Времянка представляла из себя подобие домика дядюшки Тыквы из сказки «Чипполино». Низкие потолки, узкие проходы, насыпные земляные стены и маленькие узкие окошки. Здесь нам было четверым конечно тесно и некомфортно, наступила зима и мне приходилось топить по вечерам печку, чтобы к приходу родителей после работы в домике было тепло. Но при всех этих неудобствах я почувствовал себя на новом месте достаточно хорошо. Во-первых, всегда можно было зайти в дом к бабушке с дедушкой и попробовать бабушкиных горячих пирожков со стаканом молока. Или зайти в другую половину дома, где жила семья дяди Володи и поиграть с моими двоюродными братьями Виктором и Александром.
Верхний ряд: Вова Яковенко, Витя Гордеев, Галя Бубнова (дочь д. Гены Бубнова). Внизу: Сергей Бубнов, Света Яковенко и Саша Бутусов.
На улице я познакомился с соседскими ребятами, многих из которых и раньше знал, когда гостил у бабушки с дедушкой. Любил я вечером, затопив печку, включить радиоприемник и слушать трансляции радиоспектаклей в передаче «Театр у микрофона». При этом я смотрел на зеленый огонек нашего радиоприемника «Муромец» и мечтал о том, вот если бы какой-нибудь волшебник меня услышал и превратил этот зеленый огонек в большой экран телевизора. Очень хотелось мне не только слышать, но и видеть героев спектаклей. Однако пока я только слушал по радио передачи «Сказка за сказкой» с удивительным голосом Николая Литвинова, передачу КОАПП (о животных и путешествиях). И вот первый телевизор «Рекорд-64» вскоре купили мои бабушка с дедушкой.
Мне его не так часто удавалось посмотреть, потому что включали его только взрослые и то по вечерам, когда по программе шел какой-нибудь фильм и его можно было смотреть детям. Между тем мои родители нашли более просторный дом для нашего проживания в поселке под названием Нахаловка на окраине города Балаково. Поселок назвали так, потому что все построенные здесь дома были без разрешения и без документов. Строили тоже из материалов, какие можно было тогда найти или украсть со стройки. Но зато цены здешних домов по этой причине были низкими и мы смогли его купить. В новом доме у нас с сестрой Светой была своя спальня, кроме нее в доме также была большая гостиная и кухня. Во дворе дома был небольшой огород, где можно было выращивать овощи. За водой нужно было ходить к колонке, туалет был на улице. Но зато рядом с домом протекала широкая речка Сазанлей, впадающая в Волгу. Вот она-то и стала моим любимым местом препровождения. Здесь мы с ребятами далеко заплывали на другой берег, строили плоты и устраивали морские сражения. На этой речке я и подхватил стригучий лишай на голове. Чтобы его вылечить меня водили 3 раза на лучевое облучение головы, после которого волосы стали вылезать и их залили клеем БФ-2. Затем клей засох и с моей головы как будто бы сняли скальп, когда содрали все волосы вместе с клеем. Такая варварская методика лечения этой болезни существовала в то время и, возможно, именно это повлияло на мое здоровье в будущем. Мою лысую как яйцо голову в больнице стали намазывать какими-то лекарствами. Я лежал все это время в инфекционном отделении. После такого лечения у меня стали расти густые кудрявые волосы, темнее моих прежних. Но первые две недели после больницы я ходил в белой холщовой шапочке, как космонавт на тренировке, пока немного не отросли волосы. В такой шапочке я пришел в школу №9 в городе Балаково.
Это была совсем не та школа, куда я пошел в первый раз, в первый класс до отъезда в деревню. Школа №9 была небольшой восьмилетней школой, где было по два класса каждого года обучения. Я попал в четвертый класс Б и, несмотря на то, что много пропустил из-за переездов и болезни, сразу стал выделяться в классе своими знаниями. Конечно, никто же не подозревал, что я назубок знал все предметы за 4 и за 5 классы, потому что учился в деревенской школе и изучил всю программу старших классов. Поэтому учиться мне было легко примерно до 6 класса, а затем, когда кончился багаж накопленных знаний, пришлось уже трудиться больше. Но и при этом у меня не было особых проблем с успеваемостью, хотя точные науки – математика и химия, всегда давались мне с трудом. В школе я подружился с Толей Минкевичем. Он жил недалеко от школы и мы бегали к нему в большую перемену послушать пластинки и попить чаю с бутербродом. Бутерброд делался так. Отрезанный ломоть батона опускался на несколько секунд верхней частью в чашку с водой. Потом этой мокрой стороной кусок батона помещался в чашку с сахаром, вдавливался на секунду и все, бутерброд с сахаром готов. С Толей я подружился, потому что он был еще бОльшим выдумщиком, чем я, и нам было интересно поделиться друг с другом своими историями. Толя жил вдвоем с матерью в коммунальной квартире в двухэтажном деревянном бараке, а вскоре и моим родителям выделили две комнаты в таком же бараке по соседству. Теперь мы с Толей жили в соседних дворах и общались чаще. Наш двор на улице Кутякова, 43 образовывали два двухэтажных деревянных барака.
Лидия Бубнова, Света Яковенко, Вова Яковенко
Евгений Яковенко, Света и Вова Яковенко, Лидия Бубнова
В доме было центральное отопление, холодная вода и туалет. Ванную или душ устанавливали самостоятельно, если удавалось купить специальную печку. Но таких счастливчиков в нашем доме не было. В квартире, которую выделили нашей семье, было три комнаты, из них только две были нашими. В третьей большой комнате жила семья с двумя взрослыми детьми. На нашей общей кухне стояли две керосинки, два обеденных стола и приходилось выбирать время, чтобы пообедать или поужинать своей семьей, без соседей. Конечно, я был свидетелем всех коммунальных склок и многочисленных разборок из-за места на кухне, из-за спора о кастрюлях и так далее. Две хозяйки на кухне – это жесть! Тем более, что на керосинках еда готовилась долго и кухня всегда была кем-то занята. Потом вместо керосинок появились керогазы и они позволили ускорить процесс приготовления пищи. Керосин привозили к нам во двор на бензовозе и старик-продавец в длинном брезентовом халате наливал его в бидоны литровым половником. Керогазы часто взрывались из-за нестабильного горения и было много пожаров по этой причине. После керогазов в домах стали появляться портативные газовые двухкомфорочные плитки. Мы тоже купили такую и теперь моей обязанностью стало простаивание в длинных очередях за обменными газовыми баллонами. Газовая плита и появившийся в доме холодильник «Саратов» свидетельствовали о повышении достатка нашей семьи. Отчим вместо велосипеда теперь ездил на работу на мопеде «Рига». Но денег в нашей семье всегда не хватало и разговоры об этом родителей доставали меня по вечерам. Я слушал жалобы отчима на старый бульдозер, на котором он работал. Бульдозер часто ремонтировался и поэтому ему снижали зарплату.
д. Женя на фоне своего бульдозера (справа)
Моя мать стала работать в плановом отделе строительного треста и положение с финансами в семье немного поправилось. Но долго там работать ей не дал отчим, он стал ее ревновать, устраивал по вечерам скандалы и все-таки заставил уйти с этой работы. А в 1969 году родилась еще одна моя сестра – Оля.
Маленькая Оля Яковенко (6—7 месяцев)
Я опять стал возиться с маленькой сестрой и ходил за ней каждый день в ясли. Вечером под моим присмотром она гуляла во дворе. А мне приходилось отказываться от игр со сверстниками. Но я не жаловался и с удовольствием опекал младшую сестру. Она росла красивой черноглазой девочкой и мне нравилось с ней возиться. Тем более, что у меня уже был опыт заботы о сестре Свете.
Евгений Яковенко, Света, Вова и Оля Яковенко, Лидия Бубнова
Оля и Света Яковенко
Меня с ранних лет тянуло заниматься музыкой, и я просил родителей отдать меня в музыкальную школу. Мои бабушка и дедушка рассказывали, что когда мне было 2—3 года, мне достаточно было услышать звуки гармони на улице, чтобы выбежать из дома. Поэтому я всегда завидовал тем, немногочисленным детям, которые с большими папками с изображением нот ходили на музыкальные занятия. Но мне дали понять, что в семье нет денег на оплату музыкальной школы и на покупку музыкального инструмента. Все же чтобы как-то успокоить мою страсть к музыке, родители у какого-то гармониста купили старый баян и передали его мне, чтобы я учился самостоятельно, по самоучителю. Я долго самостоятельно занимался по вечерам на баяне по самоучителю с минимальным результатом.
Вова Яковенко в пионерском галстуке
Но однажды в нашей школе появился новый учитель пения, который объявил о создании в нашей школе эстрадного оркестра и пригласил всех желающих записываться в музыкальный кружок. Я позвал Толю Минкевича и мы успели с ним записаться и получили на двоих новенький черный кларнет. Не очень мне нравилось дудеть в кларнет, но я надеялся с его помощью изучить в кружке ноты. Затем мне вручили тромбон, поскольку кое-кто перестал посещать занятия. После полугода наших занятий, ни у кого не было больших успехов в освоении музыкальных инструментов и вскоре этот учитель перешел в другую школу, а наш кружок закрылся, музыкальные инструменты мы сдали. Нотную грамоту с нами так и не успели выучить. В школу пришел новый учитель пения и объявил о создании танцевального кружка. Этот учитель рассказал нам, что он окончил хореографическое училище вместе с знаменитым тогда танцором Владимиром Шубариным и хочет поставить с мальчишками матросский танец. Мы с Толей Минкевичем записались в кружок и стали ходить на репетиции. Вскоре в кружке из 30 человек осталось около 10, в основном те, у кого что-то получалось. Среди них были и мы с Толей. Состоялось первое наше выступление с матросским танцем на школьном вечере. Выступление было удачным, нам тоже понравилось выслушивать аплодисменты зрителей. Нас стали приглашать с этим танцем в другие школы. Костюмы у нас были свои: черные брюки, черные ботинки и белые рубашки на которые сверху пристегивался самодельный матросский воротник- гюйс. Но танец все равно получился красивым и по-настоящему матросским. Наш руководитель через некоторое время вдруг запил и его уволили из школы. И тогда нам всем поступило предложение от руководителя танцевального кружка из ДК Химиков, перейти заниматься к ней.
Лидия Яковенко (в центре) на фоне строящегося ДК Химиков
Перейти, конечно, можно, но ведь у нее в кружке девчонки занимаются, а мы девчонок в этом возрасте не признавали. Нас успокоили, сказав, что мы будем по-прежнему танцевать матросский танец и разучим новый танец, про беспризорников. Драматургия этого танца складывается из двух частей. В первой части будет показано, как живут в какой-то трущобе беспризорные дети: курят, играют в карты, дерутся. Во второй части к беспризорникам приходит отряд пионеров и перевоспитывает их. В конце пионеры и беспризорники вместе под звуки горна и барабана уходят со сцены. Нас этот танец заинтересовал, особенно его первая часть и мы согласились. Мы стали ходить на репетиции в новое место. Репетиции проходили в хореографическом зале с большими зеркалами и длинным поручнем вдоль стен. Новая руководительница была бывшая артистка балета и она проводила с нами репетиции такие же как в балетном училище. То есть мы вставали к стенке у зеркалов и делали первую позицию, вторую, батманы вперед, батманы назад и так далее. Такая была вполне себе балетная разминка. В ДК Химиков в то время было очень много различных кружков помимо танцевального: драматический, изостудия, музыкальный, технического творчества и другие. Само здание ДК было для нас огромным и интересным объектом для изучения. Построено оно по тому же проекту, что ДК им. Гагарина в Перми на улице Мира. Поэтому в перерыве между репетициями мы с интересом заглядывали в соседние помещения и смотрели, чем там занимаются другие дети. Жизнь в ДК кипела круглые сутки и время, проводимое там, позволяло отвлекать нас от нехороших компаний. Тем временем танец про беспризорников нам не разрешили ставить и тогда руководительница кружка предложила нам разучить танец юных нахимовцев. Теперь вместо беспризорников будут юные нахимовцы, к ним на вечер приходят девочки в бальных платьях и они вместе танцуют мазурку. А потом трубит труба и нахимовцы строем уходят со сцены, а девочки машут им вслед. Мы вначале сопротивлялись, но нам пообещали для танца сшить настоящую морскую форму с фуражками и желание примерить морскую форму победило. Да и к этому времени мы по другому уже стали смотреть на девчонок и гадали, кого к кому поставят в пару. Танец был быстро нами разучен и всем выдали сшитую форму. Какое же разочарование нас постигло! Пошили форму плохо, из дешевой ткани, но больше всего нас расстроило то обстоятельство, что не было военных фуражек с лаковым козырьком. Их не смогли ни сшить, ни достать. Попробовали из реквизита театра нам принести какие-то черные картузы, но они были больше похожи на головные уборы крестьян времен революции. Приняли решение танцевать без фуражек, а одну руку закладывать за пояс сзади. Вопрос с фуражками, видимо, и подтолкнул нас к уходу из кружка. Мы позанимались еще какое-то время, повыступали, поучаствовали в городском конкурсе самодеятельности и после конкурса больше не стали ходить в кружок. Выросли. Нечего с девчонками танцевать! В это время на меня обратил внимание наш учитель физкультуры Арнольд Степанович.
Видимо длительные репетиции в танцевальном кружке с балетным уклоном привели к тому, что у меня на уроках физкультуры были самые лучшие результаты по прыжкам и бегу. И Арнольд Степанович отвел меня в спортивную секцию легкой атлетики к своему знакомому тренеру. Он посмотрел на мои успехи и пригласил на занятия. Совсем как детском фильме «Приключения Электроника», когда Сыроежкина смотрят тренеры в спортзале школы. После тренировок в хореографическом зале я стал ходить тренироваться на стадион в спортивную секцию спортивного общества «Труд». Через некоторое время меня стали привлекать для выступлений на спортивных соревнованиях по легкой атлетике сначала за школу, потом за свое спортивное общество «Труд». У меня хорошо получались прыжки в длину и бег на средние дистанции. Когда-то в 90-е годы я зашел в свою школу со своими детьми и встретил там Арнольда Степановича. Он подвел меня к стенду на стене зала «Школьные рекорды» и показал мне мою фамилию в строке: Прыжки в длину – 4м 75 см – 1970 год – Яковенко Владимир. Прошло более 20 лет, а мой рекорд не был побит! Мне было приятно. Но я вспоминаю, что к восьмому классу у меня перестали расти спортивные результаты и меня стали догонять сверстники и даже перегонять. Особенно плохо у меня складывались дела с прыжками в высоту. В это время всех спортсменов переучивали технике прыжка с перекидного метода, как у Валерия Брумеля, на новый метод – Фосбери Флоп. И, так как он у меня никак не получался, я решил что с активным спортом пора прощаться. Тем более, что впереди был выпускной класс и надо было больше уделять время школе. Но моя активная внешкольная деятельность способствовала, по крайней мере тому, что я не попал ни в какие плохие компании. А в эти времена в Балаково просто свирепствовали различные подростковые криминальные группировки. На многочисленных городских стройках не хватало рабочих и в Балаково создали три спецкомендатуры для условно осужденных. Сюда привозили со всей страны, как тогда говорили «на химию», осужденных условно для обязательной отработки на стройках народного хозяйства.. Эти люди жили в специальных общежитиях, которые запирались с 11 часов вечера до 7 утра. А утром их отвозили на стройку до окончания рабочего дня. После работы они могли свободно гулять по городу только до 11 часов вечера, но многие из них сбегали из общежития и совершали правонарушения. Такой наплыв криминально настроенных людей в небольшой город не мог не отразиться на общей обстановке и повлиял на поведение подростков. В наш двор частенько приходили мужчины из соседнего общежития для условно осужденных, чтобы попить портвейн за столиком и рассказать о жизни на зоне. Поэтому помню картинку из детства: с наколками и с фиксой, раздетый до пояса бывший зэк поет под гитару «про тундру, где мчит курьерский Воркута – Ленинград». Как-то быстро под влиянием таких персонажей город разделился на обособленные территории, которые контролировались какими-то подростковыми группировками. Пройти вечером по улицам города было небезопасно, могли подойти и под предлогом – дай закурить! – избить и ограбить. Довольно часто мой отчим, возвращаясь со второй смены, убегал от таких компаний. А подростку и днем сложно было одному пройти из одного района города в другой. Так и приходилось передвигаться с осмотрительностью и желательно группой не менее 5 человек. Мне приходилось в трудных ситуациях, когда окружала толпа, вспоминать кого-нибудь из гостей нашего двора, приходивших туда посидеть и выпить портвейна. Знакомство с кем-либо из этих авторитетов как-то сразу охлаждало у моих обидчиков желание развязать драку, но не всегда и это срабатывало. Мне казалось, что хулиганы ко мне привязываются и из-за моего внешнего вида. Во-первых, у меня была короткая стрижка, а иметь длинные волосы нам не разрешалось в школе. Учитель мог и отрезать волосы ножницами, чтобы отправить длинноволосого в парикмахерскую. Во-вторых, у меня были немодные брюки прямого покроя, а не клеш. Модные расклешенные брюки можно было только заказать шить в ателье за большие деньги, рублей за 12. Еще к брюкам нужен был широкий ремень и цветастая рубашка с длинными рукавами. Всего этого я не мог себе позволить из-за трудного материального положения семьи. Родители покупали мне перед школой костюм и две рубашки в магазине, которые носились потом круглый год. Вдобавок я начал быстро расти в седьмом классе и тогда мне или покупали новые брюки или перешивали брюки отчима. В общем я страшно комплексовал тогда по поводу своего внешнего вида. На школьном вечере, помню, завидовал одному парню из нашего класса. Он пришел на вечер в модной нейлоновой рубашке и все девчонки из нашего класса стремились потанцевать с ним, чтобы потрогать руками это чудо. Нейлоновые рубашки тогда только появились, про них говорили, что их можно не стирать и не гладить. В общем этот парень был королем вечера, а я где-то стоял в стороне и стеснялся своих вытянутых в коленках брюк и старой кофты. А уже пришел тот период в жизни, когда мне хотелось, чтобы девчонки обратили на меня внимание. Казалось все для этого у меня было, я хорошо учился, был отличный спортсмен. Благодаря любви к чтению я выделялся своими разносторонними знаниями. Поэтому в классе меня единогласно выбрали капитаном команды КВН и мы участвовали в школьном конкурсе команд.. Но всего этого было недостаточно. Чтобы тебя заметили, надо было быть не хорошим, а плохим парнем. Обратить на себя внимание наших девчонок тогда можно было двумя способами (помимо нейлоновой рубашки): или стать авторитетным уличным хулиганом или стать радиохулиганом.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги