Определение порядка осуществления идентификации клиентов не относится к предмету регулирования Инструкции № 28-И, которая, говоря о деятельности банка в области ПОД/ФТ при открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту), содержит отсылочную норму к порядку, установленному законодательством Российской Федерации, под которым в данном случае подразумевается законодательство в области ПОД/ФТ. Таким образом, п. 1.5 Инструкции № 28-И при его системном рассмотрении с п. 1.4 Инструкции № 28-И (в редакции, действовавшей до 22.06.2008), который не содержал исчерпывающий перечень полномочий должностных лиц банка, указывая, что они «выполняют иные действия, предусмотренные настоящей Инструкцией и банковскими правилами», устанавливал, что на должностных лиц банка могут быть в числе прочих возложены полномочия по идентификации клиентов.
В целях более точного понимания кредитными организациями правового регулирования полномочий должностных лиц банка было принято Официальное разъяснение Банка России от 13.07.2007 № 32-ОР «О применении пунктов 1.4, 1.5 и 1.11 Инструкции Банка России от 14.09.2006 № 28-И „Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)“»[29], в котором разъяснялось, что п. 1.4, 1.5 и 1.11 Инструкции № 28-И определен перечень полномочий должностных лиц банка, который не является исчерпывающим. Конкретные права и обязанности должностных лиц банка определяются кредитной организацией в должностных инструкциях и банковских правилах.
В целях внесения большей определенности п. 1.5 Инструкции № 28-И был изложен в новой редакции, которая предусматривает, что должностные лица банка могут быть уполномочены проводить идентификацию клиента в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3. Перечень полномочий должностных лиц банка не означает, что описанные действия могут совершаться в банке исключительно данной категорией сотрудников. Кредитная организация в зависимости от характера, целей и масштабов осуществляемой деятельности вправе самостоятельно принять такое решение, при наличии необходимости предоставив возможность осуществления всех или отдельных функций лицам, не относящимся к категории должностных лиц банка. При этом необходимо учитывать, что передача отдельных функций лицам, не относящимся к категории должностных лиц банка, не означает, что кредитная организация при этом вправе не выполнять требования п. 1.4 Инструкции № 28-И, т. е. не определять из числа своих работников лиц, относящихся к категории «должностные лица банка».
Таким образом, рассматриваемая норма не исключает возможности для кредитной организации в зависимости от масштабов ее деятельность осуществлять все из перечисленных функций посредством своих сотрудников, отнесенных к специальной категории, либо наравне с определением части сотрудников в качестве должностных лиц банка передавать предусмотренные комментируемым п. 1.5 Инструкции № 28-И полномочия на аутсорсинг третьим лицам.
1.6. При открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту) кредитная организация должна идентифицировать клиента в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и установить, действует ли клиент в своих интересах или в интересах выгодоприобретателя.
В случае если клиент действует в интересах выгодоприобретателя, кредитная организация должна идентифицировать выгодоприобретателя в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Кредитная организация обязана систематически обновлять информацию, получаемую при идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и банковскими правилами.
1. Инструкция № 28-И не регулирует вопросы, связанные с процессом проведения идентификации кредитными организациями своих клиентов и выгодоприобретателей, поскольку рассматриваемый пункт в отношении вопросов об идентификации содержит отсылку на законодательство Российской Федерации.
2. Закон о противодействии не предусматривает института представительства при идентификации клиентов и выгодоприобретателей. Институт представительства может быть использован для исполнения публично-правовых обязанностей, только когда такая возможность непосредственно предусмотрена законом, т. е. публично-правовая обязанность по идентификации клиентов (выгодоприобретателей) должна исполняться кредитной организацией самостоятельно.
В соответствии с п. 2.1 Положения № 262-П в целях идентификации клиента, установления и идентификации выгодоприобретателя кредитной организацией осуществляется сбор сведений и документов, предусмотренных приложениями 1–3 к Положению № 262-П, документов, являющихся основанием совершения банковских операций и иных сделок, а также иной необходимой информации и документов. Федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции и в порядке, согласованном ими с Банком России, предоставляют кредитным организациям сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, Сводном государственном реестре аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний, а также сведения об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов. Кредитная организация также может использовать иные дополнительные (вспомогательные) источники информации, доступные кредитной организации на законных основаниях.
Таким образом, документы, содержащие сведения, необходимые для идентификации клиентов, могут быть предоставлены как клиентами, так и иными лицами.
Следовательно, по смыслу Положения № 262-П обязанность кредитной организации по идентификации клиентов будет выполнена в случае, если осуществлен сбор сведений и документов из любых доступных кредитной организации на законных основаниях источников. При этом Законом о противодействии, Положением № 262-П не установлен закрытый перечень источников получения информации и документов, необходимых для идентификации клиента.
Пунктом 2.2 Положения № 262-П установлено, что все документы представляются клиентами кредитным организациям в подлиннике или надлежащим образом заверенной копии. В случае представления копий документов кредитная организация вправе потребовать представления подлинников документов для ознакомления. Указанный пункт также не устанавливает, какие документы представляются клиентами, а какие получаются из иных источников. При этом данный пункт не запрещает получение кредитными организациями документов от иных источников в подлиннике или надлежащим образом заверенной копии.
Следовательно, информация и документы могут представляться в кредитную организацию в том числе представителями, агентами, иными уполномоченными лицами, а также третьими лицами.
3. Порядок идентификации выгодоприобретателя не является предметом регулирования Инструкции № 28-И, в связи с этим п. 1.6 Инструкции № 28-И не предъявляет конкретных требований к идентификации выгодоприобретателей, а содержит отсылочную норму к законодательству Российской Федерации.
Обязанность кредитной организации предпринимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению и идентификации выгодоприобретателя установлена подп. 2 п. 1 ст. 7 Закона о противодействии.
С нормой данного пункта Закона о противодействии корреспондируют положения п. 1.6 Инструкции № 28-И, в соответствии с которым при открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту) кредитная организация должна установить, действует клиент в своих интересах или в интересах выгодоприобретателя. Если клиент действует в интересах выгодоприобретателя, кредитная организация должна идентифицировать выгодоприобретателя в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Требования к идентификации кредитными организациями выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма содержатся в Положении № 262-П.
Согласно п. 1.2 Положения № 262-П, кредитная организация устанавливает и идентифицирует выгодоприобретателя, при этом под выгодоприобретателем понимается лицо, к выгоде которого действует клиент, в частности, на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении банковских операций и иных сделок.
Согласно п. 1.5 Положения № 262-П, требование п. 1.2 Положения № 262-П считается выполненным кредитной организацией, если она может на основании соответствующих документов и сведений подтвердить, что ею предприняты обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению и идентификации выгодоприобретателей.
В частности, в соответствии с п. 1.4 Положения № 262-П в кредитной организации должна быть разработана и утверждена руководителем кредитной организации программа идентификации клиентов, установления и идентификации выгодоприобретателей, включающая порядок идентификации клиентов, установления и идентификации выгодоприобретателей.
4. В практике возникают вопросы о порядке применения процедур идентификации клиентов при открытии вклада в пользу третьего лица.
В соответствии с п. 1 ст. 842 ГК РФ вклад может быть внесен в банк на имя определенного третьего лица. Если иное не предусмотрено договором банковского вклада, такое лицо приобретает права вкладчика с момента предъявления им к банку первого требования, основанного на этих правах, либо выражения им банку иным способом намерения воспользоваться такими правами.
Согласно п. 2 ст. 842 ГК РФ, до выражения третьим лицом намерения воспользоваться правами вкладчика лицо, заключившее договор банковского вклада, может воспользоваться правами вкладчика в отношении внесенных им на счет по вкладу денежных средств.
Таким образом, при внесении вклада на имя третьего лица требуются идентификация и представление копии документа, удостоверяющего личность вносителя. Лицо, на имя которого внесен вклад, должно будет представить сведения, необходимые для его идентификации, в момент предъявления им к банку первого требования воспользоваться правами вкладчика.
При этом банку необходимо располагать сведениями, позволяющими определить лицо, в чью пользу внесен вклад.
5. Пунктом 2.11 Положения № 262-П предусмотрено, что кредитная организация должна обновлять сведения, полученные в результате идентификации клиента, установления и идентификации выгодоприобретателя, а также пересматривать степень (уровень) риска по мере изменения указанных сведений или изменения степени (уровня) риска, но не реже одного раза в год в случае, если операция клиента отнесена к повышенной степени (уровню) риска, и не реже одно раза в три года в иных случаях. Перечень операций повышенной степени (уровня) риска приведен в п. 2.9 Положения № 262-П, дополнительные критерии повышенной степени (уровня) риска приведены в Приложении 1 к Рекомендациям по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (письмо Банка России от 13.07.2005 № 99-Т).
Указание в комментируемом пункте на банковские правила как на источник, содержащий процедуры по обновлению информации о клиентах и выгодоприобретателях, предоставляет кредитной организации возможность регламентировать данную идентификационную процедуру применительно к предмету регулирования Инструкции № 28-И.
1.7. При открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту) банк должен установить, действует ли лицо, обратившееся для открытия счета, от своего имени или по поручению и от имени другого лица, которое будет являться клиентом.
В случае если обратившееся для открытия счета лицо является представителем клиента, банк обязан установить личность представителя клиента, а также получить документы, подтверждающие наличие у него соответствующих полномочий. Банк также должен установить личность лица (лиц), наделенного (наделенных) правом первой или второй подписи, а также лица (лиц), уполномоченного (уполномоченных) распоряжаться денежными средствами, находящимися на счете, используя аналог собственноручной подписи, коды, пароли и иные средства, подтверждающие наличие указанных полномочий (далее – аналог собственноручной подписи).
1. Согласно п. 5 ст. 7 Закона о противодействии, кредитным организациям запрещается открывать счета (вклады) физическим лицам без личного присутствия лица, открывающего счет (вклад), либо его представителя.
С указанной нормой Закона о противодействии корреспондирует п. 1.7 Инструкции № 28-И, в соответствии с которым, в случае если обратившееся для открытия счета лицо является представителем клиента, банк обязан установить личность представителя клиента, а также получить документы, подтверждающие наличие у него соответствующих полномочий.
В соответствии со ст. 182 ГК РФ сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.
Статья 185 ГК РФ указывает, что доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.
В целях применения Инструкции № 28-И в качестве представителя клиента возможно рассматривать действующее на основании доверенности физическое лицо, в том числе в качестве такового может выступать сотрудник юридического лица, если данное юридическое лицо является представителем клиента.
Также не будет противоречием требованиям Инструкции № 28-И, если в качестве представителя клиента при открытии ему счета в кредитной организации будет выступать сотрудник этой кредитной организации. Однако при использовании такой конструкции необходимо учитывать требования гражданского законодательства Российской Федерации, в частности, п. 3 ст. 182 ГК РФ, в котором предусмотрено, что представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является, за исключением случаев коммерческого представительства. В соответствии со ст. 184 ГК РФ коммерческим представителем является лицо, постоянно и самостоятельно представляющее от имени предпринимателей при заключении ими договоров в сфере предпринимательской деятельности. Заключение договора банковского счета в случае, если представителем клиента – физического лица будет являться сотрудник банка, который одновременно будет иметь доверенность на заключение договора банковского счета от имени банка, будет противоречить ст. 182 ГК РФ.
2. В практической деятельности банков возникает вопрос о необходимости нотариального удостоверения доверенности, выдаваемой физическим лицом и предусматривающей полномочия поверенного по представительству от имени физического лица при открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту) и (или) полномочий по заключению от имени физического лица договора банковского счета.
В соответствии со ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Доверенность – это односторонняя сделка. Случаи, когда сделка должна быть нотариально удостоверена, указаны в ст. 163 ГК РФ.
Гражданский кодекс РФ определяет доверенность как разновидность гражданско-правовой сделки, заключаемой в простой письменной форме. Лишь в случаях, непосредственно указанных в законе, к форме доверенности предъявляются повышенные требования, в частности нотариальный порядок удостоверения. Гражданский кодекс РФ указывает на случаи, когда нотариальное удостоверение сделок обязательно в ст. 185, 187, 339, 349, 389, 584, 1124.
Открытие банковского счета, счета по вкладу (депозиту) является банковской операцией, осуществляемой кредитной организацией в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», и не относится к категории гражданско-правовых сделок. При этом гражданско-правовой сделкой является договор банковского счета, банковского вклада (депозита), заключаемый между кредитной организацией и ее клиентом и являющийся одним из оснований для открытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту) в соответствии с п. 1.2 Инструкции № 28-И.
Таким образом, ни для оформления доверенностью полномочий по представительству от имени физического лица при открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту), ни для оформления доверенностью полномочий по заключению от имени физического лица договора банковского счета, банковского вклада (депозита) ГК РФ не требует обязательного нотариального удостоверения соответствующей доверенности.
3. Карточка с образцами подписей и оттиска печати содержит образцы подписей лиц, имеющих право распоряжения денежными средствами, находящимися на счете. Указанный документ служит для осуществления банком контроля за соответствием подписей лиц, подписавших расчетный документ, и печати клиента заявленным образцам при приеме расчетного документа на бумажном носителе и не предназначен для указания лиц, наделенных правом использования АСП.
Инструкция № 28-И не указывает на необходимость совпадения перечня лиц, обладающих правом первой или второй подписи, указанных в карточке с образцами подписей и оттиска печати, с перечнем лиц, которым предоставлено право распоряжаться денежными средствами, находящимися на счете, с использованием АСП.
Таким образом, с практической точки зрения перечень лиц, обладающих правом первой или второй подписи, указанных в карточке с образцами подписей и оттиска печати, может быть как шире, так и уже имеющегося в кредитной организации перечня лиц, которым предоставлено право распоряжаться денежными средствами, находящимися на счете, с использованием АСП.
4. В соответствии с п. 2 ст. 160 ГК РФ использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
С указанной нормой корреспондирует комментируемый пункт Инструкции № 28-И, в соответствии с которым должностные лица банка должны установить личность лица (лиц) уполномоченного (уполномоченных) распоряжаться денежными средствами, находящимися на счете, используя АСП.
Такие полномочия могут быть предоставлены, например, на основании распорядительного акта клиента, соответствующей доверенности и т. д. Перечень таких лиц также может содержаться в договоре, заключаемом между кредитной организацией и клиентом, чьи сотрудники могут распоряжаться денежными средствами, находящимися на счете, используя АСП.
Указанные документы, а также копии (либо сведения о реквизитах) документов, удостоверяющих личность данных лиц, помещаются в юридическое дело клиента в соответствии с абз. 2 п. 10.2 Инструкции № 28-И, поскольку они являются документами, представляемыми клиентом (его представителем) при открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту).
5. Подпунктом «д» п. 4.1 Инструкции № 28-И определено, что для открытия расчетного счета юридическому лицу, созданному в соответствии с законодательством Российской Федерации, в банк представляются в том числе документы, подтверждающие полномочия лиц, наделенных правом использовать АСП, если договором предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, с использованием АСП.
Таким образом, указанные требования Инструкции № 28-И распространяются на случаи использования физическими лицами, уполномоченными клиентом – юридическим лицом, АСП в целях осуществления операций по распоряжению денежными средствами, находящимися на счете данного клиента.
В соответствии с п. 1.1 Положения № 20-П[30] электронный платежный документ (ЭПД) – документ, являющийся основанием для совершения операций по счетам кредитных организаций (филиалов) и других клиентов Банка России, открытым в учреждениях Банка России, подписанный (защищенный) электронной цифровой подписью (ЭЦП) и имеющий равную юридическую силу с расчетными документами на бумажных носителях, подписанными собственноручными подписями уполномоченных лиц и заверенными оттиском печати.
Пунктом 1.2 Положения № 20-П установлено, что в данном Положении в качестве электронного документа (ЭД) рассматриваются электронные платежные и служебно-информационные документы.
Таким образом, по смыслу Положения № 20-П ЭПД является одной из разновидностей ЭД.
В свою очередь п. 1.3.1 Договора об обмене электронными документами при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России (далее – Договор), являющегося Приложением 1 к Положению № 20-П, определяет администратора АРМ обмена ЭД как полномочное лицо, назначенное клиентом для организации обмена ЭД с использованием АРМ обмена ЭД и взаимодействия с банком по вопросам обмена ЭД.
При этом п. 1.3.6 Договора определяет пользователя ЭЦП как лицо, назначенное владельцем и уполномоченное им использовать ЭЦП для подписания ЭД от имени владельца ЭЦП.
Таким образом, непосредственно использование ЭЦП для подписания в том числе ЭПД осуществляется пользователем ЭЦП, которое и будет являться лицом, уполномоченным распоряжаться денежными средствами, находящимися на счете, по смыслу Инструкции № 28-И.
В отношении п. 3 Приложения к Акту о готовности клиента к началу обмена ЭД при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России (Приложение 1 к Договору) следует отметить, что он предусматривает представление уведомления о назначении Администратора АРМ обмена ЭД (указываются ФИО, должность, номер и дата приказа, номер телефона, уведомление подписывается руководителем учреждения Клиента), который в свою очередь не может рассматриваться в качестве лица, уполномоченного распоряжаться денежными средствами, находящимися на счете, по смыслу Инструкции № 28-И.
6. В соответствии с подп. «а» п. 4.2 Инструкции № 28-И для открытия корреспондентского счета кредитной организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства и имеющей местонахождение за пределами территории Российской Федерации, в банк также представляются документы, подтверждающие полномочия лиц, наделенных правом использовать АСП, в случае если договором предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, с использованием АСП.
При этом в соответствии с комментируемым пунктом Инструкции № 28-И банк должен установить личность, в том числе лиц, уполномоченных распоряжаться денежными средствами, находящимися на счете, используя АСП.
Также п. 1.8 Инструкции № 28-И устанавливает, что банк обязан располагать копиями документов (либо сведениями об их реквизитах), удостоверяющих личность клиента или лица, установить личность которого необходимо при открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту).
Инструкция № 28-И не содержит каких-либо изъятий в отношении лица (лиц), уполномоченных от имени кредитной организации – нерезидента распоряжаться денежными средствами, находящимися на счете, используя АСП, в части необходимости наличия в кредитной организации – резиденте документов, подтверждающих полномочия указанных лиц использовать АСП, а также документов, удостоверяющих их личность.
7. Инструкция № 28-И не устанавливает требований о необходимости получения в отношении лиц, указанных в карточке с образцами подписей и оттиска печати, а также лиц, наделенных правом распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, с использованием АСП, сведений, определенных Приложением 1 к Положению № 262-П.
В соответствии с требованиями Инструкции № 28-И (без учета иных нормативных актов) клиент обязан представить копии документа (либо сведений о его реквизитах), удостоверяющего личность руководителя клиента, в банк только в том случае, если руководитель клиента указан в карточке в качестве лица, наделенного правом первой подписи, либо руководитель выступает в качестве лица, наделенного правом распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, с использованием АСП.
8. На практике возникает вопрос необходимости представления в кредитную организацию копий документов (либо сведений об их реквизитах), удостоверяющих личность указанных в карточке лиц, наделенных правом первой или второй подписи, по договорам банковского счета, заключенным до вступления в силу Инструкции № 28-И.
В соответствии с п. 1.8 Инструкции № 28-И банк обязан располагать копиями документов (либо сведениями об их реквизитах), удостоверяющих личность клиента или лица, личность которого необходимо установить при открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту).
В соответствии с п. 1.12 Инструкции № 28-И лица, наделенные правом первой или второй подписи, обязаны представить документ, удостоверяющий личность, а также документы, подтверждающие наличие соответствующих полномочий.