– Ну, так уж и брошенный мир. Хорошие стихи, прямо про меня.
– Он как узнал о вас, так сразу и сочинил их.
– Одобряю, с него пример берите.
– А скажите, отец Фома, есть в мире китайцы желтолицые с узкими глазами, краснокожие индейцы, арабы и индусы, шоколадные эфиёпы и совсем черные негры. Так каков Бог в истинном виде – белый, чёрный или жёлтый?
Отец Фома не по-детски задумался.
– Белый отец наш, как мы.
– Так в Писании сказано, что он нас по своему образу создал. А ведь христиане есть и среди этих народов. Как же быть: китаец видит Бога китайцем, негр – негром, а белый – белым. Так каков же он?
– Что ты пристал ко мне, Семёнов, как блоха к собаке. Сие божественное таинство, человеческому разуму не подвластное.
– И всё же.
– Пшёл вон с глаз моих!
Несмотря на вредность, отец Фома был человеком отходчивым, поэтому, прочухав эту особенность, периодически подначивал его. Встретив проповедника у входа в класс, мог озадачить его словами в стиле великого комбинатора: «Отец Фома, почём сегодня опиум для народа?»
– Изыди, богохульник. Розог на тебя нет, поэтому отсидишь в карцере два часа.
– Прям-таки разбежался, отец родной. К тому же я попрошу директора об одном богоугодном деле, в котором вы обязаны мне помочь.
Проповедник насторожился: «И какое у тебя может быть богоугодное дело, безбожник?»
– Батюшка, я человек заблудший, попрошу господина директора, чтобы он упросил вас оказать мне помощь. Вы ведь не бросите в неведении человека и просветите его своей мудростью?
– Чего затеял, пакостник?
– Попрошу, дабы в карцере именно вы читали мне псалтырь и другие божественные книги, просвещая меня своей полной мудрости и благочестия речью.
– Экий хитрец, сам посидишь – проветришься.
– Батюшка, сам проветриться я имею возможность, но не имею желания, так что сидеть будем оба. Я сидеть, а вы меня просветлять.
– Вот же народился на мою голову, шиш тебе с перцем.
– Благодарствую, батюшка, на добром слове.
– Совсем из–за тебя нервы расшалились, где моя микстура?
– Вот батюшка, примите от меня лично сию бутыль кагора.
– Ох, искуситель! Умеешь вести речи благочестивые, а все притворяешься неучем. Сядь на место, отрок, и внимай мудрости веков.
– Слушаюсь и повинуюсь, ваше преосвященство.
– Цыц, нет у меня такого чина.
– Горе-то какое, а я так и видел вас на месте владыки.
– Не смог я пролезть вверх, выжили меня козни греховодников.
– Ничего, отец Фома, на вашем месте тоже есть большие плюсы. Учить отроков – есть высшее призвание человека и наставника, только желательно поменьше говорить, не поддаваться греху словоблудия, ведь краткость – сестра таланта.
– Умно как сказал «краткость – сестра таланта».
– Это Чехов сказал.
– Из митрополитов кто? Умный человек, просто так в митрополиты не попадёшь.
– Писатель это, отец Фома.
– Ну-у-у, те тоже не дураки.
Потом он пускался в рассуждения о греховных помыслах исследователей, а затем мы снова бубнили молитвы. Молитва есть смысловой текст, слова которого подобраны таким образом, чтобы воздействовать на клетки тела с определённой звуковой частотой, которая стимулирует жизнедеятельность клеток. И самое важное – отчаявшийся человек от души просит о помощи, настраивая свои мысли на положительное решение проблемы, потому что ему помогут высшие силы. Так что я за молитвы, но сидеть и учить их на уроках оказалось делом для меня очень тяжёлым. А как их требовал знать отец Фома, меня просто выводило из себя.
На каждом уроке были споры о грехе науки, отчего молодые, с горящим взглядом первооткрывателей ребята, ругались.
– Достал нас этот богослов. Противник всего прогрессивного – душитель знаний!
В итоге я тоже не выдерживал и вместе с одноклассниками били его упрямство наукой. Сделав небольшой трансформатор Теслы, прицепил к выходным клеммам провода и скрытно подвёл один конец провода к тряпке, которой протирали доску, предварительно хорошо намочив её. Второй провод расположил таким образом, что как бы тряпку человек не взял, обязательно должен замкнуть ею оба провода, и все стали ждать.
– Что парни, давайте докажем ему, что наука – это сила.
А чтобы отец Фома точно взялся за тряпку, я написал на доске слова из народной песни:
У попа была собака – он её любил,
Она съела кусок мяса – он её убил,
На пригорке закопал, надпись написал!
Что! У попа была собака – он её любил…
Отец Фома, разгорячённый винцом, с ходу разразился тирадой о благости его предмета. В ответ раздались реплики.
– Батюшка, Иисус Христос учил своих учеников жить по-новому. Вот мы и учимся развивать науку.
– Он учил, и вы учитесь по церковным книгам. Кто доску запачкал, охламоны? Почему не вымыли! Все за вас делать надо! А что это тут написано – у попа была собака! Семёнов, экий паршивец, ты написал? Иди, вытирай.
– Не могу, ваше преосвященство, стереть такой шедевр с лица доски.
– Ну, Семёнов, ну, берегись у меня, доиграешься до карцера!
Отец Фома взял тряпку, раздался хлопок и священник подпрыгнул на месте, громко причитая: «Свят, свят!»
Директор, прибыв на место преступления, оценил ситуацию.
– Что такое? Провода, физика! Семёнов, что это такое?
– Это проверка закона Ома на практике.
– Так-с, все кружковцы – четыре часа карцера. Нашлись мне тут экспериментаторы-практики.
Следующим испытанием для отца Фомы стал прообраз маятника Фуко. Прикреплённый к верёвке и установленный на прибитом к стене портрете какого-то деятеля от образования, теннисный мячик ждал своего часа. Деревянный, а тем более железный, коим является маятник, решили не использовать. Стопорную бечёвку положили на стол проповедника. Естественно, отец Фома, наорав на безбожников, коими мы, по его мнению, являлись, смахнул конец верёвки со стола, сдёрнув стопор и отправив шарик в полёт. Пролетев полкабинета, шарик чпокнул отца Фому точнёхонько по затылку. От такого подвоха проповедник стукнулся лбом о свой стол, после чего заорал благим матом.
– Ё-ё-ё! Мать вашу, ироды окаянные. Что это такое, кто это придумал?
– Отец Фома, это придумал французский учёный Фуко, а сей маятник висит в парижском пантеоне с разрешения самого Папы римского.
– И что его так запускают?
– Для чистоты эксперимента верёвку пережгли при первом пуске.
– Семёнов, убью!
– Грешно так мыслить, батюшка!
Служитель веры схватил указку и ринулся ко мне, размахивая ей. Я вскочил с места и уклонился от первого маха, отчего указка заехала по голове сидящего передо мной Лежибокова. Я отступал и палкой досталось ржущему, словно лошадь, Беляшу.
Зажатый между рядами к задней стенке класса, я шагнул навстречу замахивающемуся попу и, ухватив его за кисть, второй рукой прихватил тому локоть и крутанул руку. Отец Фома отбил ещё один земной поклон, встретившись своим лбом с партой Джека, а я выскочил из угла. Матерясь на великом и могучем, отец Фома ринулся ко мне, а я схватил стоящую в углу швабру и занял фехтовальную позицию. В классе стоял хохот и крик.
Проходящие мимо класса директор и Горняков с удивлением уставились друг на друга.
– Что там у отца Фомы за светопредставление?
Открыв дверь, преподаватели увидели стоящего к двери спиной разъярённого и матерящегося батюшку, скрестившего с моей шваброй свою указку, при этом активно нападающего на меня.
– Отец Фома, Семёнов! Что здесь происходит?
– Батюшка представил себя ДАртаньяном и напал на гвардейца кардинала Семёнова!
– Отец Фома, прекратите, Семёнов, в карцер живо!
Толи батюшка не услышал, толи не узнал говорящего, но он развернулся к двери и с размаху треснул палкой по башке идущего разнять драчунов директора, конкретно вырубив того.
В итоге я сидел в карцере до вечера, директор, Лежибоков и Беляш щеголяли перевязанными головами, у батюшки был здоровенный шишак на лбу, а вся гимназия потешалась над рассказами об этих событиях.
На следующем уроке я сидел спокойно, а батюшка, только глянув на меня, морщился словно от зубной боли и трогал свой лоб.
«Кто будет отвечать?» – спросил отец Фома, приложившись к заветной фляге.
– Разрешите, я!
– Не кричи, голова итак раскалывается, кто я?
– Гимназист Семёнов.
– Изыди, Семёнов, видеть тебя не могу.
– Слушаюсь.
– Отвечай уж, учёный. А что, это правда, что сам Папа римский разрешил Фуко этот маятник в людей запускать?
– Так точно, сему есть документальные свидетельства, что ради науки можно маятник запускать.
– О, Господи…
Следующей боевой операцией против батюшки была очередная научная пакость. Дни были солнечные и тёплые, так что перед Пасхой на окно мы установили линзу, сфокусировали её на самый верх доски и насыпали туда горку и дорожку красного со спичек и белого из аптеки фосфора. Репетиция прошла успешно, осталось подгадать, чтобы на уроке с отцом Фомой было солнечно.
Как обычно был спор о науке и религии, который вели и другие ученики класса, когда Фома проговорил.
– И вспыхнет пламя, и очистит от ереси Землю!
Луч солнца через линзу грел фосфор, грел, да и нагрел. Именно после этих слов пламя и вспыхнуло. Ребята из класса закричали, показывая на доску.
– Батюшка, на доске пламя горит от ваших слов.
– Что такое?
– Отец Фома, пламя вспыхнуло, ересь палит!
Батюшка оглянулся и проговорил.
– Вот оно как, что Слово делает!
– Батюшка, вы аки святой, своими речами тьму разгоняете.
Отец Фома, видать, настолько обомлел от увиденного, что застыл, раскрыв рот, смотря на угасающий огонёк. Когда огонь потух, он с благоговением проговорил: «Чудны дела твои, Господи!»
В преподавательской отец Фома раз двадцать рассказал о пламени, вызванное его словами. Причём, если вначале это был маленький огонёк, то к двадцатому повтору весь класс пылал в очистительном огне. Ко мне подошёл Горняков.
– Лёша, что там с попом нашим произошло, неужели огонь снизошёл от его слов?
– Все было гораздо проще и научнее.
– Вот же засранцы.
В этот же день Горняков рассказал преподавателям, как было дело.
Расстроенный батюшка сидел со мной и пил принесённый мной кагор.
– Лёша, ну как же так? Я уж было подумал, что силой слова могу зажигать пламя!
– Отец Фома, есть люди, которые это умеют делать, настолько сильна их вера в свои силы. Ведь, все мы дети Бога, а значит, можем делать очень многое. Просто мы не верим в себя, ограничивая свои силы словами "это нереально". А я продемонстрировал вам науку.
– Знаешь, Лёша, я, общаясь с тобой, стал задумываться о наших спорах. Возможно, ты и прав в том, что Господь даёт нам знания, которые мы сможем осмыслить и реализовать. Постепенно даёт, но они направлены на познание природы, как детища Бога, а знания – это мысли Бога, данные своим детям.
– Мне кажется, что вы это очень точно сформулировали, лучше и не скажешь.
– А вот ты молитвы не учишь, не веришь в их силу.
– Верю, батюшка. Верю в силу мысли, а молитва помогает нам настроиться на нужные мысли – добрые и божественные.
– Разрешаю тебе на мои занятия не ходить, все равно тебя не переделаешь, а мне спокойнее будет.
– Я переговорю с ребятами нашего класса, чтобы не пакостили вам.
– Хоть какая-то от тебя польза есть, Алексей, ха-ха-ха!
Но воевали мы не только с учителями, шалили гимназисты и с прибытком. К слову говоря, одеждой даже в небедных семьях дорожили. Поэтому обновы покупались старшему из детей, а остальные донашивали то, что осталось от братьев. Даже гимназисты щеголяли в шитых-перешитых брюках. А так хотелось штанов прямо от портного! Так что пацаны выдумывали разные ноу-хау, как поменять поношенные брюки на новые.
На перемене мы компанией стояли в коридоре, где парни травили байки. Рассказывал Тяпкин, который с Ляпкиным и Докторовым провернули очередную махинацию.
– План был такой. Выбрали двор с собакой без намордника и хозяином, которой булочную держит. Вначале пса раздразнили, он, естественно, огрызался, и я тут же собаке подставил штанину. Она как вцепилась в неё, еле вырвал. Дальше дыру разорвали пошире и пошли к городовому. Страж правопорядка составил акт, по которому владелец собаки должен был заплатить за разорванные штаны. Мы уже четвёртого так переодели!
– Ну, комбинаторы! С кем я связался…
– Ха-ха-ха!
