Книга Правовой режим информации в отношениях с участием субъектов предпринимательской деятельности - читать онлайн бесплатно, автор Елена Арсеньевна Зверева. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Правовой режим информации в отношениях с участием субъектов предпринимательской деятельности
Правовой режим информации в отношениях с участием субъектов предпринимательской деятельности
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Правовой режим информации в отношениях с участием субъектов предпринимательской деятельности

В этом значении термины «информационное право», «информационные отношения» будут использоваться в настоящем исследовании.

Под информационным обеспечением предпринимательской деятельности в настоящем исследовании понимается процесс создания адекватного правового механизма, предназначенного для удовлетворения информационных потребностей участников отношений в сфере предпринимательской деятельности, формирования условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, реализации конституционных прав и свобод субъектов гражданского и предпринимательского права по поводу информации и ее использования в целях сохранения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, законности и правопорядка, развития равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

1.2. Принципы правового регулирования информационных отношений с участием предпринимателей

Правовое регулирование информационного обеспечения, как и других аспектов предпринимательской деятельности, базируется на фундаментальных юридических принципах или основных началах.

Как отмечается в литературе, правовой принцип есть прямо закрепленное юридическими нормами или выводимое из них путем толкования и развиваемое ими руководящее отправное положение (идея), отражающее закономерности правового регулирования соответствующей области однородных отношений; наиболее общее руководящее положение права, которое обладает высшей степенью нормативной обобщенности, носит универсальный и общеобязательный характер в силу его законодательного закрепления, а потому оказывает регулирующее воздействие на все сферы определенных общественных отношений[50].

В российской юридической науке нет единства относительно понятия основных начал или принципов права, их сущности и системы. В зависимости от порядка формирования различаются принципы-идеи, принципы-нормы и принципы, выводимые из правовых норм. По предмету и методу регулируемых общественных отношений традиционно выделяются общеправовые, межотраслевые, отраслевые, подотраслевые и институциональные и др. Большим разнообразием отличаются гносеологические, социально-юридические, нормативные, функциональные, идеологические и иные характеристики принципов, по-разному раскрывается их влияние на эволюцию научной теории, оцениваются отдельные аспекты практического применения.

Думается, что для правового регулирования информационного обеспечения предпринимательской деятельности существенное значение имеют конституционные принципы рыночной экономики, которые обладают объективной природой и являются необходимыми предпосылками построения самой рыночной экономики как условия предпринимательской деятельности[51].

Кроме того, правовое регулирование отношений в сфере информационного обеспечения предпринимательской деятельности строится на базе основных межотраслевых, отраслевых, а также институционных принципов.

В литературе указываются следующие основные принципы правового регулирования информационных отношений:

законодательное закрепление прав граждан, организаций и государства на свободный поиск, получение, использование и распространение информации и гарантий реализации этого права, за исключением случаев, установленных национальным законодательством;

установление режима информации;

обеспечение доступности информации, не отнесенной в установленном законом порядке к информации с ограниченным доступом;

установление правовых форм защиты информации и гарантий информационной безопасности, а также защиты авторских и иных прав в области информационных отношений[52].

В.А. Копылов указывает следующие принципы информационного права, которые базируются на основе конституционных норм и специфических свойствах информации как объекта права: принцип приоритетности прав личности (ст. 2 Конституции РФ);

принцип свободного производства и распространения любой информации, не ограниченной федеральным законом (принцип свободы творчества и волеизъявления);

принцип запрещения производства и распространения информации, вредной и опасной для развития личности, общества и государства;

принцип свободного доступа (открытости) информации, не ограниченной федеральным законом (принцип гласности);

принцип полноты обработки и оперативности предоставления информации;

принцип законности;

принцип неотвратимости ответственности за нарушение норм информационного права, в том числе за неправомерное использование содержания информации;

принцип «отчуждения» информации от ее создателя путем отчуждения прав на использование информации (ее содержания) в соответствии с законом или договором;

принцип оборотоспособности информации; принцип информационного объекта (информационной вещи) или принцип двуединства информации и ее носителя;

принцип распространяемости информации (возможность информации одновременно принадлежать неограниченному кругу субъектов);

принцип организационной формы (существование в обороте на материальном носителе);

принцип экземплярности информации (распространение путем тиражирования экземпляров, поддающихся строгому учету)[53].

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[54] закрепляет следующие принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации (ст. 3):

свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;

открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;

равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;

обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;

достоверность информации и своевременность ее предоставления;

неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;

недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

Опираясь на исследования российских правоведов и действующее законодательство, полагаем целесообразным выделить следующие основные принципы правового регулирования информационного обеспечения предпринимательской деятельности:

1) принцип свободы поиска, получения, производства, передачи и распространения информации любым законным способом (ст. 23, ч. 4 ст. 29 Конституции РФ; п. 2 ст. 1466 ГК РФ);

21) принцип беспрепятственного осуществления прав на информацию, в том числе свободного перемещения информации в соответствии с законом (п. 3 ст. 1 ГК РФ);

3) принцип свободы создания и деятельности средств массовой информации, запрет цензуры (ч. 5 ст. 29 Конституции РФ);

4) принцип всемерной охраны прав на информацию, включая возможность их судебной защиты (п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 1466, 1472 ГК РФ);

5) принцип самостоятельности и инициативы в осуществлении и защите прав на информацию (п. 1 ст. 1; п. 1 ст. 1472 ГК РФ);

6) принцип равенства установленного законом правового режима информации для всех участников юридических отношений (Закон об информации, информационных технологиях и о защите информации; Закон о коммерческой тайне; Закон о государственной тайне; и др.);

7) принцип гласности деятельности публичной власти, закрепленный в виде обязанности органов государственной власти (местного самоуправления) публиковать информацию правового характера, а также в виде права на обращение в соответствующие государственные органы или органы местного самоуправления (Федеральные законы «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», «О международных договорах Российской Федерации» и др.);

8) принцип информационной безопасности, воплощенный в праве на получение объективной информации, праве на опровержение недостоверной информации, в запрете к принуждению передачи информации, а также в закреплении юридической ответственности за информационные правонарушения (ст. 37 Конституции РФ; ст. 13.11–13.23 КоАП РФ; ст. 137, 272 и др. УК РФ; ст. 1472 ГК РФ; и др.);

9) принцип запрета злоупотребления правом и иного ненадлежащего осуществления права на информацию (ст. 10 ГК РФ).

1.3. Методы правового регулирования информационных отношений в сфере предпринимательской деятельности

Регламентируя информационные отношения в Российской Федерации, законодатель руководствуется как обще правовыми, так и частными методами, а именно: разрешительным, в том числе делегирующим, рекомендующим и санкционирующим; ограничительным, запретительным и др. Для изучения информационного права как науки правоведы используют исторический и диалектический методы, системный подход, анализ и синтез, метод сравнительного правоведения и другие научные методы[55].

Можно сказать, что в информационной сфере реализуются почти все методы правового регулирования: установление (статуса, правового режима и др.); предписание (обязательное опубликование нормативных актов, лицензирование отдельных видов деятельности и др.); метод запрета (предоставления ложной информации и др.); диспозитивный (договор об оказании информационных услуг и др.). В правоохранительной деятельности в области информационных отношений реализуются методы принуждения, наказания, ответственности и пр.[56]

Комплексный, интегрированный предмет информационного права предполагает применение методов, адекватных различным аспектам информационных отношений, складывающихся в сфере предпринимательской деятельности.

В правовом регулировании предпринимательской деятельности используются три важнейших метода правового регулирования, которые, на наш взгляд, могут успешно применяться и для регламентации информационного обеспечения этой деятельности.

Во-первых, метод обязательных предписаний императивными нормами, с помощью которого устанавливаются права и обязанности субъектов предпринимательских отношений.

Указанный метод применяется для прямого государственного регулирования предпринимательской деятельности, когда одна сторона правоотношения вправе давать другой стороне обязательные для исполнения предписания с целью обеспечения публичных интересов общества.

Как подчеркивают исследователи, государственное регулирование предпринимательской деятельности есть не только движение от государственных органов к предпринимателям, но также обратная связь, т. е. получение информации от предпринимателей к государству в лице его органов. Отсутствие обратной связи приводит к неэффективности всей системы государственного регулирования[57].

Во-вторых, метод рекомендаций, когда одна сторона правоотношения предлагает другой стороне определенный вариант поведения в зависимости от конкретной ситуации, и на основе рекомендаций одной из сторон устанавливаются взаимные права и обязанности участников отношения.

В-третьих, метод автономных решений, характерный для регулирования отношений, возникающих между юридически равными субъектами предпринимательской деятельности, которые определяют содержание своих прав и обязанностей исключительно по взаимной договоренности.

Представляется, что именно названные методы имеют существенное значение для регулирования информационных отношений, возникающих в сфере предпринимательской деятельности.

1.4. Субъектный состав, объект и содержание информационных отношений в сфере предпринимательской деятельности

В качестве элементов правоотношения обычно выделяются:

1) субъектный состав правоотношения, т. е. совокупность лиц, участвующих в данном правоотношении;

2) содержание правоотношения, включающее структурированные по способу взаимосвязи субъективные права и обязанности его участников;

3) объект правового отношения, под которым понимается предмет деятельности субъектов права, по поводу которого они вступают в правовые отношения, осуществляют субъективные права и исполняют субъективные обязанности[58].

