До недавнего времени информация прямо была названа в качестве самостоятельного объекта гражданского права (ст. 128 ГК РФ).
В соответствии с Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»[88], вступающим в силу с 1 января 2008 г., ст. 128 ГК РФ изложена в новой редакции, согласно которой информация исключена из перечня объектов гражданских прав.
Однако это не означает, что информация перестает быть объектом гражданских отношений (объектом права). Напротив, законодатель поднял правовое регулирование информационных отношений на качественно новый уровень путем установления на информацию, составляющую секрет производства (ноу-хау), в отношении которой введен режим коммерческой тайны, исключительного права (ст. 1465–1472 ГК РФ).
Кроме того, информация является объектом отношений, регулируемых предпринимательским правом, которое имеет неразрывную связь с публичным законодательством, в частности налоговым, таможенным и др.[89]
Объекты права (правового отношения), кроме нематериальных благ, которые неотчуждаемы от их обладателя, также могут быть «объектами имущественного оборота», т. е. переходить от одного лица к другому в порядке правопреемства, отчуждаться и приобретаться на основании гражданско-правовых сделок и др. Таким образом, понятие объекта имущественного оборота оказывается менее широким, нежели понятие объекта гражданского правоотношения (объекта гражданских прав).
По критерию оборотоспособности действующее законодательство и цивилистическая теория подразделяют объекты гражданских прав на три категории[90]:
1) полностью оборотоспособные объекты, которые могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом (п. 1 ст. 129 ГК РФ);
2) объекты, ограниченно оборотоспособные, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению. Виды ограниченно оборотоспособных объектов определяются в порядке, установленном законом (абз. 2 п. 2 ст. 129 ГК РФ);
3) объекты, изъятые из оборота, которые могут принадлежать на праве собственности или исключительном праве только государству, т. е. Российской Федерации или субъектам Российской Федерации.
Виды объектов, нахождение которых в обороте не допускается, должны быть прямо указаны в законе (абз. 1 п. 2 ст. 129 ГК РФ).
По смыслу п. 4 ст. 129, подп. 12 п. 1 ст. 1225 ГК РФ, секреты производства (ноу-хау), наряду с другими результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации, не могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому. Однако права на такие результаты и средства, а также материальные носители, в которых выражены соответствующие результаты или средства, могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому в случаях и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ.
На первый взгляд получается, что объектом права может служить только информация, составляющая секреты производства (ноу-хау), причем объектом не оборотоспособным, поскольку отчуждаться и передаваться другим субъектам могут только права на информацию, а также материальные носители информации, но не сама информация.
Действительно, информация в силу ее свойств по сути является неотчуждаемой. Однако это не означает, что она не может передаваться одним субъектом другому субъекту или распространяться среди неопределенного круга лиц, в том числе на возмездной основе, может выступать объектом любых юридических отношений. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», который определяет информацию как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления, прямо устанавливает, что информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений (поди. 1 ст. 2 п. 1 ст. 5).
Информация является весьма специфическим объектом правовых отношений, для которого требуется особый правовой режим, учитывающий естественные свойства информации. Думается, что последние законодательные новеллы, связанные с информационным обеспечением, означают, что информационное право еще находится в стадии становления, а юридическая наука – на путях разработки наиболее оптимальных правовых средств регулирования информационных отношений.
В настоящем исследовании под объектом информационных отношений в сфере предпринимательской деятельности будет пониматься информация или иной связанный с ней предмет деятельности субъектов права, по поводу которого они вступают в правоотношения, осуществляют субъективные права и исполняют субъективные обязанности.
Юридическое значение выделения категории объекта информационных отношений в сфере предпринимательской деятельности состоит в том, чтобы на основе выделения естественных свойств информации установить круг объективно возможных фактических и юридически значимых действий, которые могут быть совершены субъектами этих отношений в рамках их субъективных прав и обязанностей.
Как отмечается в литературе, содержание правового отношения, которое составляют права и обязанности его участников, является не предметом, а результатом правового регулирования[91].
Содержание информационного отношения в сфере предпринимательской деятельности составляют связанные с информацией субъективные права и обязанности участников этих юридических отношений, которые с известной долей условности можно именовать информационными правами и обязанностями.
Юридическое значение категории «содержание информационного отношения в сфере предпринимательской деятельности» состоит в определении меры, в установлении границ реализации возможного и должного поведения субъектов этих отношений.
1.5. Виды информационных отношений с участием субъектов предпринимательской деятельности
Для целей настоящего исследования представляется целесообразным исследовать пять групп правовых отношений, которые объединены общим объектом, поскольку возникают в сфере информационного обеспечения предпринимательской деятельности, но отличаются друг от друга по субъектному составу и содержанию, в том числе по характеру прав и обязанностей, возникающих по поводу объекта этих отношений.
Первую группу составляет комплекс публично-правовых отношений, связанных с централизованным государственным регулированием предпринимательской деятельности[92], в том числе с организацией ее информационного обеспечения.
С.А. Чеховская рассматривает публично-правовые информационные отношения как:
межгосударственные в сфере экономики;
возникающие по поводу предоставления хозяйствующими субъектами информации уполномоченным государственным органам, в соответствии с обязанностью, установленной нормативными актами;
возникающие между государственными органами в связи с регулированием предпринимательской деятельности;
возникающие по поводу предоставляемой государственными органами и собираемой в силу их компетенции информации, необходимой хозяйствующим субъектам для осуществления предпринимательской деятельности;
возникающие между хозяйствующими субъектами по поводу обязательного предоставления информации о своей деятельности путем ее опубликования[93].
С точки зрения традиционного понимания предмета и метода правового регулирования указанные отношения регламентируются нормами конституционного, административного, финансового, налогового и иных отраслей права, включающих правила, которые содержатся в антимонопольном, таможенном, лицензионном и ином законодательстве Российской Федерации.
К области публичного права относятся такие информационно-правовые категории, как право на информацию, свобода информации, правила формирования и использования публичных библиотек, архивов, ведения делопроизводства и предоставления статистической отчетности, организация информационного обмена, деятельность средств массовой информации, информационные права и обязанности в отношениях между органами государственной власти (местного самоуправления) и иными субъектами права, и др.[94]
В качестве второй группы следует выделить корпоративные отношения, возникающие между юридическим лицом, осуществляющим коммерческую деятельность, его учредителями (участниками) и субъектами, осуществляющими функции органов данного юридического лица[95].
Спецификой этих имущественных отношений является их ярко выраженный организационно-управленческий и властный характер, поскольку участники корпоративных отношений в соответствии с законом и учредительными документами созданного юридического лица добровольно передают друг другу в отношении себя права корпоративной власти, одновременно принимая обязанности корпоративного подчинения. Необходимость обеспечения законных интересов отдельных участников корпорации в сочетании с принципом доминирования общих корпоративных интересов над личными стремлениями неизбежно накладывает отпечаток на правовое регулирование информационного обеспечения деятельности субъектов этих отношений.
Третью группу отношений с участием предпринимателей составляют обязательственные отношения, возникающие между самими предпринимателями как экономически и юридически равными субъектами предпринимательской деятельности.
Интересы каждого из участников этих «горизонтальных» отношений, непосредственно связанных с предпринимательской деятельностью и регулируемых нормами частного, преимущественно гражданского, права[96], также нуждаются в информационном обеспечении.
К четвертой группе можно отнести правовые отношения, возникающие между предпринимателями и гражданами-потребителями, которые по сравнению с профессиональными предпринимателями являются не только более слабыми экономически, но и менее грамотными в соответствующей области, а потому нуждаются в специальной защите, в том числе посредством обеспечения потребителей максимально полной и правдивой информацией о товарах (услугах) и их производителях (услугодателях)[97].
Данная группа отношений также регулируется преимущественно нормами гражданского права. Вместе с тем в ряде ситуаций информационная безопасность их участников обеспечивается также с помощью норм административного, уголовного и иных отраслей публичного права.
Наконец, пятую группу составляют трудовые отношения, возникающие между предпринимателями (работодателями) и работниками (служащими), элементами которых являются обязанности как по предоставлению определенной информации, так и по сохранению ее конфиденциальности.
Указанная группа отношений обычно регулируется нормами трудового права, что не исключает субсидиарного применения гражданско-правовых норм, а также предписаний иных отраслей права.
По мнению ученых, информационные отношения могут носить как абсолютный, так и относительный характер.
Большинство информационных отношений имеет абсолютный характер, когда субъект «владеет, пользуется и распоряжается принадлежащей ему информацией по своему усмотрению и в своем интересе путем совершения с ней любых действий, не противоречащих закону и иным правовым актам и не нарушающих права и охраняемые законом интересы других лиц в сфере информационной деятельности».
В относительных информационных отношениях взаимодействие их участников реализуется в соответствии с принадлежащими им субъективными правами и возложенными на них обязанностями, когда осуществление субъективных информационных прав неразрывно связано с исполнением соответствующих обязанностей[98].
Определив понятие информационных отношений, возникающих в сфере предпринимательской деятельности, принципы и методы их правового регулирования, субъектный состав, объект и иные особенности их структуры, представляется целесообразным рассмотреть основные направления эволюции законодательного регулирования отношений, возникающих в сфере информационного обеспечения предпринимательской деятельности и показать дальнейшие перспективы его развития в Российской Федерации.
§ 2. Эволюция российского законодательства, регулирующего отношения в сфере информационного обеспечения предпринимательской деятельности
2.1. Система источников информационного права
Информационное обеспечение предпринимательской деятельности в Российской Федерации регламентируется значительным числом нормативных правовых актов, в том числе федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, как всецело посвященных регулированию отношений, возникающих в процессе сбора, хранения, переработки, использования, передачи и распространения информации, так и затрагивающих отдельные аспекты общественных отношений в этой области.
Правовые акты, так или иначе касающиеся информации, можно классифицировать по различным критериям: государственно-уровневому; властно-иерархическому; отраслевому и др. Большинство этих актов являются комплексными, поскольку содержат нормы разных отраслей права.
В системе информационного законодательства ученые-правоведы выделяют следующие основные элементы: международное информационное право; информационно-правовые нормы Конституции РФ; законодательство об интеллектуальной собственности; законодательство о средствах массовой информации; законодательство о формировании информационных ресурсов, подготовке информационных продуктов, предоставлении информационных услуг;
законодательство, регулирующее поиск, получение и передачу информации;
законодательство о создании и применении информационных технологий и средств их обеспечения;
законодательство об информационной безопасности; и др.[99] Однако данная классификация не учитывает тот факт, что правовые отношения, возникающие по поводу информации как объекта права, могут регулироваться различными, самостоятельными отраслями права. Поэтому более целесообразным представляется систематизировать нормы действующего законодательства Российской Федерации, касающиеся информации, следующим образом:
нормы, устанавливающие правовой режим информации как объекта гражданского (предпринимательского) права, отдельных видов и разновидностей информации (режим информации свободного доступа; режим конфиденциальной информации; режим государственной тайны и др.);
нормы административного, гражданского, трудового, уголовного и иных отраслей права, устанавливающие систему публичных разрешений, предписаний и запретов в сфере информационного обеспечения субъектов правовых отношений, в том числе с участием предпринимателей (разрешение установить режим коммерческой тайны; предписание установить режим служебной тайны; запрет устанавливать режим свободного доступа в отношении сведений, подлежащих отнесению к государственной тайне; запрет ограничивать доступ к сведениям, отнесенным к информации свободного доступа и др.);
нормы, устанавливающие информационные права и обязанности для субъектов правовых отношений, в том числе в сфере предпринимательской деятельности (право на получение информации и корреспондирующая ему обязанность предоставить данную информацию; обязанность не разглашать коммерческую, профессиональную, служебную или иную тайну; и др.);
нормы гражданского, трудового, административного, уголовного и иных отраслей права, устанавливающие порядок реализации информационных прав и обязанностей различных субъектов права (порядок осуществления права на получение информации и формы его защиты; порядок исполнения и обязанностей по передаче информации и способы его обеспечения; и др.);
нормы гражданского, трудового, административного, уголовного и иных отраслей права, устанавливающие ответственность за нарушение действующего законодательства в сфере информации;
нормы права, регламентирующие гражданско-правовые, трудовые, административные и иные отношения, в том числе с участием субъектов предпринимательской деятельности, возникающие в процессе заключения, исполнения, изменения и расторжения договоров, опосредующих информационное обеспечение;
правовые нормы, регламентирующие деятельность архивов, библиотек, иных юридических лиц, профессионально занимающихся сбором, хранением обработкой, передачей и распространением документированной информации;
нормы, регламентирующие правовое положение и порядок деятельности средств массовой информации на территории Российской Федерации; и т. д.
нормы, регулирующие отношения, связанные с использованием новейших информационных технологий и средств связи (информационных сетей, в том числе Интернет и др.);
нормы, регулирующие международный обмен информацией. Некоторые из этих норм рассредоточены в правовых актах общего характера, регламентирующих достаточно широкий круг общественных отношений. Другие нормы сконцентрированы в специальных правовых актах, регулирующих более узкий круг общественных отношений, тесно связанных непосредственно с информацией как объектом права.
2.2. Международно-правовые акты, регламентирующие информационное обеспечение предпринимательской деятельности
Важнейшим источником правового регулирования отношений, связанных с функционированием информации как объекта права, являются акты международного права.
Согласно ст. 15 Конституции РФ, п. 1 ст. 7 ГК РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью российской правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Одним из первых актов, закрепивших основные принципы международного права, в том числе связанные с информационным обеспечением, стала Всеобщая Декларация прав человека, провозглашенная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.[100]
В Декларации провозглашается право доступа к информации, в том числе в виде свободы искать, получать и распространять информацию, идеи любыми средствами и независимо от государственных границ (ст. 18–20), а также в виде права на образование (ст. 26). Кроме того, гарантируется право на сокрытие информации, составляющей личную, семейную тайну, тайну переписки, а также право на защиту от порочащей информации (ст. 12). Ограничение права на информацию допускается исключительно в целях обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других, удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния и должно соответствовать целям и принципам ООН (ст. 29).
Право на получение и распространение информации конкретизируется в Международных Пактах о правах человека 1966 г. (ст. 18–22 Пакта от 16 декабря 1966 г. «О гражданских и политических правах»[101]; ст. 13–15 Пакта об экономических, социальных и культурных правах[102]).
В частности, Пактом о гражданских и политических правах провозглашена свобода искать, получать и распространять всякого рода информацию независимо от государственных границ, устно, письменно, посредством печати, художественных форм выражения или иными способами (п. 2 ст. 19). Ограничения данного права должны быть установлены законом, если они необходимы для уважения прав и репутации других лиц, а также для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения (п. 3 ст. 19). Законом должна быть запрещена пропаганда войны, выступления в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющие собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию (ст. 20).
Римская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.[103] допускает вмешательство со стороны публичных властей в осуществление права на свободу мысли, совести и религии в случаях, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц (п. 2 ст. 9).
Согласно п. 1 ст. 10 Конвенции осуществление права на получение и распространение информации без вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.
Начиная с 80-х гг. XX в. задачи международно-правовой защиты права на информацию усложнились не только вследствие интенсификации экономических, политических, культурных и иных межгосударственных и межличностных контактов, но также в связи с появлением неизвестных ранее технических средств, предназначенных для сбора, хранения, обработки и распространения информации. Новые реалии получили отражение в международно-правовых актах.
В 1958 г. в рамках ООН были приняты первые международные соглашения об обмене информацией: Конвенция о международном обмене изданиями[104] и Конвенция об обмене официальными изданиями и правительственными документами между государствами[105].
7 октября 1994 г. для Российской Федерации вступило в силу подписанное в рамках ООН международное Соглашение от 17 июня 1950 г. «О ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера» (с Протоколом от 26 ноября 1976 г.)[106].
Существует целый ряд соглашений, регулирующих обмен информацией между государствами в отдельных сферах, затрагивающих интересы предпринимателей.
Нормы, регулирующие процесс обмена информацией между компетентными органами государств, содержатся в договорах об устранении двойного налогообложения.
Например, согласно п. 1 ст. 25 Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об избежании двойного налогообложения[107] любая информация, полученная Договаривающимся Государством, будет считаться конфиденциальной в той же степени, как информация, полученная в соответствии с национальным законодательством этого Государства, и будет раскрыта только лицам или органам, в том числе судам и административным органам, связанным с исчислением, взиманием, управлением, принудительным взысканием или исполнением решений или рассмотрением заявлений в отношении налогов, на которые распространяется Договор. Названные лица или органы будут использовать данную информацию только для указанных целей и могут раскрывать ее в ходе открытого судебного заседания либо в процессе принятия юридических решений.
Данные положения ни в каком случае не будут толковаться как обязывающие одно Договаривающееся Государство предоставлять информацию, которую нельзя получить по законодательству либо в ходе обычной административной практики данного или иного Договаривающегося Государства, либо предоставлять информацию, которая раскрывает промышленную, коммерческую, производственную, торговую, профессиональную тайну или производственный процесс, либо информацию, раскрытие которой противоречило бы национальным интересам (п. 2 ст. 25 Договора).
С мая 1991 г. для Российской Федерации действует Европейская конвенция об информации относительно иностранного законодательства 1968 г.[108], цель которой состоит во взаимном предоставлении государствами информации в отношении своего законодательства и процедур в гражданской и коммерческой сферах, а также их судебной системы (п. 1 ст. 1 Конвенции).
Получение запрашиваемой информации обусловлено двумя обстоятельствами. Во-первых, запрос должен исходить от органа судебной власти, даже если запрос не был подготовлен этим органом. Во-вторых, запрос может быть подан только в случае, если запрашиваемая информация необходима для разрешения конкретного спора, судебное разбирательство по которому действительно ведется (п. 1 ст. 3 Конвенции).
Заслуживает внимания Страсбургская Конвенция Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных 1981 г. подписанная от имени Российской Федерации в Страсбурге 7 ноября 2001 г. и ратифицированная Федеральным законом от 19 декабря 2005 г. № 160-ФЗ[109].
Главной целью Конвенции является обеспечение неприкосновенности личной сферы человека независимо от его гражданства и места жительства в процессе автоматической обработки касающихся его персональных данных (ст. 1 Конвенции). В Конвенции определяются такие понятия, как «персональные данные», «субъект данных», «автоматизированная база данных», «автоматическая обработка», «контролер базы данных», устанавливаются основные принципы защиты персональных данных.