Книга Как написать книгу - читать онлайн бесплатно, автор Константин Моренко. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Как написать книгу
Как написать книгу
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Как написать книгу

Этот же прием годится на начальных этапах написания книги, но теперь уже время распространяется на сеанс писательской работы, а именно, на написание текста: если за полчаса не удалось написать тысячу символов, и дело не идет, то сегодняшний сеанс засчитывается как есть.

Этот прием нужен для того, чтобы ограничить ответственность человека, поскольку предусмотреть все варианты нельзя, у разных людей разная жизнь, и поэтому не все приемы работают одинаково, у всех разная подготовка. Но такой прием позволяет нам не чувствовать себя плохо, ведь завтра будет новый день.

Мозговой штурм

Довольно популярный метод решения задач с помощью стимулирования творческой деятельности получил название мозгового штурма. Он (наряду со «свободным письмом») может применяться для генерирования идей, например, названий для книги, когда большая часть ее уже завершена.

Штурм может проводиться как в команде поддержки, что предпочтительнее, так и в одиночестве. Он обычно состоит из трех этапов:

1. Постановка задачи

2. Генерирование идей

3. Отбор идей

При постановке задачи следует сформулировать проблему, которая требует решения, и сформировать динамическую команду поддержки, если она применяется.

Дальше следует ограниченный во времени этап генерации идей. На этом этапе все идеи должны записываться ведущим, при этом никакой критики уже высказанных идей не допускается, за этим внимательно должен следить ведущий (обычно это автор). Этап генерации идей обычно занимает 10—20 минут, чтобы стимулировать раскрытие творческого потенциала (в начале сеанса обычно идут шаблонные решения), но не перегрузить слишком долгим временем напряжения. В случае проведения штурма самостоятельно идеи просто записываются на листке бумаги.

После генерирования идей обязательно должен идти перерыв длительностью 3—5 минут для отдыха участников. В течение этого времени разговоры и размышление о мозговом штурме должны быть запрещены.

Затем идет финальный этап – отбор идей. Теперь участники снова возвращаются к списку собранных идей, отдохнувшие за время перерыва, свежим взглядом перебирают весь список собранных идей. Теперь необходимо отобрать наилучшие варианты решения. На этом этапе формируются критерии отбора идей, идеи ранжируются и в конечном итоге участники приходят к решению по результату штурма.

Для того, чтобы не растягивать мероприятие по времени, нужно заранее установить регламент и следовать ему, за что отвечает ведущий.

Ментальные карты

У этого явления много названий: «мозговые карты», «ментальные карты», «логические диаграммы» и другие. Смысл у них всех один и тот же: наглядное представление структурированной информации с помощью текста и линий связи. В таких картах так же могут встречаться и рисунки.


Пример ментальной карты, которую я составил для этой книги


Если карта не имеет центрального узла, то она представляет собой нейронную карту.

Но больше всего мне нравятся просто хорошо оформленные страницы («скетчи»), содержащие много рисунков и текста, в некотором смысле они похожи на инфографику, а еще их легко использовать в презентациях.

В любом случае каким бы ни был внешний вид этих страниц, они служат для наглядного представления идеи книги. В общем случае книгу можно представить как ментальную карту, где центральным объектом является книга, узлами первого уровня являются разделы и далее главы и пункты.

Эта карта играет весьма важную роль в процессе написания книги, поскольку позволяет наглядно представить структуру книги, и облегчает ее понимание и оттачивание. А если использовать компьютерные средства для создания таких карт, то их можно легко отправлять, вносить в них правки и работать совместно. Работа с командой поддержки значительно облегчается, когда структура книги наглядно представлена в виде карты.

Для того, чтобы не запутаться в изменениях в структуре, особенно, если они делаются в электронной версии карты, я рекомендую не переносить элементы, а отмечать куда их нужно перенести с помощью стрелок, и переносить их только после того, как это будет сделано в книге. Новые элементы я всегда отмечаю другим цветом, чтобы знать, что они еще не представлены в оглавлении книги.

Карты пригодятся не только для структуры книги, но и для обдумывания структуры сайта, для оформления любых других элементов не только книги, которые имеют структуру. А еще этот метод хорошо подходит для чтения книг и для обучения.

Команда обеспечения

Одна голова хорошо, а две лучше

Одним из важных качеств, которым должны обладать люди, которых вы выбираете в команду поддержки, это надежность.