Как подчеркивает В.А. Дозорцев, право на информацию коренным образом отличается от содержания традиционных прав, в том числе от исключительного права. Это другое право, оно имеет другое содержание. Различия относятся ко всем основным элементам правового режима: к объекту, субъектам, содержанию прав и обязанностей, порядку их осуществления и др.[59].

Следует отметить, что в юридической науке понятия «субъект правового отношения», «содержание правового отношения», «объект правового отношения» также являются однозначными.

Субъектом права называют абстрактное лицо, которое в соответствии с законом наделено определенным объемом абстрактных юридических прав и обязанностей[60]; которое на основании юридических норм участвует или может участвовать в правоотношении[61], может быть носителем субъективных прав и обязанностей.

В юридической литературе понятие «субъект права» используется в качестве синонима термина «субъект правового отношения[62]», хотя, строго говоря, субъект права является также субъектом обязанностей; поэтому правильнее говорить именно о субъекте правового отношения[63].

Общая категория субъекта права детализируется применительно к различным видам правовых отношений. Так, субъектами гражданского права (гражданских правоотношений) являются физические лица, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, а также юридические лица и публично-правовые образования, а именно: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (ст. 17, 21, 48, 124 ГК РФ), которых существующий правопорядок наделяет качеством правосубъектности[64].

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в информационных отношениях могут выступать органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 ст. 125 ГК РФ). От имени муниципальных образований выступают органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 2 ст. 125 ГК РФ).

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (п. 3 ст. 125 ГК РФ).

Понятие правосубъектности трактуется не только как социально-правовая возможность быть участником правоотношений, но как право общего типа, на котором базируется правоспособность, дееспособность и другие субъективные права, которые в соответствии с законом имеет либо может иметь данный субъект[65].

Учение о субъектах предпринимательской деятельности базируется на общетеоретическом понятии субъекта права, а также на цивилистической доктрине о лицах как субъектах права[66].

Понятие «субъект гражданского права (гражданско-правовых отношений)» не совпадает с понятием «субъект предпринимательской деятельности», поскольку предпринимательская деятельность выходит за рамки гражданско-правого регулирования, а правоотношения с участием предпринимателей, в том числе налоговые, таможенные, трудовые и др., могут иметь различную природу.

Согласно абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Субъекты предпринимательской деятельности характеризуются следующими признаками:

систематическое осуществление предпринимательской (коммерческой) деятельности на свой риск с целью получения прибыли на регулярной, профессиональной основе;

обладание гражданской правоспособностью и иными субъективными правами (лицензии и др.), необходимыми для осуществления соответствующей предпринимательской деятельности;

обладание полной гражданской дееспособностью; наличие обособленного имущества, как правило, на праве собственности;

самостоятельное участие в имущественном обороте от своего имени;

самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам;

государственная регистрация в качестве субъекта предпринимательской деятельности; и др.[67]

Следует отметить, что государственная регистрация лица в качестве предпринимателя в установленном законом порядке не является определяющим признаком субъекта предпринимательской деятельности, поскольку в случае нарушения правил о государственной регистрации для виновного лица наступают предусмотренные законом неблагоприятные публично-правовые последствия (ст. 171 УК РФ и др.). При судебном разбирательстве спора, возникшего из предпринимательской деятельности, суд вправе применить к сделкам, заключенным таким лицом, правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 4 ст. 23 ГК РФ).

Получается, что субъектом предпринимательской деятельности может быть признан субъект гражданского права, осуществляющий предпринимательскую деятельность.

Юридическое значение выделения категории субъекта информационных отношений в сфере предпринимательской деятельности состоит в том, чтобы ограничить рамки рассматриваемых отношений по кругу лиц.

Понятия «объект правового отношения», «объект права», «объект субъективного права», «объект гражданского оборота» также дискуссионны[68].

Как подчеркивают исследователи, среди ученых нет единства даже в постановке проблемы: одни правоведы считают, что понятие объекта правового отношения тождественно понятию объекта субъективного права, а другие авторы полагают, что эти понятия несут различную смысловую нагрузку[69].

По мнению Г.Ф. Пухты, объектами права являются: собственная личность субъекта (владение); вещи; чужие действия; чужая личность вне нас (права родительской власти и т. п.); чужая личность, вошедшая в нас (наследование). Анализируя взгляды германского ученого, Д.Д. Гримм замечает, что объекты как элементы отношений нельзя смешивать с объектами в смысле результатов, на достижение которых направлены эти отношения; действие другого лица не может являться элементом отношения; оно есть результат, к которому должно привести это отношение. Кроме того, нельзя признавать объектами отношения умерших лиц, которые раз и навсегда выбыли из числа реальных субъектов и объектов отношения[70].

Э. Беккер в числе объектов права особо указывал не только телесные, но и бестелесные вещи или нематериальные блага, а также права[71].

Уточняя термин «объект права», Ф. Регельсбергер употребляет его в смысле «предмет господства», по поводу которого возникает субъективное право. То, на что направлено право, составляет содержание права[72].

Г.Ф. Шершеневич определяет объект права как все то, что может служить средством осуществления интереса, т. е. вещи и чужие действия, называемые имуществом с экономической точки зрения[73].

В.И. Синайский считает объектом права предмет, относительно которого устанавливаются в гражданском обороте права и обязанности, полагая, что такими предметами являются вещи в широком, социально-юридическим смысле, т. е. имущества[74].

Аналогичную точку зрения высказывали многие другие ученые.

По мнению Е.Р. Бирлинга, объектом права или объектом юридического отношения в строгом смысле следует считать то, что юридические нормы, образующие содержание юридического отношения, требуют от субъекта, к которому они обращаются, т. е. известное будущее, характеризованное положительным или отрицательным, абсолютным или относительным образом, поведение (действие или упущение) обязанного лица. В обыденном смысле объектом прав может стать все, к чему разумно могут относиться действия или упущения: не только лица и вещи всякого рода с их особыми свойствами и составными частями, но также проявления деятельности и продукты духа, в особенности юридические действия, юридические нормы и сами юридические отношения[75].

М.М. Агарков полагает, что терминологически правильнее было бы говорить не об объекте права, а об объекте правового отношения, понимая под объектом то, на что направлено поведение должника[76].

В 40-гг. XX столетия О.С. Иоффе также признал, что объектом правового отношения является поведение, деятельность или действия людей, поскольку только человеческое поведение способно к реагированию на воздействие, которое оказывает субъективное право и субъективная обязанность. Позднее, отвечая на вопросы оппонентов о том, какое место в правоотношении занимают вещи, О.С. Иоффе указал, что в правовом отношении, которое следует понимать как единство юридической (идеологической) формы и фактического (экономического) содержания, необходимо различать два объекта – юридический (действие) и материальный (вещь)[77].

Как отмечает Е.А. Суханов, с позиций современной цивилистической науки, объектом правового регулирования может быть лишь поведение, деятельность участников правоотношений. В свою очередь, явления окружающей действительности, способные удовлетворять потребности субъекта, составляют объект или предмет этой деятельности. При таком подходе объектом правоотношения признается поведение его участников, а объектом права именуются материальные или нематериальные блага или процесс их создания, по поводу которых субъекты вступают в юридические отношения, осуществляют субъективные права и исполняют субъективные обязанности. Однако субъективные права и обязанности составляют содержание правоотношения. Получается, что категория объекта права совпадает с понятием объекта правового отношения, или же понятие объекта права следует признать весьма условным. Между тем по сложившейся традиции и терминологии закона (ст. 128 ГК РФ[78]), к числу объектов гражданских прав относятся различные материальные и нематериальные (идеальные) блага либо процесс их создания. Смысл категории объекта гражданского права (объекта гражданского правоотношения) заключается в установлении конкретного правового режима, определяющего поведение участников правоотношений по поводу соответствующих материальных или нематериальных благ, возможности или невозможности совершения с ними определенных действий (сделок), влекущих известный юридический результат[79].

Категория «правовой режим» широко используется в юриспруденции, хотя также является дискуссионной[80].

Понимаемый как составной элемент правового регулирования, как совокупность правовых норм, регулирующих некую область общественных отношений[81], правовой режим, как правило, трактуется в двух основных значениях.

Во-первых, законодатель оперирует понятием правового режима для легальной характеристики некоторых аспектов деятельности субъекта в различных правоотношениях (налоговый режим[82] и т. п.).

Во-вторых, категория правового режима употребляется по отношению к разным объектам с целью раскрытия их юридической специфики (таможенный режим[83] и др.).

Как подчеркивает М.М. Агарков, функцией объекта является определение содержания юридического отношения, его индивидуализация либо типизация[84].

По мнению ряда исследователей, объектом правового регулирования могут быть только информационные ресурсы, информационные системы, технологии и средства их обеспечения, но не сама информация[85].

Более убедительной представляется позиция ученых, которые считают, что объектом информационных отношений выступают не только информационные ресурсы, но также сама информация[86].

Как пишет В.А. Дозорцев, объектом информационных отношений является нематериальный результат труда, сведения, знания как таковые, независимо от их использования. Причем это должны быть не просто сведения, которыми располагает сторона, передающая информацию, а сведения из массива информации, в котором содержатся полные и обработанные с помощью классификации, а часто и переработанные данные, которые взаимно сопоставлены и выверены. Эти данные должны быть почерпнуты из достаточно полной подборки, притом систематически пополняемой, концентрирующей в данный момент времени всю современную информацию. Объект информационных отношений – это сведения существующей или подлежащей пополнению базы данных, которой располагает или будет располагать, в том числе по индивидуальному заказу, организация, которая профессионально занимается сбором, обработкой и распространением информации, – информационный центр[87].