banner banner banner
Древний мир. Противостояние хамитов и симитов. Том 1. До потопа и после
Древний мир. Противостояние хамитов и симитов. Том 1. До потопа и после
Оценить:
 Рейтинг: 0

Древний мир. Противостояние хамитов и симитов. Том 1. До потопа и после


Ниже для описания происхождения и миграций носителей гаплогрупп T, T1, T2, T1a, T1a1, T1a2, T1a3 использованы материалы [15—16] и другие. Контент может измениться, если, например, в ДНК-генеалогии появятся новые данные или уточнятся старые, или «поплывет» принятая историческая хронология. Но суть останется.

3. ЯЗЫКОВАЯ ГЕНЕАЛОГИЯ

Что это? Это – что-то вроде генетической генеалогии для языков, используемой в первую очередь для т.н. генетической классификации языков [В: Генетическая классификация языков]. (На сегодняшний день насчитывается 5—7 тыс. языков; это много, а когда чего-то много, изучение его начинается со структуризации на основе агрегирования и создания иерархической структуры, чаще всего «дерева»; лингвисты пошли по этому же пути, другого просто нет.)

В более широком плане языковая генеалогия (помимо структуризации языков) формализует некоторые аспекты эволюции/деградации языков, связанные с их изменением во времени, которые в ряде случаев можно рассматривать как своеобразные «мутации», аналогичные снип-мутациям ДНК-генеалогии. При этом автор отдает себе отчет о масштабе и сложности, о достижениях ЯЗЫКОЗНАНИЯ (ЛИНГВИСТИКИ) и не пытается (не дай Бог!) что-то привнести в эту науку. Только почерпнуть и вынести.

Сразу оговоримся, что мы в своих рассуждениях ограничиваемся тем временем, когда понятие «род» имело вполне конкретное содержание, формализованное в ДНК-генеалогии как снип-род. Как мы уже знаем, каждому роду соответствует язык, объект достаточно сложный для наших целей, а потому язык мы представим моделью – некоторой частью его лексики (базовым словарем), взяв, например, 100-словный список М. Сводеша [21]. Как снип (генетический) представляет род, являясь его кодовым именем, так базовый словарь представляет язык рода, являясь своеобразным языковым снипом.

Выше мы описали, как мутирует генетический снип; языковый тоже мутирует, когда какое-то слово базового словаря заменяется на другое (обычно заимствованное исключается). Теоретически можно считать, что каждая такая замена приводит к новому языку; однако, как и в ДНК-генеалогии, такой подход не продуктивен. Следуя [22], будем считать, что при совпадении базовых словарей где-то на 95—70% язык-мутант является ДИАЛЕКТОМ исходного языка (т.н. «тривиальное родство» [22]). Это вполне отвечает ситуации, когда из исходного рода-предка выделяется род-потомок, обособляется, в том числе и территориально, и язык его со временем претерпевает некоторые, пока небольшие, изменения.

Таким образом мы ввели отношение «предок-потомок» на множестве языков, позволяющее (возможно, с привлечение дополнительной информации) построить ЯЗЫКОВОЕ ДЕРЕВО, отталкиваясь от его корня (ствола) – исходного языка, который принято называть ПРАЯЗЫКОМ. В таком дереве можно выделить уровни, например:

– языки, совпадающие по базовому словарю с праязыком на 50—70% (т.н. «заметное родство» [22]) отнести к ЯЗЫКОВОЙ ГРУППЕ праязыка;

– языки, совпадающие по базовому словарю с праязыком на 10—30% включительно (т.н. «конвенциональное родство» [22]) отнести к ЯЗЫКОВОЙ СЕМЬЕ праязыка.

При необходимости можно вводить надсемьи (макросемьи) и подсемьи (микросемьи), надгруппы и подгуппы, наднад-, надпод-, поднад-, подпод- и т. д. Понятно, также, что в качестве праязыка можно брать любой язык.

Есть в языковой генеалогии и математические модели, аналогичные моделям ДНК-генеалогии, описывающие состояние базового словаря во времени (занимается подобными моделями научное направление ГЛОТТОХРОНОЛОГИЯ, что означает «учение о языке во времени» [В: Глоттохронология]). Базовая модель предполагают, что скорость изменения словаря пропорциональна его объему, что приводит к формуле:

c = c (t) = exp (– dt); t = – ln (c) / d

где c = c (t) – доля базового словаря, оставшаяся неизменной к моменту времени t, измеряемому в тысячах лет (тл), d = 0,14—0,17 – эмпирический коэффициент [22]. Аналогичная формула описывает радиоактивный распад и многие другие процессы; период полураспада, т.е. время, за которое словарь изменится наполовину, равен 4—5 тл; можно считать, что за это время исходный праязык распадается на группу родственных языков, а за время вдвое меньшее появляются его диалекты.

И все было бы ясно и с родами, и с языками, и с соответствием одного другому, если бы мы с тобой, читатель, были бессмертными наблюдателями, которых создал бы Яхве на шестой день творения (но до того как слепил Адама) для фиксации истории человечества. К сожалению, лингвистика и ДНК-генеалогия решают обратные задачи: как отталкиваясь от современных языков (5000) и современных человеков (8 млрд.) восстановить взаимосвязанные языковую и родовую структуры, описать их эволюцию и остаться при этом в живых.

Пока наука далека от решения этих задач. В дереве снипов гаплогруппы Т [15] насчитывается порядка 550 снипов, распределенных по уровням; по общему филогенетическому дереву, объединяющему гаплогруппы от А до Т [19] подобной информации у автора нет, да и ситуация здесь быстро меняется. Но что есть – это утверждение о существовании общего предка всех современных мужчин, т. н. Y-хромосомного Адама, жившего где-то 138 тлн (ожидаемое время; доверительный (95%) интервал – 156—120 тлн) [23].

Эти оценки поручены в предположении, что все ныне живущие люди имели одного общего предка. Если это не так и Адамов было несколько, то все меняется, но подобные расчеты не проводились. Аналогично Y-хромосомному Адаму существует понятие митохондриальной Евы, так как подобно описанной выше передаче Y-ДНК по мужской линии, передается и митохондриальная ДНК по женской [В: Митохондриальная ДНК]. Сопоставимая оценка ожидаемого времени жизни митохондриальной Евы дает 124 тлн, доверительный интервал – 148—99 тлн. [23].

В языковом дереве по некоторым данным насчитывается около 30 семей, 400 групп и 5000 языков; и здесь выдвигаются гипотезы о существовании единственного праязыка, породившего все языки теперешнего человечества. И в самом деле, если Y-хромосомный Адам – реальность, то должен же он как-то объясняться с окружающими. И если он объяснялся с ними с помощью речи, то такой язык должен был существовать. У него (языка) есть уже имя – борейский праязык. Он является предковым для праязыков макросемей: афразийской, ностратической, сино-кавказской, аустрической и др [21].

Но здесь есть деталь, в которой может прятаться известно кто. А именно, существуют теории, что речи предшествовали жесты или пение (без слов). А если это так, то наш Y-хромосомный Адам мог вполне себе петь или жестикулировать, а заговорили впервые независимо друг от друга несколько его потомков. И тогда борейский язык не существует, а первыми праязыками были, возможно, праязыки перечисленных выше макросемей или иных языковых структур верхнего уровня.

И уж совсем туманна связь праязыков верхнего уровня и гаплогрупп или снипов. Но только не в нашем случае: далее мы собираемся показать, что НОИТЫ Т1а БЫЛИ НОСИТЕЛЯМИ ПРАЯЗЫКА АФРАЗИЙСКОЙ МАКРОСЕМЬИ.

Для целей настоящей книги введем несколько необычную, но простую терминологию, связанную с деревом языков. Его висячие вершины – листья – соответствуют ЯЗЫКАМ; веточки дерева, на которых растут группы листьев – ГРУППЫ ЯЗЫКОВ – соответствуют ПРАЯЗЫКАМ; ветки дерева, из которых растут группы веточек – ГРУППЫ ПРАЯЗЫКОВ – соответствуют ПРАПРАЯЗЫКАМ или 2ПРАЯЗЫКАМ; ветви дерева, из которых растут группы веток – ГРУППЫ 2ПРАЯЗЫКОВ – соответствуют ПРАПРАПРАЯЗЫКАМ или 3ПРАЯЗЫКАМ; стволу дерева, из которого растут ветви – ГРУППЫ 3ПРАЯЗЫКОВ – соответствует ПРАПРАПРАПРАЯЗЫК, или 4ПРАЯЗЫК, или БОРЕЙСКИЙ ПРАЯЗЫК.

Мы шли по дереву языков снизу-вверх; изменим направление на сверху-вниз. Борейскому языку соответствует ГРУППА 3праязыков, СЕМЬЯ 2праязыков, МАКРОСЕМЬЯ праязыков и, наконец, вся СОВОКУПНОСТЬ языков. Понятно, что предлагаемая терминология достаточно универсальна и легко обобщается на любое количество уровней иерархии языкового дерева; например, в эту схему можно включить ДИАЛЕКТЫ, появляющиеся через 2—3 тл после начала распада языка.

Аналогичным образом можно описать и РОДОВОЕ ДЕРЕВО; по-видимому, в начале времен (Первого и Последнего) между родовым и языковым деревьями существовало взаимно-однозначное соответствие. Например:

– 3прарод – ноиты, 3праязык – ноитский (около 16 тлн); при из распаде формируются группа 2прародов – хамиты, симиты и яфетиды – и соответствующая им группа 2праязыков – хамитский, симитский и яфетский (около 12 тлн);

– при распаде 2прарода хамитов и их языка формируются группа прародов и их праязыков (мы назовем их позже); среди них – хананеи и хананейский язык (около 8 тлн);

– при распаде рода хананеев и их языка формируется группа родов и их языков (мы назовем их позже); среди них – род сидонян (финикийцев) и их язык (около 4 тлн).

Отметим также, что в литературе делаются попытки упорядочить временные эпитеты родов и языков. Так, например, предлагается 3пра род и язык называть ДРЕВНЕЙШИМ (12—8 тлн), 2 пра – ДРЕВНИМ (8—4 тлн), пра – СТАРЫМ (4—0 тлн). Но без особого успеха. Хотя звучит неплохо: «древнейшие ноиты», «древние шумеры», «старые греки». Но, видимо, не для уха греков и европейцев, вышедших из греческой «шинели». Однако, по поводу всех этих «деревьев» устами Мефистофеля-Фауста великий поэт заметил так:

«Теория, мой друг, суха,
Но зеленеет жизни древо»
(И. Гете, «Фауст»; перевод Б. Пастернака).

4. СВЯЩЕННЫЕ ЧИСЛА

В первых цивилизациях Последнего времени (Шумер, Хараппа, Египет) были известны числа, которые называли священными, божественными и т.п.. То, что они упоминаются не только в текстах трех этих цивилизаций, но и далеко за их пределами, позволяет предположить, что пришли эти числа из далекого Первого времени. Более того, цивилизации Первого времени намеренно заложили эти числа в свои мифы и распространила их по миру, используя своих мореходов, ходивших по всем морям и океанам земли. Возможно, таким образом она пыталась сообщить другим народам и потомкам о циклической природе бытия и о грозящих людям опасностях в этой связи.

Так, в самом знаменитом мифе об Исиде и Осирисе встречаются числа 360, 30, 12 и 72 [24]. Причем первые три число названы (число дней в году, в месяце, число месяцев в году), а вот последнее – 72 – интригует: «Тифон (Сетх – авт.) по возвращению Осириса стал готовить ему западню, втянув в заговор семьдесят два человека…» [25].

А вот другие примеры [24]:

– в норвежском мифе на бой с «Волком» из Валгаллы выступает 432 тыс. воинов;

– допотопные боги-цари правили Шумером 432 тыс. лет;

– китайские предания о потопе собраны в 4320 томов;

– храм Боробудур на Яве имеет 72 ступы;

– в «Календаре длинного счета» майя фигурируют периоды (в днях): 1 Катун – 7200, 1 Тун – 360, 6 Катун – 43200, 6 Тун – 2160;

– в Ригведе 10800 строф, 432 тыс. слогов; в строфе 1:64 говорится о «колесе с 12 спицами, на которых стоят 720 сынов Агни»;

– Пураны сообщают о четырех «Югах» продолжительностью (в «божественных годах»: Крита Юга – 4800, Трета Юга – 3600, Двапара Юга – 2400, Кали Юга – 1200; один божественный год равен 360 годам смертных, а значит, Кали Юга длится 432 тыс. лет.

«Кстати, Кали – Юга … – наша эпоха. Рукописи утверждают, что „в век Кали (демона Кали – авт.) процветание будет приходить в упадок, пока род человеческий не приблизиться к гибели“» [24].

Первые божественные числа были связаны, по-видимому, с космо-теогонией Первого времени, что нашло отражение и в космо-теогониях Шумера и Египта:

– 0 – бесконечный и предвечный Океан (Вселенная до акта творения);

– 1 – верховный бог, создавший сам себя (Атум у египтян; Намму у шумеров);

– 2 – дети верховного бога (Шу (воздух), Тефнут (влага); Ан (небо), Ки (земля));

– 3 – семья верховного бога (Атум, Шу, Тефнут; Намму, Ан, Ки);

– 5 – большая семья верховного бога: (Атум, Шу, Тефнут, Нут (небо), Геб (земля); Намму, Ан, Ки, Энлиль (воздух), Энки (вода)).

Нетрудно видеть, что пятерки основных богов у египтян и шумеров схожи; видимо, такой же была и пятерка богов сифитов.

Итак, первые божественные числа – 0, 1, 2, 3, 5; попарные произведения дают: 2х3=6, 2х5=10, 3х5=15; 0 можно было приписывать: 60, 600, 10, 100 и т. д. Следующие священные числа возникали так: (2х2) х (3) =12, т.е. 2 множителя равны 2 (2+2=4), 1 множитель равен 3 (1+3=4); индекс числа 12 равен 4. Самое совершенное число: множители 2 и 3, индекс 5: (2х2х2) х (3х3) =72. С индексом 6 два примечательных числа: (2х2х2х2) х (3х3х3) =432 и (2х2х2х2) х (3х3х3) х (5) =2160. С индексом 7 выделим одно число: (2х2х2х2х2) х (3х3х3х3) =2592.

Внимательный читатель, конечно, заметил, что все эти числа связаны с прецессией – самым важным астрономическим открытием Первого времени и раннего периода Последнего времени. Но это лишь досужие упражнения древних жрецов-математиков. А были еще и более серьезные люди – древние жрецы-астрономы. Их многовековые наблюдения выявили тоже ряд фундаментальных чисел. Мы дадим их в современных значениях; думаем, что ученые Первого времени были к ним весьма близки:

– сутки (средний промежуток времени (с.п.в.) между двумя последовательными восходами солнца) – 1 сут;