Книга Современные футбольные технологии - читать онлайн бесплатно, автор Дмитрий Петрович Рыбаков. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Современные футбольные технологии
Современные футбольные технологии
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Современные футбольные технологии

Результат один – конфликт из-за несовпадения ощущений игрока с оценкой экспертизы. Таким образом, создается почва для нарушения первоочередного закона успеха – благоприятного микроклимата и полного взаимопонимания в команде. Еще больший вред наносит практика публичного оглашения оценок через систему средств массовой информации. Несправедливое ущемление личности игрока из-за неразберихи и нежелания изучить его индивидуальный характер, слепая вера в зачастую необъективную информацию экспертов травмируют психику футболистов, приводит их к замкнутости, к потере веры в тренера, в коллективный успех команды и т.д. В этой связи такие "научные данные" вместо пользы могут принести существенный вред. Так, например, специальный анализ видеоматериалов футбольных встреч показывает несостоятельность большинства индивидуальных оценок брака. Мы не отрицаем необходимость приближенной регистрации событий, происходящих на футбольном поле, однако, лишь при условии идеальной готовности эксперта к подобной операции. Полученная информация представляет лишь валовую продукцию конкретного матча. Ориентироваться же на нее при комплектовании состава на следующую игру, а тем более строить стратегические планы – явный авантюризм. В 80–90-е годы специалисты утверждали, что увеличение технико-тактических действий характеризует класс команды. Логики в таких суждениях мало. Примером тому могут служить игры чемпионатов мира и Европы с 1974 по 2018 гг., в которых успех определялся другими факторами. Увлечение мелкой моторикой может вызвать у определенных игроков перегрузку отдельных систем организма, что приведет к быстрому переутомлению.

И действительно, представьте себе такую картину: на последней минуте матча на одном из кубков Европейских чемпионов при встрече равных соперников мяч с центра поля в четыре касания оказался в штрафной площадке. Нападающий выполнил удар без подготовки, с хода. Мяч летел до ворот 190 м/сек., а время реакции вратаря 210 м/сек. Вероятность предугадывания в этом варианте практически сведена "на нет". Результат – гол, между тем, команда, потерпевшая поражение, выполнила на 20% больше технико-тактических действий. Убедительные примеры показывают, что нельзя строить отработку стандартных комбинаций на тренировках, ориентируясь на случайности. Игровые ситуации в футболе почти не повторяются. На качественную организацию атаки действует огромное количество сбивающих факторов, как внешних, так и внутренних. Планирование же тренировочной работы или выбор стратегии игры на основании предыдущих баталий может быть весьма приближенным. На наш взгляд, регистрация причин, вызывающих ошибки и срыв атакующих или защитных действий, может дать ощутимую практическую пользу. Существенной ошибкой является ориентация на современные модельные характеристики. Проведенные исследования показали отсутствие достоверных корреляционных связей между большинством модельных тестов и качеством выполнения игровых действий. В этой связи совместный поиск тренерами и научными работниками объективных оценок качества исполнительской деятельности футболистов, как на тренировках, так и в игре является важной проблемой современного футбола.

Глава II

Факторы, определяющие эффективность игры футболиста

Эффективность игровой деятельности футболиста является частью более общей и широкой проблемы, связанной с качеством выступления всей команды. Проблема состоит в том, что уровень тренированности игрока не всегда соответствует эффективности выступления в условиях соревнований. Под термином "эффективность" мы понимаем индивидуальное варьирующее качество, от которого в первую очередь зависит стабильность и постоянство выполнения футболистом игровых действий. Употребление этого термина является вполне правомерным, так как игрок рассматривается здесь как "звено" сложной системы и имеет сенсорный вход – мозг – для переработки информации и моторную реализацию. В период ответственных встреч часто складываются ситуации, требующие огромного нервного напряжения, как правило, это наблюдается в зоне штрафной площадки в условиях большой скученности игроков и временного дефицита. Здесь совершаются грубые ошибки, связанные с потерей ориентации, промахами, неточными ударами. Причем ни тренер, ни игроки впоследствии не могут точно назвать и объяснить причины, их вызвавшие. Поэтому эффективность игрока зависит не только от условий, в которых протекает матч, но и от уровня готовности сенсомоторных систем футболиста в данный момент. Применение современных методов диагностики быстропротекающих процессов (например, анализ видеозаписи) позволяет детально изучать столь сложные явления1. (Кроме того, по отдельным тестовым сенсомоторным характеристикам можно судить о быстроте мышления, управлении движением, тонкости и т.д.).

Определение эффективности может носить как количественный, так и качественный характер. Так, например, при расчете эффективности игрока футбольной команды следует провести не только количественный подсчет ошибок и нарушений и изучить их временное распределение, но сделать и качественный анализ ошибок и отказов по их характеру, важности и степени влияния на конечный результат.

Поскольку основным условием стабильности футболиста является поддержание на необходимом уровне всех систем организма в условиях воздействия сбивающих факторов, ясно, что выполнение тех или иных приемов не может быть стопроцентным по качеству в течение всей встречи. Однако нами обнаружено, что при увеличении количества интенсивных включений футболистов в игровые фрагменты, при сокращении временных пределов, в течение которых необходимо решать технико-тактические задачи, а также при усложнении решения их выполнения (единоборство, эмоциональный стресс и т.д.) индивидуальные различия оказывают большое влияние на качество выполнения. В этой связи важнейшей задачей в определении эффективности игровых действий футболиста является поиск путей и способов их анализа, экспериментального определения, оценки и предсказания. Чаще всего в футболе принято оценивать игрока на основании качества выполнения технико-тактических приемов, отношение количества эффективно выполненных действий к общему их числу. А эффективность, в свою очередь, – одно из условий, определяющих успех команды, и зависит от подготовленности, опыта и индивидуальных особенностей игрока. Такой подход может иметь место лишь при правильном выборе критериев объективности их оценки.

Для последующего анализа игровой деятельности футболистов правомерно считать, что эффективность определяют три показателя:

– уровень восприятия;

– тренированность;

– индивидуальность.

Уровень восприятия, с одной стороны, зависит от готовности зрительного анализатора, а с другой – от траектории полета мяча и специфики расположения игроков, т.е. тех условий, которые создают ту или иную сложность для обзора. Множество ошибок совершается в игре потому, что футболисты не могут из-за помех или длительности восприятия точно оценить ситуацию, что осложняет выбор оптимального решения.

Вот почему совершенствование быстроты ориентации футболиста будет способствовать улучшению индивидуальной эффективности. Одним из психофизиологических признаков, характеризующих восприятие, является реакция на движущиеся объекты (игроки) причем с различной скоростью.

Компоненты следующей группы объединяются одним понятием – тренированность, включающим в себя технико-тактический потенциал футболиста и способность реализовывать его в условиях активной моторной деятельности в течение 90 минут игрового времени.

Следует учесть, что сама способность к достижению высоких результатов в значительной степени определяется их индивидуальными особенностями.

Понятно, что уровень восприятия и тренированности могут терять свое значение, если игрок не обладает достаточной устойчивостью к различным стрессовым ситуациям, возникающим на футбольном поле.

Стрессовые ситуации в процессе игровой деятельности будут экстремальными для одних и обычными для других игроков. Под экстремальными условиями мы подразумеваем крайние пределы ситуаций, в которых может продолжать игру данный футболист. Так, например, "жесткий контакт" с соперником, возникающий в борьбе за мяч, легко переносят одни футболисты, сохраняя при этом свой потенциал эффективности, и с трудом – другие, что приводит к нарушению общей координации и значительной потере точности исполнения. Интересно отметить, что зачастую и пассивная игра приводит к нарушению отдельных функций, таких, как время принятия решения, стартовая скорость, точность, дифференцировка мышечного усилия при обработке мяча.

Таким образом, смещение оптимального ритма игры, присущего каждому футболисту, в сторону предельных значений может привести к совершению ошибок.

Несмотря на все многообразие событий, происходящих на футбольном поле при организации атакующих и защитных действий, а также с учетом стандартных положений, просматривается одна закономерность – исполнителем является человек. Причем он участвует в игре с присущими ему параметрами готовности на данный день и в конкретной встрече. В любой игровой ситуации на основании восприятия принимается и реализуется тот или иной вариант решения. Процент и последовательность постоянства этих процессов зависит от типологии игроков (мыслительный, моторный, смешанный). С учетом индивидуальных особенностей в любой части футбольного поля в динамике и статике последовательно совершаются акты игрового действия. Следовательно, от эффективности их выполнения каждым футболистом зависит, в конечном счете, стабильность выступления команды. Важным шагом к доказательству справедливости такого рассуждения послужила разработанная нами методика тонкого анализа соревновательной деятельности с применением видеомагнитофона и специальных устройств.

Об использовании видеотехники в исследовании деятельности футболистов вкратце указывалось в специальной литературе2.

Важно отметить, что ранее анализ движений с точностью до 0,02 сек. проводился нами в ряде спортивных игр: волейболе, баскетболе, бадминтоне, гандболе…3

На основании расшифровки видеозаписей матчей чемпионата и Кубка России, а также международных встреч и чемпионатов Европы и мира определен ряд факторов. Анализ корреляционных связей позволил установить вклад каждого из этих факторов в качество выполнения тактического фрагмента (табл. 1). Полученные результаты позволили вскрыть новые поведенческие закономерности.

В этой связи, непосредственно в футболе, нами сделана попытка выявить факторы, определяющие успех в решении тактических задач4.

Рассмотрим пример с двумя переменными. Одной является выбранный для анализа фактор, другой – исход в борьбе за мяч, т.е. потеря позиции в тактическом фрагменте или успешное продолжение за счет срабатывания фактора.

Обе переменные измеряются в дихотомических шкалах наименований (мера связи – коэффициент "фи"). Данные для машинной обработки представлялись двумя столбцами нолей и единиц, где каждая строка соответствует каким-то двум отметкам некоторого объекта.

Эксперт, наблюдая за игрой, отмечает с помощью счетчика видеомагнитофона интересующие его моменты. Затем при повторном медленном воспроизведении фиксируется, например, обработка мяча футболистом, рядом с которым находился опекун. Критерием качества в данном случае является меньшее время, затраченное на принятие решения. Совершенно произвольной единицей обозначаем выигрыш ситуации при наличии прогноза, а нулем – отсутствие прогноза при проигрыше ситуации.

Следует отметить, что весь материал собран нами на основании анализа остроатакующих действий, выполненных в минимальном промежутке времени и на предельных скоростях. Пассивное плетение "футбольных кружев" в данной работе не рассматривалось.

Проведенный анализ по выявлению факторов, оказывающих влияние на исполнительское мастерство, позволил с новых позиций, дающих основание для принятия оптимальных управленческих решений, подойти к вопросам научно-методического обеспечения футбольной команды.


Таблица 1. Величина корреляционных связей между основными факторами и игровым действием

2.1. Прогноз и время принятия решения

Игровая деятельность футболиста во многих случаях протекает в неопределенных ситуациях.

В течение матча игроки различных амплуа от 99 до 135 раз могут принимать участие в атаках или оборонительных действиях в условиях острого дефицита времени, меняющихся дистанций и скорости перемещения мяча (табл. 2 и 3).

Успешная игра в столь сложных условиях зависит от уровня психофизиологических характеристик футболиста.

Психофизиология – один из путей изучения внутренних связей между сознанием и мозгом, поведением и состоянием организма. По данным Г. М. Гагаевой5, реакция футболистов находится в пределах 143–160 м/с.

В зоне штрафной площадки нередко возникают ситуации (например, при игре в одно касание или мгновенным выполнением удара), протекание которых не укладывается в этот диапазон реакций.

Запаздывание защитных действий в постоянно и быстро изменяющейся ситуации приводит к отрицательным результатам, в конечном итоге – к пропущенным мячам.


Таблица 2. Время владения мячом при выполнении технических приемов


Таблица 3. Время полета мяча после передач


Весьма существенной характеристикой мгновенного реагирования является длительность зрительных фиксаций при ознакомлении с создавшейся ситуацией. По данным Г. Г. Вучетич и В. П. Зинченко, она колеблется от 150 до 600 м/сек. и зависит от сложности перцептивной задачи.

В футбольной же практике перед игроками то и дело встают задачи, когда необходимо преградить путь мячу или управлять мячом в минимальные промежутки времени. Умение предвосхищать события носит название антиципации. П. К. Анохин определил такую способность, как опережающее отражение – одну из фундаментальных закономерностей в механизме работы мозга, умение предугадывать характер действий соперника в процессе спортивного поединка основано на логике восприятия предыдущих событий.

Таким образом, предвосхищение (антиципация) является одной из форм вероятностного прогнозирования. По нашим данным, предвосхищение футболистами событий (коэффициент корреляции К=0,98) оказывает наиболее существенный вклад в качество выполнения игрового действия и тактической задачи в целом.

В практике спортивных игр, в частности – в футболе, необходимо учитывать два вида антиципации: перцептивную, заключающуюся в контроле движения объекта с целью "перехвата" его в обусловленном месте, и рецепторную, состоящую в предвосхищении момента появления объекта на основании оценки временных параметров.

В монографии Е. Н. Суркова6 приведены уровни проявления антиципаций.

Помимо рецепторного и перцептивного механизмов в многообразии футбольного поединка имеет место речемыслительный уровень антиципаций, который решает задачи упреждения тактического действия с организацией последующих коллективных наступательных или оборонительных акций.

Однако в тренерской практике необходимы более конкретные обобщающие понятия. На это и направлена наша работа.

Исследования в ряде спортивных игр, в том числе и футболе, позволили выявить типологию игроков. Для этого, с помощью анкетного опроса, выяснилась предрасположенность футболистов к стилю ведения игры.

Анкета включала в себя три вопроса:

1. Продумываете ли вы ход тактической комбинации, участвуя в ее реализации в течение всей встречи?

2. Продумываете ли вы большую часть или половину тактических комбинаций, участвуя в остальных как моторный исполнитель?

3. Участвуете ли как моторный исполнитель в подавляющем большинстве комбинаций, реагируя только на летящий мяч?

В результате обработки анкет оказалось, что лишь 17% обследованных игроков всегда пытались строить тактическую схему своих действий на основании предыдущего опыта, включая механизм предвосхищения, и определять тем самым свое участие в ней. Только они склонны быстро "читать" тактические ходы и на основании логики принимать оптимальное решение.

В 25% случаев игроки пытаются выбрать вариант действий по предварительным признакам расположения или поведения партнера. Однако уровень их возможностей зависит от самочувствия, что предопределяет в некоторых случаях переход на чисто моторные действия.

И, наконец, подавляющее большинство (58%) действуют, не упреждая событий, реагируя только на движущийся мяч. Основная концепция таких игроков – хорошая физическая подготовка.

Проведенные исследования, результаты которых будут подробнее изложены в следующих разделах, позволили нам для более удобной педагогической оценки условно разделить всех испытуемых на три группы: мыслительные, мыслительно-моторные (промежуточные) и моторные с присущими им характерными признаками.

Следующим, весьма важным моментом явилось определение уровня реагирования различных игроков (мыслительных, промежуточных, моторных) на игровые фрагменты различной сложности. Для контрольных испытаний нами разработано устройство с тремя программами. По первой из них футболистам предъявляются игровые ситуации с интервалами в две секунды. При этом необходимо по расположению игроков определить оптимальный вариант решения передачи – длинная, средняя или короткая, и решить, какая из них явиться логическим продолжением комбинации. Вторая программа изображает игрока с разной глубиной замаха, соответствующей по амплитуде различным передачам, и, наконец, третья предъявляет ударяющего по мячу игрока и световую траекторию полета, соответствующую по времени короткой, средней и длинной передачам. Задача испытуемого как можно быстрее нажать соответствующую кнопку. При правильном ответе фиксируется результат.

Проведенные исследования показали весьма высокий уровень реагирования на все три программы игроков мыслительного типа. Так, в наиболее сложном задании время принятия решения игроками первой группы в два раза меньше, чем во второй, и в три раза меньше, чем в третей. С увеличением же информативных признаков время принятия решения уменьшается в каждой группе (табл. 4).

Естественно, что сложность восприятия в игровых условиях зависит от многих компонентов, таких, как длительность зрительных фиксаций или свойства внимания: объем, интенсивность, устойчивость, переключаемость.

Возможность анализа динамики сенсомоторных характеристик игроков с помощью видеозаписи позволила сопоставить данные лабораторных испытаний с реальной (в ходе соревнований) результативностью принятия решений по выбору места при розыгрыше стандартных положений, а также при обработке мяча после передач при жесткой опеке, перехватах и т.д. В этих случаях выигрыш достигался не за счет быстроты, а за счет прогноза, создающего условия для более раннего начала игрового действия. При сопоставлении данных обнаружена корреляционная зависимость между лабораторными испытаниями и временем принятия решения в процессе соревнований. Так, у футболистов мыслительного типа время принятия решения находится в пределах 380–436 м/сек., а коэффициент связи К=0,87. У футболиста мыслительно-моторного типа (время принятия решения от 416 до 1300 м/сек.) наблюдается уменьшение связи (К=0,60). В третьей, моторной группе время принятия решения от 1120 до 1610 мсек. при низком коэффициенте корреляции (К=0,49). Данные эти достоверны при условии определенного уровня развития двигательных возможностей и умения адаптироваться к скоростно-силовой работе. При этом анализе мы не учитывали, однако, случаи, в которых наблюдалась пассивная передача мяча в различных зонах поля.

Например, по данным А. М. Зеленцова и В. В. Лобановского2, при отсутствии игрового пространства (прессинг на чужой половине поля) резко возрастает количество ведений мяча, коротких передач – до 140, из которых 70 выполняется поперек и назад.

Особое внимание при нашем анализе уделялось остроатакующим действиям в зоне штрафной площадки, а также ситуациям, приводящим к большой скученности игроков у ворот.

Рассмотрим взаимодействие игроков во временных характеристиках в некоторых типовых тактических фрагментах, возникающих в зоне у ворот.

Вот игровая ситуация, анализ которой позволит вскрыть поведенческие достоинства и недостатки футболистов. Мяч был подан с левого угла на выходящего игрока и преодолел расстояние до него за 1 сек. (рис. 1). Удар с лета с подкруткой выполнен нападающим в верхний правый угол ворот. Время полета мяча – 0,8 сек. В этот момент наблюдалась большая скученность игроков, что затрудняло восприятие летящего мяча вратарем (общее время полета со сменой направления – 1,8 сек.).


Таблица 4. Быстрота решения задач определенного уровня сложности игроками различной типологии


Рис. 1. Анализ игровых действий в розыгрыше стандартного положения.


Рис. 2. Неумышленный заслон вывел вратаря из игры.


За этот промежуток времени только два футболиста активно включились в игру и стартовали в сторону ворот. Остальные четверо не успели осмыслить ситуацию. Более того, свои же игроки помешали вратарю проследить за направлением передачи и удара. В этой ситуации вратарь принял решение через 841 мсек. и начал смещаться в центр, а затем, неожиданно изменив направление перемещения в сторону предполагаемого удара, занял первоначальную позицию. В результате он оказался в статическом положении ввиду потери ориентации. На это ушло 959 мсек. Таким образом, неумышленный заслон, созданный двумя футболистами своей команды и одним игроком соперников, вывел вратаря из игры (рис. 2).

Игрок команды Б принимал решение 734 мсек., а затем эффективно стартовал, преодолев расстояние 5,5 м. за 746 мсек. (таб. 5). В процессе бега, и особенно на последнем шаге, он, однако, не сумел подготовиться к прыжку с двух ног и перевести горизонтальную скорость тела в вертикальную, вследствие чего "пролетел" на 20 см. ниже мяча. Основными ошибками, не позволившими ему забить гол, явились длительное, по сравнению с соперником, время принятия решения, (у него ушло на это больше 321 мсек.), отсутствие коррекции в подготовительной фазе, и, как следствие, некачественная подготовка к выполнению эффективного прыжка на высокой скорости.

Игрок команды А по предварительным признакам угадал схему розыгрыша мяча с фланга и на первых же метрах его полета (уже через 113 мсек.) вошел в зону предполагаемого удара. Следующие действия (поворот, подготовку и прыжок) он выполнил в момент ударного движения, обеспечив тем самым надежный заслон мячу.

В рассмотренном примере розыгрыша стандартного положения игрок команды А нейтрализовал голевую ситуацию, возникшую у своих ворот за счет предвидения тактического маневра соперника, а команда вышла в следующий этап Кубка Европейских чемпионов.

Второй типичный случай, который мы хотим рассмотреть, связан с быстрым, неожиданно организованным прорывом. Центральный нападающий А1 (рис. 3) определил по логике развивающихся событий оптимальный вариант передачи и сделал рывок вперед. Угадав замысел центрфорварда, игрок А2, находившийся сзади, недалеко от центральной линии, направил ему мяч. Время полета составило 1114 мсек. За эти мгновения первоочередной задачей игрока А1 являлся выигрыш скоростного единоборства у защитника В2 с последующим бесконтактным обходом игрока обороны – В1 с целью сохранения набранной скорости. Однако защитник В1 слишком долго принимал решение (в течение 950 мсек.) и потому запоздал с нейтрализацией действий А1. Обойдя соперника В2 за счет быстрого реагирования, центрфорвард обработал мяч с лета на скорости, а затем, после отскока, еще одним движением внес коррекцию в положение мяча по отношению к ноге и выполнил удар правой. Эти действия оказались неожиданностью для вратаря, который не успел принять контрмеры, и пропустил гол. Добавим, что все это происходило на первых минутах важнейшей международной встречи.


Рис. 3. Анализ организации атакующих действий.


Таблица 5. Анализ игровых действий футболистов при розыгрыше стандартного положения