Исторические типы философии
Учебно-методическое пособие
Азер Мамедов
Константин Ромашкин
Сергей Григорьев
Дмитрий Котусов
© Азер Мамедов, 2018
© Константин Ромашкин, 2018
© Сергей Григорьев, 2018
© Дмитрий Котусов, 2018
ISBN 978-5-4490-3626-1
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Предисловие
Философское мировоззрение представляет собой важнейшее звено в системе мировоззрений, охватывающих широкий круг проблем, связанных с ориентацией человека в мире, его местом в мироздании. Философия есть сумма накопленных знаний о мире и о человеке, своего рода путеводная нить в лабиринте познания, основа веры человека в могущество своего разума.
Лекционный курс по философии охватывает наиболее важные мировоззренческие проблемы, которые являются неотъемлемой частью современной культуры. Однако полноценное философское образование не может ограничиваться только теоретическими занятиями. Оно должно быть органически дополнено чтением и изучением различных первоисточников и исследовательской литературы и закреплено выполнением практических задач.
Данное практическое пособие полностью соответствует курсу лекций по философии, читаемых в РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева на протяжении ряда лет, и охватывает все основные разделы философии. К каждому разделу предлагается необходимый список литературы, вопросы для контроля, тематика курсовых работ и рефератов, а также большой объем задач в тестовой форме. Предлагаемые в пособии тестовые задания могут быть использованы преподавателями высших учебных заведений как для проведения контрольных работ на семинарских занятиях, так и для итоговой аттестации по философии в виде экзамена или зачета.
Раздел I. Философия, ее предмет и место в культуре человечества
Методические советы
Приступая к изучению данного раздела, важно выяснить специфику философии как определенного феномена духовной жизни человечества, одной из основных форм общественного сознания, особого вида человеческой деятельности.
В процессе подготовки к первому вопросу необходимо осмыслить в общих чертах сущность понятия «мировоззрение». Важно определить, какое именно место занимают в современном мире не только философские, религиозные, но и мифологические типы мировоззрений. Проанализировать особенности ранних, донаучных типов мировоззрений (мифологии, религии), установить их связь с общественным бытием, их место и историческом развитии человечества, а также подчеркнуть их ограниченность.
Важно выяснить причины, истоки возникновения философии как специфической формы мировоззрения, качественно нового се типа, который возник в результате разрешения определенных исторических противоречий общественного бытия людей. Здесь необходимо подчеркнуть значение в процессе формирования философских воззрений общественно-исторической практики. При этом следует обратиться к процессу зарождения философии в Древнем Востоке, а также показать роль античных мыслителей в возникновении философии как науки.
Раскрывая содержание раздела, необходимо выделить различные подходы к пониманию предмета философии в процессе ее становления, исторического генезиса. Вначале следует рассмотреть, как понимали философию и ее предназначение в Древней Греции, затем особенности изменения ее предмета в период средневековья, ее тесную связь с религиозным мировоззрением. Далее необходимо определить также основные проблемы философии Нового времени, XVI – XVIII веков, как интерес к вопросам гносеологии, индуктивному методу познания, идеям натурфилософии и пантеизма. Особое место следует уделить качественной новизне, которая была внесена в содержание философского сознания представителями немецкой классической философии конца XVIII – начала XIX веков, а также марксистской философией. Особый интерес безусловно лежит в сфере изучения основных философских проблем в русской классической философии второй половины XIX – начала XX веков, а также современной западной философии XX века.
Следующим вопросом, на который следует обратить внимание, являются особенности философии как научного теоретического познания, как определенного вида духовной человеческой деятельности. Показав основные условия любого вида научной деятельности и требования, предъявляемые к ней, следует подчеркнуть, что в таком виде духовной деятельности, как философия, на первый план выступает ее обобщающий характер, высокая степень абстракции, теоретичность и связь с конкретными науками, взаимовлияние философии, культуры и цивилизации. Рассматривая данную проблему, необходимо обратить внимание на дискуссии в философской и естественно-научной литературе о том, является ли философия наукой? Нужно определить принципиальные отличия философии от естественных наук, а также раскрыть связь философии как особенной формы общественного сознания с другими формами, например, моралью, политикой, искусством. Следует также глубже раскрыть вопрос соотношения философии и частных наук в истории культуры, определив два основных подхода (диалектический и метафизический) к решению указанной проблемы.
Философия представляет собой одну из древнейших и интереснейших областей человеческого знания. Она аккумулирует многовековую мудрость, духовные ценности человечества, ориентирует людей в окружающем мире. Философы ставят и решают разнообразные вопросы мировоззренческого характера: в чем сущность мира, каковы предельные основания бытия? конечен или бесконечен мир? какое место занимает человек в этом мире? в чем заключается смысл человеческого существования? познаваем мир или нет? что такое добро и зло? и т. д.
В широком смысле слова философское мировоззрение есть система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Отличие философского мировоззрения от перечисленных выше типов мировоззрения состоит в том, что оно обращено к научной сфере общественного сознания.
Сущность философии – в размышлениях над всеобщими проблемами в системе «мир – человек».
Важно выяснить структуру философского знания, проанализировав основные ее составляющие: онтологию, гносеологию и логику. Онтологию следует рассматривать как часть философии, посвященную изучению общих закономерностей развития бытия. Гносеология – учение о процессе познания, познавательной деятельности человека. Логика – это наука о закономерностях развития научного знания, наука о формах и содержании процесса мышления. Раскрывать сущность онтологии, гносеологии и логики следует строго исторически, как этот процесс осуществлялся в истории философии. Причем важно уяснить не только различие между отдельными частями философского знания, но и их диалектическую взаимосвязь. На это обстоятельство впервые было обращено внимание в немецкой классической философии, а в дальнейшем данная идея разрабатывалась в марксистско-ленинской философии. При определении диалектического единства онтологии, гносеологии, логики и социологии (социология – наука о структуре общества, об общих законах его развития, а также о сущности человека и его месте, и роли в жизни общества). Необходимо отметить решающее значение категории «общественно-историческая практика».
Далее следует определить значение философии на различных этапах развития человечества, ее роль в практической деятельности людей, влияние философии на экономическую, политическую жизнь общества, а также на культуру, сферу научно-теоретической деятельности.
Также нужно рассматривать основные функции философии, особое внимание обратив на методологическую и мировоззренческую функции. Изучая методологическую функцию философии, следует разобраться, что такое метод научного познания, выявить существующие различия между методами познавательной деятельности, а также необходимо в этой связи показать роль философии не только для методов частных наук, но и в решении практических задач общественной жизни. Анализируя мировоззренческую функцию философии, важно раскрыть весь комплекс вопросов по проблеме взаимоотношений между человеком и природой, человеком и обществом, значение философского знания в процессе формирования научного мировоззрения на различных этапах истории человечества.
Контрольные вопросы
1. Что такое мировоззрение? Какие существуют формы и типы мировоззрения?
2. Чем отличается философское мировоззрение от остальных форм и типов мировоззрения?
3. Какие существуют философские направления? Какие проблемы стоят в центре их внимания?
4. Какое место занимает философия в системе человеческой культуры?
5. На чем строится взаимоотношение науки и философии? Чем вооружает философия частные науки?
6. Что такое объективный идеализм? Что является основой учения объективного идеализма?
7. По какому главному вопросу расходятся материализм и идеализм?
8. Что такое субъективный идеализм? В чем его отличие от объективного идеализма?
Задания в тестовой форме
1. Термин «философия» означает:
1) рассуждение;
2) компетентное мнение;
3) профессиональную деятельность;
4) любовь к мудрости.
2. Родоначальниками объективного идеализма принято считать:
1) Платона
2) Аристотеля
3) Демокрита
4) Зенона
3. Философствовать, как считал Декарт, значит:
1) мыслить;
2) любить;
3) верить;
4) сомневаться.
4. Какая из функций философии является мировоззренческой?
1) гуманистическая;
2) эвристическая;
3) координирующая;
4) логико-гносеологическая.
5. Какая из функций философии является методологической?
– гуманистическая;
– логико-гносеологическая;
– социально-аксиологическая;
– объяснительно-информационная.
6. Метафизика в истории философии часто отождествлялась с:
1) физикой;
2) философией;
3) психологией;
4) механикой.
7. Гегель отождествлял философию с:
– гуманитарной наукой;
– эмпирическим естествознанием;
– эпохой;
– религией.
8. Понимание философии как «технемы» связано с:
– элеатами;
– софистами;
– киниками;
– натурфилософами.
9. Философия как «эпистеме» восходит к:
– Платону;
– Аристотелю;
– Сократу;
– Фалесу.
10. Хайдеггер определял философию как:
– науку о духовной сфере;
– форму общественного сознания;
– возможность автономного и творческого существования;
– автономию морали.
11. Какое философское направление проблемы философии объявил «псевдопроблемами»?
– экзистенциализм;
– неотомизм;
– позитивизм;
– прагматизм.
12. Философско-мировоззренческое знание имеет два уровня – уровень фактуального знания и уровень:
– религиозного знания;
– практического знания;
– теоретического знания;
– мифологического знания.
13. В философском факте заключено:
– частно-научное обобщение;
– общенаучное обобщение;
– мировоззренческое обобщение;
– теологическое обобщение.
14. Умозрительные рассуждения о природе были в системе Аристотеля предметом:
– первой философии;
– второй философии;
– этики;
– логики.
15. Философию как «метаязык всех наук» определял:
1) Гумбольдт;
2) Лосев;
3) Бахтин;
4) Риккерт.
16. Философию как науку о последних целях человеческого разума назвал:
1) Шеллинг;
2) Гегель;
3) Кант;
4) Эйнштейн.
17. А. Швейцер связывал предмет философии с:
1) смысложизненными вопросами;
2) гносеологическими вопросами;
3) материалистическими вопросами;
4) логическими вопросами.
18. Философы, по Марксу, лишь различным образом объясняли мир, но задача заключается в том, чтобы:
1) любить его;
2) познать его;
3) изменить его;
4) созерцать его.
19. Марксизм определял философию как:
1) науку о человеке;
2) науку о наиболее общих законах развития общества, человека и мышления;
3) науку о наиболее общих законах развития общества, природы и мышления;
4) искусство постижения чужой индивидуальности.
20. В структуру философии не входит:
1) гносеология;
2) диалектика;
3) пропедевтика;
4) праксеология.
21. Задача философии, по Витгенштейну, состоит в том:
1) чтобы исследовать только гуманитарные области;
2) научить людей вежливо относиться к другим;
3) научить людей говорить осмысленно;
4) заниматься только метафизикой.
22. Разделение философии и естественных наук было осуществлено в XIX благодаря:
1) Шопенгауэру;
2) Ницше;
3) Бергсону;
4) Дильтею.
23. Он отнес философию к:
1) наукам об искусстве;
2) наукам о языке;
3) наукам об обществе;
4) наукам о духе.
24. «То, что философ считает за возможное начало, улыбается естествоиспытателю лишь как очень отдаленный конец его работы». Автор:
1) Маркс;
2) Мах;
3) Гольбах;
4) Виндельбанд.
25. Философию как «строгую науку» рассматривал:
1) Хайдеггер;
2) Гуссерль;
3) Гадамер;
4) Поппер.
26. С анализом практической деятельности человека по освоению реальной действительности связана:
1) праксеология;
2) аксиология;
3) онтология;
4) гносеология.
27. На аксиологическом уровне решаются:
1) вопросы структуры бытия;
2) условия возможности познания;
3) ценностные аспекты познания;
4) естественнонаучные аспекты познавательной деятельности.
Литература к разделу I
1. Шиповская Л. П., Мамедов А. А. Философия. Классический курс лекций. – М.: ЛЕНАНД, 2016.
2. Миронов В. В. Философия. Учебник для вузов. М., Норма, 2017.
3. Панин А. В., Алексеев П. В. Философия. М., Проспект, 2017.
4. Спиркин А. Г. Философия: учебник для студентов вузов. М., Юрайт, 2014.
Темы докладов, курсовых работ и рефератов
1. Мировоззрение, его сущность и типы.
2. Философия, ее генезис, предмет и функции.
3. Мировоззренческие и методологические функции философии.
4. Философия в системе культуры.
5. Основные философские направления и круг их проблем.
Раздел II. Диалектическая концепция развития
Методические советы
При рассмотрении данного раздела необходимо прежде всего определить понятия бытия и диалектики, а затем для углубления понимания сущности диалектики следует сопоставить ее с разными формами антидиалектики. Нужно понять, что центральным принципом диалектики является принцип противоречивости бытия во всем его многообразии. Противоречивы дух и материя, природа и общество, пространственно-временные отношения и связи, взаимодействия и процессы развития.
Диалектический подход к исследованию бытия противостоит догматическому (не допускающему истинности противоположных идей) и релятивистскому подходу, согласно которому наше знание субъективно, относительно, противоречиво и не отражает подлинного бытия. Диалектический подход противостоит также софистике, в соответствии с которой противоречивое понимание вещей, процессов является результатом логических ухищрений и искусно скрываемых ошибок в обосновании идей. Диалектический метод также противостоит эклектике, в рамках которой допускается в мышлении сочетание объективно несовместимого. Антидиалектический подход к объектам связан с эклектическим смещением существенного и несущественного, отсутствием учета в связи с изменением условий перехода существенного в несущественное и наоборот.
В этом разделе открывается возможность подробного изучения основных категорий, законов и принципов диалектики. Вначале требуется осмыслить понятия сходства и различия и их разнообразных форм. Важную роль здесь играют категории единичного и всеобщего, общего и отличительного, особенного. Анализируя различия, выделяют такие его формы, как разность и противоположность (полярная, неполярная). Далее переходят к осмыслению такой сложной синтетической категории диалектики, как противоречие. Противоречие является синтезом противоположных сторон, объектов, единством тождества и противоположности соотносимых явлений. Не менее важно усвоить, что принцип противоречия допускает существование противоположных свойств в одном предмете, взятом в одном и том же отношении.
Далее следует обратить внимание на определения понятий существенного и несущественного в вещах, выясните их отношения к понятию общего и отличительного, единичного и всеобщего. При этом необходимо понять, что всякое явление содержит в себе как существенное, сущность, так и несущественное, акциденцию, что явление богаче сущности, а сущность главная сторона явления. Затем переходите к изучению соотношения сущности и закона, осознав, что сущность вещи представляет собой организованную совокупность законов ее возникновения, существования и уничтожения. Закон, являясь «частицей» сущности, реализуется в разных формах, оставаясь всегда отношением необходимости между сущностями разного рода. Имеет смысл остановиться на различении законов по сферам их действия, а также по их внутренней структуре.
Изучая диалектику содержания и формы, следует понять, что категории содержание и форма, с одной стороны, синтезируют понятия состав, элементы, структура, функции, а с другой – анализируют их с точки зрения существенности, выделяя основное и неосновное, существенное и несущественное. В этой связи содержание – это совокупность элементов, взаимодействий, процессов, входящих в основу, в существенную устойчивость предмета. Форма же (точнее, акцидентальная форма) представляет собой относительно устойчивую определенность несущественной, неосновной стороны элементов, структуры и функций данного целого. При этом, раскрывая диалектику содержания и формы, важно понять, что форма может быть относительно нейтральной, а может и оказать значительное позитивное или негативное влияние на развитие объекта. Обратите внимание, что разрешение противоречия между формой и содержанием является важным фактором повышения эффективности человеческой деятельности в ускорении процессов развития. Согласно диалектике бытия, в измененных условиях существенное становится несущественным и наоборот.
Следующий важный момент – различение понятий детерминизм и индетерминизм. Детерминизм представляет собой учение о связи, в котором утверждается ее объективный, всеобщий и закономерный характер. Индетерминизм отрицает либо объективность, либо всеобщность и закономерность, либо все это вместе взятое в зависимости от его формы. Детерминизм существует в различных формах, например, следует отличать диалектический детерминизм от метафизического, например, «лапласовского». Далее необходимо осознать смысл таких важных понятий для данной темы, как связь и несвязанность, детерминация и зависимость, индетерминация, «нейтральность» и независимость. Сделайте акцент на рассмотрении разнообразных форм связи. Важно выделить такую форму связи, как необходимость, которая противопоставляется, как правило, случайности как особой форме несвязанности. Перейдите к изучению таких форм связи, как действия и обоснование («связь состояний»). При этом важную роль играют, с одной стороны, следующие категории: действие, акция, реакция, эффект, взаимодействие. Не менее важны категории: основание, основывание, основанное, потенциальное и актуальное бытие, возможность и действительность. Рассматривая взаимодействие и взаимосвязь состояний сквозь призму необходимости и и возможности, уделите внимание таким формам возможности, как формальная и реальная, абстрактная и конкретная.
Анализируя наиболее богатую по содержанию и сложную категорию – категорию причинности, или причинно-следствен-ной связи, следует осознать системный характер всякой причины и ее противоречивые временные характеристики. Особенно обратите внимание на то, что реальная причина представляет собой развивающееся взаимодействие. Изучая эту категорию, найдите примеры, которые могут свидетельствовать о разнообразии форм причинной и непричинной связи. Среди непричинных форм связи обратите внимание на функциональную, кондициональную связь, а среди причинных форм – на производящую и порождающую причинность.
Важной формой связи является системообразующая связь, для понимания которой необходимо иметь представление о таких категориях, как часть и целое, элементы, структура, функция, система, системообразующие отношения. Отношение между целым и частями есть прежде всего отношение между-содержащим и содержимым, между включающим и включенным. Элементы представляют собой объекты, связанные с другими объектами, составляющие в единстве сложный комплекс, а структура есть относительно устойчивый способ строения и связи элементов целого. Понятие структуры отражает упорядоченность и организованность внутренних сторон, компонентов целого.
Усвоив вышеназванные категории, переходите к осмыслению диалектического взаимодействия между элементами и структурой, между структурой и функцией целого. Все это непосредственно подводит к пониманию системообразующей связи. Для осмысления этого принципа рассмотрите понятие система. Система – это множество элементов, обладающих устойчивым строением и связью, структурой, которая обеспечивает выполнение особой функции данного целого. Сущность системного подхода в диалектике заключается в том, чтобы рассмотреть объект нашего познания или практического действия многосторонне и в то же время во внутреннем единстве, с точки зрения детерминации его внешних отношений, а также с его особыми элементами и структурой.
Анализируя диалектическую концепцию развития, прежде всего нужно разобраться в понятии развития, уяснить место развития среди многообразных форм движения, изменений. Процессы развития носят сложный и противоречивый характер как по их сущности, так и по направленности и причинам. Противоречивый характер направленности процессов развития отражается в законе отрицания отрицания. Этот закон указывает на то, что во всяком процессе развития происходит отрицание при сохранении общей основы, осуществляется единство изменчивости и устойчивости, преемственности и поступательности. Помимо этого, любое развитие представляет собой единство поступательного и возвращающегося движения, приближающегося (вплоть до восстановления) к ранее достигнутым ступеням развития. Кроме того, во всяком процессе развития изменяется форма его реализации, вплоть до противоположной. Например, переход от прогресса к регрессу.
Рассмотрение закона перехода количественных изменений в качественные начинают с определения следующих категорий: количество, качество, мера. Особое внимание следует обратить на категорию мера, обозначающую количественный интервал, в рамках которого сохраняется старое качество и при выходе за который возникает новое качество. Осмыслив существо закона и его применимость к процессам развития в природе и обществе, к материальному и духовному развитию, обратите внимание на те специфические условия, в которых реализуется этот закон. В этом случае можно избежать абсолютизации роли количественных изменений в возникновении качественно новых явлений духа и материи, общества и природы. Рассматриваемый закон отражает «механизм» процесса развития, его структурно-содержательный аспект.
После изучения содержательной стороны процесса развития, его направленности, процессуального состава и структуры рассматривается вопрос об источнике развития, его причине. Существенную роль играет закон единства и борьбы противоположностей. Этот закон говорит о том, что источником развития является не какой-либо один отдельно взятый фактор и даже не простое множество различных факторов, а множество взаимно противодействующих сил, неравных по своей величине. В случае равенства этих сил по величине объект находится в состоянии покоя. При этом борьба сил сохраняется. Необходимо осознать, что борьба противоположных сил носит абсолютный характер, а их единство, равенство – относительный.