Прежде всего, следует ожидать продолжения, по крайней мере, в ближайшей перспективе, ослабления управляемости международными процессами, дальнейшего нарастания в них элементов хаотичности.
Далее, происходит объективное повышение роли внешних факторов во внутреннем развитии отдельных государств и связанное с этим уменьшение реальных возможностей государства в реализации своих суверенных прав и обязанностей.
И наконец, имеет место объективный рост требований к качеству государственного управления на национальном и международном уровнях.
В этих условиях геополитическим субъектам предстоит выработать адекватные механизмы и инструменты реагирования. И одновременно может и должна быть использована возможность для государств, наций и цивилизаций, чтобы в полной мере заявить о себе как о субъектах, способных взять на себя глобальную ответственность.
Артикулированная позиция России по указанным вопросам должна направить партнерам нашей страны по международному сообществу четкие и однозначные сигналы относительно того, какой стратегии она будет придерживаться.
Геополитическая картина мира, место в ней России представлены выше лишь фрагментарно. Многие важные характеристики нуждаются в детализации.
Доклад на научной конференции «Россия в геополитической конструкции мира XXI столетия», М., 18 октября 2012 г., МГЛУ.Политизация ислама как фактор обострения общественных отношений в России
К. Захаров, П. Медведева, Т. Прудкогляд, В. Сонин, В. Черномаз, Н. ШабельниковаНачиная со второй половины XX в. мир стал свидетелем процесса, получившего название «исламский бум» или «исламский Ренессанс». Для миллионов людей в различных странах социально-политические и нравственные идеалы стали окрашиваться в зеленый, красный и черный цвета – традиционные цвета ислама. Под исламскими знаменами сейчас происходят государственные перевороты, войны и террористические акции, совершаются революции. Суры Корана кладутся в основу политических доктрин и философских теорий, а принципы шариата все более становятся исходным пунктом для выработки социальной политики.
Современный «исламский бум» вызван рядом причин.
1. К 70-м годам XX в. практически все мусульманские страны получили политическую независимость, при этом исламские государства стали оказывать заметное влияние на мировую политику.
2. «Вестернизация» политических институтов по западным образцам в ряде исламских стран стала вызывать отторжение как у масс, так и у политических элит, поскольку противоречила традициям и ценностям народов этих стран.
3. В последние десятилетия резко усилилась политизация ислама, последствия которой становятся все более глобальными и непредсказуемыми.
Важной особенностью ислама является его тотальный характер, под которым понимается весьма широкий охват религиозной системы всех сфер жизнедеятельности верующих. Ислам не только представляет собой веру, но во многом определяет экономическое и социальное устройство, особенности управления, пронизывает семью и быт. Шариат определяет как правовые, так и нравственные отношения во всех сферах жизни, в том числе и в быту. Все это в совокупности приводит к тому, что ислам выступает как особый образ жизни, всецело определяющий мировоззрение и поведение людей. Подобное положение дел сохраняется и сегодня.
Идеолог фундаменталистской организации «Братья-мусульмане» С. Кутб обращает внимание на то, что «ислам – последнее, полное послание всему человечеству, гласящее о человеческом благоразумии, включающее всеобъемлющее толкование, на котором основывается уклад человеческой жизни, выводящий людей из невежества к божественности, а их реальную жизнь – к шариату Аллаха, их совесть – к богобоязненности».
На рубеже тысячелетий в исламском мире заметно усилились радикальные и экстремистские тенденции. Прикрываясь исламскими идеями, некоторые исламские организации активизировали экстремистские действия. Масштабные террористические акты, которые унесли тысячи мирных жителей, совершенные в начале XXI в. в Америке и России, связывают с деятельностью именно радикальных исламских группировок. При этом источником исламского экстремизма и терроризма все чаще становится исламский фундаментализм. Необходимо разобраться в сущности и основных проявлениях исламского фундаментализма в наши дни, выявить его отличительные особенности.
Сущность основных направлений развития ислама лучше всего проясняется в контексте их сопоставления с основными положениями исламской ортодоксальной доктрины, разработанной в рамках традиций суннизма, который господствует ныне в исламе.
Основы исламской ортодоксии можно кратко изложить в следующих положениях.
1. Вера в единого трансцендентного Бога Аллаха (вместо племенных богов).
2. Приоритетной социальной общностью является община верующих (исламская умма – сообществом правоверных). При этом мусульмане считают себя избранной и исключительной общностью.
«Вы были лучшей из общин, которая выведена для людей: вы приказывали одобряемое и удерживали от неодобряемого и веровали в Аллаха…» (Коран. Семейство Имрана, аят 110. Перевод И.Ю. Крачковского). (Здесь и далее в скобках слово указывает суру Корана, а цифра – аят.)
3. Все мусульмане независимо от страны, в которой они проживают, должны тянуться друг к другу как братья по вере. Все люди делятся на правоверных и неверных; только на последних распространяется область войны.
4. Коран – главный источник вероучения, имеющий всеобъемлющий характер. Все положения Корана обращены к разуму человека. В Откровении заключена вся истина о мире. Поэтому все указания и запреты, содержащиеся в Коране, должны неукоснительно соблюдаться.
5. Высшими образцами для мусульманина являются Пророк Мухаммед, являющийся последним посланником Бога на земле, и его сподвижники, воспринявшие истину непосредственно из его уст. Мединская община считается образцом социальной общности.
6. Вселенная, государство и религия составляют неразрывное триединство, где первостепенную роль призвана сыграть религия.
Священными источниками вероучения в исламе выступают Коран, состоящий из 114 сур (глав), разделенных на неравное количество аятов (в переносном смысле – стихов), и Сунна (сборник хадисов – устных преданий о жизни и деятельности Пророка Мухаммеда). На каноническом тексте Корана и многочисленных хадисах Сунны, с течением времени также канонизированных, основывается шариат (букв. – правильный путь), комплекс сакральных предписаний, моральных и правовых норм, запретов и ритуалов, соблюдение которых означает ведение правильной, угодной Аллаху жизни. Шариат является нормой религиозного, социального, политического поведения, семейно-бытовых отношений. Руководители мусульманской общины должны обеспечить необходимые условия для соблюдения всеми верующими положений шариата. Большую роль также играет фикх – правовой кодекс.
С VI–VII вв. и по настоящее время понимание спасения, основанное на принципах шариата (путь к Богу через выполнение всех правил закона), уживается с концепцией тариката, согласно которой некоторые люди могут заслужить благоволение Аллаха и даже познать его посредством достижения состояния экстаза, венчающего жизнь. Данная концепция, в которой получили развитие особые правила благочестия и аскетизма, получила свое распространение в суфизме.
Однако Коран и Сунна не являются кодифицированными сборниками норм, правил и предписаний на все случаи жизни. Источники вероучения и шариат не могут предусмотреть всех проблем, возникающих перед человеком (мусульманином) и обществом. Поэтому компетентными исламскими богословами (улемы) и правоведами (факихи) была разработана процедура выведения (истинбат) общих норм, правил, установлений и суждений по отдельным вопросам, которая получила название иджтихад. Иначе говоря, иджтихад – это теоретическая интерпретация мусульманских авторитетов (муджтахидов), направленная на поиски решения вопросов религиозной и общественной жизни на основе Корана и Сунны. Самыми авторитетными муджтахидами в суннизме считаются основатели четырех школ исламского права – мазхабов; ниже их по уровню стоят другие знатоки шариата – факихи и муфтии.
Основными методами иджтихада являются: рай, т.е. индивидуальное толкование какого-либо из ученых-авторитетов; иджма – согласованное мнение многих, а то и всех авторитетов данного времени; кыяс – заключение по аналогии; истислах (или истихсан) – признание возможности изменения некоторых хадисов Сунны, если их содержание оказалось в противоречии с тем, что признано благом.
По способам толкования источников и различных событий общественной жизни принято различать четыре школы (мазхаба) суннитского богословия, которые в разной степени используют вышеназванные методы иджтихада:
1. Ханафитский мазхаб, основанный Абу-Ханифой (699–767) – наиболее гибкий и распространенный в исламском мире. Этот мазхаб является наиболее лояльным по отношению к адату (обычное право), учитывает местные условия. На первый план в качестве метода здесь выходит истислах, т.е. критика отдельных положений некоторых хадисов. Однако наибольшее внимание здесь уделяется методам рая и кыяса, в меньшей степени – иджмы.
2. Маликитский мазхаб, основанный Маликом ибн Анасом (713–795), опирается на методику истислаха и рая, однако из всех методов предпочитает иджму. Метод кыяса здесь почти не используется.
3. Шафиитский мазхаб, основанный аш-Шафием (767–820), отдает предпочтение иджме, допускает кыяс, однако выступает против рая и истислаха.
4. Ханбалитский мазхаб, основанный ибн Ханбалом (780–855), опирается в основном на хадисы и таклид (строгое следование традициям), лишь иногда используя методы рая, иджмы и кыяса. Именно в рамках этого мазхаба в XVIII в. на Аравийском полуострове возник ваххабизм как отдельное течение.
Маликиты и ханбалиты стараются больше придерживаться буквы божественного Закона, а ханифиты и шафииты – духа Закона.
Шариат, аккумулирующий в себе религиозные, нравственно-эстетические и правовые предписания, охватывает практически все сферы жизнедеятельности верующих. Законы шариата – это правовая систематизация поведения правоверных, их обязательств перед людьми, обществом и Аллахом. Фикх (мусульманское правоведение), являясь частью шариата, базируется на строгой дифференциации пяти категорий действий в исламе: обязательные (фарз), желательные (суннат), добровольные (мухаб), нежелательные (макрух) и запрещенные (харам). В каждом из существующих мазхабов используются свои сборники фикха, которые составлены мусульманскими учеными-правоведами (факихами), сторонниками того или иного мазхаба (мусульманско-правовая школа). Именно этими сборниками при решении правовых вопросов руководствуются мусульманские судьи (кади, или кадии).
В настоящее время в исламе обостряется борьба течений, отличающихся друг от друга различным видением путей и перспектив политико-культурного преобразования исламского общества, разным пониманием идеальных форм социальной организации. В качестве основных сейчас принято выделять три проекта развития мусульманского мира:
1) традиционалистский,
2) модернистский,
3) фундаменталистский.
Подобные модели развития популяризируются разными силами и в России, в районах традиционного распространения ислама.
Для традиционного ислама обычной является поддержка позиции оправдания нынешнего состояния религиозной системы, отрицается необходимость резких трансформаций в религиозной схеме. Традиционализм ратует за соблюдение религиозных традиций в быту, за аутентичное толкование Священных писаний, признает важность религиозного воспитания. Эта форма вероисповедания реализуется чаще всего на бытовом уровне, выступая в виде бытового ислама. Здесь часто можно наблюдать синтез доктринальных норм с местными национальными верованиями и обычаями. Неотрадиционализм прибегает к изложению ортодоксальных религиозных положений на языке современных понятий, хотя от этого понимание исламских догм не становится более современным. Сторонников подобной модели ислама довольно много не только за рубежом, но и в Северокавказском регионе России.
В рамках модернизаторской версии ислама предполагается перенос на культурную почву исламских стран западных по своему происхождению форм и атрибутов социальной жизни, обеспечивающих демократическое устройство общества: признание важности обеспечения прав и свобод граждан, многопартийность, парламентаризм, идеологический плюрализм. Многие проводники этой модели ислама получили образование на Западе, владеют Интернетом, являются открытыми сторонниками демократии, достаточно свободно ведут себя в быту. То есть модернизаторский ислам пытается реализовать исламский вариант либеральной демократии. Много сторонников модернистского проекта можно встретить не только в Египте, Турции, Ливане, Сирии, но и в ряде регионов России (Татарстан, Башкортостан).
По мнению большинства исследователей, наибольшую опасность в мире сейчас представляет фундаменталистский ислам, особенно в его крайне политизированных формах. (Вместе с тем следует отметить, что и в рамках фундаменталистской традиции также можно выделить свое модернистское течение, ориентирующееся на обновление норм и принципов, традиций ислама.)
Применительно к исламу этот термин использовался долгое время в качестве пропагандистского ярлыка в западных и советских (российских) средствах массовой информации. Между тем в настоящее время в современной публицистике, посвященной проблемам ислама, довольно обычной является путаница в понимании однозначной идентификации явлений, относящихся именно к исламскому фундаментализму, а не к каким-то внешне похожим на него образованиям.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги