Книга Русские святые - читать онлайн бесплатно, автор Монахиня Таисия. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Русские святые
Русские святые
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Русские святые

Татаро-монгольское порабощение земли Русской стало почвой, на которой взросли подвиги мученичества и исповедничества, в этих условиях Церковь освятила ратный подвиг и смерть в бою как мученичество за веру. Прославлены и почитаемы как мученики святые князья Василько Ростовский († 1238), Георгий Владимирский († 1238), Роман Рязанский († 1270) и многие другие.

В церковной традиции мученики почитаются с первых веков христианства, к мученикам причислялись все пострадавшие за Христа, их подвиг был освящен мученической кровью. Святость мученичества делает равными князей и простолюдинов, священников, епископов и монахов, святые миряне почитаются как мученики, священнослужители как священномученики, монашествующие как преподобномученики. В чине святых мучеников святость свободна от социальных и политических наслоений, она надмирна, в ее ореоле Церковь становится Святой и Вселенской. Подробности житийной литературы о происхождении, звании и служении прославленного христианина можно понимать как назидание народам и сословиям, как призыв к исполнению евангельских заповедей блаженства.

Собственно княжеским подвигом характеризуются святые князья, современники упомянутых мучеников и страстотерпцев, их святость отмечена княжеским призванием быть воителями, они – «печальники» за народ и «стоятели за землю Русскую», а как миряне они почитаются праведными. К прославленным своим общественным служением надлежит отнести благоверного великого князя Александра Невского, благоверного князя Довмонта-Тимофея Псковского. На примере их жизни видно, что военные подвиги и мирные труды, а также личное благочестие воплощают подвиг жертвенного служения любви к ближнему. Исторически неточно представление, что возможно прославление за национальные или политические заслуги, вернее говорить, что общественное положение должностного лица всегда является испытанием его способности к жизненному подвигу, через который он предназначен к общенародному почитанию.

* * *

Святители – святые епископы, они составляют особый чин святых. Отцы, учители, пастыри и архиереи Православной Церкви суть священнослужители, они таинственно и преемственно от Бога и Господа нашего Иисуса Христа, от Святого Духа, ниспосланного на апостолов, и далее от святых апостолов приняли власть возрождать и воспитывать верующих на жизнь духовную. Таким образом, почитание святителей находится в преемственной связи с почитанием апостолов. Хронологически в истории Церкви они стали почитаться после мучеников и преподобных, но первоначально каждая община чтила и праздновала память всех своих предстоятелей. Имена епископов регулярно вспоминались во время богослужений – так, в числе святых почитались все Патриархи Константинопольские периода с 325 по 1025 г., кроме тех, кто впал в ересь или вел недостойную жизнь. Традиционно с именами святителей Церковь соединяет наименование тех Церквей или церковных кафедр, где они священствовали. Например, Василий Капподокийский, Николай Мирликийский или из русских: Митрофан Воронежский, Никита Новгородский.

Русская Церковь в канонизации своих святых епископов, которых более семидесяти, основывалась на образце Греческой Церкви, но в их прославлении акцент переносится с факта архиерейского служения на личную праведность и подвижничество, а также на народное почитание за отеческое пастырское окормление. Первым русским святителем, кому было установлено почитание, стал Леонтий, третий епископ Ростовский († 1070). Празднование памяти святителя совершилось впервые в Ростове 23 мая 1190 г., в день обретения его мощей. Последними канонизированы в феврале 1997 г. священномученики: Патриарший Местоблюститель Петр, митрополит Крутицкий († 1937), Серафим, митрополит Ленинградский, на покое († 1937) и Фаддей, архиепископ Тверской († 1937).

Прославление святителей может иметь общие черты с чином святых преподобных – в тех случаях, когда в епископе инок преобладает над пастырем, – таковы Никита Новгородский († 1108), Стефан Владимир-Волынский († 1049), Тихон Воронежский, Задонский чудотворец († 1783), Феофан Затворник, Вышенский († 1894). Нередки примеры, когда монашеский подвиг дополняется общественным исповедничеством с прибавлением особого церковного служения. Так, учительное призвание, выраженное в проповеди язычникам, связано с именами святителей Стефана Пермского, Гурия Казанского, Николая Японского. Порой святительский подвиг на епископской кафедре имеет общие черты с княжеским подвигом, воплощенным в служении ближнему, они – воины Христовы и потому миротворцы. Более всего этот вид подвижничества связан со служением на первосвятительской кафедре.

Для ориентации в церковной истории уместно сделать небольшой экскурс. В Русской Церкви с 988-го до 1589 г. иерархическая власть принадлежала митрополитам, с 1589-го до 1721 г. – Патриархам, с 1721-го до 1918 г. – Святейшему Синоду, а с 1918 г. Патриархам и Патриаршим Местоблюстителям.

Местопребывание митрополитов с 988-го до 1250 г. было в Киеве, далее, до 1325 г., во Владимире и потом в Москве. Все первосвятители до 1461 г. именовались Киевскими и всея России. После разделения русской митрополии в 1461 г. на Московскую и Киевскую митрополиты, жившие в Москве, назывались Московскими и всея России. Правящие архиереи других городов именовались по имени своих епархий.

За богослужением в честь святителей, святых пастыреначальников, вынимается четвертая частица из девятичинной просфоры, а в русском чине проскомидии поминают: «Иже во святых отец наших, святителей… Михаила Киевского, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена Московских, Никиты Новгородского, Леонтия Ростовского и всех святых святителей».

Многочисленный сонм преподобных, прославленных в лике святых, при всей неоднородности их подвижнической жизни наиболее понятен даже невоцерковленному человеку. Монашеская аскеза как тип святости предполагает отказ от мирских привязанностей и выбор следования Христу. Почитание преподобных как отдельного чина святости начинается практически сразу с возникновением монашества. В святцах многие из них называются по имени страны, пустыни, местности, в которой родились или подвизались, по монастырю, по сану, по особенным чертам своей личности, по подвигам. Например, среди святых, просиявших в земле Российской, мы знаем Антония Римлянина и Максима Грека – по их происхождению, многих преподобных Печерских – по наименованию пещер, в которых была устроена Киево-Печерская лавра, Дионисия Глушицкого – по названию реки Глушицы, Корнилия Комельского – по названию леса, – мест, где они подвизались.

В православном богослужении преподобные особо вспоминаются на проскомидии, для них вынимается шестая частица из девятичинной просфоры, а в русских служебниках содержится поминовение «преподобных и богоносных отец наших… Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского, Варлаама Хутынского… и всех преподобных отец и всех святых преподобных матерей».

* * *

В «Православном исповедании Восточной Церкви» о святых сказано: «Мы призываем их (святых) не как богов каких, но как друзей Его, которые служат Ему, славословят Его и поклоняются Ему. Мы требуем помощи их не потому, чтобы они испрашивали нам от Бога благодать… Они (во время земной жизни своей) молятся за других и ходатайствуют не только часто и втайне, но и всенародно и открыто, как это подтверждают писания… тем более по смерти своей молят о нас Бога, ибо тогда им ничто в сем не препятствует. Но кто-нибудь скажет, что святые не познают и не разумеют молитв наших. На сие ответствуем, что хотя они сами по себе не познают и не слышат молитв наших, но познают и слышат по откровению Божию… Итак, справедливо мы почитаем их и испрашиваем чрез них помощь от Бога… Мы не отдаем им Божественной чести, но молим их как братьев и другов наших, чтобы испрашивали нам, братиям своим, помощь у Бога и ходатайствовали за нас пред Господом».


С. Ершов

2000 г.

Жития русских святых

Собрала монахиня Таисия

«Честна пред Господом смерть преподобных Его»

Святые угодники Божии, к которым мы обращаемся с молитвой о помощи во всех случаях нашей жизни, имеют особое значение в домостроительстве Господнем. Созданные, как все люди, по образу и подобию Божию, святые являются единственными во всем творении Божием, которые стремились достигнуть и воистину достигли этого подобия.

После грехопадения человек, согласно православному учению, исказил Божественное подобие. Но он никогда не терял образа Божия и своими личными усилиями, покаянием и молитвою может вернуть себе Божие подобие и стать согражданином ангелов, сосудом Святого Духа.

Святые – подлинные носители блаженства. На вечерней службе преподобным читаются в паремиях (Прем. 5, 15–16) следующие слова: «Праведники живут во веки; награда их – в Господе, и попечение о них – у Вышнего. Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа, ибо Он покроет их десницею и защитит их мышцею». И «немного наказанные, они будут много облагодетельствованы, потому что Бог испытал их и нашел их достойными Его. Он испытал их как золото в горниле и принял их как жертву всесовершенную» (5,5–6). ' '

Литургическое почитание святых началось с поклонения мощам мучеников. К ним обращались с молитвой первые христиане, потому что святые мученики имели дерзновение перед Богом. Позже появилось почитание преподобных, святителей – учителей Церкви и праведных.

Небесный мир, где они живут, всегда привлекал сердца верующих. Верующие благоговеют перед ангельским миром. Каждый православный получает при крещении своего ангела-хранителя, каждая страна имеет своих небесных покровителей, и даже звери и птицы имеют своих небесных защитников. Этот небесный мир, к которому православные обращаются с молитвой, изображен на стенах церквей. На иконах представлены Господь Вседержитель, Пресвятая Богородица, ангельские чины и все святые. Все вместе они составляют небесный мир, который открывается с детства каждому православному через Крещение и прочие Святые Таинства.

Церковь Христова – это церковь Креста и Воскресения, и подвиг – неотъемлемая часть веры. Христос сказал: «Возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф. 16,24). До императора Константина, который жил в IV в., было десять гонений, когда тысячи и тысячи христиан приняли страдания и насильственную смерть за веру. Но и между гонениями преследования не прекращались. После же Константина христиане подвергались преследованиям от еретиков и язычников.

Каждый период христианства имеет своих мучеников и святых. Неисчислимое количество этих мучеников, называемых новомучениками, дало 500-летнее владычество турок на Балканах.

В наше время это особенно видно на примере судьбы православных в коммунистических странах. Даже оказавшись в нечеловеческих условиях советских тюрем, лагерей и специальных психиатрических больниц, священники, монахи и простые миряне продолжают борьбу за истину, и 60 лет жесточайших преследований воинствующего атеистического государства не смогли сломить их духа. Они – соль земли, воины Христовы, и их имена будут жить в Книге жизни вовеки.

История русских святых – это история терпения и красоты, ибо Православие всегда сочетает веру с красотой, добрую жизнь с прекрасным, и история добрых дел русских святых – это история, которая обогащает сердце и душу человека. Так обратимся же и мы и в наших радостях, и в наших печалях ко святым, о которых повествуется в этой книге. Они – залог нашей будущей жизни, они ведут нас своими примерами ко Христу, Который есть наш путь, наша правда, наша жизнь.



Не мече́м на́шим зе́млю на́шу насле́дихом,/ но десни́цею Твое́ю и мы́шцею Твое́ю,/ и просвеще́нием лица́ Твоего́,/ и святы́х Твои́х слеза́ми,/ по́двиги и по́ты,/ кровьми́ и уче́нии// оте́чество на́ше утверди́ся.

Святые просветители дохристианской Руси

СВЯТОЙ АПОСТОЛ АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ († 62)

Память его празднуется 30 нояб., 30 июня вместе с Собором славных и всеславных 12 апостолов



Св. апостол Андрей Первозванный – один из двенадцати апостолов, избранных Самим Господом для евангельской проповеди. По преданию, он проповедовал в Скифии и водрузил крест на Киевских горах, на месте будущего града Киева.

Св. апостол Андрей родился в городе Вифсаиде в Галилее, а впоследствии жил вместе со своим братом Симоном (Петром) в Капернауме, на берегу Геннисаретского озера, доставляя себе средства к существованию ловлей рыбы. Уже с юных лет апостол Андрей отличался молитвенной устремленностью к Богу. Он не вступил в брак, а стал учеником св. пророка Иоанна Крестителя, возвестившего о Боговоплощении. Когда св. Иоанн Креститель указал на Иордане свв. апостолам Андрею и Иоанну Богослову на Иисуса Христа, называя Его Агнцем Божиим, они незамедлительно последовали за Господом.

Как повествуется в Евангелии, св. апостол Андрей не только первым последовал на призыв Господа, отчего ему усвоено имя Первозванный, но он был также первым из апостолов, который исповедовал Его Спасителем, приведя ко Христу своего брата Симона, будущего апостола Петра.

Из Евангелия мы узнаем, что св. апостол Андрей был вместе с Господом Иисусом Христом во время чуда с пятью хлебами, насытившими пять тысяч человек (Ин. 6,8–9), говорил с Господом в Вербное воскресенье (Ин. 12,22), вопрошал Его вместе с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном на Елеонской горе о будущем разрушении Иерусалима и о признаках Второго Пришествия Спасителя (Мк. 13,3–4; Мф. 24,1-14; Лк. 21,5-19).

После Воскрешения и Вознесения Христова, свидетелем которого также был св. Андрей, он возвратился в Иерусалим. Здесь в день Пятидесятницы вместе с другими апостолами и Пресвятой Богородицей апостол Андрей исполнился Духа Святого (Деян. 1,13; 2,1–4), как предсказал Сам Господь.

С проповедью Слова Божия св. апостол Андрей совершил несколько путешествий, в этот период он трижды возвращался в Иерусалим. Как сообщает историк Евсевий Кесарийский: «Фома был избран для Парфии, Иоанн для Азии, а Андрей получил в удел Скифию».

Свое третье путешествие св. апостол Андрей Первозванный совершил в Херсонес, где и пробыл довольно долгое время. В летописи сохранилось описание пути апостола Андрея. В этих краях он проповедовал многократно, предание указывает на углубление на камне, образовавшееся от стопы апостола; вода, которая в нем собиралась, исцеляла больных. До наших времен сохранились развалины древних храмов, чьи основания восходят к I в., а среди них – следы древнейшего храма Святого Андрея с высеченным на скале престолом его имени.

Отсюда апостол Андрей совершил свое путешествие по Днепру, который тогда назывался Борисфеном. По откровению Божию, святой остановился в тех местах, где нынче находится город Киев. После ночи, проведенной в молитве, св. апостол водрузил Крест и, исполненный пророческого духа, сказал своим ученикам: «Видите эти горы? На горах этих воссияет благодать Божия: будет здесь город большой, а в нем воздвигнет Господь много церквей».

Продвигаясь дальше на север, апостол Андрей дошел до поселений славян на место будущего Новгорода и у нынешнего села Грузино водрузил свой жезл. Отсюда апостол Андрей через земли варягов прошел в Рим, а затем посетил Фракию. Здесь в небольшом селении Византии, в будущем Константинополе, он основал христианскую Церковь, посвятив во епископа одного из семидесяти апостолов Христовых – Стахия. Так имя апостола Андрея связывает Константинопольскую и Русскую Церкви.

На трудном пути благовестника апостол Андрей претерпел много скорбей и страданий от язычников: его изгоняли из городов, подвергали избиению. Но Господь хранил своего избранника и по молитвам его совершал дивные чудеса.

Последним городом, куда пришел Андрей Первозванный и где ему суждено было принять мученическую кончину, был город Патры, ахайский город при входе в Коринфский залив. Чудесные исцеления, которые совершались по молитвам апостола, побуждали горожан принимать святое Крещение. Однако правитель города проконсул Эгеат оставался закоренелым язычником. Св. апостол хотел раскрыть ему христианскую тайну вечной жизни, чудотворную силу Святого Креста Господня, но правитель приказал распять апостола Андрея. С радостью принял св. Андрей Первозванный решение правителя и взошел на место казни, громко возглашая: «Радуйся, Кресте, плотию Христовой освященный…» Чтобы продлить мучения апостола, Эгеат приказал не прибивать рук и ног святого, а привязать их ко кресту.

По преданию, крест, на котором был распят св. апостол Андрей, был особой формы – имел вид римской цифры X. Такой крест и ныне носит название Андреевского.

После того как яркое сияние Божественного света осветило крест и распятого на нем мученика, он предал свою душу Господу. Случилось это в 62 г. В 357 г. мощи св. апостола были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами св. евангелиста Луки и ученика апостола Павла – апостола Тимофея. По взятии Константинополя крестоносцами в 1208 г. мощи св. Андрея были перевезены в Италию и помещены в кафедральном соборе в Амальфи. При Папе Римском Пие II в 1458 г. честная глава св. апостола была перенесена в Рим и положена в соборе Святого Петра.

За это время на Руси свершилось пророческое предсказание апостола: был построен город Киев, Русь приняла святое Крещение, в 1086 г. в Киеве при князе Всеволоде Ярославиче была заложена церковь во имя св. апостола Андрея Первозванного.

СВЯТЫЕ РАВНОАПОСТОЛЬНЫЕ ПЕРВОУЧИТЕЛИ И ПРОСВЕТИТЕЛИ СЛАВЯНСКИЕ КИРИЛЛ († 869) И МЕФОДИЙ († 885)

Память их празднуется 11 мая в честь освящения славянского языка Евангелием, 14 февр. память св. Кирилла в день преставления, 6 апр. память св. Мефодия в день преставления



Родные братья Кирилл и Мефодий происходили из благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни. Они были детьми воеводы, родом болгарского славянина. Св. Мефодий был старшим из семи братьев, св. Константин, в иночестве Кирилл, – младшим.

Св. Мефодий был сначала в военном звании и правил подчиненным Византийской империи славянским княжеством, по-видимому Болгарским, что дало ему возможность научиться славянскому языку. Пробыв там около 10 лет, св. Мефодий принял затем монашество в одном из монастырей на горе Олимп (Малая Азия). Св. Константин с малых лет отличался умственными способностями и учился вместе с малолетним императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, впоследствии Патриарха Константинопольского. Св. Константин в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, особенно прилежно он изучал творения святителя Григория Богослова. За свой ум и выдающиеся познания св. Константин был прозван Философом.

По окончании учения св. Константин принял сан и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме Святой Софии, но вскоре покинул столицу и тайно ушел в монастырь. Разысканный там и возвращенный в Константинополь, он был определен учителем философии в Высшую константинопольскую школу. Мудрость и сила веры еще совсем молодого Константина были столь велики, что ему удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев Анния. После этой победы Константин был послан императором на диспут для прений о Святой Троице с сарацинами и также одержал победу. Вскоре Константин удалился к своему брату Мефодию на Олимп, где проводил время в непрестанной молитве и чтении творений святых отцов.

Однажды император вызвал святых братьев из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди. На пути они остановились на некоторое время в городе Херсонесе (Корсуни), где готовились к благовестию. Там святые братья чудесным образом обрели мощи священномученика Климента, Папы Римского. Там же, в Херсонесе, св. Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», и человека, говорящего по-русски, и стал учиться у этого человека читать и говорить на его языке.

Затем святые братья отправились к хазарам, где одержали победу в прениях с иудеями и мусульманами, проповедуя евангельское учение. На пути домой братья снова посетили Херсонес и, взяв там мощи св. Климента, вернулись в Константинополь. Св. Константин остался в столице, а св. Мефодий получил игуменство в небольшом монастыре Полихрон, недалеко от горы Олимп, где он подвизался прежде.

Вскоре пришли к императору послы от моравского князя Ростислава, притесняемого немецкими епископами, с просьбой прислать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке. Император призвал к себе Константина и сказал ему: «Необходимо тебе идти туда, ибо лучше тебя никто этого не выполнит». Св. Константин с постом и молитвой приступил к новому подвигу. С помощью своего брата Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра он составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы. Это было в 863 г.

Завершив перевод, святые братья отправились в Моравию, где были приняты с великой честью, и стали учить богослужению на славянском языке. Это вызвало злобу немецких епископов, совершавших в моравских церквах богослужение на латинском языке, и они восстали против святых братьев, утверждая, что богослужение может совершаться лишь на одном из трех языков: еврейском, греческом или латинском. Св. Константин отвечал им: «Вы признаете лишь три языка, достойные того, чтобы славить на них Бога. Но Давид глаголет: „Всякое дыхание да славит Господа!“ Господь пришел спасти все народы, и все народы должны славословить Господа на своих языках». Немецкие епископы были посрамлены, но озлобились еще больше и подали жалобу в Рим. Святые братья были призваны в Рим для решения этого вопроса. Взяв с собой мощи св. Климента, Папы Римского, свв. Константин и Мефодий отправились в Рим. Узнав о том, что святые братья несут с собой святые мощи, Папа Римский Адриан с клиром вышел им навстречу. Братья были встречены с почетом, Папа Римский утвердил богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал положить для освящения в римских церквах и совершать литургию на славянском языке.

Находясь в Риме, св. Константин занемог и, в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 г., равноапостольный Кирилл преставился в возрасте сорока двух лет. Отходя к Богу, св. Кирилл заповедал брату своему св. Мефодию продолжать их общее дело – просвещение славянских народов светом истинной веры. Св. Мефодий просил Папу Римского разрешить увезти тело брата для погребения в родной земле, но Папа приказал положить мощи св. Кирилла в церкви Святого Климента, где от них стали совершаться чудеса.

После кончины св. Кирилла Папа, следуя просьбе славянского князя Коцела, послал св. Мефодия в Паннонию, рукоположив его в архиепископа Моравии и Паннонии, на древний престол св. апостола Андроника. В Паннонии св. Мефодий вместе со своими учениками продолжал распространять богослужение, письменность и книги на славянском языке. Это снова вызвало ярость немецких епископов. Они добились ареста и суда над святителем Мефодием, который был сослан в заточение в Швабию, где в течение двух с половиной лет претерпел многие страдания. Освобожденный по приказанию Папы Римского Иоанна VIII и восстановленный в правах архиепископа, св. Мефодий продолжил евангельскую проповедь среди славян и крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу, а также одного из польских князей. В третий раз немецкие епископы возвели гонение на святителя за непринятие римского учения об исхождении Святого Духа от Отца и от Сына. Святитель Мефодий был вызван в Рим и доказал перед Папой, что сохраняет в чистоте православное учение, и был снова возвращен в столицу Моравии – Велеград.

Там в последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик).

Предчувствуя приближение кончины, св. Мефодий указал на одного из своих учеников – Горазда – как на своего достойного преемника. Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 г. в возрасте около шестидесяти лет. Отпевание святителя было совершено на трех языках: славянском, греческом и латинском; погребен святитель был в соборной церкви Велеграда.

К лику святых равноапостольные Кирилл и Мефодий причислены в древности. В Русской Православной Церкви память святых равноапостольных просветителей славян чествуется с XI в.

Жития святых первоучителей словенских были составлены их учениками в XI в. Наиболее полным жизнеописанием святых являются пространные, или так называемые Паннонские, жития. С этими текстами наши предки были знакомы со времен распространения христианства на Руси. Торжественное празднование памяти свв. первосвятителей равноапостольных Кирилла и Мефодия было установлено в Русской Церкви в 1863 г.