Книга Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам). Практический комментарий к Инструкции ЦБ РФ от 14.09.2006 №28-И - читать онлайн бесплатно, автор Коллектив авторов. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам). Практический комментарий к Инструкции ЦБ РФ от 14.09.2006 №28-И
Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам). Практический комментарий к Инструкции ЦБ РФ от 14.09.2006 №28-И
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам). Практический комментарий к Инструкции ЦБ РФ от 14.09.2006 №28-И

Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), которая устанавливает международные стандарты и разрабатывает политику по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, приняла в 1990 г. Сорок рекомендаций по борьбе с отмыванием денег. В 1996 году Сорок рекомендаций были пересмотрены в целях учета развивающихся типологий отмывания преступных доходов.

В качестве одной из мер, которые следует принять финансовым учреждениям и нефинансовым предприятиям для предотвращения отмывания денег и финансирования терроризма, в Сорока рекомендациях указана надлежащая проверка клиентов и ведение их учета[19]. Согласно Рекомендации 5 Сорока рекомендаций, финансовым учреждениям следует принимать меры по надлежащей проверке клиентов, включая установление и подтверждение личности своих клиентов, при налаживании деловых отношений, наличии подозрений относительно отмывания денег или финансирования терроризма либо при наличии у финансового учреждения подозрений относительно достоверности или адекватности полученных ранее данных о личности клиента.

Кроме того, в документе говорится о необходимости принятия мер по надлежащей проверке клиента, в том числе идентификации клиента и подтверждении его личности с использованием надежных, независимых первичных документов, данных или информации о клиенте, целях и предполагаемом характере деловых отношений с ним. Финансовым учреждениям следует проверять личность клиента до или в ходе установления деловых отношений. В случаях, когда финансовое учреждение не может выполнить указанные выше требования, согласно Рекомендации 5 Сорока рекомендаций ему не следует открывать счет, вступать в деловые отношения или заключать сделку.

Регулирующие органы США в свою очередь в требованиях к программе идентификации клиентов[20] предусматривают необходимость наличия порядка открытия счетов с указанием идентифицирующей информации, которая будет получаться от каждого клиента. Также указано на необходимость четкой регламентации «разумных и практических исходящих из фактора риска» процедур проверки личности каждого клиента. Предполагается, что по результатам проведения указанных процедур банк получит достоверную информацию о каждом клиенте.

Российская Федерация в качестве члена ФАТФ[21] отразила упомянутые международные требования в Законе о противодействии. Так, п. 1 ст. 7 Закона о противодействии[22] устанавливает обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, к которым в соответствии со ст. 5 Закона о противодействии относятся и кредитные организации, идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя и установить в отношении физических лиц – фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии); в отношении юридических лиц – наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения.

Во исполнение требований п. 2 ст. 7 Закона о противодействии Банком России было принято Положение № 262-П. Согласно п. 2.1 Положения № 262-П, в целях идентификации клиента кредитной организацией осуществляется сбор сведений и документов, являющихся основанием совершения банковских операций и иных сделок, а также иной необходимой информации и документов.

Учитывая, что лицо, обращающееся в банк в целях получения банковской услуги, будет являться «клиентом», то лицо, заключающее с банком договор банковского счета, подпадает под указанную категорию.

В соответствии с п. 5 ст. 7 Закона о противодействии кредитным организациям запрещается открывать счета (вклады) физическим лицам без личного присутствия лица, открывающего счет (вклад), либо его представителя.

В соответствии с ГК РФ заключение договора банковского счета является основанием для открытия банковского счета (ст. 846 ГК РФ). При этом, согласно ст. 845 ГК РФ, по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. Именно в таком значении понятие «счет» используется и в ст. 6 и 7 Закона о противодействии.

Такая позиция, в частности, нашла свое отражение в п. 1 информационного письма от 29.08.2003 № 4 «Обобщение практики применения Федерального закона „О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“», подготовленного Департаментом финансового мониторинга и валютного контроля Банка России, согласно которому подп. 3 п. 1 ст. 6 Закона о противодействии для целей отнесения операций по зачислению денежных средств на счет (вклад) или их списанию со счета (вклада) юридического лица к операциям, подлежащим обязательному контролю, в качестве одного из критериев указывает на их совершение по банковским счетам (вкладам) юридического лица (т. е. счетам, открытым на основании договора банковского счета (вклада)[23].

Учитывая изложенное, установленный абз. 3 п. 5 ст. 7 Закона о противодействии запрет кредитным организациям открывать счета (вклады) физическим лицам без личного присутствия лица, открывающего счет (вклад), либо его представителя не распространяется на счета, открытые не на основании договора банковского счета (вклада).

6. В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона о противодействии обязанность по идентификации клиента возложена на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом.

Статьей 5 Закона о противодействии установлен исчерпывающий перечень субъектов, признаваемых в целях Закона о противодействии организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и Банк России в указанном перечне отсутствует.

Таким образом, у подразделений расчетной сети Банка России отсутствует обязанность по идентификации клиентов при открытии им банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам). И это обоснованно, поскольку основная часть клиентов Банка России является поднадзорными кредитными организациями либо публичными образованиями.

7. Согласно п. 5 ст. 7 Закона о противодействии, кредитным организациям запрещается открывать счета (вклады) физическим лицам без личного присутствия лица, открывающего счет (вклад), либо его представителя. В указанной норме речь идет о запрете совершения без личного присутствия клиента или его представителя банковской операции по открытию банковского счета (счета по вкладу).

В случае открытия клиенту банковского счета, счета по вкладу (депозиту) на основании одного договора, предусматривающего возможность открытия нескольких банковских счетов, счетов по вкладу (депозиту), последующее внесение банком на основании волеизъявления клиента с использованием системы дистанционного банковского обслуживания записи в Книгу регистрации открытых счетов об открытии клиенту очередного банковского счета (счета по вкладу) следует рассматривать как исполнение банком своих обязательств по заключенному с клиентом договору, предусматривающему возможность открытия нескольких банковских счетов (счетов по вкладу).

В этой связи, когда речь идет об исполнении банком своих обязательств по ранее заключенному договору, предусматривающему возможность открытия нескольких банковских счетов (счетов по вкладу), и действия банка фактически представляют собой внесение бухгалтерской записи об открытии соответствующего лицевого счета в Книгу регистрации отрытых счетов, совершение банком такого действия без личного присутствия лица, которому открывается счет (вклад), либо его представителя, не нарушает запрета, установленного п. 5 ст. 7 данного Закона.

Указанное нашло отражение в письме Департамента финансового мониторинга и валютного контроля от 19.08.2010 № 12-1-5/1550.


1.3. Открытие банковского счета, счета по вкладу (депозиту) завершается, а банковский счет, счет по вкладу (депозиту) является открытым с внесением записи об открытии соответствующего лицевого счета в Книгу регистрации открытых счетов.

Запись об открытии лицевого счета должна быть внесена в Книгу регистрации открытых счетов не позднее рабочего дня, следующего за днем заключения соответствующего договора банковского счета, вклада (депозита).

Основанием закрытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту) является прекращение договора банковского счета, вклада (депозита) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Закрытие банковского счета, счета по вкладу (депозиту) осуществляется внесением записи о закрытии соответствующего лицевого счета в Книгу регистрации открытых счетов.

Запись о закрытии лицевого счета должна быть внесена в Книгу регистрации открытых счетов не позднее рабочего дня, следующего за днем прекращения соответствующего договора банковского счета, вклада (депозита), если законодательством Российской Федерации не установлено иное.

Не является закрытием банковского счета, счета по вкладу (депозиту) внесение в Книгу регистрации открытых счетов записи о закрытии лицевого счета в связи с изменением номера лицевого счета, обусловленным требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных актов Банка России (в частности, вследствие изменения порядка ведения бухгалтерского учета, изменения Плана счетов бухгалтерского учета).

Записи в Книгу регистрации открытых счетов вносятся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и банковскими правилами.

1. Данная норма Инструкции № 28-И указывает на момент признания банковского счета, счета по вкладу (депозиту) открытым или закрытым.

Наличие такой нормы представляется особенно важной в свете необходимости выполнения кредитной организацией своей публично-правовой обязанности, установленной ст. 86 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), предусматривающей, что банк обязан сообщить об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя) на бумажном носителе или в электронном виде в налоговый орган по месту своего нахождения в течение пяти дней со дня соответствующего открытия, закрытия или изменения реквизитов такого счета.

В соответствии со ст. 11 НК РФ для целей НК РФ под счетами (счетом) понимаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты.

Как следует из данного определения, основным квалифицирующим признаком счета для целей НК РФ является его открытие на основании договора банковского счета (глава 45 ГК РФ). Счета по вкладу (депозиту), открываемые на основании договора банковского вклада (депозита), не подпадают под определение счета по смыслу НК РФ и, следовательно, на такие счета не распространяется обязанность кредитной организации по направлению сообщения в налоговый орган, предусмотренная ст. 86 НК РФ.

Рассматриваемой публично-правовой обязанности кредитной организации, открывающей (закрывающей) банковский счет налогоплательщика, корреспондирует аналогичная публично-правовая обязанность самого налогоплательщика, установленная ст. 23 НК РФ, по письменному сообщению в налоговый орган по местонахождению организации, месту жительства индивидуального предпринимателя об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов. При этом индивидуальные предприниматели сообщают в налоговый орган о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности.

Форма Сообщения об открытии (закрытии) счета (лицевого счета) (форма № С-09-1) утверждена приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@ «Об утверждении форм и форматов сообщений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, а также порядка заполнения форм сообщений и порядка представления сообщений в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи»[24].

Таким образом, ввиду ограниченного срока исполнения налогоплательщиком своей обязанности перед налоговым органом по предоставлению информации об открытии или закрытии счетов с практической точки зрения представляется важным, чтобы кредитная организация осуществляла своевременное информирование своего клиента о всех реквизитах открываемого ему счета или о факте закрытия счета, не создавая искусственных препятствий в получении клиентом данной информации, являющейся необходимой для исполнения им своей публично-правовой обязанности.

В связи с этим в п. 11.1 Инструкции № 28-И, определяющем содержание банковских правил кредитной организации, непосредственно указано на то, что банковские правила должны содержать в том числе положения о порядке уведомления клиентов о реквизитах их банковских счетов.

2. Положение данного пункта о том, что не является закрытием банковского счета, счета по вкладу (депозиту) внесение в Книгу регистрации открытых счетов записи о закрытии лицевого счета в связи с изменением номера лицевого счета, обусловленным требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных актов Банка России (в частности, вследствие изменения порядка ведения бухгалтерского учета, изменения Плана счетов бухгалтерского учета), с практической точки зрения служит цели разграничения между бухгалтерской операцией и банковской операцией: открытие лицевого счета – бухгалтерская операция, открытие банковского счета – банковская операция.

Книга регистрации открытых счетов является бухгалтерским документом и ведется в соответствии с п. 2.1 раздела 2 «Аналитический и синтетический учет» Положения № 302-П, где указано, что записи об открытии и закрытии лицевых счетов вносятся в Книгу регистрации открытых счетов, содержащую следующие данные:

– дата открытия счета;

– дата и номер договора, в связи с заключением которого открывается счет;

– фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование клиента;

– вид банковского счета, счета по вкладу (депозиту) либо наименование (цель) счета (если счет открывается на основании договора, отличного от договора банковского счета, вклада (депозита));

– номер счета;

– порядок и периодичность выдачи выписок из счета;

– дата сообщения налоговым органам об открытии банковского счета;

– дата закрытия счета;

– дата сообщения налоговым органам о закрытии банковского счета;

– примечание.

Таким образом, как видно из рассматриваемой нормы Положения № 302-П, в Книге регистрации открытых счетов указываются все лицевые счета, относящиеся к аналитическому учету, как являющиеся банковскими счетами, счетами по вкладу (депозиту), открываемые клиентам, так и не имеющие такого статуса.


1.4. В целях организации работы по открытию и закрытию банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам) кредитная организация принимает банковские правила в соответствии с главой 11 настоящей Инструкции.

