Кроме того, издательства могут требовать именно структурированный текст, потому что для них это будет гораздо удобнее.
Формирование книги в электронном виде требует структурирования в обязательном порядке. Такая книга легко может быть экспортирована во множество разных форматов с автоматическим внедрением системы оглавления согласно формату. Это же позволяет поисковым системам в случае индексации книги легко обнаруживать структуру и выдавать результаты гораздо точнее, тем самым способствуя распространению книги.
В современном мире информация перестала делиться на «человеческую» и «машинную», машины все больше обрабатываю именно «человеческой» информации
Электронные средства контроля версий файлов
В современном мире мы больше не набираем текст на печатной машинке, когда каждая страница, которую исправляли, требовала повторного набора текста всей страницы. Вместе с преимуществами, которые нам принесли электронные документы, они породили определенные недостатки.
Поскольку изменения в документе сохраняются прямо в файл, предыдущий вариант файла теряется. Таким образом, мы получаем только последний вариант файла и теряем все промежуточные версии. В случае с бумагой мы могли бы сохранить все исправленные листы и при необходимости могли бы восстановить предыдущие варианты книги.
Но это было бы только половина беды. Основная проблема заключается в том, что из-за легкости копирования информации можно сделать несколько копий, затем внести в одну из них изменения и позже случайно стереть ее заменой другой. Или можно внести одни изменения в один файл, а в другой внести другие изменения, и в результате чтобы сформировать окончательный варинт, придется собирать его из двух файлов.
К счастью, уже давно существует большой выбор программ для контроля версий файлов, который позволяет сохранять различные варианты файлов, например, последний вариант, рецензированный вариант и даже по варианту для каждого рецензента. Но кроме этого, возможен одновременный просмотр всех внесенных изменений и много других полезных функций для совместной работы.
Для начинающего писателя использовать специализированные системы контроля версий вряд ли целесообразно, но изучить функцию «Версии» популярного текстового процессора стоит. Эта функция позволит сэкономить немало нервов при работе над книгой. В Интернете очень много различных материалов по использованию этой функции.
Контроль версий полезен для самостоятельной работы, потому что позволяет при редактировании видеть, что было внесено в прошлый раз, таким образом, избавляя от «циклического редактирования», когда первоначальный вариант текста заменяется на другой, а после нескольких дней он снова переписывается на первоначальный.
Так же он позволяет выявить фрагменты текста, которые переписываются раз за разом, что свидетельствует о недостатке внимания к ним.
Дневник
Дневник является весьма важным инструментом саморазвития. Если в юности многие из нас ведут дневники, которые содержат в основном описания происходящих событий и собственные чувства по отношению к этим событиям, то в зрелом возрасте это уже кажется глупым.
При этом когда мы обратимся к опыту выдающихся людей современности и прошлого, то окажется, что они вели подобного рода дневники на протяжение всей жизни. Тем, кто серьезно занимается спортом не обойтись без дневника своих занятий, так же и тем, кто серьезно пишет книгу, не обойтись без дневника своих достижений.
Так же и когда Вы собираетесь в приключение вроде написания книги, не обойтись без дневника, в котором будут зафиксированы различные моменты писательской деятельности. Как и в любом приключении (например, в «Затерянный мир»), по «возвращении» этот дневник может стать весьма интересной путевой заметкой, которую можно будет опубликовать (с некоторыми правками) или оставить для себя.
Что касается самого процесса ведения дневника, то я предлагаю вести его после каждого сеанса писательской работы, а еще лучше каждый день. Не обязательно записывать туда целые страницы, будет достаточно нескольких предложений о том, что сегодня было сделано, как хорошо получилось, в общем, все, что Вам кажется важным.
А еще я предлагаю добавить туда два пункта: успехи и удачи.
В графе «успехов» будут размещаться 2—3 успешных события, к которым Вы непосредственно имеете отношение, например:
– закончил вторую страницу книги;
– проработал целый час;
– применил метод из главы 3.
«Удачи» описывают тоже положительные события, свое влияние на которые Вам трудно установить, например:
– писал в хорошем настроении (а как это вышло – непонятно, но все равно хорошо);
– написал вдохновенный текст (просто вдохновение пришло само, тоже хорошо).
Эти успехи и удачи являются положительным подкреплением деятельности. Бывают и успехи в виде побед: «сегодня было трудно писать, но написал целую тысячу», это тоже очень хорошо.
В дневнике можно писать о чем угодно, лишь бы это помогало развиваться Вам как писателю. Можно описывать свое мнение о прочитанных книгах, анализировать их содержание. А еще ведение дневника, особенно, если Вы пишете не каждый день, помогает развивать навык выражения собственных мыслей на бумаге. Каждый день по несколько предложений и уже через две недели написать один абзац становится проще простого – сел и написал.
Дневник позволяет «выявить» интересные мысли не только о том, что написать в книгу, но и о том, как писать вообще любую книгу. Несколько строчек в дневнике после сеанса работы подводят своеобразный итог деятельности за сеанс, служат еще одним «верстовым столбом», который приближает книгу к завершению.
В своем дневнике я записываю сколько времени я проработал, сколько написал текста, что редактировал. Я всегда могу сравнить как я работал на этой неделе с прошлыми, насколько продвинулась книга, подумать, почему было трудно писать и над чем стоит поработать. После завершения книги появляется интересная картинка о том, сколько в действительности было потрачено времени на написание книги.
Дневник – это выжимки из того самого «личного опыта», который необходим для того, чтобы научиться писать книги
Структура дневника
Далее мы рассмотрим основной шаблон, который я применяю для своей работы, а Вы можете адаптировать его под свои нужды.
Дата: какой же дневник без даты
Настрой на работу: проверить, что я просмотрел содержание, заполнил дневник
Написание текста: что написано, сколько объема и сколько заняло времени
Редактирование: что отредактировал, сколько объема, какие ошибки выявил, сколько потратил времени
Оформление: что оформлял, сколько времени заняло
Публикации: что опубликовал, где, сколько времени затратил
Поддержка: кто мне написал, о чем, что следует сделать, сколько всего обработано писем, сколько заняло времени
Хронометраж: записи вида (время) – (дело)
Идеи: свободное место для записи идей
Итог сессии: что было сделано, куда следует стремиться, что изменить
Только одна книга за раз
Бывают такие случаи, когда идей есть сразу на несколько книг и хочется изучить эти темы параллельно (как в институте), и так же писать книги. Если Вы располагаете очень большим количеством свободного времени (более половины дня), то такое в принципе возможно. Но я не рекомендую такой подход.
Дело в том, что с каждой книгой процесс написания будет трансформироваться. После каждого такого приключения будут появляться новые идеи о реорганизации процесса. Особенно много опыта в плане количества приобретается именно в момент вхождения в тему. Это относится как к «книге о книгах», так и книгам на любую тему. Если Вы будете писать две книги параллельно, то нагрузка в плане приобретения опыта удваивается.
Срок написания книги при ежедневном подходе варьируется от нескольких месяцев до года и занимает в среднем полгода. А теперь давайте представим себе ситуацию с тремя книгами параллельно со средним сроком написания в полгода. Законченные варианты книг будут готовы только через полтора года, в то время как если браться по одной книге за раз, уже через полгода будет готова первая книга, а через год уже и вторая.
Хоть перспектива завершить три книги одновременно и выглядит заманчиво, при том же сроке и последовательном подходе мы получаем, что одна книга уже целый год может продаваться, а вторая книга может продаваться уже полгода.
Да и сам факт завершения книги многое значит для внутреннего ощущения силы, поэтому пренебрегать психоэмоциональными возможностями тоже не стоит.
Тем не менее, примерно раз в неделю мне в голову приходят идеи о том, что можно было бы описать в других книгах. Со временем список идей расширяется и естественным образом группируется вокруг некоторых тем – вот и тема для новой книги и список идей для нее! Когда появляется такая идея, я непременно записываю ее вкратце, описываю ее название, о чем она и когда появилась, а если я уже знаю, к какой книге она будет принадлежать (например, о привычках), то сразу помещаю ее в соответствующий файл на компьютере; если нет, то помещаю ее в файл идей.
То есть, фокусируемся на одной книге за один раз, но все идеи, которые приходят в голову, бережно собираем и группируем. А когда они понадобятся (когда возникнет желание написать следующую книгу), то «стартовый капитал» будет уже готов.
Собственные усилия
Невозможно научиться пахать, читая книги
Я некоторое время назад сам наступил на эти же грабли. Очень часто люди жалуются, что прочитали кучу книг на тему «как стать счастливым», но счастья так и не получили. Здесь я хочу отметить две вещи:
1. Не все книги, к сожалению, имеют достаточно высокий уровень; современному читателю приходится выбирать из огромного количества книг. С другой стороны, это очень хорошо, потому что у него есть выбор: разный стиль изложения, разный подход к проблеме, разные пути решения.
2. Одно только чтение не решает проблемы; проблему всегда решает человек, а книги помогают узнать как с похожими ситуациями справлялись другие, что было хорошо и что плохо.
Поэтому можно сколь угодно долго читать книги, но реальный опыт написания приходит лишь тогда, когда начинают писать. По ходу этого сталкиваешься с огромным количеством самых разных мелочей, упоминание которых в книге бесполезно, потому что смысл многих из них становится понятным только после приобретения опыта.
Чтобы не быть голословным, я применял все из описанных принципов при написании этой книги. Таким образом, каждый фрагмент этой книги был мною лично проверен на собственном опыте. Это отнюдь не означает, что она окажется полезной в неизменном виде для каждого, кто хочет написать книгу, но есть хотя бы один человек, кому она оказалась полезной.
И каждый читатель должен попробовать самостоятельно применять описанные принципы, чтобы выяснить, какие ему подходят, какие нужно заменить, а что нужно скорректировать под его индивидуальный ритм жизни и написания книги. Для этих целей хорошо подходит дневник.
В этом смысле книги могут разъяснить основы, но усвоить их может только человек, приложив к этому определенные усилия.
Упражнение: в дневнике Вы можете отмечать, что изучили за сегодня в деле написания книг (теоретические знания) и что конкретно сделали (практический опыт). И на основании этого делать выводы.
Рефлексия собственного опыта
Большую роль в усвоении материала играет осознание собственных действий и их результата, то есть осознание полученного в ходе работы опыта. Наиболее прозрачно процесс рефлексии может быть выражен в форме дневника, куда Вы записываете свое мнение о прочитанных главах книги, описываете, что показалось непонятным или очевидным, что было применено на практике и как собственный опыт соотносится с описаниями автора.
Взаимодействуя с книгой на таком уровне, а не просто механически заучивая и выполняя упражнения, достигается сразу несколько целей:
1. Глубина и качество усвоения материала растут в разы.
2. Опыт становится личностным, то есть непосредственно связанным с мировоззрением человека, его ценностями и убеждениями; это наилучший опыт, поскольку именно он позволяет человеку изменяться и становиться лучше не только как профессионалу, но и как человеку.
Разумеется, можно изучить все предложенные в книге правила, научиться применять их механически и даже написать таким образом книгу, но она получится сухой и безжизненной. Для того, чтобы стать серьезным профессионалом, нужно быть увлеченным своей профессией.
Хорошим упражнением будет в конце каждого сеанса писательской работы проводить «ревизию» выполненной работы, что получилось удачно, над чем можно поработать, какие вопросы возникли и что можно поискать в Интернете. Так же, в конце чтения каждой из глав книги (и не только этой) можно спрашивать себя «как я могу использовать это в жизни? где это пригодится?». Это тот самый пример активной работы
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги