Книга Факторы формирования предпринимательской активности студентов - читать онлайн бесплатно, автор Коллектив авторов. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Факторы формирования предпринимательской активности студентов
Факторы формирования предпринимательской активности студентов
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Факторы формирования предпринимательской активности студентов

В процессе изучения предпринимательских намерений студентов широкое применение получила теория запланированного поведения (см., напр.: [Kolvereid, 1996b; Lin et al., 2013; Schlaegel, Koenig, 2014; Tegtmeier, 2012; Tkachev, Kolvereid, 1999; Zellweger et al., 2011]). Исследователи пытались предсказать намерения студентов стать предпринимателями, используя теоретические положения модели. Так, первые исследования моделей предпринимательских намерений были посвящены изучению роли теории запланированного поведения в объяснении выбора студентами рода деятельности [Kolvereid, 1996b; Tkachev, Kolvereid, 1999]. Кроме того, «объясняющая сила» теории запланированного поведения сравнивалась с «объясняющей силой» социально-демографических характеристик индивида, которые также могут служить предпосылками предпринимательских намерений. В результате была доказана применимость теории запланированного поведения для объяснения предпринимательских намерений студентов [Kolvereid, 1996b; Tkachev, Kolvereid, 1999]. В то же время роль социально-демографических характеристик в данном процессе отодвигалась на второй план. Было показано, что намерения выбора студентами рода деятельности могут быть объяснены в первую очередь теорией запланированного поведения, а не демографическими характеристиками индивида [Tkachev, Kolvereid, 1999]. Последние могут быть опосредованно связаны с предпринимательскими намерениями студентов через их отношение к поведению, субъективные нормы и воспринимаемый контроль над поведением [Kolvereid, 1996b].

Как отмечается в [Tegtmeier, 2012], все компоненты теории запланированного поведения положительно связаны с предпринимательскими намерениями студентов. Отношение к предпринимательскому поведению [Кшпага, 2012; Phan et al., 2002], уровень воспринимаемого поведенческого контроля [Lin et al., 2013; Zellweger et al., 2011] и субъективные нормы в значительной степени объясняют намерения студента стать предпринимателем [Tegtmeier, 2012].

При объяснении предпринимательских намерений студентов широко распространенной является модель предпринимательского события [Shapero, Sokol, 1982], получившая свое подтверждение в ряде работ (см., напр.: [Devonish et al., 2010; Krueger, 1993; Krueger et al., 2000; Schlaegel, Koenig, 2014]). Предыдущие исследования показали, что возможность и желательность предпринимательского поведения [Segal et al., 2005], а также предрасположенность к действию положительно связаны с предпринимательскими намерениями студентов [Krueger, 1993]. В то же время не все компоненты модели предпринимательского события обязательно должны проявляться на высоком уровне, чтобы привести к предпринимательским намерениям. Высокой значимости всего лишь одного компонента также может быть достаточно для повышения уровня намерений стать предпринимателем [Fitzsimmons, Douglas, 2011].

Возможность предпринимательского поведения тесно связна с широтой предпринимательского опыта, тогда как желательность ассоциируется с положительным опытом предпринимательства [Krueger, 1993]. Связь между возможностью и желательностью предпринимательского поведения и предпринимательскими намерениями является более сильной при высоком уровне ориентации индивида на знания и заинтересованность рабочим процессом [De Clercq et al., 2013]. Результаты недавно проведенного метаанализа 98 исследований, целью которого стало обобщение модели предпринимательского события и теории запланированного поведения, показали эмпирическую поддержку обеих моделей в процессе объяснения предпринимательских намерений [Schlaegel, Koenig, 2014].

Обзор эмпирических исследований поведенческого подхода представлен в приложении 2. Они направлены на изучение роли поведения индивида и моделей предпринимательских намерений при объяснении предпринимательского поведения студентов. В то же время предпринимательские намерения могут во многом определяться внешним контекстом.

Контекстуальный подход. Этот подход к предпринимательским намерениям студентов характеризуется смещением исследовательских направлений с изучения поведения индивида к анализу роли внешнего контекста и сравнительным исследованиям. Его характерная особенность – анализ внешней среды и тестирование моделей предпринимательского поведения в разных странах. Предпринимательские намерения во многом определяются внешней средой. Модели предпринимательских намерений не являются универсальными для всех стран, поэтому при анализе предпринимательского поведения важно учитывать различные контекстуальные факторы. Предыдущие исследования показали, что разница в предпринимательских намерениях во многом объясняется тем, как воспринимается предпринимательская среда, которая может как способствовать намерениям предпринимательской деятельности, так и препятствовать им [Hisrich, 1990].

К числу первых исследований роли внешней среды в формировании предпринимательских намерений студентов относятся работы, в которых изучается влияние семьи и ее предпринимательского опыта на намерения индивида стать последователем семейного бизнеса [Chlosta et al., 2012; Laspita et al., 2012; Stavrou, 1999]. Результаты анализа показали, что предпринимателями чаще становятся люди, родители которых также были предпринимателями. Индивиды, вовлеченные в семейный бизнес, оказываются более склонными к продолжению предпринимательской деятельности родителей или открытию собственного дела [Chlosta et al., 2012]. В то же время было показано, что предпринимательские намерения студентов, родители которых владеют крупной фирмой, являются более высокими, чем намерения студентов, чьи родители управляют малым бизнесом [Stavrou, 1999]. Авторы другого исследования, опираясь на данные опроса более 40 тыс. студентов из 15 стран, изучили предпринимательские семьи и то, как предпринимательские намерения передаются внутри семьи от поколения к поколению [Laspita et al., 2012]. Старшее поколение играет важную роль при передаче предпринимательских намерений от родителей к детям, оказывая косвенное воздействие на намерения детей стать предпринимателями.

Значительное внимание в исследованиях внешних факторов формирования предпринимательских намерений студентов занимает изучение университетской среды и предпринимательского образования. Предпринимательское образование считается важной предпосылкой экономического развития и инструментом для создания рабочих мест. Предпринимательские программы направлены на получение знаний и развитие навыков, которые являются необходимыми для предпринимательской деятельности [Markman, 2007]. Многие исследования показали, что предпринимательское образование помогает формировать предпринимательское мышление и компетенции и положительно связано с намерениями и успехом предпринимателей (см., напр.: [Вае et al., 2014; Fayolle, Gailly, 2015; Martin et al., 2013; Peterman, Kennedy, 2003; Sanchez, 2013; Souitaris et al., 2007] и др.). Оно способствует созданию положительного отношения студентов к самозанятости [Athayde, 2009; Fretschner, Weber,

2013], тем самым оказывая опосредованное воздействие на предпринимательские намерения [Pfeifer et al., 2016]. Образовательные учреждения дают студенту необходимые для предпринимательской деятельности знания и умения, понимание того, как организовать свой бизнес, а также предоставляют возможности для предпринимательской деятельности и доступ к необходимым ресурсам. Также было обнаружено, что положительная связь между предпринимательскими программами и предпринимательскими намерениями является более сильной для женщин, чем для мужчин [Wilson et al., 2007].

При изучении роли предпринимательского образования в формировании предпринимательских намерений сравнивались разные типы предпринимательских программ и методов обучения [Karimi et al., 2016; Piperopoulos, Dimov, 2015; Walter, Dohse, 2012]. В частности, подчеркивалось, что предпосылками формирования предпринимательской активности студентов служат активные методы обучения предпринимательству [Walter, Dohse, 2012] и практические учебные курсы [Piperopoulos, Dimov, 2015]. Кроме этого, учебные курсы по выбору играют большую роль в формировании предпринимательских намерений, чем обязательные предпринимательские программы [Karimi et al., 2016].

Предпринимательские намерения формируются в контексте университетской среды, с которой ежедневно взаимодействуют студенты. Важную роль играют университетская поддержка [Saeed et al., 2015], ресурсы и связи с промышленными предприятиями [Walter et al., 2013]. Социальное окружение студентов и наличие сверстников-предпринимателей также способствуют повышению их предпринимательских намерений [Falck et al., 2012].

Помимо рассмотрения факторов предпринимательских намерений студентов, изучаемых на уровне семьи и университета, исследователи часто обращаются к анализу роли экономического, культурного и социального контекстов. Национальная культура [Shinnar et al., 2012], уровень развития экономики страны [Dohse, Walter, 2012], регулятивная система, уровень коррупции [Griffiths et al., 2009] – все это может оказывать значительное воздействие на намерения индивида начать новый бизнес.

Исследования экономических факторов формирования предпринимательских намерений студентов показали, что восприятие риска и желание открыть новый бизнес во многом определяются экономическим контекстом [Nabi, Liñán, 2013]. Большая доля предпринимательских фирм в регионе и высокие темпы роста знаний способствуют повышению предпринимательских намерений [Dohse, Walter, 2012], тогда как высокий уровень коррупции, напротив, препятствует их формированию [Griffiths et al., 2009].

Имеется ряд работ, посвященных изучению роли культурных факторов в формировании предпринимательских намерений студентов (см., напр.: [Pruett et al., 2009; Shinnar et al., 2012; Swail et al., 2014] и др.). Наличие положительной связи между знаниями, полученными в результате просмотра культурных СМИ о предпринимательстве, и предпринимательскими намерениями продемонстрировано в: [Swail et al., 2014].

Что касается социальных факторов предпринимательских намерений, то общественное мнение оказывает большое воздействие на отношение индивида к предпринимательству. Для студентов, ориентированных на коллективизм, мнение влиятельных групп значительно определяет предпринимательские намерения [Siu, Lo, 2013]. Нехватка социальных связей может также оказаться препятствием к развитию предпринимательских намерений [Sandhu et al., 2011].

Широким направлением исследований, развивающимся в области изучения предпринимательских намерений студентов, является проведение сравнительных межстрановых исследований [Engle et al., 2010; Kristiansen, Indarti, 2004; Mueller et al., 2014; Shneor et al., 2013]. Особая роль отводится тестированию конструкта предпринимательских намерений в разных странах и попыткам разработать шкалу для измерения предпринимательских намерений, применимую для представителей разных национальностей [Liñán, Chen, 2009; Thompson, 2009].

Предпринимательские намерения могут по-разному проявляться в различных странах. Например, при желании стать предпринимателями студенты из индивидуалистических обществ опираются на свой собственный опыт, в то время как студенты коллективистских культур предпочитают использовать групповые ресурсы и знания [Mueller et al., 2014]. Другое исследование показало, что различия в уровне предпринимательских намерений между регионами и странами может быть объяснено оценкой обществом предпринимательской деятельности [Liñán et al., 2011] и культурным контекстом [Shneor et al., 2013].

Обзор эмпирических исследований контекстуального подхода представлен в приложении 3. Данный подход выявляет роль внешних факторов в формировании предпринимательских намерений студентов и в настоящее время лидирует в исследованиях студенческого предпринимательства.

Отечественный опыт изучения предпринимательских намерений студентов

В настоящее время в структуре российской экономики малый и средний бизнес занимает незначительное место, что во многом сдерживает темпы экономического роста страны. Его доля в ВВП России составляет 17%, в то время как в развитых странах она может достигать более 50% [Хайретдинова, 2014]. В то же время среди потенциальных предпринимателей наибольшую активность проявляют студенты [Щеголев, Николаев, 2014], и развитие студенческого предпринимательства представляет собой одну из приоритетных задач модернизации российской экономики.

Становление молодежного предпринимательства позволит совершенствовать профессиональные навыки молодых специалистов, поддержать занятость молодежи и повысить экономически активную позицию общества [Хайретдинова, 2014]. В этой связи среди основных направлений исследования студенческого предпринимательства в России можно выделить изучение отношения молодежи к предпринимательству, выявление факторов, способствующих и препятствующих формированию предпринимательских намерений студентов, а также разработку рекомендаций по развитию предпринимательства в университетах.

Одним из исследовательских направлений служит выявление представлений о предпринимательской деятельности, распространенных в молодежной среде, а также определение отношения российской молодежи к предпринимательству и малому бизнесу [Киселева, Кононова, 2009]. В ходе исследования, проведенного с помощью опроса 490 студентов вузов в крупных российских городах, было показано, что в целом отношение молодежи к предпринимательской деятельности является положительным [Киселева, Кононова, 2009]. Кроме того, в большей степени оно характерно для тех студентов, среди родственников или знакомых которых есть предприниматели [Киселева, Кононова, 2009; Татарко, 2013], что согласуется с результатами зарубежных исследований предпринимательских намерений студентов, в которых опыт семейного предпринимательства рассматривается в качестве важного фактора формирования намерений студентов организовать собственный бизнес [Chlosta et al., 2012; Laspita et al., 2012].

Среди характеристик, присущих предпринимателю, большинство студентов отмечают богатство и наличие материального достатка, а также личностные черты, такие как активность, склонность к риску, уверенность в себе, коммуникабельность, целеустремленность и лидерские качества [Киселева, Кононова, 2009; Третьякова, 2014]. К основным мотивам, которыми руководствуется большинство студентов при выборе предпринимательской карьеры, можно отнести желание заработать деньги и преуспеть в мире бизнеса, появление интересной идеи, наличие предпринимательских качеств и навыков, а также наличие обширных связей и поддержки со стороны государства [Киселева, Кононова, 2009; Хаустов, 2014; Широкова, Цуканова, Богатырева, 2014]. Таким образом, по мнению большинства студентов, по сравнению с работой по найму предпринимательская деятельность позволяет не только обеспечить высокий уровень дохода, но и предоставляет широкие возможности для развития и самореализации.

Еще одним направлением исследований российского студенческого предпринимательства является изучение факторов, способствующих формированию предпринимательских намерений и предпринимательской активности студентов [Печерская, 2012; Татарко, 2013; Третьякова, 2014; Хаустов, 2014; Engle et al., 2010; 2011; Iakovleva, Kolvereid, 2009; Iakovleva et al., 2011; Tkachev, Kolvereid, 1999]. Результаты эмпирических исследований отмечают высокий уровень предпринимательских намерений российских студентов. Так, среди студентов, специализирующихся в сфере туризма, 65% рассматривают предпринимательство в качестве возможного карьерного пути, и 55,3% планируют начать собственный бизнес в течение пяти лет после окончания обучения [Третьякова, 2014]. Согласно исследованию GUESSS (2013/2014), доля российских студентов, желающих стать предпринимателями спустя пять лет после окончания вуза, достигает 53%, что значительно превышает международную выборку (31%). Россия занимает пятое место по индексу предпринимательских намерений среди 34 стран, принявших участие в исследовании. Доля активных предпринимателей в России среди студентов составляет 6,29%, что также несколько выше, чем в международной выборке [Широкова и др., 2014].

Результаты исследований факторов формирования предпринимательских намерений российских студентов показали, что уровень предпринимательских намерений выше у мужчин, чем у женщин [Киселева, Кононова, 2009; Печерская, 2012], у студентов экономических и управленческих направлений обучения, у студентов с более высоким уровнем инновационности и наличием связей с предпринимательским сообществом, а также у студентов, обладающих достаточным материальным положением для открытия своего дела и осведомленных о нормативно-правовой базе, регулирующей вопросы бизнеса [Хаустов, 2014]. При объяснении склонности студентов к выбору предпринимательской карьеры ряд авторов опирается на модели предпринимательских намерений [Татарко, 2013; Engle et al., 2010; Iakovleva, Kolvereid, 2009; Iakovleva et al., 2011; Tkachev, Kolvereid, 1999]. В частности, теория запланированного поведения [Ajzen, 1991], широко используемая для объяснения предпринимательских намерений в развитых странах, подтвердила свое применение и в развивающемся российском контексте [Татарко, 2013; Engle et al., 2010; Tkachev, Kolvereid, 1999].

Было показано, что теория запланированного поведения в лучшей степени определяет намерения выбора студентами рода деятельности, чем демографические характеристики [Tkachev, Kolvereid, 1999], и может быть также объединена с моделью предпринимательского события [Shapero, Sokol, 1982] для объяснения уровня предпринимательских намерений российских студентов [Iakovleva, Kolvereid, 2009]. В российском контексте важную роль в объяснении намерений студентов создать собственный бизнес играет институциональная среда, включающая формальные и неформальные институты [Aidis, 2008; Engle et al., 2011].

В исследованиях также отмечаются барьеры, препятствующие развитию предпринимательства в студенческой среде [Хайретдинова, 2014; Хаустов, 2014; Щеголев, Николаев, 2014; Iakovleva et al., 2014]. Результаты опросов российских студентов показали, что основными барьерами на пути создания бизнеса являются недостаточная поддержка государства и высокий уровень налогов, отсутствие ресурсов и финансового капитала, интенсивная рыночная конкуренция, а также недостаточный уровень знаний и навыков для предпринимательской деятельности [Хаустов, 2014; Широкова и др., 2014; Щеголев, Николаев, 2014; Iakovleva et al., 2014]. Таким образом, уровень предпринимательской активности молодежи во многом зависит от наличия целенаправленной государственной поддержки предпринимательства, социальной защиты и уровня развития человеческого капитала [Печерская, 2012].

Помимо изучения отношения студентов к предпринимательству и их предпринимательских намерений, российские исследователи большое внимание уделяют разработке и предложению мер, способствующих развитию молодежного предпринимательства в стране [Пиньковецкая, Катаев, 2015; Резник, 2010]. Так, отмечается, что развитие и поддержка предпринимательской активности в России требуют институциональных изменений, в том числе снижения административных барьеров, совершенствования законодательной базы и механизмов государственного регулирования, а также разработки мер и программ, направленных на обеспечение доступа предпринимателей к необходимым для открытия бизнеса ресурсам [Пиньковецкая, Катаев, 2015]. Таким образом, в целях развития молодежного предпринимательства государственная политика должна способствовать формированию предпринимательского мышления и поведения молодежи и оказывать поддержку начинающим предпринимателям [Резник, 2010].

Особая роль при разработке мер по развитию молодежного предпринимательства отводится университетам [Карпунина и др., 2014; Резник, Пономаренко, 2010; Хайретдинова, 2014]. Современное университетское образование стоит перед задачей трансформации основных направлений развития в связи с меняющимся социально-экономическим положением в стране и становлением предпринимательства в роли приоритетного направления модернизации экономики страны. Выдвигаются новые требования к подготовке квалифицированных кадров, включающие в себя, помимо обучения базовым и профессиональным дисциплинам, развитие у студентов таких личностных качеств и способностей, как предприимчивость, инициативность, умение генерировать новые идеи и реализовывать их на практике [Захарова, 2013; Резник, Пономаренко, 2010].

Результаты анализа зарубежного опыта развития студенческого предпринимательства показали, что в развитых странах широко применяются различные формы поддержки предпринимательства, например: студенческие бизнес-клубы на базе университета, бизнес-инкубаторы для молодых предпринимателей, благотворительные фонды, консультационные услуги, дискуссионные клубы и другие способы поддержки предпринимательской деятельности [Карпунина и др., 2014].

Исследователи отмечают, что в России молодые предприниматели остро нуждаются в обучении основам предпринимательской деятельности, консультационных услугах, финансовом обеспечении и других ресурсах для реализации своих предпринимательских инициатив, в связи с чем актуальным становится принятие мер по поддержке студенческого предпринимательства, одной из которых может стать формирование всероссийской сети межвузовских бизнес-клубов [Карпунина и др., 2014]. Другими приоритетными направлениями поддержки молодежного предпринимательства являются развитие системы обучения предпринимательству в университетах и предоставление молодым предпринимателям институциональной и ресурсной поддержки [Широкова и др., 2014].

Многие российские исследователи и практики отмечают необходимость трансформации роли университетов в современном обществе знаний и разработки путей становления предпринимательских университетов [Боков и др., 2011; Иващенко и др., 2014; Константинов, Филонович, 2007; Мелихов, 2009; Таппасханова и др., 2014; Энговатова, 2013]. В целом под предпринимательским университетом понимают высшее учебное заведение, использующее инновационные методы обучения и проведения исследований, развивающее тесное взаимодействие с внешней средой, способное внедрить разработки ученых в практику и привлечь дополнительные финансовые ресурсы для обеспечения своей деятельности [Константинов, Филонович, 2007; Энговатова, 2013].

Согласно концепции предпринимательского университета, к традиционным функциям университета – образовательной и научно-исследовательской – добавляется новая инновационно-предпринимательская составляющая, заключающаяся в коммерциализации научных результатов, полученных в университетской среде [Таппасханова и др., 2014; Энговатова, 2013]. Однако, в отличие от широкого внедрения концепции предпринимательского университета в практику зарубежных вузов, в России модель предпринимательского университета находится на стадии зарождения и часто сталкивается с недостаточным пониманием необходимости ее развития со стороны традиционного академического сообщества [Боков и др., 2011].

В связи с этим актуальными являются легитимация идеи предпринимательского университета в российском обществе и предложение возможных путей трансформации отечественных университетов в предпринимательские [Боков и др., 2011; Иващенко и др., 2014; Мелихов, 2009]. Такая трансформация затрагивает различные аспекты деятельности университета, включая выбор стратегии развития вуза, построение инновационной инфраструктуры, расширение базы финансирования и связей с представителями бизнес-сообщества, а также формирование предпринимательской культуры в университете [Иващенко и др., 2014].

Следует отметить, что для каждого вуза пути построения предпринимательского университета различны, что требует дальнейшей разработки стимулирования предпринимательской и инновационной деятельности с учетом конкретного университетского контекста. Таким образом, поддержка и развитие предпринимательской деятельности в университете обеспечивают основу регионального и национального роста и развития страны.

Этапы развития концепции предпринимательских намерений

Проведенный анализ исследований продемонстрировал, что развитие концепции предпринимательских намерений студентов происходило в несколько этапов. На первом этапе основное внимание уделялось изучению личности предпринимателя и его индивидуальных черт. Исследования предпринимательских намерений студентов начались с изучения выбора профессии и выделения характеристик, присущих предпринимательству, в отличие от занятости в организации [Brenner et al., 1991; Kolvereid, 1996а]. Было показано, что карьера предпринимателя характеризуется независимостью, инновационностью, самореализацией [Kolvereid, 1996а]. Современные исследования личностного подхода рассматривают роль психологических черт индивида [Ilouga et al., 2014] и когнитивных процессов [Urban, 2012] в формировании предпринимательских намерений студентов, а также характеристики, присущие различным типам предпринимательских намерений, например намерениям, ориентированным на рост, и намерениям, ориентированным на независимость [Douglas, 2013].