Книга Левая рука Бога. Христианская концепция успеха - читать онлайн бесплатно, автор Владимир Ярославович Гринак. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Левая рука Бога. Христианская концепция успеха
Левая рука Бога. Христианская концепция успеха
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Левая рука Бога. Христианская концепция успеха

В современных условиях ведения войны и международной политике значительные средства выделяются на содержание «пятой колонны», т. е. граждан, действующих в интересах противника. Так же и в нашем мире успех часто сопутствует лицам, особо ценными душевными качествами не обладающими, а как раз наоборот. В популяции количество психопатов составляет около 1%. А среди владельцев успешных бизнесов их около 21%, а среди известных писателей – почти половина (46%).

Почему психопаты так часто добиваются успеха, хотя еще чаще оказываются в тюрьме или на скамье подсудимых? Может, наряду с отрицательными, у них есть и положительные черты, например, независимость от мнения окружающих, умение влиять на людей или способность преодолевать любые препятствия на пути к своей цели? Или же они , как в средневековой легенде, продали душу дьяволу ? Был такой мультик, в готором опытный черт-учитель настойчиво объянял ученикам-чертенятам осноное праило, которому они должны следовать: «Люби себя, чихай на всех и в жизни ждет тебя успех»

В наше просвещенное время все обходится без расписок кровью. Просто человек приходит к выводу, что негодяем быть выгоднее и удобнее и становится таковым. Умный человек не станет продавать бриллиантовое колье за сто рублей, даже если ему очень нужны деньги. Точно так же рисковать вечностью ради переходящих земных благ глупо ни нецелесообразно. Это аргумент для верующего. Но, с другой стороны, что еще может органичить наш эгоизм? У Бальзака читаем: « Видимо, в недалеком булущем общество окончательно распадется, и причиной тому – всеобщая тяга к высрким постам и отвращение к положению скромному. Религия – единственное надежное средство против этого разврата» («Вотрен»).

Сравнение духовной жизни с войной может показаться надуманным и нецелесообразным. Например, Елисей Платонов пишет, что в опусах «защитников веры» « приводятся цитаты на тему того, что духовная жизнь – это война, на которой есть убитые, раненые и искалеченные. И вот это уже интересно. Важен не человек сам по себе, а именно брань, война и, очевидно, какая-то иллюзорная победа, в жертву которой критики критиков православия готовы принести кого угодно».

Уточним, что не только духовная жизнь, а вообще жизнь человека является войной. И мы вынуждены ее вести ее не из-за повышенной агрессивности , не для получения орденов и медалей и не в захватнических целях, а потому, что такова жизнь. Наш путь – путь воина. И чтобы избежать опасностей, мы должны быть хорошо вооружены. Наше оружие это наша вера, которая должна быть сознательной, разумной, а не инфантильной и механической. Можно согласиться с Козьмой Прутковым, что «без надобности носимый набрюшник вреден». Однако беспристрастный логический анализ ситуации показывает, что христианские заповеди отнюдь не являются «ненужным набрюшником» и отступление от них делает нас уязвимыми, что я и попытаюсь доказать в этой книге.

Но не сделает нас такое мышление илишне воинственными и нетерпимыми? Скорее наоборот, если вспомним что «наша брань не против крови и плоти, но против … духов злобы поднебесной» (Еф 6,12). Следовательно, к людям, причинившим нам вред, мы можем отнестись снисходительно, как к марионеткам в руках дьявола. Хотя это вовсе не означает, что мы не должны оказывать им адекватное сопротивление.

Но не приведут ли нас подобные предположения к унынию и суевериям? Ведь невидимый противник опаснее всего. Отсюда недолго до того, чтобы все неудачи в нашей жизни свести к сглазам, порчам и прочим дьявольским козням. На это можно возразить, что дьявол действует гораздо изощереннее, так, что мы оказываемся сами виновными в своих несчастьях. Каким образом, об этом будет рассказано ниже.

Известный психолог Антонио Мененгетти утверждал, что в психике человека существует программа, которая доводит до его сознания ошибочную информацию. Следовательно, мы воспринимаем мир не таким, какой он есть на самом деле. Он назвал ее монитором отклонения. Как, кем, когда и зачем она была инсталлирована? Тут сеньор Антонио с ученого превращается в научного фантаста и утверждает, что это было сделано инопланетной цивилизацией, чтобы манипулировать человечеством в своих интересах.      Но не будем цепляться к мелочам. Так же не станем считать Мененгетти первооткрывателем этого явления. Многим религиям оно хорошо известно, просто он выразил его в научных терминах.

То, что Мененгетти назвал монитором отклонения, в общем совпадает с христианским пониманием греха . В древнегреческом языке грех называли «амартия», что означало «плохой выстрел, непопадание в цель». Действие монитора отклонения похоже на сюжет известной повести Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан». Вся команда включительно с капитаном погибла и управление кораблем взял на себя юнга. Преступник, воспользовавшись его неопытностью, подложил под компас топор. Он стал показывать неверное направление и юноша вместо Южной Америки привел корабль в Африку.

Когда человека с незаконченным духовным образованием, которого за революционную деятельность исключили из семинарии, а по совместительству – руководителя Советского Союза Иосифа Сталина спросили: какой уклон хуже, правый или левый, ответ был гениальный: оба хуже. И действительно, какая разница, как и почему мы сбились с дороги, если попали не туда? Главное – выйти на правильный путь. Потому будем считать Премудрость Божью антивирусом, способным уничтожить вредоносную программу монитора отклонения.

Таким образом, чтобы уберечь себя от жизненных ошибок, следует обрести Премудрость. А как? В Библии однозначно сказано: « Начало премудрости – страх Господень». (Пр.1:17). Легко ли нам с этим согласиться? Не совсем, потому что мы считаем, что Бог есть любовь (1Ин 4:16) а боящийся несовершенен в любви. (1Ин. 4:18). Страх—мучительное и неприятное чувство, в отличие от любви, к которой мы все стремимся. Апостол Иоанн пишет : «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение». (1Ин. 4:18). Многие люди отказызваются считать Бога самым крутым начальником, с которым не следует ссориться, а то сделает бо-бо или всевидящим судьей, от которого свои проступки не скроешь.

Но какое отношение имеет страх к премудрости ? Если рассмаиривать его только как страх наказания, то никакого. Хотя если человек боится соверщать некоторые поступки из-за страха перед их последствиями (злоупотреблять алкоголем, нарушать закон и т.д.) это вполне разумно и целесообразно. Но кроме того человек, делающий грех, удаляется от Бога. «Если мы говорим о богообщении, то главный страх – его потерять. От смертных грехов: жестокости, гордыни, блуда – оно просто пресекается. От повседневных прегрешений умаляется, истончается. Страх Божий – это жить так, чтобы не потерять эту двустороннюю связь»,– говорит игумен Петр Мещеринов.

Когда наша связь с Богом прервана, то рассчитывать на Его Премудрость не приходится. И мы непременно попадем в сети дьявола со всеми вытекающими отсюда последствиями. Даже если нам удалось избежать немедленного наказания за свои грехи (а атеист надеется избежать их совсем), на уровне эмоций мы чувствуем дискомфорт. Самое большое удовольствие от праведной жизни это общение с Богом. «Умному человеку жить с Богом очень приятно, а без Бога пакостно», – писал Владимир Соловьев в «Трех разговорах». Но часто чтобы понять это, нашего ума не хватает. Тогда приходится учиться на своих ошибках. А, по словам Конфуция, это самый трудный путь обучения.

Проиллюстрирую свою концепцию при помощи двух культовых фильмов: «Экзорциста» и «Матрицы». Каждый художественный фильм – выдумка, но их популярность свидетельствует о том, что в них есть лишь доля выдумки. В чем—попытаемся установить. В первом из вышеупомянутых хорошая девочка, дочь известной актрисы, вдруг начинает вести себя абсолютно неподобающим образом: ругается, проявляет агрессию к окружающим, говорит мужским голосом и т.д. Медицинское исследование не выявляет никаких аномалий. Священник, к которому мать обратилась за помощью, делает вывод, что в ребенка вселился дьявол. Проводя обряд экзорцизма, он требует у демона переселиться в его тело, а после этого бросается в окно и кончает жизнь самоубийством.

С чем я здесь согласен, а с чем – нет? То, что дьявол существует, выглядит вполне правдоподобно, как и то, что именно он является причиной наших несчастий и они не всегда обусловлены медицинскими факторами, социальными причинами или условиями воспитания. Однако случаи его прямого воздействия достаточно редки, хотя в богословской литературе они и описаны. Его влияние распространяется на всех и каждого и тут мы должны согласиться с создателями «Матрицы»: оно настолько всеобъемлюще, что мы его не замечаем.

По сюжету фильма главному герою дают две таблетки: синюю и красную. Если он выберет синюю, то проснется и будет жить дальше своей обыденной жизнью. Но он выбирает красную и видит настоящую реальность: люди, подсоединенные к кабелям, содержатся в капсулах и вырабатывают энергию, необходимую для работы компьютеров, а компьютеры создают в их сознании иллюзорный мир, который они воспринимают как настоящий.

То, что мы живем в иллюзорном мире и можем силой мысли, как герой фильма, останавливать выпущенные в нас пули, это фантазия. Но то, что мы питаем своей энергией дьявола, похоже на правду.       Вернее – он питается энергией наших страстей. Он вызывает у нас страсти, страсти склоняют нас к греху, а совершенный грех страсти усиливает. Человеку грешить не выгодно, он это делает под влиянием дьявола. Чтобы принудить человека действовать в его интересах, дьявол внушает ему искаженное восприятие реальности. Для действий, которые человек производит во вред себе и на пользу дьяволу, предлагаю название : деструктивная модель поведения (ДМП). По-сути, это другое название греха.

Но не собираю ли я на свою голову обвинения в средневековом мракобесии, упоминая дьявола? В моем детстве в журнале «Перец» чертей рисовали с рогами, хвостами и копытами и это было весело. А самым смешным фильмом моего детства была «Ночь перед Рождеством». Кузнец Вахула, получив от черта предложение продать душу, вместо этого взгромоздился к нему на спину, прилетел в Петербург, выпросил у царицы черевички (настоящий украинец!) и подарил их любимой. Повесть Гоголя, по которой поставлен фильм, заканчиватся тем, что Вахула нарисовал в церкви черта, к которому мамочки подводят своих детей со словами : «Ич, яка кака намальована!»

Самый страшный фильм моего детства тоже был поставлен по повести Гоголя. Это «Вий». Без применения компьютерной графики (ее тогда и в помине не было) авторам фильма удалось создать по-настоящему волнующее зрелище, пострашней, чем большинство голливудских ужастиков. Герой фильма погибает в борьбе с нечистой силой и ни христианские молитвы, ни духовное образование, которое он получил в бурсе, не спасают его от гибели.

Имея определенный, хотя и не такой уж большой опыт уличных драк, знаю, что недооценивать соперника или бояться его – значит проиграть и быть битым. Потому детско-наивное понимание дьявола как «каки намалеванной» или страх перед ним следует отбросить.

В послании апостола Петра сказано, что « противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого позлотить»(1 Петр. 5,8). А апостол Павел увещевает : «Блюдите, яко опасно ходите»(Еф.5:15). Светская культура говорит другое: донт вори, би хепи. Не волнуйся, будь счастлив. Признаем, что христианство адекватнее отражает реальность: жизнь полна опасностей, но если Бог с нами, то кто против нас?

Однако жизнь полна неожиданностей.Попадали ли вы когда либо в такую ситуацию: сначала все было хорошо, мы расслабились, потом возникла проблема, мы ее попытались решать и в результате наших необдуманных действий стало еще хуже? И мы оказываемся в положении инженера Щукина из «Золотого теленка»: голыми, в мыле и перед закрытыми дверьми. Почему бы не предположить, что за этим стоит инфернальное существо – дьявол? Он заставляет нас делать ошибки, терять вещи, подталкивает к необдуманным поступкам, ставит в неловкое положение. Вся ситуация им мастерски срежиссирована , а мы, как марионетки, исполняем чужую волю, а некто то ли смеется , то ли издевается над нами.

Среди писателей в осмыслении сношений человека с дьяволом пальму первенства следует отдать Федору Михайловичу Достоевскому. В своем последнем романе «Братья Карамазовы» он называет его духом зла и разрушения, страшным и мудрым. Однако наличие существа, враждебного человеку, он ощущал и раньше. В его юношеских воспоминаниях читаем:

Подойдя к Неве, я остановился на минутку и бросил пронзительный взгляд вдоль реки, в дымно-мутную даль… И вдруг стал я разглядывать и увидел какие-то странные лица. Все это были странные, чудные фигуры… Кто-то гримасничал предо мною, спрятавшись за всю эту фантастическую толпу, и передергивал какие-то нитки, пружинки, и куколки эти двигались, а он хохотал, и все хохотал.

В более позднем своем романе Достоевского «Подросток» есть такой эпизод. Его герой, Андрей Версилов, человек в целом неплохой, говорит:

«Знаете, мне кажется, что я весь точно раздваиваюсь,– оглядел он нас всех с ужасно серьезным лицом и с самою искреннею сообщительностью.—Право, мысленно раздваиваюсь и ужасно этого боюсь. Точно подле вас стоит ваш двойник; вы сами умны и разумны, а тот непременно хочет сделать подле вас какую-нибудь бессмыслицу, и иногда превеселую вещь, и вдруг вы замечаете, что вы сами хотите сделать эту веселую вещь, и бог знает зачем, то есть как-то нехотя хотите, сопротивляясь изо всех сил хотите.

Сказав это, Версилов признается, что ему сейчас хочется больше всего: разбить икону, что он и делает.

Вдруг он с последним словом своим, стремительно вскочил, мгновенно выхватил образ из рук Татьяны и , свирепо размахнувшись, изо всех сил ударил его об угол изразцовой печки. Образ раскололся на два куска… Он вдруг обернулся к нам, и его бледное лицо вдруг все покраснело, почти побагровело, и каждая черточка в лице его задрожала и заходила.

Зигмунд Фрейд увидел бы в этом эпизоде пример влечения смерти, хотя, думаю, убедительнее расценивать это как действие силы, враждебной человеку. Таким образом, дьявол способен не только на пакости, осложняющие нам жизнь; его цель—погубить нашу душу.

Дьявольское влияние мы можем увидеть и в абсолютно обыденных событиях. Возьмем роман Эда Макбейна «Двойное убийство»

Шестеро ребят, возбужденных тем, что сегодня Хэллоуин – а в Хэллоуин разрешено все… затянули двенадцатилетнюю девочку в переулок и все по очереди изнасиловали ее … Ребята были в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, и любой из них не посмотрел бы в сторону этой не очень привлекательной девочки, если бы сегодня не был день, предназначенный, как считается, для того, чтоб повеселиться и хорошенько погулять.

Замечательный праздник этот Хэллоуин, помереть со смеху. Полицейские просто обожали его.

В буквальном переводе Хэллоуин это день Всех Святых. Православная церковь отмечает его во второе воскресенье после Троицы. Когда папа Григорий ІІІ освятил в базилике святого Петра часовню в честь Всех Святых 1 ноября, на Западе его стали отмечать именно в этот день. Особенностью этого праздника является его связь с языческими культами и народными верованиями. Однозначно это осуждать нельзя, народные традиции бывают очень красивыми и вполне безобидными, но определенная опасность в этом есть.

Древние кельты делили год на темную и светлую пору, и когда светлая сменяла темную, что происходило в конце октября ( сейчас в этот период мы переходим на зимнее время), это влияет на наше настроение. Не будет ничего плохого, если мы, чтоб поднять его, устроим веселый праздник и даже немного пошалим. В этот день это разрешается, особенно детям и подросткам. Но когда шалости переходят черту, они стают опасными. И без темной дьявольской силы тут не обходится.

В средние века крестьяне, чтоб облегчить участь душ в аду и дать им знак, что о них помнят, устраивали в этот день шум и гам, стучали в сковородки, кастрюли и т.д. Древние верили, в эту пору грань между реальным и потусторонним миром уменьшается и чтоб защитить себя от темных сил (или договориться с ними?) использовали устрашающие маски, переодевались в ведьм или вампиров. В наше время дьявол окончательно «обнаглел» и маскарады на Хэллоуин претворились на парад нечисти, к которым добавились фильмы ужасов, приуроченные к этому дню, что не так уж безобидно. Практика показывает, что любой контакт с нечистой силой опасен. А нам оно надо?

Дьявол – опасный соперник. Он мастер камуфляжа и пиара. Первое проявляется в том, что люди, особенно с верхним образованием, перестали в него верить. Как в фильме «ДМБ»: «Видишь суслика? А он есть». Дьявол тот же «суслик». А невидимый враг наиболее опасен.

Другой дьявольский прием это рекламная кампания греха. Его представляют как искушение, от которого невозможно удержаться. В таких случаях говорят: «Ничего не могу с собой поделать». А может и не надо? Оскар Уайльд в свое время писал: «Лучший способ победить искушение – поддаться ему». Далее будет показано, что вся болтовня про «сладкий грех» является свидетельством слабого мышления и грех вредит не Богу, а нам самим.

Все это мистика, скажет скептически настроенный читатель. А чем вы можете доказать свои предположения помимо вашего личного мнения? В принципе, ничем, кроме того факта, что человеческая психика – открытая система и подвержена посторонним влияниям. А раз так, то дьявол может легко воспользоваться этим и внушить нам совершенно невозможные вещи. В доказательство этого можно привести:

Эксперимент Аша.

Испытуемого под благовидным предлогом удаляли из аудитории. За это время психолог договаривался с присутствующими, чтоб они говорили, что две линии, одна из которых заметно короче другой, являются одинаковыми. Когда испытуемый возвращался в аудиторию, он под влиянием группы говорил то же самое, а иногда менял свое первоначальное, совершенно правильное, мнение. Таким образом, социальное окружение может модифицировать наше восприятие.

Эксперимент Милдгдрейва.

Испытуемому давали инструкцию наказывать другого участника эксперимента за допущенные им ошибки ( его роль исполнял подставной актер) ударами электрического тока, сила которых должна была постоянно увеличиваться, если последний снова совершал ошибку. Большинство так и делало, несмотря бурные реакции и просьбы актера о милосердии. Тех, кто отказывался, убеждали, что так нужно «для науки». И, как правило, сила ударов тока превышала смертельно допустимые значения. Таким образом, под влиянием авторитетных лиц человек может нарушать нормы морали. Дьяволу это только и нужно.

Эксперимент Зимбардо.

Участников случайным образом поделили на две группы. Одни должны были исполнять роль надзирателей, другие – заключенных. Через некоторое время эксперимент пришлось прекратить, так как «надзиратели» стали проявлять настоящую жестокость к «заключенным», а последние – так же, по-настоящему, бунтовать. Зимбардо утверждает, что такие случаи имеют место и в реальной жизни и, как пример, приводит издевательства американских военных над иракскими заключенными в тюрьме Абу Грейв. Книга с описанием подобных случаев имеет название «Эффект Люцифера», однако, однозначного предположения о существовании инфернальной силы, которая принуждает людей ко злу, Зимбардо не делает.

Мы так же не можем исключить, что существуют малоизученные механизмы заражения подобно тем, о которых пишет Достоевский в сне Раскольникова:

Появились какие-то новые трихины,(трихины это кольчастые черви, личинки котрых паразитируют в теле человека), существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. . Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные… Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Собирались друг на друга целыми армиями, но армии, уже в походе, вдруг начинали сами терзать себя, ряды расстраивались, воины бросались друг на друга, кололись и резались, кусали и ели друг друга … . Оставили самые обыкновенные ремесла, потому что всякий предлагал свои мысли, свои поправки, и не могли согласиться; остановилось земледелие. Кое-где люди сбегались в кучи, соглашались вместе на что-нибудь, клялись не расставаться, – но тотчас же начинали что-нибудь совершенно другое, чем сейчас же сами предполагали, начинали обвинять друг друга, дрались и резались. Начались пожары, начался голод. Все и всё погибало.

Ф.М. Достоевский говорит об изменении в поведении людей, что привело к увеличению самонадеянности ( «никогда люди не считали себя такими умными») и агрессивности ( «убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе»). Могло бы это быть вызвано какими-то микроскопическими существами? Можно ли привести научные данные, подтверждающие это? Таки да. Крысы, зараженные микоплазмами , которые содержатся в помете кошек, покорно идут на их запах. Во многих случаях человек, несмотря на свой высокоразвитый интеллект, действует похожим образом: делает то, что ему не выгодно.

Выскажу мысль, которая для многих может показаться неприемлимой. Мощнейшим источником инфицирования деструктивными моделями поведения является искусство. Мы привыкли относится к нему с величайшим пиететом, всячески восхваляя творения человеческого гения, но именно через произведения исскуства передаются стереотипы, которые существенно вредят человеку. В конце XVIII столетия Европой прокатилась волна самоубийств среди молодых людей. Они решились на этот шаг в подражание герою поэмы Гете «Страдания молодого Вертера». Интернета еще не существовало, но «сине киты» водились уже тогда!

В средневековом Китае существовал ужасный обычай. Девочкам из аристократических семей в раннем возрасте туго перебинтовывали ножки, так что они совсем переставали расти. Такая ступня, похожая на нераскрывшийся бутон лотоса, считалась верхом изящества, но самостоятельно, повзрослев, ходить такие женщины не могли. Часто культурное влияние действует на нас похожим образом: нам навязывают такие установки, жить с которыми практически невозможно.

Может я преувеличиваю, но иногда мне кажется, что средства массовой информации, эра которых началась изобретением книгопечатания, как крысолов дудочкой увлекают нас к гибели. Это страшная сила, и в сравнении с ней я чувствую себя как теленок, который решил пободаться с дубом, если воспользоваться образом Солженицина. И не расшибить себе лоб от этого недостойного для здравомыслящих людей занятия, я могу только заручившись помощью Высшей силы, которую верующие люди называют Богом. Потому набравшись наглости и не страшась возможных обвинений в недоразвитости эстетических чувств, в соответствующем месте попробую выразить свое несогласие с определенными культурными установками, что распространяются через стихи, романы, фильмы, песни и воспринимаются общественным сознанием без должной критики.

Но почему же мы, даже поняв свою ошибку, продолжаем вести себя как мыши из анекдота, которые кололись, пищали, плакали, но продолжали жрать кактус? Вероятно потому, что греховный способ поведения дает нам определенное количество энергии, однако его общий энергетический баланс не в нашу пользу. Это все равно, что сжигать деньги, пытаясь согреться. Или жить в доме, построенном на песке, если вспомнить евангельский образ. В конечном счете, наша жизненная энергия достается дьяволу. Рыболов насаживает на крючок червяка, чтоб рыбка клюнула, а дьявол, вводя нас в грех, предлагает нам определенного рода удовольствия. Давайте назовем их их ДЭП –добавочная (или дьявольская?) энергетическая подпитка. Она нам очень дорого обходится, но понимаем мы это не сразу, а только научившись на собственных ошибках.

Откуда же берется энергия в этом случае? Как правило, от других людей. Индивидов, котрые сознательно или бессознательно «вытягивают» у нас псхическую энергию, мы называем энергетическими вампирами. И это редко идет им на пользу. Большую часть энергии, которую они получили от нас, они вынуждены отдать дьяволу. А он, как говорит известная пословица, платит за службу разбитыми черепками. Но на первых порах процесс «несанкционированного отбора» может показаться даже очень приятным.

В сто пятнадцатом псалме сказано: «Всяк человек есть ложь» И не просто так сказано, а « исступлении» или на языке оригинала—«в экстазе». Значит, здесь мы имеем дело с принципиально иным утверждением, чем банальное «все врут» или «Марина Сергеевна одинокая женщина и никому не верит», как некогда говорилось в рекламе МММ. Мы привычно считаем, что Библия учит нас любви к людям, но здесь содержится призыв не доверять им

А можем ли мы сказать жестче: всяк человек есть вор? По отношению к большинству людей это было бы несправедливо. Хотя все мы знаем, что как пелось в песенке о советских милиционерах, «где-то, кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет»