В какой-то момент американцы покинули острова. Железные птицы-самолеты перестали летать и возвращаться принося чудесные вещи. Что творилось в головах туземцев сложно предположить, но однозначно это был локальный апокалипсис и конец золотого века в одном флаконе. Да, смею предположить что информация о карго-культах которую мы имеем очень сильно искажена, но нам нужна сама модель вне контекста ее историчности. Продолжим. Погоревав туземцы начали думать что же предпринять дальше. Доброй памяти о самих белых людях не сохранилась, вероятно тому были причины. А вот стальные птицы которые привозили замечательные товары были однозначным благом. И что-то ведь эти белые люди такое делали чтобы приманить стальных птиц? Вот если попробовать повторить их действия… Аборигены начали возводить радиовышки из деревьев и лиан, украшать себя «наушниками» из половинок кокоса, строить импровизированные взлетно-посадочные полосы, мастерить соломенные макеты самолетов и инсценировать строевые маневры увиденные у американцев. За такими наивными верованиями закрепилось название карго-культа.
Да, не стоит считать, что карго-культ это не рабочая штука. В какой-то момент у сторонников одного из карго-культов религиозная практика отодвинула на второй план сельское хозяйство, что закономерно привело к голоду. И тогда наконец прилетели стальные птицы с гуманитарной помощью… Модель произошедшего в Меланезии оказалась с легкостью переносима на многие социальные явления в современном мире связанные с копированием формы без понимания ее внутреннего содержания. Да, стоит сразу заметить, что в использовании термина карго-культ, особенно в политическом контексте, этот самый карго-культ регулярно встречается.
Если у кого-то что-то получилось, чтобы это получилось сделай как он – вот в сущности принцип который лежит в основе карго-культа. По большому счету это прекрасный и великолепно работающий эмпирический принцип. Понимание это здорово, но всего понять не получится, нам так или иначе приходится использовать подражание. К слову, как практик могу заметить, что навык подражания очень сильно просел в современном человеке, а в плане обучения первичным является именно он.
Там где появляется массовость карго-культы становятся настоящей проблемой. Это и копирование людьми внешней атрибутики успешных личностей, не адаптированное использование чужеродных социальных институтов и механизмов и проч. Вспоминая 90-е годы двадцатого века можно с уверенностью говорить о рассвете в то время разнообразных карго-единоборств. Множество людей по факту учились по художественным фильмам и это при наличии богатой традиции борьбы и бокса в СССР. Набивать голень при помощи сотни извращенных способов умели практически все, бить ногами – единицы. Сегодня карго-культы в единоборствах не выглядят так анекдотично как во времена когда я начинал тренироваться, но судя по всему их не стало меньше. Хуже всего дело обстоит на уровне методик практикующих тренеров. Там карго-культов неимоверное качество. На мой взгляд рост спортивного методиста в правильной ситуации происходит за счет более глубокого понимания сложных процессов и явлений, а не за счет коллекционирования объяснений и клише. Можно заметить что чаще всего тренер тренирует так как тренировали его. И хорошо если его приучили к пониманию механизмов происходящего.
Вы можете возразить мне, что в беседе про ошибки я писал о том что для спортсмена понимание желательно, но не обязательно. Почему в ситуации с тренером все обстоит иначе и понимание необходимо? Казалось бы работай по проверенной схеме и не дергайся. Представьте себе автомобиль. Можно ездить на нем не зная как он устроен? Можно. А вот чинить и конструировать новые без понимания не получится.
В основе карго-культов и сходных с ними явлений на основе которых и формируется то что мы называем невежеством лежит не недостаток информации, а иллюзия знания. Когда-то Галич написал:
Не бойтесь тюрьмы, не бойтесь сумы,Не бойтесь мора и глада,А бойтесь единственно только того,Кто скажет: «Я знаю, как надо!Более того я абсолютно уверен, что невежеству и приверженности карго-культам подвержены абсолютно все и я в том числе. Это как рост, кто-то выше кто-то ниже, но его не может не быть. Однако могу предположить, что у меня есть инструмент который может существенно снизить этот параметр у любого. Это принятие собственного незнания, изучение его географии. На старинных картах помечая области за границами известного мира писали Hic sunt leones (здесь обитают львы). Львы незнаемого – наши прекрасные помощники. Да, они выглядят впечатляюще и смотреть им в глаза подчас действительно жутко. Но стоит бесстрашно подойти к ним и приласкать…
Одной из особенностей жизни является наличие явлений которые невозможно измерить и факторов которые невозможно учесть. В силу отсутствия знаний на данный момент или фактической непознаваемости. Отрицание этой данности ведёт к ошибкам, как человеческим так и профессиональным. Отличить познаваемое от непознаваемого – одна из повседневных задач человека, помимо ума требующая также немало смирения и такта.
В тренировочном процессе беспрерывно возникает необходимость объяснять себе происходящее. Положим, у спортсмена появилась ошибка. Разумно будет поискать ее причину. Но, зачастую, ищущего причину можно сравнить с грибником возвращающимся из леса в котором не было хороших грибов с корзиной полной поганок. Просто ввиду усвоенного императива согласно которому корзинка никогда не должна быть пустой. Но вряд ли ужин из поганок будет полезен. Так и с причиной ошибки. Не допущение вероятности незнания или непознаваемости причины значительно увеличивает возможность ложного выбора. Иногда полезнее всего честно и без эмоций сказать себе: я не знаю. Это хорошее качество профессионала.
И чем острее и нагляднее ситуация, тем опаснее соскользнуть в так называемое собственное мнение. Положим, спортсмен проигрывает/выигрывает. Обоснование факта тут чаще всего видится лежащим на поверхности. И озвучить его – легче легкого. Особенно просто это делать со стороны.
Единоборства – не точная наука. Обучение спортсменов на высоком уровне подразумевает констатацию незнания и примирения с ним. Мы имеем дело со структурой насквозь пронизанной пустотой и хаосом, постоянно уходящей к границам неизведанного. Ничего плохого тут нет, наоборот, специалист может увидеть в этом особую красоту. Лучше не бояться непознаваемого, а обладать храбростью и стремиться к умению видеть его границы. Закрывать на это глаза – путь невежества. На практике это значит, что мы даем разные варианты или оставляем пустоту, ставя спортсмена в условия естественного выбора. Не знаете как? Замечательно что нашли в себе силы признаться в этом, у многих на такой поступок не хватает духа. Значит сможете эту лакуну закрыть или обойти. А сначала ответьте для себя на на вопрос, чего вы хотите добиться? Найдите однозначные ошибки, выберите методику которая их отсекает и стимулирует к выработке нужных в этой ситуации качеств. Далее со временем вы придете к тому что вам нужно.
Мы начинали стихотворением Ахматовой об истоке поэзии. А закончим словами ее мужа Николая Степановича Гумилева. Стихи, проза, музыка, методики могут расти из невзрачных вещей, но поднимаются они значительно выше. В спорте вообще с самого низа и до самого верха постоянно гоняется скоростной лифт. Это тоже про нас:
Не по залам и по салонам,Темным платьям и пиджакамЯ читаю стихи драконам,Водопадам и облакам.Coda2. Материалы семинара «Тайминг. Ритм. Роллинги»
1Уважаемые читатели, хочу вам представить главного героя нашего повествования. Его зовут Время. Да, иногда с большой буквы. Заслуживает. Тем более что часто ведет себя как личность. В разном окружении Время меняет характер: может быть прошлым, будущим и настоящим, медленным, быстрым, тяжелым, легким, найденным и потерянным. Может быть плохим и хорошим. Что, согласитесь, уже указывает на его особые отношения с людьми. Про талантливого музыканта говорят: у него хорошее время. Это значит что исполнитель ритмичен, что сыгранное прозвучало тогда когда надо, что темпоритм произведения соответствует его внутреннему содержанию. И еще многое-многое другое. В моем новом семинаре мы будем говорить о ритме и тайминге в единоборствах, а также трех типах взаимодействий между бойцами на которых основаны вольные отработки – роллинги. Все эти темы связаны, поскольку в основе их лежат свойства и парадоксы времени. Начнем с ритма. Ритм – творческий псевдоним времени. Он во всем что нас окружает. В человеке: в биении сердца, дыхании, шаге, речи, циркадных циклах, жизни и смерти в конце концов. И вне человека: в смене дня и ночи, в движении светил, полете облаков и пении птиц. Там где ритм побеждает, мир искрится, цветет и наполняется жизнью, там где он начинает хромать, все тускнеет, портится, теряет красоту и смысл. И люди это давно поняли. Чтобы познакомиться с ритмом поближе они придумали музыку и танцы. Или может быть ритм придумал музыку и танцы в людях.
И оказалось что это прекрасно помогает в разных делах. Чем бы человек не занимался, если удается почувствовать в этом ритм – качество процесса и результата удивительным образом улучшаются. Повседневная работа, путешествия, праздники – для всего в традиционной культуре предусмотрена своя музыка, свои ритмы. Антропологи считают, что музыка и танцы тесно связаны с самыми ранними воинскими культами о которых мы знаем. В древней финской поэме «Калевала» герои вели поединок при помощи песен силы, в индийском эпосе Шива побеждает зло в танце. Таких примеров множество. Хотите проникнуться духом первобытных военных песнопений? Послушайте проект гениального американского музыканта Майка Паттона Tomahawk наполненный гордым духом североамериканских индейцев.
И в наши дни на родине муай тай боксеры танцуют перед поединком и сражаются под музыкальный аккомпанемент. Музыка и ритм что-то дают им. Но что? Попытаемся разобраться. Люди плохо чувствуют время, даже для того чтобы просто спланировать день приходится регулярно обращаться к часам. Если же дело касается более тонкого ощущения своего времени – своевременности, жизни в моменте, на помощь приходит ритм. Без него время лишь монотонная и безликая непрерывность. Ритм переносит в состояние которое ученые-культурологи называют дионисийским, а программисты состоянием потока. Оно всегда присутствует когда человек упоенно занимается любимым делом, сливаясь с ним в одно целое. Именно в нем сущность вдохновения и о нем знают все дети, настоящие поэты и настоящие боксеры. А жителям Таиланда прекрасно известно, где ритм там и сабай.
Танцы как телесное владение ритмом дают такую тонкую настройку телу человека, которую вряд ли как еще иначе возможно получить. Сегодня я нередко вижу как тренеры по единоборствам пробуют включать элементы танцев в практику своих занятий. И думаю что это имеет шанс стать трендом. Одним из первых пошел по этому пути отец и наставник Василия Ломаченко Анатолий Ломаченко дав сыну в качестве базы именно танцы. Полагаю это сыграло свою роль в становлении одного из наиболее чувствительных и скоординированных боксеров современности.
Немного о грустном: европейская ментальность делает с человеком что-то плохое, что ведет к ухудшению ритмического ощущения. И русские тут – рафинированные европейцы. Наверное это как-то связано с холодным интеллектом, логикой, рациональностью, стремлением к оценочным суждениям… и рефлексией. Мы либо блуждаем в прошлом либо улетаем в настоящее. А спешить и опаздывать – две известные ошибки музыканта. Ритм же только в настоящем, здесь и сейчас. Это знали великие черные джазовые музыканты, Паркер, Эллингтон, Гиллеспи, Колтрейн, Армстронг, Керк, в свое время путешествовавшие в таких ритмических вселенных, которые другим тогда даже не снились. Некоторые белые люди впоследствии подтянулись к ним в искусстве ритма, но это потребовало достаточного времени. Похожая ситуация просматривается и в муай тай. Если спросить меня в чем принципиальное отличие тайских бойцов от всех остальных, отвечу одним словом: ритм.
Ритм расслабляет человека, позволяет ему использовать силы рационально. Он дает два важнейших качества бойца: выносливость и тайминг. Поговорим о втором. Тайминг это своевременность в поединке, умение найти правильный момент для технического действия. Зажатый, не ритмичный боец никогда не будет своевременным. Посмотрите на передвижения Мухаммеда Али, в них слышна настоящая музыка.
Обратите внимание на элементы техники в которых присутствует ритм: боксерский челнок, тайская традиционная динамика ног, плеч и спины, маятник пикабу и т. д. Это некие биомеханические метрономы задающие спортсмену ко всему прочему и ощущение времени. У разных спортсменов такие метрономы могут сильно различаться. Не сложно заметить что один боец «считает» ритм передней ногой, у другого ритмическая пульсация находится в спине, у третьего в работе рук. Вычислив метроном и наблюдая за ним по ходу боя можно очень хорошо увидеть внутреннее состояние спортсмена: усталость, уверенность /неуверенность в себе и т. д. Если вы знакомы с теорией музыки, то можете заметить, что некоторые бойцы живут в ощущении шестнадцатых, а некоторые в восьмых, у многих хороших спортсменов четко прослеживается триольный ритм (шаффл), большое количество синкоп. В общем боксер это скорее джазмен чем исполнитель классического репертуара.
В единоборствах часто говорят о спортивном интеллекте, талантливых боксеров нередко называют «умными» и такими мы привыкли восхищаться. Но стоит отдать должное – мышление в ринге абсолютно не похоже на повседневное мышление. Никто не думает когда боксирует что-то вроде «сейчас я контратакую типом, добавлю колено, а потом зайду в клинч и ударив локтем займу захват внутри стойки». Мышление боксера похоже на мышление музыканта – он мыслит образами и ритмическими конструкциями. Его ведут ритмические тяготения. Наблюдая за боксерами-классиками я обратил внимание на одну удивительную вещь: контратаки, особенно подготовленные, начинаются тогда, когда визуально реагировать еще не на что. Высококлассный боксер читает ритм поединка и использует это ощущение для своевременной контратаки. Особенно хорошо это заметно в повторных провоцирующих атаках. Потрясающим ритмическим чутьем обладал Роман Романчук, российский боксер огромного таланта с, увы, очень трагической судьбой.
Тайминг напрямую связан с еще одной интересной темой – концентрацией внимания во время боя. От концентрации внимания в первую очередь зависит качество защиты. Уровень концентрации на протяжении поединка всегда меняется. В целом в ходе боя он снижается, что является причиной эффективности одной из грубых, но практичных тактических схем в любительском муай тай: в первой половине боя будь кикером, во второй – тайцем.
Концентрация внимания снижается не линейно, она скачет вверх-вниз в зависимости от того что происходит в бою. Пиковой она становится в момент когда боец что-то делает, но удержать ее на пике не возможно, сразу же после действия концентрация внимания падает. Именно в этом одна из причин эффективности своевременных ответных действий. Чем выше плотность боя, чем насыщеннее эпизод техническими действиями тем скорость снижения концентрации внимания выше. Лавинообразно она снижается в инфайтинге, что подчас приводит к возникновению фатальной ошибки. Средством сохранения концентрации внимания опять же служит ритм. Стоит заметить, что тайминг неравнозначен скорости реакции. В связи с этим сразу же несколько интересных нюансов. Первый заключается в том, что скорость переоценена. Нет, это конечно же великолепное качество! Но у него есть много негативных явлений в контексте методики обучения, да и скорости с которыми сталкивается боксер хотя и очень высоки, а для обычного человека вообще запредельны, в сравнении со скоростями в некоторых других видах спорта, например фехтовании, довольно скромны. В общем средние скорости боксера это далеко не край возможностей человека и для своевременной реакции всегда есть порядочный запас в плане восприятия. Второй нюанс в том, что скорость реакции на разные раздражители будет разной. Вообще попытка «прокачать» какое-то общее качество нередко выходит боком в спортивных методиках. Очень наглядно это выглядит в форме попыток увеличить так называемую общую выносливость без понимания того из чего она складывается. Какой вывод? Таблицы Шульте и «поймай мячик» вряд ли добавят что-то к навыкам тайминга. Итак нам стало наглядно понятно что ритм нужен. И тут возникает знакомое всем творческим методистам затруднение: вроде бы поймали за хвост гениальную идею… и что дальше? В каких формах ее реализовать? У меня есть очень простой универсальный совет: несите идею в зал. Просто попробуйте держать ее в голове во время тренировки. Сама по себе она уже инструмент формирующий ваше восприятие. Скорее всего вы за раз не родите гениальную методику, но гарантированно сможете увидеть больше нюансов. Дальше – больше. Уверяю, тренерское мастерство заключается не только в упражнениях и приемах, но и в тонких нюансах, коротких замечаниях, минимальной корректировке. И иногда стоит показать или рассказать что-то одно, а за ним как лавина понесется огромный объем принципиальных изменений. В общем если даже вы просто примите идею важности ритма, расскажите об этом на занятии и пару раз заострите на этом внимание – этого уже может быть достаточно. Подчас довольно крошечного зернышка чтобы из него выросло большое дерево.
Я люблю вспоминать Мольера, герой которого и не подозревал что более сорока лет говорил прозой. Эту цитату можно использовать для критики формализма и глупого теоретизирования, но она ко всему прочему и полезнейший инструмент! Нашли какую-то привлекательную теоретическую идею – подумайте над тем, что вы уже делаете в контексте этой идеи.
Начнем с того что само построение тренировки, подразумевающее смену заданий, чередование работы и отдыха, подразумевает некий ритм. Многие, вероятно, сталкивались с тем что у некоторых тренеров занятие идет интересно и азартно, полтора часа пролетают как миг, а у других наоборот время тянется и кажется что конца и края этому нет. Данное ощущение напрямую связано с умением тренера задавать ритм, чувствовать пульс тренировки.
Давайте поищем ритм в тренировочных заданиях. Первое что приходит в голову это скакалка. Гениальное изобретение! Прыгать на ней не ритмично просто не возможно. А теперь вспомним тренировку когда все прыгают на скакалке. Кто-то делает это тяжеловесно и уныло, другие наоборот с драйвом и легко. Понятно что тут играют роль и физическая форма и навык, но есть еще один нюанс: первые живут вне ритма, вторые поймали его, отдались ему, позволили вести себя.
Другой снаряд в котором изначально заложен ритм – координационная лестница. Возьмите двух плюс-минус одинаковых по уровню спортсменов и дайте им новое сложное задание на координационной лестнице. Одного заставляйте все попытки делать максимально быстро, второму предложите работать ритмично но не торопясь, увеличивая скорость только когда получается сохранить хороший ритм. Второй скорее всего придет к более качественному исполнению и сделает это быстрее чем первый.
Культивирование ритмического ощущения – важнейшая часть психологического настроя на тренировку. И это повод несколько иначе взглянуть на разминку. В ней обязательно должны присутствовать ритмичные упражнения. Просто и оправданно с точки зрения физиологии построить их на подводящих упражнениях связанных с передвижениями: приставными, элементами челнока, разножками, смещениями через щит голенью и проч.
Вообще стоит заметить, что как одиночные так и парные дриллы тяготеют к ритмичному исполнению. Равно как и работа на мешке. Указывайте на необходимость ритма в них, тогда КПД этих упражнений будет значительно выше.
Один маленький, но важный секрет. Для того что связано с ритмом, танцем, музыкой «хорошо и плохо» не так важно как важно «красиво и не красиво». Да, с единоборствами все абсолютно то же. Все мои лучшие спортсмены – эстеты, люди тонко чувствующие красоту того что они делают. Если говорить о технике единоборств, далеко не все можно описать через логику. Без стиля, манеры, движение может быть формально верным, но оно не будет эффективным. Более того далеко не всегда понятно, что можно считать верным, какое исполнение, в каком направлении двигаться. Рациональное мышление в чистом виде в этот момент может зайти в тупик. И тут на помощь приходит эстетика. То что красиво скорее всего будет и верно. Конечно только в том случае если ваши представления о красоте единоборства которым вы занимаетесь правильно сформированы.
Одним из в необходимых инструментов хорошего бойца, пусть это звучит и несколько необычно, является самолюбование. Да, спортсмену надо приучаться видеть красоту в своих действиях. А тренеру в действиях своих учеников. Уверен что практически любой хороший спортсмен немного нарцисс. Именно поэтому губительны ругань, грубость. Если постоянно говорить тренирующемуся, что то что он делает – плохо, нелепо, ошибочно, придти к ощущению прекрасного будет проблематично. Спорт это творчество, а к творчеству начинающего спортсмена необходимо относиться с великой бережностью, как к творчеству ребенка. Тренер по гимнастике Рейнальд Иванович Кныш советовал восхищаться своими спортсменами. Точное замечание. Обязательно прочтите книгу «Как делать олимпийских чемпионов» этого выдающегося мастера.
2Перейдем к практике. Поделюсь двумя хорошими упражнениями на формирование ритмического ощущения: рука-щит голенью и шаг с хлопками. Первое я еженедельно даю на разминке как новичкам так и продвинутым спортсменам, второе использую для корректировки особенно «деревянных» учеников на индивидуальных тренировках.
Возьмем два элемента: протянутую руку с открытой ладонью, имитирующую удар/лонггард и щит голенью. Начинаем из боевой стойки, ставим щиты голенью поочередно в невысоком темпе, спокойно, без рывков. Обязательно держим ритм! Потом по два щита с каждой стороны. Далее, протягиваем руку с той же скоростью, в том же ритме. По два раза с одной руки. Объединяем работу рук и ног: одновременно разноименная рука и щит. Раскручиваем корпус, поднимаемся на носке. Одновременно одноименная нога и щит. Сохраняем ритм и танцевальное ощущение! Поочередно рука-щит или щит-рука одноименно/разноименно. По два/три раза с каждой стороны. Уже не просто, так? А элементов всего два, меняется только очередность, левое/правое и время. Теперь попробуйте сделать это вразнобой, при этом сохраняя ритм. Безусловно это одно из лучших специальных упражнений на согласованную работу рук и ног из всех мне известных.
О ходьбе можно разговаривать очень много. В сущности это основной вид естественной физической активности человека.
Тут много всего интересного: проблема искалеченной обувью стопы, анаболический эффект ходьбы, микродинамика корпуса и работа вестибулярного аппарата во время ходьбы… Всего не перечислишь и по каждому пункту можно писать толстенные книги. Из ходьбы не сложно вывести технику бокса, поскольку в ней уже присутствует его основа – осевое вращение. И конечно же в ходьбе изначально заложен ритм. Есть два паттерна ходьбы которые ложатся в основу ударной техники: подшаг через переднюю ногу и «разношаг» – шаг через заднюю с вращением корпуса на шагающую. На разношаге хорошо формируется вращение, но создается вредный стереотип передвижений. Подшаг – приставка это классическая работа ног на боксерской двойке. В тайском боксе из шага происходят оригинальные варианты передвижений, «высокий шаг», щит голенью со смещением, являющиеся неким аналогом боксерского дрибблинга, т. е. совокупностью перемещений, финтов и подготовки ударов, для ног и колен.
Ходить мы по умолчанию умеем, но стоит попробовать связать это с ударами рук и… вы знаете что происходит: закрепощение, путаница ног и тому подобное. Попробуем от этого избавиться при помощи подводящего упражнения основанного на ритме. В качестве инструмента добавим к разношагу хлопок ладонями. При том делать мы его будем на шаге левой у левого плеча, на шаге правой у правого.
Попробуйте делать один хлопок на четыре шага, потом на три, потом на два, на каждый шаг. Вы заметите, что на четыре и два хлопок каждый раз будет у того плеча с которого вы начали, а при работе на три и один плечи будут меняться. Теперь ритмично похлопайте по два хлопка на шаг. Выполняя каждый рисунок необходимо вжиться в ритм, почувствовать как ему подчиняется все тело. Не торопитесь переходить к следующему упражнению пока не сформировалось ритмическое ощущение. Далее попробуйте импровизировать в том же ключе что и с упражнением «рука-щит». При помощи этого простого (на первый взгляд) упражнения мне удавалось «растанцовывать» даже самых «деревянных» и возрастных новичков-индивидуалов. Очень развивающий тренера контингент, постоянно приходится изобретать что-то новое.
Теперь попробуем похлопать на перемещении через шаг-приставку задней. В итоге у нас получатся паттерны ударов и связок относительно шага. Хлопок на шаге передней – джеб, хлопок на приставке задней – задний прямой в атаке, хлопок и на шаге и на приставке – двойка, двойной хлопок на шаге – дабблджеб, двойной хлопок на шаге и хлопок на приставке – «почтальон».