В свое время мне пришлось с трудом собирать себе хоть какую-то команду, поэтому я как мог удерживал там людей. Одна девушка из этой команды надежностью не отличалась: она могла игнорировать письма через одно, но в то же время половина вопросов была ей интересна и она с жаром принималась их обсуждать. Могла не приходить без причины, не брать телефон и потом не отвечать на вопрос о том, почему она не смогла предупредить. Это был непредсказуемый человек.

Между ней и командой не было достаточной эмоциональной связи, а без этого любые усилия сводятся только к топтанию на месте. Таких людей в команду поддержки лучше не брать, издержки их содержания слишком велики. Лучше потратить больше времени на поиски, но все же найти именно тех людей, которые будут готовы взаимодействовать.

С другой стороны, Вы можете набирать людей на отдельные фрагменты книги (особенно, если она достаточно большая), привлекая специалистов (или просто интересующихся людей) именно по этим темам. Хотя их помощь в общей структуре книги тоже может быть весьма существенной.

Зачем надежность? Когда человек постоянно находится в курсе работы (а именно так дело обстоит с постоянной командой поддержки), он видит динамику, он знает, какие ошибки уже были исправлены и как и куда движется работа. В этом большое преимущество постоянных людей, хотя новыми взглядами тоже пренебрегать не стоит, они могут дать много полезной информации.

Блокнот

В процессе работы над книгой идеи приходят не только в процессе непосредственно работы, но и вообще в течение дня. И очень часто эти идеи оказываются весьма интересными, но часто они теряются исключительно потому, что не были вовремя записаны. С этим успешно справляется обыкновенный блокнот.

Почему именно обыкновенный блокнот? В нем очень легко не только писать, но и рисовать, создавать карты и вообще очень легко делать различные заметки. Кроме того, они не зависят от заряда аккумулятора, а преобразовать в электронный вид очень легко с помощью сканера или фотоаппарата. Дальше эти заметки можно доработать, нарисовать картинки, описать это более подробно в книге.

Кроме того, блокнот можно использовать в качестве «писательского дневника», куда можно записывать не только идеи, но и свое отношение к ним, пришедшие в голову оригинальные цитаты и даже целые абзацы текста, когда вдохновение приходит в тот момент, когда самой книги нет под рукой. В блокноте можно делать зарисовки обложки, если Вы сами разрабатываете обложку для книги.


Размер блокнота

Размер блокнота зависит от индивидуальных предпочтений. Я предпочитаю использовать тетрадь, потому что в ней достаточно места на каждой странице, при необходимости есть клеточки и я могу носить ее в сумке. Блокноты слишком малого формата могут оказаться неудобными для рисунков или карт, если в них будет мало места на странице и придется часто переносить.

С другой стороны листы размером А4 оказываются слишком большими и на одном листе каждая тема редко занимает целую страницу, в результате тетрадь выглядит несколько незаполненной. Лично на мой взгляд формат А5 является идеальным еще и потому, что при таком размере листа и нормальном размере букв пропорции совпадают с теми, что мы используем при создании слайдов.


Удобство

Когда блокнот всегда под рукой, это естественным образом стимулирует записывание в него различных идей. В результате не только снимается страх «какая хорошая идея для книги, только бы не забыть», но и появляется некоторая уверенность. Кроме того, бывает, что при записывании новой идеи взгляд падает на то, что уже было записано раньше и тут же появляется еще одна идея.

Блокнот можно пересматривать, например, когда едешь в общественном транспорте на работу, и обдумывать, как можно применить ранее записанные идеи для будущей реализации. А вообще блокнот это замечательная штука даже во время всеобщей цифровизации.


Варианты замены

Хотя некоторые возможности блокнота можно заменить с помощью приемов мнемотехники, я все же рекомендую всегда использовать блокнот. Эти приемы пригодятся для тех условий, когда воспользоваться блокнотом нет никакой возможности, например, в транспорте в час пик в голову может прийти отличная идея, но достать блокнот может быть трудно. В этом случае и выручит мнемотехника.

Другой заменой блокнота может выступать электронная записная книжка, но она имеет несколько недостатков: в ней нельзя легко рисовать (хотя рисовать в принципе можно), записи в том виде, в котором их можно делать на листе бумаги делаются значительно сложнее. Хотя есть и свои преимущества: информация легко копируется, легко обрабатывается различными программами (нет нужды сканировать), легко пересылается, поскольку уже является электронной.

Диктофон

В процессе работы над книгой, особенно, после приобретения некоторого практического опыта, идеи начинают появляться в совершенно произвольное время, совсем не тогда, когда сидишь над книгой и думаешь. В таких ситуациях помогает блокнот, еще пользу оказывает мнемотехника, но каждый из методов имеет свои ограничения.

Диктофон заполняет пробел между блокнотом, который требует остановиться для того, чтобы писать, но позволяет записывать много и точно, и мнемотехникой, с помощью которой можно запоминать на ходу, но объем информации значительно ниже. Диктофон позволяет записывать точные формулировки не останавливаясь.

Вообще у диктофона гораздо больше полезных применений. Например, он весьма полезен при работе с командой поддержки, поскольку позволяет не отвлекаться на фиксирование важных мыслей, либо фиксировать их крайне просто: отметкой минут от начала записи. Часто когда мы с друзьями разговариваем о темах книги, я использую диктофон для записи наших разговоров, чтобы позже почерпнуть из них полезные мысли для книги. Но не забывайте, что для использования диктофона нужно спросить разрешение!

В чем же польза? Если Вы будете записывать мысли во время разговора, даже приготовите блокнот, это изменит характер разговора, он станет более сдержанным и формальным. Лучше все же находиться «в гуще событий» и чувствовать беседу (иначе говоря, «находиться в настоящем моменте»), чем концентрироваться на разговоре. Так и ход беседы получается естественнее, и результат гораздо лучше. И, что самое важное, общение остается «живым».

Еще одно преимущество современного развития технологий: для того, чтобы заполучить диктофон, его не нужно покупать, достаточно установить приложение на сотовый телефон, которые есть сейчас у каждого человека.

Диктофон можно использовать для записи размышлений о темах из книги, например, на прогулке, или в транспорте. Только не пользуйтесь им за рулем автомобиля без соответствующих приспособлений.

Записи в последующем нужно будет расшифровывать, но это не самая большая проблема, потому что это можно делать как с привлечением сторонних специалистов, так и самостоятельно. В любом случае, после некоторой практики с использованием диктофона Вы будете удивлены тому, сколько материала на самом деле есть у Вас.

Не забудьте так же давать своим записям хорошие имена, если будете продолжать хранить их на компьютере в папке с книгой, чтобы их можно было отыскать.

Создать идею совсем не трудно, гораздо важнее не забыть ее через пару секунд

Компьютер

Раньше, до повсеместного распространения компьютеров, основным инструментом писателя было перо или печатная машинка. Хотя говорить о том, что именно инструмент выражения своих мыслей в буквах является главным не совсем верно: на пути от мысли к читателю информация проходит ряд трансформаций, начиная от языка и подбора слов для выражения мыслей к изложению этих мыслей на бумаге, передаче на той же бумаге или в электрических сигналах и печати или отображению на экране.

В любом случае, для каждого из этапов этого процесса есть свой инструмент. И инструментом для фиксации мыслей в электронной форме является компьютер.

Компьютер по своей сути универсальное устройство для обработки информации, с помощью которого можно осуществлять множество таких работ, которые раньше требовали уйму времени, например, можно легко вставить абзац между двумя другими или передвинуть части текста, исправить неточности и многое другое. «Электронный вид» информации позволяет очень легко распространять ее (что на руку как писателям, так и мошенникам).

Но вместе с преимуществами появляются и недостатки. В первую очередь это потери информации в результате порчи. Не секрет, что электронные носители данных хоть немного, но менее надежные, чем бумага. В свою очередь надежность бумаги компенсируется целым ворохом других недостатков. Поэтому не забывайте делать резервные копии своей книги.

Огромные возможности компьютера по обработке информации – самое то для писателя, который в основном работает с информацией. Компьютер является тем самым инструментом, который позволяет:

– вести переписку со своей командой поддержки;

– готовить, исправлять и хранить тексты произведений, а так же – хранить и сравнивать различные версии текстов (например, после редактуры);

– оформлять рисунки для книги;

– хранить информацию о писательском дневнике;

– в случае с ноутбуком все перечисленные опции оказываются доступными вне зависимости от географического местоположения (только для переписки нужен Интернет);

– и еще бесчисленное количество элементарных функций, без которых мы уже не представляем своей жизни.

А раз уж компьютер является таким важным и универсальным инструментом, то его непременно нужно освоить, в частности, для писателя довольно важно владеть десятипальцевым методом печати.

Совет: умение работать с компьютером (по-настоящему работать) является очень важным навыком для писателя, поэтому не ленитесь и уделяйте внимание изучению новых функций, программ, поиску сайтов или просто интересным «хакам» в работе.

Интернет

Конечно же, без Интернета написать книгу будет довольно затруднительно. Во-первых, это замечательное место, где можно найти труды других авторов, особенно, классических. Здесь же можно на специальных сайтах попросить совета, найти выдающихся авторов и вступить с ними в диалог.

Интернет позволяет найти материалы для любой главы буквально за секунды, если ввести название главы в строку поиска. Эти же материалы могут натолкнуть на новые идеи.

Обмен документами в настоящее время выполняется через Интернет, скоро флешки канут в прошлое (а может быть и нет).

Да и размещать свои материалы тоже очень удобно: другие могут ознакомиться с ними, кто-то может проявить интерес к книге, высказать свое мнение, одним словом, социальное взаимодействие с помощью Интернета никогда не было таким простым.

А раз уж технология есть, то почему бы ее не использовать?

Кроме того, Интернет позволяет быстро находить ответы на вопросы, что очень важно в процессе улучшения процессов и качества книги.


Программа для работы с текстом

Когда автор пишет книгу, его основным инструментом является клавиатура и монитор. Но компьютер сам по себе устройство довольно сложное и многофункциональное, а для обработки текста в нем присутствует бесчисленное множество программ. В этой главе мы рассмотрим именно программы для работы с текстом.

Начиная от самых простых, вроде Блокнота (здесь я так называю самый примитивный редактор с минимумом функций, который может сохранять тексты), и заканчивая сложными профессиональными пакетами для верстки, мы используем в первую очередь для того, чтобы сохранять текст в процессе написания книги. На первых порах используйте знакомую программу, так Вы сможете сконцентрироваться на процессе написания текста, а не на сражениях со своей программой в попытках заставить его сделать то, что нужно. На первых порах вполне может хватить и Блокнота.

Дальше, по мере продвижения книги к завершению, когда уже появляются вопросы относительно оформления и представления ее в издательстве, есть смысл задуматься и перенести сделанный материал в соответствующую программу.

В начале пути (на первых 20—25%) автору необходимо сформировать общее понимание книги, найти удобную структуру для оглавления и в это время уделять внимание внешнему оформлению преждевременно, книга даже не имеет скелета, на который можно было бы навесить эту одежду.

Упражнение: иногда (например, раз в неделю) уделяйте внимание изучению новых функций своего текстового редактора. Будет достаточно 5—10 минут. Или ищите ответы на вопросы, которые записали по ходу своей работы, например, как сделать автоматическое оглавление. Умение обращаться с инструментами и использовать их по-максимуму – одно из важных качеств, которые отличают мастера от дилетанта.

Учтите, что программа для работы с текстом по возможности должна быть недорогой, а еще лучше, если она будет бесплатной. На первых порах бесполезно гнаться за бесчисленными возможностями огромных и дорогих пакетов – большая часть их будет не нужна; более того, чтобы научиться пользоваться ими понадобится много времени, а наша основная цель на первых порах – научиться писать книги.

Совет: после получения гонорара за свою первую книгу я рекомендую отдать часть в качестве благотворительности, если Вы пользовались бесплатными программами в ходе написания книги, ведь в вашем успехе есть и некоторый их вклад. Это позволит таким замечательным проектам продолжать существовать и улучшать свои программы, которые оказываются весьма удобными для нашей деятельности.

Текстовый редактор – не пустой звук, а важный инструмент, от удобства и навыков работы в котором зависит успех книги. Но выбирать текстовый редактор нужно с умом, анализируя, какие задачи нужно будет решать с его помощью (например автоматическое создание оглавления) и сопоставляя их с существующими программами, чтобы выбрать максимально подходящий для себя и своей книги. Не пренебрегайте этим и уделите время тому, чтобы посмотреть и попробовать некоторые из наиболее популярных редакторов в своей работе.


Функция поиска

Во всяком текстовом редакторе обязательно присутствует функция поиска, но большинство людей не пользуется этой функцией. Возможно, причина во многом в традиционном подходе к книгам, поскольку по бумажной книге искать таким способом нельзя. Но технологии не стоят на месте, и такая функция значительно облегчает жизнь и процесс написания книги.

Функция поиска помогает, когда мы оставляем пометки внутри книги, к которым хотим вернуться позднее, или ищем определенное слово.


Проверка правописания

Не стоит пренебрегать такой простой и в то же время важной функцией текстового редактора, как проверка правописания. Иногда бывают ситуации не когда неправильно пишешь слово, а когда возникают банальные опечатки. Независимо от причин их возникновения (незнание, усталость или отвлечения), они одинаково портят внешний вид готовой книги.

Чаще всего опечатки возникают в случае набора текста традиционным способом, то есть одним-двумя-четырьмя пальцами. В этом случае приходится попеременно смотреть то на экран, то на клавиатуру, и опечатки появляются довольно часто. Сэкономить время набора в 5—6 раз и снизить количество появляющихся опечаток поможет десятипальцевый метод набора. Но опечатки все равно будут появляться.

В любом случае, проверка правописания практически сразу сигнализирует о том, что слово написано неверно. В этом случае его нужно исправить и забыть об этой опечатке. Здесь имеется в виду то, что не нужно выделять время на повторную проверку текста на опечатки, если она уже была сделана прямо по ходу написания. Хотя такая проверка не помешает, но займет она гораздо меньше времени, ведь большая часть опечаток исправлена уже по ходу набора.

Хотя проверка правописания и достаточно мощный инструмент, она не всесильная. Часто проверка пунктуации ставит ее в тупик, а в некоторых предложениях трудно разобраться даже специалисту. Автору по ходу своей деятельности регулярно приходится обращаться к различной литературе по редакционному и издательскому делу, чтобы писать грамотный текст.

Такая проверка является хорошим подспорьем, но не заменяет реальную работу автора над книгой, в том числе по улучшению процесса написания.


Формирование оглавления

В книге объемом больше нескольких страниц оглавление должно быть обязательно, особенно, если Вы собираетесь сделать книгу, к которой читатель захочет вернуться, чтобы освежить в памяти некоторые фрагменты материала. Для художественных книг, тем более, когда одно произведение занимает всю книгу, важность оглавления снижается.

О том, какой должна быть структура книги, изложено в главе Структура. Оглавление по своей сути является отражением именно структуры книги.

В процессе написания книги структура неизбежно будет не только уточняться, но и изменяться: пункты будут добавляться, изменять свои названия, исчезать в результате объединений и двигаться по уровням и между частями книги. Все это должно своевременно отражаться в оглавлении книги.

Самый простой способ формирования оглавления (и самый неэффективный) состоит в том, чтобы набрать его вручную и указать номера страниц. Хорошо, если переименовать один пункт по тексту книги, это затронет только один пункт в содержании, но если сдвинется номер страницы в середине книги это вызовет сдвиг номеров для всех следующих глав.

Кроме того, довольно сложно отслеживать каждое изменение в структуре книги и постоянно согласовывать структуру оглавления с реальной структурой книги. Это адская работа.

Мой взгляд на эту проблему таков: оглавление обязательно должно формироваться автоматически. Вы можете найти в Интернете достаточное количество примеров и описаний как сделать автоматическое оглавление, так что не поленитесь изучить эту функцию.

Упражнение: если Вы еще не знаете, как сделать автоматическое оглавление в своем текстовом редакторе, то уделите этому время на самом раннем этапе написания книги, чтобы сэкономить время в дальнейшем. Если Вы уже знаете об этом, то изучите любую другую полезную в своей работе функцию текстового редактора.

В результате оглавление оказывается всегда согласованным с содержанием книги, что несет в себе следующие преимущества:

– количество времени на верстку сокращается (равно как и количество скучной рутины в работе);

– автоматическое создание оглавления позволяет устранить нам саму возможность рассогласования оглавления с содержимым (либо осуществлять такое согласование в течение секунд), что благоприятно сказывается на качестве книги;

– опция автоматического оглавления может пригодиться Вам в работе или где-то еще помимо книги.

Не жалейте времени на изучение важных и нужных функций своего текстового редактора, ведь это один из самых важных инструментов, с которым приходится работать автору. Эти знания многократно окупают себя в будущем.


Структурирование текста

Текст в книге всегда должен иметь структуру, иначе это будет похоже на беспорядочный поток мыслей, который трудно понимать.

Структура текста основной части книги начинается еще в оглавлении, где описаны разделы, главы и пункты книги, показывающие как сгруппирован материал. Эта структура вытекает естественным образом из ментальной карты, хотя может не совсем точно повторять ее.

Структурирование текста – важный этап, который автор должен проделать не только для удобства читателя, но так же и для того, чтобы самому уяснить структуру своей книги, внести в нее изменения при необходимости. По своей сути структура является тем самым «скелетом», на котором держится все содержание книги.

Структурирование текста в современных программах для редактирования выполняется специальными инструментами, которые будет весьма полезно изучить. Эти инструменты позволяют как разом поменять оформление всех заголовков любого уровня, что полезно при оформлении книги, сворачивать и разворачивать содержимое глав, представляя таким образом очень удобную для обзора структуру без мелких деталей, так и формировать оглавление с номерами страниц в полностью автоматическом режиме.