На Венере создавать атмосферу не нужно. Там атмосфера «знатная», по выражению Ломоносова. И только сейчас мы убедились, насколько основоположник отечественной науки был прав. Там атмосферы даже слишком много. Поэтому атмосферу нужно не создавать, а уничтожать основную её массу, а остальное преобразовывать в пригодную для земной жизни.
Как будто эта задача менее утопична? Она циклопична, но она другая. И известен опыт её успешного решения. Что, как не бывшая углекислотная атмосфера – гигантские пласты известняка и мела, которые скрыты под почвой и под водой океанов на обширных пространствах во многих регионах Земли?
Земля имела раньше тоже углекислотную атмосферу, которую в твёрдое состояние перевели мириады мельчайших живых существ.
Но мы же не можем ждать миллиарды лет, пока такое произойдёт на Венере. А кто сказал, что этот процесс должен продолжаться именно столько? Во-первых, тогда не ставилась задача провести его быстро. Во-вторых, люди всё же поумнее радиолярий, которые в основном и занимались этим делом в первобытных океанах. И в-третьих, тогда одновременно создавались и сами преобразователи, эти самые древние организмы. А мы можем подобрать готовые из огромного числа имеющихся видов. Или создать новые методами генной инженерии.
Конечно, всё это выглядит не очень убедительно и вселяет сомнение в умственных способностях автора. Но, к моему счастью, я не являюсь автором этой идеи. Первым её высказал в 1961 году Карл Саган – известный американский астроном и специалист в области космических исследований. Есть сведения, что аналогичные предложения были и у других светил науки. В частности, подобную мысль высказывал наш академик Семёнов. Сам я говорил о проекте и обсуждал различные его стороны и, естественно, механизм преобразования атмосферы со многими специалистами, среди которых были и академики, работающие в различных областях. И ни один из них мне не сказал, что идея эта нереализуема или противоречит законам природы. Ну а то, что она глобальна, трудно реализуема и граничит вплотную с фантастикой, – это очевидный факт, не требующий доказательств. В дальнейшем мы остановимся на возможности реализации, а пока ограничимся лишь её кратким изложением, чтобы понятнее было, о чём идёт речь.
Микроорганизмы, например цианобактерии, будут отправлены в плавание в атмосферу Венеры. Им будут созданы необходимые условия и обеспечен запас микроэлементов, необходимых для их нормального функционирования. Они начнут потреблять СО2, переводя его в состав собственного организма. При этом они будут плодиться в геометрической прогрессии, как это всегда бывает с подобными организмами при избытке пищи и отсутствии конкуренции.
Часть отработавших бактерий будет выпадать на поверхность планеты в виде осадка, а вновь образующиеся особи будут перерабатывать всё новые порции газа и плодиться с определённой их природой скоростью. Быстрота их размножения может ограничиваться лишь отсутствием питательных веществ в окружающей среде.
После даже незначительного связывания СО2 и снижения его концентрации в атмосфере начнёт ослабляться тепличный эффект, при этом будет понижаться температура атмосферы, меняться её состав и снижаться атмосферное давление. После значительного снижения температуры можно будет сначала в атмосфере на плавающем в ней субстрате, а после и на поверхности высадить наиболее непритязательные растения земного типа.
Сколько могут занять эти процессы? Не знаю. Могу сказать, что теоретически (в идеале, в принципе), если исходить только из возможной скорости размножения микроорганизмов, это могут быть буквально считаные годы. Даже если всё будет происходить значительно дольше, когда речь идёт о планетных масштабах, и сотня лет не срок.
Это звучит неправдоподобно, если не вспомнить хрестоматийные примеры о том, как размножались не только микроорганизмы, но и высшие животные и растения в земных условиях при отсутствии конкуренции. Те же кролики, которые едва не съели Австралию.
Конечно, не всё так просто. Достаточно оглянуться вокруг себя на Земле, которую люди осваивают уже давно, чтобы понять, как всё непросто. Ведь Земля досталась людям всё же не в том виде, в каком предстаёт сейчас Венера. Но и человечество теперь не то, которое начинало преобразование Земли. На Земле у людей теперь вовсе иные проблемы – не как преобразовать, а как бы прекратить цепную реакцию преобразований.
2.2.3. Конечно, это утопияВсе эти планы выглядят бредом – переделать целую планету. Но они не более бредовы, чем надежды найти где-то в необозримом космосе уже готовую планету, на которой всё как будто прямо для нас приготовлено. Так что и говорить о ней нет смысла нигде, кроме фантастических романов. Там же оставим не менее модный фантастический сюжет – дождаться неких пришельцев и улететь с ними в их космический рай.
Наша авантюра, по крайней мере, состоит из вполне реальных и представимых элементов, а не из ожидания инопланетян и не из поисков неизвестно чего в бескрайнем космосе.
Мало того, что авантюра, она и решение проблем обещает только в будущем. А что можно сделать прямо сейчас? Ведь многие проблемы на Земле уже назрели и требуют немедленного решения. Например, реализация излишнего деятельностного потенциала некоторых наиболее активных наших «земляков».
Для них работа по проекту найдётся практически сразу после его начала. Преобразование атмосферы требует времени, а со всеми подготовительными этапами – весьма продолжительного. Но жить и работать на Венере можно уже в ближайшие десятилетия. Как только будет решена проблема межпланетных сообщений. Первые исследователи и преобразователи будут жить и работать сначала в орбитальных станциях, потом в дирижаблях, плавучих домах, а позже и городах, которые будут постоянно барражировать в атмосфере. Это и будет основное местожительство колонистов на долгие годы, пока поверхность планеты не сделается пригодной для жизни на ней. Они ничем не хуже «цилиндров» О’Нейла, но значительно дешевле. А самое главное и принципиальное отличие, что это будет не убежище, не острова спасения от безобразного состояния, в которое приведут к тому времени Землю, а форпосты создания нового мира.
Конечно, это авантюра, и решаться на неё стоит только тогда, когда другого выхода не будет. Но важно не опоздать с решением, а то оно может и не понадобиться.
2.2.4. Что мы получим в результате?В результате мы получаем планету целиком. Возможно, очень неплохую планетку. Правда, там не будет земных морей и океанов, зато площадь суши гораздо больше, чем на Земле. Там не будет энергетических кризисов, потому что энергии от Солнца Венера получает в два раза больше, чем Земля.
Будут и проблемы. Очень специфический характер вращения, например. Или тектоническая активность. О температуре и давлении мы не говорим, потому что эти факторы придётся изменить кардинально. Иначе не о чём и говорить.
Ну а что вы хотите, целую планету – и без проблем? Так бывает лишь в мечтах. А бесплатный сыр – только в мышеловке.
Всё, о чём здесь сказано, – это только схема. Она не очень противоречива и не требует нарушения законов природы. Не ждёт она и сногсшибательных изобретений. Чего-то сверхъестественного, вроде изобретения способов преодоления пространства со сверхсветовыми скоростями, при которых реальными стали бы межзвёздные перелёты. Нет, нормальное, поступательное развитие науки и техники всё ближе подводит нас к осуществлению подобных проектов. Начать осуществлять этот проект можно хоть сегодня. Наличного уровня развития науки и техники должно хватить для его осуществления, были бы желание и деньги.
Спускаемый аппарат (СА) автоматической станции «Венера-4»
Тем более в перспективе, когда во всех областях науки и техники появятся новые разработки. К тому же такой проект сможет их наилучшим образом стимулировать так, как стимулировали их гонка вооружений или конкретная американская лунная программа.
2.3. Люди всегда сами решали свои проблемы
Не поработать ли ещё раз для будущего всего человечества?
Только в древнейшие времена люди жили, как животные, довольствуясь тем, что давала природа. Да и сами они тогда были больше похожи на животных, чем на людей в теперешнем нашем понимании. Впрочем, многие животные организуют среду своего обитания: птицы строят гнёзда, звери роют норы. Вот и людям пришлось учиться строить укрытия и добывать пропитание разными хитрыми способами. Это был человеческий шанс в борьбе за существование. Иначе бы людям не выжить. Они вынужденно встали на путь преобразования окружающей среды и идут по нему до сих пор. Иногда, правда, непонятно, где прогресс плавно переходит в регресс.
Позднее люди начали обрабатывать землю для получения провизии. Это было неизбежно, потому что росло население. А население росло, потому что становилось больше пищи. Приходилось строить всё более сложные и большие жилища. Потом селения, потом города.
Некоторые создания людей имеют циклопические размеры. В результате всей этой деятельности люди заметным образом преобразовали целую планету. Другой вопрос, хорошо или плохо преобразовали, но это так. Всегда и всё люди делали сами, и никто им не помогал?
Если заглянуть в историю, так было не всегда. В мифологические времена мы то и дело встречаем случаи вмешательства богов и всяких потусторонних сил в деятельность людей. Если не сами боги, то джинны, гномы, гуси-лебеди, Баба-яга, золотая рыбка или, на худой конец, палочка-выручалочка издавна помогали людям решать их проблемы. Но помогали не всякому, а тем, кто сам преодолевал трудности. То есть именно помогали, а не за тунеядцев работу делали.
Только в российской сказочной традиции на помощь приходят не трудолюбивому, а ленивому, беззаботному, хитрому, а то и попросту нахальному. Как известно, сказка – ложь, да в ней намёк.
Даже Ною, любимцу своему, Бог только посоветовал ковчег строить, а вкалывать на постройке Ною с сыновьями пришлось самим. Хотя чего бы проще было для Господа своему любимчику готовое плавсредство предоставить. Но Бог не кораблестроительная компания. Он только вразумлять может, а сам ничего материального не делает. Хотя информация, вовремя полученная, тоже многого стоит.
Вот древнегреческий Гефест мог, по слухам, многое сковать своими руками. Должно быть, сказалось низкое происхождение, за что другие боги им помыкали. Зато он был одним из самых почитаемых богов у греческих мастеров и ремесленников.
В историческую эпоху мы про божью помощь тоже слышим, но делать всегда и всё людям приходится самим, своим умом и своими руками. Чем ближе к нашему времени, тем меньше случаев конкретной божьей помощи То есть достоверного случая как-то не припомнится.
Придётся надеяться на себя и дальше. Вероятно, и раньше вмешательство богов требовалось не для реальной помощи, а для того, чтобы снять запрет, страх перед тем, чего никто никогда прежде не делал. Богу помолиться, чтобы он снял с тебя грех посягательства на запретное, на руки поплевать, да за дело.
Но таких дел люди всё же не затевали! Так ли? А представьте себя на месте прораба в Древнем Египте. И даёт вам фараон Хеопс задание – построить пирамиду его имени к назначенному сроку. А когда вы начинаете выяснять, как там со средствами механизации, большегрузными автомобилями, подъёмными кранами и прочим, на вас смотрят с нехорошим выражением их древнеегипетского статуса.
Пирамиды – это феномен строительного искусства и эталон величественности сооружения. Гораздо более скромно выглядят теперь древнеримские или персидские дороги, но ведь тоже гигантские проекты. Ну а Великая китайская стена с её огромной протяжённостью и 25 тысячами башен в рекламе не нуждается. То есть могли предки – правда, не наши – создавать циклопические сооружения.
Все эти сооружения, во-первых строились в тоталитарных государствах на дармовой рабочей силе, которой было не счесть, во-вторых, очень долго, в-третьих, они всё же относительно просты и не требовали особо сложных технологий.
А нашим предкам просто не повезло. Основной строительный материал на Руси – дерево – очень уж недолговечен. Существовал же город Искростень, поражавший своими размерами европейских путешественников. Наверное, тоже сгорел от одной искры. Если бы собрать всё, что предки строили каждый раз, полностью восстанавливая свои выгоравшие дотла города, получилось бы нечто более величественное, чем Долина царей в Египте. Их потомки при советской власти также отличались тяготением к гигантизму. Это у нас были самые большие плотины, домны, каналы и статуи вождей. А ведь все эти постройки призваны были решить менее значимые задачи, и не всего человечества, а отдельной страны или нескольких стран.
Теперь приходит время взяться за другие планеты. Это не причуда и не каприз некоторых учёных или конструкторов, как думают противники освоения космического пространства. Это историческая необходимость. Назад пути попросту нет! Поэтому нам «на роду написано» идти только вперёд. Впереди у человечества космос как среда обитания. Свернуть с генерального пути человечеству нельзя – некуда. Остановиться тоже нельзя – упадёшь. Как мотоцикл – стоит, пока едет.
Оригинальный русский мыслитель Николай Фёдорович Фёдоров – прадедушка космонавтики (ну да – Циолковский приходится ей дедушкой, а Фёдоров оказал сильное воздействие на формирование космических пристрастий юного Циолковского) ещё в ХIХ веке высказывал идеи о неизбежности освоения космического пространства. Мысли и идеи Фёдорова были сложны для восприятия однопараметрических мозгов советского начальства, взращённых на скудном рационе цитат из классиков марксизма-ленинизма. Поэтому о нём не распространялись, так же как и об идеях самого Циолковского, не имеющих прямого отношения к технике космического полёта.
Фёдоров видел единственный выход для человечества, упирающегося в неотвратимый земной финал – истощение земных ресурсов при постоянном умножении численности населения, космическую катастрофу (угасание солнца) и т. д., – в завоевании новых сред обитания, в преобразовании Солнечной системы, а затем и дальнего космоса.
«Этот великий подвиг, который предстоит совершить человеку, заключает в себе всё, что есть возвышенного в войне (отвага, самоотвержение), и исключает всё, что есть в ней ужасного (лишение жизни себе подобных)» (Сочинения. С. 360).
«Высшее благо, как и свобода, составляет проект; в настоящее время под свободою подразумевается полное подчинение природе и такая же полная независимость друг от друга… А между тем сама природа не подтверждает, не оправдывает такого взгляда; человек – крепостной земли, праздный пассажир, паразит, захребетник её и совершает с ней невольные рейсы вокруг Солнца, которое тоже не свободно в своих движениях, но в то же время Солнце изливает на землю волны силы, …следовательно сама природа как бы нарушает крепостное право. В человеке движение получает сознание, соединённое с понятием бесконечности; таким образом, следуя природе, задача человека есть безграничное перемещение. Существо, одарённое движением, если оно исследует отдалённые миры, – то, конечно, как цели движения, пространства же между ними – как пути к ним» (Сочинения. С. 429).
Рассматриваемый проект всё же неимоверно сложен. Ну да, если брать его весь, во всём гигантском объёме. А давайте рассматривать его по частям. Кстати, может быть, всё же найдётся нечто подобное в богатой человеческой истории.
2.3.1. Человечество бралось и за более сложные работыКазалось бы, это неправдоподобно звучит. Ну что может быть сложнее преобразования целой планеты?
Здесь завораживает масштаб – целая планета! То, что люди одну планету уже преобразовали, ничего не доказывает, ведь это всё человечество трудилось много тысяч лет со всё возрастающей эффективностью. Трудились без единого плана или проекта – скорее наоборот, со многими взаимоисключающими и противоречащими друг другу планами. Надо надеяться, что люди поумнели, во всяком случае, там, где дело касается конкретной работы. И за такое большое дело возьмутся после доскональной проектной проработки всех деталей.
Хорошо, но подобной по сложности задачи не было в истории уж точно. Да, не было задачи именно такого масштаба и сложности.
Но давайте перевернём ситуацию и представим, что в начале прошлого века, когда радиоактивность уже была открыта, правит некто, кому отказать никак нельзя. (Ну, как товарищу Сталину – ему ведь никто не отказывал, отвечали: «Сделаем, товарищ Сталин! Выполним, товарищ Сталин!» А если кто-то говорил вдруг, что это невозможно, он остроумно отвечал: «А мы вас нэ агранычиваем, сдэлайтэ нэвозможное…» То есть важно, кто и как попросит.) Так вот этот некто просит группу учёных создать оружие огромной разрушительной силы (теперь это называется атомная бомба). Или попробуйте представить, как бы вы реагировали тогда на предложение создать атомный реактор? Возможно, вы с энтузиазмом согласились бы. Но это оттого, что вы толком не знали, что это такое. Сейчас, с высот нашего знания об объёме и сложности всего, что пришлось для этого проделать, от расчётов до создания специализированных отраслей промышленности, мы должны признать, что это было невозможно. Но ведь сделано! То есть сделано невозможное!
А если бы тот же руководитель предложил создать хотя бы плохонький искусственный разум, его бы самого заподозрили в отсутствии разума. В начале прошлого века, когда счёты являлись реальным вычислительным прибором, а образ арифмометра маячил в будущем, современную вездесущесть компьютеров мог представить себе только человек с разнузданным и сугубо гуманитарным воображением. Однако же сказка стала-таки былью.
Если в последнем случае масштаб не кажется столь впечатляющим, то потому, что ПК при всём их могуществе всё же правят лишь виртуальным миром. И миллион самых мощных компьютеров сами по себе не создадут ничего материального, кроме тепла и шума.
Когда дети на уроке говорили мне о всемогуществе компьютеров, я предлагал им мысленный эксперимент: «Вот вы приходите домой, мама вам на компьютере жарит виртуальную котлетку, добавляет туда виртуальный гарнир, и вы виртуально сытый идёте спать.… Устроит вас такая жизнь – по существу, как в каморке у папы Карло?»
В нашем воображаемом эксперименте мы лишь немного отступили от истины. Мы только представили, что тогда был задан проект ядерной бомбы или персонального компьютера. То, что его на самом деле не было, для нашего вопроса не важно.
А что произошло в авиации? Возьмём лишь несколько точек на кривой подъёма в небо.
Рассмотрим другой случай, когда сперва была идея и был проект. Проект Циолковского. Прошло полвека, и проект начал осуществляться. Ещё за пару десятилетий из некоторых не очень внятных идей и полулабораторных разработок была создана ракетно-космическая отрасль. Дело не в том, что летали в космосе тысячи спутников, что вокруг Земли почти непрерывно кружатся обитаемые космические аппараты, а автоматические облетали всю Солнечную систему и вышли за её пределы. И не в тысячах ракет, множестве ракетных комплексов под землей, на земле и в море. Дело в том объёме проделанной работы, на котором всё это зиждется. Это научные институты и заводы, на которых работают миллионы людей. Причём, при гигантских объёмах трудозатрат, ресурсов, капиталовложений, эти отрасли потребовали ещё гигантских вложений научной и творческой мысли. И всё это было сделано менее чем за полвека.
Если мы теперь экстраполируем этот рывок в техническом прогрессе на полвека или на век вперёд, мы увидим, что задача преобразования планеты выглядит не так уж нереально.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги