• деяние, причиняющее вред охраняемым правом общественным отношениям, ущемляющее субъективные права участников правоотношения, то есть это деяние вредное и в силу этого в большей или меньшей степени общественно опасное. Общественная опасность или общественная вредность деяния определяется ущербом, нанесенным им обществу, государству, личности. Сущность общественной опасности определяется через реальный ущерб, причиненный правонарушением, или наличие реальной опасности его наступления. Мысли, психические процессы, убеждения, сколь бы негативными они ни были, правонарушениями не являются;
• деяние, запрещенное нормами права, противоправное. Противоправность означает, что правонарушением признается только то общественно опасное деяние, которое предусмотрено нормами права. Поведение, не соответствующее иным социальным нормам – нравственным, корпоративным, обычным, – не будет являться правонарушением, если оно одновременно не запрещено правовыми нормами, является юридически безразличным поведением;
• виновное деяние. Вина – субъективный признак, выражающий внутреннее отношение правонарушителя к общественно опасному деянию и его последствиям. Лицо должно сознавать, что оно действует противоправно. Если оно не осознает вредоносности и общественной опасности своих поступков в силу малолетства, невменяемости либо других обстоятельств, то не будет и правонарушения;
• деликтоспособность – способность лица, совершившего преступление, нести за него юридическую ответственность. Нести ответственность за совершенное правонарушение может человек, достигший определенного возраста. Деликтоспособность организаций наступает, как правило, с момента создания (государственной регистрации).
Основной признак, который характеризует любое правонарушение, – это его общественная опасность. По степени общественной опасности правонарушения подразделяют на преступления и проступки.
Преступление – это виновное противоправное поведение, нарушающее нормы уголовного права и наносящее ущерб самым существенным общественным отношениям. Согласно ч. 1 ст. 14 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее также – УК РФ) «Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания». Преступления – наиболее серьезный вид правонарушений, обладающий самой высокой степенью общественной опасности, поэтому их совершение влечет применение мер уголовного наказания.
Статья 15 УК РФ закрепляет следующие категории уголовных преступлений: преступления небольшой тяжести (умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы); преступления средней тяжести (умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание превышает три года лишения свободы); тяжкие преступления (умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает 10 лет лишения свободы); особо тяжкие преступления (умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание – свыше 10 лет лишения свободы или более строгое наказание).
Проступки – это все остальные правонарушения, не признанные преступлениями УК РФ. Они характеризуются меньшей степенью общественной опасности.
Отнесение того или иного деяния к преступлению или к проступку во многом зависит от того, насколько большой вред усмотрел законодатель в том или ином варианте поведения, каков характер этого вреда и насколько острой является потребность в борьбе с такого рода видом противоправного поведения.
В зависимости от того, в какой сфере жизни проступки были совершены, от вида нарушенных норм права, от характера нанесенного вреда и ущерба, а также применяемых к нарушителю санкций выделяют следующие основные виды проступков:
• гражданско-правовые проступки – правонарушения, наносящие вред урегулированным нормами гражданского права имущественным и связанным с ними личным неимущественным отношениям, а также ряду сопряженных с ними отношений;
•административные проступки – правонарушения, наносящие вред общественным отношениям в области государственного управления, которые урегулированы нормами административного, финансового и некоторых других отраслей права. Административные проступки мешают нормальной исполнительной и распорядительной деятельности государственных органов, посягают на общественный порядок, права и законные интересы граждан;
• дисциплинарные проступки – правонарушения, наносящие вред внутреннему порядку деятельности учреждений, предприятий, организаций. Такие деяния подрывают служебную, воинскую, производственную дисциплину и наносят вред нормальному функционированию соответствующих организаций.
С учетом сказанного выше не всякое противоправное поведение является правонарушением. Для того чтобы оно было признано таковым, необходимо наличие состава правонарушения.
Состав правонарушения – это совокупность его обязательных признаков (или элементов).
К элементам состава правонарушения относятся:
• субъект – физическое или юридическое лицо, совершившее правонарушение. Особенности субъекта зависят от вида правонарушения. Так, субъектом преступления может быть только вменяемое (то есть способное осознавать общественно опасный характер своего деяния) физическое лицо, достигшее установленного возраста привлечения к уголовной ответственности – по общему правилу 16 (ст. 19 УК РФ), а в некоторых случаях – 14 лет (ст. 20 УК РФ). Субъектом административного правонарушения по общему правилу может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста. Субъект дисциплинарного проступка – лицо, находящееся в трудовых или служебных отношениях с предприятием, учреждением, организацией. Субъекты гражданского правонарушения – физические и юридические лица;
• субъективная сторона раскрывает психическое отношение субъекта к совершенному деянию и его последствиям, направленность воли правонарушителя. К признакам субъективной стороны относятся вина (умысел – прямой и косвенный или неосторожность – самонадеянность и небрежность), мотив и цель;
• объект – это охраняемые правом общественные отношения, которым наносится ущерб, то есть то, на что направлено правонарушение (например, достоинство и личная неприкосновенность человека и др.);
• объективная сторона правонарушения. Ее составляют те элементы противоправного поведения, которые характеризуют его как определенный акт внешнего проявления в объективной действительности. Принято различать обязательные и факультативные признаки объективной стороны правонарушения. К обязательным признакам относятся противоправное деяние (действие или бездействие), вредные последствия противоправного деяния (имущественный ущерб, вред здоровью, смерть человека и др.), а также причинная связь между деянием и его вредными последствиями. К факультативным признакам объективной стороны обычно относят место, время, способ, обстановку совершения правонарушения. Факультативные признаки всегда есть у любого правонарушения. Однако они приобретают юридическое значение, то есть оказывают влияние на квалификацию (оценку) противоправного поведения, не во всех случаях, а лишь тогда, когда указаны в гипотезе соответствующей нормы. Поэтому эти признаки и называются факультативными.
Отсутствие одного из элементов означает отсутствие состава правонарушения.
За совершение правонарушения лицо обязано претерпеть определенные неблагоприятные последствия в основном личного или имущественного характера, то есть понести юридическую ответственность.
1.8. Понятие и виды юридической ответственности
Юридическая ответственность – это предусмотренная правовыми нормами обязанность субъекта права претерпевать неблагоприятные для него последствия правонарушения. Это мера государственного принуждения за совершенное правонарушение, связанная с претерпеванием виновным различных лишений личного (организационного) или имущественного характера. Лишения эти предусмотрены санкциями конкретных норм (статей), главным образом материальных законов (кодексов) или регламентов, в частности управленческих регламентов (применительно к дисциплинарной ответственности).
Юридическая ответственность связана с государственным принуждением, то есть возможностью государства обязать субъекта помимо его воли и желания совершать определенные действия. При наличии факта правонарушения государство обязывает физическое или юридическое лицо претерпевать определенные неблагоприятные последствия. Поэтому основная черта юридической ответственности – карательное назначение. При этом кара – не самоцель, а прежде всего средство перевоспитания правонарушителя.
Юридическая ответственность является одним из средств борьбы с правонарушениями, средством обеспечения правомерного поведения в обществе. Угроза юридической ответственности, соответствующие неблагоприятные последствия – важный фактор в обеспечении правомерного поведения членов общества.
Рассмотрим виды юридической ответственности, которая может быть классифицирована по различным основаниям.
По форме осуществления различают юридическую ответственность, осуществляемую в судебном, административном, ином порядке. Меры уголовной ответственности могут быть назначены только судом.
По органам государства, которые возлагают юридическую ответственность, выделяют: юридическую ответственность, возлагаемую законодательными органами государства; юридическую ответственность, налагаемую исполнительно-распорядительными (административными) органами государства; юридическую ответственность, назначаемую судебными и иными юрисдикционными органами государства.
В зависимости от того, нормы какой отрасли права нарушаются, какой вид правонарушения совершен, различают следующие виды юридической ответственности.
Уголовная ответственность – ответственность, применяемая к лицу за совершение преступления – деяния, предусмотренного нормами Уголовного кодекса Российской Федерации. Поскольку преступления – наиболее серьезный вид правонарушений, за их совершение предусмотрены наиболее суровые меры ответственности.
Так, статьей 44 УК РФ предусмотрены следующие виды наказаний:
• штраф;
• лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
• лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;
• обязательные работы;
• исправительные работы;
• ограничение по военной службе;
• ограничение свободы;
• принудительные работы;
• арест;
• содержание в дисциплинарной воинской части;
• лишение свободы на определенный срок;
• пожизненное лишение свободы;
• смертная казнь (в настоящее время данное наказание не применяется[13]).
Административная ответственность наступает за совершение административных проступков – деяний, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях. Административная ответственность представляет собой установленные нормами административного права меры принудительного воздействия, применяемые органами исполнительно-распорядительной власти к лицам, совершившим административный проступок. В соответствии со ст. 3.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также – КоАП РФ) за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:
1) предупреждение;
2) административный штраф;
3) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
4) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
5) административный арест;
6) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
7) дисквалификация;
8) административное приостановление деятельности;
9) обязательные работы;
10) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.
В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1-3 и 8.
Гражданско-правовая ответственность регулируется нормами гражданского права, включает в себя меры по возмещению вреда, нанесенного нарушением имущественных и личных неимущественных прав физических и юридических лиц. Гражданско-правовая ответственность наступает за совершение гражданского проступка и состоит в применении мер воздействия, имеющих, как правило, имущественный и связанный с ним личный неимущественный характер.
Различают договорную и недоговорную гражданско-правовую ответственность. Существуют такие меры гражданско-правовой ответственности, как принудительное исполнение соответствующей обязанности, возмещение убытков, уплата неустойки (штраф, пеня), возвращение вещи, компенсация за причиненный моральный вред, опровержение порочащих сведений, восстановление доброго имени, извинения и т. д. Существует также ответственность без вины за вред, причиненный источником повышенной опасности. Гражданско-правовая ответственность может налагаться судом общей юрисдикции, арбитражным судом, а также третейским судом.
Дисциплинарная ответственность предусмотрена за дисциплинарный проступок, то есть за нарушение трудовой, воинской, служебной дисциплины; неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей. Ее отличительная особенность состоит в том, что лицо, к которому применяется дисциплинарная ответственность, подчинено по службе, работе органу, применившему ту или иную меру взыскания. В случае наложения, например, административного наказания изначальные отношения подчиненности отсутствуют. Дисциплинарная ответственность может быть применена: в порядке подчиненности уполномоченным органом (должностным лицом); в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка; в соответствии с управленческими регламентами или дисциплинарными уставами, в частности, действующими в некоторых министерствах и других органах исполнительной власти (например, в Министерстве обороны РФ, Министерстве внутренних дел РФ). За дисциплинарный проступок могут быть применены следующие меры ответственности: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение. Порядок применения, обжалования и снятия дисциплинарного взыскания определен в Трудовом кодексе Российской Федерации, Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[14], Федеральном законе от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»[15] и др.
Материальная ответственность регулируется главным образом нормами трудового права. Ее могут нести работодатель перед работниками в соответствии с нормами главы 38 ТК РФ (в частности, за незаконное лишение работника возможности трудиться; за ущерб, причиненный имуществу работника; за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику), а также работники перед работодателем в соответствии с нормами главы 39 ТК РФ (в частности, за материальный ущерб, причиненный работодателю).
Налоговая ответственность – это применение уполномоченными органами к налогоплательщикам и лицам, содействующим уплате налогов, налоговых санкций за совершение налогового правонарушения. Мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является налоговая санкция, которая применяется и взыскивается в виде денежных сумм (неустоек (пеней, штрафов)) в размерах, предусмотренных статьями Налогового кодекса Российской Федерации за совершение конкретного вида налогового правонарушения.
Юридическая ответственность возникает только на основе норм права. Меры юридической ответственности содержатся в санкциях правоохранительных норм.
Таким образом, юридическая ответственность характеризуется определенными лишениями личного (организационного) или имущественного характера, которые виновный обязан претерпеть. Совершение правонарушения и последующая реализация юридической ответственности, в частности применение к правонарушителю наказания, связаны с государственным и общественным осуждением. Государственное осуждение выражается в вынесении в отношении лица (физического лица либо организации), совершившего правонарушение, соответствующего правоприменительного акта. В большинстве случаев совершения правонарушений также не вызывает сомнений наличие общественного осуждения. Почти всегда лицо, нарушая норму права, нарушает и соответствующую норму морали, нравственное предписание. Поэтому наряду с юридической ответственностью перед государством лицо несет и нравственную ответственность перед обществом, которая выражается в общественном осуждении, порицании. Иногда общественное осуждение, порицание может иметь и юридическое значение.
Необходимо иметь в виду, что юридическая ответственность, наступающая за нарушение норм права, представляет собой разновидность социальной ответственности, наступающей за нарушение различных социальных норм, то есть не только правовых норм, но и норм морали, обычаев, корпоративных норм. Соотношение данных понятий – социальной и юридической ответственности – следует рассматривать как соотношение общего и особенного, целого и части.
1.9. Национальное право и международное право
В современном мире существуют два типа правовых систем – национальное (внутреннее) право отдельных государств и международное право.
Национальное право отдельного государства – это система общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных данным государством, регулирующих отношения прежде всего между субъектами внутреннего права данного государства. Эти отношения, как правило, ограничиваются пределами государственной территории и рамками внутренней компетенции. Подробная характеристика национального права Российской Федерации была дана выше.
С принятием Конституции РФ особое значение в России стало приобретать международное право, представляющее собой особую систему обязательных норм и принципов, создаваемых субъектами международного права и регулирующих отношения между государствами (основной субъект международных отношений), народами, борющимися за свою независимость, международными организациями, государствоподобными образованиями, а также, в некоторых случаях, отношения с участием физических и юридических лиц (например, правоотношения, возникающие при международной купле-продаже, международной перевозке пассажиров и грузов и т. д.). То есть основной предмет регулирования международного права лежит за пределами внутренней компетенции государств.
Основное социальное назначение международного права заключается в организации и регламентации международных отношений, отвечающей современному уровню человеческой цивилизации.
Ядро современного международного права, его «конституцию» образуют основные принципы международного права. Основные принципы – это основополагающие международно-правовые нормы, носящие универсальный характер и обладающие высшей юридической силой. Они пронизывают всю международно-правовую систему; все остальные международно-правовые нормы, а также поведение субъектов международного права должны соответствовать положениям основных принципов.
Основными принципами международного права являются, в частности, принципы: суверенного равенства государств и уважения прав, присущих суверенитету[16]; неприменения силы и угрозы силой; нерушимости границ; территориальной целостности государств; мирного разрешения международных споров; невмешательства во внутренние дела государств; всеобщего уважения прав и свобод человека; самоопределения наций и народов; сотрудничества между государствами; добросовестного выполнения международных обязательств.
Всем известны основные международные организации, например Организация объединенных наций (ООН), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и др., которые призваны обеспечивать действие указанных основных принципов и других норм международного права. Россия стала участником ряда европейских соглашений. Она входит, в частности, в Совет Европы (СЕ). Активнее стали функционировать соответствующие судебные инстанции, например, Международный суд ООН, наиболее известный и авторитетный международный судебный орган, рассматривающий споры между государствами, Европейский суд по правам человека, призванный, в частности, рассматривать жалобы отдельных граждан.
Международное право, как и внутреннее право любого государства, подразделяется на отрасли (подотрасли, институты). Отрасли международного права регулируют крупные «блоки» международных отношений определенного вида и представляют собой совокупности международно-правовых институтов и норм, регламентирующих более или менее обособленные отношения, отличающиеся качественным своеобразием. Так, в составе международного права выделяют право международных договоров, право международной правосубъектности, право международных организаций, право международных конференций и совещаний, право международной безопасности, международное гуманитарное право, международное дипломатическое право, международное право в период международных конфликтов, право международного сотрудничества в борьбе с преступностью, международное морское право, международное воздушное право, международное атомное право, международное космическое право, международное экологическое право, международное экономическое право, международное спортивное право и др. Отрасли международного права в свою очередь состоят из более простых образований – подотраслей и институтов. Международное гуманитарное право, например, образуют две подотрасли: «гуманитарное право в мирное время» и «гуманитарное право в период вооруженных конфликтов». Примерами институтов в международном праве могут служить институт гражданства в гуманитарном праве, институт действительности договоров в праве международных договоров и др.
Международно-правовая система условно подразделяется также на две подсистемы: международное публичное право, регулирующее отношения между государствами и другими его субъектами, и международное частное право, регулирующее гражданско-правовые, брачно-семейные, трудовые и иные отношения с участием иностранных организаций и граждан.
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Это положение, хотя и с некоторыми нюансами, воспроизведено практически во всех кодексах Российской Федерации, в постановлениях Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ.
Наша страна подписала и ратифицировала много международных договоров и конвенций. Ратификация (то есть утверждение парламентом) придает договору силу федерального закона. Среди ратифицированных документов можно назвать Устав и декларации ООН, ряд деклараций Европейского союза (ЕС), конвенции Международной организации труда (МОТ) и т. д., в которых содержатся очень важные положения, гарантирующие, в частности, права и свободы человека и гражданина, в том числе трудовые, профессиональные и социальные права различных категорий работников. Это дает существенные возможности для юридической защиты их интересов.
Следует отметить, что верховенство над внутренними законами имеют только общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. То есть определенная часть международного права выступает в качестве внутреннего (национального) права отдельного государства.
Повышение роли международного права связано с процессами интернационализации, глобализации, расширения международных связей, сотрудничества народов в самых разных областях общественной жизни, в частности в сфере спорта. Государства объединяются в самые разные союзы и сообщества. Вырабатываются единые стандарты поведения. Придается огромное значение международно-правовой защите прав и свобод человека и гражданина. Единство мира делает необратимыми процессы сближения национальных правовых систем на основе взаимодействия с системой международного права.
Глава 2. Система правового регулирования в сфере физической культуры и спорта
2.1. Развитие правового регулирования физической культуры и спорта
1991 год стал поворотным в мировой истории. СССР как субъект международного права прекратил свое существование. Одновременно с этим образовалось Содружество Независимых Государств (СНГ), куда вошли все бывшие союзные республики, кроме Грузии, Литвы, Латвии и Эстонии. РСФСР стала называться Российской Федерацией (РФ).