Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха.
Субъективная сторона преступления характеризуется виной как в форме умысла, так и в форме неосторожности.
Субъект преступления – специальный – лицо, на которое возложена обязанность соблюдения правил выбора в атмосферу загрязняющих веществ или правил эксплуатации установок, сооружений и иных объектов.
ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОД
Статья 250 УК РФ гласит:
1. Загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, —
наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
2. Те же деяния, повлекшие причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных, а равно совершенные на территории заповедника, либо в зоне экологического бедствия, или в зоне чрезвычайной ситуации, —
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, – наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.
Предмет преступления – воды рек, озер, прудов, водохранилищ, каналов, подземные воды, ледники, источники питьевого водоснабжения.
Потерпевшими от преступления могут быть люди, жизни или здоровью которых загрязнением причинен ущерб.
Законодатель связывает загрязнение вод с причинением вреда животному миру, растительности, лесам, сельхозкультурам, которые образуют дополнительный предмет преступления.
Не являются предметом рассматриваемого преступления воды внутренних морей и территориальные воды РФ.
Объективная сторона преступления выражается в загрязнении, засорении, истощении поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо ином изменении их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству.
Состав сконструирован как материальный. Преступление окончено с момента наступления указанных в законе последствий.
С субъективной стороны данное преступление может быть как умышленным, так и неосторожным. Отношение виновного к смерти человека (ч. 3 ст. 250) может быть только неосторожным.
Субъектом рассматриваемого преступления может быть вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.
ЗАМЕНА НЕОТБЫТОЙ ЧАСТИ НАКАЗАНИЯ БОЛЕЕ МЯГКИМ ВИДОМ НАКАЗАНИЯ
Статья 80 УК РФ гласит:
1. Лицу, отбывающему содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы, суд с учетом его поведения в период отбывания наказания может заменить оставшуюся не отбытой часть наказания более мягким видом наказания. При этом лицо может быть полностью или частично освобождено от отбывания дополнительного вида наказания.
2. Неотбытая часть наказания может быть заменена более мягким видом наказания после фактического отбытия осужденным к лишению свободы за совершение:
преступления небольшой или средней тяжести – не менее одной трети срока наказания;
тяжкого преступления – не менее половины срока наказания;
особо тяжкого преступления – не менее двух третей срока наказания;
преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также преступлений, предусмотренных статьей 210 настоящего Кодекса, – не менее трех четвертей срока наказания.
3. При замене неотбытой части наказания суд может избрать любой более мягкий вид наказания в соответствии с видами наказаний, указанными в статье 44 настоящего Кодекса, в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом для каждого вида наказания.
Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания может применяться к лицам, отбывающим только один вид наказания – лишение свободы.
Основанием для замены неотбытой части наказания в виде лишения свободы более мягким видом наказания является такая степень исправления осужденного, при которой дальнейшее его исправление становится возможным в условиях отбывания не лишения свободы, а более мягкого вида наказания.
Закон предусматривает два условия, необходимые для замены неотбытой части наказания в виде лишения свободы более мягким видом наказания. Первое касается категории совершенного преступления, за которое осужденный отбывает наказание. Второе условие касается величины части назначенного наказания, после фактического отбытия которой лишение свободы может быть заменено более мягким видом наказания.
При замене неотбытой части лишения свободы более мягким видом наказания осужденный по усмотрению суда может быть полностью или частично освобожден от отбывания и дополнительного наказания, назначенного по приговору суда.
ЗАОЧНОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО УГОЛОВНОГО ДЕЛА – рассмотрение судом первой инстанции в отсутствие подсудимого. Такой способ рассмотрения дела в принципе недопустим, т.к. при заочном разбирательстве подсудимый не в состоянии лично реализовать в суде свое право на защиту.
Конституция РФ запрещает заочное разбирательство дел в судах, но содержит оговорку: «кроме случаев, предусмотренных Федеральным законом» (ч. 2 ст. 123). Такие случаи предусмотрены в УПК.
Статья 247 УПК РФ. Участие подсудимого
1. Судебное разбирательство уголовного дела проводится при обязательном участии подсудимого, за исключением случаев, предусмотренных частями четвертой и пятой настоящей статьи.
2. При неявке подсудимого рассмотрение уголовного дела должно быть отложено.
3. Суд вправе подвергнуть подсудимого, не явившегося без уважительных причин, приводу, а равно применить к нему или изменить ему меру пресечения.
4. Судебное разбирательство в отсутствие подсудимого может быть допущено в случае, если по уголовному делу о преступлении небольшой или средней тяжести подсудимый ходатайствует о рассмотрении данного уголовного дела в его отсутствие.
5. В исключительных случаях судебное разбирательство по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях может проводиться в отсутствие подсудимого, который находится за пределами территории Российской Федерации и (или) уклоняется от явки в суд, если это лицо не было привлечено к ответственности на территории иностранного государства по данному уголовному делу.
6. Участие защитника в судебном разбирательстве, проводимом в соответствии с частью пятой настоящей статьи, обязательно. Защитник приглашается подсудимым. Подсудимый вправе пригласить несколько защитников. При отсутствии приглашенного подсудимым защитника суд принимает меры по назначению защитника.
7. В случае устранения обстоятельств, указанных в части пятой настоящей статьи, приговор или определение суда, вынесенные заочно, по ходатайству осужденного или его защитника отменяются в порядке, предусмотренном главой 48 настоящего Кодекса. Судебное разбирательство в таком случае проводится в обычном порядке.
ЗАПИСЬ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ – письменные сведения об актах гражданского состояния, зафиксированные в установленном законом порядке компетентными органами. Запись является доказательством определенных обстоятельств, влекущих за собой юридические последствия. Обязательной регистрации подлежат: данные о рождении и присвоении имени, отчества и фамилии новорожденному, о заключении брака, его расторжении, об усыновлении, установлении отцовства, о перемене имени, отчества и фамилии, о смерти.
ЗАПОВЕДНИКИ – организуются на землях, имеющих природоохранное, научное, эколого-просветительное значение, как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Их сохранение и изучение осуществляют федеральные природоохранные, научно-исследовательские и эколого-просветительные учреждения – государственные, природные заповедники.
Государственные природные заповедники учреждаются Правительством Российской Федерации. Их основными задачами являются:
– осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;
– организация и проведение научных исследований, включая ведение летописи природы;
– осуществление экологического мониторинга;
– экологическое просвещение;
– содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды.
Земли государственным природным заповедникам предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование. Земельные участки в их границах не подлежат приватизации.
Земельный кодекс РФ запретил на землях государственных природных заповедников:
предоставление садоводческих и дачных участков;
строительство федеральных автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатацию промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием заповедника; движение и стоянки механических транспортных средств, не связанных с функционированием заповедника;
прогон скота вне автомобильных дорог, а также иные виды деятельности, запрещенные федеральным законодательством.
ЗАПОВЕДНЫЕ ЛЕТА – годы, в которые запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день (26 ноября), что стало важным шагом к полному закрепощению крестьян. Введены в 1581 г.
ЗАПРЕТ – это государственное властное веление, указывающее на недопустимость определенного поведения под угрозой наступления ответственности, закрепляющее юридическую невозможность реально возможного поведения, причиняющего ущерб интересам личности, государства, общества.
ЗАПОЛЬСКИЙ Сергей Васильевич (2 октября 1947) – доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ.
В 1970 г. окончил Свердловский юридический институт.
В 1975 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Государственная дисциплина цен в промышленности». В 1989 г. – докторскую диссертацию на тему: «Самофинансирование предприятий в условиях полного хозяйственного расчета (правовые вопросы)».
Сфера научных интересов: проблемы финансово-правового статуса хозяйственных организаций; общая теория финансового права и проблемы правоприменения в налоговом, бюджетном и банковском праве; вопросы управления народным хозяйством, предупреждения экономических правонарушений и борьбы с легализацией незаконно полученных доходов.
Автор более 150 научных работ, в т.ч. ряда обобщений практики юридической работы и судебной практики, многочисленных статей в периодических изданиях и сборниках ученых трудов.
Наиболее значимые труды: «Финансовые обязательства в советском праве» (М., 1985); «Предприятие, закон, управление» (М., 1987); «Самофинансирование предприятия» (М., 1989); «Дискуссионные вопросы теории финансового права» (М., 2007); «Очерки теории финансового права» (М., 2010).
С. В. Запольский обосновал возможность и эффективность рецепции некоторых категорий гражданско-правового метода регулирования в регулирование налоговых и бюджетных отношений; им обоснованы новые подходы к формированию системы финансового права и систематизации финансового законодательства.
ПН. Т. 3. С. 623—624.
ЗАПРЕЩЕНИЕ ПЫТОК, а также жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания – относится к числу абсолютных, т.е. ни одно государство, согласно ст. 4 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст. 2 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, не может сослаться ни на чрезвычайное положение, ни на исключительные обстоятельства, включая состояние войны или ее угрозу, для оправдания применения пыток; точно так же для официальных лиц не может служить оправданием пыток приказ вышестоящего начальника или государственной власти. Борьба с применением пыток является одним из главных приоритетов правозащитной деятельности ООН.
ЗАПРЕЩЕННЫЕ МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ – установлены в Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949 г., Дополнительных протоколах к ним 1977 г. и др. К запрещенным методам ведения войны относятся: предательское убийство или ранение лиц, принадлежащих войскам неприятеля; применении пыток с целью получения сведений о противнике; незаконное использование национальных и международных эмблем, сигналов и флагов; убийство парламентера и сопровождающих его лиц; вероломство, нападение на санитарные объекты, лиц, вышедших из строя, сдавшихся в плен, покинувших терпящий бедствие самолет или другой летательный аппарат (кроме десантников); геноцид, апартеид, террор в отношении гражданского населения; отдача приказа не оставлять никого в живых, принуждать военнопленных и других лиц противной стороны служить в вооруженных силах и участвовать в военных действиях против своей страны, уничтожать культурные ценности и др.
ЗАХАРОВ Владимир Викторович (30 января 1972) – доктор юридических наук, профессор.
В 1993 г. окончил исторический факультет Курского государственного университета.
В 1996 г. защитил кандидатскую диссертацию по исторической специальности на тему: «Курское купечество в конце XIX – начале XX вв.». В 2000 г. – кандидатскую диссертацию по юридической специальности на тему: «Институт судебных приставов в России 1864—1917 гг. (историко-правовое исследование)» (научный руководитель – профессор М. И. Сизиков). В 2009 г. – докторскую диссертацию на тему:
«Основные этапы реформирования российского суда и института исполнения судебных решений поделам частного права в 183 2—1917 гг. (историко-правовое исследование)».
С 2004 г. заведующий кафедрой теории и истории государства и права, декан юридического факультета Курского государственного университета. С 2009 г. проректор по учебной работе Курского государственного университета.
Сфера научных интересов: теоретико-исторические проблемы отечественного судоустройства и судопроизводства, а также система подготовки кадров для органов правосудия.
Автор свыше 150 научных публикаций.
Наиболее значимые труды: «Как готовить юриста: изучая русские рецепты. Очерки истории юридического образования России второй половины XIX – начала XX века» (Курск, 2006); «Будет исполнено! Организационно-правовые основы становления и функционирования института судебных приставов в дореволюционной России (1864—1917 гг.)» (Курск, 2007); «Суд и институт исполнения судебных решений по гражданским делам в Российской империи первой половины XIX столетия: законодательные основы и проблемы их практической реализации (историко-правовое исследование)» (М., 2010); «Становление и развитие института судебных приставов в России (вторая половина XIX – начало XX века)» (М., 2010); «Новейшая политическая история России» (М., 2007); «История российского правосудия» (Курск, 2010); «История судебной системы в России» (М., 2011); «Мировая юстиция» (М., 2011) и др.
В трудах В. В. Захарова представлен новый подход к анализу истории юридического образования и его места в правовой системе дореволюционной России, суть которого в анализе факторов (особенности правовой системы, государственная политика, характер и интенсивность заимствований зарубежного опыта и др.) и действовавших моделей (утилитарной и фундаментальной) юридического образования. По мнению исследователя, в России развитие юридического образования шло по маятниковой схеме, когда одна модель сменяла другую в зависимости от конкретно-исторических условий. В конечном счете, удалось найти оптимальное сочетание теоретического и практического начал в юридическом образовании, которое олицетворял университетский устав 1884 г. В России во второй половине XIX – начале XX в. была создана система подготовки кадров для органов правосудия, которая включала два элемента: 1) теоретическую подготовку в рамках высших учебных заведений; 2) практическую подготовку, которая осуществлялась в форме стажировки в качестве кандидатов на судебные должности и помощников присяжных поверенных.
ПН. Т. 3. С. 627—628.
ЗАХВАТ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ (международно-правовые аспекты) – захват и угон гражданских воздушных судов, а также другие акты незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации
На Международной конференции по воздушному праву в Монреале была принята Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, которая вступила в силу 20.01.1973 г.
В соответствии с их положениями государство, на территории которого оказывается предполагаемый преступник, обязано (если оно не выдает его), без каких-либо исключений и независимо от того, совершено ли преступление на его территории, передать дело своим компетентным органам для уголовного преследования.
ЗАХВАТ ЗАЛОЖНИКА – 17 декабря 1979 г. Генеральная Ассамблея ООН на 34-й сессии приняла резолюцию 34/146, которой открыла для подписания и ратификации Международную конвенцию о борьбе с захватом заложников.
Конвенция состоит из преамбулы и 20 статей. В преамбуле отмечается приверженность государств – участников Конвенции целям и принципам Устава ООН, направленным на обеспечение международного мира, безопасности и дружеских отношений сотрудничества между народами Объединенных Наций. В преамбуле также указано, что государства – участники настоящей Конвенции признают, что каждый человек имеет право на жизнь, свободу, безопасность, как это предусмотрено во Всеобщей декларации прав человека и Международном пакте о гражданских и политических правах; считают, что захват заложников является преступлением, вызывающим серьезное беспокойство у международного сообщества, и что любое лицо, совершающее акт захвата заложников, подлежит либо судебному преследованию, либо выдаче; а также убеждены в том, что существует настоятельная необходимость в развитии международного сотрудничества, разработке и принятии эффективных мер для предупреждения, преследования и наказания всех актов захвата заложников как преступления международного терроризма.
Статья 1 Международной конвенции о борьбе с захватом заложников определяет признаки этого преступления.
«1. Любое лицо, которое захватывает или удерживает другое лицо и угрожает убить, нанести повреждение или продолжать удерживать другое лицо (заложника) для того, чтобы заставить третью сторону, а именно: государство, международную межправительственную организацию, какое-либо физическое или юридическое лицо или группу лиц – совершить или воздержаться от совершения любого акта для освобождения заложника, совершает акт захвата заложников.
2. Любое лицо, которое: а) пытается совершить акт захвата заложников или б) принимает участие в качестве сообщника любого лица, которое совершает или пытается совершить акт захвата заложников, также совершает преступление».
Конвенция предоставляет возможность каждому государству-участнику определить вид и меру наказания за совершение акта захвата заложников.
Статья 3 Конвенции указывает на то, что органы конкретного государства должны принять все меры для облегчения положения заложника, в частности обеспечения его освобождения и содействия, если это необходимо, его отъезду после освобождения. Если в распоряжении государства – участника соглашения оказывается объект, который преступник приобрел в результате захвата заложников, то оно возвращает его законному владельцу.
Статья 8 Конвенции устанавливает, что государство-участник, на территории которого находится предполагаемый преступник, если оно не выдает его, обязано без каких-либо исключений и независимо от того, совершено ли преступление на его территории, передать дело своим компетентным органам для целей уголовного преследования посредством проведения судебного разбирательства в соответствии с законодательством этого государства.
С выходом нового УК РФ 1996 г. законодатель захват заложника как преступление поместил в гл. 24 разд. IX «Преступления против общественной безопасности». Это преступление в ст. 206 УК РФ изложено следующим образом:
«1. Захват или удержание лица в качестве заложника, совершенные в целях понуждения государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения заложника, —
наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.
2. Те же деяния, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) утратил силу.
в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья;
г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия;
д) в отношении заведомо несовершеннолетнего;
е) в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности;
ж) в отношении двух или более лиц;
з) из корыстных побуждений или по найму, —
наказываются лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, —
наказываются лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.
4. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли умышленное причинение смерти человеку, —
наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.
Примечание. Лицо, добровольно или по требованию властей освободившее заложника, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления».
Потерпевшим от данного преступления может быть любое лицо: гражданин РФ, иностранец или лицо без гражданства, взрослый, несовершеннолетний или малолетний, должностное лицо либо лицо, не обладающее соответствующими полномочиями и т. п.
Как следует из самого смысла понятия, захват заложника совершается только путем активных действий.
Захват заложника состоит из нескольких последовательных действий, каждое из которых представляет, в свою очередь, и самостоятельное действие – «захват», «удержание» заложника и «требование», направленное к третьим лицам. Кроме того, все эти действия подчинены еще одному самостоятельному действию – требованию, направленному в адрес государства.
Захват – это действие, заставляющее потерпевшего изменить место пребывания помимо его воли.
Удержание – действие, лишающее потерпевшего возможности покинуть это место по своей воле, т.е. воспрепятствование обретению человеком свободы. Способы захвата и удержания могут быть различными.
Важной и специфической особенностью действий, входящих в объективную сторону захвата заложника, является их ультимативность. Преступник объявляет об этом властям, правоохранительным органам, диктует условия освобождения заложника.
Содержание требований может быть самым различным: освобождение из мест лишения свободы; перелет за границу, деньги, прекращение военных действий, выдача военнопленных.
Захват заложника окончен в момент выполнения всех действий, входящих в объективную сторону преступления: захват, удержание и требование соответствующему адресату.
Если преступники захватили заложника, удерживают его, но не успели никому объявить об этом и предъявить требования об условиях его освобождения, то их действия могут быть квалифицированы как покушение на захват заложника.
Субъектами захвата заложника могут быть лишь физические лица. Это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
УК РФ предусматривает уголовную ответственность за захват заложника с четырнадцатилетнего возраста.