Если в классе всё было более-менее ровно, то на перемене я столкнулся с классовой несправедливостью. Классовой в том смысле, что старшеклассники обижали всех, кто был младше. Мы с приятелями зашли в гимназическую столовку, где на входе я столкнулся с крупным, выращенным на настоящем сливочном масле и парном молоке с копчёными окорочками, бугаем. Парень был высокий и от природы довольно плотный, толстокостный и толстокожий, я бы сказал.
– Куда прёшь, щегол!
Я шёл первым, поэтому понял, что обращаются ко мне, но по инерции переспросил: "Это ты мне?"
– Тебе! Гони за вход двадцать копеек.
– Это почему?
– По кочану, баран.
Он схватил меня за грудки и потряс, отчего я болтался словно Буратино в руках Карабаса Барабаса. Хорошо ещё, что он меня на вбитый в стену гвоздик за шкирку не подвесил, наверное потому, что гвоздя не было.
– Ты че, лапоть, оглох!?
– Нет.
Я пошарил в кармане и нашёл копеек тридцать, достав всё, что было. Естественно, он загрёб себе все деньги.
– Молодец, щегол, завтра ещё тридцатку принесёшь, а не то!..
Парни молча стояли, младшие ученики тоже старались быстрее проскочить мимо разборок. Кабан пошёл покупать себе обед, а вслед за ним и мы.
– Пацаны, это что за кекс?
– Прохор Усладов из 8-Б, сын купца первой гильдии. Здоровый чёрт.
– И часто он так трясёт молодняк?
– По-разному…
Я вспомнил повести "Очерки бурсы" Николая Помяловского, где он рассказывал о нравах бурсаков, Лермонтова и других военных о нравах в кадетских и юнкерских училищах, свою школу конца 20-го века – так было во все времена и всё зависело от наглости учеников.
– Лёх, о чем задумался? Ты бери себе еду, а мы скинемся и заплатим.
– Спасибо, парни. Сейчас подкреплюсь и разберёмся с этим Усладовым.
Прохор поел и вальяжно вышел из столовки, а я выскочил из-за стола и засеменил следом. На выходе я его нагнал.
– Эй ты, толстопузый, с тебя рубль за выход.
Мои товарищи опешили, а Усладов повернулся поглядеть, кто это там пищит.
– Это ты мне, щегол?
– Ты ещё и тупой. Не понимаешь, что я сказал?
– Ах ты, щегол, да я тебя…
Он протянул ко мне руки, пытаясь схватить, но получил серию ударов по лицу и чёткий апперкот в челюсть. У меня аж рука заболела от такого удара. Парня повело, но он устоял на ногах. Я же напал на него снова, обрабатывая кулаками его фэйс. Он схватил меня, но я, выполнив зацеп его ноги, подсек её, навалившись всем телом, отчего он грохнулся на пол, а я оказался сверху. В стиле бойца ММА оседлал и снова принялся обрабатывать его голову кулаками, разбив нос, губы и бровь, отчего лицо заливала кровь. Мои кулаки тоже были в его крови, как и лицо, которое я иногда протирал рукой. Он уже не сопротивлялся, лишь закрывая лицо руками.
– Шухер, директор.
Парни разбежались, а меня кто-то больно схватил за ухо и попытался оттащить от Услада.
– Ухо отпусти, пока в морду не дал!
Директор понял, что надо отпустить, но принялся оттаскивать меня руками. Я поднялся.
– Зайдёшь ко мне в кабинет, а сейчас умываться.
Через полчаса я был в кабинете директора.
– Завтра родителей ко мне! Ах, да, Семёнов. Что произошло, из-за чего драка?
Мы пообщались у него в кабинете и директор отправил меня на занятия. В гимназии только и было разговоров о том, что Сэмэн Услада избил.
На следующий день после уроков я с Доком и Сержем возвращался домой, когда нам дорогу пересекли два крепких мужика.
– Кто из вас Семёнов?
– Я.
– Это тебе за Прохора!
Мужик ударил кулаком мне в лицо, но я уклонился и зарядил ему серией ударов в ответ. Второй попытался меня обойти, но на нём повисли пацаны. Он раскидал их и кинулся ко мне. Я с лету врезал ему ногой в пах, отчего тот взвыл и упал на мостовую. Я же продолжил разборку с первым охранником. Мужик резво схватил меня за руку и потянул к себе, намереваясь ударить здоровенным кулаком. Но тут я свободной рукой раза три засадил ему в нос и глаз, разбив бровь, а затем наотмаш врезал локтем в зубы. Мужик свалился на попу, а я добавил ещё ногой в скулу. Потом пару раз зарядил ногой и второму заступнику.
– Ещё один такой наезд и вашего Прохора похороните, ясно, уроды!?
Мы разошлись. Мужики остались зализывать раны, а парни наперебой обсуждали мои удары, при этом потирая свои фингалы. Я же подумал о том, что если бы у меня были кондиции Калинина, то всё было намного проще – нокаутировал бы их и всех делов. А так с непривычки отбил себе обе руки. Силы нет, пришлось брать изворотливостью. Если бы не мои знания бывшего спецназовца, то всё было бы печально – уделали бы меня до состояния тяжелобольного.
Однако после этой драки в школу приходил районный следователь Орлов Олег Петрович, который долго беседовал со мной. После бесед я был поставлен на учёт в полиции, как потенциально опасный субъект.
Так совершенно в разных направлениях шло моё вживание в новую жизнь. А впереди меня ждали забавные или поучительные юношеские шалости и подвиги, отчего я вновь оказывался на особом учёте школьной администрации, столичной полиции и даже жандармерии.
Глава 3. Приобщение к культуре
Мои друзья были обычными ребятами, имеющими нормальные интересы, присущие 17-летним юношам. Это я был очень старым «суперстаром», но всё равно, мой юношеский организм тянуло на подвиги.
У петербуржцев популярным развлечением стал синематограф. Мне же после интереснейших серьёзных и комедийных фильмов СССР, Франции, Италии и США середины и конца 20-го, а также супер спецэффектных фантастик начала 21-го века, смотреть всякую чухню было скучно. Зато народ был в восторге, ходя по два-три раза на эти "кина".
Время великого француза Макса Линдера ещё не пришло, сейчас он начинающий актёр второсортных парижских театров. Его звёздный час придётся на период 1910-1914 годы. Когда я впервые смотрел его фильмы в киноподборке «В компании с Максом Линдером», то плакал от смеха. Потом также с удовольствием пересматривал его фильмы, реагируя уже не так бурно. Чарли Чаплин и Бастер Китон учились на его фильмах, но их шедевры появятся только после первой мировой войны. Так что я засыпал на ужастиках и боевиках тех лет типа "Графа Дракулы", не говоря уже о всяких киноаналогах «Ромео и Джульетт».
Ещё одним повальным увлечением среди молодёжи являлся театр. Мои друзья всё же были реальными пацанами, так что романтические сопли не жевали, но возле театров частенько, особенно девицы или женоподобные юнцы, восторженно делились впечатлениями: «Он так на неё посмотрел, она так на него посмотрела» – тьфу, срамота! Но за компанию, да и надоедало всё время чего-то делать – хотелось обычного отдыха, я ходил с ними.
Ребята взрослели, в крови играли гормоны и их тянуло к «высокой культуре». В субботу утром в классе было бурление.
– Чего за кипиш, мужики?
– Лёх, сегодня дают новый спектакль в театре "Арт-Модерн".
– И?…
– Наши все идут, ты как?
– А чего дают?
– Крутая эротика, девки канкан танцевать будут.
Я чуть не подавился от такого анонса.
– Это они так ноги задирать будут, что панталоны видны?
– Ну да, это так сексуально!
Я чуть было не брякнул: "Откройте инет, там валом любой порнухи", – но вовремя одумался.
– Мужики, давайте без меня.
– Сэм, нельзя отрываться от коллектива, пошли.
Стар сумел через родных или знакомых прикупить билетов на нашу банду, так что мы были «белыми людьми». Зато народ в очереди у касс стоял толпой и спрашивал у входящих в театр, не продаст ли кто лишний билетик или контрамарку.
Народу в зал набилось тьма. Мы сидели близко к сцене во втором ряду с самого края, а я так вообще на последнем месте ряда. Передо мной восседали почтенные тётушки из богатых разночинцев с дочками.
В кабинете директора театра.
– Господин директор, поднимите мне жалование на рубль.
– Вы играете роли эпизода, причём, беспринципных злодеев, зачем вам жалование?
– Даже злодеи хотят есть и им нужно одеваться.
– Кукушкин, идите и работайте. Если вам что-то не по душе, после премьеры заявление мне на стол.
– Хорошо, господин директор.
– Так идите и не занимайте моё время. Девочки, у вас все готово? Идёмте на сцену, зритель уже ждёт.
Я сидел и глазел на зрительный зал, когда ко мне подошёл молодой мужчина примерно моей комплекции и одного цвета волос.
– Сударь, вы не сядете на моё место, а то мне очень неловко сидеть возле барышень.
– Отчего ж неловко, сударь?
– У меня бурчит живот, а дамы-с. У меня место на первом ряду, вам будет лучше видно. Войдите в положение, умоляю.
– Хорошо, давайте поменяемся.
Я уселся на его кресло, поздоровавшись со взрослыми дамами из обеспеченных мещан, сидящими по обе стороны от моего нового места.
Занавес открылся, спектакль начался и народ с энтузиазмом окунулся в перипетии, происходящие на сцене. Артисты старались, играли вдохновенно, все-таки премьера. По ходу пьесы все мы погрузились в атмосферу парижских улиц и театров. У девицы Мадлен, которая являлась актрисой и танцовщицей какого-то парижского кабаре типа «Мулен Руж» был самый главный воздыхатель по имени Жульен, любящий её больше жизни, своей или её, я так и не понял.
Все было бы хорошо, если бы у девицы не было бы жизненных исканий. Богема, гламурная жизнь, любовники – всем этим жила героиня, а Жульен страдал, причём, так невыносимо печальны были его монологи на природе, что тётки вначале всхлипывали, а затем плакали навзрыд от его терзаний и ревности, скажем прямо, обоснованной.
А любовников она выбирала таких, которые вместо подарков, пользовались её добротой и деньгами. Как только у неё заканчивались деньги, заканчивалась и любовь любовника. Весь спектакль были сплошные переживания из-за расставаний со старыми и встречами с новыми кавалерами. Причём, в самый ответственный момент появлялся главный возлюбленный, из-за большой любви немного неуравновешенный психически, но всегда с пистолетом, поэтому с успехом разгоняющий толпы поклонников.
И вот по сюжету спектакля она встречается на Монмартре со своим очередным, третьим любовником по имени Люсьен. Артист был невысокий, пухленький, лысоватый и лупоглазый – типичная жаба.
Встретившись, они жарко целуются, он обнимает женщину, когда как бы издалека слышится крик Жульена: «Любимая, это я, твой Жуль, я лечу к тебе!»
Она отталкивает Люсьена, говоря ему: «Это Жульен, он убьёт тебя, он революционер, беги!».
Люсьен отбегает и прячется за фонарный столб. Это он опрометчиво сделал – там надо было ставить афишную тумбу, чтобы он смог полностью за ней поместиться.
Сержа от спектакля отвлекло какое-то движение слева и он повернул голову. Сидящий рядом с ним молодой человек встал и собирался выйти из зала.
– Живот прихватило, извините.
Серёга кивнул в ответ и продолжил дальше смотреть спектакль .
– Любимая, я видел возле тебя мужчину, где он?
– Да, милый, ко мне пристал один поклонник, и я не знаю, как от него отделаться!
– Где же он, я помогу тебе!
«Вот он, прячется среди тех людей! – и Мадлен ткнула пальцем в меня. – Вон этот мерзкий тип!».
Мне стало интересно, как они обыграют дальше сценку с типом из народа. Было понятно, что Мадлен, отводя опасность от своего Люсьена, ткнула пальцем в первого попавшегося в толпе мужчину. Просто толпы не было, а были зрители зала.
В сюжет включился герой, который почему-то тоже обратился ко мне: «Негодяй, как можешь ты домогаться женщины, которая не любит тебя! Что ты молчишь, собака?!»
Я «на автомате» пробормотал в ответ: «Я и не домогаюсь этой женщины, я вообще её в первый раз вижу».
Народ в зале захихикал, а Жульен, проглотив смешок, продолжал.
– Ты лжёшь, подлец! Иди ко мне, объяснись. Будь же мужчиной!
Я начинаю понимать, что оказался на месте «подставного зрителя», и козёл с бурчащим животом меня, именно, что подставил. Надо что-то делать, раз уж попал в такую ситуацию, как-то подыграть артистам. Я и подыграл.
– Да не переживай ты так, Жульен. Ты у неё после меня пятый на очереди, так что расслабься.
– Как смеешь ты говорить мне такие вещи. Ты – жалкий трус, ты – вошь!
Тут не удержался интеллигентный и спокойный Виля.
– Сэм, я бы не потерпел таких обзывательств!
Я уже сам почувствовал себя «не в своей тарелке», когда на меня смотрят все зрители.
– Чего это я вошь!? Ты, олень, обороты сбавь, пока рога не пообломал.