Из числа своих работников банк определяет должностных лиц, ответственных за работу с клиентами по открытию и закрытию счетов клиентам (далее – должностные лица банка), установив им соответствующие должностные права и обязанности, с которыми они должны быть ознакомлены под роспись.

1. Банковские правила являются основным документом кредитной организации, в котором отражается весь спектр вопросов, связанных с организации внутренней работы конкретной кредитной организации по обслуживанию своих клиентов при открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам).

При этом степень подробности изложения в банковских правилах процедурных вопросов обслуживания клиентов при открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам) нормативно не установлена, в связи с чем на практике встречаются как банковские правила, представляющие собой достаточно объемный и подробный документ, т. е. фактически технологическую карту обслуживания клиентов, так и достаточно формальный документ, фактически дублирующий положения Инструкции № 28-И.

Представляется, что излишне формализованный подход к содержанию банковских правил, фактически заключающийся в копировании текста Инструкции № 28-И без учета условий деятельности кредитной организации, включая в том числе объем и характер операций, виды и уровень банковских рисков и иные обстоятельства, вряд ли можно считать оправданным.

Одним из основополагающих документов в мировой практике в области банковского регулирования и надзора является документ Базельского комитета по банковскому надзору «Система внутреннего контроля в банках: основы организации (сентябрь, 1998 год)»[25], представляющий собой рекомендации, стимулирующие эффективное управление рисками. Указано, что эффективная система внутреннего контроля является критически важным компонентом управления банком и основой для обеспечения безопасности и устойчивости банковских операций. Эффективная система внутреннего контроля призвана обеспечить реализацию целей и задач банковских учреждений с тем, чтобы банки могли достигать долгосрочных целей в области рентабельности и поддерживать надежную систему финансовой и управленческой отчетности. Помимо этого такая система будет способствовать соблюдению законов и регулятивных норм, а также политики банка в разных областях деятельности, принятых планов, внутренних правил и процедур и снижать риск непредвиденных убытков или подрыва репутации банка[26].

Внутренний контроль является делом всех сотрудников, работающих в банке, хотя и в разной степени. Существенным элементом сильной системы внутреннего контроля является признание всеми сотрудниками необходимости эффективного выполнения своих обязанностей и доведения до сведения руководства надлежащего уровня любых операционных проблем, случаев несоблюдения кодекса профессиональной этики или других нарушений правил или злоупотреблений. Лучше всего этого можно достичь, когда операционные процедуры описаны в четко составленных документах, доступных всем заинтересованным сотрудникам банка[27].

Имплементация сформулированных Базельским комитетом принципов по организации внутреннего контроля нашла свое отражение в Положении Банка России от 16.12.2003 № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах»[28]. Пунктом 3.8 Положения № 242-П установлено, что кредитная организация должна принять внутренние документы по основным вопросам, связанным с осуществлением внутреннего контроля. В качестве такого вопроса п. 5 Перечня основных вопросов, связанных с осуществлением внутреннего контроля, по которым кредитная организация должна принять внутренние документы, определено открытие (закрытие) и ведение счетов и вкладов.

Таким образом, банковские правила, разрабатываемые кредитной организацией в соответствии с требованиями Инструкции № 28-И, являются необходимым средством (составной частью) эффективной и результативной системы внутреннего контроля, включая управление банковскими рисками.

2. Инструкция № 28-И не определяет перечень требований (в том числе квалификационных), которым должны соответствовать «должностные лица банка»; не указывает способ (например, путем принятия распорядительного акта либо внутреннего документа), который кредитная организация изберет для определения этой категории сотрудников; не определяет уровень ответственного лица (например, руководитель либо его заместитель), которое примет решение о том, кто именно из сотрудников кредитной организации будет относиться к категории должностных лиц банка, и т. п.

Для целей определения должностных лиц банка кредитная организация может как поименно указать сотрудников банка, относящихся к данной категории, так и предусмотреть перечень должностей, занимая которые сотрудники кредитной организации будут автоматически попадать в категорию должностных лиц банка. Таким образом, банк самостоятельно избирает способ указания (определения) должностных лиц, ответственных за работу с клиентами по открытию и закрытию счетов клиентам.

3. В практике возникает вопрос о возможности выделения среди сотрудников филиала кредитной организации лиц, относящихся к категории должностных лиц банка, путем принятия соответствующего решения руководителем филиала банка.

Согласно преамбуле Инструкции № 28-И, по смыслу данного нормативного акта в понятие «банк» включается не только кредитная организация, но и ее филиал.

В соответствии с п. 3 ст. 55 ГК РФ руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Таким образом, не будет противоречить Инструкции № 28-И принятие руководителем филиала кредитной организации решения о выделении среди сотрудников филиала лиц, относящихся к категории должностных лиц банка.


1.5. Должностные лица банка осуществляют прием документов, необходимых для открытия счета соответствующего вида, проверку надлежащего оформления документов, полноты представленных сведений и их достоверности в случаях и в порядке, установленных настоящей Инструкцией, на основании полученных документов проверяют наличие у клиента правоспособности (дееспособности), а также выполняют другие функции, предусмотренные настоящей Инструкцией, банковскими правилами и должностной инструкцией. В указанных целях должностные лица банка взаимодействуют с клиентами и их представителями, запрашивают и получают необходимую информацию.

Должностные лица банка могут быть уполномочены проводить идентификацию клиента в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Должностные лица банка могут быть уполномочены оформлять в порядке, установленном пунктом 7.13 настоящей Инструкции, карточку с образцами подписей и оттиска печати (далее – карточка).

1. Рассматриваемое положение Инструкции № 28-И устанавливает перечень основных полномочий должностных лиц банка, которые они осуществляют, при этом данный перечень не является закрытым. Каждая кредитная организация самостоятельно определяет круг полномочий своих должностных лиц банка, руководствуясь при этом в первую очередь принятой в ней организацией процедуры по обслуживанию клиентов при открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам).

Отдельно выделено такое возможное полномочие должностного лица банка, как право оформлять карточку с образцами подписей и оттиска печати в порядке, установленном п. 7.13 Инструкции № 28-И.

Пунктом 7.13 Инструкции № 28-И установлено, что карточка с образцами подписей и оттиска печати может быть оформлена без нотариального свидетельствования подлинности подписей в присутствии уполномоченного лица. При этом под уполномоченным лицом п. 7.13 Инструкции № 28-И понимает сотрудника банка, уполномоченного распорядительным актом банка оформлять карточку с образцами подписей и оттиска печати в соответствии с п. 7.13 Инструкции № 28-И.

Отличием наделения полномочиями должностного лица банка от наделения полномочиями уполномоченного лица является способ предоставления им права оформлять карточку с образцами подписей и оттиска печати в порядке, установленном п. 7.13 Инструкции № 28-И.

Если для уполномоченного лица этот порядок четко формально определен – это должен быть распорядительный акт кредитной организации, то для должностного лица банка такой определенности не предусмотрено, поскольку слова «в порядке, установленном п. 7.13 Инструкции» относятся к оформлению карточки, а не к порядку наделения полномочиями.

Кредитная организация самостоятельно решает вопрос о способе установления должностных обязанностей (полномочий) должностных лиц банка. В этой связи должностным лицам банка может быть предоставлено полномочие по оформлению карточки с образцами подписей и оттиска печати, например, путем закрепления такого полномочия в их должностных инструкциях, а также путем издания кредитной организацией отдельного распорядительного акта.

2. Ранее действовавшая (до 22.06.2008) редакция п. 1.5 Инструкции № 28-И предусматривала, что должностные лица банка проводят в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, идентификацию клиента, а также проверяют наличие у клиента правоспособности (дееспособности).

Данная редакция п. 1.5 Инструкции № 28-И у ряда кредитных организаций вызвала не вполне методологически правильное, но при определенном допущении вполне возможное толкование, заключающееся в том, что, по их мнению, рассматриваемый пункт установил требование об осуществлении идентификации клиента только должностными лицами банка. Вместе с тем п. 1.5 Инструкции № 28-И, отсылая к законодательству Российской Федерации, самостоятельно не определял, каким именно сотрудником банка может быть осуществлена идентификация клиента при открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту).