Факторы формирования предпринимательской активности студентов
Под редакцией Г. В. Широковой
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Под редакцией д-ра экон. наук, проф. Г. В. Широковой
2-е издание
Рецензенты:
д-р экон. наук, проф. А. Ю. Чепуренко (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»);
канд. экон. наук, доцент Н. С. Лукашевич (Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого)
Печатается по постановлению Научной комиссии в области менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета
Издание подготовлено при финансовой поддержке РИФ (проект № 14-8-01093)
Введение
Предпринимательство играет важную роль в развитии экономики страны и является одним из источников экономического роста, создания рабочих мест и реализации общественных целей [Liñán, Rodriguez-Co-hard, Rueda-Cantuche, 2005]. Как правило, предпринимательство активно поощряется государством, поскольку выход на рынок новых игроков способствует появлению инноваций и повышению конкурентоспособности экономики. Государственная поддержка предпринимательства особенно характерна для стран с развитой экономикой и рассматривается как стратегически важное направление экономического развития во многих странах с развивающейся экономикой.
Но предпринимательская деятельность подразумевает не только разработку инноваций – она также обеспечивает создание рабочих мест для трудоспособного населения и формирует здоровую конкурентную среду. Поскольку поддержка предпринимательства имеет большое значение для стимулирования экономического роста в мире, где идет постоянный прирост знаний, то первостепенной задачей становится поиск ответа на вопрос о том, что может «способствовать увеличению масштабов предпринимательства и стимулировать его интенсивность» [Baumol, 1968, р. 71]. Иными словами, необходимо понять, почему одни люди выбирают карьеру предпринимателя, а другие – нет и какие факторы могут стимулировать предпринимательские намерения и их реализацию на практике.
Карьера предпринимателя становится все более привлекательной для людей, находящихся на пороге выбора пути своего профессионального развития, потому что такой вариант развития событий предполагает возможность активной реализации трудового потенциала при сохранении личной свободы [Martinez, Mora, Vila, 2007]. Согласно отчету по проекту «Глобальный мониторинг предпринимательства» [Global Entrepreneur-ship Monitor, 2013], намерения создать новый бизнес проявляются чаще всего у людей в возрасте от 25 до 34 лет. Среди тех, кто планирует открыть свое дело в ближайшие три года, 21,3% составляет молодая группа населения в возрасте от 18 до 24 лет. Таким образом, результаты исследования предпринимательства показывают, что большинство людей намерены заниматься предпринимательской деятельностью в более молодом возрасте.
В связи с этим важным аспектом в изучении предпринимательства является исследование студенческого предпринимательства, ведь именно на этом жизненном этапе начинает формироваться предпринимательское сознание и отношение молодых людей к предпринимательской деятельности. Студенческое предпринимательство можно определить как любую попытку создания нового бизнеса, предпринятую одним или несколькими студентами [Reynolds, 2005]. Оно зависит от карьерных планов индивида и его отношения к возможности работать на себя, что, в свою очередь, обусловливается множеством факторов.
Наличие системы институтов, которые позволяют формировать и развивать образованных и высококвалифицированных предпринимателей, имеет большое значение для создания сильной экономики в современном мире [Scott, Twomey, 1988]. Целесообразность создания собственного бизнеса также связана с уровнем безработицы в стране [Reynolds, Miller, Maki, 1995] и государственной политикой (например, наличием необходимой инфраструктуры для новых предприятий, предоставлением налоговых льгот и программ поддержки), направленной на поощрение предпринимательства и развитие инновационных отраслей [Lee et al., 2006].
Кроме того, рост разочарования работой в крупных компаниях является еще одной причиной внимания к феномену предпринимательства [Kolvereid, 1996а]. Те ценности, которые люди получают в результате самостоятельной занятости (независимость, решение сложных задач и самореализация), становятся для многих все более важными [Luthje, Franke, 2003].
Механизм формирования студенческой предпринимательской среды включает в себя целый комплекс различных организационных, финансовых и экономических составляющих, определяющих взаимоотношения между всеми участниками и обеспечивающих создание условий для предпринимательской деятельности [Хайретдинова, 2014]. Это подчеркивает ключевую роль факторов, лежащих в основе развития предпринимательства, включая студенческое предпринимательство. Безусловно, важная роль в этом процессе отводится личным мотивам, однако сами мотивы могут быть результатом влияния университета, семьи и социально-культурного контекста [Берман и др., 2008]. Все эти аспекты рассматриваются как факторы, способствующие выбору студентами предпринимательской карьеры и помогающие понять истоки их предпринимательских намерений [Широкова, Беляева, 2015].
Вопрос о том, почему студенты и выпускники университетов выбирают или, напротив, не выбирают карьеру предпринимателя, занимает внимание ученых, работающих в области исследований предпринимательства, на протяжении последних десятилетий [Autio et al., 2001; Iakovleva et al., 2011; Kolvereid, 1996b; Krueger et al., 2000]. Есть несколько теорий, стремящихся объяснить основные факторы, способствующие трансформации намерений в реальные действия по созданию бизнеса. Среди них можно отметить теорию запланированного поведения (Theory of planned behavior, TPB) [Ajzen, 1991], теорию предпринимательского события (Theory of the entrepreneurial event) [Shapero, Sokol, 1982], модель реализации предпринимательских идей (Model of implementing entrepreneurial ideas) [Bird, 1988] и модель максимизации ожидаемой полезности (Maximization of the expected utility model) [Douglas, Shepherd, 2002].
Кроме того, в некоторых работах указывается на то, что такие концепции, как автономность [Van Gelderen, Jansen, 2006], ролевые модели [Van Auken et al., 2006] и импровизация [Hmieleski, Corbett, 2006], могут быть использованы для объяснения формирования предпринимательских намерений индивида. Значимое влияние оказывают также личностные характеристики, например внутренний локус контроля [Bonnett, Furnham, 1991], готовность к риску [Hisrich, Peters, 1995] и потребность в достижениях [McClelland, 1988].
Помимо индивидуальных характеристик, внимание исследователей в этой области направлено на изучение внешних факторов (контекстуальных факторов, или факторов окружающей среды) [Autio et al., 1997; Franke, Luthje, 2004; Luthje, Franke, 2003]. Предыдущие исследования (см., напр.: [Luthje, Franke, 2003] и др.) показывают, что восприятие внешних факторов (воспринимаемые контекстуальные барьеры и поддержка) напрямую влияет на формирование предпринимательских намерений студентов. Кроме того, было выявлено, что разница в намерениях во многом объясняется различиями в восприятии студентами окружающей предпринимательской среды, в которой они проводят значительную часть своего времени [Franke, Luthje, 2004]. Частью этой предпринимательской среды является университетская инфраструктура.
Помимо университета, предпринимательское поведение студентов также встроено в более широкий культурный контекст. Культурные ценности оказывают значительное влияние на предпринимательскую активность, и некоторые культуры поощряют предпринимательское поведение больше, чем другие [Shapero, Sokol, 1982]. Национальная культура имеет отношение к «ценностям, убеждениям и допущениям, приобретенным в раннем детстве, которые отличают одну группу людей от другой» [Newman, Nollen, 1996, р. 754].
Культура может влиять на психологические характеристики индивидов, включая ценности, мотивы и убеждения [Hayton, George, Zahra, 2002], а также их готовность стать предпринимателями [Davidsson, Wiklund, 1997]. В частности, культурные ценности играют важную роль в формировании отношения, поведения и предпринимательского сознания [Busenitz, Lau, 1996]. Они влияют на степень, в которой предпринимательские модели поведения, такие как независимость, творческий подход и принятие рисков, считаются желательными в обществе. В целом характеристики национальной культуры могут воздействовать на интенсивность поддержки создания нового предприятия внешней средой [Etzioni, 1987; Hayton, George, Zahra, 2002] и объяснять различия в уровнях предпринимательских намерений и предпринимательской активности в разных странах.
Предпринимательская деятельность также встроена в институциональный контекст. Формальные институты, состоящие из законов, правил и положений, являются регулятивными основами, которые управляют поведением индивидов и фирм [North, 1990; Peng, 2009]. К формальным институтам относится защита прав собственности, судебная система, регулирование предпринимательской деятельности и инвестиционные законы. Их функция состоит в снижении уровня неопределенности, исполнение которой содействует развитию бизнеса [Li, Zahra, 2012; North, 1990].
Большое количество исследований, посвященных роли институциональной среды в развитии предпринимательства в странах с развивающейся экономикой, было направлено на изучение взаимодействия между формальными и неформальными институтами [Estrin, Prevezer, 2011; Smallbone, Welter, 2001] и их влияния на различные виды предпринимательских инициатив [Bowen, De Clercq, 2008], уровни национальной предпринимательской активности [Estrin, Prevezer, 2011; Smallbone, Welter, 2001], стратегии, рост и финансовую успешность новых и малых предприятий [Manolova, Yan, 2002; Peng, 2003; Vorley, Williams, 2015].
В дополнение к исследованиям в области формальных институтов появился ряд работ, в которых отмечается, что многие институциональные «правила игры» носят неформальный характер, так как они создаются и распространяются через неофициальные каналы [Khavul, Bruton, Wood, 2009; Webb, Tihanyi, Ireland, Sirmon, 2009; Webb, Bruton, Tihanyi, Ireland, 2013]. В этих исследованиях предполагается, что разветвленная сеть неформальных институтов, основанная на личных и родственных связях, уравновешивает недостатки, или «пустоты», в формальной институциональной системе.
В настоящей монографии представлены результаты научно-исследовательского проекта «Факторы формирования предпринимательской активности студентов: институциональный подход», выполненного при финансовой поддержке Российского научного фонда (проект №14-18-01093) в 2014-2016 гг. Международной командой исследователей, в которую вошли ученые из России и США, была предпринята попытка всестороннего рассмотрения различных аспектов предпринимательской активности студентов, включая факторы формирования предпринимательских намерений, механизм перехода от предпринимательских намерений к реальным действиям по созданию бизнеса, роль университетской среды, семьи и личных характеристик в предпринимательской активности. Особое внимание в рамках проекта уделялось изучению роли институтов – как формальных, так и неформальных – в формировании предпринимательской активности студентов.
В качестве теоретической и методологической базы исследования выступили институциональная теория [North, 1990], теория запланированного поведения (Theory of planned behavior) [Ajzen, 1991], теория предпринимательского события (Theory of the entrepreneurial event) [Shapero, Sokol, 1982], ресурсный подход (resource-based view) [Barney, 1991], концепция «встроенности» (embeddedness perspective) [Granovetter, 1985], концепция национальной культуры [Hofstede, 1980], концепция «институциональных пустот» (institutional voids) [Khanna, Palepu, 1997], концепция обучения предпринимательству (entrepreneurial learning) [Souitaris et al., 2007], теория эффектуации (effectuation theory) [Sarasvathy, 1998]. Помимо этого, в ходе реализации проекта активно использовались труды отечественных авторов в области предпринимательства, таких как О. Р. Верховская, Г. А. Резник, О. А. Хайретдинова, А. Ю. Чепуренко, В. В. Щеголев и др.
Эмпирические данные исследования были собраны в рамках международного проекта «Глобальное исследование предпринимательского духа студентов» (Global University Entrepreneurial Spirit Students’ Survey, GUESSS1) в 2011 г. и 2013/2014 гг. На международном уровне проект GUESSS координируется Швейцарским институтом малых предприятий и предпринимательства Университета св. Галлена (Swiss Research Institute of Small Business and Entrepreneurship at the University of St. Gallen (KMU-HSG)). Координаторы проекта ответственны за поиск национальных представителей проекта в странах-участницах, а также за создание международного отчета об исследовании. Международный отчет содержит сравнительный анализ данных, поступивших из всех стран.
Международный проект «Глобальное исследование предпринимательского духа студентов» проводится раз в два года начиная с 2003 г. Изначально исследование называлось ISCE – International Survey on Collegiate Entrepreneurship (Международное исследование студенческого предпринимательства), – но было переименовано в 2008 г. К настоящему моменту проведено семь международных опросов: в 2003, 2004, 2006, 2008, 2011, 2013/2014 и 2016 гг.
Россия впервые приняла участие в этом проекте в 2011 г., когда в опросе были задействованы 2882 студента из 23 высших учебных заведений России. В 2013/2014 гг. российская команда GUESSS участвовала в этом проекте во второй раз. Сбор данных проходил в период с октября 2013 по февраль 2014 г., и исследованием было охвачено 32 российских университета. В опросе 2016 г., проходившем с мая по июль, приняли участие 33 вуза России. Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (ВШМ СПбГУ) выступает национальным партнером проекта. Исследовательская команда ВШМ СПбГУ отвечает за поиск и привлечение российских университетов, перевод анкеты и распространение ссылки на онлайн-анкету среди национальных участников проекта.
Проект GUESSS преследует три основные цели:
1) изучение предпринимательских намерений и активности студентов разных стран в течение продолжительного периода;
2) обеспечение университетов данными об оценке студентами предпринимательских программ (курсов, общей инфраструктуры и т. п.);
3) предложение новых идей для исследования индивидуальных характеристик студентов и их влияния на предпринимательские намерения и активность [Sieger, Fueglistaller, Zellweger, 2014].
Данное исследование строится вокруг факторов, влияющих на будущий карьерный выбор студентов с особым акцентом на карьеру предпринимателя. Среди таких факторов можно выделить отношение к определенным типам поведения, субъективные нормы и воспринимаемый поведенческий контроль. Основной целью исследования является изучение готовности студентов к предпринимательской карьере, их намерений относительно будущего выбора карьеры, а также университетской среды и ее влияния на развитие предпринимательского духа студентов. Помимо университетской среды, исследуется мотивация студентов, а также их вовлеченность в семейный бизнес.
В рамках научно-исследовательского проекта «Факторы формирования предпринимательской активности студентов: институциональный подход» были использованы международные данные проекта GUESSS за 2011 г. и 2013/2014 гг. В 2011 г. в опросе приняли участие 26 стран и 489 университетов, выборка включала 93 265 студентов; в 2013/2014 г. – 34 страны и 759 университетов соответственно, в выборку вошли 103 010 студентов.
Данная монография представляет собой попытку комплексного и систематического изучения факторов разного уровня, влияющих на формирование предпринимательской активности студентов. В работе рассматриваются разные группы факторов, включая индивидуальные характеристики студентов, университетскую экосистему, семейную поддержку, институциональную среду и национальную культуру, которые могут оказывать влияние на предпринимательские намерения и предпринимательскую активность студентов. С одной стороны, каждый параграф монографии может рассматриваться как отдельная законченная научная работа, с другой стороны, последовательность и группировка глав отражают логику научного поиска международной исследовательской команды ученых, работающих над проектом. Избранные приоритеты исследования предопределили структуру книги. Монография включает в себя три главы.
Первая глава «Предпринимательские намерения студентов: факторы формирования и реализации» посвящена различным аспектам формирования предпринимательских намерений студентов и их дальнейшей реализации в виде предпринимательских действий, ведущих к созданию нового бизнеса. В первую очередь основное внимание уделяется понятию «предпринимательские намерения», так как целенаправленные действия индивида предваряются формированием соответствующих намерений.
В результате проведенного анализа публикаций определены три подхода к исследованию предпринимательских намерений студентов: личностный, поведенческий и контекстуальный. Анализ российских данных проекта GUESSS (2013/2014) позволил определить основные тенденции в отношении предпринимательства среди студентов и выявить существующие недостатки внешней среды, которые могут препятствовать развитию и распространению предпринимательских намерений в нашей стране, что прежде всего связано с университетской средой и недостаточной поддержкой студенческого предпринимательства.
Предпринимательские намерения являются основой развития предпринимательского процесса. Однако эмпирически доказано, что далеко не каждое намерение в конечном итоге трансформируется в реальные действия по созданию и развитию нового бизнеса. На основе анализа международных данных проекта GUESSS (2013/2014) в работе рассматривается феномен «разрыва» между предпринимательскими намерениями и действиями по открытию предприятия в контексте студенческого предпринимательства и анализируются связь между этим феноменом и индивидуальными характеристиками студентов (наличие семейного бизнеса, возраст, пол) и параметрами внешней среды (университетская предпринимательская среда, склонность к избеганию неопределенности в обществе).
Во второй главе «Роль университета в развитии студенческого предпринимательства» акцент сделан на изучении роли университетской экосистемы и ее различных составляющих в формировании предпринимательской активности студентов. Представлены результаты теоретической и эмпирической оценки связи между обучением предпринимательству и предпринимательскими намерениями студентов из разных стран, а также анализируется роль национальных культурных характеристик в данном процессе.
Результаты исследования показали, что обучение предпринимательству в университете положительно связано с предпринимательскими намерениями студентов, однако это зависит от контекста национальной культуры и проявляется сильнее в индивидуалистических культурах и слабее – в культурах с высокой степенью дистанции власти или избегания неопределенности. Помимо предпринимательского обучения, которое выражается в формировании у студентов определенных знаний и компетенций, университет может стать источником предпринимательских ресурсов, необходимых для запуска нового бизнеса.
Кроме того, доступность разных типов ресурсов может быть связана с выбором типа отрасли для будущего бизнеса студентов-предпринимателей. Так, проведенный эмпирический анализ международных данных продемонстрировал, что доступ к различным типам ресурсов (финансовому и человеческому капиталу) влияет на выбор разных типов отраслей, тогда как страновые особенности (эффективностно- и инновационно-ориентированные экономики) оказывают модерирующее влияние на данную связь.
Далее было установлено, что университетские инициативы по развитию человеческого и социального капитала положительно влияют на масштабы предпринимательской деятельности студентов, тогда как влияние финансового капитала, предоставляемого университетом, является отрицательным. Доказано, что предшествующий опыт способен ослабить связь всех трех типов ресурсов, предоставляемых университетом, с масштабами деятельности студентов по созданию бизнеса, в том числе и отрицательный эффект доступа к финансовому капиталу, тогда как предпринимательская самоэффективность этот эффект усиливает, ослабляя при этом положительное влияние университетской поддержки развития человеческого и социального капитала. Помимо предоставления необходимых предпринимательских ресурсов, университетская инфраструктура способна влиять также на когнитивную логику принятия решений в процессе создания нового бизнеса студентами-предпринимателями.
В результате эмпирической проверки было установлено, что благоприятная предпринимательская среда в университете положительно связана с формированием каузативного типа поведения студентов-предпринимателей, в то время как финансовая поддержка со стороны университета связана с развитием обоих типов предпринимательского поведения и мышления.
В центре внимания третьей главы «Предпринимательская активность студентов в разных институциональных контекстах» – студенческое предпринимательство в различных культурных и институциональных контекстах. Доказано, что склонность студентов к открытию нового бизнеса может быть сформирована не только благодаря развитию предпринимательства в университете, но и с учетом представлений о том, насколько предпринимательская деятельность считается желательной в конкретной стране. Например, в странах с индивидуалистической культурой роль университетских предпринимательских учебных и внеучебных инициатив может быть более сильной по сравнению с коллективистскими культурами. Тот же самый эффект обнаружен для стран, характеризующихся низким уровнем дистанции власти и низкой степенью избегания неопределенности. Таким образом, настоящее исследование показывает, что национальная культура играет важную роль при разработке и реализации образовательных программ в области предпринимательства.
Национальная культура также влияет на связь между типом когнитивной логики и результатами деятельности новой фирмы, созданной студентом-предпринимателем. Эмпирический анализ новых студенческих фирм из 24 стран продемонстрировал, что обе венчурные когнитивные логики (каузация и эффектуация) положительно связаны с результатами их деятельности. Однако данная связь варьируется в разных культурных контекстах, что необходимо учитывать при выборе того или иного подхода к принятию предпринимательских решений.
Помимо национальной культуры, значительную роль в предпринимательской активности студентов играет уровень институционального развития страны, так как отсутствие сильных институтов может препятствовать развитию предпринимательства. Анализ данных по предпринимательской активности среди нарождающихся молодых предпринимателей из стран с развитой и развивающейся экономикой показал, что институциональный контекст во многом определяет роль поддержки семьи в процессе создания новых компаний студентами-предпринимателями.
Формирование предпринимательских инициатив также может быть связано с особенностями развития региональных институтов, способных в той или иной степени содействовать или препятствовать развитию предпринимательства в регионе. Это особенно актуально в случае России – страны со значительными различиями в развитии предпринимательской инфраструктуры между многочисленными регионами, что находит непосредственное отражение в показателях динамики развития малого предпринимательства внутри страны. В работе показано, что в случае российских студентов наличие бизнеса у семьи потенциального предпринимателя отрицательно связано с вероятностью перехода от предпринимательских намерений непосредственно к созданию предприятия, тогда как уровень развития региональной институциональной предпринимательской среды положительно влияет на вероятность перехода к созданию предприятия.
В заключении суммируются итоги исследования и уточняются задачи дальнейшего развития данного направления научных изысканий в области студенческого предпринимательства.
Настоящая книга – результат энергичной и слаженной работы международной исследовательской команды проекта, в которую вошли преподаватели, молодые ученые и аспиранты Высшей школы менеджмента СПбГУ: д.э.н., профессор Г. В. Широкова (руководитель проекта), к.э.н., ассистент Т. В. Цуканова, к.э.н., ассистент К. А. Богатырева, к.э.н., ассистент Д. М. Кнатько, аспиранты Т. В. Беляева и А. К. Ласковая. Неоценимую роль в проекте сыграли американские ученые, которые с готовностью присоединились к проекту и существенно усилили команду: профессора Университета Бентли (Бостон) Т. С. Манолова и Л. Ф. Эдельман, профессор Университета Флориды М. Моррис и ассистент Северо-Восточного университета (Бостон) А. В. Осиевский.