Книга Созвездие. Переводы Ольги Васильевой - читать онлайн бесплатно, автор Мигель Эрнандес
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Созвездие. Переводы Ольги Васильевой
Созвездие. Переводы Ольги Васильевой
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Созвездие. Переводы Ольги Васильевой

Созвездие

Переводы Ольги Васильевой


Мигель де Унамуно

Антонио Мачадо

Федерико Гарсиа Лорка

Мигель Эрнандес

© Мигель де Унамуно, 2022

© Антонио Мачадо, 2022

© Федерико Гарсиа Лорка, 2022

© Мигель Эрнандес, 2022


ISBN 978-5-0056-1970-9

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

СОЗВЕЗДИЕ

Сборник переводов испанских поэтов

НЕСКОЛЬКО СЛОВ

Поэзия… Вечное притяжение. Всегда открываются новые горизонты, новые грани, новые оттенки, новые смыслы… И новые стихотворения, и новые имена, и новое в неновом.

То, что еще не переводили. То, что перевели по другому. Точнее или вдохновленнее.

У Мигеля Эрнандеса открываем стихи про любовь, а не про гражданскую войну и бедность. Хотя в Испании давно их знают, но не мы.

У Федерико Лорки – не про испанских цыган и жандармерию, а детские песенки и загадочные мистериальные краткостишия. И постоянное острое ощущение присутствия смерти в каждом мгновении жизни, запечатленном в стихотворении.

У Антонио Мачадо – почти афоризмы или почти философия в поэзии. Или божественные стихи, разговор с Господом.

Мигель де Унамуно открывает нам, что все и ничего – одно, что живая жизнь побеждает книги, что есть красота в бесконечном и непобедимом ожидании любви…

Поэты нас не покидают никогда и приносят свои дары.

МИГЕЛЬ ДЕ УНАМУНО

(1875 – 1939)***Мой путь – келья,путь одинокий,судьбы тюремной,крестного хода.Путь – открытый тольков глубине бездонной,где причалы портазавершают дорогу.Мой путь – келья,со всех сторон – стены;и звенья цепи —всего с ничем скрепы.***Чьи-то глаза нежные,полные обещанийнаслаждений домашнихи праздников за дверямизакрытыми —для обряда тайного;и объятия,отнюдь не сдержанные;чьи-то глаза нежные,сосуды субстанции,полные удовольствиячистого существования,и жизни, что проходитв вечном ожидании.

ЧИСТО ЗЕЛЕНЫЙ, ГОЛУБОЙ

Чисто зеленый, без голубого,без желтого,без неба, без земли, зеленыйприродный, и только,зеленый травы, который грезит,зеленый просто,зеленый человеческой совестина дороге без почвы,зеленый беспредельный,пустозеленый,зеленый зелени движущейся,высокогорный,зеленый деревадля глаз моих жаждущих,мистическая зелени бездна.

МУЗЫКА

Музыка? Нет! Ты усыпляешь душуВ море бальзама.Душа же тебя не хочет,Не затягивай раны,Смотрящие в вечность,Пусть они кровоточат.Пасмурный свет люблю я,Что сумерки источают,Границу смерти и сна.Где не уснув, все ж сплю я.Музыка? Нет! Не нужноТвоих фантазий,Без стержня и без основы,Но те, кто тень оставляют,Кого ощутить возможно,Они – мой праздник.Это море нежных звуковМои мысли усыпляют,И Пегас, плененный ими,Опускает свои крылья,О полете, забывая.Зачем" да! да!» ты, музыка поешь?Сбиваюсь с курса я в звучащем море.Скажи мне: «Нет! " —И ты вернешьБылую силу мне и волю.О музыка! Полет недвижим твой.Вне времени, без грани.Полусмертельное забвенье.Живое исчезает в том туманеИ воля спит, лишившись притяженья.***Читать, читать, читать,Жить жизнию чужой.Читать и забыватьВсе, что прошло.И остается то, что остается:Фантазии пера,Что человеком создается,Игрой ума.Читать, читать, читать…И, может быть, кто знает,Я завтра сам начну писать,И кто-нибудь мою жизнь прочитает.***У подножия неба – тучи,У подножья горы – реки,У подножья души – грезы,У подножья бога – слезы.У подножья деревьев – тени.У подножья теней – забвенье.У подножья забвенья – смерть.У подножья смерти – ветвь.***Поет в тишине луна.Нужно слушать ее глазами;Приглушенную белую песню,Песню любви – тайны.Песни любви, которой скучно,Оттого что она так одинока,Рассеянные звезды избегаютАккомпанировать ей своим хором.Бедная луна – совсем слепая,Не видит своими глазами-тенями,Которые грезят, поют, мечтают,Чтоб обмануть время пустое.

ОСТОВ

Сквозь покров твоей плоти

выступает остов, скала твоего тела,

что есть кость из костей Земли,

гранит из гранитов Матери твоей,

и, если расцвести не сможет,

то значит – мертв он. Твоя скала —

пустая вера наша, оболочка,

тщета, конца не знающая, мира;

как тени, наши дни проходят, человек

даже не сон есть тени.

Господь, придешь ли ты во плоти

в конце дней смертных,

Пробудит ли твой глас сих мертвых,

войско костей, что спит в пыли глубокой,

и пенье их мир сотрясет, как гром?

И капли этой крови

заставят ли те кости расцвести,

одев их новой плотью,

куда вернется и воспоминанье?

Господь есть Дух, жизнь, словно на подушке,

покоится воспоминаний полной, и в этом ее ценность,

то, что она стОит. И память есть цветок;

она есть связь идеи-плоти.

Есть память Бога и во всех живущих.

Ты тоже – часть ее, распахнутая книга,

кости, одетые в дарованную плоть Земле.

Наша скала, дыханье – это Ты, Всевышний!

Я ТОЛЬКО ЗНАЮ

Я только знаю, что ничего не знаю;и другие знают не больше;что труд поденный продолжаюбез направления и компаса.Я только знаю, что убивающая ранаесть оно, но я не знаю, что;моя душа, жаждой заполненная,ею живет, но не водой.1928

ЗАКРОЙ ГЛАЗА

Закрой глаза и в грезах утони,

тех, что уходят за пределы жизни;

и в сумерках ты знание постигнешь,

которое при свете дня в забвенье и пыли.


1928

КТО ПРАВ В НЕПРАВОТЕ

Кто прав в неправоте,тот в правоте левша,и нету ничего абсурдней,чем этот бедный мир, который наш.1929

И ВИДЕЛ ГОЙЯ В ГЛУХОТЕ

И видел Гойя в глухотесвоей Испании трагедию;глухой Господь был в вышине,глухие души от страданий сделались.1929

ФАШИЗМ

Это стадо, а не серп,есть лезвие покоса;за приветствием ничего нет,за ничем есть пропасть.1928

ТВОЙ ИДОЛ

Твой идол – похлебка тухлятины,твоя религия тюрей безглазой сочится,Испания моя болящая,ослепни, разложись и начинай молиться.

ИСТОРИЯ

Я чувствую все сны веков.Я не могу уснуть.Как давит на меня история!Но мысль о будущем гнететНамного более!

ВСЕ ЭТИ КОРНИ

Все эти корни, все цветы,все звуки, весь рассвет,все твари, человеки все,все да и нет,все дни и ночи,все радости и горести,все формы плоти,законы, беззакония,все сны и все народы,деянья, отрицания,все атомы и боги,слили свои названия,и все и ничего —в одно.

МЕЧТАЯ, ТЫ МЕЧТАЛ О НЕБЕ

Мечтая, ты мечтал о небе,

чем больше имеешь, тем больше хочешь,

чем наслаждений больше, тем страдания сильнее,

и чем больше живешь, тем умираешь дольше.

ЗАКРЫЛ Я КНИГУ

Закрыл я книгу,ту, что говорилао сущностях, существованьях и субстанциях,о способах, случайностях,причинах, действии,материи и форме,идеях и концепциях,о числовых феноменах,вещи в себе и вне,гипотезах и мнениях,теориях…Закрыл я книгу и открыл глазанавстречу миру.Солнце за холмом зашло уже,на небе тополя эмалевыми стали,и между нимизагорелись звезды,луна над твердью вознеслась,ее сияньерассеянно в реке купалось,и вот,смотря на холм, луну, реку и тополя,на звезды и сияющую твердь,почувствовал я ложьвсех сущностей, субстанций, существований,действий, причин,материи и формы,концепций и идей,и числовых феноменов,вещи в себе, во вне,гипотез, мнений и теорий,короче, то,что есть слова.Над книгою, в траву упавшей,и закрытой,луна сияла, травы освещая, оставляя книгу,темною внутри,на ней лягушка отдыхала,готовясь к похождениям ночным.О Кант! Тобою я восхищаюсь!

КИПАРИС И ДЕВУШКА

Там, где куст жасминаярко зеленеет,девушка-подростоксмотрит вдаль, надеясь,и, облокотившись на карниз устало,смотрит вдаль печально,глаз не отрываяот стен монастырских;там, где в небо взвилсячернотой природнойкипарис стрелою.Ждет, когда придет он,свиданья час условный.Смотрит, ждет, мечтаетуже долго-долго.Локоть на карнизе,розовая щечкав ладони отдыхаета в сознанье смутномобраз кипариса,как мечта витает.Кто, когда и как вдругСвиданье ей назначил?Кто? Она не знает.А когда? В то время,как, уйдя из детства,встретилася с жизнью.Где? В своем же сердце,в душе неспокойной.Но слова какие?Все без слов! Лишь вздохивкруг ее летают.И, поникши, ждет всё,ждет и ожидает,когда солнце сядет,день другой наступит,и тень кипарисаоживет с зарею.На горящем небевысится колоннойон среди развалин,и ее как будтотихо утешает:«Дочь моя! Терпенье!Терпенье в ожиданьи!»И проходят тучинад ним чередою,словно дни проходят,но все не приходитлюбимый на свиданье.Охраняет полекипарис суровый,и подобен башне,сторожевой он.и с него, бедняжка,глаз не сводит :«Страж!Мой стражник черный!Когда его увидишь,меня предупреди ты,если усну невольно,как поедет мимо —сон развей мой.Так дни мои уходяти вместе с нимио счастии надеждавот-вот покинет».Томятся в ожиданьекипарис и дева,а его все нету,и так долго,что думает бедняжкаоб уголке спокойном,что за оградойей отдых обещает.В монастырь укрылась,там и ищет счастья,что в мире не обрящет,ждет теперь свиданьяс Женихом Небесным.Он придет однажды,днем прекрасным,и возьмет с собою,в край, где нет страданья.Вечерами тихимисидит теперь средь зеленивместе с кипарисом,облокотившисьрукою на колени,в облаках витаяв грезах смутных.Бледны ее руки,и лицо поблекло.Кипариса-другаона просит:«Страж!Мой стражник черный!Когда с небес сойдет он,меня предупреди ты,если усну невольно,как пойдет он мимо —сон развей мой.Так дни мои проходяти вместе с нимио счастии надеждавот-вот покинет».И он ей отвечает:«Терпение, терпение,дочь моя, в смирении».И умерла в терпении,ожидая вести,в земле благословенной.Под тенью кипарисаее похоронили,там теперь и спит она,но, уснувшая,вечно в ожидании,когда ее возлюбленныйпридет к ней на свидание.И вечерами тихими,когда садится солнцеи алыми лучами небеса сияют,кипарис покинутыйей стойко повторяет:«Терпение, терпение,дочь моя, в смирении».А базилик? Замерз онодним холодным утром,когда проехал всадникневедомо откуда,ища глазами жаднымисобственное счастье…Нашел окно пустое,под небесами ясными.

ВОТ ЧЕЛОВЕК

Вот человек, что на углу вещает.Зачем руками так размахивает?Ужели важно то, что говорит?Перекрещенье рук его имеет смысл?И если б был,то, что ж, оправдан пыл?И кто такой есть я,чтоб мерить степеньу ценностей чужих?Пускай Господь хранит его энтузиазм!Пока он так руками машет,сам о себе забыл,с годамиего волненье и мое бесстрастьеотправятся на отдыхв одно и то же озеро,где воды мертвыебесплодны…Жестикулируй, гражданин!Прекрасная гимнастика,и в жизни важно – жить и бытьздоровым и без напастей.

В ТЕНИ ЭТОГО ДЕРЕВА

В тени этого дереваон отдохнул когда-то;прошло лет триста,и все еще в листвевибрирует воспоминанье.И соловей священный, что гнездона ветках охраняет,также хранит преданье,которое услышал соловей,такой же, как и он,из уст святого пилигрима ранее.Когда клонится солнце тех времени у холмов подножья тени удлиняет,невнятно птичка слова эти повторяет,что прозвучали человечьим языком,но превратилися в небесные скрижали.И дерево их понимает, и листва,их слыша, в такт кивает.

Я ЖИТЬ ХОЧУ ОДИН

«Я жить хочу один, —так Пепе говорил, —чтоб не причесывалии не умывали».«Один? ты потеряешьсяи будешь плакать», —ему Марица возразила.Вот разговор детей…И их отец подумал:«Тот, кто живет один,теряется и плачет,и его никто не слышит.Один… И кто же не один?Все одиноки,каждый в самом себе,и наша жизнь —лишь одиночество,не более,мы потерялись всеи плачем,и нас никто не слышит».

АНТОНИО МАЧАДО

(1875 – 1936)


ВЫСКАЗЫВАНИЯ И ПЕСНИ

***

Ни мрамор твердый и вечный,

ни живопись, и ни музыка,

лишь слово живет во времени.

XXIX

Путник, это твои следына дороге, и ничего больше,путник, нет дороги,она возникает, если идешь ты.Идя, протаптываешь дорогу,и, бросив взгляд назад,видишь тропинку, на которуюне ступишь уже никогда.Путник, нет дороги,только полосы волн на мореот корабля.

IXXIX

Земля обнаженная,и душа завывает на горизонте бледном,как волчица голодная. Что ты ищешь,поэт, на закате?Грустно идти, потому что дорогана сердце давит. Ледяной ветер,ночь наступает, и горечьрасстояния. На дороге белойдеревья в листьях пожухших чернеют,дальние горыв крови и золоте… Солнце скончалось.Что ты ищешь, поэт, на закате?

МОЙ ШУТ

Демон из снов моихсмеется губами красными,черные глаза его – живчики,мелкие зубы точеные,пускается в пляс гротесковый,сверкая своим телом бесформенными горбом огромным,бородач отвратительный,карлик пузатый,и не знаю причин я,почему смешит тебямоя трагедия,но ты в своей пляскежив без мотивов ясных.

LXX

ПОЛЕ

Умирает вечер,как очаг бедный, гаснет.Там, на горах, есть ещеотблески красные.И это дерево, упавшее на дороге белой,плакать заставляет от жалости.На стволе раненом – две веткии лист один почерневший, ржавый.Ты плачешь? Среди тополей золотых дальнихтень любви тебя ожидает.

VI

Господь, кого в себе мы носим,господь, кого мы сами создаем,господь, кого мы ищем просто,и никогда кого мы не найдем.Три божества, три персонажа —единственного бога настоящего.

РАЗУМ И СЕРДЦЕ

Говорит разум: " Давай искать правду».

Сердце говорит: " Нет! Тщеславие и бред.

Правда у нас уже есть».

Разум: " И кто же постичь ее может?»

Сердце: " Суета сует.

Правда – это надежда всего лишь».

Говорит разум: " Ложь это».

Сердце в ответ:" Лжет разум.

Не чувствуешь ты ее, одни фразы».

Разум: " Нам не понять друг друга вовек».

Сердце:" Посмотрим, что будет дальше».

СОВЕТЫ, КОПЛАС, ЗАМЕТКИ

VIII

Всегда, когда мы вместе, —это свидание завтрашнее,но никогда при встрече.

V

Розы на балконеза поворотом улицы«Упаси меня Господи»зовутся.

LXXXV

Твоя правда? Нет, та Правда.

Пойдем со мной искать ее.

А свою оставь для себя, если надо.

LXVIII

Каждый невежа непременно

путает с ценностью

цену.

XLIVНе презирайте слова, поэты,мир немой и шумный.Глас только у Господа.

XLVI

Лгут больше, чем нужно,поскольку фантазии мало.Правда – выдумка тоже.

LII

Час моего сердца делитсяна час надеждыи падения в бездну.

МОТИВЫ И ИЗРЕЧЕНИЯ

***Борозды случайныезачем называть дорогами?Всякий идет,как Иисус,морскими водами.***Когда мы жаждем знанья,наши часы – минуты,и кажутся веками,когда учиться нужно.***То, что зовут людидобродетелью, справедливостью,одна половина – зависть,другая – вовсе не милость.***Спрашивать, что знаешь,только время терять…И спрашивать риторически —кто будет тебе отвечать?***Лучшее в людях приличных —знать, что в этой жизнивсе – вопрос меры,немного больше, немного меньше.***Вчера мне приснилось, что виделя Бога и говорил с ним;и снилось, что Бог меня слышал…А после приснилось, что это – сон лишь.***Зависть к добродетелипреступником Каина сделала.Слава Каину! Нынчепороку больше завидуют.***В чем же пользаполезностей наших?Правду скажем:Тщета тщетная.***Два вида есть знания:одно – свет, другое – терпение.Одно осветить пытаетсяглубокого моря дно;другое шлет наказаниес удочкой или сетьюи ждет, когда рыба поймается.Что лучше из них на свете?Знание визионерское,что видит в водных глубинах,как рыбы живые двигаютсяи их невозможно выловить,или же адский трудтащить на песок трупбедной рыбины?***Рассматривая мой череп,скажет новый Гамлет:«Какая прекрасная маскадля карнавала».***Свет души, божественный свет,маяк, факел, солнце, звезда…В потемках идет человек,фонарь на спине неся.***Жил один моряк,сад посадил у моря,сделался садовником,сад расцвел на просторе,и садовник ушел к Богуморской дорогой.***Между жизнью и сноместь еще кое-что.Догадайся попробуй.***…Я видел дажечто пили воду из лужи грязной.Капризы жажды…***– Есть энергичные люди! —мечтала большая лужасо своими комариками.***Пой, пой, сверчок,на своем помидоре,в клетке под запором.***Внимание обратите:одинокое сердце —не сердце вовсе.***Вера позитивиста. Нас нет и не будет.Наше существованье нам одолжили.Ничего не принесли мы и унести не сможем.***Сегодня всегда еще.***Чтоб ветер не ленился,пришили двойной ниткойк дереву листья.***Авторы, кончается сценаодной догмой театра:в начале была маска.