завлекают клиентов и побуждают к покупке. Перед этим рабы проходят различные тренинги по продажам, о том, как надо успешно продавать. Опытные маркетинговые стратеги посылают сигнал с главного офиса во все розничные точки своей сети, о новых акциях, по сути, являющимися маркетинговым ходом привлечения покупателей. Если никто стараться не будет, организация разорится, а её работники подохнут с голоду. Либо будут дальше искать себе нового хозяина, кому бы продаться подороже. Поэтому главными профессиями сейчас являются те, которые относятся к финансово-рыночной сфере. Люди заканчивают институты и становятся экономистами и менеджерами, маркетологами, бухгалтерами, рекламщиками, банкирами. Ниже по рангу, сидят на кассах или являются продавцами-консультантами. Никто не задумывается, что это такое же рабство, какое было всегда, только приобрело более цивилизованную форму в виде социальной работы.