Статья 810 ГК РФ. Обязанность заемщика возвратить сумму займа
1. Заемщик обязан возвратить займодавцу полученную сумму займа в срок и в порядке, которые предусмотрены договором займа.
В случаях, когда срок возврата договором не установлен или определен моментом востребования, сумма займа должна быть возвращена заемщиком в течение тридцати дней со дня предъявления займодавцем требования об этом, если иное не предусмотрено договором.
2. Если иное не предусмотрено договором займа, сумма беспроцентного займа может быть возвращена заемщиком досрочно.
Сумма займа, предоставленного под проценты, может быть возвращена досрочно с согласия займодавца.
3. Если иное не предусмотрено договором займа, сумма займа считается возвращенной в момент передачи ее займодавцу или зачисления соответствующих денежных средств на его банковский счет.
Статья 811. Последствия нарушения заемщиком договора займа
1. Если иное не предусмотрено законом или договором займа, в случаях, когда заемщик не возвращает в срок займа, на эту сумму подлежат уплате проценты в размере, предусмотренном пунктом 1 статьи 395 настоящего Кодекса, со дня, когда она должна была быть возвращена, до дня ее возврата займодавцу независимо от уплаты процентов, предусмотренных пунктом 1 статьи 809 настоящего Кодекса.
2. Если договором займа предусмотрено возвращение займа по частям (в рассрочку), то при нарушении заемщиком срока, установленного для возврата очередной части займа, займодавец вправе потребовать досрочного возврата всей оставшейся суммы займа вместе с причитающимися процентами.
ЗАКАВКАЗСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ – существовавшее в период с марта 1922 г. по декабрь 1936 г. государственное объединение на федеративных началах трех Закавказских советских республик – Азербайджана, Армении и Грузии.
Федеративный союз республик Закавказья просуществовал всего девять месяцев и в середине декабря 1922 г. был преобразован в союзное государство – Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику, которая в конце декабря 1922 г. стала одной из союзных республик в составе СССР. Высшим органом государственной власти Закавказской Федерации был Закавказский съезд Советов, а в период между съездами – Закавказский ЦИК, который избирался съездом. Исполнительным и распорядительным органом Закавказской Федерации был Закавказский Совет Народных Комиссаров. В 1936 г. три составлявшие Закавказскую Федерацию республики непосредственно вошли в состав СССР как союзные республики.
ЗАКАЗНИКИ – территории, имеющие особое значение для сохранения и восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Их основные задачи – ресурсосбережение и защита окружающей среды.
ЗАКЛАДНАЯ – юридический документ, свидетельствующий о залоге должником принадлежащего ему недвижимого имущества в виде дома, строений. В случае неуплаты долга в срок кредитор обладает правом продать заложенное имущество. Закладная составляется в нотариальной конторе и регистрируется в кадастровой книге.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА – договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (ст. 432 ГК РФ).
Существенными условиям договора являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма. Письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 438 ГК РФ.
Заключение договора проходит две стадии. Первая стадия именуется офертой, а вторая – акцептом. В соответствии с этим сторона, делающая предложение заключить договор, именуется оферентом, а сторона, принимающая предложение, – акцептантом.
Статья 432 ГК РФ. Основные положения о заключении договора
1. Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
2. Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОД СТРАЖУ – мера пресечения, применяемая при производстве по уголовному делу в отношении обвиняемого, а в исключительных случаях в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, в целях помешать обвиняемому скрыться от дознания, следствия и суда, воспрепятствовать установлению истины по делу, продолжать преступную деятельность. Заключение под стражу может быть применено при наличии оснований, предусмотренных в законе. Избрание заключения под стражу в качестве меры пресечения производится по судебному решению. В случае применения заключения под стражу в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, обвинение ему должно быть предъявлено не позднее десяти суток с момента применения этой меры пресечения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТА – письменный документ, составленный в соответствии с предписаниями закона. Содержит указание на основание производства экспертизы, данные об эксперте, условия производства экспертизы, объекты экспертизы, вопросы эксперту, описание процесса экспертного исследования, а также выводы эксперта. В качестве доказательства подлежит оценке следователем и судом наряду с другими доказательствами.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ АКТ СОВЕЩАНИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ (Хельсинский акт) – подписан 1 июля 1975 г. в Хельсинки руководящими деятелями 33 европейских государств, а также США и Канады.
В заключительном акте закреплены договоренности по широкому кругу вопросов, касающихся безопасности в Европе, а также сотрудничества государств в различных областях.
Участники совещания обязались в своих отношениях руководствоваться принципами суверенного равенства, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, территориальной целостности государств, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела, уважения прав человека, равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой, сотрудничества между государствами и добросовестного выполнения обязательств в соответствии с международным правом.
В разделе заключительного акта, относящемся к безопасности и сотрудничеству в Средиземноморье, государства-участники выразили намерение расширять контакты и диалог со всеми странами этого региона «с целью способствовать миру, сокращению вооруженных сил в этом районе, укреплению безопасности, ослаблению в этом районе напряженности и расширению сферы сотрудничества».
Заключительный акт предусматривает развитие взаимовыгодного сотрудничества в области экономики, науки, техники, охраны окружающей среды, обмен в области культуры, образования, информации, контакты между людьми.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПРОТОКОЛ – особый акт, подписываемый участниками международного соглашения в случае необходимости приобщить к этому соглашению некоторые замечания, уточнения и т.п., те или иные оговорки участников. Заключительный протокол составляет неотъемлемую часть соглашения. Заключительный протокол в договорной практике нередко является приложением как к двусторонним, так и к многосторонним соглашениям.
ЗАКОН – нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой ирегулирующий наиболее важные общественныеотношения.
ЗАКОННАЯ СИЛА СУДЕБНОГО РЕШЕНИЯ – решение суда вступает в законную силу по истечении срока на кассационное обжалование или опротестование, если оно не было обжаловано или опротестовано. В случае принесения кассационной жалобы или протеста решение, если оно не отменено, вступает в законную силу по рассмотрении дела вышестоящим судом.
«ЗАКОННИК СТЕФАНА ДУШАНА» (1331—1355 гг.) – первый унифицированный свод обычно-правовых норм феодальной Сербии, записанных в XIV в. при царе Стефане, проводившем политику укрепления центральной государственной власти путем упорядочения судебной и правовой системы страны.
Законник отражает картину развитого феодального общества, под страхом отсечения руки и отрезания языка запрещает продажу «христианина в иную веру».
Законник устанавливает границы и размеры феодальных повинностей, требует у судей заботы об убогих и нищих.
ЗАКОННОСТЬ – требование (принцип) неуклонного соблюдения и исполнения законодательства субъектами правовых отношений. В юридической литературе по проблемам законности отмечается два подхода: 1) законность – это принцип государственной и общественной жизни, требование неуклонного соблюдения и исполнения законов всеми гражданами и должностными лицами; 2) законность – это неуклонное соблюдение, исполнение не только законов, но и всех правовых предписаний, т.е. как правомерное поведение. Учитывая, что законность прежде всего сугубо юридическое, а не политическое явление, нужно сначала определить место законности в правовой системе общества.
Законность – это определенный режим общественной жизни, метод государственного руководства, состоящий в организации общественных отношений посредством издания и неуклонного осуществления законов и других правовых актов. Законность можно рассматривать как центральный принцип права, определяющий многие другие его принципы и положения. В более широком плане можно сказать, что законность – это общий принцип организации современного демократического государства, основа обеспечения и защиты прав личности и поддержания правопорядка в стране.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА – это закрепленное в конституции право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган.
Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его право законодателя.
Субъект права законодательной инициативы – это орган или лицо, которому принадлежит право внесения законопроектов в парламент государства, порождающее обязанность парламента рассмотреть данный законопроект.
В Российской Федерации право законодательной инициативы согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ принадлежит:
– Президенту Российской Федерации;
– Совету Федерации;
– членам Совета Федерации;
– депутатам Государственной Думы;
– Правительству Российской Федерации;
– законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации.
Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС – это законодательно урегулированная процедура принятия закона, включающая относительно самостоятельные этапы его рассмотрения, принятия и обнародования представительными органами государственной власти. Законодательный процесс может пониматься как процессуальный аспект законотворчества или, в широком толковании термина, совпадать с этим понятием, обозначая деятельность по подготовке и принятию законов.
ЗАКОННЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ – гражданин, который в силу закона выступает во всех учреждениях, в том числе судебных, в защиту личных и имущественных прав и законных интересов недееспособных, ограниченно дееспособных либо дееспособных, но в силу своего физического состояния (по старости, болезни и т.п.) не могущих лично осуществлять свои права и выполнять свои обязанности. Для осуществления этих действий законный представитель представляет соответствующему органу документы, удостоверяющие его полномочия.
ЗАКОНЫ И ОБЫЧАИ ВОЙНЫ – совокупность принципов и норм международного права, регулирующих отношения между государствами по вопросам, связанным с ведением войны. Ограничивая выбор средств и методов вооруженной борьбы, запрещая применение наиболее жестких из них, устанавливая уголовную ответственность за преступления военные, законы и обычаи войны объективно содействуют гуманизации войны, ограничению масштабов вооруженных конфликтов.
ЗАКОН О ЦИТИРОВАНИИ В РИМЕ – при регулировании отношений, которые не были предусмотрены в источниках римского права, стороны и судьи при разрешении конкретного спора могли ссылаться на решения, содержащиеся в трудах пяти римских юристов: Папиниана, Павла, Гая, Ульпиана и Модестина.
В 321 году Константин принял Закон о кассировании, которым было запрещено употреблять комментарии Павла и Ульпиана к трудам Папиниана с целью непосредственного применения трудов последнего.
В 426 году был принят Закон о цитировании, согласно которому предписывалось считать источниками права все труды пяти римских юристов (Папиниана, Павла, Гая, Ульпиана и Модестина), как и труды тех юристов, на которых ссылаются эти пятеро. В случае несогласованности между мнениями юристов мнение Папиниана было предпочтительным. При мнении юридических положений судья должен был перечислять мнения давно умерших юристов, содержащиеся в их трудах, поэтому этот институт назывался «сенатом мертвых».
ЗАКОНЫ ПРОТИВ РОСКОШИ — принимаемые в разные эпохи и в разных странах для ограничения расходов населения на личные нужды и для направления избытка личных средств в пользу государства. Например, «Закон об оргиях», принятый в Риме в 182 г. до н.э., ограничивал число перемен блюд на частных пирах. Другие древние законы против роскоши касались одежды и даже отделки фасадов жилых домов и других строений.
ЗАКОНЫ XII ТАБЛИЦ – древнейший свод римского права, составленный, по мнению Тита Ливия, в 450 году до нашей эры. До нас текст законов дошел в цитатах или пересказе римских авторов. Свое название эти законы получили в связи с тем, что были записаны на 12 медных (по некоторым источникам – деревянных) досках, выставлявшихся на городской площади.
Требование плебеев записать правила обычного права привело к созданию комиссии из трех членов, которая была отправлена в Грецию для изучения законов Солона. По возвращении комиссии в Рим были избраны десять человек для написания законов. В течение 451 года они написали десять таблиц. Но так как таблицы не представляли собой полного собрания обычного права, на следующий год были написаны еще две таблицы. Так возникли Законы XII таблиц – собрание законов, которое представляло собой очень важную кодификацию римского цивильного права.
Законы XII таблиц были в своей основе записью обычного права. Римские граждане должны были знать законы наизусть. Считалось, что без этого невозможно выполнять обязанности гражданина, в особенности это требовалось от судей. Отличительной чертой законов был строгий формализм: малейшая неточность в форме судоговорения влекла за собой проигрыш дела.
До наших дней дошли лишь отдельные разделы этих законов в пересказе позднейших римских юристов. Сохранилось также довольно значительное количество высказываний латинских авторов о некоторых правовых нормах, якобы входивших в состав XII таблиц.
ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ – сборник законов шестого царя первой Вавилонской династии Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.) был найден в 1901 году французской археологической экспедицией при раскопках на месте, где в древности находились Сузы – столица Эламского царства, восточного соседа Вавилонии.
Законы были вырезаны на большом базальтовом столбе (стеле), найденном разбитым на три куска. Еще в древности часть текста была выскоблена, вероятно, по приказу эламского царя, привезшего в Сузы после удачного набега на Вавилонию столб с законами Хаммурапи как свой трофей. На выскобленном месте победитель, возможно, хотел, чтобы была вырезана надпись о его победе. Законы Хаммурапи в древности много раз переписывались на глиняных таблетках. Некоторые таблетки дошли до нашего времени, что дало возможность восстановить несколько статей законов из числа выскобленных на столбе. Так, в 1914 году Пенсильванский университет опубликовал найденную при раскопках в Ниппуре таблетку, содержащую текст статей 90—162 законов Хаммурапи.
Законы Хаммурапи представляют собой запись обычного права, судебной практики, узаконений царя Хаммурапи. Видимо, были и заимствования из ранее принятых законов в XX веке до нашей эры.
Значение Законов Хаммурапи выходит далеко за рамки правления самого Хаммурапи и за хронологические пределы существования Древневавилонского царства. Они легли в основу вавилонского права на многие столетия. Основной текст законов состоит из 282 статей, из числа которых несколько статей до сих пор еще не восстановлены.
Социальное значение законов Хаммурапи имело юридическое и идеологическое значение. Заключение, восхваляющее Хаммурапи как царя, «водворившего истинное благополучие и доброе управление в стране», призванного богом, «чтобы дать сиять справедливости в стране», – декларации, дающие идеализированный образ царя, заинтересованного в улучшении положения своих подданных. Продолжительное царствование (43 года) Хаммурапи ознаменовалось освобождением страны и возвышением города Вавилона (по-аккадски – «врата бога»).
Необходимость принятия законов Хаммурапи диктовалась объединением под властью Вавилона народов с различным уровнем развития и культуры. С помощью этих законов Хаммурапи стремился смягчать произвол и устранить коррупцию, царившие в государственном аппарате.
Сборник законов царя Хаммурапи затрагивает различные вопросы права. Его многие правовые положения изложены казуистически и в тесной связи с ритуалом, символической процедурой. По этой причине некоторые ученые полагали, что законы Хаммурапи представляют собой запись судебных решений или наиболее важных распоряжений царя по отдельным конкретным вопросам. Но нам кажется, что это не совсем так. Прежде всего отметим, что сборник законов Хаммурапи имеет свою внутреннюю логику изложения правового материала. Система законов Хаммурапи представлена в таком виде:
1. Суд (ст. 1—5).
2. Собственность (ст. 6—124).
3. Брак и семья (ст. 126—195).
4. Преступления против личности (ст. 196—214).
5. Договоры найма (ст. 215—282).
Законы Хаммурапи были выставлены на видном и общедоступном месте, где и отправлялось правосудие. Такая законодательная и судебная практика означала: нельзя отговариваться незнанием закона.
Законы Хаммурапи – древнейшие законодательные акты Двуречья и заметные памятники в истории права.
ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО – акционерная компания, общество, предприятие, акции которого могут переходить от одного лица в собственность другого только с согласия большинства акционеров, если иное не оговорено в уставе компании.
Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами.
Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.
Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.
Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества.
ЗАКУП – в праве Древней Руси человек, работающий в хозяйстве феодала за «купу», т.е. заем, в который могли включаться разные ценности – земля, скот, зерно, деньги и пр. Объем работы определяется кредитором. Нарастание процентов по долгу нередко приводило к долговременному закабалению закупа.
По вопросу о происхождении и правовом положении закупов высказано много разнообразных мнений. Некоторые ученые считали закупов наемными рабочими или сельскими рабочими, другие полагали, что закупы – это крестьяне, живущие на чужих землях. Имеются исследователи, которые считают, что под закупами на Руси в XII в. скрывались полуарабы, а не феодально-зависимые.
В нашу задачу не входит анализ положения о бытовой и юридической близости смерда, закупа и холопа. Мы полагаем, что закуп – не раб. Закуп – это смерд, попавший в кабалу к феодалу за долги. До возврата взятой суммы закуп обязан работать в хозяйстве феодала, давшего «купу». При натуральном хозяйстве «купа» не всегда являлась суммой денег, она могла быть переведенными на деньги необходимыми для ведения хозяйства средствами.
По своему юридическому положению закуп был ограничен в правах, прежде всего было ограничено его право выхода. «Если закуп убежит от господина, то он становится обельным (холопом); если уйдет на поиски денег, притом открыто, или убежит ко князю или судьям из-за обиды, нанесенной ему господином, то за это его не порабощать, но дать ему управу по закону». Закуп мог уйти от господина только после того, как был полностью погашен долг господину. Значит, самым существенным моментом в положении закупа является именно то, что он живет и работает в хозяйстве господина. Ограниченное право закупа ухода от феодала было первым этапом юридического закрепощения крестьян и предвосхищает позднейшие ограничения крестьянского отказа в Псковской Судной грамоте и Судебниках XVI – XVII вв. Но судьба закупов сложнее, чем изорников Псковской Судной грамоты и различных категорий крестьян по Судебникам XVI – XVII вв. Мы уже знаем, что бывало с закупом, если он бежал: он превращался в холопа. Такой меры в отношении крестьян законодательство периода феодальной раздробленности и образования единого Русского государства не предусматривало.
О том, что в правовом положении холопов и закупов имелась разница, свидетельствуют статьи, в частности, устанавливающие уголовную ответственность закупа. Холопы имели ограниченную гражданскую правоспособность и дееспособность. Однако они были лишены уголовной правосубъектности. Владелец холопа по своему усмотрению мог или отвечать (нести ответственность за холопа), или выдать его потерпевшему. Юридическая ответственность закупа определялась его правовым положением. Закуп, так же, как и холоп, не платил уголовные штрафы за кражу. В этом случае он превращался в холопа, отвечал за него господин. Если, совершив кражу, закуп скрывался, то хозяин за него не отвечал. Если же хозяин не хотел платить за пойманного закупа, то он, ставший уже холопом, продавался господину, который из вырученных денег вознаграждал обиженного за украденную вещь. Как видно из текста Русской Правды, факт побега закупа имел решающее значение для обращения вора – закупа в холопа с вытекающими из этого правовыми последствиями. Видимо, если закуп, совершивший кражу, не бежал, то не становился автоматически холопом без суда. Вознаграждение обиженному выплачивал сам закуп, а если у него не хватало средств, то за обиду платил феодал в счет старого долга закупа, тем самым усугубляя его зависимость.
Русская Правда отмечает случаи, когда субъектом преступления являлся хозяин закупа. Например, по статье 59 «аже господин переобидит закупа, а увидит купу его или отарицю, то ему все воротити, а за обиду платити ему 60 кун». Статья предусматривает ситуацию, когда хозяин незаконно отбирал часть земли или имущества, находящегося в пользовании закупа. Господин возвращал незаконно отнятое, и с него взыскивался штраф в размере 60 кун. Статья 60 устанавливает ответственность господина, взявшего с закупа больше, чем полагалось, денег. Излишек возвращался закупу, а хозяин еще уплачивал 12 гривен штрафа князю.
Так, закуп – полусвободный человек. Утратив положение свободного общинника, связанный долговыми обязательствами, закуп сидит на частновладельческой земле. Отмеченное выше физическое зависимое положение закупа привело к ограничениям его правоспособности. Закрепление за закупом земельного надела и передача ему скота и инвентаря создавали заинтересованность в труде. Феодал мог рассчитывать на получение с закупа ренты как путем использования его труда на барщине, так и взимая оброк продуктами.