При изучении закона единства и борьбы противоположностей обратите внимание на то, что предметы и явления содержат в себе не одно, а одновременно множество противоречий, в связи с чем нужно уметь найти среди них основное. При анализе ступеней развития противоречия следует особо выделить высшую ступень их обострения (конфликт) и раскрыть механизм его разрешения, который происходит путем ликвидации одной из сторон или через их взаимоуничтожение, взаимослияние. Нужно осмыслить основные группы противоречий современного мира. При этом следует специально остановиться на противоречиях современного общества, обратить внимание на конкретные противоречия в каждой сфере жизни общества: экономической, социальной, политической, духовной и материальной. Необходимо осознать степень остроты этих противоречий, их причины, стремиться найти пути к их позитивному разрешению.
Контрольные вопросы
1. Что такое диалектика? Каковы основные законы и категории диалектики?
2. Кто стоял у истоков античной диалектики?
3. Чем характеризуется развитие? Является ли регресс развитием?
4. Каковы особенности метафизической концепции развития?
5. Что означает слово «метафизика»? Кем был введен в философский оборот этот термин?
6. Кто является крупнейшим представителем идеалистической диалектики?
7. На чем строится материалистическая диалектика? Чем она отличается от идеалистической диалектики?
8. Какие существуют диалектические и метафизические концепции развития?
9. Как соотносятся диалектика, логика и теория познания?
10. В чем разница между формой и содержанием, сущностью и явлением?
Задания в тестовой форме
1. Взаимообусловленность существования явлений, разделенных в пространстве и во времени:
1) связь
2) изолированность
3) случайность
4) релятивизм
2. «Развитие есть процесс, посредством которого полагается лишь то, что уже имеется в себе», – говорил:
1) Кант
2) Шеллинг;
3) Энгельс;
4) Гегель.
3. Диалектика, с точки зрения этого мыслителя, есть:
1) развитие общества;
2) саморазвитие природы;
3) саморазвитие понятия;
4) развитие человека.
4. Бытие и ничто в своем тождестве в его философии образуют третье понятие:
1) качество;
2) количество;
3) мера;
4 становление.
5. «Диалектику природы» написал:
1) Гегель;
2) Маркс;
3) Энгельс;
4) Ленин.
6. В ней автор дает:
1) классификацию форм движения материи;
2) классификацию форм сознания;
3) характеристику форм мышления;
4) классификацию естественных и гуманитарных наук.
7. Диалектической концепции развития противостоит:
1) идеалистическая;
2) плюралистическая;
3) метафизическая;
4) монистическая.
8. Подлинное развитие, согласно Гегелю, идет через появление:
1) новой формы;
2) нового содержания;
3) нового количества;
4) нового качества.
9. Прогресс есть:
1) круговое движение в процессе развития;
2) нисходящая стадия развития;
3) восходящая стадия развития;
4) спиралевидное движение в процессе развития.
10. Регресс есть:
1) восходящая стадия развития;
2) спиралевидное движение в процессе развития;
3) нисходящая стадия развития;
4) круговое движение в процессе развития.
11. Какое из свойств несущественно для развития?
1) направленность;
2) необратимость;
3) качественность
4) монотонность.
12. В диалектике Фихте единство противоположностей Я и не-Я обеспечивает:
1) оно;
2) сверх-Я;
3) сверх-Оно
4) Я неделимое, абсолютное.
13. Высшим видом отрицания является:
1) отрицание-снятие;
2) отрицание синтез;
3) отрицание-трансформация;
4) отрицание-деление.
14. Различие, доведенное до предела, есть:
1) противоречие;
2) противоположность;
3) инобытие;
4) количественное изменение.
15. Скачок есть:
1) переход от одного качества к другому;
2) переход от одного количества к другому;
3) изменение состояния предмета в рамках одного качества;
4) переход количественных изменений в качественные.
16. Скачки различаются, прежде всего, по:
1) характеру протекания;
2) времени их протекания;
3) отношению к количественным изменениям;
4) формам движения материи.
17. Какая из философских школ отрицала существование движения?
1) киники;
2) пифагорейцы;
3) элеаты;
4) софисты.
18. Эволюционистская модель развития выдвинута:
1) Гегелем;
2) Фейерабендом;
3) Виндельбандом;
4) Спенсером.
19. Теория, понимающая развитие как постепенное количественное изменение; и отрицающая скачкообразные переходы количественных изменений в качественные, называется:
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги