• развитие инфраструктуры физической культуры и спорта, строительство спортивных объектов шаговой доступности по проектам, рекомендованным Министерством спорта Российской Федерации для повторного применения, обеспечивающим, в частности, доступность этих объектов для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, с определением предельной цены на строительство этих объектов;
• развитие материально-технической базы спорта высших достижений для подготовки спортсменов, в том числе по наиболее массовым видам спорта, не включенным в программы Олимпийских и Паралимпийских игр (спортивная аэробика, акробатический рок-н-ролл, единоборства, бейсбол, софтбол), в условиях различных природно-климатических зон (среднегорье, Черноморское побережье, Дальний Восток, Прибайкалье) и соответствующего научного сопровождения тренировочных процессов;
• создание условий для подготовки и совершенствования спортсменов и тренеров с учетом непрерывности процессов обучения и спортивной подготовки;
• создание условий для формирования, подготовки и сохранения спортивного резерва;
• развитие спортивной инфраструктуры Северо-Кавказского федерального округа;
• развитие спортивной инфраструктуры Дальневосточного федерального округа;
• развитие спортивной инфраструктуры Крымского федерального округа.
Как видно, с принятием Федерального закона о спорте законотворческая работа не закончилась и на сегодняшний день осталось еще много нерешенных проблем. Предстоит дальнейшее совершенствование отдельных положений Федерального закона о спорте и других нормативных правовых актов с учетом современных потребностей нормального функционирования и эффективного развития отрасли.
В целом надо сказать, что принятие нового Федерального закона о спорте и сопряженного с ним законодательства является существенным шагом вперед с точки зрения качества и эффективности нормативно-правового регулирования в сфере физической культуры и спорта. В отличие от предыдущего действующий Федеральный закон о спорте содержит конкретные правовые механизмы, а не декларации, гораздо лучше закрепляет, упорядочивает и опосредует складывающиеся в физической культуре и спорте общественные отношения.
Администрация Президента РФ, Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодежи, Комитет Совета Федерации по социальной политике, Минспорт России совместно с Комиссией по спортивному праву Ассоциации юристов России и Национальным объединением спортивных юристов РФ продолжают работу по анализу практики применения спортивного и сопряженного с ним законодательства, подготовке предложений по его совершенствованию, их принятию и внедрению в практику.
2.2. Понятие спортивного права
Освещая проблему понятия и содержания спортивного права, нужно опираться на понятийный инструментарий, сложившийся в отечественной юриспруденции.
Согласно общей теории права, базовым, наиболее крупным элементом системы права является отрасль права, которая представляет собой наиболее широкую совокупность (а точнее говоря, систему) правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений.
Господствующее положение отрасли как структурного элемента в системе права предопределяется тем, что она отражает и регулирует наиболее значимые, относительно обособленные общественные отношения. Составной частью отрасли является правовой институт, представляющий собой сравнительно небольшую и устойчивую группу правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Родственные институты могут образовывать подотрасли права. Например, отраслью является гражданское право, а его подотраслью – обязательственное право. В свою очередь, институтом, входящим в эту подотрасль, являются обязательства вследствие неосновательного обогащения, предусмотренные главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).
Большинство отраслей (а нередко и подотрасли права) имеют системообразующий правовой акт (кодекс или другой федеральный закон), вокруг которого формируется вся система данной отрасли или подотрасли права. В сфере физкультуры и спорта таковым на сегодняшний день является Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
В системе российского права формируются образования комплексного характера, например маркетинговое, конкурентное, банковское, биржевое, приватизационное, конкурсное, страховое, сервисное право. Свидетельством разветвления и специализации права могут служить и такие направления юриспруденции, как парламентское, избирательное, бюджетное, лицензионное, внешнеэкономическое, валютное, служебное, горное, церковное, образовательное, градостроительное, транспортное право. В ряду названных нормативно-правовых структур находится и спортивное право.
Данные образования являются комплексными потому, что входящие в них нормы могут быть не связаны единым методом и механизмом регулирования. Почти все они прописаны в основных отраслях права. Так, многие нормы спортивного права можно совершенно четко распределить, в частности, по таким основным отраслям права, как трудовое, гражданское, административное, финансовое, уголовное, международное, процессуальное.
Таким образом, в последнее время происходит своего рода удвоение структуры права, которое полностью согласуется с философскими представлениями о возможности объективации того или иного явления в нескольких перекрещивающихся структурах, о существовании иерархии структур. С этой точки зрения спортивное право в качестве обособленной группы норм рассматривается как комплексное образование, в котором путем введения общих понятий, институтов, приемов и принципов регулирования объединяется разнородный нормативный материал.
Это доказательство того, что с позиции принципов построения российской правовой системы о спортивном праве можно говорить как о комплексной отрасли права[37]. В то же время с точки зрения учебной дисциплины российское спортивное право является вполне самостоятельным предметом, охватывающим сферу своеобразных, проникнутых органичным единством и взаимосвязанных общественных отношений и соответствующую нормативную базу, которая отличается многообразием и сложностью изучаемых институтов и норм.
Физическая культура и спорт – это одна из общепризнанных отраслей человеческой деятельности, которая так же, например, как и сельскохозяйственная деятельность, требует специфического правового осмысления и регулирования. Одним из важнейших оснований для такого вывода служит не вызывающий ни у кого сомнения факт, что физическая культура и спорт представляют собой сложнейшую и специфичнейшую социально-экономическую систему, разнообразные и разнохарактерные общественные отношения в которой призвано регулировать право.
Будучи неотъемлемым, сложным и многогранным общественным явлением, сфера физической культуры и спорта обладает рядом существенных особенностей, отличающих ее от других сфер человеческой деятельности. Назовем лишь базовые позиции, характеризующие физическую культуру и спорт как социально-экономическую систему, требующую использования специфических подходов к правовому урегулированию:
• современная физическая культура и спорт представляют собой сложную систему в плане наличия разнообразных типов физкультурно-спортивной деятельности, к основным из которых относятся спорт высших достижений; профессиональный спорт; массовый спорт и физическая культура; физическое воспитание дошкольников и учащихся различных образовательных учреждений по государственным программам; физическая подготовка военнослужащих; профессионально-прикладная физическая подготовка; спортивные способы рекреации и реабилитации и др.;
• существуют специфические функции спорта – экономическая, военная, политическая, миротворческая, научная, коммерческая, воспитательная, образовательная, информационная, пропагандистская, социализирующая, гедонистическая, рекреативная, реабилитационная;
• система физической культуры и спорта направлена на обеспечение всестороннего развития человека, утверждение здорового образа жизни, формирование потребности в физическом и нравственном совершенствовании, создание условий для занятий любыми видами физической культуры и спорта, организацию профессионально-прикладной подготовки, профилактику заболеваний, вредных привычек и правонарушений;
• гражданам гарантируется право заниматься физической культурой и спортом (в том числе спортом как профессией), объединяться в организации физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, физкультурно-спортивные общества, федерации по видам спорта, ассоциации, клубы и иные объединения;
• отрасль «физическая культура и спорт» в отличие от многих отраслей народно-хозяйственного комплекса в качестве продукта производит разнообразные социально-культурные и материальные услуги, а также товары;
• физическая культура и организованный спорт связаны со сложной системой соответствующих институтов и органов;
• управленческие функции в области физической культуры и спорта осуществляют отраслевые и внеотраслевые федеральные органы исполнительной власти, а также многочисленные и многообразные общественные органы управления;
• организации в области физической культуры и спорта функционируют практически во всех организационно-правовых формах, предусмотренных ГК РФ;
• существует широкое разнообразие реальных физкультурно-спортивных и производственно-хозяйственных отношений, предопределяемых многогранностью деятельности участвующих в физкультурно-спортивном движении субъектов, а также разнонаправленностью научно-технического, экономического, социального и организационного потенциалов в данной сфере Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и отдельных спортивных организаций;
• физическая культура и особенно спорт России являются составной частью мирового физкультурно-спортивного и олимпийского движения, в связи с чем многие аспекты их функционирования и развития подпадают под действие нормативных актов международного и регионального уровней, что вызывает необходимость инкорпорировать отдельные их нормы в национальные законодательство и регламентные акты;
• наличествует юридический характер спортивного порядка, предопределяемый, в частности, способностью спортивной организации к саморегулированию через различные уставы и регламенты и способностью гарантировать обязательность своих требований через применение закрепленных в указанных документах спортивных санкций;
• имеются объективная спортивная ответственность и особые принципы спортивной деятельности – состязательный момент, бескорыстность спортсменов, доказуемость результатов и др.
Предметом правового регулирования спортивного права как комплексной специализированной отрасли права является определенная группа общественных отношений, присущая только данному праву.
Под предметом спортивного права мы понимаем органический комплекс общественных отношений, возникающих в сфере физической культуры и спорта, в частности, гражданских, трудовых и социального обеспечения, государственно-управленческих, финансовых и ресурсного обеспечения, предпринимательских, уголовно-правовых, в сфере спортивной медицины и охраны здоровья занимающихся физкультурой и спортом, противодействия применению допинга, международных, а также процессуальных (по урегулированию спортивных споров).
Как видим, речь идет о многообразии видов общественных отношений в сфере физической культуры и спорта, которые не могут быть отнесены, взятые в совокупности, к предмету ни одной из традиционных отраслей права. Несмотря на то что различные виды общественных отношений в сфере физической культуры и спорта не составляют органического единого субстрата, они тесно взаимосвязаны друг с другом и могут рассматриваться в качестве целостного образования.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
См.: Алексеев С. В. Спортивное право России: Учебник для вузов / Под ред. докт. юрид. наук, проф. П. В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2005, 2007, 2012, 2013, 2014, 2016; Алексеев С. В. Международное спортивное право: Учебник для вузов / Под ред. докт. юрид. наук, проф. П. В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008, 2013, 2014, 2016; Алексеев С. В. Олимпийское право. Правовые основы олимпийского движения: Учебник для вузов / Под ред. докт. юрид. наук, проф. П. В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010, 2013, 2014, 2016; Алексеев С. В. Спортивное право. Трудовые отношения в спорте: Учебник для вузов / Под ред. докт. юрид. наук, проф. П. В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013, 2014, 2015; Алексеев С. В. Правовые основы профессиональной деятельности в спорте: Учебник для вузов. М.: Советский спорт, 2013; Алексеев С. В. Спортивный менеджмент. Регулирование организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий: Учебник для вузов / Под ред. докт. юрид. наук, проф. П. В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014, 2015, 2016, 2017; Алексеев С. В. Спортивный маркетинг. Правовое регулирование: Учебник для вузов / Под ред. докт. юрид. наук, проф. П. В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015; Алексеев С. В. Футбольное право: Учебник для вузов / Под ред. докт. юрид. наук, проф. П. В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015.
2
Собрание законодательства Российской Федерации (далее – СЗ РФ). 2006. № 12. Ст. 1232.
3
СЗ РФ. 2014. № 30 (Часть I). Ст. 4236.
4
СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140.
5
СЗ РФ. 1994. № 34. Ст. 3540.
6
СЗ РФ. 1994. № 8. Ст. 801.
7
Согласно ст. 108 Конституции РФ федеральные конституционные законы принимаются только по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, и с соблюдением специальной процедуры голосования, предполагающей квалифицированное большинство – 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов общего числа депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
8
СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2663.
9
См.: Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации. Утверждено указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. // СЗ РФ. 2004. № 42. Ст. 4108.
10
О классификации правовых норм см. § 1.2.
11
См.: Комаров С. А. Общая теория государства и права: курс лекций. 2-е изд., испр. и доп. – М., 1995.
12
См.: Теориягосударства и права: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. – М.: Юристъ, 1997.
13
См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. № 3-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 1999. № 3.
14
Российская газета. 2004. № 162. 31 июля.
15
Российская газета. 1998. № 63-64. 2 апреля.
16
Под суверенитетом понимается единовластие внутри государства и его независимость вовне. На международной арене государства выступают как равноправные участники международного общения, и над ними нет какой бы то ни было верховной власти, «надгосударства».
17
СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
18
Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации (далее – ВСНД и ВС РФ). 1993. № 22. Ст. 784.
19
СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2206.
20
СЗ РФ. 2002. № 33. Ст. 3197.
21
СЗ РФ. 2002. № 27. Ст. 2680.
22
СЗ РФ. 2002. № 17. Ст. 1712.
23
СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2170.
24
СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 172.
25
СЗ РФ. 2002. № 44. Ст. 4410.
26
СЗ РФ. 2006. № 3. Ст. 304.
27
СЗ РФ. 2007. № 50. Ст. 6242.
28
СЗ РФ. 2010. № 19. Ст. 2290.
29
СЗ РФ. 2011. № 49 (ч. 5). Ст. 7062.
30
СЗ РФ. 2008. № 9. Ст. 812.
31
СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
32
СЗ РФ. 2013. № 23. Ст. 2866.
33
См.: Алексеев С. В. Футбольное право: возникновение, становление, перспективы развития: Монография. М.: МГИУ, 2014; Алексеев С. В. Футбольное право: теоретические основы: Монография. М.: ПРОБЕЛ-2000, 2014; Алексеев С. В. Футбольное право: Учебник для вузов / Под ред. докт. юрид. наук, проф. П. В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015.
34
СЗ РФ. 2009. № 33. Ст. 4110.
35
СЗ РФ. 2014. № 18 (ч. I). Ст. 2151.
36
СЗ РФ. 2015. № 5. Ст. 810.
37
Отметим, что в связи с наличием значительного количества разного рода, строго говоря, неправовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в спорте, с научной точки зрения касательно нормативного комплекса, регламентирующего спортивные отношения, может быть, правильнее было бы говорить как о спортивном квазиправе. Однако в целях настоящего учебника понятием «спортивное право» с определенной долей условности охватывается как правовая, так и неправовая нормативная (регулятивная) сфера спортивного движения.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги