Книга Лида и евреи. История, холокост, наши дни - читать онлайн бесплатно, автор Маргарита Акулич. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Лида и евреи. История, холокост, наши дни
Лида и евреи. История, холокост, наши дни
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Лида и евреи. История, холокост, наши дни

На Новогрудчине после ста двадцати лет нахождения в составе России (империи) и Первой мировой войны наблюдался невероятный хозяйственный упадок. Это был один из самых заброшенных регионов восстановленной Польши. На Новогрудчине не имелось крупных городов и значимых промышленных предприятий, а значимость малых по размерам городов в основном была лишь историческая.

К 1927-му году наиболее развитым городом Новогрудского воеводства считался Слоним. Лида была на третьем месте после города Барановичи, и в те времена в Лидском районе в промышленности занято было всего триста тридцать восемь человек.

С 1927-го года (со второй его половины) началось в хозяйственной жизни оживление, которое продолжалось до 1929-го года (его конца). В эти времена в Лиде нашлись инициативные люди, способные к привлечению необходимого капитала. Этими людьми были по большей части промышленники и евреи-торговцы, располагавшие частными капиталами, позволявшими вести дела в расширенном режиме.

Решающее значение имели такие переменные, как частная инициатива и частный капитал.

В 1927-м—1929-м годах в Лиде началась работа новых предприятий: мельниц, химической фабрики «Корона», фабрики по изготовлению сапог из резины «Ордаль» и др.

В Лиде была в большом количестве неквалифицированная дешевая рабочая сила. Лида располагалась на пути железнодорожных коммуникаций. Благодаря этому у Лиды были для развития очень даже не плохие условия (это отличало ее от других городов Новогрудского воеводства). Данное обстоятельство дало Лиде возможность выйти в этом воеводстве на первое место.

Евреями занималось очень весомое место в экономической жизни Лиды. В 1921-м году половина из 302-х магазинов, принадлежавших евреям, были предприятиями семейными.

В 1920-х – 1930-х годах большую часть евреев города составляли коммерсанты, ремесленники или занятые в промышленной отрасли, но тридцать семь лидских еврея были земледельцами.

В городе было двадцать три банка и финансовых учреждения. Из них восемнадцатью владели евреи.

В Лиде находилось, можно сказать, выдающееся по тем временам предприятие – Акционерное общество резинового производства «Ордаль», находившееся на ул. Фабричной. Ордаль – это звучит по-еврейски как калоша, бот. «Ордалем» производились галоши, резиновая зимняя и летняя обувь. Производство изделий «Ордаля» началось в 1929-м году. Весной 1938-го года на предприятии трудилось восемьсот человек. Председателем оставался (со времени основания) еврей Соломон Мелуп. Предприятие отличалось успешностью.

1.6 Общественно-политическая жизнь в 1920-х – 1930-х годах. образование в Лиде в 1930-е годы

Общественно-политическая жизнь в 1920-х – 1930-х годах


Старые фотографии города Лида. Источник:

http://www.lida.info/starye-fotografii-goroda-lida/


В период 1920-х – 1930-х годов велась активная работа беларуских, польских и еврейских общественно-политических организаций.

Еврейское население в Лидском районе было одной из наиболее многочисленных этнических групп. Евреи не отступали от своей многовековой традиции, жили по своим законам, обособленно от христиан, используя свой еврейский язык, бережно относясь к своей духовной культуре.

Что касается еврейских политических партий, то имелись разные партии. Однако, больше всего еврейская общественность поддерживала сионистов, стремившихся к созданию в Палестине еврейского государства, и рассматривавших пребывание представителей еврейства в Западной Беларуси в качестве временного.

На выборах рядных лидскаго магистрата еврейская община всегда занимала примерно половину мест, это давало ей гарантию получения должности заместителя бургомистра города.

Например [5]:

«на выборах в городской совет 1928 года из 24 мандатов различные еврейские группировки получили 11. 12 мандатов взял народный еврейский блок на выборах 1930 года (Черток, Канопка, Смотритель, Висманцки, Грышпан, Шмуйлович, Гершон, Илютович, Стукатор, Соколовский, Дагуцки, Пупко»).

Когда в 1928-м году проходили выборы в польский Сейм, произошло объединение беларуских группировок с евреями в Блок национальных меньшинств. Этим блоком в Лиде было обеспечено создание Окружного избиркома, начавшего в деревнях интенсивную агитацию. В начале февраля этого года стало известно, что от данного Блока (восемнадцатый список) по округе Лиды в выборах примут участие Е. Якович Чернихов, Е. Позняк и А. Бильдюкевич. Но в конце февраля лидским Окружным избиркомом восемнадцатый список был признан недействительным. Беларуским объединенным избиркомом была подана жалоба в Верховный суд в Варшаве, но это ничего не дало – все осталось без изменений.

У Лиды не было общей еврейской рады. Создание первой такой рады произошло в 1920-х годах (в их начале) с помощью Американского еврейского комитета. Польским правительством этот совет (еврейскую гмину) был признан законным представительством еврейской общины.

В Лиде в начале июля 1932-го года состоялись первые выборы в еврейскую гмину (самоуправление). Сто процентов избирателей приняли в них участие. Самое большое число голосов и соответственно мандатов было получено вторым списком (Ремесленники) во главе с Симоном Гуталевским, Иаковом Пупко и Гдалией Файнштейн. Второе место было у первого списка (Мелкие купцы), на третьем месте оказался список восьмой (Сионисты). Когда проходили предвыборные митинги, были кровавые драки, причем была отмечена наибольшая агрессивность у сионистов.


Фотографии города Лида. Источник: http://foto.lida24.by/gallery/lida-1900-1940/


Другие выборы в городское еврейское самоуправление прошли в осенний период 1936-го года (шестого сентября). У еврейской гмины в городе было реальное влияние. К примеру, в 1937-м году властями на ул. под названием Школьная были организованы работы, связанные с монтажом канализации для нового здания почты. Был вырыт 25-метровый ров на принадлежавшей еврейской гмине территории без получения разрешения у этой гмины. Данное обстоятельство вызвало протест со стороны еврейской общины и работы были на какой-то временной период приостановлены.


Фотографии города Лида. Источник:

http://foto.lida24.by/gallery/lida-1900-1940/


В Лиде проявляло активность движение сионистов, представляемое оганизациями «Hechalutz» (год основания 1923-й), основание произошло с целью оказания помощи в переезде в Палестину) и «Ha-Shomer ha-Za’ir». Число членов данных организаций достигало пятисот человек.

Активная работа проводилась лигой еврейских рабочих. В 1933-м году имело место основание федерации молодых ремесленников «Histadrut ha-Oved», которой готовились их друзья для переселения в Палестину. Лида неоднократно посещалась Зеевом Жаботинским, Натаном Быстрицким, Исааком Цукерманом. Они были известными деятелями и теоретиками сионизма.

1.7 Образование евреев Лиды в 1930-е годы. О Шимоне Зельдовиче, его типографии и людях, имевших к ней отношение

Образование евреев Лиды в 1930-е годы


Фотографии города Лида. Источник: http://www.lida.info/starye-fotografii-goroda-lida/


В 1930-е годы в Лиде были четыре разные еврейские школы, три еврейские библиотеки, пять драматических групп, вечерняя школа для взрослых, спортивные еврейские организации (три), синагога и двенадцать молельных домов, а также больница на восемнадцать коек.

По словам Леонида Лавреша [7]:

«Пионерами еврейской школы в Лиде были молодой студент Мататья Рубин, сын Рубы-Ханы Рубин, и его будущая жена Нойта, до замужества – Рабинович. Они первыми открыли класс на иврите. У них не было денег на аренду помещения, и они с одобрения попечителей синагоги учили в комнате для обслуживающего персонала при молельном доме конторы захоронений. Из этого выросла школа на иврите, которая учила до 6-го класса по программе гимназии. Дальше повышать уровень образования не позволяли финансовые ограничения, так как основные усилия сосредоточивались на укреплении положения классов Народной школы для неграмотных».

В ешиботе обучалось примерно восемьдесят учеников. Обществом взаимопомощи организовывались дневные лагеря для детей из не обеспеченных семей, был центр лечения младенцев и молочная кухня, проводились медосмотры детей. В 1937-м году было принято решение на еще исправных старых фундаментах еврейского госпиталя достроить второй этаж, и таким образом добиться значительного увеличения числа госпитальных коек. После осуществления достройки, в начале 1939-го года в еврейской Лидской больнице началось осуществление работы отдела гинекологии на двадцать коек.

В 1926-м году была ликвидирована частная еврейская гимназия Дворецкого и открылась Городская гимназия. Но гимназией Дворецкого работа продолжалась еще до 1929-го года. Данное еврейское учебное заведение в Лиде возникло 1921-м году (в конце этого года).


Фотографии города Лида. Источник:

http://www.lida.info/starye-fotografii-goroda-lida/


Гимназией было арендовано помещение по адресу ул. Кривая, дом 16. В данном помещении были лишь четыре комнаты отданы под классы, из-за чего обучение проводилось в 2 смены. Лучшее помещение не находилось.

Владел гимназией Мойша Дворецкий, первым директором в начале был Эдвард Вахмут. В 1923-м году директором был Фронкель (инженер), а в 1925-м году – Максимилиан Гринберг.

При гимназии действовали: ученическое объединение «братской помощи» (оказывало помощь бедным ученикам), литературный кружок, школьная гмина (самоуправление) была в каждом из классов. В разные времена гимназию посещали от трехсот до трехсот пятидесяти учеников.

На ул. Садовой располагалась открытая «Тарбут-школа». От нее сохранилась до наших дней боковая стена, к которой в послевоенное время сделали достройку. Данная стена находится в настоящее время за зданием городской библиотеки Лиды. Она единственное, что осталось от построек старого центра Лиды.

Данная Тарбут-школа посещалась учениками, количество которых было пятьсот. Директором ее был поставлен Ханан Илютович. В 1930-х годах здание ее оказалось маловатым, и еврейской общиной было начато возведение нового трехэтажного здания. Строительство нового здания школы началось в 1939-м году.

В прессе было сообщение [5]:

«Новая школа в Лиде. По улице Костюшко состоялась торжественная закладка камня под здание еврейской школы, которую строит Объединение еврейских школ в Лиде».

Еврейским населением Лиды давались на школу деньги, каждый давал сколько мог. Сегал давал кирпич со своей фабрики, лесопилки давали дерево, а железо дала фабрика Черткова-Штейнберга. Меценатами-купцами Шимоном Пупко и Пинхасом Рабиновичем был предоставлен бесплатно цемент.

Трехэтажную школу, имевшую гимнастический зал и теплый туалет с большим трудом, но все-таки построили. Было грандиозное новоселье с большим числом гостей. Был большой праздник с коньяком и тортом.

Школу эту достроили еще до начала Второй мировой войны, не исключено, что даже до «советов». Сегодня в здании школы располагается Детская школа искусств.

В 1933-м году имело место основание исторического комитета, занимавшегося сбором материалов по истории евреев Лиды в целях издания монографии. Однако, эту работу до конца не довели. В городе издавались еврейские газеты. В 1929-м году Якубом Пупко была основана газета «Lider Wochenblat» на идише. В 1932-м году – газета «Lider Woch», в 1936-м году – газета «Lider Leben». И еще в 1937-м году вышел номер газеты «Unser Ruf», оказавшийся единственным.


О Шимоне Зельдовиче, его типографии и людях имевших к ней отношение



В 1932-м году (двадцать четвертого июня) ушел из жизни тот человек, которым оставлен заметный след в истории Лиды [5]:

«Сегодня в 13 часов собственник одной из типографий Лиды Зельдович после того, как вышел из своего дама, умер от сердечного приступа. Покойный пользовался большим уважением общества».

В прессе тех времен неоднократно имело место появление рекламы типографии Зельдовича (она располагалась на Сувальской ул., 70).

У Шимона Зельдовича была типография, мастерская штемпелей и переплетов где осуществлялось печатание «Лидской земли» и «Лидских ведомостей» (это названия газет), книг «Краткий туристический путеводитель по Лидском и Щучинском уездам» А. Гржымалы-Доходы и «Деревенский Лирник», «Притч» поэта из Лиды И. Альбирта и изданий на идише.


Редкие книги, рукописи, автографы и фотографии. Источник:

http://www.vnikitskom.ru/antique/auction/89/39774/


В 1937-м году известным лидским поэтом Иосифом (Юзефом) Альбиртом, автором трех томов поэзии, была подготовлена к печати новая книга его поэзии под названием «Обычные люди». В книге были напечатаны его новеллы, которые уже издавались частично в журналах Вильно.

В ноябрьском номере за 1937-й год «Лидской земли» в библиографическом разделе содержался отклик на прекрасно изданную брошюру лидского известного в те времена писателя и поэта Юзефа Альбирта (Józef Albirt. Ludzie hory i pracy. Lida, 1937). В конце этого же года Альбирт начал выдавать еженедельную еврейскую газету «Лидский друг народа» («Lider Folksfrajnd»). Альбирта в Лиде очень уважали.

В 1937-м году (в его конце) «Курьером Виленьским» было сообщено о смерти Соломона Каплана, который был доктором медицины многолетним председателем Объединения еврейских школ, лидским рядным и видным общественным деятелем. Накануне Первой мировой войны доктором Капланом была отредактирована и издана первая в Лиде еженедельная газета «Лидское слово».

1.8 О межнациональных отношениях. Еврейская Лида 1938-го – 1939-го годов. О пострадавших во время сталинских чисток евреях Лиды

О межнациональных отношениях



В 1931-м году (в ноябре) в газете «Слово» было написано [5]:

«Антисемитские эксцессы, имевшие место в университетских городах, пришли и в провинцию. Об этом говорит вчерашний день в Лиде, где были выбиты два стекла в еврейских магазинах: на складе товаров для письма по улице 3-го Мая, Дворецкого и в самой большом и качественном магазине потребительских товаров Виноградова, по улице Сувальской. Это произошло в 18—45, за несколько минут до закрытия, когда на улицах царило сильное движение людей и транспорта. Как и в первом, так и во втором случае стекла были выбиты камнем, брошенным с большого расстояния. После это в городе царила напряженная атмосфера, было закрыто много магазинов. Всю ночь по городу ходили усиленные патрули полиции. Как подозреваемый, был задержан 18-летний ученик 5-го класса городской гимназии Всеволод Малевский. На следующий день его отчислили из гимназии. Его соратником в этом деле был 15-летний Ежи Ромер. Сейчас в городе спокойно. Город патрулирует полиция вместе с гражданами – членами Союза Стрельцов».

Неспокойное положение сложилось и в городках Лидчины. «Курьером Новогрудским» сообщалось следующее [5]:

«…на стекольном заводе Неман не было ни одного еврея, пока еврей Островский не открыл здесь магазин. В ночь с 26 на 27 ноября по поселке были расклеены листовки с требованиями, чтобы Островский уехал отсюда до 1 декабря. Полиция начала следствие»

Волна антисемитизма в Лиде стремительно подымалась. Поэтому «Круг студентов-лидчан» (в него входили студенты, обучавшиеся как в Польше, так и за рубежом) провел конференцию с учениками лидских школ и гимназий, на которой объяснялась ученикам необходимость отказа от участия в таких акциях как уличные погромы, биение стекол и иные «антисемитские выпады». Причем численность еврейского населения была такой высокой, что во время еврейских традиционных праздников жизнь в городе буквально замирала.

Сложно выстраивались отношения еврейского населения Польши с властями страны, тем не менее на еврейском кладбище в Лиде в 1936-м году был установлен памятник неизвестному солдату-еврею, погибшему в бою с большевиками под Лидой в 1920-м году. Позже, начиная с 1939-го года ежегодно в ноябре «Комитет комбатов евреев» собирал возле памятника траурные митинги.

В конце 1930-х годов наблюдалось усиление антисемитизма государственного. Когда умер Пилсудский, имело место сплочение сторонников власти «сильной руки» в управленческом лагере вокруг Ридз Ридза и в 1937-м году. Ими была создана новая политическая группировка – «Лагерь национального объединения» (Obóz Zjednoczenia Narodowego, в просторечии – OZON или OZN). Данная организация в 1937-м—1939-м годах действовала и на территории Западной Беларуси. В начале 1938-го года в Лиде прошел съезд волостных отделов этой организации.

Принятые съездом пожелания характерны для этой организации, вот их часть [5]:

«Желаем: 1) огосударствление всех фабрик и заводов, связанных с военной промышленностью, в хозяйственной программе главным должно стать усиление обороноспособности

2) Перехода в польские руки (unarodowienie) торговли, промышленности, ремесел, а перед всем желаем, чтобы как можно скорее был издан закон, запрещающий евреям торговлю сельскохозяйственными товарами, а именно: зерном, крупным рогатым скотом и свиньями, сельскохозяйственными машинами и оборудованием, лесом, цементом, известью, а также монопольными товарами, такими как соль, алкоголь, табак, спички и др. 3) Желаем ревизии гражданства евреев, живущих в Польше…»

В 1938-м году феврале «Курьером Виленьским» сообщалось [5]:

«Всегда спокойную Лиду посетила достаточно большая группа пикетчиков из Вильнюса. Группа подростков, став на улицах города, старалась препятствовать горожанам делать покупки в еврейских магазинах. Листовки, которые они раздавали, были конфискованы полицией. Через нарушение общественного спокойствия полиция составила на пикетчиков несколько протоколов».

Немного позднее в той же газете писалось, что лидским старостой было принято решение о прекращении начатого 31 января пикетирования магазинов. Полиция арестовала некоторых пикетчков среди которых были воры-рецидивисты. В начале февраля 1938-го года на съезде волостных организаций «Лагеря национального объединения» (OZN) были перечислены направленные против евреев пункты.

В ноябре того же года пресса сообщила, что Городская управа ради процентного увеличения не еврейской торговли (unarodowienia) решила переделать существующий на рынке мясной павильон в магазины [5]:

«Со стороны главной улицы города возникнут три новых магазина, Общество друзей города Лиды планирует передать купцам из западных воеводств Польши. Сейчас в городе уже существуют 4 больших магазина, открытые купцами из Познанская воеводства». Уже через несколько недель вместо мясного павильона открываются новые магазины по улице Сувальской, и так «решена величайшая проблема центра города, так как здесь раньше было главное место стока нечистот. Новые магазины будут приносить городу прибыль».

Скоро Народный кооперативный банк в Лиде выделил 6000 злотых в качестве льготных кредитов для «христианского ремесленничества и торговли». В начале августа 1938 года виленская газета «Слово» сообщила об уменьшении процентной количества евреев в лидских городках и в самой Лиде [5]:

«В Лиде в 1921 года было 48% евреев от общего числа горожан, а теперь только 33%»

Несмотря ни на что, летом 1938-го года Лидская евреи-ремесленники стали собирать деньги, чтобы купить для армии санитарный автомобиль.

Тогда же владелец «Ардаль» Соломон Мелуп решил купить для гарнизона города Груденж (в котором, как и в Лиде, «Ордаль» имел фабрику) тяжелый пулемет. 6 сентября 1938 виленская газета «Слово» проинформировала, что в воскресенье, 4 сентября, в Лиде дошло до антиеврейские волнений. Причиной эксцессов было избиение около 8 часов вечера нескольких солдат [5]:

«После этого в некоторых еврейских домах по улицам – 3-го Мая, Сувальской и соседних с ними улицахм были выбиты стекла. Также выбиты стекла в ресторане еврея Савицкого, в кондитерской „Американка“ и в квартире адвоката Кернера.. Во время волнений несколько евреев были избиты. Полиция, чтобы не допустить повторения конфликта, стоит на улицах города. Ряд лиц, принимавших участие в волнениях, задержан».

В начале сентября 1938 года состоялись очередные волнения. По этому поводу 8 сентября 1938 года «Курьер Виленьски» опроверг информацию об избиении солдат лидскими евреям, а газета «Слово» сообщила, что непосредственной причиной воскресных антиеврейские волнений в Лиде были [5]:

«неправильное поведение владельца магазина овощей по улице Сувальской Хаима Цвайфуса. Торговец обругал солдата, а одного из христиан, который вмешался, – чуть не ударил. Когда подойдя полицейский хотел задержать солдата, толпа, собравшаяся на улице, отразила арестованного и с криками двинулась вперед, выбивая по дороге стекла в еврейских домах и магазинах. Евреев, которые попали в толпу, – избивали. Только большой отдел полиции разогнал толпу».

Кроме того, в этом номере газета «Слово» написала о драке между жителями деревни Селец и евреями из-за того, что один из сельчан наехал на еврея велосипедом. Далее «Слово» информировало, что [5]:

«состояние потрясения, которое в течение последних трех дней бурлило в Лиде, медленно спадало. Все еврейские магазины открыты, только еще кое-где видны выбитые стекла. … полиция проводит расследование, ищет тех, кто принимал участие в волнениях. Тем не менее, ситуация в городе остается напряженной. То и дело возникают драки и инциденты. Несколько дней назад группа евреев атаковала несколько христиан, которые проводили в городе акцию „осознания“. Во время воскресных волнений был побит полицейский и ранен еврей. В связи с волнениями делегация евреев пошла к властям города, чтобы доказать, что не евреи спровоцировали волнения»

Эти события в Лиде попали на первые страницы польских газет, а номер газеты «Варшавский вечер» был даже конфискован «за информацию из Лиды».

В конце 1938-го года «Слово» подготовило результаты [5]:

«В последнее время отмечен значительный исход еврейского населения из Лиды. Постоянная акция бойкота привела к тому, что ряд еврейских предприятий ликвидирован, а их владельцы или пошли работать в другие фирмы, или выехали из города. Одновременно много евреев – владельцев домов – лишаются недвижимости, причем покупатели этих домов – христиане. Цены на недвижимость понизились. В центре города встают новые христианские предприятия. В течение одного только ноября в центре города открылось 5 христианских магазинов, и в ближайшие дни еще открывается несколько больших магазинов»

Еврейская Лида 1938-го – 1939-го годов

Лидские евреи в то время прекрасно знали о тяжелой судьбе евреев Германии, и осенью 1938 года под руководством лидского раввина А. Рабиновича в городе возник комитет помощи евреям, изгнанным из Германии. Менее чем за полгода было собрано 11 315 злотых.

Бывшая лидянка Тэафания Юрека писала о тех временах [5]:

«Евреи в городе преимущественно жили в центре, это следовало из того, что они содержали магазины и ремесленные мастерские. … Они образовывали группу, связанную между собой традицией, религией, а также торговыми и промышленными интересами. Горожане-христиане трактовали их как народ, который испокон жил в городе. Временами местные хулиганы, чаще во время праздника Кущей, делали им всякие нехорошие вещи, однако это были спорадические случаи. Лидские евреи одевались по-европейски, не носили пейс – за исключением раввинов. Горожане привыкли к тому, что в субботу все еврейские магазины закрыты, а еврейское население не выполняет никакой работы. … Еврейское население с другими горожанами применяла разные языки – все зависело от того, на каком языке разговаривает клиент… торговля полностью находилась в их руках. Была группа состоятельных евреев, но хватало среди них и настоящих бедняков, часть которых поддерживала коммунистические идеи. Еврейские купцы диктовали цены, завышая или занижая их в зависимости от конъюнктуры. Чаще всего через низкие цены закупок обманывались деревенские люди, что возбуждало их против евреев. Взорвалось это в 1938—39 гг. Тогда же появились лозунги: „Не покупай у еврея, он тебя обманет“, „Иди за товаром к своим“. Начали появляться магазины, открываемые христианами. Одновременно появилась взаимная подозрительность между евреями и христианами, которая плохо сказалась во время войны. Всех это не касалось – было много примеров взаимной помощи, но это другая тема».