Книга Пирамиды в джунглях. Как я копал города майя - читать онлайн бесплатно, автор Б. Кош. Cтраница 12
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Пирамиды в джунглях. Как я копал города майя
Пирамиды в джунглях. Как я копал города майя
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Пирамиды в джунглях. Как я копал города майя

19

Один предстваитель этой тусовки оставил любопытное замечание: «Мало кто в памяти остался из них, из археологов – разве что Гречанова, и то – из-за фамилии своей – ибо никто из них непроявлял ни малейцшего интереса к той насыщенной, интереснейшей, вдохновенной творческой жизни, которую мы вели в Танаисе по ночам и эпицентром которой был Гена Жуков. Ну да ладно.» https://rostov— 80-90.livejournal.com/?skip=50&tag=%D0%A2%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%B8%D1%81 Гречанова – это, возможно, та самая ростовская археологиня.

20

См. воспоминания о ней. (нехороший сайт) /groups/1681230798826382/permalink/1794502034165924/

21

Тут не без контроверзы. Пишут, что руководство заповедника взяло курс на «развлекательность», в противоположность науке, что археологов тихой сапой вытесняют, и что за всем этим стоит сын ростовского олиграха.

22

Она находилась всегда в паре километров от нас, на восточном конце Недвиговки. Сам начальник, Дэга, туда часто ходил, но почему-то никого из нас с собой не брал. Он тоже разделял эти миры. Похоже, там была еще более теплая компания, судя по воспоминаниям ее постоянного участника, Прибыловского. Он тоже, кстати, отмечает отсутствие контакта с местным населением: «С ростовчанами мы особо не контактировали. Но с Чесноком приятельствовали (да и сейчас, когда он уже не директор „Танаиса“, тоже), с его замом Гугуевым были шапочно знакомы.

Друг нашей экспедиции (лет с 19-ти) – недвиговская барышня Оля Плохенко (Демина), она теперь заведует лабораторией биоразнообразия в НИИ биологии РГУ, а ее племянник Борька работает летом у нас. Оля проходит у нас под кодовым именем „Спина“, потому что на конкурсе, устроенном Лехой на День Археолога году в 80—82, ее спина была признана „лучшей спиной экспедиции“ (были и „лучший живот“ и что-то еще лучшее, но эти титулы достались другим девушкам).

С 1980-го или 81-го в нашей экспедиции 3—4 сезона работал ростовчанин Игорь Волков. Первый раз Игорь появился у нас еще старшеклассником, а потом поступил на истфак МГУ, окончил кафедру археологии, давно уже стал москвичом, но летом копает средневековые памятники в Азове и окрестностях.…

В древние времена мы были знакомы с ростовским студентом-археологом по кличке Нерон – нумизматом и изготовителем новоделов старинных монет. Кто-то мне говорил, что он погиб в автокастрофе, и довольно давно уже. Впрочем, знакомство с Нероном было шапочное. В танаисских поэтических пьянках мы не участвовали; с поэтами водку пьянствовал работавший в Танаисе наш друг – московский востоковед и археолог Дега, бывало приходивший к нам потом опохмеляться и рассказывавший, как очередной великий поэт кинул в неотдавшуюся ему девушку пишущей машинкой Чеснока:)). В Танаисе предпочитали водку, а у нас – красное сухое.»

Удивительно все было связано, узок был круг. Например, оказалось, что он потом познакомился с одной из наших архитекторш: «стати, мы с ней могли бы познакомиться и в Недвиговке, поскольку она, как я потом случайно узнал, несколько сезонов работала в соседней с нами археологической экспедиции, в Танаисе. Там две экспедиции в одном хуторе: на одном конце Недвиговки наша Донская экспедиция копает палеолитическую стоянку „Каменная балка“, а на другом конце – ростовчане, москвичи и владимирцы раскапывают древнегреческий город Танаис. Хутор длинный, как колбаса, тянется вдоль железной дороги на три станции – примерно посерёдке между Ростовом и Таганрогом. Из Танаиса в нашу экспедицию часто приходил в гости наш друг, историк-востоковед Дега, пару раз – в сопровождении своего приятеля Сережи, специалиста по средневековой Корее. С последним я разговаривал, и он запомнился мне благодаря своим специфическим взглядам, для нашего круга необычным – тоже антисоветским, но одновременно антизападническим и антилиберальным. Уже в 90-е годы я познакомился в Москве с Сергеем Волковым, видным деятелем монархического движения, главным редактором газеты „Дворянский вестник“. Он оказался тем самым Сережей. Хоть и не с первого раза, но мы с удивлением и удовольствием вспомнили друг друга.»

23

За исключением пары-тройки облагороженных для туристов экспонатов, вроде хуаки Пукйяна.

24

Количество зарегистрированных памятников – это десятки, если не сотни тысяч объектов. Из них охраняется, вероятно, несколько сотен, а превращены в музеи и парки, представляя туристические объекты – всего несколько десятков.

25

Правильно по-русски пишется Трухильо, но реально произносится Трухийо

26

Есть тут свои странности. Например, в Китае и России на тот момент было по одному проекту и только для студентов, а в Мексике – вообще ни одного. В Белизе же их прилично было. Возможно, объясняется это тем, что ведущие организации проектов – обычно американские, а к американцам, как потом стало ясно, на местах в Латинской Америке отношение не самое радушное. Даром что они давали деньги и спасали. В Белизе же достаточно мест, где копать, и страна англоязычная. Хорошо относятся к Штатам. Ну, как-то так.

27

Википедия: Чиче́н-Ица́ – политический и культурный центр майя на севере полуострова Юкатан в Мексике, священный город народа Ица. Расположен в 120 км к востоку от города Мерида. According to the 2010 census, Blue Creek had a population of 407 people in 111 households.

28

В начале 80х она все же начала появляться на русском, например, хорошая книжка Гуляева «Древние майя» 1984 года (http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000009/). Сейчас есть портал «Мир Индейцев» с книжками Березкина и Башилова (https://www.indiansworld.org/yuzhnaya-amerika.html).

29

Bucket-list, – означает список вещей, которые нужно совершить, прежде, чем ты kick the bucket, то есть, «сыграешь в ящик».

30

Обычно все же что-то спрашивают, но это было – страшно подумать, как быстро все меняется! – еще до того, как стали отбирать пароли от телефонов и ключи от социальных сетей.

31

В очередной раз Кош обломался, когда той же осенью поехал на Кубу. Вместо того, чтобы просто штампануть паспортину, как это обычно делается, пограничница стала внимательно листать ее страницы.

– Интересно, – сказала она, – вы и Гватемале были, и в Гондурасе… а что вы делали в Белизе?

– Работал волонтером (э трабахадо комо волунтарио) на раскопках, – сдуру честно брякнул Кош. – А потом путешествовал, посещал археологические места.

– Работал?! – выдохнула девушка, и ее глаза округлились. Она тут же по-кубински пстнула простецкого вида парнишу с другого конца зала.

– Видишь, – стала шептать она ему, показывая на печати в паспорте, – он там работал… бла-бла-бла. – Парниша, слушая ее, время от времени бросал на Коша цепкие взоры.

– Ты на эспаньоле аблаешь? – наконец обратился он к Кошу по-испански.

– Аблаю, – неуверенно сказал Кош, которому не улыбалось общаться на столь важные темы по-испански – покито… покитито…

– Ну, а потом ты куда от нас едешь? Снова в центральную Америку?

– Нет-нет, – встрепенулся Кош, поняв, что его сейчас не пустят на Кубу, – нет-нет, я через неделю назад! У меня курсовка! Вот курсовка! – наконец-то она пригодилась. Парниша внимательно изучил курсовку.

– А в Гаване у тебя же знакомые есть? – проницательно спросил он.

– Есть, – решил не врать Кош.

– Как зовут, адреса, явки?

– Так-то и так-то, – сдал Кош Елену.

– Ага, – кивнул парниша, и стал что-то шептать девушке, даже не записав имен. Та кивала головой, и что-то лихорадочно строчила на листочке визы.

– Не пустят! – опустилось все у Коша.

– Ну ладно, – сказала пограничница, вручая ему листочек, – вот твоя виза, но ты, там, смотри у меня! Насчет археологических объектов-то! Бьенвенидо а Куба!

Кош выкатился в зал прилета весь в поту. Потом уже, в машине, он рассказал об этом встречавшим его Елене и Агустину. Елена изучила каракули на визе.

– Ну, она тут так и написала, работал, мол, в Белизе и интересуется археологическими объектами… В общем, они тебя скорее всего, за картеля приняли (члена наркокартеля).

Ну, пронесло! Добрые люди. Кош стер слово «работать» на всех языках из своего ментального разговорника с пограничниками. И никогда, никогда, никогда не делает паспорта на 10 лет. Не стоит кормить любознательность погранцов.

32

И да, еще есть в Южной Америке Британская же Гвиана. Такое же вроде болото, только индийцев туда завозили больше, чем негров. Но уже вольнонаемных.

33

Белиз тогда назывался Британским Гондурасом. Потребовалось два века, чтобы англичане сообразили, что не ту страну назвали Гондурасом. Переназвали Белизом.

34

Кош недавно узнал, что не только он не первопроходец по волонтирству в западных археологических экспедициях, но даже не первопроходец в Белизе. За несколько лет до него известная путешественница и альпинистка Сапфира Канаева волонтирила в экспедиции БВАР в Сан-Игнасио (о котором ниже). Увы, она оставила только короткий (но емкий) очерк своих впечатлений в ее Живом журнале (https://sapfira.livejournal.com/705.html). Будем надеяться, она когда-нибудь вернется к нему и разовьет в нечто большее.

35

http://rositaarvigo.com/books/sastun-my-apprenticeship-with-a-maya-healer/

36

Так их история была изложена Кошу кем-то из местных. В Википедии излагается слегка другая история этих меннонитов: «Blue Creek, also Blue Creek Colony, is a Mennonite settlement that is also an administrative village in Orange Walk District in Belize. It borders Blue Creek river, which forms the border to Mexico. Its inhabitants are German-speaking so-called „Russian“ Mennonites. In 1958 Blue Creek was founded by Old Colony Mennonites from Mexico. Disputes about the use of mechanical tools, especially chain saws, soon led conflicts, which resulted in the founding of an Evangelical Mennonite Mission Conference congregation in 1966 there, while others left to Bolivia, Mexico and Canada. In the end also the leaders of the Old Colony church left, forcing members to decide whether they would leave with them or join other groups. In 1978 families of the Kleine Gemeinde congregation from Spanish Lookout population moved to Blue Creek, to form a congregation there. Today about half of population is in the modern Evangelical Mennonite Mission Church, which is part of the Evangelical Mennonite Mission Conference, while the other half is in the more conservative Kleine Gemeinde.Since about 1980 the population of Blue Creek is around 100 families. According to the 2010 census, Blue Creek had a population of 407 people in 111 households.»

37

Как раз тут, в районе Оранж Волк, недавно снесли огромную пирамиду Нохмуль (в русской википедии высока указана в 8 метров, но в английской – 17). Википедия: «Нохмул (Noh Mul, в переводе „Большой холм“) – пирамида майя. Одна из крупнейших пирамид в Белизе, высотой 8 метров. Возраст Нохмул составляет 2,3 тысячи лет. Являлся историческим памятником Белиза. В мае 2013 года была снесена строительной компанией D-Mar Construction. Сохранился лишь незначительный фрагмент центральной части сооружения. Пирамида Нохмул располагалась на земле, которая была в частной собственности, но находилась под государственной охраной.»

38

В Танаисе Кош живал по месяцу в палатке и ничего, а тут такие хоромы, две кровати деревянные и стулья, окна!

39

Москитов, не комаров. Кош недавно вычитал, чем отличаются москиты от комаров. Московским комарам все же нужно было зеркало воды, чтобы плодиться. Лужи в подвалах многоэтажек. А москиты могут плодиться даже в земле.

40

Впрочем, все равно диарея была самой распространенной болезнью в лагере. Обычно порядка 3—4 студентов оставались в лагере, мучаясь диареей. Иногда это число доходило до десяти, и тогда принимались меры. Но неясно, была ли причиной вода – в тропиках достаточно источников заразы и без воды. Кош ни разу ей не страдал.

41

Менеджмент, как водится, докладывал о результатах без имен и пола, сообщалось только, что преступники изловлены, и они знают кто они

42

Как-то один Тигр познакомился в Германии с одним чуваком, и Тигр ему говорит – «а вот в этом городишке жил Гердерлин». Чувак был потрясен. «О, так Вы знаете, кто такой был Гердерлин?!» Ему приходилось там общаться с совсем другим кругом людей. Вот так это стало внутренним определением «культурного человека» между Тигром и Кошем. «Он знает Гердерлина!». Так вот, Слутц – знал.

43

Это значит, не футболку, а наши простецкие майки. В семидесятые годы американцы их уже не носили, а носили футболки. А майки носили иммигранты из Мексики и прочих латинских стран. По культурной задержке, ну и климат другой там. Стереотипно, эти мачо били жен (американцы уже не били жен.) В 90-е эти майки, по ассоциации с мачо, стали носить представители разных меньшинств. Так что, теперь, если увидишь в городе такую майку, не надо делать однозначных выводов.

44

В советское время у программистов было две опции – идти «в науку» или «в ящик» (откинем тех, кто шел в госорганы или на производство). Так и в археологии, оказалось, есть две большие группы – академики и контрактники-аварийщики, работающие по заказу строителей. Тоже отношения непростые.

45

Дисклеймер. Дальше Кош излагает совершенно не научную концепцию, сложившуюся в результате различных разговоров на палапе. За научными сведениями следует обращаться к научным книжкам, указанными в ссылке выше.

46

Этноним «майя» примерно соответствует «славяне» – там еще много внутри племен с разными языками.

47

Имеется в виду, конечно, более позднее извержение, погребшее Хойю-де-Серен. Однако мысль примерно такая. Википедия: Хойя-де-Серен (исп. Joya de Cerén, название дано по находящейся рядом деревне) – археологический объект в Сальвадоре. Хойя-де-Серен называют Помпеями Америки. В результате извержения вулкана Лома-Кальдера около 600 н. э. сельское поселение майя было погребено под слоем пепла. Объект был открыт в 1976 Пайтоном Шитсом (Payton Sheets), профессором из Колорадского университета (англ. University of Colorado at Boulder). С тех пор было раскопано около 70 строений. В отличие от итальянского погребённого города, жители деревни, видимо, спаслись – во время раскопок останков погибших не найдено. Но найдена хозяйственная утварь, посуда, даже недоеденная пища. Объект представляет большую научную и культурную ценность, потому что демонстрирует жизнь обычных людей майя тех времён.

48

Большие города на Юкатане датируются в основном пост-классическим периодом, то есть, после Х века н.э.

49

Не будем, конечно, забывать про Куэйо, находящееся буквально в двух шагах от Блю-Крика. Википедия: Куэйо (Cuello) – руины города майя в провинции Ориндж-Уолк (Orange Walk) в Белизе. Город представляет собой одно из старейших поселений майя. Город был заселён, предположительно, с 2000 года до н. э. до 1000 года н. э. В Куэйо находятся храм, площади, небольшой дворец, жилые постройки и две подземные кладовые. Найденный в городе жемчуг из провинции, отдалённой от Куэйо приблизительно на 400 км, говорит в пользу существовавших торговых связей с дальними городами. Куэйо был обнаружен в 1973 году Норманом Хаммондом (Norman Hammond). Название Куэйо происходит не из языка майя, а от расположенной неподалёку от руин фермы семьи Куэйо.

50

Росита в своей книжке упоминает, что, когда первые насельники деревни под Сан-Игнасио, где жил ее духовный наставник, дон Панти, стали устраиваться на новом месте, сбежав из Мексики, на них напали дикие майя из леса. При этом, как ни странно, они говорили на том же диалекте (кажется, кекчи), что и пришельцы с Юкатана. То есть, кто-то все же в этих джунглях оставался. Но они жили как охотники-собиратели. Чтобы тут создать поля, надо сначала создать систему каналов. У майя были «приподнятые» участки для земледелия (как выясняется только сейчас), и поддержание такой системы в джунглях требует определенной организации общества.

51

Википедия: «Большая (великая) голубая (синяя) дыра (англ. Great Blue Hole) – крупная голубая дыра, расположенная в центре Лайтхаус-Рифа, атолла в составе Белизского барьерного рифа. Дыра представляет собой круглую карстовую воронку диаметром 300 метров, уходящую на глубину 120 метров. Данное геологическое образование первоначально являлось системой известняковых пещер, сформировавшихся в ходе последнего ледникового периода. Уровень моря тогда был значительно ниже, но когда океан поднялся и свод затопленной пещеры обвалился, образовалась карстовая воронка – довольно распространённая форма рельефа вдоль побережья Белиза.»

52

Да, тут будет употребляться слово индеанка, не индианка. Так хочет Кош.

53

Кош в первые дни озаботился, а где же хранить паспорт? Все остальное ладно, но паспорт! Спросил завхоза. Если нет сейфа, нельзя ли сдать Профессору? Тот, наверно, посмотрел на Коша как на идиота (но вида не подал, у америкосов это надо заслужить). С ответом затруднился, похоже, больше таких идиотских вопросов никто не задавал. В итоге, Кош хранил паспорт, кредитки и наличку под старыми трусами на прикроватном стуле, и ничего с ними не случилось.

54

Вот до чего наука дошла и такие камералки бывают… не чета танаисско.

55

На Кубе было несколько групп индейцев, основная из которых – происходящие с севера Бразилии араваки-таино. Они распространились по всем Карибским островам, незадолго до прибытия испанских понаехов. Генетический анализ показывает, что по материнской линии от 10% до 30% населения имеет индейские корни. В зависимости от места. На востоке – больше, на западе Кубы – меньше. Парадоксы эволюции. Если брать гены, то женщины оказались живучее мужчин.

56

РИА Новости https://ria.ru/science/20180202/1513829819.html

57

Тогда это было неясно, но через год произвели новую разведку и выяснили, что город был большой -от 25 тысяч человек до 50. То есть, размером примерно с поселение Блю-Крик. Назвали его Ишноха (Xnoja), вот тут есть описание и карта местности:

https://popular-archaeology.com/article/archaeologists-offer-special-deal-to-dig-at-ancient-maya-site/

58

РИА Новости https://ria.ru/science/20180202/1513829819.html

59

Например, про какие-то города сначала писали, что они были разрушены, так как есть следы пожаров. Но потом вроде выяснилось, что пожары были уже после оставления города. И так далее. Иногда можно видеть следы церемонии «закрытия города», как в том самом «городе Обезьяньего бога» – жители перед уходом сволакивали в одно место наиболее ценные произведения культа. То есть, город покидался организованно.

60

Удалось обнаружить правильное русское название – ромбовидная лопатка: «самым распространенным археологическим инструментом является ромбовидная лопатка, ее прямые края и верхняя часть имеют неисчислимые варианты использования: можно снимать почву с хрупкой находки; краями можно расчищать объекты в песчаной почве до четкой поверхности. В качестве инструмента стратиграфического фиксирования ею можно обозначить едва видимую линию пласта или чуть видимую его особенность. Ею также можно пользоваться для расчистки столбов и других мелких работ. Такой лопаткой так часто пользуются, что на небольших памятниках раскопщики редко выпускают ее из рук.» http://arheologija.ru/rabochiy-instrument/

61

В Перу были еще тачки, но там было по чему их катать, там пустыня… тут их катать было не по чему, везде корни.

62

То есть, он был этим одержим, на грани патологии и перфекционизма.

63

А что волонтеры? Тому же Патрику, тоже новичку-аспиранту, тоже ничего не объясняли

64

То есть, простой мужик, «быдло».

65

Диссертацию.

66

А были люди типа того же Патрика, видимо фанаты натурализма, они не опрыскивались, и все были в волдырях и пятнах, смотреть было страшно. Но они не жаловались

67

Дуглас Престон, Потерянный город Обезьяньего бога, https://www.litres.ru/duglas-preston/poteryannyy-gorod-obezyanego-boga/

68

Престон, в сумме, провел в джунглях не больше времени, чем Кош на раскопках, но он там еще и спал ночью.

69

В Америке люди никогда не употребляют слово gnats, только москиты. Если сказать «нэтс», они долго думают, кого ты имеешь в виду. Они знают это слово, просто не употребляют, и не ожидают от иностранца. Википедия утверждает, что разница между москитами и комарами в том, что комары выводятся только там, где есть зеркало воды, хотя бы немного (ну, например, как в московских теплых подвалах). А вот москиты могут выводиться и без зеркала, они могут выводиться в почве. На севере Америки есть еще «черные мухи» – black flies – которые, по сути, мошка. И наконец, есть еще один зверь, который был Кошу, как восточно-европейцу, незнаком – песчаные мухи, sand flies. Это – особо мелкие москиты, обитающие в основном в тропиках, и в основном недалеко от берега моря. Они есть везде на курортах, и, в отличие от москитов, избавиться от них почти невозможно. Окуривание вроде мало помогает. Но они вылетают практически только в районе сумерек – то есть, примерно с 5 до 8 вечера в тропиках. Поэтому отдыхающие их часто и не замечают – как раз в это время они ужинают и развлекаются далеко от пляжей, а после заката этих гадин уже нет. Обычные спреи не очень-то против них помогают. Народная мудрость на интернете говорит, что лучшее средство – мазаться жирным кремом. Они такие маленькие, что тонут в креме. Журналист, который копал в Гондурасе, утверждает, что там в джунглях были эти «мухи» и именно они переносили лейшманиоз. Но, так как мы сваливали из джунглей всегда раньше четырех, то проверить, были ли они в Белизе, случая не представилось. В районе лагеря, обдуваемого ветрами, не было ни москитов, ни песчаных мух. Поди ж ты. Купаться нам там было негде.

70

Надо признать, что там, в Перу вообще всего интересного больше, больше артефактов. Побогаче.

71

Вероятно, вот это Бортниково (Википедия): Бортниково – село в Ступинском районе Московской области в составе городского поселения Малино (до 2006 года – входило в Дубневский сельский округ). На 2016 год в Бортниково 3 улицы и 1 садоводческое товарищество. Село связано автобусным сообщением с городами Малино, Михнево и соседними населёнными пунктами.

72

Википедия: The Ladino people are a mix of mestizo or hispanicized peoples in Latin America, principally in Central America. The demonym Ladino is a Spanish word that derives from Latino. Ladino is an exonym invented [by whom?] of the colonial era to refer to those Spanish-speakers who were not colonial elites of Peninsulares, Criollos, or indigenous peoples.

73

Жалко, что нас не свозили еще на Куэльо. Если бы Кош знал, постарался бы выбраться самостоятельно. Однако поначалу количество информации зашкаливает, и трудно понять, что на самом деле нужно.

74

Википедия: Мощёные дороги майя имели название сакбе (исп. Sacbé, во множественном числе – сакбеоб (исп. Sacbéob)) и представляли из себя основательные дороги из щебня, гальки и известняка, которые соединяли важнейшие части государства майя – города, храмы, крупные участки посевов и т. п. Основательные дороги на возвышении строились как правило в низинах, которые заливались водой в сезон дождей. Там, где этого не требовалось, строились дороги с небольшим возвышением или вровень с землёй. В горной местности прокладывались тропы.

75

В Мексике – туристский аттракцион и на пирамиды не пускают, Не то в Белизе и Гватемале. Там только на некоторые пирамиды, как в Тикале, не пускают, а так лазий куда хочешь, трогай чего хочешь.

76

Википедия: «Се́йба (лат. Ceiba) – род древесных растений подсемейства Бомбаксовые (Bombacoideae) семейства Мальвовые (Malvaceae).» Мальва, Карл!